Динамическая группа Тема: «Использование интерактивных педагогических технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ГОС»
Динамическая группа Тема: «Использование интерактивных педагогических технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ГОС»
Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на флэш –семинаре по теме «Использование интерактивных педагогических технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ГОС» Технология Flash-семинара (конференции) позволяет участникам БЫСТРО, КОМФОРТНО, ЭКОНОМНО -получить большой объем актуальной информации по конкретному виду быстро изменяющейся деятельности, - поделиться с профессионалами этой деятельности своими сомнениями и тревогами, - задать коллегам вопросы, - войти в состав профессиональных экспертных групп.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Динамическая группа Тема: «Использование интерактивных педагогических технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ГОС»»
Динамическая группа
Тема: «Использование интерактивных педагогических технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ГОС»
Подготовила: учитель МОУ «ШКОЛА № 18 Г. ТОРЕЗА» Гончарук Л.И
Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на флэш –семинаре по теме «Использование интерактивных педагогических технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ГОС» Технология Flash-семинара (конференции) позволяет участникам БЫСТРО, КОМФОРТНО, ЭКОНОМНО -получить большой объем актуальной информации по конкретному виду быстро изменяющейся деятельности, - поделиться с профессионалами этой деятельности своими сомнениями и тревогами, - задать коллегам вопросы, - войти в состав профессиональных экспертных групп.
И девиз сегодняшнего флэш-семинара «Познание начинается с удивления»
Путешественник увидел трёх рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил у каждого, что он делает. Первый ответил: «Толкаю эту тяжёлую тачку, будь она проклята». Второй сказал: «Зарабатываю на хлеб для своей семьи». А третий гордо произнёс: «Я СТРОЮ ПРЕКРАСНЫЙ ХРАМ!». Вот так и преподаватели в своей работе: для одних – это тяжелый труд, для других - способ зарабатывать деньги, а третьи - строят собор, собор знаний, духовности, нравственности. Создавать свою систему работы – крайне увлекательное и полезное дело для преподавателя. Эта работа сродни зодчему, строящему храм. В течение многих лет я пытаюсь построить свой храм, самое ценное в котором – мои ученики, которых надо научить делать сознательный выбор, нести ответственность за свои поступки, способствовать развитию активной, креативной, толерантной личности. Это важно сегодня, когда современная система образования, ориентированная на формирование готовности и способности человека к деятельности и общению, предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.
Современный школьник уже не хочет просто слушать и воспринимать информацию, которую излагает учитель, он пытается сам научиться выбирать свой уровень сложности заданий, ставит цели, находит необходимый материал.
Именно такие возможности предоставляет урок физической культуры в условиях реализации ГОС на ступени общего образования.
Фильм «»
В чем отличие новых стандартов от ныне действующих? Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Если мы обратимся к стандарту образования, то увидим, чтоформулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.
Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных действий и на их основе усвоения базовых знаний, а главное - умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира.
В связи с этим изменились требования к обучению, изменились учителя и ученики, другой стала наша жизнь. Другими, более современными, должны стать уроки физкультуры.
Одним из главных приоритетов и ценностей в нашей стране всегда считалось получение качественного образования. В настоящее время наблюдается широкий потенциал человеческих возможностей и желаний. Так, образование не стоит на месте, а модернизирует свои достижения, ориентируясь на личностный подход в процессе учебной деятельности.
Интерактивная технология «Кластер»
Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.
1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.
2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.
3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.
4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.
Называю словосочетание «Интерактивные технологии». Вы называете слова, которые приходят на ум, относящиеся к этому словосочетанию.
Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.
Основная цель интерактивного обучения – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему и способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности. Самой общей задачей учителя в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) — направление и помощь процессу обмена информацией.
Интерактивный метод «Хоровод»
Выполнять задание по очереди, не перебивая друг друга, и передавать друг другу клубочек. Отвечает тот, у кого в руке окажется клубочек.
Я буду использовать интерактивные технологии, потому что…
Упражнение «Бананы» (в литературе так называется).
Упражнение помогает сломать стереотипы, производить работу левым полушарием мозга, логическим, рациональным мышлением. Используется как разминка.
(Надпись на доске: ШИГНОТВЕНРЮАЙКФТМИХВ)
Зачеркните в этой строке 10 букв таким образом, чтобы буквы, которые остаются (без изменения своей последовательности), составляли бы хорошо знакомое слово. (Интерактив)
Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – «взаимный», «act» – действовать.
Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, я на своих уроках использую следующие:
Учитель физической культуры – профессия особенная. Избрав её, педагог становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие. Поэтому важное место в своей деятельности я отвожу здоровьесберегающим технологиям, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Педагогическая технология здоровьесбережения в моей деятельности включает в себя: знакомство с результатами медицинских осмотров детей; их учёт в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом; создание условий для заинтересованного отношения к учёбе. Одним из главных направлений здоровьесбережения считаю создание здорового психологического климата на уроках. Так, ситуация успеха способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса.
Эффективным методом формирования грамотной заботы о своем здоровье считаю внеклассные проекты, разрабатываемые моими учащимися. Старшеклассники проводят конференции, диспуты: «СПИД – чума XXI века»,; активно участвуют в конкурсах «Здоровым быть модно!», «Береги здоровье смолоду!» провожу утреннюю физкультминутку, спортивные праздники, «Дни здоровья», открытие олимпиады.
Занятия на свежем воздухе. Известно, что дети очень сильно подвержены простудным заболеваниям, поэтому одной из моих задач является повышение устойчивости детского организма такого рода болезням. Эффективным средством против простудных заболеваний становится закаливание организма. Я опираюсь на естественные факторы закаливания. Уроки на свежем воздухевключают бег по пересеченной местности, футбол.
Большую помощь в методической деятельности оказывают обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и освобожденные от уроков. Их рефераты и презентации помогают донести принципы здоровьесохранения до учеников в доступной форме.
Результат использования технологии: улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния; формирование стремления вести здоровый образ жизни; повышение уровня физической подготовленности.
Соревновательная технология.
Цель использования технологии:стимулировать максимальное проявление двигательных способностей.
Соревновательная технология исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и соревнование. Он способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности.
Поэтому на своих уроках и внеклассных занятиях в спортивных секциях я применяю самый эффективный метод в физическом воспитании – соревновательно - игровой. Он многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности как на уроке физкультуры, так и на занятиях по физической подготовке (тренировочных занятиях) за счет подключения эмоций учеников. Важным достоинством данного метода является также возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение соревновательно - игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет мне добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке обучающихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах и времени, а сами занятия сделать более интересными. Применение элементов соревновательной технологии:
- при совершенствовании различных двигательных действий применяются соревновательные методы – обучающийся применяет разученное действие для повышения показателей физической подготовленности. Так, например, освоенная техника высокого старта, стартового разгона, бега по дистанции и финиширования позволяет повысить скорость прохождения своего этапа на соревнованиях в эстафете.
- на занятиях по волейболу, баскетболу и т.д. обязательно применяется соревновательный метод в процессе учебной игры для:
обучающиеся охотно участвуют в соревнованиях между командами и классами, активно болеют за команды, что способствует более ответственному отношению к предмету «Физическая культура» и повышению стремления обучающихся к самосовершенствованию;
- во время сдачи контрольных тестов применение соревновательной технологии позволяет добиться более высоких показателей физической подготовленности, помогает обучающимся обрести уверенность в своих силах.
Результат использования технологии: повышение мотивации к изучению предмета, инструмент для формирования школьной сборной команды по видам спорта.
Мой девиз: « Нет способных и неспособных, а есть трудолюбивые и ленивые в физическом воспитании».
Игровая технология
Цель использования технологии:активизация и совершенствование основных психических процессов, лежащих в основе двигательной.
Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Игра – это проявление желания действовать.
На каждом уроке физической культуры применяются элементы игровой технологии:
- для обучения двигательным действиям (подвижные игры, спортивные игры – баскетбол, волейбол, футбол)
- для развития различных физических качеств (различные эстафеты, подвижные игры)
- для формирования понятий о нормах общественного поведения, воспитания культурных навыков поведения
- для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой и тем самым повышения интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом
Круговая тренировка, квест путешествие по станциям (маршрутные листы с номерами станций, учащиеся выполняют задание, если все выполнили правильно, получают букву, если были нарушения штраф, в конце должны собрать слово). Выигрывает команда, которая соберет все буквы и получит меньше штрафов. Контроль на станциях осуществляют освобожденные дети, или дети с подготовительной группой.
Результат использования технологии: активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.
Технология уровневой дифференциации.
Цель использования технологии:создание условий личностного развития, оптимального уровня физической активности обучающихся, независимо от индивидуальных способностей и особенностей.
Задачи:
- сохранить интерес к предмету на протяжении всей учебы;
- обеспечить индивидуальный уровень овладения знаниями, умениями, навыками;
- создать условия для определенной степени самостоятельности детей в обучении.
В классах часто подбираются ребята с разным уровнем физической подготовленности и психологическими качествами. Это является причиной понижения эффективности уроков физической культуры при условии использования единообразных требований и методов работы со всеми обучащимися. Применяя современную обучающую технологию дифференцированного обучения, мной на уроках физической культуры применяются элементы технологии уровневой дифференциации:
- на уроке ученикам дается задание с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и познавательного интереса к предмету;
- при оценивании учитывается не только достигнутый результат, но и динамика изменений физической подготовленности ученика;
- ученики распределяются на медицинские группы с учетом состояния здоровья, что учитывается в организации занятия:
для обучающихся специальной медицинской группы дается отдельное задание;
для учеников, освобожденных от занятий по состоянию здоровья, разработаны и утверждены темы рефератов;
- ежегодно в начале и конце учебного года проводится тестирование всех учеников школы по 5-ти упражнениям с целью определения уровня физических способностей для дифференциации на группы;
- учащиеся среднего уровня привлекаются на дополнительные занятия различными видами спорта (волейбол, футбол, настольный теннис) и внутришкольные соревнования;
- одаренные учащиеся успешно участвуют в соревнованиях муниципального и др. уровней.
Творческие задания. Учащиеся составляют комбинацию, комплексы общеразвивающих упражнений которые выбирают из предложенных , либо составляют свои упражнения это только приветствуется. Учащимся дается время на подготовку к демонстрации своих комбинаций, упражнений. Оценивается выразительность, пластичность, подбор упражнений, творчество. Оценивают сами дети причем , делают это достаточно объективно.
Результат использования технологии: данный подход к обучению на уроках физкультуры нацелен прежде всего на укрепление здоровья и развития двигательной активности обучающихся. Основные результаты занятий – профилактика заболеваемости у обучающихся, а также повышение интереса к занятиям физическими упражнениями, возможность каждому реализоваться, добиваться успеха.
Одним из приоритетных направлений работы школы, в которой я работаю, является повышение качества образования через использование информационно-коммуникационных технологий.
Цель использования технологии:повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения.
Основные задачиобучения:
- приобрести базовый набор знаний и расширить кругозор по информационным технологиям;
- сформировать практические навыки использования информационных технологий в области физической культуры и спорта;
- развить творческие способности в решении профессионально-педагогических задач;
Уже который год использую на уроках физической культуры электронные презентации. Это разрешило мне при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические события, биографии спортсменов. В презентации обязательно включаются фотографии известных спортсменов - представителей данного вида спорта, что позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам программы
Личностно-ориентированные технологии и групповой метод
С первых уроков использую практические задания, способствующие формированию у учащихся умений самостоятельно решать отдельные задачи урока. На примере предлагаемых ниже задач и соответствующих им заданий для учащихся разного возраста и с разным уровнем сформированности навыков самостоятельности провожу разминку с группой одноклассников.
Для 3 классов разминка способствует освоению роли ведущего в упражнении при помощи следующих заданий:
1.Выполняя упражнение, вести подсчет вместе с проводящим.
2.Классифицировать ошибки, допущенные проводящим при проведении упражнения (указать, где они допущены: в объяснении показа, подаче команд, в подсчете).
3.Самостоятельно подобрать упражнение и выполнить его с группой. При оценке выполнения учитывается сформированность умений: а) выделять (объяснять, показывать) исходное положение; б) правильно подавать команду к началу и окончанию упражнения; в) ритмично вести подсчет.
В 5-7 классах для общей части разминки провожу следующие упражнения:
1.Упражнения, из числа ранее изученных, на подготовку определенной группы мышц.
2.Указываю часть тела, которую нужно подготовить к предстоящей работе. Задание учащимся: подобрать и выполнить упражнения для подготовки соответствующих групп мышц.
3.По предварительно полученному заданию готовлю и провожу с группой учащихся комплекс общеразвивающих упражнений. Оценку выполнения осуществляю по соответствию упражнений целям разминки и правилам их расположения в комплексе.
В 8-9 классах предлагаю учащимся задания, способствующие освоению ими приемов и средств проведения отдельных частей общей и специальной разминки:
1.Самостоятельно подготовить и провести с группой учащихся комплекс упражнений.
2.Найти возможные изменения в проведении разминки (в ее содержании, формах организации, в собственных действиях или действиях партнеров), направленные на более эффективное решение поставленных учебных задач.
Для учащихся 10-11 классов выбираю задания на освоение общих действий проводящего при подготовке и проведении занятия. Так, сначала разъясняю старшеклассникам задачу следующего урока, указывая часть занятия (вводная, основная, заключительная), в которой ряд учеников будет исполнять роль ведущего в своих группах. Им ставится задание: составить и провести комплекс упражнений, способствующий решению поставленной задачи в указанной части урока . Например, цель урока – совершенствование в технике прыжка в высоту с разбега способом «перешагивания», вводная часть занятия – разминка (можно уточнить: общая или специальная). Дома подобрать комплекс упражнений и в ходе вводной части урока самостоятельно провести его с группой занимающихся. Как правило, выполнение заданий с конкретно поставленной задачей способствует накоплению знаний, формированию умений и навыков, необходимых учащимся для самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Моя главная задача – привлечь каждого ученика к исследованию своего организма, к пониманию потенциала, заложенного в нем. Учитель физической культуры должен помочь детям раскрыть свои возможности. И с этой целью мной ведется:
1. мониторинг развития физических качеств.
Который позволяет на протяжении всего периода обучения осуществлять как объективное оценивание успеваемости, так и контроль физического развития учащихся с учетом их возрастных особенностей и физических возможностей. Спланировать свою работу и направить на развитие «отстающих» двигательных качеств у учащихся с целью перейти из одного уровня в другой, а так же спланировать работу всего класса.
В своей работе провожу анкетирование 2. Анкетирование учащихся.
Данное анкетирование позволяет выявить мотив занятий физической культурой,
с каким настроением ходят на физкультуру,
что больше нравиться.
Все классы по темпераменту разные, анкетирование помогает простроить работу с классами,
так что бы уроки были интересными.
В использовании приемов релаксации придерживаюсь техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Все это происходит на фоне приятной медленной музыки.
1-й этап. Сядьте удобно и расслабьтесь.
2-й этап. Осмотрите все свое тело мысленным взором, вызывая чувство тепла и покоя. Желательно при этом закрыть глаза.
3-й этап. Ощутите приятное тепло, удовольствие, покой, комфорт от расслабленного тела. Прием «Чудесная полянка» Представьте себе полянку, на которой растет мягкая трава-мурава, вы лежите на ней как на перине, над вами склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как нежные лучи солнца гладят ваши лоб, щеки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку… вам хорошо, приятно… А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули. РЕФЛЕКСИЯ.
Уважаемые участники флеш-семинара, сейчас я попрошу вас поднять руку, если вы можете сказать: «я знаю, что такое интерактивные технологии и буду их применять в своей практике».
Мы говорим «Да» интерактивным методам, которые способствуют:
Развитию творчества и фантазии!
Формированию коммуникативности и взаимодействия!
Заключительное слово
Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.
«Познание начинается с удивления»
Я думаю, что если я вас немножко удивила, то цель моя достигнута и день прожит не напрасно.
Я надеюсь, что сегодняшний мастер класс будет полезен для каждого из присутствующих.