kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРОКОВ РАЗЛИЧНЫХ АМПЛУА В ВОЛЕЙБОЛЕ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

      При выборе игрового амплуа чрезвычайно важно учитывать психофизиологические особенности игроков, однако, часто этим обстоятельством в практике волейбола пренебрегают.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРОКОВ РАЗЛИЧНЫХ АМПЛУА В ВОЛЕЙБОЛЕ»»

Учитель физической культуры

МБОУ гимназии № 30 г. Ставрополя

Мельниченко А.С.



Тема: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРОКОВ РАЗЛИЧНЫХ АМПЛУА В ВОЛЕЙБОЛЕ»

При выборе игрового амплуа чрезвычайно важно учитывать психофизиологические особенности игроков, однако, часто этим обстоятельством в практике волейбола пренебрегают. Многие проблемы возникают, когда при отборе на ту или иную роль в качестве главных критериев используются не свойства личности игроков, а их умения выполнять технико-тактические действия, высота роста, наличие сильнейшей левой руки и прочее. Здесь надо учитывать не только то, что умеет делать игрок, а, в главную очередь, кто он как личность, ведь многие лич- ностные характеристики предопределены генотипом, который перестроить невозможно. Именно свойства нервной системы, темперамента и характера, в конечном счете, более всего определяют успешность игровой деятельности волейболистов. Ввиду особой важности вопроса остановимся подробнее на проблеме выбора амплуа для игроков.

Амплуа нападающего второго темпа

Логика игры к нападающим второго темпа предъявляет следующие основные требования.

1. Эффективное нападение вторым темпом с краев сетки против группового блока.

2. Надежный стабильный прием подачи.

3. Хороший блок во всех зонах передней линии.

4. Уверенная игра в защите.

5. Умение атаковать со второй линии.

6. Надежная и агрессивная подача.

7. Надежные действия в критических ситуациях игры, особенно в нападении и в приеме подач.

Лучшие нападающие второго темпа имеют следующие игровые характеристики:

1. Устойчивость в стрессовых ситуациях, агрессивное и эффективное нападение с передач второго темпа, сложная подача и стабильный прием подач.

2. Игроки этого амплуа отличаются повышенной агрессивностью, бойцовскими качествами, уважают силу и умеют ею пользоваться.

3. Обладают хорошей общей игрой за счет малого количества ошибок.

4. Ответственные игры проводят с большой самоотдачей, старанием и самоотверженностью.

5. Отличаются хорошими физическими данными: ростом, силой, прыгучестью, прыжковой выносливостью.

6. Лучше других нападающих умеют бороться с хорошо организованным групповым блоком.

7. В защите хорошо играют, в основном, за счет игровой дисциплины, выбора места и предугадывания.

8. Умеют хорошо блокировать, пользуясь прыжком и ростом.

9. Хорошо атакуют со второй линии.

10. Обычно нападающие второго темпа являются хорошими исполнителями и лидерами команды.

11. Их редко меняют в процессе игры на игрока в роли либеро, поскольку команде необходимы атаки со второй линии и стабильный прием подач соперника.

Нападающий второго темпа – флегматик. Флегматики хорошо подходят для этого амплуа. Особенности их нервной системы и темперамента позволяют успешно решать игровые задачи нападающего второго темпа.

Флегматики почти безошибочно действуют в концовках партий и игр. Но для них игровая ситуация должна быть понятной, ожидаемой, знакомой, в которой не требуется быстроты решений, как бывает в неожиданно меняющихся условиях игры.

Флегматики в силу своей инертности часто нуждаются в дополнительной мотивации, что необходимо реализовать до, или во время игры. В разминочную пару к флегматику полезно поставить высокотревожного, подвижного игрока, который заранее сможет «расшевелить», «завести» спокойного и инертного нападающего.

Обычно флегматики эффективны в нападении с передач второго темпа, даже против группового организованного блока, хорошо принимают подачу. Они действуют эффективно в условиях высокой ответственности и достаточного количества времени для подготовки игрового действия. Этим флегматики выгодно отличаются от игроков с другими типами темперамента.

Команды, имеющие в своем составе нападающих второго темпа – флегматиков обычно показывают стабильную игру, тем лучшую, чем выше ответственность матчей.

Нападающий второго темпа – сангвиник. Неплохой случай, если нападающий велик ростом и обладает сильным ударом. Нападающие – сангвиники тяготеют к быстрой игре в атаке и могут нападать с передач первого темпа. Они хорошо переключаются за счет подвижности нервной системы, поэтому имеют хорошую общую игру и успешно действуют в нестандартных ситуациях. Сангвиники хорошо предугадывают развитие игровой ситуации при игре в защите и на блоке. Умеют эффективно использовать разнообразные подачи.

Сангвиники быстро «хватают на лету» все новое, но и быстро забывают. Команды с нападающими второго темпа – сангвиниками обычно имеют стабильную игру, используют разнообразную и сложную комбинационную тактику ведения борьбы.

Нападающий второго темпа – холерик. Холерик в роли нападающего второго темпа – самый нежелательный вариант, хотя и возможный. Играют такие нападающие неровно, «взлеты» чередуются со спадами; наблюдается и цикличность от игры к игре – это обусловлено особенностями их нервной системы.

Холерики часто неэффективно действуют в концовках, особенно когда в игре есть паузы, одна- ко вполне способны собраться, повести команду за собой, стать ситуативными лидерами – безудержность их темперамента здесь сказывается в полной мере.

Командам, использующим в амплуа нападающих второго темпа игроков холерического темперамента, лучше применять комбинационную игру, меньше использовать удары с высоких и далеких от сетки передач. Сложны для холериков ситуации, когда в игре получаются психологически напряженные паузы. Действовать стабильно и более-менее эффективно в течении всей игры или соревнования холерикам может помочь огромная сила воли, воспитанию которой надо уделить много внимания в процессе подготовки с самого начала занятий волейболом.

У холериков часто бывает нестабильный прием подач и сама подача. В защите отличный и результативный прием чередуется с досадными ошибками из-за несобранности. Холерики легко воодушевляются при успешных действиях, не только своих, но и команды; «поймавших кураж» холериков вообще почти невозможно победить. Но они и быстро сникают при неудачах.

Настраивая на матч игроков холерического склада, тренеру лучше занизить перед ними значимость результата: надо помочь им преодолеть боязнь ошибки.

О командах, имеющих в своем составе нападающих второго темпа холерического темперамента, обычно говорят: «Они могут обыграть, кого угодно и проиграть, кому попало».

Амплуа нападающего первого темпа

Игра ставит перед нападающими первого темпа следующие основные задачи и требования.

1. Эффективное разнообразное нападение с передач первого темпа.

2. Хороший блок одиночный и групповой, в том числе после перемещений.

3. Универсальность, хорошая общая игра, особенно в условиях быстро меняющихся игровых ситуаций.

4. Хорошая игра в защите, разнообразная эффективная подача.

Лучшие игроки этого амплуа характеризуются следующими особенностями.

1. Физически одаренные игроки: высокорослые, прыгучие, ловкие, быстрые, обладают хорошей прыжковой выносливостью.

2. Игроки решительные, предприимчивые, быстро мыслящие, сообразительные, с развитой интуицией, открытые в общении, играющие с энтузиазмом и самоотдачей.

3. Умеют эффективно и разнообразно атаковать из различных положений с прострельных и коротких передач, хорошо блокируют.

4. Игроки с хорошей общей игрой в поле и у сетки. Расчетливо и эффективно действуют в условиях быстрой смены игровых ситуаций.

5. Легче с основными задачами этого амплуа справляются игроки с выраженной коллективной направленностью.

6. Нападающие первого темпа во многом обеспечивают эмоциональные и игровые связи команды. На эмоциях они нередко предпринимают рискованные, непродуманные действия, которые часто бывают успешными.

7. В стрессовых ситуациях действуют не так эффективно, как нападающие второго темпа, однако за счет неожиданности предпринимаемых действий бывают продуктивны.

Нападающий первого темпа – флегматик. Худший вариант. Флегматику в силу особенностей нервной системы и темперамента трудно справиться с игровыми требованиями к нападающему этого амплуа. В заблуждение тренеров часто вводит довольно быстрый разбег и хлесткий удар игрока.

Для того, чтобы решить, когда надо начать разбег и надо ли начинать его в складывающейся ситуации, необходимо иметь быструю реакцию выбора решений – у флегматика на это уходит непростительно много времени, и при его дефиците возможны неверные, неадекватные решения. Он часто опаздывает на блок, а потом не успевает начать вовремя атакующую комбинацию.

Флегматик, обладающий хорошим приемом и выраженными бойцовскими качествами, попадая на роль нападающего первого темпа, обнаруживает тяготение к атакам вторым темпом. Он часто эффективнее атакует в комбинациях, когда ему достаются передачи второго темпа, или когда при срыве атаки первым темпом ему пасуют «просто».

Традиционно имеет агрессивную подачу. Обладая сильной и уравновешенной нервной системой, хорошо действует в стрессовых ситуациях, проявляя завидную помехоустойчивость.

Нападающий первого темпа – сангвиник. Хороший вариант. Подвижность нервных процессов сангвиника позволяет ему быстро и точно оценивать ситуацию и принимать своевременные адекватные решения в любых игровых условиях. Уравновешенность обеспечивает «трезвый» игровой расчет и стабильность в исполнении задуманного. Аккуратист, любит четкость, определенность. У сангвиников – нападающих обычно хорошая общая игра за счет традиционной ловкости, быстроты движений, четкого и быстрого расчета. Сангвиники быстро переживают удачи и неудачи, поэтому играют довольно ровно и без спадов. Расчетливо смелы, активны, всегда адекватны. Хорошо играют в защите и в приеме подач, разнообразно подают.

Четко выполняют тренерские установки на игру. Обладают тонкой интуицией, хорошо предвидят развитие игровой ситуации – это помогает им эффективно действовать на блоке и разно- образить атаки.

Нападающий первого темпа – холерик. Для игроков холерического темперамента это как раз то амплуа, где они могут в полной мере реализовать себя. Их энергичность, безудержность, мобильность, самоотдача, эмоциональный подъем – как раз те качества, которые во многом определят успешность действий нападающего первого темпа.

Холерики обычно быстро мыслят, быстро принимают решения, быстро и с воодушевлением действуют. Однако тоже не всегда безошибочно – эмоции и неуравновешенность тому виной. Холерики – самые азартные игроки.

При определенных условиях нападающий-холерик способен собраться, проявить огромную силу воли и повести команду за собой, став на время ситуативным лидером.

При огромных затратах эмоций в игре, холерикам требуется больше времени для восстановления эмоциональных сил. Благотворно действуют на холерика своевременный отдых, эмоциональные переключения, смена обстановки.

В целом, это игрок быстрый, подвижный, с хорошей общей игрой, эмоционально решительный, быстро переключается, любит комбинации и быструю игру.

Амплуа связующего игрока

Требования, предъявляемые к игрокам связующего амплуа.

1. Руководство игрой всей команды на площадке, организация взаимодействий игроков в нападении

2. Качественные передачи.

3. Управление психологическим климатом команды.

4. Умение играть на блоке против сильнейшего нападающего соперника.

5. Умение играть в страховке. 6. Умение подавать эффективные подачи

Характеристика игроков связующего плана.

Связующий игрок – совершенно особая фигура в волейболе и от него многое зависит в игре. Это самый грамотный игрок команды. С высокой игровой культурой и дисциплиной. Самый расчетливый, дальновидный и хладнокровный игрок. Мало ошибается, надежный. Умеет вести игру. Всегда понимает и знает, что и как подсказать партнерам.

Игрок с устойчивой нервной системой, с подвижной психикой, и в то же время чувствительный. Хорошо действует в сложных и психологически напряженных игровых ситуациях. Тонкий психолог. Имеет развитую интуицию. Хорошо чувствует внутреннее состояние игроков. Четко знает, кому из нападающих доверить завершающий удар в конкретный момент игры. Коммуникабельный, не интроверт. Имеет в команде высокий социальный статус. Часто выбирается капитаном команды. Впоследствии нередко становится тренером.

Связующий игрок – флегматик. Нежелательный вариант, потому что флегматик – интроверт. Это мешает выполнять с высокой эффективностью функции связующего игрока – обеспечивать игровые и эмоциональные связи. Играет ровно, но однообразно, надежно, однако без фантазии. В ответственных ситуациях действует с высокой самоотдачей.

Хорошо действует в стрессовых ситуациях, помехоустойчив в силу невысокой чувствительности. Часто не чувствует эмоционального состояния нападающих игроков. Проявляет мало инициативы, неэмоционален, инертен, может пойти на поводу у энергичных нападающих.

Обладает высоким уровнем самообладания и выдержкой, хорошо успокаивающе действует на тревожных игроков. Команда со связующим игроком – флегматиком играет обычно ровно без спадов и взлетов.

Связующий игрок – холерик. Тоже не лучший вариант. Холерик повышает тревожность нападающих. В отношениях вспыльчив, часто конфликтует. Команда со связующим – холериком играет неровно, со взлетами и спадами.

В игре связующему-холерику не хватает расчетливости и хладнокровия. В напряженных ситуациях ошибается тем чаще, чем слабее нервная система холерика. Плохо выполняя функцию регулятора взаимоотношений и состоянии игроков, зачастую он сам нуждается в психологической регуляции со стороны.

Связующий-холерик может «ударно» выходить на замену и «завести» команду, но на долгое время его не хватает.

