Просмотр содержимого документа
«11класс.Программа по физической культуре.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шкрябинская средняя общеобразовательная школа» Стародубского муниципального района Брянской области
Стародубский р-н, с.Шкрябино e-mail: shkr-shkola@yandex.ru
ул. Садовая 3
РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Директор МБОУ «Шкрябинская СОШ
МБОУ «Шкрябинская СОШ» _______ И.В.Крупеня
«___»________ 2014 г. «___ »________ 2014 г.
Рабочая программа
учебного предмета физическая культура для
11 класса
среднего общего образования
Срок реализации программы: 1 год
Составлена на основе примерной программы Министерства образования и науки РФ, авторской программы В. И Лях.
Рабочая программа составлена учителем физической культуры Скокленко В.Н.
I.Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы Министерства образования и науки РФ, авторской программы В.И.Лях, образовательных стандартов.
На уроках физической культуры в 11 классе осуществляется углубленное обучение базовым двигательным действиям, включая совершенствование техники основных видов спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка).
Одна из главнейших задач уроков – обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных и кондиционных способностей, а так же сочетание этих способностей.
Большое значение придается решению воспитательных задач: выработке привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, воспитанию ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.
Уроки физической культуры содержат богатый материал для воспитания волевых качеств (инициативность, самостоятельность, смелость, дисциплинированность, чувства ответственности), а так же нравственных и духовных сторон личности, таких, как честность, милосердие, взаимопомощь, отзывчивость и др.
Цели и задачи курса:
содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей;
формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часов в год.
Учебник: Лях В.И. Зданевич Л.А. Физическая культура 10класс Москва Просвещения 2011год.
Учебно-тематический план.
№п/п
Тема
Раздел
Кол-во часов
Формы
контроля
Всего
Теор.
Практ.
1
Лёгкая атлетика
33
5
28
Контрольные упражнения, тесты
2
Спортивные игры
33
5
28
Зачёт, тесты, реферат
3
Гимнастика
18
3
15
Зачёт, тесты
4
Лыжная подготовка
18
3
15
Зачёт, тесты
Содержание(102ч).
Вопросы теории
Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности.
Предупреждения травматизма. Самоконтроль, пульсовый нажим. Закаливающие процедуры. Какое воздействие оказывают на сердечно - сосудистую систему человека упражнения физкультминуток.
Физическое совершенствование в оздоровительной направленности .
Индивидуализированный комплекс и упражнения из оздоровительных систем физического воспитания, ориентирование на коррекцию осанки и телосложения, профилактику утомления повышенной работоспособности. Лыжные прогулки. Физические упражнения туристической подготовки. Упражнения ритмической гимнастики и аэробики.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности.
Составление и выполнение индивидуальных комплексов на коррекцию осанки я телосложения. Влияние осанки на функционирования внутренних органов в какое и во время выполнения двигательных действий, причины избыточного веса, роль физкультуры в профилактике этой проблемы.
Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности.
Курение, наркомания - как пережитки прошлого, здоровый образ жизни - девиз каждого учащегося. Дневник самоконтроля, Оздоровительный бег.
Требование к безопасности и профилактике травматизма.
Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью.
Лыжные прогулки, игры на воздухе. Контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью. Приёмы массажа и самостоятельного массажа. Простейшие композиции ритмической гимнастики и аэробики. Упражнения утренней гимнастики с учётом различных методических групп.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности.
Самоконтроль с применением функциональной пробы. Профилактика основных заболеваний контроль физической нагрузки.
Лёгкая атлетика(33ч)
На совершенствование техники спринтерского бега.
Юноши: Девушки:
Высокий и низкий старт до 40 м. Стартовый разгон. Бег на результат на 100 м. Эстафетный бег.
На совершенствование техники длительного бега.
Юноши: Бег в равномерном и переменном темпе 20-25 мин. Бег на 3000 м. Девушки: Бег в равномерном и переменном темпе 15-20 мин. Бег на 2000 м.
На совершенствование техники прыжка в длину с разбега.
Юноши: Девушки:
Прыжки в длину с 13-15 шагов разбега.
На совершенствование техники прыжка в высоту с разбега.
Юноши: Девушки:
Прыжки в высоту с 9-11 шагов разбега.
На совершенствование техники метания в цель и на дальность.
Юноши: Метание мяча 150г с 4-5 бросковых шагов с полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1x1 м) с расстояния до 20 м.
