Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Воспитание толерантности на уроках физической культуры"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Обоянская средняя общеобразовательная школа № 2»
Доклад на пед. Совете
на тему:
« ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧ. КУЛЬТУРЫ »
Учитель физич.культуры: Пахомова Е.А.
Пед.совет: 04.04.2018 г.
г.Обоянь
2018 г.
Воспитание толерантности на уроках физической культуры.
Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимосвязей в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, родителями. Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Не случайно терпение, возводят в ранг одних из ведущих качеств личности: «Терпение и труд всё перетрут», «Терпя, в люди выходят», «Нетерпение сродни опрометчивости» и др. Поэтому, важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения. В процессе взаимодействия с окружающими, на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Важно, чтобы из стен школы вышли не только профессионалы с определённым багажом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции. Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат мировую общественность и наше общество. Прежде всего, это рост различного вида экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Учебные заведения как социальный институт имеют большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и во вне учебной деятельности. Именно в образовательной среде у ребёнка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Происходящие социально-экономические преобразования в обществе потребовали изменений во всех областях жизнедеятельности, в том числе и в образовании. Роль образования как фактора культурного развития и прогресса явно недооценивалась в последние десятилетия. Новые запросы к образованию требуют не только приобретения его участниками новых знаний, умений, навыков, но и развития личностных качеств, воспитания Мыслителя, то есть человека думающего, способного к адаптации и самореализации в современных учебных и социокультурных условиях. Такое развитие и воспитание возможно в толерантной образовательной среде, создание которой является важной составляющей гуманистической модели образования. Изменения требований к личности педагога, трудности в сфере межличностных взаимодействий, ситуативные психолого-педагогические влияния, авторитарность, ведущая к ослаблению здоровья учащихся, требуют поиска новой стратегии образования, основывающейся на гуманистических принципах, переориентации образовательного процесса с позиций жестко заданных социумом норм обучения и воспитания на восприятие человека как высшей ценности, на сохранение и развитие личностного потенциала.
Личный пример в поведении на работе, в быту, высокая гражданская ответственность за судьбы воспитываемых детей, становление учеников как граждан России являются повседневной заботой педагога. В настоящее время сформировались новые требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности учителя физической культуры. Они построены на основе специфики его педагогической работы и составляют основу его профессиональной деятельности. Учитель физической культуры, строящий обучение и воспитание на толерантной основе, создает условия для становления и развития личности учащегося. Вместе с тем толерантность вовсе не означает безразличие к любым действиям и поступкам или взглядам. Границы допустимости толерантности должны определяться нравственными критериями. Физическая культура в цивилизованном обществе рассматривается как процесс и результат деятельности человека, направленной на формирование его физической, телесной природы. В одном из своих направлений физическая культура призвана удовлетворять потребности личности и общества в оздоровительной двигательной деятельности. Деятельность учителя в области физического воспитания направлена на совершенствование биологической и психической природы человека в целом. Помимо развития физических качеств, учитель физической культуры формирует у учащихся мотивацию и потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, культ здорового и красивого тела, осуществляет гармоничное развитие личности. В своей педагогической деятельности педагогу в целом, и учителю физической культуры в частности, необходимо обладать выдержкой и самообладанием. Профессионал обязан даже в самых неожиданных ситуациях сохранить за собой ведущее положение. Учащиеся не должны видеть и чувствовать растерянность и беспомощность учителя. Необходимо постоянно контролировать свое поведение, продумывать свои действия, оставаться рассудительным и спокойным. Душевная чуткость в характере учителя физической культуры - своеобразный барометр, позволяющий вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Объективно воспринимая ученика, профессионал видит не только его достоинства и недостатки, но и его возможности для решения индивидуально-личностных проблем. Стремление понять другого, любознательность, неравнодушное отношение к личности ученика, к особенностям его характера и мышления являются факторами, которые делают работу учителя физической культуры осмысленнее и результативнее, позволяют собирать и анализировать драгоценный опыт практической деятельности и определяют пути профессионального совершенствования. Для того чтобы оставаться на современном профессиональном уровне, необходимо постоянное самосовершенствование, как в профессиональном, так и в личностном плане. Но для этого недостаточно лишь одного стремления к самосовершенствованию, необходимо обладать соответствующими умениями и навыками и проявлять творческую активность.
Большое значение имеют гибкость и вариативность мышления, позволяющие осуществлять творческий подход к профессиональной деятельности учителя. Принципиальность, включающая верность ценностям профессии и последовательность в их реализации является одним из показателей нравственной стойкости человека и внутренней убежденности в правильности выбранного им пути. Естественное состояние педагога - профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих учеников. Такой учитель осознает свою личную ответственность за судьбу подрастающего поколения.