Просмотр содержимого документа
«Современные оздоровительные технологии, используемые в процессе коррекционной работы детей со сложными нарушениями развития.»
Современные оздоровительные технологии, используемые в процессе коррекционной работы детей со сложными (комплексными) нарушениями развития» .
Выполнила:
Смирнова А.В.
К сложным (комплексным нарушениям относятся такие, которые представлены несколькими первичными нарушениями, каждое из которых, будучи взятым отдельно, определяло бы характер и структуру аномального развития.
При осложненном нарушении необходимо выявить ведущий дефект и осложняющие его расстройства.
К множественным нарушениям относится сочетание у одного ребенка целого ряда в различной степени выраженных нарушений, которые имеют отрицательный кумулятивный (накопительный) эффект.
В.Н. Чулков выделяет три основные группы детей с сочетанными нарушениями:
•дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями;
•дети, имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение
•дети с множественными нарушениями
Принципиально важным является вопрос о степени сохранности интеллектуального развития.
По времени наступления нарушений можно выделить детей с одновременно и разновременно наступившими сложными нарушениями.
По возрасту детей, в котором проявилось сложное нарушение, их можно разделить на три группы: дети с врожденным или рано приобретенным дефектом; дети, у которых проявилось нарушение в младшем возрасте; дети с нарушением, приобретенным в старшем дошкольном возрасте.
По состоянию интеллекта можно выделить основные категории детей: дети с сохранными потенциальными возможностями развития и умственно отсталые дети. Дети, способные к самостоятельной активной осмысленной деятельности, и дети, нуждающиеся в постоянной заботе и полном обслуживании со стороны окружающих.
Группы детей с комплексными нарушениями :
дети с сочетанными сенсорными расстройствами;
дети с сочетанием сенсорных и двигательных нарушений;
дети с сочетанием сенсорных и интеллектуальных нарушений;
дети с сочетанием сенсорных, двигательных и интеллектуальных нарушений.
Дети со сложным дефектом, включающим нарушения двух сенсорных систем - зрения и слуха
По выраженности сочетанных сенсорных нарушений детей можно разделить: 1) на тотально или практических слепоглухих; 2) на незрячих слабослышащих; 3) на слабовидящих глухих; 4) на слабовидящих слабослышащих.
Дети с нарушенным слухом и сниженным интеллектом
Особенности: ярко выраженная инертность, слабость аналитико-синтетической деятельности, неумение использовать оказываемую помощь, некритичность поведения и низкий уровень самоконтроля.
Дети с нарушениями зрения и интеллектаВ этих случаях имеет место одновременное поражение мозговых структур, нескольких функциональных систем, которые в совокупности составляют сложную картину комплексного нарушения.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллекта. Интеллектуальные возможности детей с ДЦП вариативны: от незначительной интеллектуальной недостаточности до тяжелых степеней умственной отсталости.
Система помощощи детям с комплексными нарушениямии
Ассоциация "Даун-синдром" (Москва); • Центр лечебной педагогики (Москва); • Центр психолого-педагогической реабилитации "Родник" (Москва); • Школа святого Георгия (Москва); • Лечебно-педагогический центр (Псков)