Тапас — самодисциплина, усердие в достижении духовной цели.
Свадхьяя — познание, изучение духовной и научной литературы, формирование культуры мышления.
Ишвара-пранидхана — принятие Ишвары (Бога) в качестве своей цели, единственного идеала в жизни.
3. Асана
Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности.
Асаны – это своеобразный инструмент для гармоничного духовного развития, а не самоцель йоги. Однако эта система особых физических упражнений, позволяет управлять не только энергией, но и физиологическими процессами в теле. При правильном выполнении асан на опорно-двигательный аппарат и внутренние органы оказывается тренирующее и тонизирующее воздействие.
4.Пранаяма
Пранаяма - техника отвлечения чувств от объектов на которые они направлены. Пратьяхара даёт внутреннюю духовную силу. Она позволяет достичь умственного сосредоточения и увеличивает силу воли.
Пранаяма является составной частью Хатха-йоги. Придающая особую силу асанам, пранаяма управляет первичной энергией Вселенной (праной). На четвертой ступени человек учится контролировать дыхание с помощью специальной дыхательной гимнастики и накапливать жизненную энергию. Особенностью пранаямы является сочетание всех трех типов дыхания: глубокого, среднего и поверхностного.
Одно только выполнение дыхательных упражнений дает потрясающий результат: клеткам всего тела, в первую очередь мозгу, поставляется высококачественный кислород, происходит очищение всей дыхательной системы, успокоение ума и расслабление.
5.Пратьяхара
Пратьяхара - техника отвлечения чувств от объектов на которые они направлены. Пратьяхара даёт внутреннюю духовную силу. Она позволяет достичь умственного сосредоточения и увеличивает силу воли.
Пратьяхара - это пятая ступень классической восьмиступенчатой йоги. С нее начинается Раджа йога. Пратьяхара учит контролировать ум: слышать звуки, но не слушать их, смотреть на что-то, но не видеть этого. Иными словами, человек перестает замечать не только внешний мир, но и свой, внутренний физический мир, и остается один на один со своим сознанием.
Таким образом, пратьяхара является своеобразным рубежом, перейдя который, человек перестает быть рабом своего тела и держит свой ум под безусловным контролем.
6.Дхарана
Дхарана — сосредоточение, медитация. Дхарана является следующей ступенью, непосредственно вытекающей из правильной практики Пратьяхары. Концентрация помогает человеку направить внимание на внутренние или внешние объекты, и, как следствие, человек строит в своем информационном поле, очищенном от посторонних образов, энергетические образы объектов, что приводит к полному слиянию энергоструктур человека с энергоструктурами объекта. Человек воспринимает эту информацию преимущественно правым полушарием, он анализирует ее и переводит в свою систему мышления, другими словами, на восприятие через левое полушарие. Таким образом, человек иначе воспринимает окружающий мир, он видит, замечает многие новые грани, которые раньше ускользали от восприятия.
7.Дхьяна
Дхияна - созерцание, медитация. Дхияна - продолжение дхараны, которая является неотъемлемой ее частью. Разрозненные проблески сверхчувствительного восприятия сливаются в одно целое, что вызывает целые гаммы ощущений — это состояние Дхияны. Сфера восприятия еще больше расширяется, охватывая бесконечность; человек начинает замечать соотношения и взаимосвязи между пространствами различных уровней.
Так как ум находится под влиянием трёх качеств материальной природы — саттвы , раджаса и тамаса , он обычно находится на одной из пяти различных стадий:
Кшипта (блуждание)
Викшипта (собранность)
Мудха (невежество)
Экагра (целенаправленность)
Ниродха (противоположность)
8.Самадхи
Самадхи — состояние сверхсознания, достигающееся глубоким созерцанием, при котором занимающийся сливается с предметом созерцания. Это медитативное состояние, когда субъект познает объект медитации. Человек сосредоточивает свое внимание на объекте и внутренне объединяется с ним. Объекты медитации бывают как внутренние, так и внешние. Внутренние объекты — это то, из чего состоит человек: внутренние органы, сознание, чакры и т.д. Внешние объекты — это то, что нас окружает: живые существа и предметы. Их объединение означает единство с объектом при помощи концентрации.
Для йогов самадхи также означает «испытать смерть при жизни». Самоосознание человека становится самоосознанием единого и целостного бесконечного существа, не ограниченного ни временными рамками человеческой жизни, ни пространственными рамками биологического тела.
Пять немощей, которые необходимо преодолеть для того, чтобы достичь самадхи, это: