«СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ»
«СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ»
Введение
Актуальность: Бег на средние дистанции является одним из самых мас-совых видов легкой атлетики. Начиная с 20-х годов ХХ столетия из года в год, от одних Олимпийских игр к другим, результаты в беге на средние дис-танции постоянно улучшаются. Это говорит о том, что именно в беге находят новые технические приемы, новые методики тренировочного процесса. В на-стоящее время мы можем сказать, что рост мировых достижений в беге на средние дистанции связывается, главным образом, с увеличением объема и интенсивности тренировочной нагрузки. В связи с этим изучение и разнооб-разное использование в тренировочной работе объема беговой нагрузки и ее интенсивности становятся необходимыми в использовании на занятиях по легкой атлетике. Поэтому для дальнейшей, успешной работы со студентами целесообразно изучение практической работы, которая проводится разными преподавателями.
В своей работе мы попытались сравнить две методики учебно-тренировочного процесса, которые используются нашими преподавателями. Цель у преподавателей одна, но идут они к ней разными путями. Одни ис-пользуют методику с применением общеразвивающих силовых упражнений, другие при подготовке используют специальные силовые упражнения. Какая из методик позволяет быстрее достичь нужного результата? На этот вопрос мы и попытались ответить в данной работе.
Новизна: Впервые исследовано влияние тренировочного процесса бегу-нов на средние дистанции при применении различных методик с использова-нием скоростно-силовой подготовки в условиях физического воспитания на факультете физической культуры и спорта.
Объект исследования: Учебный тренировочный процесс спортсменов по легкой атлетике на факультете физической культуры и спорта.
Предмет исследования: Методика подготовки спортсменов массовых разрядов в условиях физического воспитания на факультете.
Цель работы: Изучение особенности подготовки легкоатлетов к сдаче зачетов по предмету легкая атлетика на факультете физической культуры и спорта.
Задачи: 1. Осветить описательные аспекты методик подготовки спорт-сменов массовых разрядов в условиях физического воспитания на факультете физической культуры и спорта.
2. Выявить особенности методик подготовки спортсменов мас-совых разрядов в условиях физического воспитания на факультете физиче-ской культуры и спорта.
Гипотеза: Методика с применением общеразвивающих силовых упраж-нений в сочетании с беговой нагрузкой позволяет более быстрыми темпами добиться роста спортивного результата на начальном этапе занятий легкой атлетикой, чем методика с применением специализированных силовых уп-ражнений в сочетании с многократным повторением беговой работы.
Структура работы: Работа состоит из введения; основной части, со-стоящей из трех глав; заключения; списка литературы.
Основное содержание дипломной работы: Глава I. «Обзор литератур-ных источников по теме исследования»: этап многолетней подготовки, тре-нировочные нагрузки бегунов на средние дистанции, объем и интенсивность тренировочных нагрузок, развитие общей и специальной выносливости бегу-нов на средние дистанции. Глава II. «Методика и организация исследова-ния»: развитие физических качеств у бегунов на средние дистанции, методи-ка тренировочного процесса группы 1и группы 2, тренировочные занятия первой группы, тренировочные занятия второй группы. Глава III. «Резуль-таты исследования»: результаты тестирования по выбранным дисциплинам, сравнительная характеристика начального и конечного результатов в беге на 1000м.
Работа изложена на 49 страницах, содержит 6 таблиц, библиографический указатель содержит 18 источников отечественных и 2 зарубежных авторов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС В БЕГЕ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ»»
Список используемых сокращений
М.П.К. – Максимальное потребление кислорода
ЦНС – Центральная нервная система
ССС – Сердечно - сосудистая система
ЧСС – Частота сокращений сердца
ОФП - Общая физическая подготовка
СФП – Специальная физическая подготовка
КМС – Кандидат в мастера спорта
ЭНП – Этап начальной подготовки
ОРУ – Общие развивающие упражнения
СБУ – Специальные беговые упражнения
Введение
Актуальность: Бег на средние дистанции является одним из самых массовых видов легкой атлетики. Начиная с 20-х годов ХХ столетия из года в год, от одних Олимпийских игр к другим, результаты в беге на средние дистанции постоянно улучшаются. Это говорит о том, что именно в беге находят новые технические приемы, новые методики тренировочного процесса. В настоящее время мы можем сказать, что рост мировых достижений в беге на средние дистанции связывается, главным образом, с увеличением объема и интенсивности тренировочной нагрузки. В связи с этим изучение и разнообразное использование в тренировочной работе объема беговой нагрузки и ее интенсивности становятся необходимыми в использовании на занятиях по легкой атлетике. Поэтому для дальнейшей, успешной работы со студентами целесообразно изучение практической работы, которая проводится разными преподавателями.
В своей работе мы попытались сравнить две методики учебно-тренировочного процесса, которые используются нашими преподавателями. Цель у преподавателей одна, но идут они к ней разными путями. Одни используют методику с применением общеразвивающих силовых упражнений, другие при подготовке используют специальные силовые упражнения. Какая из методик позволяет быстрее достичь нужного результата? На этот вопрос мы и попытались ответить в данной работе.
Новизна: Впервые исследовано влияние тренировочного процесса бегунов на средние дистанции при применении различных методик с использованием скоростно-силовой подготовки в условиях физического воспитания на факультете физической культуры и спорта.
Объект исследования: Учебный тренировочный процесс спортсменов по легкой атлетике на факультете физической культуры и спорта.
Предмет исследования: Методика подготовки спортсменов массовых разрядов в условиях физического воспитания на факультете.
Цель работы: Изучение особенности подготовки легкоатлетов к сдаче зачетов по предмету легкая атлетика на факультете физической культуры и спорта.
Задачи: 1. Осветить описательные аспекты методик подготовки спортсменов массовых разрядов в условиях физического воспитания на факультете физической культуры и спорта.
2. Выявить особенности методик подготовки спортсменов массовых разрядов в условиях физического воспитания на факультете физической культуры и спорта.
Гипотеза: Методика с применением общеразвивающих силовых упражнений в сочетании с беговой нагрузкой позволяет более быстрыми темпами добиться роста спортивного результата на начальном этапе занятий легкой атлетикой, чем методика с применением специализированных силовых упражнений в сочетании с многократным повторением беговой работы.
Структура работы: Работа состоит из введения; основной части, состоящей из трех глав; заключения; списка литературы.
Основное содержание дипломной работы: Глава I. «Обзор литературных источников по теме исследования»: этап многолетней подготовки, тренировочные нагрузки бегунов на средние дистанции, объем и интенсивность тренировочных нагрузок, развитие общей и специальной выносливости бегунов на средние дистанции. Глава II. «Методика и организация исследования»: развитие физических качеств у бегунов на средние дистанции, методика тренировочного процесса группы 1и группы 2, тренировочные занятия первой группы, тренировочные занятия второй группы. Глава III. «Результаты исследования»: результаты тестирования по выбранным дисциплинам, сравнительная характеристика начального и конечного результатов в беге на 1000м.
Работа изложена на 49 страницах, содержит 6 таблиц, библиографический указатель содержит 18 источников отечественных и 2 зарубежных авторов.
Глава I. Обзор литературных источников по теме исследования
1.1. Этап многолетней подготовки.
В многолетней тренировке каждого бегуна на средние дистанции можно выделить несколько отличающихся друг от друга этапов. Редко спортивные биографии бывают схожими. Путь к вершинам спортивного мастерства – индивидуальный. Каждый атлет приходит к успеху своей дорогой. Тем не менее, в многолетней подготовке любого бегуна просматриваются определенные этапы (стадии). Как правило, их бывает три – пять. Существует мнение специалистов-теоретиков, которые подразделяют спортивные биографии сильнейших бегунов мира на следующие принципиально важные стадии:
Возраст и временные границы для каждой стадии могут быть различны. Задачи, которые необходимо последовательно решать на каждой стадии, весьма идентичны, поскольку их постановка зависит от принципиальной многолетней подготовки бегуна. Не заостряя внимания на методических вопросах, попробую сформулировать эти основные задачи.
Особенности организации тренировочного процесса и соревновательной деятельности изменяются в многолетнем плане. Соответственно, на каждой стадии спортивного мастерства должны меняться и задачи подготовки. Но принципиально важно сохранять преемственность при постановке задач и выборе средств и методов для организации процесса многолетней подготовки на очередной стадии. Связь должна быть достаточно устойчивой, так как тренировочный процесс и соревновательная деятельность предыдущей стадии служат базой для следующей.
1.1.1. Предварительная подготовка.
Начало этой стадии у бегунов на средние дистанции часто бывает спонтанным, то есть в первые годы осуществляется спортивная деятельность, которую в целом нельзя определить как специализированную тренировку средневика.
Будущий бегун на стадии начальной подготовки редко тренируется целенаправленно. Развитие физических качеств, физиологических возможностей происходит в основном под воздействием естественных факторов: условий жизни(сельская местность, маленький город), особенностей семейного воспитания(физический труд, поощрение занятий спортом со стороны родителей), возможностей реализации двигательных потребностей и т.п. в конечном итоге, для тренера вовсе не важно, как его ученик достиг хорошего уровня физических качеств, необходимых для данной специализации. Важно следующее, организм отобранного спортсмена был готов переносить специфичные тренировочные и соревновательные нагрузки, характерные для бегуна на средние и длинные дистанции, на последующих стадиях многолетней подготовки.
Таким образом, основная задача стадии начальной подготовки – создание необходимых предпосылок для будущей специализации. И не важно, был ли это правильно организованный тренировочный процесс или естественные условия. Важно, чтобы к этапу предварительной базовой подготовки будущий бегун на средние и длинные дистанции имел надежный фундамент выносливости, предпосылки для развития других необходимых качеств, желание тренироваться и соревноваться [9,14].
1.1.2. Базовая подготовка.
Для бегунов на средние дистанции, стадия базовой подготовки начинается с учетом индивидуальных возможностей, возраста начала занятий.
Основные целевые установки:
- укрепление здоровья;
- создание предпосылок для напряженной тренировочной и соревновательной деятельности в будущем;
- обеспечение разностороннего развития физических возможностей;
- сформирование функционального и психологического потенциала;
- выработка разнообразных двигательных навыков;
- освоение основ техники и тактики.
Способы достижения основных целевых установок:
- формирование устойчивого интереса к целенаправленной многолетней тренировке и соревновательной деятельности;
- экспериментальная проверка средств и методов тренировки для выбора оптимальных форм разносторонней подготовки с учетом индивидуальных особенностей;
- выбор оптимальных способов мотивации к тренировочной и соревновательной деятельности;
- организация разнообразной соревновательной деятельности: бегуны должны соревноваться на основной, смежных дистанциях как на стадионе и в манеже, так и на пересеченной местности и шоссе;
- выработка специальных физических качеств, функциональной подготовленности и двигательных возможностей, характерных для специализации.
Направленность в организации соревновательной деятельности:
- формирование технического и тактического потенциала;
- выработка индивидуальных психологических установок на соревновательную деятельность;
- определение возможностей организма применительно к различным тактическим вариантам при соревновательной деятельности на основной и смежных дистанциях;
- выявление индивидуальных особенностей в предсоревновательной подготовке;
- подбор рационов питания с учетом особенностей предстоящей соревновательной деятельности: кросс, беговая дорожка, бег по шоссе, серия соревнований, главное соревнование;
- определение тестов и контрольных упражнений, по результатам которых можно прогнозировать спортивный результат в предстоящем соревновании;
- выявление должных границ спортивных результатов на смежных дистанциях, необходимых для роста достижений на основной дистанции;
- поиск оптимальных соотношений между соревнованиями в кроссах, на шоссе, на беговой дорожке, на смежных и избранных дистанциях (количественные порции).
1.1.3. Специализированная подготовка.
Стадия специализированной подготовки начинается с 19-22 лет и заканчивается к 24-27 годам.
Основные целевые установки:
- окончательное формирование «облика бегуна», развитие до должного уровня всех необходимых качеств, необходимых для избранной специализации;
- экспериментально подобрать оптимальные средства и методы подготовки с учетом индивидуальных особенностей.
Способы достижения основных целевых установок:
- поддержание устойчивого интереса к целенаправленной многолетней тренировке и соревновательной деятельности;
- окончательный выбор индивидуальных форм разносторонней подготовки;
- организация разнообразной соревновательной деятельности;
- совершенствование физических возможностей, стремление довести физическую и функциональную подготовленность до высокого уровня (естественное физическое развитие к этому времени полностью заканчивается и поэтому спортсмены способны переносить самые напряженные нагрузки);
- овладение техническим и тактическим мастерством;
- внимательный учет индивидуальных особенностей при выполнении напряженных нагрузок;
- укрепление здоровья.
Направленность в организации соревновательной деятельности:
- совершенствование знаний, навыков, умений, приобретенных на стадии предварительной базовой подготовки;
- выработка окончательных целей соревновательной деятельности с учетом индивидуальных резервных возможностей;
- оценка индивидуальных резервных возможностей в соревновательной деятельности на избранной дистанции;
- выявление предельных возможностей организма в различных тактических вариантах соревновательной деятельности;
- определение максимально возможных результатов на смежных дистанциях, служащих для улучшения результата, показываемого на основной дистанции;
- окончательное формирование тактических приемов соревновательной деятельности;
- выработка «коронных» тактических приемов;
- моделирование в тренировочном процессе особенностей соревновательной деятельности с учетом «коронных» тактических приемов;
- изучение особенностей соревновательной деятельности и выработка спортивной борьбы.
1.1.4. Стадия максимальной реализации индивидуальных возможностей.
После стадии специализированной подготовки следует стадия максимальной реализации индивидуальных возможностей.
Основные целевые установки:
- полностью реализовать индивидуальные максимальные возможности;
- бережно расходовать физический, функциональный и психологический потенциал, стараясь максимально долго выступать на самом высоком уровне.
Способы достижения основных целевых установок:
- построение тренировочного процесса с направленностью на достижение максимальных результатов на избранной дистанции;
- значительное увеличение доли средств специальной подготовки;
- активизация соревновательной практики;
- применение тренировочных средств, способных вызвать бурное протекание адаптационных процессов: суммарные величины объема и интенсивности тренировочной нагрузки должны достигнуть максимума;
- обеспечение сильной мотивации к тренировочной и соревновательной деятельности;
- сохранение здоровья, состояние которого лимитирует соревновательную деятельность: у спортсменов появляется большое количество травм, которые часто переходят в хроническую форму.
Направленность в организации соревновательной деятельности:
- применение оптимальных форм подготовки к соревновательной деятельности. (Использование наиболее эффективных средств ведения тактической борьбы);
- достижение максимально возможных результатов на соревнованиях различного уровня (в соответствии с потенциальными возможностями) [9,14].
1.1.5. Сохранение спортивной формы.
Стадия сохранения спортивной формы начинается после предыдущей стадии и продолжается до тех пор, пока бегун не закончит свои выступления.
Основные целевые установки:
- продолжить тренировочный процесс на определенном уровне;
- реализовать возможности сохранения способности для достижения высоких результатов.
Способы достижения основных целевых установок:
- построение тренировочного процесса сугубо индивидуально с использованием апробированных средств и методов, которые в наибольшей степени способствуют сохранению (а в некоторых случаях и улучшению) спортивных результатов;
- уменьшение количества соревнований, в которых выступает спортсмен;
Направленность в организации соревновательной деятельности:
- обеспечение успешной соревновательной деятельности на основе опыта и мастерства, приобретенных на предыдущих стадиях;
- отбор наиболее эффективных средств подготовки к соревновательной деятельности за счет их сужения;
- исключение из практики неэффективных тактических приемов;
- поддержание на «должном» уровне результатов на смежных дистанциях;
- уменьшение общего количества соревнований [14].
1.2. Тренировочные нагрузки бегунов на средние дистанции.
Нагрузка в спортивной тренировке – это мера воздействия физических упражнений на организм занимающихся, определяющая степень преодолеваемых трудностей. Нагрузки могут различаться по принадлежности к тому или иному структурному образованию тренировочного процесса. В частности, следует различать нагрузки: отдельных тренировочных и соревновательных упражнений или их комплексов; тренировочных занятий, дней, макро-, мезо-, микроциклов, периодов и этапов тренировочного года.
Выделяют так называемую внешнюю и внутреннюю стороны тренировочных и соревновательных нагрузок. Внешняя сторона нагрузки в наиболее общем виде может быть представлена показателями суммарного объема работы: общий объем работы в часах, километрах, тоннах; число тренировочных занятий и дней; соревновательных стартов и т.д. раскрыть эти общие характеристики внешней стороны нагрузки можно, выделяя ее частные характеристики. С этой целью определяют, например процент интенсивной работы, в общем, ее объеме; соотношение работы направленной на развитие отдельных качеств и способностей; соотношение средств общей и специальной подготовки и др. Для оценки внешней стороны нагрузки широко используют показатели ее интенсивности. К таким показателям относят: темп движений, скорость их выполнения, время преодоления тренировочных отрезков и дистанций, величину отягощений при развитии силовых качеств и т.д.
Внутренняя сторона нагрузки характеризуется реакцией организма на предлагаемую нагрузку для выполнения тренировочной работы. Здесь наряду с показателями, несущими информацию о срочном эффекте нагрузки, могут использоваться данные о характере и продолжительности периода восстановления [2,13].
Характеристики нагрузок с внешней и внутренней стороны тесно взаимосвязаны: увеличение объема и интенсивности тренировочной работы, ее усложнение и напряженность приводят к увеличению сдвигов в функциональном состоянии различных систем и органов, к развитию и углублению процессов утомления. Однако эта взаимосвязь проявляется в определенных пределах. Например, при одном и том же суммарном объеме работы, при одной и той же интенсивности, влияние нагрузки может быть принципиально различным, так как при одних и тех же внешних характеристиках внутренняя сторона нагрузки может изменяться под влиянием самых различных причин, и, прежде всего в связи с изменением функционального состояния организма.
Соотношение внешних и внутренних параметров нагрузки изменяется в зависимости от уровня квалификации, подготовленности и функционального состояния легкоатлета, его индивидуальных особенностей, характера взаимодействия двигательных и вегетативных функций. Например, одна и та же по объему и интенсивности работа, вызывает различную реакцию у спортсменов разной подготовленности. У спортсменов высокого класса, при более выраженной реакции на определенную нагрузку, восстановительные реакции протекают интенсивнее.
По направленности воздействия нагрузки могут носить избирательный (преимущественный) и комплексный характер. Нагрузки избирательного характера связаны с преимущественным воздействием обычно на одну функциональную систему, обеспечивающую уровень проявления того или иного качества или способностей. Нагрузки комплексного характера воздействуют на две или более функциональных систем. Конечно, строго избирательного воздействия на отдельный орган или функциональную систему средствами спортивной тренировки обеспечить не удается. Однако планирование локально воздействующих нагрузок позволяет вызвать предельную мобилизацию одних механизмов при не высокой степени участия в работе других.
Отдельные упражнения, их комплексы и программы тренировочных занятий, воздействие которых носит избирательный характер, могут вовлекать в работу и совершенствовать возможности функциональных систем. Например, широко принято деление нагрузок по направленности с учетом путей энергообеспечения.
Следует различать специфические и не специфические нагрузки. Специфичность нагрузки определяется ее соответствием главным показателям координационной структуре движений и особенностям функционирования основных систем организма, характеристикам соревновательной деятельности. Специфическая нагрузка является следствием применения специально-подготовительных и соревновательных упражнений. При определении степени специфичности упражнений нужно ориентироваться не только на внешнюю форму движений, но и на характер их координационной структуры, особенности работы мышечных групп, вегетативные реакции организма на нагрузку [10,13].
Величина нагрузок во многом определяет успех или неудачу тренировки. Функциональные приспособления организма спортсмена требуют постепенного повышения объема и интенсивности нагрузок. При постоянной нагрузке не происходит дальнейшего улучшения работоспособности, нагрузка должна увеличиваться постепенно от месяца к месяцу, из года в год. Величина тренировочных нагрузок течение года должна изменяться волнообразно с тенденцией к повышению, постепенно достигая уровня соревновательных к концу подготовительного периода. Исключение составляет тренировка в соревновательный период во время поддержания спортивной формы. В этот период объем и интенсивность нагрузок варьируются в зависимости от участия в соревнованиях, которые становятся главным средством поддержания и улучшения специальной тренированности бегуна. Легкая тренировка, проводимая между напряженными соревнованиями, лучшим образом способствует нормализации функций организма спортсмена и создает хорошие предпосылки для последовательного улучшения результатов, от соревнования к соревнованию.
1.3. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок.
1.3.1. Число повторений упражнений (объем).
Количество повторений упражнений оказывает существенное влияние на величину нагрузки и на характер ответной реакции организма, а в следствии этого – и на ее направленность. Нагрузка той или иной интенсивности оказывает стимулирующее влияние на развитие, какого либо физического качества или возможностей функциональной системы лишь в том случае, если она выполняется в необходимом объеме. Поэтому для достижения нужного тренировочного эффекта объем используемых нагрузок с относительно низкой интенсивностью должен быть значительно выше, чем в случае применения работы большей интенсивности. В каждой конкретной ситуации объем следует планировать таким образом, чтобы обеспечить оптимальное воздействие на соответствующие органы и системы организма, исходя из решаемых при этом задач. Так, при развитии выносливости к аэробной и анаэробной работе объем нагрузки должен достигать таких величин, при которых появляются явные признаки утомления, ощущаемые также и в течение определенного времени после тренировочного занятия. В тех случаях, когда нагрузка направлена на развитие скоростных способностей, при определении ее объема, следует исходить из возможностей бегуна многократно выполнять упражнение (бег, прыжковые упражнения) без снижения запланированной скорости. Увеличение количества упражнений на фоне ее снижения ухудшает условия для совершенствования скоростных способностей, но благодарствует развитию скоростной выносливости.
Влияние изменения количества повторений на направленность нагрузки можно проследить и на примере интервальной тренировки, целью которой является повышение энергетических возможностей бегуна. Так, пробегание нескольких коротких отрезков с максимальной скоростью способствует повышению возможностей алактатного аэробного механизма энергообразования. Однако после определенного числа повторений в крови накапливается значительное количество лактата, что свидетельствует об активизации гликолитического анаэробного механизма. Поэтому дальнейшее выполнение работы будет уже содействовать повышению возможностей преимущественно этого пути энергообразования. Через несколько повторений и гликолитический механизм исчерпает свои возможности, после чего дальнейшая работа будет выполняться за счет аэробных реакций. Таким образом, изменением количества повторений можно осуществлять избирательное и комплексное совершенствование отдельных механизмов энергообеспечения.
От количества повторений упражнений оказывающих соответствующее воздействие на отдельные функциональные системы и организм в целом, зависит также скорость восстановительных процессов в тренировочном занятии и после него [14,15,16].
1.3.2. Интенсивность выполнения упражнения.
Важнейшим компонентом нагрузки является ее интенсивность, под которой понимается сила воздействия на организм в каждый момент и напряженность деятельности функциональных систем организма. При оценке интенсивности по функциональным сдвигам в организме обобщенным ее показателем служит энергетическая стоимость работы, выполненная в единицу времени. Интенсивность работы тесно связана со скоростью передвижения бегуна. Так, при умеренной скорости бега, когда расход энергии не велик и величина кислородного запроса меньше аэробного потенциала спортсмена, текущее потребление кислорода полностью покрывает возникающие потребности. Такая скорость называется субкритической. Скорость бега, при которой кислородный запрос равен аэробным возможностям, принято считать критической. Такой бег проводится в условиях М.П.К. в связи с этим уровень критической скорости бегуна зависит главным образом от аэробных возможностей, в частности от таких показателей, как М.П.К. и особенно анаэробных процессов. Чем они выше, тем выше критическая скорость. Существует скорость, которая превышает критическую. Она называется надкритической. При беге с такой скоростью кислородный запрос превышает потенциал аэробной системы энергообразования, и деятельность проходит в условиях кислородного долга при значительном участии анаэробных процессов. Во время бега с надкритической скоростью, в связи с малой эффективностью анаэробных процессов, кислородный запрос повышается в большей мере, чем скорость передвижения. Отсюда следует, что даже небольшое дополнительное возрастание скорости бега будет существенно увеличивать кислородный запрос и соответственно повышать роль анаэробной производительности.
Взаимосвязь интенсивности нагрузки с показателями, характеризующими физиологические и биохимические сдвиги в организме бегуна, положена в основу применяемых в практике классификаций нагрузок по зонам мощности [16,20].
К числу важнейших тенденций современной системы спортивной тренировки в беге на средние дистанции относится повышение интенсивности тренировочного процесса. Тренера, работающие с бегунами, вполне осознанно отошли от «объемности» тренировочных воздействий. Теперь они не ставят никаких частных задач. Основное – это успех на главном соревновании. Специалисты стали тренировать своих подопечных, используя более интенсивные тренировочные нагрузки. Объем бега перестал быть приоритетной составляющей тренировочных нагрузок. Произошла оптимизация тренировочных воздействий на основе специфичности и в соответствии с особенностями соревновательной деятельности вида.
Свершившийся факт, что многолетняя тренировка становится более специализированной. Интенсификация тренировочного процесса бегунов, оставаясь положительным явлением, может, тем не менее, привести к негативным последствиям. Тренера все более сужают круг тренировочных средств во время подготовки высококвалифицированных бегунов. Они стремятся значительно повысить долю специальной подготовки. Но при этом на второй план отводят средства, укрепляющие общее физическое развитие. Такой перекос обязательно приведет к негативным последствиям.
В таких видах спорта, как 400 и 800м, истощение наступает очень быстро, поскольку кислородный долг нарастает вместе с накоплением в организме молочной кислоты. Но этот процесс требует определенного времени, и поэтому разумно покрыть большую часть дистанции до того, как утомление станет невыносимым.
Организационные формы тренировочных занятий, в которых развиваются возможности противостоять кислородному долгу, зависят от ряда факторов:
- задач тренировочного занятия;
- этапа подготовки;
- места проведения тренировочного занятия;
- погодных условий;
- индивидуальных особенностей бегуна;
- времени, которым располагает атлет.
Однако какие бы организационные формы не использовались, нужно всегда помнить о специфичности тренировочных занятий. Подбирая тренировочные нагрузки, нужно всегда соблюдать определенные подходы, называя их «должными» [9,14].
1.3.3. Продолжительность и характер интервалов отдыха.
Специальными исследованиями [4,5,12] и спортивной практикой доказана возможность использования длительности интервалов отдыха, как одного из компонентов тренировочной нагрузки. Этот компонент оказывает существенное влияние на величину и в особенности характер ответной реакции организма на нагрузку при повторной работе. Воздействие, оказываемое каждой очередной нагрузкой, зависит от предыдущей и от продолжительности интервалов отдыха, а следовательно, и от протекания восстановительных процессов. Установлено, что восстановление происходит неравномерно – сначала быстро, а затем процесс замедляется. В первую треть восстановительного периода работоспособность восстанавливается примерно на – 65%, во вторую на – 30% и в третью – только на 5%. Причем как показали результаты исследований, после утомительной работы наблюдается четыре стадии отдыха, каждая из которых характеризуется различным соотношением уровней проявления физических качеств – силы, быстроты и выносливости. В первой стадии все качества находятся на уровне ниже исходного. Вторая стадия отдыха характеризуется тем, что сила и быстрота в это время выше, а выносливость ниже исходного уровня. В третьей стадии уровень проявления всех качеств несколько превышает исходный уровень. Наконец, в четвертой стадии сила и быстрота находятся ниже, а выносливость выше исходного уровня.
При определении длительности отдыха необходимо учитывать, что восстановление различных функций организма происходит с разной скоростью. Выбор функции или функций, на восстановление которых целесообразно ориентироваться в каждом конкретном случае, зависит от направленности воздействия применяемых в тренировочном занятии упражнений. Так, при развитии скоростных и скоростно-силовых способностей бегунов продолжительность отдыха определяют в первую очередь с учетом восстановления ЦНС и в меньшей степени вегетативных функций. Поэтому интервалы отдыха должны быть, с одной стороны, такими, чтобы возбудимость ЦНС не успел снизиться, а с другой достаточными для того, чтобы основные показатели вегетативных функций успели относительно восстановиться. В среднем при использовании скоростных и скоростно-силовых упражнений может составлять 2-3 минуты, а между сериями упражнений до 6 минут.
Отдых между пробежками должен быть адекватным тренировочной нагрузке. Любая пробежка вызывает соответствующую реакцию в организме. Концентрация молочной кислоты при выполнении быстрых пробежек возрастает и зависит от скорости и напряженности усилий. Для регенерации молочной кислоты в гликоген требуется время. Поэтому, чем быстрее и напряженнее бег, тем продолжительнее должны быть паузы для восстановления организма.
Как известно, для повышения возможностей функциональных систем, лимитирующих проявление выносливости к аэробной работе, бегуны используют различные виды прерывного бега. Нагрузку и отдых при этом следует чередовать таким образом, чтобы создать наиболее благоприятные условия для деятельности сердечно-сосудистой системы (ССС), напряженность которой довольно точно характеризует частота сокращений сердца (ЧСС). Последняя на протяжении большей части восстановительного периода взаимосвязана с изменением работоспособности, восстановление которой происходит почти параллельно с восстановлением ЧСС. Поэтому в спортивной практике данный показатель широко используется для определения продолжительности отдыха между повторными пробеганиями отрезков дистанции. При развитии аэробных возможностей с помощью прерывного метода длительность пауз отдыха обуславливается временем, необходимым для восстановления ЧСС до уровня 120-140 в 1 минуту [17]. Если длительность каждой нагрузки не превышает 1,2-2 минуты, время достижения указанного уровня может достигать 80-120 секунд в зависимости от интенсивности работы и подготовленности бегуна. Такой интервал позволяет получить эффект, выражающийся в резком увеличении систолического объема крови и потреблении кислорода на фоне урежения ЧСС уже в течении первой минуты после работы. В случаях использования бега на более длинных отрезках дистанции (800м и более) с критической или около критической скоростью длительность отдыха может достигать 10 минут и больше.
Что касается продолжительности пауз отдыха при использовании прерывного бега в целях развития аэробных возможностей, то в литературе имеются самые различные рекомендации. В одном случае рекомендуется применять отдых оптимальной длительности, в другом руководствоваться временем восстановления ЧСС до 120-130 в минуту [18,20]. Некоторые специалисты связывают продолжительность пауз отдыха, прежде всего с длиной пробегаемых отрезков. Так при длительности бега 2-3 минуты отдых может составлять примерно10 минут, а между сериями – даже до 20 минут [1]. Но при такой же длительности работы в практике применяют одноминутный отдых с условием что отрезок (1000м) пробегается два раза, а затем отдых увеличивается до 3 минут и серия повторяется. В тех случаях когда каждая деятельность (пробегание отрезка) длиться 30-60 сек., интервалы отдыха могут составлять 15-30 сек., а между сериями отрезков до 5 минут.
Существенное значение имеет не только продолжительность, но и характер отдыха, который у бегунов на средние и длинные дистанции проводится в виде ходьбы или медленного бега. Эффективность такого активного отдыха зависит, прежде всего, от характера развивающего в процессе предшествующей работы утомления, а именно: интенсивность отдыха возрастает с увеличением интенсивности работы. Однако при очень утомительной работе восстанавливающее действие активного отдыха снижается. Эффективность активного отдыха зависит также от интенсивности и характера используемого при этом упражнения (ходьбы, бега). Так, например, когда бегун в тренировочном занятии пробегает отрезки со скоростью, близкой к максимальной, интервал отдыха заполняется ходьбой, при меньшей скорости используется медленный бег. Причем чем ниже скорость основной работы (пробегание отрезков), тем выше она может быть в процессе бега «трусцой». Следует отметить, что в спортивной практике многие бегуны, особенно молодые, заменяют бег «трусцой» передвижением на согнутых в коленных суставах ногах. При этом мышцы ног в значительной мере функционируют в изометрическом режиме, что ухудшает их кровоснабжение и условия для протекания восстановительных процессов.
Основанием для использования в перерывах между высокоинтенсивными упражнениями (бегом) относительно мало интенсивной деятельности является то, что она позволяет наряду с некоторым ускорением восстановительных процессов, в частности уменьшения в крови лактата, поддерживать деятельность систем дыхания и кровоснабжения на повышенном уровне активности. Это облегчает переход от покоя к работе и дает возможность увеличить объем выполняемой тренировочной работы.[3].
Умелое сочетание всех выше перечисленных факторов в процессе тренировки во многом определяет правильность ее построения. Разнообразие форм и методов проведения занятий в разные периоды тренировки с учетом индивидуальных особенностей спортсмена, его стажа тренировки, составляют сущность подготовки высококвалифицированного бегуна. Именно в этом заключается рациональное зерно методики тренировки.
1.4. Развитие общей и специальной выносливости бегунов на средние дистанции.
1.4.1. Развитие общей выносливости бегуна на средние дистанции.
Общая выносливость – способность продолжительность выполнять любую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы. Общая выносливость позволяет каждому подготовленному спортсмену успешно справляться с любой продолжительной работой большой или умеренной мощности. Общая выносливость спортсмена служит основой для развития специальной выносливости, что подтверждается в спортивной практике и в исследованиях (Н.Н.Яковлев).
В спортивной среде говорят: «Высокий уровень всех видов выносливости: общей, специальной, скоростной и т.д.». по мнению В. Евстратова выносливость, как физическое качество, не имеет других видов, кроме самой себя, поскольку – это способность противостоять утомлению. Нельзя говорить о видах выносливости, речь идет о разных проявлениях одного физического качества под этим названием. Поэтому более верно для понимания, если будет сказано: «Высокий уровень проявления всех видов выносливости: базовой, специальной, скоростной, статической» [14].
Жонглирование терминами – занятие не для практического тренера. Он должен работать, помогая ученикам подготовиться к соревновательной деятельности в избранном виде. Словосочетанию «общая выносливость» В.Евстратов предпочитает термин «базовая выносливость». Базовая выносливость в его понимании, - это способность организма противостоять утомлению при любых продолжительных и монотонных видах мышечной деятельности. Уровень развития базовой выносливости должен быть достаточным. Для бегуна нет никакой необходимости совершенствовать это качество до некоего высшего предела. А вот следить, чтобы уровень базовой выносливости не опускался ниже должного уровня, следует на всех этапах годичного цикла [14].
Имея достаточный уровень базовой выносливости, можно приступать к работе над специальной выносливостью и другими качествами. Также,
общепринятый термин «специальная выносливость» ему кажется менее точным, чем понятие «специфичная выносливость». В его представлении, специфичная выносливость – это способность организма противостоять утомлению при специфичной мышечной деятельности, которая характерна в соревнованиях для бегуна определенной специализации. Уровень развития специфичной выносливости должен быть максимальным на момент главного старта и оптимальным на других этапах годичного цикла. Из вышесказанного следует, что развитие специальной выносливости в течение длительного времени должного быть постепенным.
Взаимообусловленность общей и специальной выносливости диктует необходимость развития этих качеств на протяжении всей круглогодичной тренировки, непрерывно повышая, как один, так и другой вид выносливости.
Вначале необходимо приобретать преимущественно общую выносливость, а затем на ее основе – специальную. Это особенно важно для новичков и меньше для тех, кто уже давно тренируется [11,16].
1.4.2. Развитие специальной выносливости бегуна на средние дистанции.
Специальная выносливость определяется специфической подготовленностью всех органов и систем спортсмена, уровнем его физиологических и психологических возможностей применительно к виду спорта.
Специальная выносливость – не только способность бороться с утомлением, но и способность выполнить поставленную задачу наиболее эффективно в условиях строго ограниченной дистанции (бег, ходьба на лыжах, плавание и другие циклические виды спорта) или в течение определенного времени (футбол, теннис, водное поло, бокс и др.).
Выносливость обуславливается многими факторами: прежде всего – деятельностью коры головного мозга, определяющей и регулирующей состояние ЦНС и работоспособность всех других органов системы, в том числе столь важной энергетической системы. Здесь уместно отметить особую роль воли спортсмена, ибо она, являясь результатом его сознательной деятельности, связана с функциями ЦНС. Поэтому воля в значительной мере определяют результативность тренировки и успешность участия спортсмена в соревновании, что требует большой, порой предельной выносливости.
Физиологические различия в деятельности органов и систем спортсмена при работе разной мощности определяют в значительной мере и различия в методике развития специальной выносливости.
Исходя из многочисленных научных данных и большого опыта, накопленного в спортивной практике, можно утверждать, что оптимальный путь развития выносливости состоит в том, чтобы сначала заложить прочный фундамент, а потом на его базе развивать специальную выносливость. Необходимо решать и другие задачи, способствующие приобретению выносливости: психологической подготовки, технического совершенствования, воспитания силы и быстроты, улучшения гибкости и др. Поскольку эти компоненты прямо не связаны с физиологическими механизмами выносливости, то, следовательно, не могут отрицательно влиять на ее развитие [4, 5, 6].
Все, что ранее было сказано о трехступенчатости процесса физической подготовки (ОФП, СФП-1, СФП-2), имеет прямое отношение и к этапам развития выносливости.
Во всех случаях, когда решается вопрос об этапности в подготовке спортсмена, особенно важно учитывать его подготовленность. Спортсменам, имеющим отличную подготовленность, отвечающую требованиям первого или второго этапа, следует лишь поддерживать уровень, достигнутый уменьшенной тренировкой. Это позволяет больше времени и сил уделять основной тренировке.
Сегодня следует знать о четырехэтапном годичном пути воспитания выносливости как наиболее эффективном. Он служит основой и для построения двух- или трехэтапном пути в годичных и полугодичных циклах. Поэтапное воспитание выносливости может быть осуществлено в любом виде спорта. Последовательность этапов такова: первый этап – развитие общей выносливости; второй этап – образование специального фундамента; третий этап – усиление специального фундамента, в его силовых и скоростных компонентах; четвертый этап – воспитание специальной выносливости, направленной на достижения лучших спортивных результатов [11].
1.4.3. Первый этап – развитие общей выносливости.
В годичном (большом) цикле первый этап осуществляется в течение всего переходного периода и в начале подготовительного. Общая продолжительность его 1,5-2,5 месяца. Она обеспечивает спортсмену возможность длительно выполнять работу, что обусловлено высокой функциональной способностью всех органов и систем организма. Именно это и определяет роль отличной подготовленности в общей выносливости, как важнейшего условия для осуществления тренировочного процесса и как базы для последующего развития выносливости, но уже при более мощной работе.
Общая выносливость обеспечивает и большие, аэробные возможности, обуславливающие длительное выполнение работы, в том числе и в смешанном режиме. Быстрое восстановление позволяет уменьшить интервал отдыха между повторениями работы, увеличить их число и выполнять упражнения с высокой интенсивностью. Особенно необходимо это не только для повышения объема и интенсивности нагрузки в период тренировочного процесса, но и для успешного участия в состязаниях.
В программе ОФП общая выносливость приобретается посредством почти всех физических упражнений, включаемых в тренировку, в том числе и специальных. Наилучшее средство приобретения общей выносливости – циклические упражнения: длительный бег умеренной интенсивности (особенно кроссы), ходьба на лыжах, длительная гребля, езда на велосипеде, плавание. Во время такой работы в значительной степени укрепляются органы и системы, особенно сердечно – сосудистая и дыхательная, совершенствуя их функции.
Выбирая средства для воспитания общей выносливости, следует помнить, что она приобретается в процессе выполнения почти всех физических упражнений, включаемых в круглогодичную тренировку, в том числе в утреннюю зарядку, разминку, активный отдых. Конечно, и тренировка в избранном виде спорта в определенной мере улучшает выносливость.
Для воспитания общей выносливости подготовленных спортсменов нужна длительная работа в аэробном режиме со скоростью ниже критической, а для слабо подготовленных – и еще более сниженной. На это показывают данные ЧСС: для менее подготовленных – 130 уд/мин и для более подготовленных – 150-160 уд/мин. В этом случае обеспечивается не только длительное выполнение работы, но выполнение ее без излишних нервно – психических напряжений, с высоким эмоциональным уровнем. При этом не только повышается работоспособность сердечно – сосудистой системы и всех других органов, но и, что очень важно, подготавливается опорно – двигательный аппарат, укрепляются мышцы и связки, улучшается их эластичность и прочность связи со скелетом. Обеспечивается профилактика возникновения заболеваний печени, селезенки, ахиллового сухожилия. Новички и слабо подготовленные спортсмены могут воспользоваться методикой развития общей выносливости, данной ранее по программе ОФП.
Наилучшим средством для приобретения общей выносливости являются циклические упражнения, длительные с относительно невысокой интенсивностью (ЧСС – 130-160 уд/мин). В первую очередь это бег (лучше кроссы) и ходьба на лыжах. При их выполнении в работу вовлекаются почти все мышцы тела, и поэтому энергичнее активируются дыхательные возможности, процессы обмена и т.д. Несмотря на большую эффективность этих упражнений, при ОФП желательно заниматься и другими видами спорта: греблей, ездой на велосипеде, бегом на коньках, плаванием, ходьбой в гору. Это не только разнообразит тренировку, что само по себе очень важно, но и делает ее воздействие более разносторонним.
В циклических видах спорта главным средством воспитания выносливости является продолжительное (с умеренной интенсивность) продвижение по дистанции. Если же выбирается дистанция с пересеченным рельефом или на пути возникают непредвиденные трудности, то спортсмену желательно, изменяя темп и интенсивность, поддерживать уровень ЧСС приблизительно на избранном уровне. В процессе такой тренировки регулируются функции всех органов и систем, улучшаются нервно-регуляторные и гуморальные связи, совершенствуется система биохимических процессов, укрепляется мускулатура ног, повышается работоспособность организма в целом. Чтобы эти изменения проходили наиболее эффективно, необходимо продолжительное воздействие тренировочных упражнений на организм, что возможно только в том случае, если они выполняются, особенно на первых порах, с умеренной мощностью (ЧСС – до 160 уд/мин). Необходимо осторожно и постепенно подходить к нагрузке в упражнениях, направленных на улучшение работоспособности сердечно-сосудистой системы. Большое значение имеет и то, что отстающие в функциональном отношении органы и системы лучше всего «подтягиваются» с помощью такой работы.
Необходимость равномерного темпа объясняется тем, что изменения его во время передвижения не позволяют достичь работы достаточной продолжительности. Разумеется, передвижение в равномерном темпе не исчерпывает всех средств повышения общей выносливости (об этом говорится ранее, в методах тренировки), но всегда остается основным, особенно для недостаточно подготовленных спортсменов. Начинающих нужно предварительно подготовить к равномерному передвижению. Для этого в течение одной, двух недель в ежедневные занятия включают смешанное передвижение – чередуя очень малую интенсивность (например, для бегунов прогулка быстрым шагом с ЧСС 110-120 уд/мин в течение 5 минут) с несколько большей (ЧСС – 120-130- в течение 5-10 минут). После такой тренировки спортсмены переходят в равномерное продвижение с постепенным увеличением его продолжительности [9,10,11].
1.4.4. Второй этап – образование специального фундамента.
Этот этап играет исключительно важную роль. Никакая интенсивная тренировка не принесет настоящего успеха, если нет прочного специального фундамента.
Основное средство этого этапа – упражнения своего вида спорта, выполняемые ежедневно, продолжительно и повторно с интенсивностью умеренной и большой. Все, что было сказано раньше о роли специального фундамента в приобретении специальной физической подготовленности, относится и ко второму этапу воспитания выносливости. Оптимальный уровень интенсивной работы с целью построения специального фундамента обычно характеризуются равенством запроса и потребления кислорода – «истинным, устойчивым состоянием». Это работа умеренной мощности, значительно укрепляется весь организм, повышающая его аэробные возможности. После 2-3 месяцев такой тренировки спортсмен сможет проходить установленную дистанцию за лучшее время или за одно и то же время преодолевать большее расстояние. Это допустимо при сохранении относительно стабильной ЧСС на протяжении всей дистанции. Таким образом, интенсивность работы установить нетрудно. Что же касается объема, то его определяют восстановительные возможности организма спортсмена. Не следует стремиться к значительному увеличению продолжительности тренировочной работы. Обычно после того, как она достигается принятой для каждого вида спорта величины, спортсмены постепенно повышают скорость продвижения. Тренировка никогда не должна быть такой, чтобы, заканчивая ее, спортсмен был в состоянии большой усталости.
Чем выше уровень подготовленности спортсмена, тем с большей интенсивностью он может тренироваться, т.е. от умеренной мощности работы в аэробном режиме он быстрее переходит к большей мощности и к смешанному режиму кислородного обеспечения. Тренировочная работа (в часах или километрах) в разных видах спорта не может быть одинаковой.
Для хорошо подготовленных спортсменов тренировочную нагрузку можно менять по дням недели: первый день – скорость продвижения несколько выше, а продолжительность ее меньше (приблизительно на 1/3), чем обычно; второй день – скорость и продолжительность обычные; третий день – интенсивность несколько меньше, а продолжительность увеличена примерно на 1/3. четвертый день – тренировка для поддержания уровня общей выносливости и активный отдых (продолжительное продвижение – равномерное или переменное – с увеличенной интенсивностью.); остальные дни недели – как первые три. Такова схема нагрузки в недельном цикле, в котором воздействие на организм осуществляется в диапазоне интенсивности по ЧСС 150-190 уд/мин со значительным изменением объема. Для менее подготовленных спортсменов такой материал тоже подходит, но надо уменьшить диапазон ЧСС от 130-170 уд/мин.
После того как впервые 3-4 недели спортсмен постепенно достигнет требуемой продолжительности, ему не следует превышать ее. Надо постепенно увеличивать интенсивность работы, не забывая, что это увеличение должно происходить без волевых усилий и быть, по существу, естественным результатом улучшения функциональных возможностей организма спортсмена. Если тренировка на втором этапе построения специального фундамента становится тягостной и спортсмен выполняет норму только с трудом, следует немедленно и резко уменьшить ее, прежде всего по интенсивности. При этом надо немедленно определить степень восстановления, посоветоваться с врачом, а, в крайнем случаи прекратить тренироваться на три дня, а иногда и больше, пока не появится желание выйти на дистанцию.
В подготовительном периоде одногодичного, большого цикла второй этап занимает большое место: его продолжительность 2,5-3 месяца. На втором этапе решаются и параллельные задачи. Главные из них: улучшение техники в процессе выполнения тренировочной работы; поддержание и повышение максимальной скорости продвижения посредством спринтерской тренировки и специальных упражнений (это делается в начале основной части занятий); укрепление силового потенциала, поддержание уровня психологической подготовленности путем нерегулярного участия в товарищеских состязаниях [9].
1.4.5. Третий этап – усиление специального фундамента.
Он направлен на улучшение анаэробных возможностей организма спортсмена, дальнейшее совершенствование силового и скоростного компонентов выносливости, создание запаса в функциональных возможностях.
Основные средства, применяемые на третьем этапе: избранный вид спорта и специальные упражнения, выполняемые в затрудненных, осложненных, облегченных и обычных условиях. Во всех случаях интенсивность работы на третьем этапе выше, чем на втором, а продолжительность соответственно меньше. Общий объем тренировочной работы в одном занятии равен примерно 1/3 - ½ объема на втором этапе.
В недельном цикле впервые три дня интенсивность тренировочной работы одинакова, а объем может несколько возрастать с каждым занятием; в четвертый день необходима продолжительная работа с малой интенсивностью для поддержания общей выносливости и активного отдыха; остальные три дня – как в начале недели. Менее подготовленные спортсмены могут иметь отдых и в седьмой день. В некоторых циклический видах спорта нет необходимости увеличивать силовой потенциал на первом и втором этапах развития выносливости. Но на третьем этапе это делать нужно. Следует прибавить не только в силе, но и во всех других компонентах специальной выносливости, чтобы несколько превысить их уровень. Это создает запас функциональных способностей. Такой запас функциональных возможностей создается выполнением избранного вида спорта, например, стайерского бега в более трудных условиях, чтобы ЧСС при этом достигла 190 уд/мин и более. Продолжительность непрерывной работы зависит от вида спорта, но в основном она должна превышать соревновательную хотя бы на 30-50% [11].
1.4.6. Четвертый этап – воспитание специальной выносливости.
Данный этап направлен на достижение лучших спортивных результатов. Главным средством на четвертом этапе является выполнение избранного вида спорта в обычных условиях и в моделирующих соревновательную обстановку, но с увеличенной интенсивностью – близкой к соревновательной, равной ей, или превышающей ее. Соответствующей должна быть и продолжительность тренировочной работы.
Задача тренировочной работы – повысить способность выполнять упражнения в своем виде спорта на 25-50% больше соревновательной. Это способствует улучшению координации и взаимосвязи органов и систем, созданию уверенности в выполнении соревновательной деятельности.
Задача работы, равной соревновательной, - улучшить всю систему функциональных возможностей организма спортсмена, верить в достижение прогнозируемого результата, проверить свои силы в различных тактических вариантах. Число повторений больше всего зависит от вида спорта и распределения стартов в дне и неделе.
Работа с интенсивностью, превышающей соревновательную, - самая главная задача. Но при этом необходимо уменьшать объем. Уменьшение продолжительности работы в связи с превышением соревновательной интенсивности во многом определяется видом спорта. Обычно оно составляет 15-50% относительно длительности соревновательного упражнения.
Когда интенсивность выше, а продолжительность работы меньше, то для достижения желаемой адаптации работа должна быть повторной. Особо важную роль играет число повторений тренировочной работы в одном занятии и интервалы между ними. Увеличение числа повторений работы, а также уменьшение времени отдыха (пассивного или активного) делают ее нагрузочной. При этом не только интенсивность, но и общая сумма работы будут больше, чем при участии в соревновании. Естественно, чем выше подготовленность спортсмена, а следовательно, интенсивность его работы в тренировке, тем больше продолжительность работы приближается к соревновательной и тем относительно меньше число повторений.
Для воспитания специальной выносливости спринтеров (и вообще в работе максимальной мощности) используется главным образом повторное выполнение упражнений своего вида спорта с предельной и близкой к ней интенсивностью. Специальная выносливость гимнастов, штангистов, прыгунов, метателей приобретается, как уже указывалось ранее, прежде всего с помощью многократного повторения основных упражнений своего вида спорта, его элементов и частей, а также посредством сокращения интервалов отдыха и с помощью увеличения продолжительности непрерывного выполнения. Специальная выносливость борцов, боксеров, фехтовальщиков также воспитывается посредством многократного повторения основного упражнения своего вида спорта с интенсивностью, близкой к соревновательной, равной ей и несколько превышающей ее. Многократное повторение высокоинтенсивной работы осуществляется за счет укорочения времени ее выполнения. Часто увеличивают продолжительность непрерывной работы. На четвертом этапе развития выносливости используют разные методы, но наибольшую роль для циклических видов спорта играют переменный и повторный методы. Для всех остальных видов спорта – играют переменный и повторный методы. Для всех остальных видов спорта – основной метод повторный. Но могут применяться и другие методы с учетом требований разных видов спорта, уровня подготовленности спортсменов и внешних условий.
При установлении уровня интенсивности, необходимо для воспитания специальной выносливости, надо ориентироваться на тот уровень, который хочет и которого потенциально может достичь спортсмен в состязаниях. На первых парах эта интенсивность будет несколько ниже соревновательной. Затем в дальнейших соревнованиях она быстро повышается, достигает соревновательного уровня, и все чаще превышает его (в тех видах спорта, где это возможно). Это превышение должно отвечать двум условиям. Во-первых, работа более интенсивная, чем соревновательная, не должна отличаться от нее физиологически. Во-вторых, интенсивность должна быть выше лишь настолько, чтобы можно было выполнять тренировочную работу, превышающую (в сумме за одно занятие) соревновательную по продолжительности.
Объем тренировочной работы за одно занятие обусловлен продолжительностью однократного и суммой повторного выполнения тренировочной работы. Конкретные величины объема определяются восстановительными возможностями организма спортсмена. Обычно состояние организма должно быть полностью восстановлено к следующему занятию. Тренировку можно проводить на протяжении двух-трех дней и при недовосстановлении. Затем в следующие дни ее следует облегчить, чтобы к началу очередной недели состояние организма было восстановлено полностью. В двухнедельном варианте изменения нагрузки (в первую неделю – работа при неполном восстановлении, во вторую – при облегченном режиме тренировки) полное восстановление должно быть достигнуто к началу следующей недели (с наибольшей нагрузкой).
Микроцикл тренировки в работе умеренной и большой мощности состоит из семи тренировочных дней с двумя «волнами» нагрузки в занятиях. В первый день мощность тренировочной работы субмаксимальна, во второй – большая, в третий – несколько ниже, но все же превышающая соревновательную. Затем следует день активного отдыха – медленное, но продолжительное продвижение (например, кросс в лесу). Следующие три дня – вторая «волна», повторяющая первую «волну». Возможен вариант микроцикла с укороченной второй «волной» - в пятый день нагрузка, как во второй, а в шестой и седьмой – такая же, как в третий и четвертый. Оптимальной «волной» считается четырехдневный цикл с увеличивающейся день ото дня продолжительностью тренировочной работы и соответственно уменьшением интенсивности. Причем в третий день интенсивность должна быть выше соревновательной, а в четвертый – очень малой (активный отдых). Такая «волна» является основным конструктивным звеном многонедельной подготовки в работе умеренной, большой и субмаксимальной мощности. Обычно такая тренировка проводится два раза в день: утром – равномерная или кроссовая тренировка с малой интенсивностью и среднего объема (до одного часа), во второй половине дня – основная тренировка. Но может быть и трехразовая тренировка в день: утренняя тренировка обычного типа, но с облегченной нагрузкой, в 11-13 часов – вторая тренировка и в 17-20 часов – третья. При этом план тренировки соответственно разделяется на два занятия (не считая утреннего). Желательно определить, какое из них основное, так как оно должно проводиться с наибольшей нагрузкой, а предыдущее – с облегченной, но со скоростной работой. Желательно планировать прохождение более продолжительных дистанций на вечернее время. При этом необходимо соблюдать правило: сначала выполнять работу большей интенсивности, а потом – меньшей. Двух- и трех разовая тренировка (разумеется, если есть для этого условия) позволяет относительно легко справляться с нагрузкой в целом и за день выполнять значительный объем работы. Один раз в неделю полезно проводить тренировку в длинном спринте, поддерживая способность передвигаться с наибольшей скоростью, что повышает возможности организма к спуртам и финишированию [8,9].
Глава II. Методика и организацияисследования
2.1. Развитие физических качеств у бегунов на средние дистанции.
В настоящее время на повестке дня стоит проблема подготовки студентов к сдаче зачета по предмету легкая атлетика. Известны случаи когда, занимаясь в течении целого семестра, некоторые студенты не могли выполнить норматив на контрольной дистанции 300 и 1000 метров. Так каким же образом нужно строить тренировочный процесс, чтобы студенты успешно сдавали зачет? Какую методику нужно использовать во время подготовки студентов? В своей работе мы попытались сравнить две методики, которые используют два тренера-преподавателя при подготовке своих групп на предмете легкая атлетика. Для наблюдения было выбрано две группы студентов занимающихся по предмету легкая атлетика. При подготовке первой группы используются преимущественно общеразвивающие силовые упражнения в сочетании с беговыми. Вторая группа тренируется с использованием специальных силовых упражнений в сочетании с беговыми. Каждая группа состояла из семи человек, четырех юношей и трех девушек. Занятия в группах проводились три раза в неделю. Все студенты, отобранные для эксперимента, имели изначально I и II юношеские разряды на контрольной дистанции 1000м. Во время работы со студентами каждый преподаватель использовал свою методику спортивной тренировки. В процессе проведения эксперимента нужно было выяснить, какая методика позволяет быстрее добиться прироста результата, в условиях физического воспитания.
2.2. Методика тренировочного процесса группы 1
Таблица 1
Начальный результат в беге на 1000 м
Номер студента
Юноши
Девушки
мин.
мин.
1
3.00
3.55
2
3.01
3.31
3
3.04
4.09
4
3.05
В работе со студентами, тренер 1-ой группы отдает предпочтение методике всесторонней подготовке легкоатлетов. При выборе методики она, прежде всего, руководствуется собственным опытом и опытом своих тренеров. Данная методика применялась при воспитании не одного поколения атлетов. Согласование и корректировка данной методики с новейшими научно-методическими разработками позволили добиться высоких результатов на уровне массовых разрядов и воспитать несколько призеров чемпионатов России.
В условиях факультета физической культуры и спорта учебно-тренировочный процесс по легкой атлетике производится в течение пяти лет. Первостепенной задачей, по мнению тренера первой группы, является выявление специализации спортсмена на ранних этапах тренировочного процесса (спринтер, средневик, стайер). В дальнейшем идет планирование учебно-тренировочного процесса и подбор соответствующих средств, индивидуально для каждого студента. Главный принцип – индивидуальный подход к каждому из занимающихся студентов.
2.3. Методика тренировочного процесса группы 2
Таблица 2
Начальный результат в беге на 1000 м
Номер студента
Юноши
Девушки
мин.
мин.
1
3.12
3.59
2
3.03
3.34
3
3.06
3.37
4
3.08
По мнению тренера второй группы, студенты факультета в достаточной мере проходят хорошую, разностороннюю подготовку на практических занятиях по аэробике, спортивным играм, плаванию и другим спортивным дисциплинам. В тоже время, при работе со своей группой, он использует упражнения специальной направленности, сходные по двигательным действиям с беговыми движениями, направленными на развитие скоростно-силовых качеств (прыжковые упражнения, упражнения с гирей, у гимнастической стенки и другие).
Выбирая методику для работы со студентами, тренер руководствовался своим богатым, личным опытом и последними научно-методическими разработками. Так каким же средствам и методам отдают предпочтение наши тренеры, во время подготовки своих групп? На развитие, каких двигательных качеств уделяют больше внимания? Для того чтобы ответить на эти вопросы мы решили сравнить нагрузку, которую дают тренеры своим студентам в подготовительном периоде. Нагрузка, которую в последствии нужно было сравнить, должна быть направлена на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств.
2.4. Подготовительный период. Тренировочные занятия первой группы.
Занятие первое. 1. Разминочный бег 2км. 2. ОРУ, СБУ. 3.Бег по виражу 6 раз по 60м. 4. бег с низкого старта со стартовым ускорением 7-10 раз по 30м. 5. прыжки с ноги на ногу 7 раз по 100м. 6. Беговая работа 5 раз по 100м. 7. ОФП упражнения на спину и мышцы живота. 8. Медленный бег 1км.
Занятие второе. 1. Разминочный бег 2км. 2. ОРУ, СБУ. 3. Прыжковые упражнения 10 раз по 100м, через 100м трусцы. 4. Беговая работа 100+200+300+400+300+200+100м. 5. Медленный бег 1км.
Занятие третье. 1. Разминочный бег 2км. 2. ОРУ, СБУ. 3. Переменный бег 6-7 раз по 300м, через 300м трусцы. 4. ОФП упражнения на спину и мышцы живота. 5. Медленный бег 1км.
Занятие четвертое. 1. Разминочный бег 2км. 2. ОРУ, СБУ. 3. Упражнения с барьерами 3 упражнения по 5 повторений – 10 барьеров. 4. Разножка со штангой 3 подхода по 25 раз (вес штанги 30кг). 5. Выпрыгивание с гирей 3 подхода по 10-12 раз. 6. ОФП упражнения на спину и мышцы живота. 7. Медленный бег 1км.
2.5. Подготовительный период. Тренировочные занятия второй группы.
Занятие первое. 1. Разминочный бег 15-20 мин. 2. ОРУ, СБУ (3 подхода по 35-40м). 3. Ускорения 4 подхода по 35-40м. 4. Беговая работа 10 раз по 3 круга интервал 2-3 круга ходьбы. Интенсивность 80-85%. 5. Выпрыгивание с гирей 10 подходов по 10 раз. 6. Бег на скорость 7 подходов по 90м. 7. ОРУ (спина, живот) на матах и коне. 8. Упражнение на расслабление.
Занятие второе. 1. Кросс 40-60 мин., в равномерном или переменном темпе. 2. ОРУ на подвижность в тазобедренном суставе, на гибкость.
Занятие третье. 1. Разминочный бег 10 мин., ОРУ. 2. 4-5 прыжково-беговых упражнений повторить по 3 раза. 3. Двойные ускорения 35+35 метров по прямой, на вираже замедленный бег. Повторить 4-5 раз. 4. Беговая работа 4 подхода по 480м, интервал отдыха 6-5-4 мин. Повторить 2-3 раза с учетом подготовленности студента. Отдых между сериями 10-12 мин.
Занятие четвертое. 1. Разминочный бег 30 мин., ОРУ, СБУ (4 подхода по 35-40м). 2. Двойные ускорения 35+35метров 5 подходов, чередуя подход на технику, подход на скорость. 3. Беговая работа 4-3-2-1 круг, соответственно через 3-2-1 круг ходьбы. Две серии, отдых между сериями 10-12 мин. 4. Бег на скорость 10 подходов по 90м.
Сравнивая тренировочные занятия в группах, мы обнаружили следующее, в первой группе при выборе средств, предпочтение отдается прыжковым упражнениям, направленным на развитие скоростно-силовых качеств. Во второй группе преимущественно используются специальные беговые упражнения, но прыжковые упражнения также не исключены. Для того, чтобы сравнить уровень развития физических качеств, в наблюдаемых группах был проведен ряд тестов. Тест состоял из следующих дисциплин: прыжок с места, десятерной прыжок, бег 30м, бег 600м. (табл.3,4)
Сравнительная характеристика уровня развития физических качеств по выбранным дисциплинам в группе 1 и 2
Таблица 3
Тестовые результаты группы 1
30м,
сек.
Прыжок с места,
метры
Десятерной прыжок,
метры
600м,
мин.
Юноши
1.
2.
3.
4.
4.1
4.0
4.3
4.1
2.65
2.63
2.55
2.50
27.00
26.50
25.45
26.20
1.32
1.32
1.35
1.34
Средний результат
4.1
2.58
26.28
1.33
Девушки
1.
2.
3.
5.0
5.3
5.3
2.10
2.05
1.80
20.35
19.85
19.60
2.03
2.01
2.05
Средний результат
5.2
1.98
19.93
2.03
Таблица 4
Тестовые результаты группы 2
30м,
сек.
Прыжок с места,
метры
Десятерной прыжок,
метры
600м,
мин.
Юноши
1.
2.
3.
4.
3.7
4.1
4.1
4.0
2.60
2.66
2.40
2.50
26.50
25.40
25.80
26.00
1.32
1.29
1.25
1.33
Средний результат
3.9
2.53
25.95
1.29
Девушки
1.
2.
3.
5.0
4.9
5.1
1.80
2.05
1.70
19.50
20.70
19.38
2.02
1.55
1.50
Средний результат
5.0
1.85
19.85
1.55
Глава III. Результатыисследования
3.1. Результаты тестирования.
Анализируя полученные результаты можно сделать вывод. Студенты, занимающиеся в первой группе, выигрывают у студентов из второй в прыжковых дисциплинах, что, вероятно, говорит о лучшей скоростно-силовой подготовке. На дистанции 30 метров результаты примерно одинаковы. А вот на дистанции 600 метров студенты из второй группы, как юноши, так и девушки, опережают студентов из первой, что свидетельствует о более высоком уровне развития специальной выносливости.
3.2. Сравнительная характеристика начального и конечного
результатов в беге на 1000 м.
Для выявления уровня прироста результатов в группах, в конце соревновательного периода, был проведен контрольный забег. Полученные результаты показали что, обе методики примерно в равной степени положительно влияют на рост спортивного результата.
Таблица 5
Сравнительная динамика на контрольной дистанции
в группе 1
1000 метров
Начальный
результат
Конечный
результат
Разность
Мин.
Сек.
Мин.
Сек.
Сек.
Юноши
1.
2.
3.
4.
3.00
3.01
3.05
3.04
180
181
185
184
2.46
2.46
2.50
2.55
166
166
170
175
14
15
15
9
Общий средний результат
182.5
169.3
13.3
Девушки
1.
2.
3.
3.31
4.09
3.55
211
240
235
3.29
3.33
3.37
209
213
217
2
27
18
Общий средний результат
228.6
213
15.6
Таблица 6
Сравнительная динамика на контрольной дистанции
в группе 2
1000 метров
Начальный
результат
Конечный
результат
Разность
Мин.
Сек.
Мин.
Сек.
Сек.
Юноши
1.
2.
3.
4.
3.12
3.03
3.06
3.08
192
183
186
188
2.54
2.54
2.54
2.57
174
174
174
177
18
9
12
11
Общий средний результат
187.3
174.8
12.5
Девушки
1.
2.
3.
3.59
3.54
4.37
239
234
217
3.35
3.34
3.17
215
214
197
24
20
20
Общий средний результат
230
208.6
21.3
Заключение
В результате полученных данных от двух групп выявлено следующее: уровень развития скоростно-силовых качеств студентов первой группы выше, возможно, поэтому они и опережают студентов из второй группы в прыжковых дисциплинах. Но на дистанции 600 метров они уступают студентам второй группы, что свидетельствует о более высоком уровне развития специальной выносливости у данных студентов.
Вывод. Методика подготовки первой группы с применением общеразвивающих силовых упражнений, в сочетании с беговой работой, ведет в большей степени к развитию скоростно-силовых качеств. А методика тренировки второй группы, с применением специализированных силовых упражнений в сочетании с многократным повторением беговой работы, направлена на повышение уровня специальной выносливости.
Сравнив, начальный и конечный результаты на контрольной дистанции выяснилось, что, и в первой и во второй группе произошел значительный прирост спортивных результатов, причем в равной степени. От уровня юношеских разрядов студенты смогли подняться до уровня III, а в некоторых случаях и II разрядов. Обработка данных в каждой группе производился путем сравнительного анализа и педагогического наблюдения с учетом показателя средней разности начального и конечного результатов. После сравнения полученных данных выяснилось, что обе методики примерно в равной степени положительно влияют на рост спортивных результатов. Поэтому считаю, что гипотезу нельзя считать доказанной. Для того, чтобы определить дальнейшее влияние той или иной методики необходимо пролонгированное исследование.
Список литературы.
Алексеев Г. Систематизация нагрузок в беге // Легкая атлетика, 1977. № 5, с 12-13.
Бондарчук А.П. Тренировка легкоатлета. – Киев 1986. – 45 с.
Голлинкс Филипп. Биомеханическая адаптация и упражнение / Голлинкс Филипп, Германсен Ларс // Наука и спорт. – М., «Прогресс», 1982, с 14-15.
Жилкин А.И., и др. Легкая атлетика. – М. Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.
Зациорский В.М. Биомеханические основы выносливости / Зациорский В.М., Алешинский С.Ю., Якушин Н.А. – М., «ФиС», 1982. – 207с.
Книга тренера по легкой атлетике. Под ред. Л.С. Хоменкова 3-е переработанное издание. – М., «ФиС», 1987. – 104 с.
Лазарев И.В. практикум по легкой атлетике. – М., издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
Легкая атлетика. Под общ. ред. Н.Г. Озолина и др. – М., «ФиС», 1989. – 670 с.
Легкая атлетика. Под редакцией профессора А.Н. Макарова. – М., «Просвещение», 1987. – 303 с.
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М., «ФиС», 1977. – 85 с.
Матвеев Л.П. Общая теория спорта. – М., «ФиС», 1997. – 37 с.
Озолин Н.Г. Путь к успеху. – М., «ФмС», 1985. – 112 с.
Петровский В.В. Чередование работы и отдыха в спортивной тренировке. – М., «ФиС», 1976. – 58 с.
Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. – Киев, 1984. – 48 с.
Полунин А.И. Школа бега Вечеслава Евстратова. – М., «Советский спорт», 2003. – 216 с.
Сиренко В.А. Бег на средние дистанции. – Киев, «Здоровье», 1990. – 158 с.
Сиренко В.А. Подготовка бегунов на средние и длинные дистанции. Киев, «Здоровье», 1985. – 180 с.
Суслов Ф.П. С чего начинается бег. – М., «ФиС», 1974. – 168 с.
Харс Дитрих. Учение о тренировке. – М., «ФиС», 1971. – 328 с.
Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. 2-е изд. испр. и доп. – М., издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.