kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Скоростно-силовые способности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Скоростно-силовые упражнения для школьников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Скоростно-силовые способности»

Прыжки в легкой атлетике Презентацию подготовила Буйнова Ульяна 9Б

Прыжки в легкой атлетике

Презентацию подготовила Буйнова Ульяна 9Б

Материальное обеспечение .

Материальное обеспечение .

  • Материальное обеспечение . Для проведения соревнований по прыжкам необходимы ямы для приземления и дорожки для разбега. Минимальная длина площадки разбега для прыжков в высоту - 15 м, а длина дорожки (шириной 1,22 м) разбега для прыжков в длину, тройным и с шестом - 40 м.  В прыжках в длину и тройным спортсмен отталкивается от бруска шириной 20 см и длиной 1,22 м, установленного в земле заподлицо с поверхностью дорожки и на одном уровне с поверхностью ямы для приземления . Дальний край бруска (считая со стороны разбега) принято называть «линией измерения». Минимальная ширина ямы для приземления - 2,75 м. Расстояние от бруска до дальнего края ямы -не менее 10 м в прыжках в длину и 21 м в тройном прыжке.
  • Место приземления в прыжках в высоту из поролона или другого мягкого синтетического материала должно быть размером  не менее чем 5 м в длину и 3 м в ширину, а на крупных соревнованиях - не менее чем 6 м в длину, 4 м в ширину и 0,7 м в высоту . При выполнении прыжков с шестом спортсмены приземляются в яму, размеры которой должны быть не менее 6 м в длину (не считая передней части), 6 м в ширину и 0,8 м в высоту.
Виды прыжков

Виды прыжков

  • через вертикальные препятствия, где преследуется цель прыгнуть как можно выше, - прыжок в высоту и прыжок с шестом;
  • через горизонтальные препятствия, где стремятся прыгнуть как можно дальше, - прыжок в длину и тройной прыжок.
  • Достижения в прыжках измеряются в метрах и сантиметрах. Прыжки выполняются с места и с разбега, без помощи дополнительных приспособлений и с ними (прыжки с шестом). В настоящее время прыжки с места в программу официальных соревнований не включаются, а используются как тренировочное средство либо как контрольное упражнение для определения уровня общей и специальной физической подготовленности спортсменов.
  • Прыжок в высоту  - скоростно-силовое упражнение ациклического характера. Одно из основных отличий способов прыжка в высоту - форма движения при переходе спортсмена через планку.
  • Прыжок с шестом  - сложный технический вид, предъявляющий высокие требования к скорости, силе, ловкости и воле спортсмена. Шест постоянно применялся людьми с незапамятных времен для преодоления естественных препятствий. Но только в XIX в. его стали использовать как спортивный снаряд для преодоления планки.
  • Прыжок в длину . Результат здесь зависит главным образом от скорости разбега и мощности отталкивания. Поэтому прыгуны в длину являются довольно хорошими спринтерами.
  • Тройной прыжок  состоит из разбега, трех чередующихся прыжков и приземления. Спортсмен избирает для себя рациональное соотношение длины каждого из трех отталкиваний (« скачка », « шага », « прыжка ») и величину углов вылета в каждом из этих элементов. Прыгуны, специализирующиеся в тройном прыжке, должны обладать разносторонним физическим развитием и ловкостью, а также, по возможности, хорошей прыжковой силой обеих ног.
Характеристика основных частей техники легкоатлетических прыжков

Характеристика основных частей техники легкоатлетических прыжков

  • Для удобства анализа в технике прыжка выделяются  четыре основные части, взаимосвязанные между собой:
  • первая часть - разбег (от начала движения до момента постановки ноги на место отталкивания);
  • вторая часть - отталкивание (от момента постановки толчковой ноги на опору до отрыва от нее);
  • третья часть - полет (с момента отрыва толчковой ноги от опоры до приземления);
  • четвертая часть - приземление (с момента касания места приземления до полной остановки движения тела прыгуна).
  • Каждая из составных частей прыжка играет определенную роль в достижении высокого спортивного результата, однако удельный вес их при этом неодинаков. Можно полагать, что наиболее важное значение во всех прыжках имеет отталкивание, затем разбег - для прыжков в длину, тройным и полет - для прыжков в высоту. Далее в порядке значимости: приземление - в прыжках в длину и тройным и разбег - для «высотников». Последнее место в этой иерархии занимают такие части, как полет при преодолении горизонтальных препятствий и приземление - вертикальных.
  • Следует подчеркнуть, что все части прыжка взаимно связаны между собой и представляют единое целое. При этом в каждой части прыжка ставятся и решаются частные задачи.
Разбег

Разбег

  • В разбеге решаются две задачи: создание необходимой скорости к моменту отталкивания и оптимальных условий для опорного взаимодействия. Кроме этого, в прыжках в длину и тройным  необходимо точно попасть толчковой ногой на место отталкивания.
  • В видах прыжков (в длину, тройным, с шестом), где необходимо стремиться к достижению максимальной, но контролируемой скорости, разбег производится на более длинном отрезке.
  • В прыжках в высоту, где условия преобразования горизонтальной скорости в вертикальную представляются наиболее сложными, спортсмены в разбеге набирают более низкую скорость и, соответственно, используют более короткий разбег (табл.).
  • Условно разбег можно разделить на две фазы: I - стартовый разгон; II - подготовка и переход к отталкиванию.  Прыгуны начинают разбег с места, с нескольких шагов подбежки или ходьбы. Во всех видах прыжков разбег производится с ускорением, наибольшая скорость достигается к последним трем-четырем шагам разбега. Техника бега в стартовом разгоне мало чем отличается от техники спринтерского бега, скорость может возрастать на всем протяжении либо сохраняется после быстрого достижения ее оптимума.
Вид прыжка 1.В высоту Длина 2. В длину («фосбери-флоп»)    разбега м 3. Тройной Скорость  Кол-во 18-24 4. С шестом 9-11 Разбега шагов (м/с) 35-50 36-44  7,5-7,8 18-24 Вылета Угол 35-45 16-22 (гориз.) Отталкивания (град.) 10-11 4,9-5,2 18-22  9,3-9,7 10,3-10,5 85-90 Вылета 9,5-9,8 9,2-9,6 60-70 70-80 8,0-8,5 16-25 60-66 16-18 14-18 73-77

Вид прыжка

1.В высоту

Длина

2. В длину

(«фосбери-флоп»)

  разбега

м

3. Тройной

Скорость 

Кол-во

18-24

4. С шестом

9-11

Разбега

шагов

(м/с)

35-50

36-44

7,5-7,8

18-24

Вылета

Угол

35-45

16-22

(гориз.)

Отталкивания

(град.)

10-11

4,9-5,2

18-22

9,3-9,7

10,3-10,5

85-90

Вылета

9,5-9,8

9,2-9,6

60-70

70-80

8,0-8,5

16-25

60-66

16-18

14-18

73-77

Отталкивание

Отталкивание

  • Основная задача отталкивания - трансформация горизонтальной скорости тела в вертикальную и создание предпосылок для оптимального полета.  Изменение направления на большой скорости при коротком времени опоры требует от прыгуна проявления при отталкивании больших усилий.  В результате перераспределения горизонтальной скорости в вертикальную начальная скорость вылета ОЦМТ прыгуна всегда меньше скорости разбега.
  • Отталкивание начинается с момента касания опоры стопой толчковой ноги. С этого момента начинается фаза амортизации, которая затем сменяется фазой отталкивания.  Постановка ноги на место отталкивания квалифицированными прыгунами осуществляется широким беговым движением почти плоско, сразу на всю стопу и как можно ближе к проекции ОЦМТ на плоскость опоры.  Однако в случае излишне близкой постановки существует опасность неполноценного отталкивания: спортсмен не успевает развить необходимые для отталкивания усилия, и, как следствие, падает вертикальная скорость, что снижает результат.
  • В момент постановки ноги прыгун силой инерции движения своего тела и маховых звеньев (руки и свободная нога) создает давление на дорожку. Это приводит к сгибанию ноги во всех суставах и растяжению напряженных мышц-разгибателей ноги (уступающий режим работы), а фаза активного отталкивания начинается с того момента, когда толчковая нога закончила сгибание в коленном суставе.
  • Характерно, что в прыжках в длину и тройным спортсмен стремится ставить на опору ногу выпрямленной в коленном суставе. Такая постановка ноги имеет ряд преимуществ: во-первых, уменьшаются тормозящие силы, вследствие встречного движения стопы (по отношению к тазобедренному суставу); во-вторых, ОЦМТ прыгуна сразу после постановки ноги начинает подниматься вверх.
  • Что касается прыгунов в высоту, то у них в момент постановки стопы на место отталкивания нога в коленном суставе согнута больше. Пока происходит амортизация (сгибание ноги в коленном суставе) и место опоры находится еще впереди ОЦМТ, спортсмен, энергично разгибая толчковую ногу в тазобедренном суставе, уже активно помогает продвижению тела вперед.
  • В фазе амортизации  необходимо уменьшить величину горизонтальных и вертикальных усилий, возникающих при постановке толчковой ноги, подготовить опорно-двигательный аппарат к активному отталкиванию и более эффективно преобразовать горизонтальную скорость, приобретенную в разбеге, в вертикальную скорость полета.
  • В фазе отталкивания мышцы  работают в преодолевающем режиме. Данная фаза является наиболее важной, поскольку ее параметры определяют в конечном счете скорость вылета ОЦМТ прыгуна. Эффективность отталкивания определяется импульсом силы, который равен произведению средней силы взаимодействия с опорой на время этого взаимодействия. Увеличение импульса более перспективно за счет силы, так как путь приложения усилий все-таки ограничен.
  • Во всех видах прыжков важное значение имеет выполнение маховых движений ногой и руками. Во время ускоренного подъема маховой ноги реактивная сила маха увеличивает давление на опору и повышает нагрузку на мышцы опорной ноги. Затем, при окончании маха, когда положительное ускорение переходит в отрицательное (замедление) и энергия движущейся маховой ноги передается остальной массе тела, нагрузка на мышцы опорной ноги резко уменьшается, что обеспечивает более быстрое и мощное их сокращение.
  • В прыжках в высоту при отталкивании используются два варианта работы рук: параллельный вынос и разноименный (перекрестный). Второй вариант соответствует более быстрому отталкиванию. В прыжках в длину мах выполняется одной рукой вверх-вперед, в тройном прыжке мах выполняется как двумя руками, так и поочередно. В прыжке с шестом - выведением обеих рук вверх-вперед. В прыжках в высоту мах выполняется незначительно согнутой ногой, хотя при современных больших скоростях разбега нередко наблюдается и более выраженное сгибание маховой ноги. В прыжках в длину, маховая нога выносится вперед сильно согнутой в коленном суставе. Во всех видах прыжков до 70-75% скорости вылета ОЦМТ достигается эффективностью отталкивания, а 25-30% - движением маховой ноги и рук.
  • Таким образом,  скорость и угол вылета определяются наиболее полноценным использованием внутренних и внешних сил, действующих на тело прыгуна в момент отталкивания. При этом необходима строгая согласованность усилий отталкивания и ускорений звеньев маховой ноги, а также последовательность включения отдельных звеньев ноги в выполнение маха.
Полет

Полет

  • В прыжках в высоту и с шестом задача  спортсменов заключается в том, чтобы наивыгоднейшим образом использовать траекторию полета ОЦМТ и наиболее экономно преодолеть планку.
  • Прыжок считается выполненным, если прыгун не собьет планку. Но преодоление планки еще не означает, что ОЦМТ спортсмена был расположен выше планки. Дело в том, что звенья тела по очереди переходят в полете через планку. Поэтому в каждый момент времени полета какие-то звенья тела будут располагаться под планкой, а другие - над ней, и в итоге ОЦМТ все время будет находиться на уровне планки, выше или ниже нее. Это говорит о важности координации движений прыгуна в полете.
  • В момент перехода через планку спортсмен должен принимать более благоприятную для прыжка позу и нужным образом регулировать вращательную составляющую движения своего тела. Таким образом, в прыжках в высоту и с шестом наиболее выгодны такие движения, при которых вершина траектории полета расположена точно над планкой, а спортсмен переносит тело через планку не сразу, а последовательно, чтобы активное опускание одних частей тела способствовало подъему и перенесению через планку других.
  • Более совершенной техникой преодоления вертикальных препятствий следует признать ту, при которой разница (по высоте) между планкой и вершиной траектории ОЦМТ будет наименьшей (еще лучше - отрицательной).
  • Теоретически в прыжках в высоту так же, как и в прыжках с шестом, можно преодолеть планку, пронося ОЦМТ спортсмена ниже ее уровня. Расчеты показывают, что при использовании способа «фосбери-флоп» спортсмен может преодолеть планку, перенеся ОЦМТ на 9,3 см ниже уровня планки. Следует добавить, что при этом способе прыжка за время безопорного движения спортсмен пролетает в длину от 2,5 до 3,5 м в зависимости от высоты планки и скорости разбега.
  • Иные  задачи в полете перед прыгунами в длину и тройным . Стремление приземлиться возможно дальше вынуждает их сохранять устойчивое динамическое равновесие тела в воздухе, корректируя его ориентацию и готовясь к выбрасыванию ног при приземлении. Дело в том, что в момент перехода в безопорное состояние после толчка трудно полностью избежать некоторого вращения тела вокруг поперечной оси вперед, которое возникает при отталкивании. Если вращение небольшое, его можно исправить в полете. Так,  в прыжках в длину наиболее эффективный способ - «ножницы», спортсмен в полете делает как бы два с половиной или три с половиной шагателъных движений ногами, руки при этом совершают круговые движения вперед, а все тело немного поворачивается назад . Этим можно компенсировать возникшее небольшое вращение тела вперед во время отталкивания. Все движения в полете, напоминающем бег по воздуху, естественны, следуют одно за другим и координационно вытекают из разбега.
  • Таким образом, основной задачей прыжка в длину в полете является сохранение равновесия и подготовка к приземлению. Правильное понимание сути техники различных способов прыжка в длину указывает на необходимость в практической работе основное внимание направлять на первоочередное овладение техникой отталкивания в сочетании с разбегом, а не на оформление полета.  Не форма, а сущность спортивного движения должна быть ведущим моментом в процессе овладения его рациональной техникой.
  • Что касается тройного прыжка (рис. 8), то он включает в себя «скачок» (приземление на толчковую ногу), «шаг» и «прыжок». В каждой последующей части прыжка скорость вылета ОЦМТ спортсмена снижается примерно на 1,0 м/с, углы вылета в «скачке» и «шаге» несколько меньше, чем в прыжке в длину, а в последней его части - «прыжке» - сходны с показателями, характерными для прыжка в длину.
Меры безопасности и профилактика травматизма при проведении занятий и соревнований

Меры безопасности и профилактика травматизма при проведении занятий и соревнований

  • во время занятий прыжками следить, чтобы было достаточно жесткое место отталкивания, исключающее скольжение ноги в момент толчка;
  • место приземления должно быть хорошо подготовлено: яма для прыжков в длину достаточно глубоко вскопана и выровнена, в ней должно быть достаточное количество песка;
  • в прыжках в высоту поролоновые маты должны быть плотно и ровно уложены;
  • при выполнении всех видов прыжков не допускается нахождение посторонних предметов в местах приземления;
  • следует четко соблюдать очередность попыток, а после нескольких попыток необходимо рыхлить песок в яме или выравнивать маты.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Скоростно-силовые способности

Автор: Бахрунов Анатолий Валерьевич

Дата: 26.11.2018

Номер свидетельства: 487628


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства