kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ речевого общения преподавателей со студентами в процессе занятий по физической культуре

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе проводится глубокий анализ речесвого общения преподавателей физической культуры со студентами, Специфика педагогической профессии требует от преподавателя обязательного владения правильной русской речью, нормами литературного произношения.

Просмотр содержимого документа
«Анализ речевого общения преподавателей со студентами в процессе занятий по физической культуре»

Бабешко А.П.,

руководитель физического воспитания

Луганское отделение медицинского колледжа

ГУ ЛНР «ЛГМУ имени Святителя Луки»


АНАЛИЗ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СО СТУДЕНТАМИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ


В деятельности педагога речь играет особо важную роль, определяемую целью и характером труда, поскольку обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную нагрузку и из аспектов общечеловеческих перерастают в аспекты профессиональные.

Речевое общение выполняет ведущую коммуникативную функцию, обеспечивающую контакт преподавателей со студентами. От того, как информативно содержательна, ярка и образна речь преподавателя, во многом зависит педагогический эффект его работы. Специфика педагогической профессии требует от преподавателя обязательного владения правильной русской речью, нормами литературного произношения. Человек в жизни может иметь тусклый, незвучный, ограниченный в своём диапазоне голос. Профессиональная деятельность педагога требует от него поставленного голоса. Голос преподавателя должен быть гибким, подвижным, звучным, полётным [1, с. 47-48].

Критериями анализа речевого общения преподавателей явились объем, его распределением по частям занятия, адресаты, а также содержательная характеристика в привязке к решению организационных, воспитательных и образовательных задач.

Хронометраж около 60 занятий проведенных преподавателями физической культуры показал, что на речевые контакты с обучающимися преподаватели тратят примерно 30 % всего времени. При этом диапазон разброса показателей находится в пре­делах 10—60 %.

Согласно результатам экспертного опроса, у 29 % преподавателей речевое общение занимает ведущее место в работе, 67 % отметили, что оно одно из главных средств их педагогической деятельности, 4 % специалистов отнесли его к второстепенным средствам профессиональной деятельности.

По количеству времени, затрачиваемого на общение всеми преподавателями, их можно разделить на три группы. Первая — с высокой плотностью речевого общения. Таких преподавателей 50%. Вторая—со средней плотностью (35%). Третью группу составляют 15 % преподавателей, отличающихся малым объемом речевого общения со студентами в процессе работы.

На вводную часть занятия затрачивается 15 % времени речевых контактов, на подготовительную 50 %, на основную 34 %, на заключительную — до 1 %.

Следует отметить, что время речевого общения сильно варьируется в зависимости от содержания занятий, условий их проведения и индивидуальных особенностей специалиста. Так, на занятиях по легкой атлетике, гимнастике, отмечалась высокая насыщенность речевых контактов, оправданная повышенной возможностью получения травм.

На занятиях спортивными играми уровень интенсивности речевых контактов самый низкий, в связи с тем, что двусторонняя игра редко сопровождается замечаниями или комментариями преподавателя.

У подавляющего большинства педагогов выработался стереотип контактов в рамках системы «преподаватель — группа». Чаще всего адресатом обращения преподавателя служит группа в целом.

Индивидуальный подход к студенту обычно проявляется либо в случаях плохой организованности, нарушения дисциплины, либо в связи с некачественным выполнением задания [2, с.112].

Больше всего времени затрачивается на корректировку действий студентов в процессе формирования новых двигательных навыков, а также на организацию группы и управлению ею. Неоправданно мало времени уделяется решению воспитательных и образовательных задач. Только 15 % преподавателей в той или иной степени касались вопросов повышения физкультурно-спортивной образованности студентов. В практике физического воспитания почти не встречается случаев раскрытия вопросов, связанных с методикой развития физических качеств, взаимосвязи тренировочных нагрузок с функциональным состоянием организма, сообщения текущих новостей большого спорта или интересных фактов из биографий известных ученых, государственных деятелей, спортсменов, тренеров.

Культура речи понимается как это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатруднительное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения.

Специфика речи преподавателя физической культуры связана, прежде всего, с особенностями терминологии и правилами её использования. Более существенные отличия речи связаны с его речевым поведением, которое подразумевает эффективную реализацию вербальных средств речи при помощи умелого использования акустических (качеств голоса), кинетических и проксемических (мимики, жестов, организации пространства общения) средств речи.

Несомненно, у специалистов в области физической культуры и спорта необходимо формировать умение говорить, формировать речевой имидж - это позволит им решать профессиональные задачи на высоком уровне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов / Гойхмана О.Я., Т.М. Надеина / Под ред. Гойхмана О.Я. – М.: ИНФРА, 2001. – С.47-48.

  2. Румянцева Н.Д. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса /Н.Д. Румянцева. – М.:ЮНИТИ-дана, 2007. – С.112.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Бабешко Александр Петрович

Дата: 29.09.2019

Номер свидетельства: 521243

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства