kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассмотрена динамика развития прыгучести в годичном цикле у волейболистов 15-16 лет. Целью исследования является разработка методики развития прыгучести в годичном цикле у волейболистов. Объектом исследования выступает скоростно-силовая подготовка волейболистов, направленная на прыгучесть. Предмет исследования - методика развития скоростно-силовых способностей, направленных на улучшение прыгучести. Разработанная методика развития прыгучести у юношей, занимающихся в секции волейбола, оказалась эффективной, что выразилось в достоверно более высоких результатах во всех применявшихся тестах и более высоких темпах прироста рассматриваемых показателей. Так как высота прыжка после эксперимента увеличилась на 12 %, так же  и длина прыжка возросла примерно на 10%. В результате  уровень скоростно-силивой подготовки  повысился.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ »

49



















ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ

У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ








Учитель физической культуры

МБОУ СОШ №69

Ефимова В.С.
















Ульяновск 2015





ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3


ГЛАВА 1.ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.1. Физическая и специальная подготовка в волейболе……………………...5


1.2. Прыгучесть как двигательно-координационное качество.……………....12


1.3. Годичный цикл волейболистов …………………...…………………….... 17

.

ГЛАВА 2.ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ


2.1. Задачи исследования………………………………………………..………28


2.2. Методы исследования…………………………………………………..…..28


    1. Организация исследования………………….…………………..................30


ГЛАВА 3. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЛЕЙБОЛЕ.


3.1. Методы и средства развития прыгучести……………………....................31

.

3.2.Результаты педагогического эксперимента……………………………......42


ВЫВОДЫ. ……………………………………………………………………....43


СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ...………………………………………….………..45


ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..47













ВВЕДЕНИЕ


Актуальность. В настоящее время, как на международной спортивной арене, так и внутренних спортивных соревнованиях страны резко обострилась спортивная конкуренция, поединки волейбольных команд становятся все более длительными и напряженными. Отмечено, что уровень физической, технической и тактической подготовленности отдельных игроков и команд в целом постепенно сближается, научные разработки учебно-тренировочного процесса по этим проблемам широко известны. Для достижения победы в таких условиях первостепенное значение приобретает научная разработка и практическое использование методов формирования состояния оптимальной подготовленности и соревновательной деятельности игроков конкретной спортивной квалификации, особенно волейболистов высших разрядов и именно к началу конкретных соревнований в годичном цикле.

В период полового созревания 14-16. У подростков появляется стремление к рекордным достижениям. В этом возрасте составляя годичный план, который является составной частью перспективного планирования, в котором детализируются задачи, средства, содержание, контрольные задания каждого этапа и периодов подготовки, нужно уделить особое внимание на развитие «взрывной» силы мышц ног, для улучшения прыгучести(5).

Игра в волейбол предъявляет высокие требования к физической подготовленности человека, и в первую очередь, к уровню развития скоростно-силовых качеств и быстроты движения к которым и относится прыгучесть.

Значение в волейболе прыгучести как способности выполнять прыжки с максимальным подъёмом центра тяжести тела признаётся подавляющим числом специалистов. Это качество игрока определяет эффективность таких важнейших технических действий игрока в нападении и защите, как нападающий удар и блокирование (Беляев А.В).

Скоростно-силовые способности проявляются в действиях, в которых наряду со значительной силой требуется и существенная скорость движения. При этом чем выше внешнее отягощение, тем больше действие приобретает силовой характер, чем меньше отягощение, тем больше действие становится скоростным. Для проявления прыгучести необходима «взрывная сила» -это способность проявлять большие величины силы в наименьшее время, которая имеет существенное значение в прыжках, проявление которой зависит от развития силы определенных мышечных групп и скорости сокращения мышечных волокон (Клещев Ю.Н.).

Исходя из всего перечисленного, мы рассмотрим динамику развития прыгучести в годичном цикле у волейболистов 14-16 лет.

Цель исследования. Разработка методики развития прыгучести в годичном цикле у волейболистов.

Гипотеза исследования: предполагается, что с повышением скоростно-силовой подготовки в волейболе повышается выполнение технических приемов .

Объект исследования: Скоростно-силовая подготовка волейболистов, направленная на прыгучесть.

Предмет исследования: Методика развития скоростно-силовых способностей, направленных на улучшение прыгучести.











ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО_МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.1. Физическая и специальная подготовка в волейболе.

Исследования в теории спорта показывают, что общая разносторонняя подготовка, развивая физические качества юных спортсменов, положительно влияет на прирост их спортивного результата. Однако с повышением роста спортивного мастерства ее удельный вес в достижении спортивных показателей постепенно уменьшается.

Тренировка волейболистов - составная часть системы подготовки, педагогический процесс, направленный на обучение приемам игры и тактическим действиям, совершенствование технико-тактического мастерства, развитие физических способностей, воспитание психических, моральных и волевых качеств, создание условий для высоких спортивных достижений волейболистами.

Физические способности волейболистов - индивидуальные особенности личности, создающие условия для успешного овладения и
осуществления игровой и соревновательной деятельности. В значительной мере предопределены генетически.

Физические качества - отдельные качественные проявления физических способностей: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
Физическая подготовка волейболистов - педагогический процесс, направленный на развитие физических способностей и повышение функциональных возможностей, укрепление опорно-двигательного аппарата, обеспечивающих эффективное овладение навыками игры и способствующих высокой надежности игровых действий.

Развитие физических способностей и повышение функциональных возможностей, укрепление опорно-двигательного аппарата, используя упражнения общефизической и специальной физической подготовки.

Общефизическая подготовка: упражнения на развитие общей выносливости; общеразвивающие, силовые, а также упражнения для повышения подвижности в суставах. Плавание, лыжи, спортивные и подвижные игры и др. Развитие физических качеств и способностей. Повышение функциональных возможностей организма (ОРУ и гимнастические упражнения; спортивные и подвижные игры; л/атлетические упражнения; акробатические упражнения; упражнения для развития скоростно-силовых качеств).

Специальная физическая подготовка: упражнения для развития специальной прыгучести, быстроты, ловкости, скоростно-силовой выносливости. Развитие и совершенствование специальных физических качеств и двигательных навыков (упражнения для развития специальной прыгучести и прыжковой выносливости, акробатической ловкости и координации, специальные подводящие, подготовительные и имитационные упражнения).

Как было сказано выше, исследования, связанные с физической подготовкой, показали, что в различных видах спорта нет необходимости разностороннего развития всех физических качеств, а только тех из них, которые играют важную роль в решении специфических задач спортивной техники.

Разносторонняя  физическая подготовка проводится на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные, подводящие и основные.

Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные  - на формирование технических навыков и тактических умений.

В игровой деятельности волейболиста важным качеством является прыгучесть, которая проявляется в скоростно-силовых показателях сократительных способностей мышц нижних конечностей. Способность к ударно-баллистическим движениям связана с развитием динамической силы рук и плечевого пояса.

В связи с длительностью спортивных состязаний по волейболу и их турнирного характера важное значение для помехоустойчивого и надежного выполнения спортивной техники имеет и специальная выносливость, которая сопряжена с многократным выполнением прыжков при блокировании и нападающих ударах, перемещений по площадке, падений и предельно-сильных ударных движений. Весь этот комплекс интенсивных двигательных проявлений осуществляется на фоне высоких психических напряжений, что характерно для дискретно-экстремальных нагрузок.

Важное свойство сенсомоторики волейболистов - способность тонким мышечным ощущениям и дифференцировкам. Одним из главных свойств сенсомоторики и качественных проявлений двигатель' ной деятельности волейболистов, является целевая точность.

Процессуальный характер точности проявляется в точных перемещениях по площадке, выборе места при блокировании, разбеге и отталкивании при нападающем ударе, а финальный при всех взаимодействиях с мячом: передачах, ударах, подачах, блокировании.

Этот комплекс двигательных способностей волейболиста носит специфический характер и тесно связан с различными проявлениями психомоторики: уточняющими реакциями на движущийся объект объемом внимания и поля зрения, точностью глубинного зрения, тактильной и мышечно-суставной чувствительностью.

Все они включены в функциональную систему, структурные связи которой обусловлены главным ведущим фактором - достижением спортивного результата. Вмешательство в данную функциональную систему посредством неспецифических упражнений (например, больших объемов нагрузок по общей физической подготовке) может нарушить эти структурные связи и отрицательно сказаться на спортивно-технических результатах волейболистов.

В связи с этим процентное соотношение общей и специальной физической подготовки постепенно (по мере роста спортивного мастерства) изменяется в пользу последней.

Рекомендуемый подход позволяет не обобщенно, а избирательно целенаправленно (с учетом основных биомеханических характеристик) совершенствовать технику движений не только в конкретном виде спорта, но и в отдельных движениях, различных по своей биомеханической структуре. В волейболе, например, имеются диаметрально противоположные по силовым затратам движения: нападающий удар требует взрывной силы; передача же мяча сопряжена с тонкой дифференцировкой и постепенным нарастанием мышечного напряжения. Очевидно, что даже в одном виде спорта необходим различный методический подход к развитию качественных проявлений силы. Аналогичная тенденция, безусловно, существует и при развитии других физических качеств и свойств психомоторики волейболиста. Поэтому, говоря о специальной физической подготовке, целесообразно соотносить подготовительные упражнения для развития тех или иных двигательных качеств с конкретными спортивными движениями.

Дифференциация движений может быть едва заметной. Так, при реализации точностно -целевых движений ударного и броскового характера в первом случае задержка дыхания повышает мышечные усилия, а во втором этот феномен необходим для создания твердых проксимальных биомеханических опор и оптимальных условий Для дистального рабочего звена конечности (предплечья, кисти).

Это подчеркивает важность разделения двигательных действий по специфике биомеханической структуры для выработки правильной методики.
Развитие прыгучести - одна из главных задач физической подготовки волейболиста. Прыгучесть зависит от сочетания скорости и силы разгибания мышц бедра и голени, сгибателя стопы и длинного сгибателя большого пальца. При этом большая нагрузка ложится на суставы стопы, голени и коленного сустава, а также мышечно-связочно-сухожильный аппарат, обеспечивающий работу этих суставов. Не случайно большинство травм у волейболистов приходится именно на эти суставы. В связи с этим многие развивающие упражнения одновременно и профилактически-укрепляющие и предохраняющие от травм. В частности, для стопы и голеностопного сустава систематически должны применяться такие упражнения, как ходьба на пятках, носках, наружном и внутреннем сводах стопы. Данные упражнения повторяются многосерийно и проводятся с постепенным увеличением темпа.
Методика развития прыгучести описана во многих учебных пособиях. Значительного эффекта в развитии прыгучести можно достигнуть, применяя комплексы упражнений с напрыгиванием, перепрыгиванием и доставанием различных предметов. Значительному увеличению высоты прыжка способствуют упражнения с использованием кинетической энергии веса собственного тела (например, многократные напрыгивания и спрыгивания на гимнастические маты и разновысокие тумбы). Во всех этих упражнениях нужно стремиться к закреплению биомеханической основы прыжка волейболиста: в фазе напрыгивания, амортизации и отталкивания от опоры.
Развитие силы ударного движения правой (левой) руки обеспечивается многократным и многосерийным выполнением динамических упражнений с резиной и амортизаторами, имитирующими ударное движение в преодолевающем режиме. Для этой же цели выполняются броски набивных мячей различного веса и размера с акцентированным их выбросом. Особенного эффекта достигают парные упражнения с двумя набивными мячами. При этом один из партнеров выбрасывает мяч из-за головы двумя руками по высокой траектории, а другой по более пологой. Это делается для того, чтобы мячи не сталкивались в воздухе. Через некоторое время партнеры меняются ролями, затем отдыхают и вновь выполняют очередную серию бросков. Используются также броски теннисных мячей, метание камней на дальность.
Главным же упражнением, соединяющим развитие силы с техникой ударного движения, являются удары в пол с отскоком мяча от стенки, удары по подвесному мячу и удары по мячу через сетку.

Развитие специальной скоростно-силовой выносливости волейболиста осуществляется в многосерийной интервальной тренировке, моделирующей фрагменты атакующих и защитных действий. Такая тренировка предусматривает чередование интенсивного тренинга в защите с многократными ударами через сетку и кратковременными интервалами отдыха. Количество серий и длительность отдыха могут изменяться в зависимости от уровня функциональной подготовленности волейболиста.

Хорошим средством интегральной тренировки по выработке специальной выносливости и совершенствованию технико-тактического мастерства, являются игры с уменьшенными составами.

Дифференцировка усилий, необходимая при нижних и особенно верхних передачах для точного отскока мяча или его точной передачи, развивается и совершенствуется во всех упражнениях с мячом, где требуется точная передача.
Вместе с тем для этой цели широко применяется индивидуальная тренировка у стенки с многократным выполнением подбивания мяча снизу или посредством верхней передачи. При этом изменение усилий достигается уменьшением или увеличением расстояния тренирующегося игрока от стенки. Обязательным здесь является и использование контрастного метода, который в данном случае состоит в чередовании различной встречной скорости полета мяча. Для этой цели мяч попеременно посылается то тихим, то сильным ударом, в связи с чем игрок то подбивает его, выполняя встречное и сопровождающее движение, то амортизирует отскок мяча с помощью простой подставки рук или смещения принимающей поверхности предплечий вниз-назад (в зависимости от скорости полета мяча).

Ловкость, необходимая при выполнении различных падений и перекатов во время приема далеко летящих мячей, с одной стороны, способствует принятию смелых решений, с другой - исключений) серьезных травм. При этом быстрая группировка и использование силы инерции разбега помогают игроку быстро подняться и вновь включаться в игру.

Акробатические упражнения волейболиста связаны с имитацией бросков-перекатов на грудь-живот и падений-перекатов на бедро-спину. Правилом начального разучивания таких упражнений является постепенное понижение ЦТТ к моменту падения-переката и выполнение всего упражнения в замедленном темпе (можно на гимнастических матах). По мере освоения имитации бросков и падений-перекатов приближаться к реальным игровым условиям.
В упражнениях на точность передач особое место занимают настенные мишени-тренажеры, наклонные мишени и др. Но главными ориентирами остаются партнеры, сетка, площадка и игроки соперника.

Упражнения общего воздействия применяются в начале подготовительного периода после ответственных соревнований, отвлекая от основной спортивной деятельности, и способствуют поддержанию необходимой физической формы и в основном соревновательном периоде. Их объем постепенно снижается по мере роста спортивного мастерства, уступая место специальной физической подготовке.

Контроль за уровнем физической подготовленности осуществляется с помощью тестов и соответствующих измерений.

Например, метод определения скоростно-силовой выносливости, который заключается в длительности выполнения многократных прыжков с ударами через сетку в тренажерную наклонную мишень. Прекращение упражнения или снижение прыжка и силы ударов означает наступление утомления.

Общая физическая подготовка.

Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со    сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.

Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.
Гимнастические  упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.
Спортивные игры: баскетбол, футбол.Подвижные игры и эстафеты
Специальная физическая подготовка.

- прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, имитация блокирования,
- упражнения с набивными и теннисными мячами, развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации: смена игровых   действий и перемещений по сигналу тренера

- игры и эстафеты с препятствиями.

Контрольные испытания.

- Контрольные испытания по общей физической подготовке



1.2. Прыгучесть как двигательно-координационное качество.

Многие авторы (Абдель С.Х., Железняк Ю.Д., Иванов А.В., Клещев Ю.Н., Ланда Б.Х. , Лях В.И., Шустин Б.Н) называют прыгучесть одной из важных качественных сторон двигательной деятельности. Подчеркивается, что у прыгунов в высоту главное внимание уделяется прыгучести. Считают, что прыгучесть для акробатов-прыгунов имеет наиболее важное значение. Это качество - довольно многогранное, интегрирующее в себе другие физические и координационные качества, проявление которых взаимосвязано и взаимообусловлено (Ланда Б.Х. , Лях В.И., Шустин Б.Н Николаев Ю.М ., Фурманов А.Г) .

Ни одно двигательное качество не может быть изолировано от других. Например, штангисту для поднятия рекордного веса недостаточно даже значительного развития мышечной силы. Можно обладать большим потенциалом силовых качеств, но реализуются они лишь при наличии необходимого уровня развития подвижности, точности, гибкости и др., т.е. без соответствующего развития координационных не могут полностью реализоваться физические качества.

Задачей настоящего исследования было изучение прыгучести как двигательно-координационного качества (ДКК), ее основных компонентов, факторов, влияющих на развитие основных проявлений, а также критериев оценки.

Важные компоненты прыгучести - сила и быстрота мышечных сокращений. Как известно, прыжковое движение имеет фазу амортизации и фазу активного отталкивания. При амортизации центр тяжести направляется вниз - к опоре, работа мышц приобретает уступающий характер. В момент активного отталкивания общий центр тяжести тела удаляется от опоры и характер работы меняется на преодолевающий. Вместе с тем решающее значение приобретает не только рациональное соотношение силы и быстроты движений, но и определение точного момента их сочетания , как в подготовительных действиях, так и в ведущем звене техники. Таким образом, следующий важный компонент прыгучести - это ритм движений (Кузнецов В.И.) .

Для проявления прыгучести определяющее значение имеет взрывная сила. Важную роль в ее реализации играют характер импульсации мотонейро нов активных мышц - частота импульсации в начале разряда и синхронизация импульсации разных мотонейронов . Последнее особенно влияет на скорость развития напряжения, т.е. на величину градиента силы (Волков Л.В.).

Величина усилий, развиваемых за максимально короткое время при выполнении толчка в прыжках (в пределах 0,1-0,14 с), должна быть предельно большой. Это возможно лишь при их взрывном характере. Взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений. Для короткого и сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном напряжении, что требует мощной концентрации волевых усилий. Следовательно, взрывная сила представляет собой способность прыгунов, например , акробатов-прыгунов, проявлять ее наибольшую величину за наименьшее время.

Быстрота движений как следующий компонент прыгучести обеспечивается высокой функциональной лабильностью нервных центров и, соответственно, сопровождается быстрой сменой возбуждения и торможения и, следовательно, сокращения и расслабления мышц. Кроме того, большое значение имеют координация деятельности мышц-синергистов и антагонистов, правильный выбор активируемых мышц синергистов при ограничении активности мышц-антагонистов конкретного сустава.

Для проявления определенного уровня прыгучести большое значение имеет точность прилагаемых усилий при высокой скорости выполнения движений. Это соответствие обеспечивает ритм движений, который неодинаков в различных движениях. Так, ритм в прыжках определяется каждой отдельной фазой данного двигательного действия: ритм разбега, обеспечивая стабильность беговых шагов и точность попадания на место отталкивания, значительно отличается от ритма выполнения толчка. Нарушение ритма в любой фазе прыжка приводит к неэффективности двигательных действий. Таким образом, структуру прыгучести составляют три основных компонента: взрывная сила, быстрота и ритм движений.

Развитие прыгучести определяется многими факторами. Один из них - уровень межмышечной и внутримышечной координации. Это связано с вовлечением в работу значительно го количества двигательных единиц, достижением высокой частоты импульсации мотонейронов и обеспечением их максимальной синхронизации. Чем выше уровень сочетания этих показателей, тем легче добиться оптимальных результатов внутримышечной координации.

Межмышечная координация характерна для согласованной деятельности определенных групп или отдельных мышц, выполняющих основную нагрузку. Большое значение имеют последовательность включения в работу определенных мышц и соотношение оптимальных величин их напряжения.

Высокая лабильность нервных центров - следующий фактор, определяющий развитие прыгучести, он позволяет спортсмену в минимальное время сконцентрировать усилия для выполнения главного действия (Кузнецов В.И).

Важным фактором, обусловливающим развитие прыгучести, являются особенности морфофункционального состояния суставно-связочного и мышечного аппаратов . Растяжимость, эластичность, упругость мышечных волокон во многом определяют их сократительные способности. Скорость нарастания напряжения в мышечных волокнах влияет на число активируемых двигательных единиц. Чем больше их вовлечено в работу, тем большее напряжение они могут развить.

Нервно-психическое и эмоциональное состояние также оказывает определенное воздействие на проявление прыгучести. При устойчивом нервно-психическом состоянии, при концентрации волевых усилий спортсмен, как правило, достигает более высоких результатов. На эмоциональное состояние атлета могут воздействовать соревновательная атмосфера, уровень подготовленности соперника, поведение зрителей, состояние материально-технической базы. Положительные эмоции стимулируют все функции организма, повышают работоспособность.

Один из важных факторов развития прыгучести - степень проявления физических и координационных качеств. Известно, что на начальных этапах тренировки уровень развития силы - важная предпосылка для увеличения показателей взрывной силы - одного из основных компонентов прыгучести. Быстрота движений во многом определяется сократительными способностями мышц. Выносливость - также необходимое условие для раз
вития и совершенствования прыгучести как длительного целенаправленного процесса.

Развитие прыгучести в значительной мере определяется координационными качествами , в частности ловкостью . Овладение ритмом разбега, толчка, а также движениями в безопорной фазе требует высоких показателей ловкости.

Хорошая гибкость позвоночника позволяет прыгунам эффективно выполнять движения телом в фазе полета (в длину и высоту). Необходимая амплитуда движений различных звеньев тела - также важное условие успешного выполнения прыжка (Клещев Ю.Н).

Уровень развития ритмичности влияет на достижение согласованности движений в любой фазе прыжковых упражнений.

Сохранение равновесия во время разбега, и особенно в безопорной фазе, также существенно влияет на результат спортсмена. При выполнении прыжка в длину атлет дополнительными движениями тела, нижних и верхних конечностей удлиняет фазу полета и способствует достижению устойчивости равновесия в безопорной фазе.

Таким образом, прыгучесть имеет свои структурные особенности, компоненты, зависит от ряда факторов, тесно взаимосвязана с двигательно-координационными качествами, что необходимо учитывать в учебно-тренировочном процессе.

У прыгучести, как и у других двигательно-координационных качеств, множество проявлений, которые условно можно представить в виде специфических и неспецифических .

Высота и дальность прыжка в значительной степени зависят от способности спортсмена к максимально быстрому развитию усилий. Движение руками создает начальный импульс, обеспечивающий определенную скорость движений, и способствует проявлению взрывной силы. Высота положения о.ц.т. тела прыгуна определяется в первую очередь оптимальным сочетанием вертикальной и горизонтальной скоростей вылета. Самая сложная фаза прыжка - переход от разбега к толчку. Эффективность действий спортсмена в данной фазе определяется также величиной совпадения момента завершения отталкивания с вертикальным положением тела над опорой.

Итак, прыгучесть определяется целым рядом слагаемых, включая и оптимальный угол вылета и скорость маховых действий. Это предъявляет повышенные требования к ритму двигательных действий. Без достижения необходимой согласованности движений всех звеньев тела в каждой фазе прыжка, и особенно в момент отталкивания, его эффективное выполнение невозможно.

1.3. Годичный цикл волейболистов.

При планировании занятий по волейболу, программа предусматривает организацию и проведение систематической многолетней и круглогодичной плановой учебно-тренировочной и воспитательной работы (Клещев Ю.Н.) .

С группами новичков проводится 3 занятия в неделю по 2 часа; с группами III спортивного разряда—3 занятия по 3 часа; с группами II спортивного разряда—3— 4 занятия по 3 часа; с группами I разряда—4—5 занятий по 3 часа.

При разработке годовых планов учебно-тренировочных занятий секций необходимо уделить должное внимание следующим основным положениям:

— непрерывности и круглогодичности организации процесса тренировки;

— четкому определению задач и содержания учебно-тренировочных занятий по отдельным периодам и этапам тренировочного года;

— определению для каждой группы средств и методов физической, технической, тактической и теоретической подготовки в соответствии со спортивной квалификацией занимающихся и задачей дальнейшего роста их спортивного мастерства;

— определению содержания и средств морально-волевой и психологической подготовки занимающихся;

— организации воспитательной работы;

— организации врачебного и педагогического контроля;

— определению для каждой группы плана участия в календарных соревнованиях года, формированию и сыгровке команд;

— определению уровня тренировочных и соревновательных нагрузок для отдельных групп занимающихся в зависимости от их спортивной квалификации.

Имеющаяся практика работы по волейболу в большинстве физкультурных организаций страны и построения годовых календарных планов спортивных соревнований, в которых четко определены 2 спортивных сезона (летний и зимний), говорит о целесообразности деления года на

2 цикла, каждый из которых , в свою очередь, делится на

3 периода: подготовительный , соревновательный и переходный.

Учебный год для групп новичков можно не делить на 2 цикла, учитывая, что направленность занятий этих групп имеет в основном подготовительный характер.

Примерная продолжительность периодов осенне-зимнего цикла:

— подготовительный период—с 1 октября по 15 декабря;

— соревновательный период—с 15 декабря по 15 марта;

— переходный период—с 15 марта по 15 апреля.

Примерная продолжительность периодов весенне-летнего цикла:

— подготовительный период—с 15 апреля по 15 июня;

— соревновательный период—с 15 июня по 30 августа;

— переходный период — с 1 по 30 сентября.

Соответственно этому в спортивном году проводится несколько важнейших, основных для данной группы (команды), соревнований по волейболу на летних площадках и в залах.

В каждом годовом цикле следует планировать, как и к какому времени нужно достичь наивысшего уровня спортивной подготовленности, как долго он должен сохраниться и когда можно перейти к необходимому активному отдыху.

Подготовительный период начинается с каждым новым циклом тренировки и завершается к началу первых календарных игр основных соревнований.

Основной задачей подготовительного периода является всесторонняя и хорошо организованная подготовка к успешному выступлению в предстоящих соревнованиях команд и отдельных спортсменов. В ходе тренировочных занятий этого периода опробываются новые методические приемы, производится подбор игроков в состав команд, осваиваются новые приемы техники и тактические действия, отрабатывается то, что будет взято на-вооружение командой в соревновательном периоде.

Содержание и методика тренировки в подготовительном периоде осенне-зимнего и весенне-летнего циклов имеют много общего. Изменения происходят только в средствах общей и специальной физической подготовки в связи с изменением времени года и переходом в осеннем подготовительном периоде в зал ( Железняк Ю.Д., Иванов А.В.).

Для более четкого планирования учебно-тренировочной и воспитательной работы подготовительный период целесообразно разделить на два этапа.

Первый этап (в подготовительном периоде осенне-зимнего цикла с 1 по 30 октября, а весенне-летнего— с 15 апреля по 15 мая).

Основное внимание на первом этапе должно быть уделено разносторонней общей, физической подготовке. Поэтому ей отводится до 40—45% общего времени, в то время как технической подготовке отводится 35—40%, а тактической—20—25%. Одновременно с восстановлением и развитием основных физических качеств (быстроты, силы, выносливости, ловкости и гибкости) изучается и восстанавливается техника игровых приемов и тактических действий, развиваются волевые качества; значительное внимание уделяется психологической подготовке игроков, а также комплектуются команды(7,22, Фурманов А.Г.,).

Средства, применяемые на первом этапе: общеразвивающие упражнения, упражнения на гимнастических снарядах и с предметами, акробатические упражнения, кроссы, бег по беговой дорожке, прыжки, различные игры, упражнения с отягощениями, упражнения в отдельных игровых приемах и несложных тактических действиях.

В теоретической подготовке приобретаются или углубляются знания, составляющие общую основу спортивной деятельности.

Основные формы тренировки на этом этапе: специализированные и комплексные занятия по общей, специальной физической и технической подготовке с постепенным увеличением общего объема тренировочных нагрузок и в меньшей степени их интенсивности.

Второй этап (в подготовительном периоде осенне-зимнего цикла с 1 ноября по 15 декабря, весенне-летнего—с 15 мая по 15 июня).

Основная задача данного этапа—повышение уровня Тренированности, развитие специальных качеств и навыков (по всем разделам подготовки), специфичных для волейболистов, и приобретение спортивной формы.

Физическая подготовка занимает 25—30% общего времени и способствует в основном дальнейшему развитию двигательных качеств, общей тренированности. Повышается удельный вес специальной физической подготовки (соотношение общей и специальной физической подготовки должно составлять примерно 1:2).

Методы развития физических качеств приобретают комплексный характер и преимущественно направлены на развитие быстроты, скоростно-силовых качеств и специальной выносливости (особенно в прыгучести и в ударных движениях).

Технической подготовке отводится примерно 35—40% общего времени. Основное внимание уделяется освоению и совершенствованию техники владения мячом и техники перемещения в условиях, приближенных к игровой обстановке, с учетом функций, выполняемых игроками (Николаев Ю.М).

Тактическая подготовка на этом этапе начинает преобладать (40—45% общего времени). Значительное внимание уделяется освоению и совершенствованию индивидуальных действий с учетом выполнения игроками обязанностей в команде, осваиваются новые групповые взаимодействия и командные действия, а также уточняются и совершенствуются ранее изученные коллективные действия. Уточняются составы команд и функции отдельных игроков.

Индивидуальные, групповые и командные действия совершенствуются в защите и в нападении в основном в условиях игровой и соревновательной обстановки.

Средства, применяемые на втором этапе: общеразвивающие упражнения, упражнения специальной физической подготовки, специальные упражнения в технике и тактике, учебные и товарищеские игры.

В содержании волевой и психологической подготовки основное внимание уделяется повышению переносимости тренировочных нагрузок, индивидуальным средствам тренировки и сыгровке команд к предстоящим соревнованиям.

В теоретической подготовке предусматривается изучение материалов по общим основам тренировки, анализ записей в дневниках, выполнение индивидуальных заданий, выступление на теоретических занятиях с сообщениями на различные темы технической и тактической подготовки.

В конце этого этапа проводятся контрольные испытания по физической и технической подготовке, контрольные и товарищеские встречи, в которых проверяется технико-тактическое мастерство команды и отдельных игроков. Команды II и I разрядов на этом этапе могут участвовать в соревнованиях, имеющих подводящий характер (Волков Л.В., Кциянский, Холодов Ж.К.).

Основные формы тренировки на данном этапе — комплексные занятия по физической, технической и тактической подготовке, тематические тренировки по игровой подготовке, контрольные встречи и сыгровка команд в подводящих соревнованиях.

Динамика нагрузки характеризуется уменьшением общего объема и дальнейшим возрастанием ее интенсивности до уровня соревновательной и выше.

Соревновательный период каждого цикла начинается вступлением команды в официальные календарные соревнования на первенство коллектива физкультуры, спортивного клуба, района, города и т. д., предусмотренные годичным планом тренировки и основных соревнований для команды, и заканчивается последней игрой команды(21).

Главная задача соревновательного периода — достижение максимальных стабильных результатов. Поэтому следует обращать внимание на сохранение и улучшение спортивной формы, устранение недостатков, выявленных в играх, на техническую, тактическую и психологическую подготовку к каждой конкретной игре, учитывая возможности противника и свои.

Физическая подготовка, направлена на достижение высокой тренированности, сохранение ее на этом уровне, а также на поддержание достигнутой общей тренированности.

Техническая подготовка должна обеспечить дальнейшее совершенствование точности, быстроты и стабильности применения приемов в сложных условиях.

В тактической подготовке уточняются формы ведения игры и действия отдельных игроков с учетом игры конкретного противника и устраняются недостатки, выявленные в предыдущих встречах.

Общий удельный вес физической, технической и тактической подготовки сохраняется на уровне предсоревновательного этапа.

Психологическая подготовка должна обеспечить максимальную мобилизацию и готовность волейболиста к каждой календарной игре и соревнованиям в целом (Кузнецов В.И.).

В моральной и волевой подготовке акцентируется внимание на развитии волевых качеств, связанных с непосредственным участием игрока в соревнованиях: воли к победе, выдержки, смелости и решительности в игровых действиях, воли в преодолении отрицательных эмоций во время соревнований (неуверенность в себе, боязнь действовать решительно и активно в наиболее ответственные моменты игры, подавленность, связанная с отдельными неудачами).

Теоретическая подготовка направлена на изучение особенностей тренировки в соревновательном периоде, а также на расширение знаний, способствующих успешному росту спортивного мастерства и выступлению в соревнованиях.

Средства, применяемые в соревновательном периоде:

в основном специальные игровые упражнения, двусторонние игры, а также упражнения специальной физической подготовки, совершенствования в технике игровых приемов, а также в групповых и командных тактических действиях.

Количество занятий при 1—2 календарных играх в неделю — не более трех.

Общий объем нагрузок незначительно сокращается и затем стабилизируется, а их интенсивность возрастает до максимума и на этом уровне стабилизируется.

Переходный период начинается после окончания соревнований полугодового цикла. Основные задачи: постепенное снижение нагрузки и переход к активному отдыху. В переходном периоде следует предусмотреть .сохранение уровня общей физической подготовленности, обеспечить активный отдых и укрепление здоровья игроков.

Средства: широко используются упражнения из других видов спорта с преимущественным применением игрового метода. Из средств активного отдыха рекомендуется применять гигиеническую гимнастику, прогулки и туристские походы, экскурсии, игры в городки, бадминтон, рыбную ловлю, охоту и др.

Организационно-методические указания.

Весь процесс учебно-тренировочной работы должен обеспечивать высокий уровень овладения техникой игры в волейбол, развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), воспитание/волевых черт характера, укрепление здоровья занимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного мастерства,

Все эти моменты должны быть учтены в обучении и тренировке волейболистов в различных группах подготовки.

Воспитательная работа проводится по планам мероприятий коллектива физической культуры, спортивного клуба, но главным образом она осуществляется непосредственно в процессе занятий секции и участия в соревнованиях. Любое занятие спортивной секции, каждое соревнование должно решать воспитательные задачи (Клещев Ю.Н.).

Основной формой проведения учебно-тренировочных занятий является урок. Четкая организация и использование групповой формы занятий, соблюдение порядка при выполнении упражнений содействуют повышению организованности и дисциплины занимающихся.

Крайне важно, поэтому добиваться, чтобы каждый урок был заранее и тщательно разработан с учетом состава и квалификации занимающихся, места и условий его проведения. Исходя из этого должны подбираться средства для проведения занятий, им должны быть подчинены организация и методика совершенствования спортивного мастерства занимающихся.

Теоретический материал следует преподносить в популярной и доступной форме в виде кратких бесед (15— 20 мин.) с демонстрацией наглядных пособий и учебных кинофильмов. В учебных группах II и I спортивных разрядов теоретические занятия должны носить более углубленный характер. Беседы по вопросам гигиены, врачебного контроля и первой медицинской помощи должны проводиться врачом.

Как правило, на всех тренировочных занятиях следует широко применять средства и упражнения общей и специальной физической подготовки.

Занятия, целиком посвященные общей и специальной физической подготовке, должны проводиться во все периоды учебно-тренировочного процесса, в особенности в подготовительном и переходном периодах.

Чтобы добиться технического мастерства, необходимо учебно-тренировочные занятия с мячом регулярно сочетать с занятиями другими видами спорта: легкой атлетикой, плаванием, гимнастикой и особенно акробатикой (Клещев Ю.Н). Занятия акробатикой позволят быстро овладеть

; приемами техники игры и в дальнейшем ее совершенствовать.

; Игровые приемы следует разучивать в сочетании с; различными сложными акробатическими упражнениями, которые требуют от игроков хорошо развитой координации движений, ловкости, гибкости и других качеств. Овладение игровыми приемами в более сложных комбинациях, чем те, которые встречаются в игре, создает у занимающихся уверенность в том, что в менее сложной обстановке они смогут успешно применять эти приемы.

Акробатическую подготовку следует рассматривать как одно из основных средств индивидуального физического совершенствования и повышения спортивного мастерства волейболистов.

Занятия должны строиться так, чтобы на каждом из , них волейболисты осваивали что-то новое. Нужно постоянно приучать занимающихся к преодолению трудностей, что способствует воспитанию волевых качеств.

Проверку по специальной физической подготовке и элементам техники целесообразно проводить в начале и конце года. Для этого могут быть выделены специальные |занятия.

Для учета теоретических знаний желательно проводить беседы со спортсменами по пройденному материалу. Занимающиеся должны быть ознакомлены с литературой по тематике теоретической подготовки во- лейбористов (Волков Л.В.).

Для учета физической, технической и тактической подготовленности игроков следует проводить:

— наблюдения за занимающимися в процессе учебно-тренировочных занятий;

— проверку выполнения отдельных приемов техники игры;

— выполнение установленных контрольных нормативов;

— систематический анализ игровой деятельности занимающихся.

При совершенствовании игроков в выполнении отдельных упражнений необходимо использовать метод соревнования (на качество, количество и правильность выполнения тех или иных приемов).

Анализ игровой деятельности волейболистов лучше 1,всего осуществлять в виде систематических установочных бесед с игроками команды перед соревнованием, в которых определяются конкретные задачи технико-тактического характера в предстоящей игре и разбираются проведенные игры с детальным анализом действий отдельных игроков и команды в целом.

При проведении занятий с женскими группами необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности женского организма. Следует обратить внимание на то, что женщины несколько медленнее осваивают некоторые приемы техники игры, чем мужчины. Это относится также к совершенствованию тактических комбинаций и тактики отдельных приемов (например, тактики подачи или нападающего удара)(5).

Слабостью игры женских команд новичков, III и II спортивных разрядов являются малая подвижность на площадке, недостаточная сила и быстрота ударов по мячу, выполнение прыжков не вверх, а вперед-вверх. Часто бывают случаи травмирования пальцев при приеме быстро летящих мячей.

В процессе учебно-тренировочных занятий с волейболистками необходимо большое внимание уделять акробатическим упражнениям, сочетая их с упражнениями в метаниях на точность и дальность, а также с передачами мяча в различных направлениях. -

Для совершенствования силы и быстроты выполнения нападающего удара нужно подбирать специальные упражнения типа бросков предметов различного веса.

Одновременно с организацией спортивной секции и команд по волейболу, в которых участвует преимущественно молодежь, совет коллектива физической культуры и бюро секции должны позаботиться о привлечении к занятиям волейболом трудящихся среднего возраста, организуя для них соревнования по упрощенным правилам игры и включая волейбол в программы занятий групп здоровья.

Главное состоит в том, чтобы в спортивных секциях систематически проводились учебно-тренировочные занятия, а спортивные соревнования и товарищеские встречи проходили по определенному плану. Только при этих условиях в коллективах физической культуры, спортивных клубах, учебных заведениях могут быть подготовлены квалифицированные спортсмены.
























ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ


2.1.Задачи исследования

Для достижения цели работы нами были поставлены следующие задачи:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Разработать методику для развития прыгучести.

3.Теоретически и экспериментально обосновать эффективность данной методики развития скоростно-силовых способностей, направленную на прыгучесть.

-

2.2. Методы исследования

Для выполнения задач исследования использовали следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Анализ документальных материалов.

4. Контрольные испытания.

5. Педагогический эксперимент.

6. Методы математической статистики.

1.Анализ научно-методической литературы. В связи с тем, что эффективная игровая деятельность в волейболе невозможна без проявления высокого уровня скоростно-силовых способностей, в том числе прыгучести, специалистами уделяется большое внимание вопросам их развития. В этих исследованиях обобщены и усовершенствованы в соответствии со спецификой двигательной деятельности в волейболе методические подходы, изложенные в работах учёных, занимавшихся проблемами силовой подготовки во многих видах спорта


2. Педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение осуществлялось за юношами 15-16 лет, занимающихся волейболом на учебно-тренировочных занятиях, соревнованиях и в ходе специально организованного эксперимента для определения ошибок при рассмотрении занятия.

3. Анализ документальных материалов. Нами анализировались документальные материалы, способствующие развитию скоростно-силовых способностей, направленных на прыгучесть.


4.Контрольные испытания.

При определении прыгучести спортсменов, занимающихся в секции волейбола, учитывалось то обстоятельство, что в прыжках с места и разбега различно участие в отталкивании сократительного элемента и упругих компонентов мышечно-связочного аппарата , в связи с чем достижения в подобных прыжках могут быть различными. Поэтому применялись два вида тестов.

  • Прыжок вверх с места.

  • Прыжок в длину с места.

5. Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент проводился с сентября 2008 г. помарт 2009 г. На юношах 15-16 лет, занимающихся волейболом в Большекандаратской средней школе. Для этого были специально разработаны контрольные тестирования по результатам, которых мы выявили уровень развития их скоростно-силовых способностей, определяющих прыгучесть.


6. Методы математической статистики. Для подведения результатов исследования мы применили следующие формулы:

Средне арифметическая.

Вычисление среднего квадратичного отклонения .

Вычисление средней ошибки средней арифметической.


2.3. Организация и этапы исследования

Исследование проводилось в Большекандаратской средней школы среди спортсменов 15-16 лет, занимающихся волейболом. Экспериментбыл направлен на динамику развития прыгучести волейболистов.

На первом этапе (сентябрь-октябрь) - изучалась научно-методическая литература по проблеме исследования, организации учебно-тренировочного процесса, направленного на развитие прыгучести волейболистов, осуществлялся подбор методов исследования.

На втором этапе (октябрь-февраль) – была разработана и внедрена программа средств и методов развития прыгучести спортсменов, осуществлялось написание 1-2-й главы работы, обработались результаты эмпирического исследования.

На третьем этапе (март-апрель) - заключительный этап, на котором систематизированы результаты исследования, осуществлялось написание 3-й главы работы, сделаны выводы исследования.
















ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

3.1. Методы и средства развития прыгучести .

Для достижения результатов в повышение двигательного качества прыгучесть, мы разработали примерную методику проведения тренировочного процесса на основании методического материала специалистов.

В тренировке юношей экспериментальной группы были запланированы следующие упражнения:

  1. Приседание на одной ноге (не более 10 прыжков в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  2. Прыжки из полуприседа вверх с сопротивлением партнёра (не более 10 прыжков в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  3. Прыжки вверх из положения приседа или полуприседа (не более 10 прыжков в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  4. Прыжки вверх из глубокого приседа (спина прямая): шаг-присед-прыжок (не более 10 прыжков в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  5. Перепрыгивание через гимнастическую скамейку толчком двух ног из глубокого приседа (прыжок – поворот лицом к барьеру – прыжок – поворот и т.д.) (не более 10 прыжков в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  6. Имитация блока после одного приставного шага (выпрыгивание из полуприседа) (не более 10 прыжков в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  7. Прыжки вверх с попеременным отталкиванием ногами (до 10 отталкиваний каждой ногой в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  8. Прыжки вверх с выпрямленными коленями, за счет голеностопного сустава (не более 10 прыжков в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  9. Запрыгивание-спрыгивание на тумбу высотой 50 см (не более 10 прыжков в подходе, 2-3 подхода в занятии).

  10. Прыжки с разбега толчком двумя ногами с доставанием маркировки на стене как можно выше (не более 20 прыжков на занятии).

В течение полугодового цикла подготовки приведённые упражнения применялись следующим образом:

I этап (2,5 месяца). Задачи этапа: повышение уровня силовой подготовленности, укрепление мышечно-связочного аппарата. На этом этапе два раза в неделю в конце тренировки выполнялось от 40 до 80 повторений упражнений 1-5 и 10-30 повторений упражнений 6-8.

II этап (1,5 месяца). Задачи этапа: поддержание уровня силовой подготовленности, повышение уровня общей скоростно-силовой подготовленности, укрепление опорно-связочного аппарата. На этом этапе два раза в неделю в конце тренировки выполнялось от 20 до 40 повторений упражнений 1-5, 20-40 повторений упражнений 6-8, 20-30 повторений упражнения 9, и 10-20 повторений упражнения 10.

III этап (2 месяца). Задачи этапа: поддержание уровня силовой и общей скоростно-силовой подготовленности, повышение уровня прыгучести в специфических двигательных действиях волейболиста. На этом этапе один раз в неделю в конце тренировки выполнялось 20-30 повторений упражнений 1-5, 20-40 повторений упражнений 6, 20-30 повторений упражнения 9, и 20-30 повторений упражнения 10. Один раз в неделю упражнения для поддержания силовой подготовки (1-5) в небольшом объёме выполнялись в начале занятия (их применение носило тонизирующий характер), а упражнения скоростно-силовой подготовки – в конце занятия.

Изменение объёма применяемых средств развития прыгучести в течение каждого этапа происходило волнообразно, например, 1 неделя средний объём – 2 неделя малый объём – 3 неделя повышенный объём – 4 неделя – пониженный объём и т.п.

Средства и методы развития прыгучести.

Воздействуя, в процессе воспитания на одно из физических качеств, мы влияем на остальные. Характер и величина этого влияния зависит от двух причин: особенностей применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности. У людей с низким уровнем физической подготовленности при преимущественном проявлении одного физического качества значительные требования предъявляются и к другим. Например, для новичков бег на 100м является испытанием не только их быстроты, но в значительной мере и силы, и выносливости, и ловкости (Матвеев Л.П.).

Развитие одного из физических качеств на начальных этапах тренировок приводит к coвершенствованию и других. Однако в дальнейшем развитие качества прекращается. При этом упражнения, которые раньше оказывали влияние на развитие всех физических качеств, теперь будут оказывать тренирующее воздействие лишь на некоторые из них. В последующем могут даже проявиться отрицательные взаимоотношения между отдельными качествами. Так, оказываются несовместимыми задачи одновременно достижения максимальных показателей силы (поднимание большого веса) и максимальных показателей – выносливости (бег, марафон). Однако следует учитывать, что наивысшая степень проявления одного из физических качеств может быть достигнута лишь при определённой степени развития остальных (Железняк Ю.Д., Иванов А.В.).

По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер

Таким образом, прыгучесть является одним из главных специфических двигательных качеств определяющимся скоростью движения в заключительной фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, выше начальная скорость взлёта.

Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность развить высокую скорость отталкивания. Основным звеном в воспитании прыгучести следует считать сочетание разбега с отталкиванием.

Основные требования при воспитании прыгучести предъявляются к работе нервно мышечного аппарата, работа которого зависит от функциональной подготовки и функционального состояния организма, т.е. от величины стартовой скорости. Вместе с тем для выполнения прыжка необходимо обладать высоко развитой ловкостью, которая особенно необходима в полётной опорной фазе прыжка. Прыжок является краеугольным камнем во многих видах спорта (баскетбол, волейбол и др.).

Эффективность прыжка рассматривается специалистами как функция силы.


Методы развитияпрыгучести

Какими бы мы не обладали природными задатками, высокой прыгучести мы можем достичь лишь при тщательно продуманной и систематически осуществляемой тренировки.

Основным условием воспитания прыгучести при любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней строго специализированной физической подготовки (работа над такими физическими качествами как сила, быстрота, выносливость).
Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счёте, содействовали бы возможности большему повышению мощности толчка, специальных двигательных навыков.

Основными методами развития прыгучести являются:

Метод повторного выполнения упражнения, характеризующегося выполнением упражнения через определённые интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточное восстановление работоспособности (Кциянский.). Продолжительность интервалов отдыха определяется двумя

физиологическими процессами: изменением возбудимости ЦНС;

восстановлением показателей вегетативных функций, связанных с

восстановлением дыхания оплатой кислородного долга).

Интервалы отдыха должны быть с одной стороны достаточно короткими, чтобы возбудимость ЦНС не успевала существенно снизиться, а с другой стороны достаточно длинными, чтобы более или менее полно восстановиться. При применении повторно этого метода тренирующее воздействие на организм обеспечивает только в период утомления после каждого повторения. Повторный метод позволяет точно дозировать нагрузку, совершенствует опорно-мышечный аппарат, воздействует на сердечно-сосудистую и дыхательную систему. При таком методе уровень прыгучести повышается на 29-30%. Интервальный метод. Внешне сходен с повторным методом. Но, если при повторном методе характер воздействия нагрузки определяется исключительно самим упражнением, то при интервалъном методе большим тренировочным воздействием обладают и интервалы отдыха. Игровой метод воспитания прыгучести. Однако этот метод обладает существенным недостатком - ограничена дозировка нагрузки.

В последние время нашёл применение метод воспитания прыгучести, получивший название - метод круговой тренировки , который можно проводить по методу повторения упражнений.

Все методы развития прыгучести следует применять не в стандартных ситуациях, а в вариативных, изменяющихся ситуациях (метод сопряжённых воздействий) приближённых к игровым. Как показывает практика воспитание прыгучести можно осуществлять в принципе идя двумя путями:
за счёт увеличения максимальной скорости; за счёт увеличения максимальной силы.

Средства.

Игрок, умеющий своевременно и быстро выпрыгивать, имеет больше шансов выиграть борьбу "на втором этаже". Известно, что сила и высота прыжка во многом зависят от силы и мощности икроножной мышцы, голеностопного и коленного суставов.

Развивая прыгучесть, следует прежде всего укрепить голеностопный сустав, сделать его сильным, эластичным, способным противостоять травмам. С этой целью нужно ежедневно утром уделять не менее 5 минут укреплению ахиллова сухожилия и голеностопного сустава. Рекомендую простые, но эффективные упражнения(7).

Сначала необходимо разогреть массажем мышцы голени. Затем приступить к сгибанию и разгибанию голеностопного сустава двумя ногами одновременно. Потом вращать стопы 1,5-2 мин. Затем проделать упражнения левой и правой ногами медленно - по 100-150 движений (для удобства обопритесь о стену или стол под углом 70-75 ).

Полезно сгибать стопы с амортизатором, с отягощением или преодолевая сопротивление партнера. Хорошо использовать медицинболы - катать их стопами. Можно ходить и прыгать на носках с отягощением в руках или на плече. Эффективны для укрепления стопы и голени прыжки на песке, со скакалкой, прыжки через барьер на носках, на одной или двух ногах

Для коленного сустава полезны твистовые движения (ноги вместе) и вращение коленей по 30-40 раз в обе стороны. Кроме того, рекомендуется сгибание ног в коленном суставе с отягощением, выпрыгивание с отягощением, ходьба на полусогнутых ногах со штангой - в приседе, в полуприседе с поворотами на каждый шаг(6).

Укрепив голеностопный и коленный суставы, можно наращивать интенсивность прыжковых упражнений.

Методика тренировки прыгучести претерпела изменения в связи с ускорением всех стадий игры. Прыжки из низкой баскетбольной стойки не приносят успеха: на выпрямление, сгибание ног в коленном суставе затрачивается драгоценное время, и зачастую мяч достается сопернику с более "заряженной" (готовой к толчку) стопой и менее согнутыми в коленных суставах ногами.

Упражнения для тренировки прыжков

1. На тренировках после кросса и гимнастики игроки прыгают на прямых ногах с поднятыми вверх руками 3-4 раза по 1 мин (интервал 5-7 мин). Интервалы используются для развития других игровых качеств - быстроты, силы, ловкости, координации движений или совершенствования техники игры.

Прыжки выполняются толчками двух ног, приземление - на "заряженную" стопу. Затрата времени на отталкивание от пола (грунта) - минимальная.

2. То же, что и упр. 1, но толчок и приземление выполняется с левой ноги на правую, и наоборот, - поочередно (ноги чуть шире плеч). То же вперед-назад на расстояние нормального шага - "маятник".

3. То же, что и упр. 1-2, выполняется в парах: игроки в прыжке отталкиваются друг от друга вытянутыми руками.

4. Прыжки с поворотом на 180, 360 с поднятыми вверх руками.

5. То же, что и в упр. 3, но с ведением мяча левой, правой рукой.

6. Прыжки в приседе (полезны не только для укрепления мышц голени, но и бедра, спины). Можно выполнять их в парах - спиной друг к другу, руки сцеплены в локтях. Продвижение в стороны, вперед-назад.

7. Толчки боком, спиной, грудью, выполняемые двумя игроками примерно одного роста и веса.

8. Прыжки с дриблингом на щите левой и правой рукой попеременно или двумя руками одновременно. Упражнение выполняется на время - до 1,5 мин.

9. Удержание мяча на закрытом 'кольцо. До 1,5 мин.

10. Прыжки через барьер на одной или двух ногах с одновременным ведением мяча или передачей в высшей точке прыжка. Используется 10-15 барьеров высотой 60-70-80 см, находящихся на расстоянии от 1 до 1,5 м друг от друга. Барьеры можно ставить в виде креста (4 барьера) и тогда прыгать по кругу боком, лицом, спиной. 4-6 подходов.

11. Прыжки в высоту через планку с мячом: игрок, ведя мяч, разбегается и с мячом в руках преодолевает планку, а в момент прыжка передает мяч тренеру или другому игроку. Высота планки зависит от индивидуальных возможностей игрока.

12. То же, что и упр. И, но при прыжках в длину, тройном прыжке.

13. Прыжки по лестнице на одной и двух ногах вверх и вниз. Можно выполнять с ведением мяча.

14. Прыжки с уступающе-преодолевающим воздействием: запрыгивание на тумбу и спрыгивание на пол.

15. Прыжки через гимнастическую скамейку на одной и двух ногах с ведением мяча вперед-назад, лицом, боком.

16. Прыжки с гирями, гантелями, "блинами". Можно имитировать обманные движения (передачу) во время прыжков.

17. Прыжки через обычную скакалку на одной и двух ногах - до 5 мин. Через скакалку весом от 3 до 7 кг - от 30 с до 1,5-3 мин.

18. Запрыгивание (затем спрыгивание) на препятствие высотой до 50 см толчком голеностопов, т.е. не сгибая ног в коленях. Сериями по 23-30 прыжков подряд.

19. Многоскоки на одной ноге с ведением мяча. Задача - делать как можно более дальние прыжки. Упражнение проходит в виде соревнования: кто из игроков затратит меньшее количество прыжков на длину площадки.

20. Прыжки через длинную скакалку с дриблингом. Мяч ведет не только игрок, выполняющий упражнение, но и игроки, крутящие скакалку.

21. Серийные прыжки с подтягиванием коленей к животу. Игрок выполняет прыжки, одновременно удерживая мяч в вытянутых над головой руках. Сериями по 30-35 с.

22. Серийные прыжки на двух ногах с доставанием определенной отметки на щите. Сериями по 20-25с. Высота отметок на щите зависит от ростовых данных каждого игрока.

23. Прыжки через гимнастического коня с мячом в руках. Конь может быть установлен вдоль или поперек направления прыжка.

24. Прыжки на батуте с поворотами на 180 и 360 с приземлением на колени, на спину, на живот, на ноги после сальто вперед. Во время прыжка игрок может обмениваться передачами с партнером

25. Прыжки вперед-назад с длиной прыжка не более 50 см. Упражнение выполняется как соревнование на время: кто сделает больше прыжков за 1 мин.

26. Серийные прыжки с отягощением в виде штанги, гири, медицинбола. Выполняются в течение 25-30 с.

Серии прыжков, паузы между ними, частоту выполнения, высоту и вес отягощения определяет тренер, исходя из степени тренированности, этапа подготовки, индивидуальных особенностей каждого игрока.

Для развития силы ног и, соответственно, прыгучести игрокам рекомендуется выполнять большой объем индивидуальной работы со штангой регулярно не менее 3-4 раз в неделю.

Упражнений, развивающих прыгучесть, очень много, важно понимать, что достичь результата позволяет прежде всего качество, интенсивность, регулярность их исполнения. А разнообразие упражнений повышает интерес к ним игроков, создает хороший эмоциональный настрой на тренировках.

На основании методических пособий и исследований составлен каталог прыжковых упражнений, укрепляющих мышцы-разгибатели тазобедренного, коленного и сгибатели голеностопного суставов и программа прыжковых тренировок.
1. Прыжки вверх из положения приседа или полуприседа (угол между бедром и голенью перед прыжком - 130-140о).

2. Запрыгивание на тумбу высотой 80-100 см.

3. Прыжки вверх с попеременным отталкиванием ногами.

4.Прыжки вверх ножницами (сильное сгибание и разгибание в голеностопных суставах).

5.Прыжки вверх из глубокого приседа (спина прямая): шаг - присед – прыжок.
6. Прыжки вверх с выпрямленными коленями, за счет голеностопного сустава.
7. Бег с высоко поднятыми коленями (колено поднимается быстро и высоко).
8. Перепрыгивание через барьер толчком двух ног из глубокого приседа (прыжок - поворот лицом к барьеру - прыжок - поворот и т.д.).

9. Имитация блока после одного приставного шага (выпрыгивание из полуприседа и глубокого приседа).

10. Прыжки с разбега толчком двумя ногами с доставанием маркировки как можно выше.

Программа прыжковой подготовки.

I этап. Прыжковая тренировка комбинируется с основной. В каждой тренировке последовательно выполняются упражнения 2, 3, 4, 7.

Дозировка: 20 прыжков (запрыгиваний) в серии (2-3 серии); отдых между сериями -1-2 мин. Интервал между упражнениями - 2-3 мин. Упражнения выполняются с набивными мячами (3-5 кг).


II этап. Прыжковая тренировка комбинируется с основной. Последовательно через день выполняются упражнения 1, 5, 8. Два раза в семидневном микроцикле с помощью этих же упражнений совершенствуется только прыжковая выносливость.

Дозировки для прыгучести: 20 прыжков в серии (2 серии); во время отдыха между сериями - снижение пульса до 130 уд/мин.

Дозировки для прыжковой выносливости: 15 прыжков в серии (4 серии); во время отдыха между сериями - снижение пульса до 120 - 130 уд/мин.

Интервал между упражнениями на прыгучесть - 2-3 мин, на прыжковую выносливость - 3-5 мин.


III этап. Прыжковая тренировка комбинируется с основной. Последовательно выполняются упражнения 6, 9, 10 в одной тренировке через день.

Дозировка для прыгучести: 25 прыжков в серии (3-4 серии); во время отдыха между сериями - снижение пульса до 130 уд/мин. Интервал между упражнениями - 2-3 мин.

Один раз в 7-дневном микроцикле совершенствуется прыжковая выносливость с помощью этих же упражнений.

Дозировка для прыжковой выносливости: 20 прыжков в серии (4-5 серий); во время отдыха между сериями - снижение пульса до уровня 130 уд/мин. Интервал между упражнениями - 4-5 мин.

Игровые средства развития прыгучести выражаются в развитии игровой выносливости.

Игровая выносливость-способность вести игру в высоком темпе без снижения эффективности выполнения технико-технических действий. Действительным средством совершенствования игровой выносливости является использование в процессе игры упражнений различного тренирующего воздействия. Вот некоторые из них:

-кувырок вперед, рывок на 6 метров, падение, рывок 6 метров, падение, 10 прыжков из глубокого приседа- повторить 2-3 раза.

- челночный бег от лицевой линии до линии нападения и обратно с падениями на линиях, без пауз отдыха-6 падений, через 30с выполнить еще раз.

- подвижная игра «Борьба за мяч» (каждая команда на своей стороне площадки)- до 5 минут.

Для развития скоростной и прыжковой выносливости применяються упражнения:

-Установить время пробегания дистанции 100 м (одна пробежка).

-установить время пробегания дистанции 25 м (четыре пробежки) и вычислить средний показатель.

- бег «елочкой» на одной стороне площадки. На боковых линиях (по 3 мяча на линии) через 3 м от лицевой линии устанавливаются 6 набивных мячей. Старт- от середины лицевой линии, на которой же лежит набивной мяч. Игрок касается рукой мяча (ближнего к нему) с правой стороны, возвращается к месту старта, касается мяча, лежащего на лицевой линии, касается мяча (ближнего к нему) с левой стороны, возвращается к месту старта. Далее перемещение по этой схеме с касанием следующих мячей(5).


3.2. Результаты педагогического эксперимента.

Для проверки уровня развития двигательного качества прыгучесть проводились тестирования до и после эксперимента в двух группах - контрольной и экспериментальной.

Результаты тестирования до эксперимента (таб. №1)

Результаты тестирования

Название теста

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Ср. арифметическое

Стандартная. Ошибка Ср. арифметич.

Ср. арифметическое

Стандартная. Ошибка Ср. арифметич.

Прыжок в высоту

45,64

0,4

45,8

0,3

Прыжок в длинну

2,43

0,02

2,42

0,02


Тестирование прыгучести у юношей, занимающихся в секции волейбола, позволило говорить о невысоком её уровне. Как видно из данных таблицы, средняя величина прыжка в высоту с места лишь немногим превышает 45,7 см, что можно увидеть и по оценке прыжка в длину, средняя величина которого 2,425 см.

Результаты тестирования после эксперимента (таб. №2)

Результаты тестирования после эксперимента

Название теста

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Ср. арифметическое

Стандартная. Ошибка Ср. арифметич.

Ср. арифметическое

Стандартная. Ошибка Ср. арифметич.

Прыжок в высоту

50,75

0,1

46,01

0,3

Прыжок в длинну

2,54

0,01

2,43

0,02


После проведения эксперимента видно, что уровень прыгучести в экспериментальной группе повысился примерно на 10 % и показатели ср.арифметической ошибки уменьшились, что позволяет говорить о том, что примененная методика эффективна.

ВЫВОДЫ.


1. Анализ методических материалов и современная практика показывают, что методика совершенствования прыгучести квалифицированных волейболистов носит несистематизированный характер: не учитываются задачи этапов подготовки; большинство средств и методов, используемых для совершенствования прыгучести, по своей структуре не адекватны основным; ограниченный выбор средств прыжковой подготовленности снижает тренировочный эффект; отмечается нерациональное распределение прыжковых упражнений в тренировках.

2. Развитие одного из физических качеств на начальных этапах тренировок приводит к coвершенствованию и других. Однако в дальнейшем развитие качества прекращается. При этом упражнения, которые раньше оказывали влияние на развитие всех физических качеств, теперь будут оказывать тренирующее воздействие лишь на некоторые из них. В последующем могут даже проявиться отрицательные взаимоотношения между отдельными качествами. Так, оказываются несовместимыми задачи одновременно достижения максимальных показателей силы (поднимание большого веса) и максимальных показателей – выносливости (бег, марафон). Однако следует учитывать, что наивысшая степень проявления одного из физических качеств может быть достигнута лишь при определённой степени развития остальных

Все методы воспитания прыгучести следует применять не в стандартных ситуациях, а в вариативных, изменяющихся ситуациях (метод сопряжённых воздействий) приближённых к игровым. Как показывает практика воспитание прыгучести можно осуществлять в принципе идя двумя путями:
за счёт увеличения максимальной скорости; за счёт увеличения максимальной силы.

3. Разработанная нами в области скоростно-силовой подготовки и волейбола методика развития прыгучести у юношей, занимающихся в секции волейбола, оказалась эффективной, что выразилось в достоверно более высоких результатах во всех применявшихся тестах и более высоких темпах прироста рассматриваемых показателей. Так как высота прыжка после эксперимента увеличилась на 12 %, так же и длина прыжка возросла примерно на 10%. В результате уровень скоростно-силивой подготовки повысился.





























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Абдель С.Х. Особенности планирования развития скоростно-силовых способностей юных волейболистов на этапе начальной подготовки к соревновательной деятельности / С.Х. Абдель, Е.П. Волков // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – Харьков: ХГАДИ (ХХПИ). – 2001. – № 2. – С. 22-28.

2. Беляев А.В. Волейбол на уроке физич.культ. Учебн. пособие .- М.:

«СпортАкадемия» 2004-143с.

3.Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. - М.: ФиС, 1980. - 127с

4.Булатова М.М., Линец М.М., Платонов В.Н. Развитие физических качеств. // Теория и методика физ.культуры под ред. Круцевич Т.Ю. Т 1.изд. «Олимпийская литература»,2003. С.192-222.

5.Волейбол. Учебник под общ. ред. профессора Беляева А.В., доцента Савина М.В./ 3-е издание- М.: «Физкультура и спорт». 2006. -358 с.

6. Волейбол; Учебник для вузов Физ.культуры и спорта/ под ред. Беляева

А.В., Савина М.В.- 3-е издание перераб. И доп. –М.: «СпортАкадемпресс» 2006-358с.

7. Волейбол высшего уровня – М.: « Человек Олимпия»,2007-31с.

8. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. – К.: Олимпийская литература, 2002. -296с.

9.Железняк Ю.Д., Иванов А.В. Волейбол: -учебник для институтов Физ.культуры – М.: Физкультура и Спорт, 1991-238с.

10.Железняк Ю.Д., Кунянский В.А., Чачин А.В. изд. «Терра-Спорт»,2005-

112с.

11.Клещев Ю.Н. Волейбол. –М: Физическая культура и спорт, 2005-399с.

12. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям.

Учебн.пособие – М.: « СпортАкадемпресс»,2002-189с.

13.Клещев Ю.Н. «Школа Тренера»/ « Физкультура и Спорт»,2005-400с.

14.Кузнецов В.И. Адаптация организма юных спортсменов к

тренировочным нагрузкам // физиология развития человека / Мат-лы

международ.конференц. М.: Изд. НПО «Образование от А до Я». С.241-

242..

15. Кциянский. Практика для студентов – М.: ТЕТ Девизион, 2001-177с.

16.Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и

физической подготовленности: Учебное пособие.- М.: Советский

спорт,2004.-192с.

17.Лях В.И. Тесты в физическом воспитании: Пособие для учителя.- М.:

ООО « Фирма «Издательство АСТ»,1998. с. 65-70.

18. Матвеев Л.П. Основы общей теории сорта и системы подготовки

спортсменов. – К.: Олимпийская литература, 1999.-320с.

19. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической
культуры в преддверии XXI века. - СПб., 1998. - 217с.

20. Платонов В.М., Булатов М.М. физическая подготовка спортсмена. – К.:

Олимпийская литература, 1995. - 320с.

21. Современная система спортивной подготовки/ Под общ. ред.
В.Л.Сыча, А.С. Хоменкова, Б.Н. Шустика. - М.: СААМ, 1994. - 446с

22.Теория и методика физического воспитаия/ Под редакцией Курамшина

Ю.Ф., Папова В.И.-СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгофта, -1999.-374с.

23. Фурманов А.Г. Подготовка волейболистов. Изд. МЕТ, 2007-336с.

24. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического
воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных
заведений. - М.: издательский центр «Академия», 2000. - 480с.

25. Шустин Б.Н. Моделирование и пргнозирование в системе спортивной

подготовки // Современная система спортивной подготовки. – М.: СААМ,

1995.- С.226-237.





ПРИЛОЖЕНИЕ.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 15-16 ЛЕТ

Автор: Ефимова Вера Сергеевна

Дата: 10.02.2015

Номер свидетельства: 170782


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства