Анализ речевого общения преподавателей со студентами в процессе занятий по физической культуре
Анализ речевого общения преподавателей со студентами в процессе занятий по физической культуре
В работе проводится глубокий анализ речесвого общения преподавателей физической культуры со студентами, Специфика педагогической профессии требует от преподавателя обязательного владения правильной русской речью, нормами литературного произношения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ речевого общения преподавателей со студентами в процессе занятий по физической культуре»
Бабешко А.П.,
руководитель физического воспитания
Луганское отделение медицинского колледжа
ГУ ЛНР «ЛГМУ имени Святителя Луки»
АНАЛИЗ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СО СТУДЕНТАМИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
В деятельности педагога речь играет особо важную роль, определяемую целью и характером труда, поскольку обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную нагрузку и из аспектов общечеловеческих перерастают в аспекты профессиональные.
Речевое общение выполняет ведущую коммуникативную функцию, обеспечивающую контакт преподавателей со студентами. От того, как информативно содержательна, ярка и образна речь преподавателя, во многом зависит педагогический эффект его работы. Специфика педагогической профессии требует от преподавателя обязательного владения правильной русской речью, нормами литературного произношения. Человек в жизни может иметь тусклый, незвучный, ограниченный в своём диапазоне голос. Профессиональная деятельность педагога требует от него поставленного голоса. Голос преподавателя должен быть гибким, подвижным, звучным, полётным [1, с. 47-48].
Критериями анализа речевого общения преподавателей явились объем, его распределением по частям занятия, адресаты, а также содержательная характеристика в привязке к решению организационных, воспитательных и образовательных задач.
Хронометраж около 60 занятий проведенных преподавателями физической культуры показал, что на речевые контакты с обучающимися преподаватели тратят примерно 30 % всего времени. При этом диапазон разброса показателей находится в пределах 10—60 %.
Согласно результатам экспертного опроса, у 29 % преподавателей речевое общение занимает ведущее место в работе, 67 % отметили, что оно одно из главных средств их педагогической деятельности, 4 % специалистов отнесли его к второстепенным средствам профессиональной деятельности.
По количеству времени, затрачиваемого на общение всеми преподавателями, их можно разделить на три группы. Первая — с высокой плотностью речевого общения. Таких преподавателей 50%. Вторая—со средней плотностью (35%). Третью группу составляют 15 % преподавателей, отличающихся малым объемом речевого общения со студентами в процессе работы.
На вводную часть занятия затрачивается 15 % времени речевых контактов, на подготовительную — 50 %, на основную — 34 %, на заключительную — до 1 %.
Следует отметить, что время речевого общения сильно варьируется в зависимости от содержания занятий, условий их проведения и индивидуальных особенностей специалиста. Так, на занятиях по легкой атлетике, гимнастике, отмечалась высокая насыщенность речевых контактов, оправданная повышенной возможностью получения травм.
На занятиях спортивными играми уровень интенсивности речевых контактов самый низкий, в связи с тем, что двусторонняя игра редко сопровождается замечаниями или комментариями преподавателя.
У подавляющего большинства педагогов выработался стереотип контактов в рамках системы «преподаватель — группа». Чаще всего адресатом обращения преподавателя служит группа в целом.
Индивидуальный подход к студенту обычно проявляется либо в случаях плохой организованности, нарушения дисциплины, либо в связи с некачественным выполнением задания [2, с.112].
Больше всего времени затрачивается на корректировку действий студентов в процессе формирования новых двигательных навыков, а также на организацию группы и управлению ею. Неоправданно мало времени уделяется решению воспитательных и образовательных задач. Только 15 % преподавателей в той или иной степени касались вопросов повышения физкультурно-спортивной образованности студентов. В практике физического воспитания почти не встречается случаев раскрытия вопросов, связанных с методикой развития физических качеств, взаимосвязи тренировочных нагрузок с функциональным состоянием организма, сообщения текущих новостей большого спорта или интересных фактов из биографий известных ученых, государственных деятелей, спортсменов, тренеров.
Культура речи понимается как это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатруднительное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения.
Специфика речи преподавателя физической культуры связана, прежде всего, с особенностями терминологии и правилами её использования. Более существенные отличия речи связаны с его речевым поведением, которое подразумевает эффективную реализацию вербальных средств речи при помощи умелого использования акустических (качеств голоса), кинетических и проксемических (мимики, жестов, организации пространства общения) средств речи.
Несомненно, у специалистов в области физической культуры и спорта необходимо формировать умение говорить, формировать речевой имидж - это позволит им решать профессиональные задачи на высоком уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов / Гойхмана О.Я., Т.М. Надеина / Под ред. Гойхмана О.Я. – М.: ИНФРА, 2001. – С.47-48.
Румянцева Н.Д. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса /Н.Д. Румянцева. – М.:ЮНИТИ-дана, 2007. – С.112.