Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Акватория здоровья"
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Акватория здоровья"
Плавание является одним из универсальных средств физического воспитания. Умение плавать гарантирует человеку сохранение жизни, обеспечивает безопасность и предотвращает несчастные случаи при нахождении его в водной среде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Акватория здоровья"»
Дополнительная общеобразовательная программа
физкультурно-спортивной направленности
«Акватория здоровья»
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор – составитель:
Иванина Валентина Валентиновна
педагог дополнительного образования
Раздел №1
«Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Плавание является одним из универсальных средств физического воспитания. Умение плавать гарантирует человеку сохранение жизни, обеспечивает безопасность и предотвращает несчастные случаи при нахождении его в водной среде. Плавание является прекрасным средством закаливания, оказывая положительное влияние на иммунную систему организма человека. Обучение основам техники всех способов плавания, безопасному поведению на занятиях в бассейне, отдыхе у воды, предлагает обучающимся дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акватория здоровья» физкультурно-спортивной направленности МОУ «СОШ №2 г. Ершова Саратовской области им. Героя Советского Союза Зуева М.А.» разработана в соответствии с:
«Закон об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.);
«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр. Министерства образования и науки РФ от 27 июля 2022 г. №629)
«Правила персонифицированного дополнительного образования в Саратовской области, п.53» (утверждённые приказом Министерства образования Саратовской области от 21.05.2019 г. №1077, с изменениями от 14.02.2020 г., от 12.08.2020 г.)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
Положением о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей МОУ «СОШ №2 г. Ершова Саратовской области им. Героя Советского Союза Зуева М.А.» и реализуется в очной форме.
Так как в течение учебного года возникает непреодолимая сила, или форс-мажор – обстоятельства (эпидемия, карантин, погодные условия и прочее), не позволяющие осуществлять обучение в обычной (очной) форме, программа реализуется с помощью электронных (дистанционных) технологий.
Уровень сложности освоения программы – стартовый.
Актуальность определяется современными требованиями модернизации системы образования, направленной на формирование у обучающихся целостного представления о возможностях физической культуры и спорта, как средства укрепления здоровья, максимальной реализации двигательных качеств, освоение навыков самоконтроля и проведение активной тренировки в плавании, развития познавательных интересов, формирования навыков здорового образа жизни. Плавание – жизненно необходимый навык. Устойчивый навык плавания является необходимым условием, обеспечивающим безопасность при проведении занятий и соревнований.
Достижение успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьёзных результатов. Ребенок, обучающийся в секции, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в командах.
Новизна данной программы является то, что подростки параллельно с обучением двигательным умениям и действиям в воде приобретают знания и навыки поддержания своего здоровья. Развитие физических качеств посредством плавания открывают новые горизонты для личного самосовершенствования и укрепления здоровья обучающихся.
Кроме этого, по ходу реализации программы, предполагается информации в интернете, просмотр видеоматериала, использование электронных (дистанционных) технологий.
Педагогическая целесообразность. Овладения навыками плавания является жизненно необходимым для каждого ребенка, так как способность плавать позволяет человеку уверенно чувствовать себя не только в условиях бассейна, но и в открытых водоёмах, позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств. Это одна из наиболее эффективных форм закаливания и профилактики многих заболеваний.
Программа направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребенка, но и на развитие у подрастающего поколения духовности, нравственности, патриотизма.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная и имеет спортивное оздоровительное и прикладное значение. Особенность программы в том, что она направлена на решение ни одной задачи обучения, а комплексного подхода обучения и оздоровления учащихся. Вопросы физического развития школьников представлены, как основа профилактики нарушений осанки. Оздоровительное плавание, обеспечивая естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц, является частью всего комплекса. Особый акцент в программе сделан на использование таких методических подходов, которые позволяют работать с каждым ребенком индивидуально, развивать личностные качества, способствующие формированию у детей культуры отношений к своему здоровью, познавательной и двигательной активности. Детям предоставляется возможность из большого количества упражнений и разных способов плавания выбрать те, которые у них лучше получаются. Это дает возможность каждому относиться к обучению более сознательно и активно.
Адресат программы. Возрастные особенности обучающихся. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы, 11-13 лет.
Возрастные особенности детей 11-13 лет. В этом возрасте уже достигнуты уровни физической подготовленности и развития, а потому в связи с этим, появилась возможность тонко анализировать мышечные ощущения и механизмы центральной нервной регуляции, при этом наблюдаются значительные отставания у них в физиологической зрелости внутренних органов. У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 11 - 13 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. В этом возрасте, для плавания, имеет большое значение хорошая плавучесть тела. Дети, как правило, обладают лучшей плавучестью, чем взрослые, за счет меньшего удельного веса. Подвижность и гибкость в суставах позволяет ребятам быстрее осваивать технику спортивных способов плавания. Причем техника эта рациональна и экономична, так как хорошая плавучесть позволяет не тратить силы на поддержание тела у поверхности воды, а отдать максимум энергии на продвижение вперед.
Программа «Акватория здоровья» составлена в соответствии с данными психолого-педагогическими особенностями.
Наполняемость группы: 15 человек. Программа предназначена для учащихся умеющих плавать. Зачисляются обучающиеся, независимо от их способности, уровня физического развития и подготовленности, при наличии медицинского заключения о состоянии здоровья (не имеющие медицинских противопоказаний).
Сроки реализации программы: Объём образовательной программы 72 часа в год. Этот объём реализуется в течение 1 года, т.е. 9 месяцев (36 недель).
Режим работы: Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 1 часу продолжительность часа - 45 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: обучение детей школьного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма.
Обучить детей основным правилам безопасного поведения на воде.
Развивающие:
развивать двигательную активность детей;
развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке;
формировать представление о водных видах спорта.
Развивать чувство ответственности и любви к Родине.
Воспитательные:
воспитывать морально-волевые качества, патриотизм, активную жизненную позицию (учить детей преодолевать трудности, владеть собой, принимать правильные решения в экстренных ситуациях на воде).
воспитывать бережное отношение к своему здоровью, привычку к закаливанию;
воспитывать интерес к занятиям физической культуры; положительный интерес к упражнениям в воде и овладению жизненно необходимыми навыками плавания.
прививать культуру общения в коллективе.
Планируемые результаты
В результате обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Акватория здоровья» обучающиеся получают следующие результаты:
Предметные:
знания о значении плавания как средства повышения функциональных возможностей основных систем организма и укрепления здоровья человека;
формирование навыков: безопасного поведения во время занятий плаванием в бассейне, купания в открытых водоёмах и повседневной жизни;
освоение технических действий стилей плавания: брасс, кроль на груди, кроль на спине; учебные прыжки в воду и простейшие повороты;
знание и выполнение тестовых упражнений по физической подготовленности в плавании; заплыв по дистанции 50 м вольным стилем без остановки, дистанции 25 м различными стилями плавания в полной координации;
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения средствами плавания, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в физкультурно-спортивном направлении;
умение планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами;
работать индивидуально и в группе, разрешать конфликты;
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в учебной, досуговой деятельности и чрезвычайных ситуациях при занятии плаванием;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения со сверстниками и педагогами;
Содержание программы
Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акватория здоровья»
№
Наименование тем
Количество часов
Форма контроля
Всего
Теория
Практика
Модуль №1. «Акватория здоровья» 72 часа
Раздел №1. Общая физическая подготовка – 10ч
1
Вводное занятие. Введение в вид спорта Плавание. Показ способов плавания. Проверка плавательной подготовленности.
Содержание учебного плана дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акватория здоровья»
Модуль №1. «Акватория здоровья» - 72 часа.
Раздел №1 Общая физическая подготовка – 10 часов
Тема 1. Вводное занятие.
Теория.(Очно/дистанционно) Правила предупреждения травматизма во время занятий плаванием (+ в течение года 1 раз в месяц в ходе занятия). История возникновения плавания.
Тема 2. Гигиена физических упражнений и профилактика заболеваний.
Теория.(Очно/дистанционно)Закаливание организма. Значение закаливания для укрепления здоровья человека, сведения о пользе плавания.
Практика. Выполнение упражнений, развивающих быстроту, координацию, выносливость. Тестирование/ онлайн-тестирование.
Тема 3. Подготовительные упражнения на суше.
Теория. (Очно/дистанционно) ТБ в плавательном бассейне.
Практика. Строевые упражнения, ходьба и бег. Основные строевые упражнения на месте и в движении, применяемые для организации детей. Общеразвивающие упражнения: упражнения без предметов для рук, шеи, туловища, ног из различных исходных положений (Разминка/онлайн-разминка).
Тема 4. Начальное понятие о стилях плавания. История развития мирового плавания.
Теория. (Очно/дистанционно) Виды и техника основных видов плавания. Спортсмены-пловцы. История развития спорта.
Тема 5. Влияние физических упражнений на организм человека.
Теория. (Очно/дистанционно) Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Практика. Разучить: комплекс ОРУ и специальных упражнений, упражнения для освоения с водой (погружения, выдохи в воду, скольжения и т.д.).(Разминка/онлайн-разминка).
