Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Настольный теннис»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Настольный теннис»
Актуальность программы современным детям необходима. Она помогает снять умственное напряжения, улучшить психологическое состояние, найти свой круг общения, привлечь к спортивно-массовым мероприятиям, повысить уровень игры, укрепить здоровью, повысить уровень дисциплины, убрать риск социальных проблем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Настольный теннис»»
Управление образования муниципального района имени Лазо
Хабаровского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Святогорье
Рассмотрено
на педагогическом совете школы
Протокол № 9
от 27.05.2020
Утверждено
Директор школы
______ Л.Н. Медюлянова
приказ 39-од от 27.05.2020
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Настольный теннис»
Возраст учащихся: 11 – 17 лет.
Срок реализации: 1 год.
Автор-составитель:
Николаенко Анна Евгеньевна,
педагог дополнительного образования.
Святогорье, 2020
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основании следующих нормативно – правовых документов:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утв. приказом Минобрнауки России от 09.11.2018г № 196,
- Концепцией развития дополнительного образования детей,
- СанПиН 2.4.4.3172–14, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41,
- Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. №729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (п.12,17,21),
- Уставом МБОУ СОШ с. Святогорье.
Данная программа является модифицированной, так как она разработана на основе типовых программ декоративно-прикладной направленности, с учетом использования различных материалов и технологий, а также способствует расширению и повышению физкультурно-спортивной культуры детей.
Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств.
Содержание программы определено исходя из содержания примерной программы (Каинов А., 2014).
Направленность
Рабочая программа секции дополнительного образования относится к программе физкультурно-спортивное направленности, направление «Настольный теннис». Она предназначена для детей в возрасте 11 – 17 лет.
Уровень усвоения
Возраст учащихся: 11 – 17 лет. Срок реализации: 1 год. Уровень усвоения программы: стартовый.
Актуальность программы базируется на:
1. Актуальность программы современным детям необходима. Она помогает снять умственное напряжения, улучшить психологическое состояние, найти свой круг общения, привлечь к спортивно-массовым мероприятиям, повысить уровень игры, укрепить здоровью, повысить уровень дисциплины, убрать риск социальных проблем.
Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
Вариативность программы. В программе предусмотрена возможность обучения по учебному плану, а также построение образовательной траектории через вариативность материала, предоставление заданий различной сложности в зависимости от психофизиологического состояния конкретного ребенка. Организация учебного процесса осуществляется с учетом особенностей детей: уровня знаний и умений обучающихся, индивидуального темпа учебной и творческой деятельности и др. Это позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.
Адресат программы
Программа предназначена для обучения обучающихся в возрасте от 11 – 17 лет. Количество детей в группе от 8 до 14 человек. Порядок зачисления: в физкультурно-оздоровительную секцию по настольному теннису зачисляются все желающие по заявлению законных представителей (для детей от 11 до 17 лет), или по личному заявлению с 16 лет, не имеющих отклонений в состоянии здоровья и противопоказаний для занятий выбранным видом спорта.
Объем и сроки усвоения программы, режим занятий
Объединение комплектуется в количестве от 8 до 14 человек.
Занятия группы объединения проводятся 1 раз в неделю 45 минут.
Период
Продолжительность занятий
Кол-во занятий в неделю
Кол-во часов в неделю
Кол-во недель
Кол-во часов в год
1 год обучения
1 час
1
1
36
36
Формы организации занятий.
групповая;
игровая;
индивидуально-игровая;
в парах;
индивидуальная;
практическая;
комбинированная;
соревновательная.
Цель: изучение основ спортивной игры настольный теннис.
Задачи:
Предметные:
дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
Метапредметные:
развивать скоростную выносливость, гибкость,
развивать быстроту реакции,
совершенствовать координацию и быстроту движений,
развивать оперативное мышление, умение концентрировать и переключать внимание.
Личностные:
воспитывать спортивную дисциплину,
воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.
Учебный план на 36 недель учебно-тренировочных занятий.
№
п/п
Название раздела, блока, модуля
Количество часов
Формы аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
1
Инструктаж по ТБ
На каждом занятии
Собеседование
2
Теоретическая подготовка.
3
3
-
3
Общая и специальная
физическая
подготовка
На каждом занятии
Тренировочные занятия
4
Технико-
тактическая
подготовка.