Связующий игрок – сангвиник. Более других сангвиник подходит на роль связующего. Сангвиники помехоустойчивы, подвижны, хорошо переключаются. Расчетливы, в игровом сумбуре не теряют головы, справляясь со своими эмоциями и «трезво» руководя игрой. Быстро и четко принимают верные решения. Дисциплинированы, аккуратны, могут четко выполнять план на игру и вносить целесообразные изменения.

У сангвиников - надежная подача, хорошая игра в страховке и в защите.

Идеальными связующими сангвиникам мешают стать поверхностные отношения с партнерами. Это затрудняет возможность понимать товарищей.

В работе с сангвиниками-связующими тренеру надо помочь им обрести высокий социальный статус в команде, учить видеть внутренний мир и текущее состояние партнеров.

Амплуа либеро

Требования, предъявляемые к игрокам в амплуа либеро

1. Усиление игры команды на задней линии – надежного приема подач и эффективной игры в защите.

2. Умение стабильно играть в режиме текущей замены.

3. Умение положительно влиять на психологический климат играющей шестерки, налаживать игровые связи, поднимать «боевой дух» команды.

Характеристика игроков в амплуа либеро

Обычно в роли либеро оказываются волейболисты с очень хорошей игрой на задней линии. Обладают сильной, подвижной и сбалансированной нервной системой. Надежно действуют в психологически напряженных ситуациях. Своей самоотверженностью и успешными действиями в защите улучшает общую игру команды и вдохновляет других игроков.

Мало ошибаются, обладают хорошей интуицией, что дает им возможность предугадывать направление полета мяча и развитие игровой ситуации. Обычно спокойные, но умеют быстро перемещаться.

Либеро – флегматик. Отличается ровной, надежной игрой, что обеспечивается его сильной нервной системой и уравновешенностью. Имеет стабильный прием подач с хорошей доводкой. Хорошо принимает мячи в защите.

Играет тем лучше, чем выше ранг матча. Может ошибаться в нестандартных ситуациях, когда надо быстро мыслить и принимать решения. Лучше играет в защите при атаках соперника вторым темпом.

На площадке либеро-флегматик незаметен и помогает команде инструментально, а не эмоционально, хотя своей невозмутимостью и уравновешенностью вселяет в тревожных игроков уверенность в своих силах. Своим спокойствием может помочь команде восстановить игровой тонус, обрести стабильность.

Либеро – холерик. Играет неровно, чередуя блестящие выходы на площадку с посредственными, или даже провальными. Провалы обусловлены из-за ошибок в приеме подач. Умение холериков собраться и высокий уровень развития силы воли позволяют снижать количество спадов в игре холерика. У него хорошая общая игра, он неплохо действует в нестандартных ситуациях. Своей традиционно высокой самоотдачей, самоотверженностью и вдохновением холерик может расшевелить команду.

Либеро – сангвиник. Хороший вариант. Сангвиники способны обеспечить игровую стабильность. Играют обычно ровно и результативно. Расчетливы, хладнокровны. Адекватны, хорошо действуют в быстро меняющейся ситуации. В эмоциональном плане позитивно влияют на психологический климат команды.

Причины, по которым амплуа игроков оказываются выбранными неверно

- Выбор амплуа осуществляется еще в ДЮСШ. Отбор проводится с учетом потребностей детской команды, а не конкретного игрока.

- В дальнейшей карьере игрока учитывается не то, подходит ли игрок как личность на ту или иную роль, а то, что он умеет делать, какого он роста и прочее. Особенности структуры личности в расчет не принимаются. Обычно тренеры ориентируются на эффективность действий игроков. Здесь сказывается ранняя специализация игроков и стремление тренеров во что бы то ни стало выиграть детские соревнования.

- В командах мастеров вынуждены считаться с фактом уже осуществленного выбора амплуа вновь пришедшими игроками. Только нужда и крайняя необходимость заставляет иной раз менять игровые функции игроков.



ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – Москва, 2004. – 81 с.

2. Бриль М.С., Клещев Ю.Н. Использование модельных характеристик волейболистов высшей квалификации в процессе отбора в спортивные школы. – М.: ИФК, 1988. – 92 с.

3. Волейбол. Под редакцией Беляева А.В., Савина М.В. – М.: Физ-ра, образование, наука, 2002. – 368 с.

4. Психология. Под редакцией Рудина П.А. – М.: ФиС, 1974. – 132 с


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРОКОВ РАЗЛИЧНЫХ АМПЛУА В ВОЛЕЙБОЛЕ»

Автор: Мельниченко Андрей Сергеевич

Дата: 05.04.2021

Номер свидетельства: 577500


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства