Теоретико – методические аспекты подготовки юных баскетболистов в школе
Теоретико – методические аспекты подготовки юных баскетболистов в школе
Актуальность. В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.
Эта игра способствует всестороннему физическому развитию человека. Овладение техникой и тактикой игры, приобретение специальных знаний, осуществляется в процессе технико-тактической подготовки, ей принадлежит одно из центральных мест в общей структуре учебно-тренировочного процесса.
Успех в достижении победы определяется умением вести борьбу на спортивном поле, правильно используя технику и свои физические возможности. Для этого необходима тактическая подготовка, позволяющая передвинуть пути борьбы с противником и наиболее эффективное использование средств.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Теоретико – методические аспекты подготовки юных баскетболистов в школе»
Теоретико – методические аспекты подготовки юных баскетболистов
История возникновения иразвития игры
Баскетбол был изобретен в 1891г. в США, в штате Массачусетс.
Преподавателем по физической культуре колледжа в Спрингфилде Джеймсом Нейсмитом .
В первой игре использовался футбольный мяч.
Игра состояла из 13 правил
Основные даты
Впервые в России баскетбол появился в Санкт-Петербурге, в 1906 году в спортивно-образовательном обществе «Маяк».
В июне 1932г. была создана Международная федерация баскетбола – ФИБА.
В 1936 году мужской баскетбол включен в программу Олимпийских игр в Берлине.
В 1947г. федерация баскетбола СССР входит в состав ФИБА и получает право на участие в международных соревнованиях.
В 1952 году советские баскетболисты впервые принимают участие в Олимпийских играх в Хельсинки, и занимают там второе место.
Мужская сборная СССР выигрывала ОИ. дважды – в 1972 году в Мюнхене под руководством тренера В.П. Кондрашина. И в 1988г. в Сеуле под руководством А.Я. Гомельского.
Женский баскетбол включен в программу ОИ. в 1976г. в Монреале (Канада).
Баскетболистки СССР и СНГ выигрывали Олимпиаду трижды: в 1976г., в 1980г. в Москве, в 1992г. в Барселон е.
Баскетбол в Туве
- Ноябрь 1955г. – Приезд тренера московского «Спартака» Тихонова Б.С. 1955г.Участие сборных команд Тувы на Спартакиаде народов СССР. -1971г. – Первенство Сибири, 4 место ; - Первые тренеры: Тиханов Борис Серафимович, Бахтин Владимир Тихонович, Абросимов Александр Петрович. - 70-80-е годы – тренеры: Павлов Виктор Павлович, Юрьева Нелли Ивановна, Безъязыков Альберт Васильевич. - Первые игроки сборных команд : Евгений Романов, Виктор Павлов, Владимир Скобеев ,Владимир Голубков, Виктор Агбан, Амед Чимит, Сергей Маламдай,Виктор Маламдай.
Выступления современных баскетболистов Республики Тыва
2010г. –III место СФО г.Абакан 2011г.
II место ВДЦ
«Орленок» на Всероссийских Президентских спортивных играх
Победы и участие
2013-2014гг.- Первый турнир ШБЛ «КЭС-БАСКЕТ» в Республике Тыва.
2014-2015гг. – Участие команд на финале СФО
г. Омск.
С 2011 года Участие команд республики Тыва во Всероссийском турнире «Оранжевый мяч»
Основные элементы игры
Дриблинг (ведение мяча)
Передача
Подбор
Перехват
Блокшот
Стойки (в защите и нападении)
Передвижения без мяча
Бросок
Дриблинг (ведение мяча)
Ведение мяча — один из основных технических элементов баскетбола, второй, после передачи, способ перемещения мяча по площадке.
Правильное, технически грамотное ведение мяча — фундамент для стабильного контроля за ним, основа индивидуального обыгрывания соперника.
Передача
Передача мяча — один из важнейших и наиболее технически сложных элементов баскетбола, самый главный элемент в игре разыгрывающего защитника.
Умение правильно и точно передать мяч - основа четкого, целенаправленного взаимодействия баскетболистов в игре.
Результативная передача— пас на игрока, впоследствии поразившего кольцо соперника. Результативная передача учитывается в финальном протоколе.
Подбор
Важнейший элемент при игре в баскетбол, при котором игрок овладевает мячом после неудачной попытки 2-х, 3-х очкового броска или последнего штрафного броска.
Перехват
Перехват (англ. steal ) — в баскетболе действия игрока обороны по завладению мячом.
Перехват мяча выполняется при броске или передаче игроков атаки.
После перехвата мяча защищающаяся команда переходит в быстрый прорыв и набирает «лёгкие» очки.
Блокшот
( blocked shot - заблокированный бросок ),
-когда игрок защиты блокирует по правилам бросок соперника.
Стойка в защите
Защитник должен находиться в устойчивом положении на слегка согнутых ногах и быть готовым затруднить выход нападающего на удобную позицию для атаки корзины и получения мяча.
Стойка в нападении
Это исходное положение, из которого баскетболист наиболее быстро может действовать без мяча или с мячом.
Ноги ставятся на ширине плеч, стопы – параллельно друг другу на одной линии или одна из них выдвинута на 15-20 см вперед.
Тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги, на передние части стоп.
Пятки приподняты от пола на 1-2 см. Колени полусогнуты, спина прямая, руки согнуты в локтях и слегка разведены в стороны.
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ БЕЗ МЯЧА.
Ходьба – применяют главным образом для смены позиции в период коротких пауз, а также при изменении темпа в сочетании с бегом.
Игрок передвигается, придерживаясь положения основной стойки, на полусогнутых ногах, что позволяет в любой момент резко начать ускорение.
Виды бросков в баскетболе
Бросок двумя руками и одной рукой;
Броски сверху, от груди, снизу, сверху вниз, добивание;
Броски с вращением;
Бросок с отскоком от щита; и без отскока
Классификация бросков
Характер движения игрока
бросок с места
бросок в движении
бросок в прыжке
Расстояние до кольца
дальний бросок – трех очковый
средний бросок
ближний бросок (из под щита, сверху)
Броски в корзину
По характеру передвижения игрока
С места
В движении
Двумя руками
Сверху
В прыжке
От груди
По расстоянию
Дальние
Снизу
Сверху вниз
Средние
С вращением
Броски в кольцо
Ближние
По направлению к щиту
Прямо перед щитом
Добивание
С отскоком
Без отскока
Одной рукой
Под углом к щиту
Сверху
Параллельно щиту
От груди
Снизу
Сверху вниз
Добивание
Общие ошибки при броскахв корзину:
1. Неумение сосредоточить внимание на цели.
2. Слишком сильное вращение мяча.
3. Плохое равновесие тела.
4. Поспешность при выполнении броска.
5. Разведение локтей при выполнении броска.
6. Отсутствие сопровождения мяча.
7. Броски со слишком низкой или слишком высокой траекторией.
8. Держание мяча на ладони во время броска
Методы и задачи исследования
Методы
Анализ - научно методической литературы.
Педагогические наблюдения.
Тестирование.
Педагогический эксперимент.
Задачи
1.Выявить динамику показателей попадания при броске одной рукой от плеча с места.
2.Выявить ошибки в технике броска у учащихся 6-х классов при изучении баскетбола.
Организация исследования
Участники: Учащиеся 6-хклассов(1995-1996г.р.)
Сроки: 2008-2010гг.
Этапы:
1. Сентябрь-ноябрь 2008г.- Подготовительный: Анализ литературы;
2. Декабрь2008г.- Май 2009г. Практический: Выбор участников, реализация системы;
3. Сентябрь 2009г. – Май 2010г. – Аналитический: обработка данных, анализ результатов.
Последовательность обучения в контрольной группе
1. Объяснение и показ техники выполнения.
2. Имитация приёма.
З. Выполнения броска в парах по навесной траектории.
4. Броски в корзину с близкого расстояния с начало справа и слева, а затем по центру.
5. Броски мяча в корзину с постоянным увеличением расстояния
Последовательность обучения в экспериментальной группе
Объяснение техники броска и показ наглядных пособий;
В парах, без мяча И.П.- стойка нападающего с выставленной вперед правой ногой, выполнить полуприседание, выпрямиться и подняться на носки. Повторить 5 раз;
Тоже с имитацией работы рук. Повторить 5-8 раз;
И.П. – рука прямая вытянутая вверх – вперед с мячом, скатить мяч назад. Повторить 5-8 раз;
И.П. – мяч у плеча в согнутой в локтевом суставе руке:
- согнуть ноги
- выйти вверх на носки с выпрямлением руки вперед, оставаясь на носках, пока мяч не опуститься вниз, повторить 5-8 раз;
6. Тоже самое, выполнить выпуск мяча с высокой траекторией, чтобы он приземлился у ноги партнера. Высшая точка полета мяча должна находиться между партнерами. Повторить 8-10 раз;
7. Тоже с броском в кольцо, вторая рука за спиной. Расстояние один метр, справой и слевой стороны угол 450. Повторить с каждой стороны 10 раз;
8. В парах. Один бросает, а второй подает мячи. Броски с отражением от щита выполнить 2 раза по 16 бросков каждому;
При условии 5 попаданий дистанцию увеличить на 1 метр. Выполнить по 10 бросков.
Основные требования при броске следующие:
1) выполняй бросок быстро,
2) в исходном положении удерживай мяч близко к туловищу,
3) если бросаешь одной, то направь локоть бросающей руки на корзину
4) выпускай мяч через указательный палец,
5) сопровождай бросок рукой и кистью,
6) постоянно удерживай взгляд на цели,
7) полностью сосредотачивайся на бросок,
8) следи за мягкостью и непринужденностью броска,
9) для сохранения равновесия удерживай плечи параллельно
Изменение показателей броска одной рукой справа
Изменение показателей броска одной рукой слева
Сравнительная диаграмма результативности броска
Выводы
Результативность броска в экспериментальной группе выросла на 14,1%;
Выявлены основные ошибки при броске в кольцо;
Экспериментальная методика положительно повлияла на технику обучения броска;
Экспериментальная методика позволила создать КИМ по совершенствованию броска в кольцо;