В условиях модернизации системы образования возрастает роль методической службы в совершенствовании профессиональной компетентности педагогов, подготовке их к работе в новой образовательной ситуации, в создании условий для их развития и самореализации.
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой тренерской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности тренера в самореализации путем непрерывного образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
Самообразование– целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.
Принципы самообразования:
Добровольность
Сознательность
Целенаправленность и целеустремленность
Научность
Сочетание теории с практикой
Систематичность
Управляемость и контролируемость самим человеком
Цели самообразования:
Самоцельное самообразование – это определенный вид деятельность, который провоцирует и создает мотивы у человека для устойчивого интереса и освоения знаний.
Попутное самообразование. Занимаясь целенаправленной деятельностью, человек узнаёт что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше.
Целенаправленное самообразование, связано с тем, что человек сам ставит себе цель в определённой области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач, в их решении и в анализе результатов. В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод: тренер-преподаватель 21 века - это:
- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
- умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Эти изменения в первую очередь отражаются на обучающихся, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ тренера как «несовременного человека» Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в спортивную школу, просят определить его к "лучшему" тренеру-преподавателю. Квалифицированный тренер-преподаватель в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства тренера-преподавателя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Формы самообразования тренеров-преподавателей:
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:
А). В индивидуальной форме инициатором является сам тренер-преподаватель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.
Б). Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим тренером-преподавателем.
План самообразования тренера-преподавателя должен включать:
- перечень литературы, которую планируется изучить;
- формы самообразования;
- срок завершения работы.
Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: необходимо делать выписки, составлять конспект.
Формы организации самообразования:
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами
2. Получение второго высшего образования или второй специальности. Главные достоинства такой формы самообразования: возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы. Главные достоинства такой формы самообразования: возможность пройти их в удобное для педагогов время; возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
посещение учебно-тренировочных занятий своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов тренировочного процесса;
теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм учебно-тренировочных занятий, внеклассных мероприятий.
5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования педагогов. Сетевое педагогическое сообщество – это интернет - ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Основные направления, в которых тренеру-преподавателю необходимо заниматься самообразованием:
- профессиональное (вид спорта);
- психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
- правовое;
- информационно-коммуникативные технологии;
- охрана здоровья;
Составляющие процесса самообразования тренера-преподавателя:
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения. Посещать учебно-тренировочные занятия коллег и участвовать в обмене опытом. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Самообразование тренера-преподавателя будет продуктивным, если: в процессе самообразования реализуется потребность тренера-преподавателя к собственному развитию и саморазвитию; тренер-преподаватель владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Тренер-преподаватель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности; осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.