Презентация проекта по физической культуре "Влияние занятий физической культуры на умственную работоспособность школьников"
Презентация проекта по физической культуре "Влияние занятий физической культуры на умственную работоспособность школьников"
Введение
Цель проекта: выявить особенности влияния занятий физической культурой
на умственное работоспособность школьников.
Задачи:
1.Рассмотреть психофизиологические особенности умственной деятельности;
2.Раскрыть сущность влияний физической культуры на умственное
работоспособность школьников.
Методы исследования:
1.Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы.
2. Метод сбора текущей информации.
3. Педагогического наблюдения.
Актуальность проекта:
Влияние занятий физической культуры на умственную работоспособность школьников является одной из актуальных проблем физического воспитания. В настоящее время накоплен огромный фактический материал по данной проблеме, полученный при исследовании умственной работоспособности школьников. Урок физической культуры в режиме учебного дня, гимнастика до уроков, подвижные игры на перемене и физкультпаузы способствуют поддержанию и повышению умственной работоспособности в течение всего учебного дня (см. приложение.
Даже насыщение уроков физической культуры большими интеллектуальными нагрузками на фоне высоких физических напряжений, как свидетельствуют исследования не только не оказывает отрицательного влияния на умственную работоспособность учащихся во время последующих занятий по общеобразовательным предметам, но способствует ее повышению. Тем самым:
1.Создаются предпосылки повышения эффективности учебного процесса на
протяжении учебного дня.
2.Физическая культура оказывает огромный оздоровительный и
профилактический эффект на организм человека, что является чрезвычайно
важным, так как в настоящее время число учеников с различными
заболеваниями постоянно растет.
Объект исследования: физическая культура школьника.
Предмет исследования: особенности влияния физической культуры школьника на умственную работоспособность.
Активность школьников на уроках физической культуры определяется тем, как учитель соблюдает дидактические принципы организации педагогического процесса. В рамках данного учебного пособия не представляется возможным рассмотреть все существующие принципы, которые условно делятся на две группы: одна отражает мировоззренческую сторону процесса обучения-учения, другая - процессуально-техническую.
Вероятно, следует остановиться на тех, которые могут способствовать повышению учебной активности учащихся. Основными из них являются следующие:
Принцип оптимальной трудности заданий: упражнение, даваемое ученикам для выполнения, должно быть посильно для них и в то же время принуждать их прилагать значительные усилия; определяя оптимальные трудности задания, учителю необходимо учитывать следующие факторы: 1) координационную сложность упражнения; 2) величину затрачиваемых физических усилий; 3) боязнь учащихся не справиться с упражнением; 4) степень осмысления учащимися сложности задания;
Принцип сознательности: ученики должны осознать роль физических упражнений в моральном, волевом, эстетическом и этическом воспитании, значение гиподинамии для здоровья человека, необходимость физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности;
Принцип связи обучения с практической жизнью', сознательное усвоение учебного материала отмечается в полной мере только в том случае, если оно имеет для ученика определенный жизненный смысл, поэтому учитель должен постоянно показывать школьникам связь изучаемых упражнений с практической жизнью, акцентируя внимание учеников не на технической чистоте исполнения упражнений, а на их значимости для развития психических и физических качеств, двигательных умений и навыков;
Принцип индивидуализации: этот термин обозначает вовсе не индивидуальную работу с отдельным учеником, а индивидуальные особенности каждого школьника, которые следует учитывать учителю.
На уроках физической культуры принцип индивидуализации проявляется в выборе и выполнении учебных заданий: у каждого человека складывается собственный темп овладения учебным материалом (в зависимости от способностей, уровня подготовленности, типологических особенностей темперамента и характера) и индивидуальный оптимальный уровень нагрузки (в психофизиологическом аспекте). В соответствии с этим учитель физической культуры обязан индивидуализировать меру воздействия на учеников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация проекта по физической культуре "Влияние занятий физической культуры на умственную работоспособность школьников"»
ТЕМА ПРОЕКТА:«ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ»
Подготовила: учитель физической культуры
1 категории Судник Елена Михайловна.
Акмолинская область,
Зерендинский район,
КГУ «Куропаткинская СШ».
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Цель проекта:
Задачи:
1.Рассмотреть психофизиологические особенности умственной деятельности;
2.Раскрыть сущность влияний физической культуры на умственную работоспособность школьников.
Методы исследования:
1.Анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы.
3. Педагогического наблюдения .
2.Метод сбора текущей информации.
.
Заголовок слайда
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Текст слайда
Объект исследования: физическая культура школьника (школьник) .
Предмет исследования: особенности влияния физической культуры школьника на умственную работоспособность.
Средства физической культуры
Гигиенические факторы
Физические упражнения
Инвентарь, тренажёры
Естественные силы природы
Личная гигиена, общественная
Солнце, воздух и вода
Естественные, лечебные
Психофизиологические особенности умственной деятельности.
Основные виды трудовой деятельности человека — умственный и физический труд. В современном обществе существует тенденция к росту числа людей, занимающихся умственной работой. Следует, однако, подчеркнуть, что разделение труда на умственный и физический в определенной степени формально. При многих видах работ, относимых к категории физических, в действительности требуется значительная умственная активность.
Выяснение влияния учебных занятий гимнастикой на умственную работоспособность школьников явилось первым в истории психологии направлением в изучении воздействия физических упражнений на психическую сферу человека. Оно началось в последней четверти прошлого столетия в связи с решением практического вопроса о месте уроков гимнастики в расписании учебного дня учащихся разных классов. Исследования проводились без учета содержания, методики, организации уроков, различными и далеко не совершенными методами, поэтому и результаты их были разноречивы. По одним данным уроки гимнастики способствовали повышению работоспособности учащихся, по другим — вызывали выраженное психическое утомление.
Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости.
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, действии.
В психологии выделяют три вида внимания: непроизвольное (непреднамеренное), произвольное (преднамеренное) и послепроизвольное.
Пирамида обучения
Особенности проявления памяти.
Память - это процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Другими словами, память - это индивидуальный опыт человека. Основная функция памяти - накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно.
Память создает условия для нормального функционирования мышления: все представления и понятия хранятся в памяти. Память служит основой непрерывности психической деятельности человека в целом, связывая между собой настоящее, прошлое и будущее. Опираясь на память, человек управляет своим поведением, деятельностью. Без памяти человек всегда оставался бы в состоянии новорожденного.
Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность учеников.
Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к понятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали удовлетворение от этих уроков.
Активность учащихся заключается во внимательном восприятии учебного материала и осмысленном отношении к нему, что вызывает прочное его освоение.
Активность, проявляемая учениками на таких уроках, может быть представлена в двух видах:
Познавательная
Активность учащихся связана с непосредственным, мотивированным иосознаннымвыполнением физических упражнений. Другими словами, и познавательная и двигательная активность прежде всего характеризуется психической активностью школьника.
Двигательная
Оптимальная загруженность школьников на уроке.
Правильная постановка задач урока
Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры.
Создание положительного эмоционального фона
Исследователи проблем, связанных с изучением проявлений активности школьников на уроках физической культуры, отмечают снижение учебной активности у учащихся из-за того, что учитель допускает ошибки, ставя задачи урока.
Устранение ненужных пауз на уроке;
Осуществление постоянного контроля учителя за учениками в процессе всего урока;
Включение в учебную деятельность всех учеников.
Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках, в том числе и на уроках физической культуры. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит от самочувствия учеников, их интереса к физической культуре как к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя.
Условно выделяют три уровня владения изучаемым двигательным действием. Каждый из них наделен определенными характеристиками позволяющим дать им собственное наименование:
Условно выделяют три уровня владения изучаемым двигательным действием.
Влияние занятий физической культурой
на умственную работоспособность.
Ю.М. Пратуеевич считал, что уроки физической культуры в режиме учебного дня, гимнастика до уроков, подвижные игры на перемене и физкультпаузы способствуют поддержанию и повышению умственной работоспособности в течение всего учебного дня.
Положительные изменения в умственной работоспособности у учащихся и студентов в течение учебной недели и года. Даже в период экзаменационных сессий, как это убедительно было показано в исследовании К. В. Волкова, ежедневные часовые занятия гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, особенно на свежем воздухе, способствуют поддержанию высокой умственной работоспособности и положительно отражаются на успеваемости школьников. Учащиеся, дополнительно занимающиеся в спортивных секциях, имеют более высокие показатели умственной работоспособности, чем учащиеся, посещающие лишь обязательные уроки физического воспитания.
Результаты исследований указывают на тесную взаимосвязь интеллектуального и психомоторного развития: более высокому уровню психомоторного развития соответствует и более высокий уровень развития интеллектуального, что, естественно, определяет и продуктивность умственного труда. У учащихся с низким уровнем физического развития умственная работоспособность не только более низкая, но и менее устойчивая, чем у школьников со средним и хорошим физическим развитием.
Таким образом, под влиянием физических нагрузок протекание психических процессов может как улучшаться, так и ухудшаться. Это зависит в основном от характерных особенностей физических нагрузок, степени адаптированности к ним занимающихся, особенностей изучаемых психических процессов (сенсорных, перцептивных, мыслительных), промежутка времени, прошедшего после нагрузки, времени суток.
Утренняя гигиеническая гимнастика.
Эффект утренней гимнастики связывается с повышением возбудимости нервной системы благодаря мощным потокам импульсов от рецепторов многих сенсорных систем, и прежде всего от проприорецепторов, а длительное ее применение, сопровождающееся изменением содержания упражнений, дозировки нагрузки и др., — с совершенствованием функциональных возможностей организма.
Вместе с тем были установлены факты отрицательного влияния утренней гимнастики в связи с возрастом и состоянием здоровья. Процент случаев такого рода влияния колеблется от 4,2% у лиц 20-летнего возраста до 14,2% у лиц более чем 50-летнего возраста. Это послужило основанием для дозировки в возможных (при столь масштабном использовании утренней гимнастики) пределах характера упражнений, числа повторений и темпа их выполнения лицами различного возраста и для рекомендации имеющим отклонения в состоянии здоровья начинать занятия утренней гимнастикой по радио только после консультации с врачом. Результаты исследования А. П. Нечаева не утратили значения и в настоящее время.
Физкультурные минутки.
Физкультурные минутки рекомендуются проводить на уроке для предупреждения утомления и повышение работоспособности школьников. Они обычно включают 3-5 упражнений, каждое из которых повторяется 4-6 раз. Физкультурные минутки желательно проводить в первой смене - на 3-м и 4-м уроках, а во второй смене - на 2-м и 3-м уроках. При сильном утомлении их можно включать в каждый урок за 15-20 мин до его окончания. При подготовке домашних заданий учащимся рекомендуется также делать физкультурные паузы. Комплексы упражнений для зарядки, гимнастики перед уроками и физкультурных минуток необходимо время от времени изменять.
Гигиена умственной работы.
Известный отечественный физиолог М. И. Виноградов
на основе изучения деятельности нервной системы, изложил следующие условия, необходимые для успешного умственного труда:
1. Втягиваться в работу постепенно после ночного сна.
2. Подбирать свой, индивидуальный ритм работы. Оптимальный ритм — средний: утомляет не только аритмичность, но и чрезмерная скорость умственного труда.
3. Соблюдать привычную последовательность и систематичность умственной работы. Работоспособность человека значительно выше, когда он придерживается заранее спланированного распорядка дня, привычной последовательности в смене видов умственного труда.
4. Установить правильное чередование труда и отдыха.
5. Успех в умственном труде выше в том случае, если общество положительно относится к нему.
Умственная работоспособность в значительной мере зависит и от ряда внешних факторов. Так, оптимальными при умственной работе являются температура воздуха 18—22° и относительная влажность 50—70%.
Отличительной особенностью утомления при умственной работе является то, что человек не сразу его замечает, хотя в действительности продуктивность труда падает. Следует отметить, что умственная работоспособность прежде всего зависит от характера выполняемой работы, который можно отобразить типом деятельности головного мозга (И. А. Кулак, 1968).
Заключение.
Опираясь на анализ научно-методической литературы материала, представленного в проектной работе, мы можем сделать следующие выводы:
1. Отличительной особенностью утомления при умственной работе является то, что школьник не сразу его замечает, хотя в действительности продуктивность учебы падает. Следует отметить, что умственная работоспособность прежде всего зависит от характера выполняемой работы, который можно отобразить типом деятельности головного мозга.
2. Урок физической культуры в режиме учебного дня, гимнастика до уроков, подвижные игры на перемене и физкультпаузы способствуют поддержанию и повышению умственной работоспособности в течение всего учебного дня.
3. Под влиянием занятий физическими упражнениями происходят положительные изменения в умственной работоспособности у школьников в течение учебной недели и года. Даже в период экзаменационных сессий, как это убедительно было показано в исследовании К. В. Волкова, ежедневные часовые занятия гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, особенно на свежем воздухе, способствуют поддержанию высокой умственной работоспособности и положительно отражаются на успеваемости школьников.