28
-
28
Промежуточный контроль
5
Соревнования
3
-
3
Соревнования
6
Тестирование
2
2
Оценочные и переводные испытания
Общее количество
часов.
36
3
33
Содержание разделов программы
Инструктаж по ТБ
Правила поведения обучающихсяво время занятий; правила техники безопасности и пожарной безопасности.
Раздел «Теоретическая подготовка» -3 ч
История появления и краткий обзор развития игры настольный теннис в России (появление игры в стране, ее распространение). Проведение первых международных соревнований и участие в них российских спортсменов.
Оборудование и инвентарьдля игры в настольный теннис (особенности инвентаря). Правила игры. Особенности современной игры. Техника и тактика игры в настольный теннис.
Режим дня. Режим питания и питьевой режим. Гигиена сна. Уход за кожей, волосами и ногтями. Гигиена полости рта. Уход за ногами. Гигиеническое значение водных процедур. Использование естественных факторов природы для закаливания организма. Гигиена мест занятий.
Правила здорового и безопасного образа жизни. Профилактика вредных привычек (основные правила здорового образа жизни: режим дня, питание, отказ от вредных привычек, естественные факторы закаливания организма, занятия физической культурой и двигательная активность). Правила дорожного движения (ПДД), противопожарная безопасность (ПБ).
Раздел «Общая физическая подготовка»
Общая физическая подготовка. Особенности выполнения физических упражнений, их последовательность, периоды отдыха, интенсивность, значение многократного повторения каждого упражнения. Тесты ОФП - входной контроль
Строевые упражнения. Построения и перестроения. Повороты направо и налево (сначала поворот производится без подсчета, затем сопровождается подсчетом «раз-два»).
Построения в колонну по одному, парами, в круг, в шеренгу. Выполнение команды
«Равняйся» и «Смирно», «Вольно». Построение в колонну по одному, в шеренгу, парами, в круг - взявшись за руки.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Правила и техника выполнения упражнений. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание и разгибание, отведение, повороты, маховые и круговые движения), сгибание рук в упоре лежа. Упражнения для мышц туловища. Наклоны вперед и назад, в стороны с различными положениями и движениями рук. Упражнения для мышц ног (движения прямыми и согнутыми ногами, приседания на двух и на одной ноге, маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими движениями, прыжки на двух и одной ноге на месте и в движении). Упражнения на внимание, ловкость и координацию движения.
Упражнения с предметами. Техника безопасности и правила выполнения упражнений с предметами. Скакалка: прыжки с вращением скакалки вперед и назад, на двух и одной ноге, с ноги на ногу, прыжки с поворотами, прыжки в полуприседе и в приседе, бег, перепрыгивая через скакалку, прыжки в высоту с прямого разбега через планку (веревочку). Упражнения с набивными мячами, гимнастическими палками, скакалками, на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка, скамейка, перекладина).
Акробатические упражнения. Инструктаж по технике безопасности при выполнении акробатических упражнений. Группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, кувырки вперед и назад.
Легкоатлетические упражнения. Инструктаж по ТБ, предупреждение травматизма. Бег: 20,30,60 м. на время, повторный бег на отрезках по 20 – 30 метров, бег с низкого старта 60м. Эстафетный бег с этапами до – 60 м. Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (набивные мячи – количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500 – 1000 м. Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока.
Раздел « Специальная физическая подготовка»
Бег: с остановками и изменением направления; ускорения; с прыжками, падением и перекатом. «Челночный» бег (бег приставными шагами). То же с набивными мячами в руках (1 кг) в руках. Бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки. По сигналу выполнение определенного задания: ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения.
Упражнения для развития прыгучести (приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом (двумя) в руках (до 1 кг).
Прыжки па одной и обеих ногах с преодолением препятствий, прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач, и приема мяча(сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх (на месте и в сочетании с различными перемещениями).
Броски набивного мяча от груди двумя руками (из стойки волейболиста) на дальность (соревнование). Многократные передачи баскетбольного (гандбольного, футбольного) мяча о стену и ловля его. Упражнения с гантелями для кистей рук. Специальные упражнения.
Имитационные передвижения, прыжки, шаги и выпады по сигналу. Упражнения с ракеткой. Вращательные движения кистью, рисование кругов и восьмерок. Подбивание мяча различными сторонами на месте и во время ходьбы. Имитация ударов с ракеткой у зеркала слева и справа в быстром темпе. Жонглирования теннисным мячом одной и двумя руками.
Эстафеты с элементами настольного тенниса. Круговая тренировка. Специальная разминка теннисиста (Приложение 9).
Понятие техники игры. Значение технической подготовки для достижения спортивных результатов. Основные технические приемы игры. Способы хвата ракетки. Основная стойка, позиция и перемещения.
Виды ударов (промежуточные, атакующие, защитные). Разновидности ударов: по назначению и направлению мяча, силе удара. Классическая подача в настольном теннисе. Одиночные игры.
Практические занятия. Специальная гимнастика для пальцев: сжимание и разжимание пальцев, охватывающих, ручку ракетки для приобретения привычки расслаблять руку, контролировать правильность хвата. Основная исходная стойка и выпады для ударов справа и слева. Групповое изучение слева и справа в шеренге без ракетки и с ракеткой. Различные виды жонглирования мячами. Игра с мячом у стены. Двусторонние учебные игры на теннисном столе.
Раздел «Соревнования» – 3 ч.
Соревнования учебные, среди обучающихся объединения, спортивные праздники и эстафеты. Участие в муниципальных соревнованиях по настольному теннису среди учащихся Муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные результаты. Ученик научится:
основным правилам игры в настольный теннис, овладеет начальным уровнем подготовленности теннисиста:
основным понятиям правил игры.
овладеет основными техническими и тактическим приемами игры в настольный теннис, основными моментами тактики и техники игры и сумеет применить полученные знания в игре.
Метапредметные результаты. Ученик научится:
понимать, что такое «общение», «культура», «спортивная этика»,
овладеет физическими качествами при самостоятельном проведении подвижных игр, эстафет.
Личностные результаты:
ученик приобретёт стойкий интерес к занятиям спортом, желание вести здоровый образ жизни,
ученик сумеет контролировать своё психическое состояние.
Комплекс организационно-педагогических условий
Необходимая материально-техническая база:
Спортивный зал; сетка для настольного тенниса 2 шт.; ракетки для настольного тенниса (полный комплект (на каждого ученика); мячи настольного тенниса 10 шт; столы настольного тенниса 1 шт.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования
Формы аттестации: тестовые задания (приложение 1), контрольные нормативы для определения технической подготовленности в настольном теннисе (приложение 2), физическое развитие и физическая подготовленность соревнования (приложение 3).
Формы представления результатов: сдачаконтрольные нормативы, протоколы итогов соревнований, фото и видеоотчет, участие в соревнованиях, участие в олимпиадах.
Методическое обеспечение
Тема программы
Формы
занятий
Приемы, методы обучения
Образовательные технологии
Дидактический
материал
Формы подведения итогов
1
Основы знаний
беседы
Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала
педагогика сотрудничества
литература по теме
2
Общая физическая подготовка
Практикум:
занятие поточным методом;
круговая тренировка;
занятие фронтальным методом;
работа по станциям;
самостоятельные занятия;
тестирование
Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ
технология индивидуального обучения;
здоровьесберегающие технологии;
педагогика сотрудничества
литература по теме;
слайды;
карточки с заданием.
контрольные нормативы по ОФП
3
Специальная физическая подготовка
Практикум:
занятие поточным методом;
круговая тренировка; занятие фронтальным методом;
работа по станциям;
самостоятельные занятия;
тестирование
Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом; учебная игра
здоровьесберегающие технологии
технология индивидуального обучения
педагогика сотрудничества
литература по теме;
слайды;
карточки с заданием.
контрольные нормативы по СФП
4
Техническая подготовка
Практикум:
занятие поточным методом;
круговая тренировка;
занятие фронтальным методом;
работа по станциям;
самостоятельные занятия;
тестирование; турнир.
Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса;иучебная игра.
здоровьесберегающие, игровые технологии
технология индивидуального обучения
педагогика сотрудничества
литература по теме;
слайды;
видеоматериалы;
карточки с заданием.
контрольные нормативы;
учебно-тренировочная игра;
помощь в су действе.
5
5. Тактическая подготовка
Практикум:
занятие поточным методом;
круговая тренировка;
занятие фронтальным методом;
работа по станциям;
самостоятельные занятия;
тестирование
турнир.
метод непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса;
метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок
-игровые, здоровьесберегающие технологии;
технология индивидуального обучения;
педагогика сотрудничества
литература по теме; слайды; видеоматериалы;
карточки с заданием
контрольные нормативы;учебно-тренировочная игра;
6
Контрольные испытания
Практикум:
самостоятельные занятия; тестирование.
метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок
здоровьесберегающие технологии;
технология индивидуального обучения;
педагогика сотрудничества
карточки с заданием.
контрольные нормативы;
помощь в су действе.
План воспитательной работы
№
Мероприятие
Сроки
1
Спортивный праздник «Осенний марафон»
сентябрь
2
Легкоатлетическая эстафета
октябрь
3
Соревнования по дартсу
ноябрь
4
Соревнования по шашкам
декабрь
5
Соревнования по настольному теннису
февраль
6
Соревнования по пионерболу
март
7
Соревнования по волейболу
апрель
8
Соревнования по легкой атлетике «Шиповка юных»
май
Список литературы
Барчукова Г.В. и др. Теория и методика настольного тенниса: учебник для студ. высш. учеб.заведений / Под. ред. проф. Барчуковой Г.В. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
БарчуковаГ.В.Настольный теннис для всех. Изд. 2-е перераб и доп. – М.: Физкультура и Спорт, 2008.
Легенды настольного тенниса // Барчукова Г.В., Команов В.В., Марков В.М. // Федерация настольного тенниса России. М.: Из-во ООО «УП-Принт»., 2010.
Настольный теннис. Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (Методическая часть). - М Советский спорт, 1990
Настольный теннис. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапа спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства. // Барчукова Г.В. ,Воробьев В.А., Матыцин О.В. – М..: Советский спорт, 2009.
Приложение 1.
Тестовые задания
Теннисные умения
Протокол тестирования «Школы мяча»
Дата проведения теста: ____________________
Навыки
ФИО
Броски мяча об пол и ловля двумя руками
(количество раз за 30 сек)
Подброс вверх и ловля мяча двумя руками.
(количество раз за 30 сек)
«Чеканка»-
отбивание мяча от пола
ракеткой (количество раз за 30 сек)
Подбивание мяча на ракетке через раз об пол (количество раз за 30 сек)
«Чеканка» - набивание мяча на ладонной и тыльной сторонах ракетки
(количество раз за 30 сек)
Протокол тестирования «Школы ударов срезкой»
Дата проведения теста: ____________________
Навыки
ФИО
Удар справа срезкой
Удар слева срезкой
Поочередное выполнение ударов справа –слева срезкой с наброса учителя
(количество отбитых ударов из 10 попыток)
Имитация удара срезкой с места
(экспертная оценка)
Игра срезкой в паре ребенок-ребенок (количество отбитых ударов)
Имитация удара срезкой с места
(экспертная оценка)
Игра срезкой в паре ребенок-ребенок (количество отбитых ударов)
Приложение 2
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ
Теннисные умения Тест «Школа мяча»
Контрольные нормативы
Нормативная шкала
Удовлетворительно
Хорошо
Отлично
1. Броски мяча об пол и ловля двумя руками (количество раз за 30 сек)
до 15
15-20
20 и более
2. Подброс вверх и ловля мяча двумя руками (количество раз за 30 сек)
до 15
15-20
20 и более
3. «Чеканка» - отбивание мяча от пола ракеткой (количество раз за 30 сек)
До15
15-25
25 и более
4. Подбивание мяча на ракетке через раз об пол (количество раз за 30 сек)
до 10
11-15
15 и более
«Чеканка» - набивание мяча наладонной и тыльной сторонах ракетки (количество раз за 30 сек)
до 20
20-40
40 и более
Для проведения тестов «школа мяча» дети делятся на пары. После сигнала учителя – один выполняет задание, второй считает. Попытка сразу фиксируется. Далее дети меняются ролями. В зачет идет лучшая из трех попыток.
Приложение 3.
Физическое развитие и физическая подготовленность
№ п/п
Содержание требований (вид испытаний)
Девочки
Мальчики
1
2
3
4
1.
Бег 30 м с высокого старта (с)
5,0
4,9
2.
Бег 30 м (6х5) (с)
11,9
11,2
3.
Прыжок в длину с места (см)
150
170
4.
Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)
35
45
5.
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы
двумя руками:сидя (м)
5,0
6,0
в прыжке с места (м)
7,5
9,5
Приложение 4.
Календарный учебный график
месяц
дата
Наименование разделов и тем
Форма проведения
Количество час
Форма контроля
примечание
Введение в программу. 6 часов
Сентябрь
1 неделя
ТБ.Введение в мир настольного тенниса.
групповая
1
2 неделя
Обучение упражнениям, подводящим к освоению техники настольного тенниса. Упражнения «школы мяча».
групповая
1
3 неделя
Обучение упражнениям, подводящим к освоению техники настольного тенниса. Упражнения «школы мяча».
групповая
1
4 неделя
Обучение упражнениям, подводящим к освоению техники настольного
групповая
1
тенниса. Упражнения «школы мяча».
Октябрь
5 неделя
Обучение упражнениям, подводящим к освоению техники настольного
групповая
1
6 неделя
Обучение упражнениям, подводящим к освоению техники настольного
групповая
1
Обучение ударам с отскока 10 часов
7 неделя
Удар толчок слева с отскока на месте. Упражнения «школы мяча».
групповая
1
8 неделя
Удар толчок слева с отскока на месте. Упражнения «школы мяча».
групповая
1
9 неделя
Обучение удару срезка справа с отскока.
Упражнения «школы мяча».
групповая
1
Ноябрь
10 неделя
Обучение удару срезка справа с отскока.
Упражнения «школы мяча».
групповая
1
11 неделя
Обучение удару срезка слева с отскока на месте. Упражнения «школы мяча».
групповая
1
12 неделя
Обучение удару срезка слева с отскока на месте. Упражнения «школы мяча».
групповая
1
13 неделя
Обучение удару срезка слева с отскока. Выполнение движений с мячом и без мяча. Упражнения «школы мяча».
1
Декабрь
14 неделя
Обучение удару срезка слева с отскока. Выполнение движений с мячом и без мяча. Упражнения «школы мяча».
групповая
1
15 неделя
Обучение сочетаниям ударов справа и слева срезкой с отскока от стены.
Упражнения «школы мяча».
групповая
1
16 неделя
Обучение сочетаниям ударов справа и слева срезкой с отскока от стены.
Упражнения «школы мяча».
групповая
1
тестирование
Обучение ударам с перемещением
17 неделя
Понятия о точке удара по мячу и плоскостях ракетки.
групповая
1
Январь
18 неделя
Удар срезкой справа с отскока от стены с передвижением.
групповая
1
19 неделя
Удар срезкой справа с отскока от стены с передвижением.
групповая
1
20 неделя
Обучение ударам срезкой справа с перемещением вдоль стола
групповая
1
Февраль
21 неделя
Обучение ударам срезкой справа с перемещением вдоль стола
22 неделя
Обучение ударам срезкой справа с перемещением вперед назад.
групповая
1
23 неделя
Обучение ударам срезкой справа с перемещением вперед назад.
групповая
1
24 неделя
Обучение ударам срезкой справа и слева в сочетании. Воспитание скоростных и координационных способностей.
групповая
1
Март
25 неделя
Обучение ударам срезкой справа и слева в сочетании. Воспитание скоростных и координационных способностей.
групповая
1
26 неделя
Обучение основным стойкам теннисиста. Обучение перемещениям по площадке. Обучение работе ног при ударах справа в движении.
групповая
1
27 неделя
Обучение основным стойкам теннисиста. Обучение перемещениям по площадке. Обучение работе ног при ударах справа в движении.
групповая
1
28 неделя
Обучение основным стойкам теннисиста. Обучение перемещениям по площадке. Обучение работе ног при ударах справа в движении.
групповая
1
Апрель
29 неделя
Обучение работе ног при ударах справа и слева в движении. Воспитание скоростных и координационных способностей.
групповая
1
30 неделя
Обучение работе ног при ударах справа и слева в движении. Воспитание скоростных и координационных способностей.
групповая
1
31 неделя
Обучение ударам справа и слева откидкой.
групповая
1
32 неделя
Обучение ударам справа и слева откидкой.
33 неделя
Понятие о счете в настольном теннисе. Демонстрация игровых моментов с последующим объяснением правил начисления очка.