Тема 6. Подготовительные упражнения на освоение с водой.
Теория. (Очно/дистанционно) ТБ в плавательном бассейне.
Практика. Погружения в воду с задержкой дыхания (с опорой и без), открывания глаз в воде, перемещения по дну шагом, бегом, прыжками. Общеразвивающие упражнения: упражнения без предметов для рук, шеи, туловища, ног из различных исходных положений (Очно/дистанционно).
Тема 7. Физические упражнения для развития физических качеств применительно к плаванию.
Теория. (Очно/дистанционно) ТБ в плавательном бассейне.
Практика. Выполнение упражнений, развивающих быстроту, координацию, выносливость. ОРУ для укрепления мышц, участвующих в гребковых движениях пловца;(Тестирование/ онлайн-тестирование)
Тема 8. Подготовительные имитационные упражнения для закрепления и совершенствования способов плавания.
Теория. (Очно/дистанционно) ТБ в плавательном бассейне.
Раздел №2 Общая плавательная подготовка – 46 часов
Тема 9. Общеразвивающие упражнения и имитационные плавательные упражнения.
Теория. (Очно/дистанционно) ТБ в плавательном бассейне.
Практика. Упражнения имитирующие технику спортивных способов плавания.(Игра/ интерактивная игра)
Тема 10. Отработка дыхания при всех способах плавания.
Теория. (Очно/дистанционно) ТБ в плавательном бассейне.
Практика. Задержка дыхания, выдохи в воду в различных положениях, погружения с задержкой дыхания. Упражнения имитирующие технику спортивных способов плавания с дыханием. (Разминка/онлайн-разминка).
Тема 11. Обучение работе ног в плавании кролем на груди и на спине.
Теория. (Очно/дистанционно) ТБ в плавательном бассейне.
Практика. Обучение работе ног, дыханию и координации движений при плавании кролем на груди и на спине. ОРУ на растягивание и подвижность в голеностопных и плечевых суставах.(Тестирование/ онлайн-тестирование).
Тема 12. Обучение работе рук в плавании кролем на груди и на спине.
Теория. (Очно/дистанционно) ТБ в плавательном бассейне.
Практика. Обучение работе рук, при плавании кролем на груди и на спине. ОРУ на растягивание и подвижность в голеностопных и плечевых суставах (Тестирование/ онлайн-тестирование).
Тема 13. Плавание по «элементам».
Теория. (Очно/дистанционно) ТБ в плавательном бассейне.
Практика. Выполнение упражнений для изучения техники кроля на груди и на спине
(Интерактивная презентация).
Тема 14. Упражнения на освоение спортивной техники плавания брассом.
Теория. (Очно/дистанционно) ТБ в плавательном бассейне.
Практика. Обучение работе ног, рук, дыханию и координации движений при плавании брассом (интерактивная презентация).
Тема 15. Движения руками при всех способах плавания.
Теория. (Очно/дистанционно) ТБ в плавательном бассейне.
Практика. В движении шагом, с доской между колен в скольжении. Игры. (Разминка/онлайн-разминка).
Тема 16. Плавание всеми способами в полной координации.
Теория. (Очно/дистанционно) ТБ в плавательном бассейне.
Практика. Проплывать всеми способами спортивного плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс). Игры на воде.(Разминка/онлайн-разминка).
Тема 17. Обучение поворотам и стартовым прыжкам. Организация занятий по плаванию.
Теория. (Очно/дистанционно) ТБ в плавательном бассейне.
Практика. Разучить повороты простые открытые и закрытые при плавании кролем на груди и на спине, брассом. Разучить стартовый прыжок: с низкого бортика и тумбочки. Старт из воды при плавании на спине. Игры на воде (интерактивная презентация).
Тема 18. Совершенствование техники дыхания.
Теория. (Очно/дистанционно) ТБ в плавательном бассейне.
Практика. Совершенствование техники дыхания и поворотов. Игры на воде (Игра/ интерактивная игра)
Тема 19. Плавание избранным способом.
Теория. (Очно/дистанционно) ТБ в плавательном бассейне.
Практика. Совершенствование техники плавания кролем на спине, на груди с работой ног, брассом. Игры на воде.(Соревнование/ онлайн-соревнование)
Тема 20. Комплексное плавание. Стартовые прыжки.
Теория. (Очно/дистанционно) ТБ в плавательном бассейне.
Практика. Совершенствование техники плавания кролем на спине, на груди, брасс. Стартовые прыжки с низкого бортика и тумбочки. Старт из воды при плавании на спине (Соревнование/ онлайн-соревнование)
Тема 21. Игры с плаванием различными стилями.
Теория. (Очно/дистанционно) ТБ в плавательном бассейне.
Практика. Применение знаний и навыков плавания на практике (Игра/ интерактивная игра).
Тема 22. Повороты у бортика всеми способами.
Теория.(Очно/дистанционно) Способы транспортировки пострадавшего в воде.
Практика. Повороты простые открытые и закрытые при плавании кролем на груди и на спине, брассом. (Игра/ интерактивная игра).
Теория. (Очно/дистанционно) Способы транспортировки пострадавшего в воде.
Практика. Преодоление водных преград. Ныряние и прыжки в воду. Эстафеты. Игры на воде (Соревнование/ онлайн-соревнование).
Раздел №4 Техническаяподготовка - 16 ч
Тема 24. Совершенствование технике кроль на груди.
Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Теория. (Очно/дистанционно) ТБ в плавательном бассейне. Связь физических упражнений с жизненно важными способами передвижения человека.
Практика. Плавание с полной координацией движений двух, четырех, и шести ударным кролем. Плавание с помощью движений одними руками (с поплавком между ног и без него – акцент на качественном длинном гребке). Плавание кролем с задержкой дыхания (на отрезках 10-15 м.). Плавание с двухсторонним дыханием (вдох на каждый третий и пятый гребок). Плавание кролем на груди с помощью движений одними ногами и различным исходным положением рук (руки вытянуты вперед; одна вперед, другая – вдоль туловища; обе вдоль туловища). Плавание кролем на груди с подменой гребка левой рукой, правая вдоль туловища (Зачёт/онлайн-зачёт), (Соревнование/ онлайн-соревнование).
Тема 25. Совершенствование технике кроль на спине.
Теория.(Очно/дистанционно) ТБ в плавательном бассейне.
Практика.Совершенствование техники плавания способом кроль на спине: плавание с помощью движений одними руками; плавание с помощью движений одной руки, другая вытянута вперед или прижата к туловищу; плавание с помощью движений одними ногами с различными положениями рук; плавание с полной координацией движений; совершенствование техники дыхания. Совершенствование техники дыхания и поворотов. (Зачёт/онлайн-зачёт), (Соревнование/ онлайн-соревнование).
Тема 26. Совершенствование технике брасс.
Теория. (Очно/дистанционно) ТБ в плавательном бассейне.
Практика: Выполнение упражнений на освоение спортивной техники плавания брассом.
Обучение работе ног, рук, дыханию и координации движений при плавании брассом. (Зачёт/онлайн-зачёт), (Соревнование/ онлайн-соревнование).
Тема 27. Место плавания в комплексе ГТО.
Теория. (Очно/дистанционно) ТБ в плавательном бассейне. История Советского комплекса ГТО. ВФСК «ГТО»: понятие, цели, задачи структура, значение в физическом воспитании.
Практика. Дистанционное плавание всеми способами до 1500 м. Совершенствование техники плавания способами «кроль на груди», «кроль на спине», «брасс» (Соревнование/ онлайн-соревнование).
Теория. (Очно/дистанционно) ТБ в плавательном бассейне.
Практика. Итоговое занятие. Выполнение контрольных нормативов. Подведение итогов работы. (Зачёт/онлайн-зачёт).
Форма аттестации/контроля, их периодичность.
Предметные результаты:
Входной контроль проводится в начале обучения (определение уровня физической подготовленности обучающихся), оценка знаний учащихся осуществляется в ходе проведения тестирования.
Текущий контроль проводится в течение реализации программы, осуществляется в форме педагогического наблюдения, сдачи нормативов.
Итоговый контроль проводится на последнем занятии, оценивание осуществляется по итогам выполненных нормативов и проведенных соревнований.
Метапредметные и личностные результаты:
Текущий контроль проводится с использованием метода педагогического наблюдения.
Раздел №2 Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Методическое обеспечение программы
Обучение проводится и реализуется в очной форме с использованием электронных (дистанционных) технологий. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акватория здоровья» разработано в форме образовательно-методического комплекса, который включает набор компонентов, предполагающих как целостное, так и модульное их использование материалов.
Программа предназначена для обучения детей спортивному плаванию, укреплению здоровья и физического развития.
Программа состоит из 3-х разделов, каждый из которых нацелен на решение определённых задач.
Раздел «Общая физическая подготовка» предполагает всестороннее развитие организма спортсмена, повышение уровня развития выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости и на основе этих качеств создание функциональной базы, необходимой для достижения высоких спортивных результатов;
Раздел «Общая плавательная подготовка» формирование умений и навыков в плавании с учетом уровня плавательной подготовленности, полученного на первом этапе обучения.
Раздел «Общая техническая подготовка» обеспечивает освоение спортсменом правильной техники плавания, старта и поворотов, что позволяет ему выполнять движения пловца эффективно и экономно.
Формы организации образовательного процесса подбираются с учетом цели и задач, специфики содержания данной образовательной программы и возраста обучающихся. Используемые индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая, соревновательная, зачёт, электронная (дистанционная) формы.
Формы взаимодействия субъектов образовательного процесса в случае электронного обучения с применением дистанционных технологий предусматривается взаимодействие с педагогом, обучающимися, родителями – помощниками в техническом обеспечении образовательного процесса.
Формы проведения занятий – это беседа, практикум, занятие-игра, соревнования, контрольно-учётные, учебно-тренирующие и др.
При реализации программы используются различные методы обучения: словесный, наглядный, практический, повторный, соревновательный и т.д.
Методы по преимущественному источнику получения знаний:
словесный: объяснение, пояснения и указания, команды и распоряжения (подаются громко и чётко), использование счёта; методические указания ориентиров (направлены на предупреждение и устранение возникающих ошибок);
наглядный: показ, жестикуляция (условны сигналы и жесты). Этот метод применяется на протяжении всего курса обучения, он помогает создать у детей конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при выполнении упражнений в воде;
практический: упражнения, направленные на освоение техники плавания и развитие двигательных качеств; они тесно взаимосвязаны, т.к. обеспечивают координацию между двигательными и функциональными системами организма ребёнка;
Для решения образовательных задач используются разнообразные приёмы и педагогические технологии обучения.
Приемы обучения обучающихся - это создание ситуации успеха, использование дифференцированного и индивидуального подходов, возможность поделиться своими достижениями и успехами, возможность каждого обучающегося видеть своё движение вперёд, педагогическое сотрудничество и др.
Приёмы обучения: беседа, конкурс, экскурсия, (беседа, просмотр и анализ учебных кинофильмов видеозаписей, просмотр и обсуждение соревнований), фестиваль, презентации демонстрация, работа в дистанционной оболочке в сервисах: Zoom.
Педагогические технологии, используемые в представлении программного материала:
№
Наименование
технологии, методик
Характеристика технологий в рамках образовательной программы
1
Технология группового обучения
С помощью групповой технологии учебная группа, поделённая на подгруппы решает и выполняет конкретные задачи таким образом, что виден вклад каждого обучающегося.
2
Игровая технология
Обеспечивает личностную мотивационную включенность каждого обучающегося, что значительно повышает результативность обучения по программе. У обучающихся формируются способности анализировать, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения генерировать новые идеи, что повышает продуктивность их творческой и интеллектуальной деятельности.
3
Здоровьесберегающая технология
Благодаря этим технологиям обучающиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Они способствуют активному участию самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности ребёнка, становления самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье своих товарищей.
4
Электронные (дистанционные)технологии
С помощью этих процессов происходит
подготовка и передача информации обучающемуся, через компьютер (дистанционно)
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Плавательный бассейн – специализированный, закрытый, ванна находится в помещении.
Размер ванны в плавательном бассейне – 25 метров, ширина – 8,5, глубина – 198 см. Количество дорожек- 4, используются в тренировочном процесс -2. Имеются ограничительные буйки ярких цветов, скамейки. Поперек ванны на расстоянии 5 м от начала и конца подвешены два шнура с флажками. Перед каждой дорожкой в начале бассейна расположены стартовые тумбочки, с них прыгают в воду при старте пловцы: кролем, брассом и баттерфляем. На тумбочках имеются рукоятки, за которые держатся пловцы на спине перед стартом.
Для удаления загрязненного верхнего слоя воды, а также для гашения волн, возникающих при плавании, в стенках ванн предусмотрены переливные желоба (пенные корытца) двух типов: с бортом в плоскости воды и обходной дорожки и с бортами, поднимающимися над водой.
Для покрытия обходных дорожек, стен и дна ванн используются материалы, устойчивые к применяемым для очистки воды реагентам и дезинфектантам и позволяющие проводить качественную механическую чистку и дезинфекцию. Швы между облицовочными плитами тщательно затираются, и цвет отделочного материала светлых тонов.
Освещение – двухстороннее (искусственное и естественное).
Светильники – защищены от механических повреждений.
Вентиляция – естественная и искусственная.
Для успешной реализации программы необходимо следующее оборудование:
доски для плавания – 15 шт.;
колобашки – 15 шт;
лопатка для плавания – 15 шт;
ласты – 5 шт;
нудлы - 15 шт;
восьмёрки – 3 шт;
нарукавники – 6 шт;
Каждый обучающийся должен иметь:
сменную обувь;
резиновые шлёпанцы на рифлёной подошве;
средства личной гигиены (мыло, мочалку, полотенце);
плавки/купальник;
шапочку для плавания;
очки для плавания;
мячи для игр и плавания;
Занимающиеся должны быть ознакомлены с правилами поведения в раздевалках и душевых, техникой безопасности на занятиях в бассейне.
Информационное обеспечение
Для успешной реализации программы используются: методическая литература для педагогов дополнительного образования и обучающихся, ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий, а также:
сайт школы МОУ «СОШ №2 г. Ершова» (http://shkola-ershov.ucoz.net/;
сайт учителя Физической культуры Иваниной В.В.( fizkyltyra.ucoz.ru);
тематический материал периодической печати;
дидактические материалы: разработки по темам;
карточки с подбором специальных упражнений по изучаемой теме;
Электронные образовательные ресурсы
Энциклопедия Кругосвет Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедияhttp://krugosvet.ru/enc/sport/PLAVANIE_NA_SPORTIVNIE_DISTANTSII.html
http://www.fina.org Международная Федерация водных видов спорта;
http://swim7.narod.ru/video_plavanie.html Сайт профессиональных дипломированных тренеров по плаванию;
Дидактические материалы
Тесты: «История развития плавания», «Техника кроль на груди», «Техника кроль на спине», «Техника брасс».
Кейсы: слайды, плакаты, кинофильмы, видеофильмы, учебники и другие средства.
Тренинги: «Веду ли я ЗОЖ»
Автоматизированные системы тестирования знаний (ЦОРы).
Видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации, компьютерные (анимационные) демонстрации;
Кадровое обеспечение
Реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акватория здоровья» осуществляет учитель физической культуры МОУ «СОШ №2 г. Ершова» с высшим образованием, высшей квалификационной категорией, прошла курсы профессиональной переподготовки «Педагог дополнительного образования».
2.3 Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акватория здоровья» на 72 часа
№
п/п
Месяц
Число
Время
Проведения занятия
Форма
занятия
Кол-во
часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
Модуль №1. «Акватория здоровья» 72 часа
Раздел 1. ОФП - 10 часов
1
Беседа Практикум Неаудиторная/дистанционная
2
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Правила предупреждения травматизма во время занятий плаванием. История возникновения плавания.
Место плавания в комплексе ГТО. Дистанционное плавание всеми способами до 1500 м. Совершенствование техники плавания способами «кроль на груди», «кроль на спине», «брасс».
Критерии оценки предметных результатов по разделам (темам) и планируемых оцениваемых параметров метапредметных и личностных результатов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акватория здоровья» в рамках текущего контроля, промежуточной/ итоговой аттестации обучающихся.
Показатели (оцениваемые параметры)
Степень выраженности оцениваемого качества
Число баллов
Методы диагностики
Образовательные результаты
Теоретические знания по разделам/темам учебно - тематического плана программы
(I степень) Овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой.
от 1 до 7
Тестирование
( II степень) Объем усвоенных знаний составляет более ½.
от 8 до 16
(III степень) Освоил практически весь объем знаний, предусмотренных
программой за конкретный период.
от 15 до 16
Практические умения и навыки, предусмотренные программой
Двигательное действие выполняется верно, но с одной значительной или не более чем с тремя незначительными ошибками.
1
Наблюдение,
соревнование, контрольное тестирование
Двигательное действие выполняется в соответствии с предъявленными требованиями, слитно, свободно, но при этом было допущено не более двух незначительных ошибок.
2
Точное соблюдение всех технических требований, предъявляемых к выполняемому двигательному действию. Двигательное действие выполняется слитно, уверенно, свободно.
Неохотно выполняет поручения. Начинает работу, но часто не доводит ее до конца.
1
Наблюдение
Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности учителя.
2
Выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других.
Всегда дисциплинирован, везде соблюдает правила поведения, требует того же от других.
3
Метапредметныерезультаты
Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом.
Овладел менее чем ½ объема задач, предусмотренных программой.
1
Наблюдение
Объем усвоенных задач составляет более ½.
2
Демонстрирует полное понимание, предусмотренных программой задач за конкретный период.
3
Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.
Знает, но избегает их употреблять в своей деятельности.
1
Наблюдение
Не всегда осуществляет контроль своей деятельности. При выполнении заданий применяет полученную информацию, при наличии контроля учителя.
2
Осуществляет контроль своей деятельности, понимает и оценивает правильность выполнения учебной задачи.
3
Тест для проверки теоретических знаний по разделам/темам учебно - тематического плана программы
1. Где были проведены первые соревнования по плаванию?
во Франции
в Италии
в Венеции
в России
2. Где была основана первая школа любителей плавания?
в Париже
в Москве
в Берлине
в Вене
3. Кто впервые переплыл пролив Ла-Манш?
Пьер де Кубертен
Капитан М.Вебб
Мэттью Уэбб
Петр 1
4. Когда в России открылась первая школа плавания?
в 1767 г.
в 1800 г.
в 1825 г.
в 1903 г.
5. По чьей инициативе была организована наиболее известная школа плавания, основанная в 1908 году в местечке Шувалове, недалеко от Петербурга?
преподавателя плавания Л.В. Геркана
русского пловца Л.А. Романчеико
морского врача В.Н. Пескова
педагога В.В. Гориневского
6. Какое звание могли получить занимающиеся в Шуваловской школе?
чемпион по плаванию
магистр плавания
лучший пловец
Шуваловский пловец
7. В каком году наши пловцы впервые приняли участие в Олимпийских играх?
в 1904 г.
в 1908 г.
в 1912 г.
в 1924 г.
8. В каком году соревнования по плаванию были включены в программу первых современных Олимпийских игр?
в 1904 г.
в 1908 г.
в 1900 г.
в 1896 г.
9. Когда впервые была описана техника плавания брассом?
в 1538 г.
в 1638 г.
в 1738 г.
в 1838 г.
10.Что не относится к прикладному плаванию:
1)ныряние в длину и глубину;
2)транспортировка пострадавших;
3)эстафеты.
11. Как разрешается входить в ванную бассейна учебным группам:
прыгать по одному сидя с бортика;
по одному, спиной к воде по лестнице;
всем вместе прыгать с бортика.
12.Какое упражнение является первым подводящим при обучении плаванию способом кроль на груди:
скольжение на груди без работы ног;
поплавок;
скольжение с работой ног на груди.
13. Какова характерная особенность плавания способами кроль на груди и на спине:
одновременная работа ног и рук;
разноименная работа рук и ног;
разноименная работа рук.
14. Какова правильная последовательность обучения работе ног при плавании способами кроль на груди и на спине:
на суше сидя на бортике; сидя на бортике ноги в воде; у бортика в воде; скольжение с работой ног;
сидя на бортике, ноги в воде; скольжение с работой ног; у бортика в воде;
скольжение без работы ног; скольжение с работой ног; работа ног, руки с доской.
15. Какой из спортивных способов плавания является наиболее скоростным:
баттерфляй;
кроль на груди;
брасс;
кроль на спине.
16. При плавании каким из спортивных способов, спортсмен показывает наилучшее время на дистанции:
кроль на груди;
кроль на спине;
брасс.
Таблица оценивания образовательных результатов
№
п/п
Ф.И. уч-ся
Число набранных баллов
Степень выраженности оцениваемого качества (I,II, III)
Статистическая система оформления результатов тестирования.
Результаты каждого тестирования заносятся в сводные протоколы. В протоколах указывается результат и уровень физической подготовленности учащихся (высокий, средний, низкий) исходя из сопоставления результатов тестирования с показателями сводной таблицы нормативных оценок таблицы.
На основании данных об уровне физической подготовленности учащихся, полученных в начале учебного года (сентябрь), педагог корректирует тренировочный процесс. Разрабатывают специальные двигательные режимы и методические приемы для коррекции или профилактики отклонений, характеризующих низкий или средний уровень физической подготовленности.
Результаты тестирования подвергаются анализу. Что позволяет корректировать не только сам процесс обучения, но и выявление перспектив и направленности в спортивной деятельности.
В конце учебного года (май) педагог проводит повторное тестирование. Показатели физической подготовленности занимающихся также заносятся в листок физической подготовленности.
На основании итоговых данных тестирования педагог оценивает физическую подготовленность учащихся, разрабатывает для них рекомендации по индивидуальной физкультурно-оздоровительной деятельности.
СВОДНЫЙ ПРОТОКОЛ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ОФП
ЗА 20___ - 20___ УЧЕБНЫЙ ГОД:
№
п/п
ФИ
Пол,год рождения,
Бег
Прыжок в длину с места
Поднимание
тулов.
Наклон вперёд
Отжимание
Подтягивание
Уровень физической подготовленности
30 м
3*10м
6-и минутный
низкий
средний
высокий
Дата проведения: « » ________ 20___г. Учитель ФК: /Иванина В.В./
Тестирование физической подготовленности
Бег на 30 м
Прыжок в длину с места.
6-и минутный бег (м).
Тест предназначен для определения выносливости.
В процессе бега допускается переход на шаг.
Челночный бег 3 х 10 м
Тест позволяет оценить быстроту и ловкость, связанную с изменением направления движения и чередованием ускорения и торможения.
Подтягивание на перекладине (мальчики)
Тест позволяет оценить силовую выносливость мышц рук и плечевого пояса.
Отжимания (девочки)
Тест позволяет оценить силовую выносливость мышц рук и плечевого пояса.
Подъем туловища за 30 с.
Тест предназначен для измерения силы мышц-сгибателей туловища.
Наклон вперед из положения сидя.
Тест предназначен для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов.
Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – итоговое тестирование.
Проплывание 50м способом «кроль на груди», «кроль на спине», «брасс» на технику. Апробация выполнения норматива плавания комплекса ГТО, согласно своей возрастной ступени.
НОРМЫ ГТО ПО ПЛАВАНИЮ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ:
(единицы измерения – минут: секунд)
Возраст
Дистанция
МАЛЬЧИКИ
ДЕВОЧКИ
золотой значок
серебряный значок
бронзовый значок
золотой значок
серебряный значок
бронзовый значок
11 - 12 лет
50 метров
1:00
1:20
1:30
1:05
1:25
1:35
13 лет
50 метров
0:55
1:15
1:25
1:03
1:20
1:30
Карта наблюдений по отслеживанию уровня сформированности личностных и метопредметных результатов
Неохотно выполняет поручения. Начинает работу, но часто не доводит ее до конца.
1
Справляется с поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и требовательности учителя.
2
Выполняет поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может привлечь других.
Всегда дисциплинирован, везде соблюдает правила поведения, требует того же от других.
3
Метапредметные результаты
Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом.
Овладел менее чем ½ объема задач, предусмотренных программой.
1
Объем усвоенных задач составляет более ½.
2
Демонстрирует полное понимание, предусмотренных программой задач за конкретный период.
3
Осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.
Знает, но избегает их употреблять в своей деятельности.
1
Не всегда осуществляет контроль своей деятельности. При выполнении заданий применяет полученную информацию, при наличии контроля учителя.
2
Осуществляет контроль своей деятельности, понимает и оценивает правильность выполнения учебной задачи.
3
2.5.Список литературы
Для педагога:
Булгакова Н.Ж., М., Водные виды спорта, «Академ» - 2003 г.; 220 стр.
Булгакова Н.Ж., Игры у воды, на воде, под водой, М., «ФиС» - 2000 г.; 495стр.
Большакова И.А. «Маленький дельфин». Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста: Пособие для инструкторов по плаванию, педагогов школьных учреждений.−М:АРКТИ,2005.−24с.
Викулов А.Д., Плавание, М., «Владос Пресс» - 2003г., 367с.
Дорошенко И.В., Обучение плаванию дошкольников и младших школьников; Учись плавать;
Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера. [Текст] / Н.Г. Озолин –М.: Астрель,2006. –
Семенов Ю.А., Протченко, Т.А., «Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: практическое пособие». – М.: Айрис-пресс, 2003. – 80с.
Семёнов Ю. А., Протченко Т. А., Примерная программа по плаванию. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2004.;
Талаче Е. Энциклопедия физических упражнений. [Текст] / Е.Талаче. – М.: Физкультураи спорт, 2015 – 422с.
Плавание 100 лучших упражнений БлатЛюсеро– Москва 2010 г.
Для обучающихся:
Азбука плавания: Для детей и родителей, бабушек и дедушек / Александр Литвинов, Елена Ивченко, Виталий Федчин; [Худож.Осипов Е. А.]. - СПб.: Фолиант; Тверь: Сувенир. - 107 с
Плавание: техника обучения детей с раннего возраста / Н. Л. Петрова, В. А. Баранов. - Москва: Изд-во Фаир, 2008. - 116, [3] с.
Велитченко, В. К. Как научиться плавать. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 96с.
Горбунов В. В. Вода дарит здоровье / В. В. Горбунов. - М. : Сов.спорт, 1990. - 31,[1] с.
Еремеева Л.Ф., «Научите ребенка плавать» Программа обучения плаванию детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста: Методическое пособие / − СПб.: издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.