Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии на уроках физической культуры, как условие повышения качества образования в школе»
Современные педагогические технологии как условие повышения качества образования в школе
Качество общего образования – ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных возможностей ( Концепция по модернизации российского образования)
Качество образования нужно рассматривать как соотношение цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели заданы только операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика
(М. М. Поташник)
Цель современного образования - не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать , развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогичного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией (Е.В.Бондаревская).
Реальность социального пространства
Реальность предметного мира
«Я» как «субъективная реальность»
Реальность образно-знаковых систем
Природная реальность
Показатели качества образования
Результаты образования, определяющие уровень подготовки учащихся
Знания, умения и навыки;
Показатели личностного развития :
- сформированность устойчивой мотивации познания;
- уровень развитости интеллектуальной, волевой, мотивационной сторон личности, уровень развитости познавательных и других интересов и потребностей;
- опыт творческой деятельности;
- уровень креативности ребенка ( способность к самостоятельному переносу знаний в новую ситуацию, видение новых проблем, создание собственных оригинальных способов решения проблем);
- умение самоопределяться во всем; быть субъектом собственного образования и развития.
Технология – инвариантная система конкретных педагогических действий целенаправленной организации учебного процесса и взаимодействия учителя и учащихся, осуществляемых в определенной логической последовательности определенными методами, приемами, в определенной форме, с помощью определенных средств, направленных на достижение запланированных результатов с наибольшей долей вероятности.
ИННОВАЦИЯ (позднелат. innovatio, англ. innovation - нововведение) - явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание (”социализировались”); закрепившиеся (зафиксированные) в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности.
Средства реализации инноваций
Инновационная технология - процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности, в результате которой создаются и материализуются нововведения, вызывающие качественные изменения в образовательном процессе.
Условия для развития личности, которые создают технологии
удовлетворенности успехом (алгоритмические, «полного усвоения», модульное, сотрудничество в команде);
переживания интереса , радости от интеллектуальной, поисковой, творческой деятельности (проблемно-поисковое, проблемно-исследовательские, «мозговая атака», дебаты, интеллектуальные игры);
самореализации и социального одобрения (ситуативное, проектное обучение, деловые игры, разноуровневое обучение, «портфолио»);
ТЕХНОЛОГИЯ ИГРЫ (Кларин М.В., 1995)
Технологические этапы:
1. Ориентация
2. Подготовка к проведению.
3. Проведение игры.
4. Рефлексия
Наиболее часто используются в работе с учащимися виды игр:
Игры-ситуации, Сюжетные игры, Игры-драматизации, Игры-имитации реальной деятельности, Состязательные игры и т.д.
ТЕХНОЛОГИЯ СИТУАТИВНОВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Варианты ситуаций:
Ситуация иллюстрация
Ситуация оценивания
Ситуация-проблема
Ситуация выбора
ТЕХНОЛОГИЯ СИТУАТИВНОВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Технологические этапы:
Описание ситуации. Ситуация может излагаться учителем или задаваться текстом.
Анализ ситуации (учителем; посредством фронтального или группового обсуждения; в индивидуальной работе).
Определение цели работы и пути достижения предполагаемого результата.
Осуществление практических действий (поиск и изучение информации, наблюдения и опыты, имитация профессиональных действий).
Формулирование рекомендаций по разрешению проблемных ситуаций или выполнение практической работы.
ТЕХНОЛОГИЯ «ПОРТФОЛИО»
«Портфель ученика» - инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии своей деятельности.
Состав комплекта:
задания ученику по отбору материала в «Портфель» (параметры отбора);
анкеты для родителей, заполнение которых предполагает внимательное ознакомление с работами ученика; параметры и критерии оценки вложенных в «портфель» работ;
анкеты для экспертной группы на презентации для объективной оценки представленного «Портфеля».
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ( С.В. Кльневич)
Диагностический этап- учителю необходимо выявить и зафиксировать факт, сигнал наличия проблемы.
Поисковый этап. На данном этапе происходит организация совместного с учеником поиска причин возникновения трудности, возможных последствий ее сохранения (или преодоления); взгляд на ситуацию со стороны.
Договорный этап- проектирование действий педагога и ученика в направлении решения проблемы ценностного выбора, в распределении действий на добровольной основе.
Деятельностный этап необходим для обеспечения успеха.
Рефлексивный этап. На данном этапе происходит совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
Технологические этапы:
I . Исходный этап – разработка проектного задания:
II . Этап разработки плана работы:
III . Реализация проекта:
IV . Завершение проекта:
Исходный этап - разработка проектного задания
Определение проблемы: выявление затруднения, обоснование актуальности, анализ изученности, формулирование темы проекта («Что делать, чтобы преодолеть затруднение?»).
Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения («Что должно стать результатом моей работы, чтобы преодолеть затруднение, и как этого добиться?»).
Определение цели проекта и поэтапных задач.
Этап разработки плана работы
Определение сроков выполнения проекта, составление плана и графика промежуточной отчетности.
Выбор средств и методов выполнения.
Обсуждение критериев оценки качества проекта и способа оценивания.
Выбор способа оформления результатов и сценария презентации.
Выбор формы работы (индивидуальной, групповой), распределение обязанностей
Реализация проекта
Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.
Проведение исследования, выполнение расчетов.
Подготовка нагляднографического материала (графиков, диаграмм, таблиц, схем, фотографий, видеоматериалов и т.д.).
Оформление материалов для презентации (заключение, статья, доклад, компьютерная презентация, выставка и т.д.).
Контроль и коррекция промежуточных результатов.
Завершение проекта
Общественная презентация проекта.
Экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями.
Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений.
Технологии исследовательской направленности
« Мозговая атака»
Поэтапное формирование умственных действий по III (проблемному) типу обучения ( П.Я. Гальперин)
Технология проектного обучения
Для их эффективного внедрения необходимо:
выбор темы исследования, интересной для ученика и совпадающей с кругом интереса учителя;
осознание учеником сути проблемы;
организация хода работы над раскрытием проблемы исследования во взаимоответственности и взаимопомощи учителя и ученика друг перед другом;
стимулирование саморазвития (как ученика, так и учителя) через совместный поиск неизвестного в различных сферах (интеллектуальной, коммуникативной, творческой);
раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке (что совершенно не обязательно).
Учителю необходимо самому научиться:
создавать среду, провоцирующую учащегося к самоопределению и самоуправлению в принятии решения ;
выстраивать диалогическое (а не монологическое) общение с учениками, в котором интерес к внутреннему миру другого будет занимать значимое место;
провоцировать на появление вопросов и желание поиска на них ответов (а не выдавать на все готовые ответы и учить однозначности правильности);
выстраивать доверительные отношения с учащимися на основе договора и взаимной ответственности
учитывать интересы и мотивации ребенка, не забывая про свои;
давать учащемуся право в принятии значимых для учащегося решений;
развивать у самого себя «открытое мышление», а не замыкать его на основе идеи, что «учитель должен знать все» и заранее планировать все и вся.