Просмотр содержимого документа
«Аэробная и анаэробная нагрузка в системе физической подготовки»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕНННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ “СВЕТЛОГРАДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ”
Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах Выполнила: студентка 1 курса заочной формы обучения Медведева Елена Александровна
По дисциплине: физическая культура На тему: Аэробная и анаэробная нагрузка в системе физической подготовки студента
Светлоград, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
1. Аэробные физические нагрузки……………………………….5
2. Характеристика анаэробных физических нагрузок………….7
3. Анаэробные физические нагрузки ………………………..….11
4. Преимущества аэробных и анаэробных нагрузок ………….13
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….16
ВВЕДЕНИЕ
Занятия физической культурой вызывают существенные биологические изменения в организме человека, улучшая его здоровье, а также в значительной мере определяют его продолжительность жизни, творческое долголетие. Хорошее физическое состояние определяет профессиональную психофизическую подготовку человека, позволяя ему быстрее осваивать новые сложные производственные процессы. Аэробные нагрузки укрепляют кардиореспираторную систему, повышают работоспособность, стрессоустойчивость и уровень хорошего холестерина в крови человека, способствуют снижению массы тела, увеличивают продолжительность жизни. Поэтому в практические занятия по физической культуре в вузах включены циклические виды спорта: легкая атлетика, лыжи, плавание, многообразные упражнения из различных видов аэробики. Они способствуют функциональной подготовленности студенческой молодежи, которая определяет физиологические резервы их организма, обусловленные повышением уровня деятельности функциональных систем студентов: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной, пищеварительной и других, а значит укреплением здоровья, увеличением работоспособности. Функциональная подготовленность осуществляется в учебнотренировочном процессе и физкультурно-спортивной деятельности путем научно обоснованного использования двигательной активности студентов. В физической культуре и оздоровительном спорте появилось множество новых видов физической активности. В настоящее время известно более 70 нетрадиционных видов спорта и систем физических упражнений. Условно они делятся на следующие группы: гимнастика и танцы, единоборства, технические виды, спортивные и подвижные игры. Некоторые из них появились на основе традиционных классических видов и вначале не считались самостоятельными, а были лишь разновидностью того или иного вида спорта. Для того чтобы понять как аэробная и анаэробная нагрузки влияют на организм человека, давайте сначала разберемся, что это за нагрузки, зачем они нужны, какова их интенсивность и к чему они приводят. Цель: выявить влияние аэробных и анаэробных упражнений на организм: частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких и самочувствие вследствие физической нагрузки.
Задачи:
Изучит литературу по теме.
Подобрать методы и тесты измерения нагрузки.
Определить разницу влияния аэробной и анаэробной нагрузки на физическое состояние и самочувствие студентов.
1. Аэробные физические нагрузки Существует разделение спортивных нагрузок по интенсивности на аэробные (они же кардио), анаэробные и смешанные. Различаются эти виды нагрузок по характеру снабжения мышц кислородом во время тренировки (отсюда часть «аэро»). При аэробной нагрузке мышцам полностью хватает поступающего в организм кислорода, при анаэробной – нет. При тренировках энергия для нашего тела берется из аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), для ее синтеза при разных типах нагрузок используются разные вещества. Так, при аэробной нагрузке, используются жироперерабатывающие и углеводоперерабатывающие энзимы (т.е. поступает жир из жировых тканей, глюкоза из крови), а при анаэробной – только углеводоперерабатывающие. Именно поэтому считается, что для похудения анаэробные нагрузки бесполезны. Термин «аэробный» заимствован из физиологии, он используется при определении химических и энергетических процессов, обеспечивающих работу мышц. Известно, что обмен веществ при возбуждении мышцы представляет собой сложную систему химических реакций. Процессы расщепления сложных молекул на более простые сочетаются с процессами синтеза (восстановления) богатых энергией веществ. Один из этих процессов может идти только в присутствии кислорода, т.е. в аэробных условиях. При аэробных процессах вырабатывается значительно большее количество энергии, чем при анаэробных реакциях. Углекислый газ и вода являются основными продуктами распада при аэробном способе выработки энергии и легко удаляются из организма при помощи дыхания и пота. К видам двигательной активности, стимулирующим повышение потребления кислорода во время занятий, относятся различные циклические движения, выполняемые с невысокой интенсивностью достаточно длительное время. Пример аэробных упражнений: тяжелая атлетика, любой тип спринта (бег, езда на велосипеде, и т.д.), прыжки со скакалкой, преодоление крутых подъемов, интервальные тренировки, изометрические упражнения, или любая другая активность, сопряжённая с быстрыми или тяжелыми физическими нагрузками. Аэробные нагрузки способствуют понижению давления, уменьшают риск возникновения сердечной недостаточности, улучшают работу легких и помогают одолеть стрессовые состояния организма. Например, главной причиной, по которой культуристы выполняют аэробные нагрузки, является сжигание жира. Многие известные атлеты выполняют ограниченное количество аэробных упражнений (1-2 ч в неделю) круглый год для того, чтобы контролировать уровень подкожного жира. Перед соревнованиями объем нагрузки порой возрастает до шести тренировок по 2 часа каждая с целью сжечь как можно больше жира. Высокоинтенсивная аэробная работа нагружает как мышцы, так и сердце. К аэробным нагрузкам относятся танцы, занятия, например, кикбоксингом, спринт. Для культуристов подобные виды активности не очень подходят хотя бы потому, что они и так нагружают свои мышцы в тренажерном зале, поэтому им стоит предпочесть аэробику с низким уровнем интенсивности. Удерживая постоянный темп, можно контролировать ЧСС на требуемом уровне, сжигать жир и укреплять сердечно-сосудистую систему.
2.Характеристика аэробных физических нагрузок Плавание относится к числу наиболее эффективных средств оздоровления. Оно показано без ограничения практически всем здоровым людям любого возраста. Так как вода обладает высокой теплопроводностью (в 30 раз больше воздуха), это требует от организма повышенных затрат энергии при выполнении даже нагрузок невысокой интенсивности. Так, пребывание в воде при температуре 24-25ºС в течение 3-4 мин сопровождается увеличением обмена веществ на 50-70%. Энергозатраты при выполнении физических упражнений в воде превышают более, чем в 2 раза, энергозатраты при выполнении таких же упражнений на воздухе. Поэтому плавание является предпочтительным средством оздоровления у людей с избыточной массой тела.
В плавании энергозатраты зависят от скорости и способа плавания:
· при плавании вольным стилем со скоростью 10 м/мин энергозатраты составляют 3,6 ккал/мин;
· 20 м/мин — 5,1 ккал/мин;
· 50 м/мин — 12,2 ккал/мин.
Плавание благотворно влияет на многие функциональные системы организма:
· укрепляются дыхательные мышцы, повышается подвижность сочленений грудной клетки, увеличивается жизненная емкость и вентиляционная способность легких, значительно улучшается функция дыхательной системы;
· уменьшаются гравитационные нагрузки на позвоночный столб, укрепляется мышечный корсет грудной клетки, что приводит к улучшению осанки;
· положительное влияние водной среды на нервную систему проявляется в стимулирующей деятельности головного мозга, ускорении ликвидации явлений утомления при напряженной умственной работе, повышении подвижности нервных процессов;
· гидромассаж кожи способствует совершенствованию регуляции вегетативных функций организма, рефлекторной стимуляции сердечно-сосудистой системы, улучшение периферического кровообращения;
· повышается устойчивость организма к воздействиям низких температур.
