kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ речевого общения преподавателей со студентами в процессе занятий по физической культуре

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе проводится глубокий анализ речесвого общения преподавателей физической культуры со студентами, Специфика педагогической профессии требует от преподавателя обязательного владения правильной русской речью, нормами литературного произношения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ речевого общения преподавателей со студентами в процессе занятий по физической культуре»

Бабешко А.П.,

руководитель физического воспитания

Луганское отделение медицинского колледжа

ГУ ЛНР «ЛГМУ имени Святителя Луки»


АНАЛИЗ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СО СТУДЕНТАМИ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ


В деятельности педагога речь играет особо важную роль, определяемую целью и характером труда, поскольку обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную нагрузку и из аспектов общечеловеческих перерастают в аспекты профессиональные.

Речевое общение выполняет ведущую коммуникативную функцию, обеспечивающую контакт преподавателей со студентами. От того, как информативно содержательна, ярка и образна речь преподавателя, во многом зависит педагогический эффект его работы. Специфика педагогической профессии требует от преподавателя обязательного владения правильной русской речью, нормами литературного произношения. Человек в жизни может иметь тусклый, незвучный, ограниченный в своём диапазоне голос. Профессиональная деятельность педагога требует от него поставленного голоса. Голос преподавателя должен быть гибким, подвижным, звучным, полётным [1, с. 47-48].

Критериями анализа речевого общения преподавателей явились объем, его распределением по частям занятия, адресаты, а также содержательная характеристика в привязке к решению организационных, воспитательных и образовательных задач.

Хронометраж около 60 занятий проведенных преподавателями физической культуры показал, что на речевые контакты с обучающимися преподаватели тратят примерно 30 % всего времени. При этом диапазон разброса показателей находится в пре­делах 10—60 %.

Согласно результатам экспертного опроса, у 29 % преподавателей речевое общение занимает ведущее место в работе, 67 % отметили, что оно одно из главных средств их педагогической деятельности, 4 % специалистов отнесли его к второстепенным средствам профессиональной деятельности.

По количеству времени, затрачиваемого на общение всеми преподавателями, их можно разделить на три группы. Первая — с высокой плотностью речевого общения. Таких преподавателей 50%. Вторая—со средней плотностью (35%). Третью группу составляют 15 % преподавателей, отличающихся малым объемом речевого общения со студентами в процессе работы.

На вводную часть занятия затрачивается 15 % времени речевых контактов, на подготовительную 50 %, на основную 34 %, на заключительную — до 1 %.

Следует отметить, что время речевого общения сильно варьируется в зависимости от содержания занятий, условий их проведения и индивидуальных особенностей специалиста. Так, на занятиях по легкой атлетике, гимнастике, отмечалась высокая насыщенность речевых контактов, оправданная повышенной возможностью получения травм.

На занятиях спортивными играми уровень интенсивности речевых контактов самый низкий, в связи с тем, что двусторонняя игра редко сопровождается замечаниями или комментариями преподавателя.

У подавляющего большинства педагогов выработался стереотип контактов в рамках системы «преподаватель — группа». Чаще всего адресатом обращения преподавателя служит группа в целом.

Индивидуальный подход к студенту обычно проявляется либо в случаях плохой организованности, нарушения дисциплины, либо в связи с некачественным выполнением задания [2, с.112].

Больше всего времени затрачивается на корректировку действий студентов в процессе формирования новых двигательных навыков, а также на организацию группы и управлению ею. Неоправданно мало времени уделяется решению воспитательных и образовательных задач. Только 15 % преподавателей в той или иной степени касались вопросов повышения физкультурно-спортивной образованности студентов. В практике физического воспитания почти не встречается случаев раскрытия вопросов, связанных с методикой развития физических качеств, взаимосвязи тренировочных нагрузок с функциональным состоянием организма, сообщения текущих новостей большого спорта или интересных фактов из биографий известных ученых, государственных деятелей, спортсменов, тренеров.

Культура речи понимается как это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатруднительное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения.

Специфика речи преподавателя физической культуры связана, прежде всего, с особенностями терминологии и правилами её использования. Более существенные отличия речи связаны с его речевым поведением, которое подразумевает эффективную реализацию вербальных средств речи при помощи умелого использования акустических (качеств голоса), кинетических и проксемических (мимики, жестов, организации пространства общения) средств речи.

Несомненно, у специалистов в области физической культуры и спорта необходимо формировать умение говорить, формировать речевой имидж - это позволит им решать профессиональные задачи на высоком уровне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник для вузов / Гойхмана О.Я., Т.М. Надеина / Под ред. Гойхмана О.Я. – М.: ИНФРА, 2001. – С.47-48.

  2. Румянцева Н.Д. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса /Н.Д. Румянцева. – М.:ЮНИТИ-дана, 2007. – С.112.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Бабешко Александр Петрович

Дата: 29.09.2019

Номер свидетельства: 521243


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства