kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время посредством физической культуры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время посредством физической культуры. »















Работа с одаренными детьми

на уроках и во внеурочное время

посредством физической культуры.

Боробовой Натальи Георгиевны.

учитель физической культуры

МОУ СОШ № 2











г. Альметьевск 2010-2011 учебный год.

Введение

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного изучения психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления-одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.

I. Актуальные проблемы создания социально-педагогических условий подготовки одаренных и талантливых детей на школьном уровне

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»? Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. В этой школе должны преподавать высококвалифицированные педагоги. В школе должны быть свои традиции. Школа должна давать современное и качественное образование. В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования. Я считаю, что наша школа соответствует всем этим критериям, поэтому одним из направлений работы школы, является работа с одаренными детьми.

Массовая школа обычно сталкивается с различного рода проблемами в работе с одаренными детьми. Наша школа не исключение. Основной проблемой на первых этапах работы является раннее выявление и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей еще в начальном звене. Одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть «белой вороной» и их творческие возможности со временем нивелируются.

Однако о признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартных испытаний. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности, поэтому важную роль в выявлении и дальнейшем развитии одаренных детей играют классные руководители, педагоги.

Необходимо включать в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами.

Учитель должен:

• быть доброжелательным и чутким;

• разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

• быть увлеченным своим делом;

• способным к экстремальной, научной и творческой деятельности;

• профессионально грамотным;

• интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

• проводником передовых педагогических технологий;

• знатоком во всех областях человеческой жизни;

• быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

• проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Кроме всего учителя должны разнообразить формы и методы своей работы при обучении одаренных детей. Исследования показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается учителями как упрямство или лень. Вследствие этого у ребят складывается негативное отношение к школе, не желание работать.

Практика нашей школы показала, что более всего в работе с одаренными учащимися подходят следующие формы работы:

• творческие мастерские, круглые столы, дебаты;

• групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

• факультативы;

• кружки по интересам;

• занятия исследовательской деятельностью в НОУ;

• конкурсы;

• участие в олимпиадах;

• работа по индивидуальным планам;

• летние площадки для одаренных детей;

• сотрудничество с другими школами.

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:

1. Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно-научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.

2. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

3. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.

Именно такие планы работы имеют наши учителя в работе с интеллектуально одаренными детьми.

В последние годы мы столкнулись с проблемой того, что ученики не умеют, а иногда и не желают работать самостоятельно. Задача педагога научить и убедить учащихся в необходимости добывать знания самим.

Оптимальный результат может быть достигнут про одновременно существующих изменениях форм и методов обучения и сочетании основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения. Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета.

Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно. Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.

На практике мы чаще всего используем лишь одну стратегию ускорения (вертикальную), забывая о другой. В этом на наш взгляд мы видим еще одну проблему в работе с одаренными детьми. Одним из способов решения этой проблемы могут быть введенные элективные курсы. В нашей школе проводилось элективных курсов. Кроме всего для реализации всех этих условий школа сегодня должна работать по определенным комплексно-учебным программам, в рамках которых одаренный ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе.

Как бы мы не рассматривали роль и вес природных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания школы на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) относительно безразличны для развития способностей. Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание родителей. Как показывают исследования, и практика работы в школе родители делятся на три категории.

Первая категория «отстраненных» родителей, которые в силу своей занятости все вопросы по воспитанию и развитию своего ребенка перекладывают на плечи школы. Именно в таких семьях дистанция между родителями и детьми велика, что сказывается на эмоционально-психологическом состоянии одаренного ребенка. Задача педагога в этом случае привлечение родителей к деятельности ребенка, к школе, к совместной работе.

Вторая категория родителей, так называемые «детоцентричные». Ребенок для таких родителей – единственный смысл в жизни. Они проявляют чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Определенная «детоцентричность» семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить его способности имеет в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у своего ребенка ряда социальных и бытовых навыков, физического и эстетического развития. Такие родители проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу не советуясь с учителем, как их лучше изучать. Родители нередко вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами. В этом случае задача педагогов и психологов состоит в разъяснительной работе с самими родителями.

Третья категория «активных» родителей. В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность – общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера, они всегда готовы помочь школе. Содержательная сторона развития ребенка для них более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция.

Практика показала, что последнее время встречаются все больше родителей первых двух групп. Это вызывает ряд проблем, которые требуют своего решения. Наша школа пытается решить данную проблему. Ежегодно проводятся «дни открытых дверей», на которые приходит все больше родителей. Педагоги совместно с администрацией организуют совместные внеклассные тематические встречи родителей и классных коллективов, круглые столы и т.д.

Следующая проблема, с которой нам приходится сталкиваться в школе в работе с одаренными детьми – это проблема саморегуляции одаренных детей. Для особо одаренных детей ситуация развития часто складывается так, что они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, составляющей суть их одаренности. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, большинство одаренных детей избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей. У многих одаренных детей заметны проблемы, связанные с их физическим развитием. Так, некоторые дети явно избегают всего, что требует физических усилий, явно тяготятся уроками физкультуры, ритмики, не занимаются спортом. В этом случае физическое отставание проявляется как бы в умноженном варианте, когда на естественное возрастное несоответствие накладывается, и явное нежелание ребенка заниматься скучным, по его мнению, делом. В определенной степени этому потворствуют и родители такого ребенка. Задача педагога в данном случае как можно чаще и активнее вовлекать ребенка в активную творческую и спортивную жизнь класса и школы.

И еще одна, на мой взгляд, серьезная проблема, с которой сталкивается современная школа – это то, что больше всего внимания уделяется интеллектуально одаренным детям. Анализируя современные психолого-педагогические трактовки понятия «одаренность» выделены следующие виды одаренности: общая интеллектуальная одаренность, творческая одаренность, спортивная одаренность. Творческая и спортивная одаренность не связана однозначно с интеллектом. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Для того, чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.

Значит, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования. Чаще всего творчески и спортивно одаренные дети не испытывают тех проблем, с которыми сталкиваются высоко интеллектуальные учащиеся. Но все-таки таких детей необходимо также выявлять на ранней стадии их развития, давать возможность раскрыться, проявить себя. Для этого в школе проводятся различного рода спортивные, танцевальные, музыкальные конкурсы, творческие проекты, театральные мастерские и студии, чтобы способствовать самовыражению творчески одаренных и спортивно одаренных детей.

Дети спортивной и творческой одаренности чаще всего сталкиваются с учебными проблемами. Зачастую учителя - предметники раздражаются из-за того, что такие ученики пропускают занятия по причине соревнований или репетиций, отказываются заниматься индивидуально или дополнительно. А ведь таким детям также необходима своя индивидуальная программа обучения. И обще для развития каждого вида одаренности должна быть разработана своя система мероприятий, разработаны свои программы, чего пока в современных школах нет.

В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию. Необходимо помочь родителям и самому ребенку правильно организовать учебную деятельность. Сегодня на наш взгляд более продуктивное решение проблем мы видим в создании специальных программ для работы с детьми со всеми видами одаренности.

II. Концепция одаренности

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить для того. Чтобы эти способности были реализованы.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявит всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

• интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

• креативности;

• настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин «одаренность» на «потенциал».

Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дела могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Часто про одаренных детей говорят, что в них есть «искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, областных, региональных олимпиад, соревнований, успешно поступают и учатся в ВУЗах нашей и соседней областей.

Как я достигаю таких результатов?

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

- выявление одаренных детей;

- развитие творческих способностей на уроках;

- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, секции, конкурсы, исследовательская работа);

- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра.

Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.

Немаловажным считаю и создание условий для развития всесторонней личности.

Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим дня наносят вред физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учебу тормозящее воздействие.

Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать ее возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел вовек не позабудется, и что «Талант – это 1% способностей, а 99% потения».

Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.

Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.

Я много беседую с талантливыми ребятами. На этих психологических консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их сильных и слабых сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены стратегий переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня.

Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того, чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.

Физическая культура и технология физического воспитания одаренных детей с направленным развитием двигательных способностей.

Развитие двигательных возможностей человека является важным условием его жизнедеятельности. Известно, что уровень проявления физических качеств и здоровье ученика взаимосвязаны между собой. Одной из важнейших составляющих физического воспитания в школе является физкультурно-массовая, физкультурно-оздоровительная и физкультурно-просветительская работа.

Все эти компоненты находят отражение в моей педагогической практике.

Физические упражнения, направленные на освоение правильной ходьбы, бега, прыжков, метаний, навыков в равновесии, а также навыков в передвижении на лыжах, ходьбе на коньках, дают возможность организовать работу детей в основной медицинской группе, подготовительной и специальной с учетом дозировки физических нагрузок и возрастных особенностей школьников, формировать у них жизненно важные двигательные умения и навыки.

С ранней весны и до поздней осени провожу занятия на свежем воздухе. Все уроки стараюсь проводить с высокой моторной плотностью; наличие спортивного инвентаря позволяет выполнять беговые, прыжковые, силовые, игровые и другие упражнения одновременно всем учащимся класса.

Занятия организую фронтальным и групповым методами. При этом наиболее эффективным себя показал поточно-групповой способ. Творческая атмосфера на уроке в немалой степени зависит от подготовки к нему, куда входят тщательно продуманные объяснение учебного материала, постановка задач в последовательности их реализации и решения, разъяснения сущности двигательного взаимосвязи и взаимообусловленности его элементов. Материал урока располагаю в строгой логической последовательности от простого к сложному: эстафета сменяется ведением баскетбольного мяча имитационные упражнения – работой на снарядах, прыжковый бег – передачей мячей в парах, физическая нагрузка чередуется с эмоциональной разрядкой.

Широко использую варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты с предметами. Применяю мелкий спортивный инвентарь: гимнастические палки, теннисные и набивные мячи, скакалки, гантели. Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в напряженную работу элементов игры, необходимого отвлечения, переключения, успокоения, временного отдыха для регулирования дыхательной и сердечно - сосудистой функций организма – все это создает ситуацию успеха, вселяя в ребят уверенность в своих силах.

В ходе каждого урока решаю оздоровительную задачу, используя разнообразные упражнения с различной дозировкой нагрузки, в том числе по профилактике плоскостопия, специальные игры для формирования правильной осанки, для укрепления отдельных мышечных групп, а также упражнения, способствующие развитию женственности у девочек. Юношам даю упражнения, отмеченные прикладной направленностью, формированием волевых качеств, реализуя связь с физической культуры.

Думаю, что очень важен подход учителя к оценке знаний и умений учащихся. Текущие оценки выставляю на каждом уроке, а итоговые - в конце прохождения темы, после фронтальной проверки усвоения материала. Это дает возможность проявить необходимую требовательность, объективность и справедливость.

Хорошей успеваемости добиваюсь и благодаря использованию домашних заданий. Задавая учащимся упражнения на дом, указываю последовательность выполнения элементов и дозировку, объясняю, как избежать травм.

По отдельным разделам программы мной разработаны карточки с выполнением моделей упражнений и описанием порядка выполнения различных упражнений. Это позволяет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении.

Много внимания уделяется созданию спортивной базы школы. Яркая, веселая окраска спортивного зала, спортивного инвентаря, разметки на полу для игр, построений, прыжков в длину с места. Всю площадь спортивного зала стараюсь использовать рационально, чтобы активная двигательная деятельность учеников реализовывалась полностью.

В рамках этой работы в школе организуются различные физкультурные кружки и секции, проводятся игры, спортивные соревнования, физкультурные праздники.

Физическое воспитание во внеурочное время тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием школьника и активно содействует всестороннему развитию детей, учит четкому подчинению дисциплине, выполнению правил, норм спортивной этике, уважению соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные соревнования различного вида помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта.

Мои ученики постоянно принимают участие в республиканских, районных и городских соревнованиях, спартакиадах, кроссах и часто становятся призерами.

За пол года наблюдается положительная динамика участия учащихся школы в районных спартакиадах, что тоже говорит о возрастающем интересе к спорту, ФК, здоровому образу жизни.

Быть здоровым – выгодно биологически, т.к. организм более эффективно и долговременно сохраняет свою природу. Также здоровье выгодно экономически – здоровые люди дольше сохраняют трудоспособность, они определяют экономическое развитие страны, ее обороноспособность, а также здоровье наци в целом. Здоровье выгодно эстетически – здоровый ребенок, подросток, да и взрослый человек отличается своей привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.





















































































































































































За период педагогической деятельности мной была разработана рабочая «Программа физического воспитания учащихся, основанная на одном из видов спорта: «Баскетбол».

Современный этап развития школьного обучения и воспитания связан с систематической работой по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению качества обучения детей и молодежи. В этой связи, одной из важнейших задач, которая должна реализовываться, начиная с самого раннего детского возраста, является обеспечение воспитания физически крепкого молодого поколения с гармоничным развитием духовных и физических сил.

Эта задача стоит и перед средней школой, где она реализуется в сочетании и взаимодействии с оздоровительными задачами, что в итоге существенно повышает эффективность и качество подготовки школьников к посильному труду и самостоятельной жизни.

Стимуляция возможностей детей воспринимать педагогические воздействия имеет большое значение для обучения и воспитания учащихся средней школы. Развивая двигательные функции, деятельность центральной нервной системы и внутренних органов физические упражнения представляют собой важную составную часть условий необходимых для трудовой адаптации детей.

Практика работы с учащимися школы настойчиво требует выяснение возможностей использования средств физического воспитания для целенаправленного воздействия на основные функции организма детей, на их психическую деятельность. Рядом специальных педагогических исследований установлено, что занятия физическими упражнениями играют существенную роль в повышении познавательной активности, развитии речи, расширении словарного запаса, прием их благоприятный эффект проявляется и у детей как начальных, так и средних классов.

Различные средства физического воспитания и отличающиеся по структуре двигательного акта физические упражнения во многом по-разному и специфически влияют на функциональное состояние организма

Актуальность рабочей программы заключается в поиске наиболее эффективных средств, методов, методик и технологий оздоровительного характера, физического воспитания детей с использованием элементов спортивной игры баскетбола, где активность управления своими движениями зависит от информационного обеспечения, основу которого составляют количественно-качественные показатели личных достижений.

Из всего многообразия движений, можно выделить наиболее простые \элементарные\ которые, с точки зрения одного из основоположников теории управления движениями Н.А.Берштейна, участвуют в построении сложный координационных актов:

«Нет и не может быть таких движений, из которых, как из кирпичей, составлялось бы движение более высокого уровня. Но процессы замыкания с рецепторики на эффекторику в порядке функциональнопроприоцептивного рефлекторного кольца, процессы координационной зашифровки импульсов, необходимым образом текут в низовых уровнях реализации более высокого уровня…» \Берштейн Н.А Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.; Медицина, 1966.-350с.\

Именно этим принципиальным положением объясняется то, что, чем большим числом двигательных умений и навыков владеет человек, тем легче он осваивает новые двигательные действия \Зациорский Г.М, Матвеев Л.П.\. Важно также учесть, что баскетбол – это вид спорта, который гармонично воздействует на организм человека /Гомельский Е.А., 1969, Давыдов М.П., 1976, Никитский В.Н., 1986. В отличии от других видов занятий физическими упражнениями баскетбол имеет свои характерные особенности, определяющиеся условиями неприкасаемости к сопернику.

Это положение определило содержание настоящей рабочей программы, направленной на выявление влияния занятия баскетболом на развитие двигательной сферы учащихся средней школы и разработку методики самих учебных занятий.

Научная новизна рабочей программы определяется:

 Получением данных об уровне фонда жизненно важных двигательных умений и навыков в процессе систематических занятий баскетболом по предложенной программе.

 Разработкой методики оздоровительного воздействия на учащихся 7классов школ занятий баскетболом с использованием комплекса методических приемов. Сущность этих приемов заключается в дифференцированном, целостно-раздельном подходе к обучению детей игре в баскетбол, разнообразии учебного материала в форме игровых действий, эмоциональной насыщенности занятий и всемерного поощрения коллективных действий детей.

 Решением задач коррекции двигательных нарушений у учащихся 7 классов школ в процессе реализации индивидуального подхода при изучении элементам игры в баскетбол.

Практическая значимость и реализация результатов

Результаты рабочей программы позволили расширить и углубить знания об особенностях физического развития учащихся 6классов школ и развития из двигательных качеств. Обоснованы возможности конкретных организационных форм и методики использования занятий баскетболом в школах, как эффективного средства улучшения функционального состояния и физической подготовленности.

В рабочей программе обоснованны допустимые физические нагрузки для данного контингента детей с учетом интенсивности, интервалов отдыха и числа повторений.

Направление, развиваемое в программе, обосновывает перестройку методики обучения, раскрывает пути расширения возможностей для учащихся 6классов школ в физическом воспитании.

В современных условиях функционирования школы, наблюдается тенденция усиления внимания к предметам, которые способствовали бы укреплению здоровья, развитию двигательных качеств и т.д.

В связи, с чем назрела необходимость увеличения количества часов отводимых на физическую культуру, усиление внимания самой физической культуры, укрепление материально-технической базы школы.

Как показывает практика, значительный объем выпускников школ имеют отклонение в здоровье. Прежде всего, это касается юных призывников на сборы.

Существующие федеральные программы рассчитаны на школу, которой есть все условия проведения физической культуры.

За последние годы происходит изменение климата в условиях Республики Татарстана, когда в отдельных ее районах не устанавливается снежный покров, а если и есть снег, то снежный покров небольшой.

На основании вышеизложенного, и, как показывает практика преподавания физической культуры, назрела необходимость некоторой корректировки федеральных программ физической подготовки в реальной ситуации данной школы. Поэтому в программе предусматривается перепланирование часов физической культуры при общем ее объеме 68часов. Плюс 136 часов факультатива.

Изучение основного материала по каждому разделу проводится в определенный период времени, обусловленный климатическими условиями. Например, основной материал по легкой атлетике изучается (1четверть) и весной (4 четверть), когда на площадке или близлежащей местности можно успешно заниматься бегом, прыжками, метанием. Основной материал по гимнастике в конце осени и начале зимы (2четверть). Иначе говоря, в связи с необходимостью учета климатических условий, основной материал по каждому разделу программы изучается концентрированно.

Такое прохождение основного материала по видам спорта, позволяет сосредоточить внимание на тщательном изучении, и усвоении учащимися почти всего материала данного раздела, хорошо и основательно проработать технику более сложных движений на протяжении ряда уроков, следующих один за другим.

Объектом планирования стали не только основные навыки и умения, предусмотренные учебной программой данного класса, но соответствующие, подготовительные и подводящие упражнения, специальные для развития двигательных качеств, а также контрольные упражнения для проверки успеваемости и домашнего задания. Никакой процесс совершенствования не может быть достаточно эффективным, если не ведется регулярный контроль за развитием. Обязательным считаю проведение тестирования в начале и конце учебного года, где проводиться контроль за физической подготовленностью школьников. И здесь важно научить самих ребят проводить соответствующие измерения и заносить их в тетрадь для домашних заданий по физической культуре. В этой связи возникает необходимость сознательного выполнения всех упражнений, т.е., ученик должен знать, с какой целью выполняется каждое движение и для чего.

Задачами физического воспитания в данной программе в 5-7 классах являются:

 Сообщение определенных знаний по физической культуре и гигиене физических упражнений;

 Воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями;

 Закрепление навыков правильной осанки при статических позах и передвижениях;

 Обучение основным видам движений, выполняемых в различных по сложности условиях;

 Развитие быстроты движений, скоростно-силовые качества, ловкость, подвижность в суставах, равновесие, выносливость к кратковременным статическим усилиям и умеренным физическим нагрузкам;

 Научить основам спортивной технике по гимнастике, легкой атлетике, баскетболу, волейболу, кроссовой подготовке, подвижных игр.

По мнению многих авторов спортивной литературы усилия педагогов должны быть направлены на развитие достаточной выносливости, тренированности к ежедневной многочасовой работе.

С помощью разнообразных средств и методов гимнастики успешно решаются задачи начального физического воспитания детей, создается основа для развития общефизических и двигательных способностей, значительно расширяются функциональные и адаптационные возможности учащихся. Вместе с тем, разнообразие гимнастических упражнений позволяет обеспечить их избирательное, локальное воздействие на отдельные системы организма человека.

Подбор соответствующих упражнений, нужных исходных положений и точность исполнения позволяет воздействовать на ту или иную группу мышц и суставов. Гимнастические упражнения имеют также широкое применение в лечебной физкультуре – это связано с тем, что они позволяют с большой сочностью дозировать физическую нагрузку.

Одной из основных форм физического воспитания в школьной практике являются спортивные и подвижные игры. Большое разнообразие двигательных действий, составляющих содержание игры, способствует воспитанию силы, выносливости, ловкости, морально-волевых качеств. Одновременно с этим в играх совершенствуются жизненно важные навыки и умения. В играх используются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, различные метания и удары по мячу. В процессе игры у детей повышается эмоциональность, развивается воля, целенаправленность, коллективизм. Игры имеют большое прикладное значение: моментальные решения в процессе игры способствуют самостоятельному и быстрому ориентированию учащихся в жизненных ситуациях, решении тех или иных задач.

Из всех видов легкой атлетики наиболее доступны учащимся школы – ходьба, бег, метание, прыжки, и др. при беге предъявляются более высокие требования к работоспособности всего организма, так как в работу вовлекаются все мышечные группы, значительно усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, повышается обмен веществ. Изменив длину дистанции и скорость бега, можно дозировать нагрузку, влиять на развитие выносливости, быстроты и других качеств, занимающихся в соответствии с их возможностями. Метание, как прикладной вид физических упражнений , укрепляет мышцы рук, плечевого пояса, пальцы кисти, развивают их хватательную функцию руки, улучшают координацию движений, совершенствуют точность движений, глазомер.

Прыжки способствуют улучшению прыгучести, развивают суставо-связочный аппарат, мышцы ног, улучшают координацию движений.

Двигательная деятельность человека является важнейшим фактором оптимального психического и функционального обеспечения его деятельности в различных социально обусловленных сферах, следовательно, развитие фонда жизненно важных двигательных действий является принципиальным вопросом современной теории и практики физического воспитания.

Методика тестирования.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание) выполняется из исходного положения: упор лежа, голова, туловище и ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, а разгибание до полного выпрямления рук, при сохранении прямой линии голова, туловище, ноги. Темп выполнения упражнений произвольный. Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнения теста.

Прыжок в длину с места на гимнастический мат выполняется двумя ногами от стартовой линии с махом рук. Длина прыжка с трех попыток измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего к стартовой линии касания мата ногами испытуемого.

Поднимание туловища из положения лежа на спине. Руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполненных упражнений в одной попытке за 30сек.

Удержание тела в висе на перекладине. Обучающийся с помощью учителя принимает положение виса так, чтобы его подбородок касался перекладины. После этого включается секундомер. Когда под влиянием утомления руки начнут разгибаться и глаза окажутся на уровне перекладины, выполнение теста прекращается.

Наклон вперед из положения сидя. Необходимо на полу обозначить центровую и перпендикулярную линии. Сидя на приборе ступнями наг следует касаться центровой линии у борта, расстояние между ступнями составляет20-30см.выполняется 3 наклона вперед, на 4-м фиксируется результат на перпендикулярной мерной линии по кончикам пальцев, при этом помощник учителя не допускает сгибания ног в коленях.

Бег 1000м выполняется с высокого старта. Результат фиксируется с помощью секундомера. На дистанции при необходимости возможен переход на ходьбу (спортивную и обычную).

Аспекты физического воспитания являются одной из узловых проблем, от решения которой в значительной степени зависит эффективность комплексной развивающей работы, проводимой с учащимися школ. Физические упражнения высокоэффективное средство укрепления здоровья и повышения работоспособности. Поэтому они давно и заслуженно привлекают к себе пристальное внимание учителей, стремящихся найти ответ на вопросы о сущности оздоровительного влияния физической культуры, повышения работоспособности, поиске оптимальных и эффективных форм и средств двигательной деятельности.

Развитие школьника, обучение его умениям и навыкам позволяет и способствует положительно изменять структуру его личности, двигательную сферу и познавательные процессы, повышая активность и целенаправленность деятельности. В этой связи становится актуальным поиск наиболее эффективных путей воспитания и развития детей, в частности содержание методов физического воспитания, направленных на повышение уровня двигательной подготовленности, формирования двигательных способностей и познавательной активности.



План работы с одаренными детьми Боробовой Натальй Георгиевны, учителя физической культуры МОУ СОШ №2 г. Альметьевск Республика Татарстан на 2009-2010 учебный год

Цель: уделять особое внимание психолого-педагогической поддержке одаренных (мотивированных детей), ранней диагностики интеллектуальной одаренности, усилие научно-методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребенок от природы одарен по своему.

Задачи:

- предусматривать степень и метод самораскрытия одаренных обучающихся, физическое, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;

- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно-коммуникативная адаптация);

- помощь одаренным детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).

Август Сбор предложений по расширению возможностей реализации умственного потенциала детей в урочной и внеурочной деятельности.

Сентябрь Разработка плана работы с одаренными детьми на 2010 учебный год, составление базы одаренных детей.

Работа психолога с одаренными детьми (выявление потенциала физического развития, стимулирование творческой активности и т.д.; тестирование и помощь учащимся по необходимости в течение года) Школьный психолог, классные руководители одаренных (мотивированных) детей, зав.по УВР

Октябрь Планирование и подготовка проведения школьной олимпиады по ФК.

Проведение школьного тура предметной олимпиады.



Ноябрь Неделя физической культуры в начальных классах Руководитель МО, учителя ФК школа

Декабрь Неделя ФК в классах среднего звена Руководитель МО, учителя ФК школа

Январь Неделя ФК в старших классах Учителя ФК Школа

Декабрь выставка докладов, рефератов, плакатов на спортивную тематику. Учителя ФК, классные руководители

Заключение

Детская одаренность – сложное и многоаспектное явление. Существует множество подходов к определению одаренности, точек зрения на проблему одаренности. Возникает острая необходимость в особых, научно-обоснованных методов работы с детьми с различными видами одаренности.

В реальной практике с одаренными детьми зачастую основное внимание уделяется уже в той или иной степени проявившимся видам одаренности. Возможно, это является своеобразным отражением узко прагматического подхода к феноменам детской одаренности.

Выявляется неадекватность упрощенного подхода к анализу феномена одаренности, ограниченного лишь сферой способностей ребенка. Адекватное рассмотрение уникального по своей природе явления детской одаренности требует подхода, учитывающего как способности, так и особенности личности одаренного ребенка, его нравственного, духовного облика. Анализ всего сложного переплетения семейных, школьных, личностных проблем одаренных детей может служить научно-практической основой для психологического консультирования учителей и родителей.

Выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренности ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. Более того, предъявляются особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов.

Литература

1. Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в РФ». №80-ФЗ

2. Баскетбол концепции и анализ./ Б. Коузи. Ф. Пауэр.-Москва: «Физкультура и спорт», 1975.-275с;

3. Словарь практического психолога./Сост. Головин.- Минск: Харвест, 1998.-800с;

4. //Сибирский учитель, май-июнь 2001г. №3/13

5. //Вопросы психологии, №1, 1996

6. //Золотое кольцо. 7 сентября, 2001 г.

7. //Золотое кольцо. 26 апреля, 2002 г.

8. http://school.keldysh.ru/avto096887/oda.ru

9. http://babyshop.com.ua/lib/htm

10. http://www.iro.yar.ru

11. http://gtk.yaroslavl.ru




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: БОРОБОВА НАТАЛЬЯ ГЕОРГИЕВНА

Дата: 26.03.2015

Номер свидетельства: 191695

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Работа с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время посредством физической культуры"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_s_odariennymi_diet_mi_na_urokakh_i_vo_vnieurochnoie_vriemia_posriedstvom_"
    ["file_id"] => string(6) "430554"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1506937744"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства