Презентация:«Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной спортивной деятельности»
Презентация:«Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной спортивной деятельности»
?В наше время перед учителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.
?В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация:«Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной спортивной деятельности» »
итоговая работа по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования »
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной спортивной деятельности»
Выполнила:
Васильева Галина Александровна
тренер-преподаватель
СП ГБОУ СОШ №3
г.о.Октябрьск «ДЮСШ»
Актуальность
В наше время перед учителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.
В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония.
Противоречия
Исходя из вышесказанного возникают противоречия
между запросом общества и государства на воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России и имеющимся у школьников с низким уровнем развития нравственных качеств, общественной морали, утраты семейных ценностей, упадком патриотического воспитания, толерантности, товарищества, пассивного отношения к действительности.
Это позволило сформулировать проблему.
Проблема
Необходимость выделения духовно- нравственного воспитания младших школьников во внеурочной спортивной деятельности в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.
Это и послужило выбором моей темы: « Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной спортивной деятельности».
Главная цель
создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников во внеурочной спортивной деятельности, направленной на формирование человека, способного к принятию ответственных решений и проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение теоретических основ по данной теме;
- выбор методов диагностики нравственной
воспитанности;
- разработка программы внеурочной деятельности
с учетом форм и методов, направленных на
духовно-нравственное воспитание;
- внедрение, анализ и корректировка программы
внеурочной деятельности.
Ожидаемый результат
- Формирование высокого уровня самосознания, самодисциплины, понимания учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
- Осознание детьми того, что честь и смелость развивается с ранних лет, что тот, кто правдив с детства, будет хорошим человеком.
- Повышение чувства ответственности у детей при выполнении общественных поручений.
Духовно-нравственное воспитание предполагает
становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа .
Принципы духовно-нравственного воспитания
- Воспитание на традициях.
- Принцип сотрудничества.
- Принцип целостности учебно-воспитательного
процесса.
- Системно-организованный подход.
- Личностно-ориентированный подход.
- Принцип сохранения исторической памяти.
Условия реализации программы
Для дальнейшей работы над программой внеурочной деятельности нам необходимо провести диагностику. Я остановилась на методике М. И. Шиловой «Диагностика нравственной воспитанности обучающихся начальной школы», которая отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
- отношение к обществу, патриотизм;
- отношение к умственному труду;
- отношение к физическому труду;
- отношение к людям (проявление нравственных
качеств личности);
- саморегуляция личности (самодисциплина).
Уровни формирующих качеств
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика.
При анализе результатов диагностики мы увидим на какие показатели необходимо обратить внимание при работе с программой внеурочной деятельности.
Структура педагогической деятельности
Как учитель физической культуры я постоянно осуществляю поиск форм и методов, с целью патриотического воспитания обучающихся, а также формирования в них чувства гражданственности. Такой формой работы с детьми стало проведение детской военно-спортивной игры «Зарничка». В методологическую основу, которой заложен принцип, содержащий в себе как элементы игры, так и элементы соревнования.
Содержание, формы подготовки и проведения детской военно-спортивной игры «Зарничка» среди младших школьников дало возможность проявить детям свои организаторские способности, чувства коллективизма и взаимовыручки. «Зарничка» стала для школьников настоящим уроком мужества, патриотизма, физической и моральной закалки, приобретения необходимых умений и навыков безопасной жизнедеятельности, медицинской помощи, формирования морально-волевых качеств.
Другими мероприятиями, направленными на развитие патриотизма являются: «День защитника Отечества», Смотр строя и песни,
«А, ну - ка, мальчики», «А, ну - ка, девочки».
Основное направление духовно-нравственного воспитания
Основным направлением духовно-нравственного воспитания, как учитель физической культуры, считаю спортивно-оздоровительное. В этой работе я использую игровые и коммуникативные технологии, такие как «День здоровья», «Папа, мама, я - спортивная семья», спортивные соревнования «Весёлые старты» и другие.
Для формирования умений и навыков сотрудничества со сверстниками, более старшими и младшими товарищами, взрослыми, родителями имеется большое количество игр и заданий, выполняемых парами, в группах и командах, которые учат детей взаимодействовать, общаться и соперничать. Учащиеся младших классов учатся соблюдать правила, приобретают навыки работы в группе, в коллективе.
Заключение
В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса пришла к решению, что строить внеурочную работу надо, как знакомство обучающихся с традициями народной культуры. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, праздниках. Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Дети могут пробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности обучающегося.
В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. По данному направлению разработана программа кружка «Народные игры» (приложение). Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей младшего школьного возраста в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения, спортивные игры и др.). Кроме того, дети познакомятся с забытыми народными играми, научатся правилам игр, способам сотрудничества и общения, пополнят кругозор при изучении детского фольклора.
Использованные источники:
1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.г. №15785).
2. Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятельность учащихся начальных классов (В помощь учителю, руководителю кружка). Рекламно-информационное бюро Турист». М., 1992.
3. Бахчиева О. А. Государственная система дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения // Внешкольник. – 2010. – № 1. – С. 27-31
4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
5. Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. – М.: Просвещение, 2007.
6. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Методическое пособие для школьных администраторов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования/ авт. –сост. А. Н.Вырщиков, М. Б.Кусмарцев, А. П.Пашкович.-М.:Глобус, 2007.