Метание гранаты 500-700 г с места на дальность, с колена, лежа: с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние; в горизонтальную цель (2x2 м ) с расстояния 10- 12м. Бросок набивного мяча (3 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного-четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние.
Девушки: Метание теннисного мяча и мяча 150 г с места на дальность, с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность и заданное расстояние в коридор 10 м; в горизонтальную и вертикальную цель (1x1 м) с расстояния 12-14 м.
Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с одного-четырех шагов вперед-вверх на дальность и заданное расстояние.
На развитие выносливости.
Юноши: Длительный бег до 25 мин, кросс, бег с препятствиями, бег с г гандикапом, в парах, группой, эстафеты, круговая тренировка. Девушки: Длительный бег до 20 мин.
На развитие скоростно-силовых способностей.
Юноши: Девушки:
Прыжки и многоскоки, метания в цель и дальность учебной гранаты, набивных мячей.
На развитие скоростных способностей.
Юноши: Девушки:
Эстафеты, старты из различных положений, бег с ускорением, с максимальной скоростью, изменением темпа и ритма шагов.
На знанияо физической культуре.
Юноши: Девушки :
Биомеханические основы техники бега, прыжков и метаний Основные механизмы энергообеспечения легкоатлетических упражнений. Дозировали нагрузки при занятиях бегом, прыжками и метанием. Прикладное значение легкоатлетических упражнений. Техника безопасности при занятиях легкой атлетикой. Доврачебная помощь при травмах. Правила соревнований.
На совершенствование организаторских умений.
Выполнение обязанностей судьи по видам легкоатлетических соревнований и инструктора в занятиях с младшими школьниками.
Самостоятельные занятия.
Тренировка в оздоровительном беге для развития и совершенствование основных двигательных способностей. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.
Спортивные игры(33ч).
Баскетбол(12ч).
На совершенствование техники передвижений, остановок:,
поворотов, стоек.
Комбинации из основных элементов техники передвижений.
На совершенствование ловли и передач мяча. Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника.
На совершенствование техники ведения мяча. Варианты ведения мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника.
На совершенствование техники бросков мяча.
Варианты бросков мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника.
На совершенствование техники защитных действий. Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание,
перехват, накрывание).
На совершенствование техники перемещения смячом иразвитие, кондиционных и координационных способностей. Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения
мячом.
На совершенствование тактики игры.
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении
и защите.
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных
способностей.
Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам.
Волейбол(21ч).
На совершенствование техники передвижений, остановок,
поворотов, стоек.
Комбинация из освоенных элементов техники передвижений.
На совершенствование техники приема и передач мяча.
Варианты техники приема и передач мяча.
Многократные передачи мяча над собой двумя руками сверху.
Многократные передачи мяча над собой двумя руками снизу.
На совершенствование техники подач мяча.
Варианты подач мяча, верхняя прямая подача.
На совершенствование техники нападающего удара.
Варианты нападающего удара через сетку. Техника прямого нападающего удара. Техника косого нападающего удара.
На совершенствование техники защитных действий.
Варианты блокирования нападающих ударов
Одиночное блокирование. Двойное и тройное блокирование. Страховка блокирующих.
Совершенствование тактика – технических действий.
На овладение игрой и комплексное развитие психологических способностей.
Игра по основным правилам волейбола.
Индивидуальные действия игроков в защите, нападении.
Игра с заданиями.
Общая и специальная подготовка. Скоростно – силовая подготовка.
Круговая тренировка, силовые упражнения, упражнения на тренажёрах.
Гимнастика(18ч)
На совершенствование строевых упражнений,
Юноши: Девушки:
Пройденный в предыдущих классах материал. Повороты кругом в движении. Перестроение из колонны по одному по два, по четыре, по восемь
На совершенствование общеразвивающих упражнений без предметов,
Юноши: Девушки:
Комбинации из различных положений рук, ног, туловища на
месте и в движении.
На совершенствование общеразвивающих упражненийс предметами
Юноши: С набивными мячами (весом до 5 кг), гантелями (до 8 кг), гирями (16 и 24 кг), штангой, на тренажерах, с эспандерами.
Девушки: Комбинации упражнений с обручами, булавами, лентами, скакалкой, большими мячами.
На освоение и совершенствование висов иупоров.
Подтягивание, подъём переворотом, упражнения в висах и упорах
На освоение и совершенствованиеопорных прыжков,
Юноши: Прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-120 см
Девушки: Прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110 см).
На освоение и совершенствование акробатических упражнений.
Юноши: Длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью. Переворот боком; прыжки в глубину, высота 150-130 см. Комбинации из ранее освоенных элементов.
Девушки: Сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках. Комбинации из ранее освоенных элементов.
На развитие координационных способностей.
Юноши: Девушки:
Комбинации общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами: то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений, акробатических упражнений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, гимнастических снарядах. Акробатические упражнения. Упражнения на батуте, подкидном мостике, прыжки в глубину с вращениями. Эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря и упражнений. Ритмическая гимнастика.
На развитие силовых способностей и силовой выносливости,
Юноши: Лазанье по двум канатам без помощи ног и по одному канату , помощью ног на скорость. Лазанье по шесту, гимнастической лестнице, стенке без помощи ног. Подтягивания. Упражнения в висах и упорах, со штангой, гантелями, набивными мячами.
Девушки: Упражнения в висах и упорах, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами. На развитие гибкости. Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для различных, суставов. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке, с предметами.
Лыжная подготовка(18ч)Программный материал по лыжной подготовке на освоение техники лыжных ходов. Совершенствование техники попеременного двухшажного хода, одновременного двухшажного хода,одновременного бесшажного хода.Преодоление спусков и подъёмов в высокой и низкой стойках .Совершенствование техники конькового хода, технике обгона, финиширования. Переход с одновременных ходов на попеременные. Преодоление подъемов и препятствий. Прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 6 км (юноши). Переход с хода на ход в зависимости от условий дистанции и состояния лыжни, Элементы тактики лыжных гонок: распределение сил, обгон, финиширование и др. На знании о физической культуре. Правила проведения самостоятельных занятий. Особенности физической подготовки лыжника. Основные элементы тактики в лыжных гонках Правила соревнований. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Первая помощь при травмах и обморожениях.
Требования к уровню учащихся оканчивающих среднюю школу.
Задачи физического воспитания учащихся 11класса направлены на:
содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам:
формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей;
формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ СРЕДНЮЮ ШКОЛУ
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Объяснять:
роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
роль и значение физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
Характеризовать:
индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;
особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.
Соблюдать правила:
личной гигиены и закаливания организма;
организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований; профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах; экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
Проводить:
самостоятельные занятия физическими упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительной направленностью;
контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
приемы массажа и самомассажа;
занятия физической культурой и спортивные соревнования с учащимися младших классов;
судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
индивидуальные комплексы физических упражнений различной направленности; планы-конспекты индивидуальных занятий и систем.
Определять:
уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности;
эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное состояние организма и физическую работоспособность;
дозировку физической нагрузки и направленность воздействий физических упражнений.
Демонстрировать:
Физические
Физические
Юноши
Девушки
способности
упражнения
Бег 30 м
5,0 с
5,4 с
Скоростные
Бег 100 м
14,3 с
17,5 с
Подтягивание из
Силовые
виса на высокой
12 раз
перекладине
Подтягивание в
-
14 раз
висе лежа на
низкой
перекладине, раз
Прыжок в длину с
215 см
170 см
места, см
Кроссовый бег на 3
13 мин 50 с
К выносливости
км
Кроссовый бег на 2
10 мин
км
Литература.
В. И. Лях. Комплексная программа физического воспитания 2007г. Просвещение.
Е. Н. Литвинов. Программа физического воспитания учащихся 1996г. Просвещение.
В. С. Родиченко. Основы олимпийских знаний 2005г. Просвещение.
В.И. Лях. Физическая культура 2011г. Просвещение.
Календарно – тематическое планирование.
№ урока
Раздел
Тема
Кол-во час.
Дата проведения
Раздел: Лёгая атлетика
15
1
Лёгкая атлетика. Вводный инструктаж. Бег 100 метров. Совершенствование техники прыжка в длину с места.
1
2
Л.а. ТБ на занятиях. Встречная эстафета. Высокий старт. Лапта.
1
3
Л.а. Бег 2000 метров. Закрепление техники прыжка в длину с разбега.
1
4
Л.а. Бег 100 м на результат. Совершенств. техники прыжка в длину с разбега. Личная гигиена спортсмена.
1
5
Л.а. 12 мин. бег. Совершенствование техники длительного бега. Лапта.
1
6
Л.а. Бег до 3 км. Прыжки в длину с места на результат.
1
7
Л.а. Челночный бег 3х10 м. Прыжки в длину с разбега на результат. Лапта.
1
8
Л.а. Бег 2000 м. Совершенствование техники метания уч. гранаты.