Просмотр содержимого документа
««Закономерности роста и развития организма».»
Частное общеобразовательное учреждение начальная школа-детский сад №67 открытого акционерного общества «Российские Железные Дороги»
Программа профессиональной переподготовки «Физическое воспитание и формирование правил здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Дисциплина: Физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста
Практическое задание 2, модуль 1
«Закономерности роста и развития организма».
Выполнила: инструктор
физической культуры
Мальгина И. Д.
Челябинск - 2016
Взаимосвязь роста и развития организма детей
Рост и развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены; это две стороны одного процесса жизнедеятельности организма.
Рост - это увеличение массы тканей и органов, а так же образование новых соединений и веществ в организме человека .
Развитие - это процесс дифференцировки органов и тканей, их функциональное совершенствование, формирование
новых функций и видов деятельности организма.
Рост и развитие организма детей
Рост и развитие организма, включает в себя:
- обмен веществ и энергии;
- процесс усвоение (ассимиляцию);
- процесс распад (диссимиляцию).
Этапыроста и развития организма:
- созревание;
- зрелость;
- старение.
Последовательность ведущих видов деятельности
1. Непосредственное эмоциональное общение с младенцем;
2. Предметно - манипулятивная деятельность в раннем возрасте;
3. Ролевая игра дошкольника;
4. Учебная деятельность;
5. Общественно-полезная деятельность;
6. Учебно-продуктивная деятельность.
Периодичность в изменении ростовых процессов (акселерация, децелерация).
акселерация, децелерация – закономерно оказывает значительное влияние на процессы роста и развития детей в последние десятилетия.
Акселерация – это ускорение темпов роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.
Децелерация - это процесс, обратный акселерации, т.е. замедление процессов биологического созревания всех органов и систем организма.
Предпосылки формирования движений до рождения (внутриутробно)
Внутриутробного развития ребенка (триместры)
Особенности развития плода:
формируются все основные органы и системы ребенка, в первую очередь центральная нервная система. Развивается тонус мышц – сгибателей;
Развивается сократительная способность мышц – сгибателей, моторная деятельность плода. Продолжается закладка основных органов и систем, показатель двигательной активности – шевеление плода. В процессе шевеления происходит тренировка мышечной системы и всего опорно – двигательного аппарата;
Происходит функциональное развитие органов и систем, совершенствование двигательного аппарата, формируется его готовность к рождению ребенка, наступает физиологическая зрелость центральной нервной системы, идёт формирование безусловных двигательных рефлексов, способствующих благополучному течению родов
Предпосылки формирования движений до рождения (внутриутробно)
Факторы, способствующие нормальному развитию:
необходим душевный и физический комфорт матери, правильный режим питания и отдыха, закаливание организма матери, пребывание на свежем воздухе (не менее 4 часов в сутки)
необходимы режим питания (шевеление плода вызвано в первую очередь тем, что плацента, через которую плод получает пищу, очень мала; поэтому, поэтому, чтобы получить больше питания, плоду приходиться двигаться), пребывание будущей матери на свежем воздухе и её двигательная активность;
необходимы режим питания матери, её закаливание и двигательная активность, психологическая подготовка к рождению ребенка.
Особенности развития моторики детей от 3 до 7 лет
Особенности развития моторики:
в младшем дошкольном возрасте движения малышей несовершенны, неточны, сознательное управление движениями еще ограничено. Маловыраженные изгибы позвоночника, своды стопы, недостаточно развит вестибулярный аппарат, центр тяжести высоко расположен, слабость мышц ног - все это обусловливает частые падения ребенка. Двигательная реакция детей этого возраста замедленна, так как недостаточно развит мышечный-разгибатель;
малыши быстро утомляются. Кора головного мозга ребенка несмотря на большие темпы развития еще недостаточно сформирована; наблюдается незрелость анализаторов. Новые условнорефлекторные связи создаются легко, но непрочны. Движения дети выполняют схематично, несогласованно, часто замедленно;
на третьем и четвертом году жизни заметно расширяется двигaтeльный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями. К трем годам формируются умения бросать и ловить мяч, бегать и прыгать с места, лазать по гимнастической лестнице. В этом возрасте дети способны последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд;
Особенности развития моторики детей от 3 до 7 лет
четырехлетнем возрасте дети достаточно хорошо сохраняют равновесие, спускаются с горы на санках, передвигаются на лыжах и ездят на трехколесном велосипеде. Скелет приобрел некоторую прочность в связи с активным процессом окостенения: начинaeтcя сращение костей таза, изгибы шейного и грудного отделов позвоночника вполне отчетливы и определенны;
на пятом году жизни в силу наступающей морфофункциональной зрелости центров, регулирующих крупные группы мышц, движения становятся точнее и энергичнее, появляется способность удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движений, формируется умение участвовать в играх с ловлей и увертыванием;
шестой и седьмой год жизни детей в развитии движений, появляется выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнении, способны на элементарный анализ.
Заключение
В ряде случаев некоторые закономерности роста и развития организма могут не соответствовать биологическому формированию детей. Это связано со многими факторами: степенью сложности и мощности мышечной работы, исходным состоянием двигательного аппарата, возрастом и др. Особое внимание необходимо обратить на использование (применение) новых движений, которые должны всегда формироватся на фоне сложившихся двигательны навыков. Вследствие этого обучение, упражнениям должно проходить безукоризненно в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
Список литературы
1 Кожухова Н. Н., «Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях» Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова. М.: Академия, 2002.- 320с.
2 Грохольский Г. Г., Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. – Мин, 1992. 3 Маханева М. Д., Воспитание здорового ребенка. – М.,2000. 4 Мащенко М. В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольника. - Мн.: Ураджай, 2000.- 156с. 5 Рунова М. А., Двигательная активность ребёнка. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. 6 Тарасова Т. А., Контроль физического состояния детей - М.: ТЦ Сфера, 2005.