Реализация ФГОС общего образования на уроках физической культуры: опыт, проблемы, перспективы
Реализация ФГОС общего образования на уроках физической культуры: опыт, проблемы, перспективы
Реализация ФГОС общего образования
на уроках
физической культуры:
опыт, проблемы, перспективыРабота содержит:Требования ФГОС
к результатам обучения.Трудности внедрения ФГОС, понятие, формирование и виды УУД и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация ФГОС общего образования на уроках физической культуры: опыт, проблемы, перспективы »
Реализация ФГОС общего образованияна урокахфизической культуры:опыт, проблемы, перспективы.
В наше же время основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является ФГОС второго поколения.
Требования ФГОС к результатам обучения.
Новый стандарт предъявляет следующие требования к результатам обучения (рис.1):
Как добиться результатов?
1.Для того, чтобы обеспечить такие результаты, в Фундаментальном ядре содержания общего образования предусмотрено:
2.Рассмотрим более подробно третью составляющую - УУД. УУД в широком смысле – «умения учиться», т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового опыта. Это совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Овладение учащимися УУД – залог успешного освоения любого предмета. Так как основная черта УУД – их метапредметность, то их сформированность – результат работы педагогов по всем предметам.
Результаты обучения предмету «Физическая культура»
Но у специалистов всегда возникает вопрос: нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры?
Для ответа на вопрос рассмотрим требования к результатам обучения по физической культуре , отраженные в Примерных программах основного общего образования по физической культуре (рис.2) :
Традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи:
оздоровительную;
тренирующую;
Специалисты в области физической культуры (М. Я. Виленский, Ю. А. Копылов, В. П. Лукьяненко и др.) отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них, специалисты предполагают, что для «престижа», значимости нашего предмета этого недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного образования, по их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из-за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе.
Для модернизации системы
Для модернизации системы физического воспитания учащихсяформулируются разные задачи , которые можно объединить в две группы
Трудность - недостаточное развитие УУД
нежелание слушать задание;
понимать цель его выполнения;
неумение работать в команде,
группе;
учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и мн. др.
В образовательной практике многие трудности, с которыми учитель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД:
В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету.
понятие УУД
Как говорилось выше, метапредметные результаты обеспечиваются через формирование УУД. Постольку поскольку существует достаточно большое количество видов УУД, то в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать все УУД.
Что же такое УУД???
функции УУД
Виды УУД, формируемые на уроках физической культуры
Личностные
Регулятивные
1.Самоопределение
Познавательные
1.Целеполагание
2.Планирование
3. Самоконтроль
4.Самооценка
5.Способность к волевому усилию
Коммуникативные
1.Формулирование цели
2.Выделение необходимой информации
3.Структурирование
4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи
5.Рефлексия
6.Анализ и синтез
7.Сравнение
8.Классификации
9.Действия постановки и решения проблемы
1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами
2.Постановка вопросов
3.Разрешение конфликтов
Поэтому определение структуры и содержания УУД, которым отводится в современной школе особое место, является творчеством самих педагогов. Согласно изучению определенной литературы, совместной работы с учителями физкультуры пилотных школ других городов перечень УУД на уроках ФК может быть следующим (таблица 1).
Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, этого не будет. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 5-9 классов без ущерба для остальных задач урока физической культуры.
Рекомендации по разработке методики
Обращаться к разуму учащихся, к их ощущениям.
Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся.
Задания должны соответствовать возрасту детей.
Этапы обучения двигательному действию в формировании УУД
этап начального разучивания;
этап углубленного изучения ;
этап совершенствования ;
Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию. Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому. На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. На этапе совершенствования - выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.
Памятка для учителяпо формированию и развитиюуниверсальных учебных действий
ДЛЯ УЧЕНИКА НЕОБХОДИМО:
Создать атмосферу успеха
Помогать ребёнку учиться легко
Помогать обретать уверенность в своих силах и способностях
Не скупиться на поощрения и похвалу
Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.
13
Требования к уроку
Традиционный урок
Объявление темы урока
Урок современного типа
Учитель сообщает учащимся
Сообщение целей и задач
Формулируют сами учащиеся
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Планирование
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Практическая деятельность учащихся
Осуществление контроля
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Осуществление коррекции
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Оценивание учащихся
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Итог урока
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее задание
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Проводится рефлексия
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Отличие традиционного урока от современног
Так к чему же приведут нас ФГОС второго поколения??? Урок должен строиться по – новому!!!
Рабочая программа по ФГОС
№
урока
Тема урока
часы
1 ТРИМЕСТР - ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА - 11 ЧАСОВ ЭСТАФЕТНЫЙ БЕГ (2 ЧАСА)
Виды деятельности
1
Планируемые результаты
1/1
2
Легкая атлетика
Ходьба и бег 3 часа
3
Контроль
1
Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
Правила безопасности и гигиенические требования
4
Дата проведения
5
Правила безопасности и гигиенические требования Инструктаж по ТБ
Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
план
. Техника безопасности на уроках легкой атлетике. Возрождение Олимпийских игр древности, их герои. Разновидности ходьбы, бега. Ходьба по разметкам. Ходьба с преодолением препятствий. Высокий старт и ускорение до 40 метров
Уметь правильно выполнять движения в беге; бегать с максимальной скоростью до 40 м.
Применять беговые упражнения для развития физических качеств
Выполнять и показывать высокий старт
Называть основные цели Олимпийских игр.
Раскрывать их гуманистическую направленность
Характеризовать Олимпийские игры древности как явление культуры Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (быстрота).
6
факт
Корректировка
( комментарии)
8
Текущий
9
3.09
10
Технологическая карта урока по ФГОС
№
Этапы урока
Деятельность учителя
подготовительная часть
12 минут
Деятельность учащихся
Построение, приветствие, прием рапорта, сообщение задач урока.
Частная задача этапа
Дозировка
Воспринимают задачи и активизируют учебную деятельность по поиску способов её решения.
- прыжковые упражнения: прыжки вверх – дотронуться до баскетбольного щита, сетки;
- по сигналу остановка прыжком – имитация броска мяча;
- по сигналу остановка прыжком – выполнение поворотов на месте;
- ходьба с восстановлением дыхания;
- проведение ОРУ в движении
Мотивация деятельности учащихся.
Организационно-методичсекие указания
1 минута
Профилактика осанки и плоскостопия.
Развитие прыгучести.
11 минут
Построение в шеренгу, проверка готовности: наличие спортивной формы, бодрого настроения на работу.
Построение в колонну по одному. Форма организации деятельности – фронтальная, способ выполнения – одновременный.
Учитель располагается в центре зала.
№
Деятельность учителя
Основная часть урока
30
минут
Деятельность учащихся
3. Развитие двигательных способностей.
совершенствование техники ведения мяча левой, правой рукой в низкой, средней, высокой стойке баскетболиста (ведение мяча по залу: 3 круга левой, правой рукой, и с переводом с левой руки на правую);
ведение мяча с различной высотой отскока и сопротивлением партнёра;
выполнение штрафного броска;
совершенствование техники ведения и броска в кольцо с двух шагов;
совершенствование техники нападения быстрым прорывом
Частная задача этапа
4. Двусторонняя игра в баскетбол.
Работа с максимальной скоростью.
Совершенствовать технику перемещения в сочетании с техникой передачи, ловли и ведения мяча в движении
Проводит жеребьёвку, дает установку на игру. Осуществляет судейство. Бег в медленном темпе. Восстановление дыхания.
Совершенствование индивидуальных технических и тактических действий. Повышение надежности навыка и качества ведения мяча с различной высотой отскока.
Дозировка
Воспитание способности управлять своими эмоциями. Совершенствование технических и тактических действий в защите и нападении. Формирование умения эффективно использовать технические приемы и тактические навыки в зависимых от своих возможностей, условий игры.
Восприятие и осознание учебных заданий, проектирование собственных действий, внесение корректив в собственную деятельность.
20 минут
ОМУ
Форма организации фронтальная, способ выполнения - поточный.
Построение в колонну по одному. Форма организации фронтальная, способ выполнения – поточный, учитель располагается в центре зала.
Построение в колонну по одному. Форма организации фронтальная, способ выполнения – поточный, учитель располагается в центре зала.
10 минут
Двусторонняя игра проводится по всем правилам игры в баскетбол.
№
Деятельность учителя
Заключительная часть
3 мин
Деятельность учащихся
5. Подведение итогов урока.
Частная задача этапа
Сообщает о выставленных отметках.
Дозировка
6. Организованное завершение урока.
Благодарность учащимся за совместную деятельность на уроке.
ОМУ
1 минута
Выполнение команд.
Построение в одну шеренгу. Форма организации – фронтальная.
2 минуты
Построение в шеренгу, поворот направо, выход из зала.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред.А.Г.Асмолова.-2-е изд. – М.:Просвещение,2011;
Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9классы:проект.-2-е изд., дораб. – М.:Просвещение, 2010;
Физическая культура. Рабочие программы. А.П.Матвеев, М.:Просвещение,2012;