Бег привлекает внимание людей разного возраста благодаря ряду своих особенностей: Систематические занятия бегом положительно воздействуют на многие органы и системы. Рационально подобранная нагрузка развивает адаптационные механизмы сердечно-сосудистой системы, что проявляется в экономичности сердечной деятельности в условиях мышечного покоя и повышении резервов. При этом урежается ЧСС в покое и ускоряется ее восстановление после нагрузок, снижается общее периферическое сопротивление сосудов и системное артериальное давление, улучшаются насосная функция сердца и сократительные свойства миокарда без существенных структурных изменений.
· является естественным локомоторным актом;
· легко и точно дозируется;
· показан лицам разного возраста и пола;
· доступен в любое время года;
· не требует специальных условий и приспособлений для занятий;
· увеличивает функциональные возможности организма;
· способствует одновременно и закаливанию организма.
С помощью таких разновидностей бега, как бег на месте, бег в умеренном темпе с постоянной скоростью, в чередовании с ходьбой, с ускорениями, в медленном темпе возможно решение следующих задач:
· укрепление здоровья, профилактика некоторых заболеваний;
· сохранение и восстановление двигательных навыков, необходимых в повседневной жизни и работе,
· воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями как средства организации свободного времени и активного отдыха;
· продление творческого долголетия человека.
В условиях беговых нагрузок у занимающихся потребность миокарда в кислороде и энергии значительно ниже, чем у незанимающихся. Воздействие этих упражнений на кровь заключается в росте общего гемоглобина, максимального объема циркулирующей крови и щелочного резерва. Положительные изменения в мышцах проявляются в увеличении их механической эффективности, капилляризации, росте размеров волокон, повышении ферментативной активности в митохондриях.
Ходьба по своему физиологическому воздействию на организм относится к числу эффективных циклических упражнений аэробной направленности и может использоваться как для увеличения объема двигательной активности, так и для коррекции факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, улучшения функции дыхания и кровообращения, опорно-двигательного аппарата.Включающиеся при ходьбе в работу крупные мышцы играют роль "периферического сердца", улучшая ток крови от нижних конечностей органов брюшной полости, таза. Ходьба оказывает стимулирующее воздействие на функцию пищеварительных желез, печени, желудочно-кишечного тракта. При этом играет роль и происходящий при ходьбе естественный массаж стоп. Как и другие циклические упражнения, ходьба вызывает благоприятную перестройку нервных процессов, улучшает деятельность анализаторов, повышает эмоциональное состояние, нормализует сон.
Занятия ходьбой в любую погоду способствуют закаливанию организма, что сказывается на повышении сопротивляемости организма, росте его адаптационных возможностей.
У людей с избыточной массой тела ходьба в сочетании с низкокалорийной диетой является эффективным средством ее снижения. Оптимальный эффект в изменении тела от занятий физическими упражнениями достигается в том случае, если их направленность, интенсивность и объем физических нагрузок, кратность занятий в неделю подбираются индивидуально, с учетом уровня физического состояния занимающегося. В настоящее время выделяют следующие виды физкультурно-оздоровительных занятий: кондиционную тренировку , рекреативные и профилактико-оздоровительные , а также восстановительные занятия .
3.Анаэробные физические нагрузки Анаэробные упражнения - это кратковременные интенсивные тренировки, во время которых организм испытывает нехватку кислорода. Эти упражнения выполняются за счет энергии, запасенной в мышцах, и в отличие от аэробных упражнений не нуждаются в кислороде воздуха (поступающем при дыхании). С энергетической точки зрения, все скоростно-силовые упражнения относятся к анаэробным. Предельная продолжительность их менее 1-2 мин. Вот некоторые примеры анаэробных упражнений: тяжелая атлетика, любой тип спринта, прыжки со скакалкой, преодоление крутых подъемов, интервальные тренировки, изометрические упражнения, или любая другая активность, сопряжённая с быстрыми или тяжелыми физическими нагрузками, занятия на силовых тренажерах, выполнение упражнений со спортивными снарядами (штанги и гантели - их еще называют "свободными весами"), а также блоки силовых тренажеров. Анаэробные нагрузки направлены на развитие силы, наращивание и укрепление мышечной ткани и придание мышцам определенной формы. Анаэробные упражнения приводят в действие совершенно иной тип обмена веществ, использующий в качестве топлива почти исключительно гликоген (заранее накопленные организмом углеводы). При анаэробном тренинге выполняются высокоинтенсивные, непродолжительные упражнения. Анаэробный тренинг (например, упражнения с отягощением до временного "отказа") высокоинтенсивен, в работу вовлекается максимальное число мышечных волокон.Для энергетической характеристики этих упражнений используется два основных показателя: максимальная анаэробная мощность работы и максимальная анаэробная емкость (способность). Принцип анаэробных тренировок таков: во время интенсивных тренировок мышцы испытывают нехватку кислорода. Молочная кислота - побочный продукт анаэробной выработки энергии. Когда в крови накапливается достаточно много молочной кислоты, она начинает вызывать мышечную усталость. Именно поэтому анаэробные тренировки являются кратковременными, однако со временем организм все лучше борется с накапливающейся молочной кислотой. Постепенно организм адаптируется и легче воспринимает накопление кислоты в крови, помимо этого улучшается ее выведение из крови. Организм также производит большое количество "буферных веществ", задерживающих наступление усталости. Исследования показали, что при анаэробных тренировках "буферная емкость" мышц увеличивается с 12% до 50%. А с увеличением буферной емкости, в мышцах может накапливаться большее количество молочной кислоты. При анаэробном тренинге выполняются высокоинтенсивные, непродолжительные упражнения. Анаэробный тренинг (например, упражнения с отягощением до временного «отказа») высокоинтенсивен, в работу вовлекается максимальное число мышечных волокон. В результате организм не в состоянии обеспечить себя достаточным количеством кислорода для восстановления энергии, не смотря на то, что вы, возможно, дышите еще сильнее, чем при беге. Дополнительным источником энергии становится гликоген. Однако способность организма восполнять энергию с помощью одного лишь гликогена невелика. Отсюда небольшая продолжительность тренинга: по-настоящему интенсивные упражнения. В целом анаэробные тренировки сжигают меньше калорий по сравнению с аэробными. Однако они работают эффективнее в укреплении и наращивании мускулатуры, а также не стоит забывать об улучшении работы легких и сердца. Такие тренировки обычно заканчиваются накоплением в крови огромного количества молочной кислоты и связанного с этим мышечным дискомфортом. Данный тип упражнений чрезвычайно интенсивен и не должен практиковаться начинающими.
4. Преимущества аэробных и анаэробных нагрузок.
Граница между аэробной и анаэробной нагрузками зависит от тренированности человека, от дистанции. Например, 100-метровый рывок почти целиком анаэробный, в то время как марафонский бег – аэробный на 99%. Спринтер может пробежать всю дистанцию вообще не дыша, а марафонец должен в течение двух или более часов поддерживать равновесие между расходом и потреблением кислорода. Такой бегун бежит анаэробно только последние 100 метров, делая рывок перед финишем.
Если пробежать 1500 метров за 6-8 минут, то такая нагрузка примерно на 50% аэробная и на 50% анаэробная, то есть интенсивность бега такова, что кислорода надо потратить больше, чем его можно получить, и порой бегуну приходится замедлять темп или совсем остановиться, так как «не хватает дыхания».
Плюсы аэробных тренировок
Укрепление сердечно-сосудистой системы - не единственное достоинство аэробных нагрузок. Помимо этого, они имеют еще ряд преимуществ: Вы получаете заряд бодрости и энергии, снижается утомляемость. Аэробные упражнения увеличивают продолжительность и качество вашей жизни. Улучшается настроение, уходят прочь депрессия и тревога. Позитивные изменения отмечаются уже после 2-3 недель тренировок. Улучшается сон. Люди, которые регулярно занимаются спортом, быстрее засыпают и лучше спят. Только не надо тренироваться меньше, чем за 2 часа до отхода ко сну. Повышается содержание «хорошего» холестерина в крови. Это снижает риск развития ишемической болезни сердца. Человек худеет и может контролировать вес. Аэробные упражнения в сочетании с диетой - эффективное средство снижения веса. Уменьшается риск развития некоторых видов рака. Согласно исследованиям, регулярные тренировки снижают риск рака толстого кишечника, а также рака молочной железы и женских репродуктивных органов. Как любая физическая нагрузка, аэробная тренировка требует адаптации организма. В первое время после занятий иногда чувствуется боль в мышцах. Со временем неприятные ощущения пройдут.
Преимущественные стороны анаэробных упражнений Анаэробные упражнения интенсивно используют энергию твоих мышц в течение короткого промежутка времени. В результате это может помочь: Укрепить мускулатуру; Улучшить показатель максимального VO2 (наибольшее количество кислорода, которое ты можешь использовать во время тренировки) и эффективно использовать его во время упражнений и таким образом улучшить сердечно-легочную функцию своего организма; Увеличить способности организма противостоять накоплению токсинов (таких как молочная кислота) и ускорить их выведение. Это значит, что увеличится твоя выносливость и способность бороться с усталостью. В целом, анаэробные тренировки сжигают меньше калорий по сравнению с аэробными. Однако, они работают эффективнее в укреплении и наращивании мускулатуры, а также не стоит забывать об улучшении работы легких и сердца. В конечном счете, увеличенная мышечная масса помогает тебе похудеть и избавиться от лишнего жира, так как большей мышечной массе требуется больше калорий.
ВЫВОД
Аэробные упражнения подразумевают умеренные физические нагрузки, в них принимают участие большие группы мышц, чаще всего тела, и их можно делать в течение продолжительного времени. К ним относят ходьбу, бег трусцой, плавание, теннис, катание на велосипеде, ритмическую гимнастику. Аэробные упражнения способствуют более интенсивному усвоению организмом кислорода воздуха и очень полезны для сердца, легких и системы кровообращения. Анаэробные упражнения предполагают высокую физическую активность в течение короткого времени. Они способствуют увеличению мышечной силы, выносливости и прочности связочного аппарата суставов и костей. Анаэробная нагрузка тоже имеет место быть, но она должна сочетаться с другими видами нагрузки. Потому что анаэробный рывок – стресс для организма. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: если двигательная активность аэробной направленности будет общепринятой ежедневной нормой , то самочувствие, умственная и физическая работоспособность будет на очень высоком уровне. Поэтому не только каждому участнику образовательного процесса, но и всем людям планеты необходимо задуматься о своей аэробной нагрузке.
Таким образом, мы подтвердили свою гипотезу, что в результате занятий аэробными упражнениями повысится выносливость организма, снизится утомляемость, улучшится работа дыхательной системы, уменьшится чувствительность к инфекциям. Анаэробная нагрузка увеличит скорость, выносливость и силу организма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания. М.: Просвещение. 1990. – 288 с. 2. Волков Н.И., Карасев А.В., Хосни М. Теория и практика интервальной тренировки в спорте. -М.: Военная академия им. Ф.Э. Дзержинского, 1999. -196с. 3.Лисицкая Т.С. Принципы оздоровительной тренировки // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №8. – С.6-14. 4. Ульянов В.И. Физическая культура: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Российской Федерации. Ч.1. – Пятигорск: ПГЛУ, 1997. 5. Чебураев B.C., Легостаев Г.Н., Изаак СИ., Чибизова Т.В. Изучение изменений отдельных физиологических показателей девушек под влиянием занятий аэробикой// Теория и практика физической культуры. - 2002. - №6. - С.17-19. http://www.lib.sportedu.ru - центральная отраслевая библиотека по физической культуре.