Опыт реализации здоровье сберегающих технологий КМЖ
Опыт реализации здоровье сберегающих технологий КМЖ
Проблема сохранения здоровья и поддержания жизненного тонуса постоянно волновала человечество. На протяжении многих веков люди разрабатывали все более совершенные способы заботы о своем здоровье. В наше время становится все труднее придерживаться здорового образа жизни. Это обусловлено различными факторами, включая и быстрый темп современной жизни.
Цель данной программы - привитие здорового образа жизни и создании условий успешной деятельности по освоению элементов техники борьбы айкидо.
Данная цель может быть достигнута через решение следующих задач:
- создание условий для качественной двигательно-активнойдеятельности;
- привитие основ гигиены и навыков самообслуживания;
- развитие адекватный возрасту представлений о строении своего тела, его резервах и возможностях;
- привитие навыков безопасной жизнедеятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт реализации здоровье сберегающих технологий КМЖ »
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………. 2-5
Учебно-тематическое планирование…………………………6
Содержание программы…………………………………….. ..7-27
Учебно-методическое обеспечение…………………………...28
Сведения о разработчике………………………………………29
Аннотация……………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………….31-33
Пояснительная записка.
Проблема сохранения здоровья и поддержания жизненного тонуса постоянно волновала человечество. На протяжении многих веков люди разрабатывали все более совершенные способы заботы о своем здоровье. В наше время становится все труднее придерживаться здорового образа жизни. Это обусловлено различными факторами, включая и быстрый темп современной жизни.
Дети школьного возраста ограничены в естественной потребности двигаться столько, сколько нужно для их гармоничного физического развития. Двигательная активность – необходимое условие жизни живой материи. Ограничение двигательной активности приводит к функциональным и морфологическим изменениям в организме, к снижению продолжительности жизни. Повседневную двигательную активность следует рассматривать как естественную основу накопления резервов здоровья. Чрезвычайно эффективным средством оздоровления подрастающего поколения на современном этапе развития общества является спорт. Он – в высшей степени дисциплинирующий фактор. Причем этот вид дисциплины естественный, продиктованный внутренними потребностями организма в условиях напряженной и систематической мышечной работы.
Будучи изолированным, от общества людей в раннем детстве, ребенок никак не проявляет потребности в подлинно человеческом познании окружающего нас мира. И наоборот, чем больше он к этому побуждается специальным педагогическим руководством, тем быстрее и охотнее приобщается к ценностям человеческой культуры.
В ряду факторов сохранения и укрепления здоровья ведущая роль принадлежит физической культуре (базовое школьное образование) и разнообразным учреждениям дополнительного образования, где формируются группы ОФП, спортивные секции. Уровень физической и умственной работоспособности людей, занимающихся физическими упражнениями, сохраняется значительно дольше. Тренер-преподаватель спортивного клуба, как и учитель физической культуры, должен быть более всего озабочен повышением оздоровительной роли занятий физическими упражнениями. Снижение активной деятельности (гипокинезия) пагубно сказывается на здоровье. В первую очередь гипокинезия способствует развитию сердечно-сосудистых расстройств, приводит к нарушению обмена веществ. Физические упражнения предупреждают атеросклеротические изменения в сосудах, уменьшают риск заболевания ишемической болезнью сердца. Вместе с тем физические упражнения повышают и так называемую не специфическую, т.е. естественную, защитную устойчивость организма. Человек обретает надежную способность активно бороться с болезнетворными агентами внешней среды.
Цель данной программы - привитие здорового образа жизни и создании условий успешной деятельности по освоению элементов техники борьбы айкидо.
Данная цель может быть достигнута через решение следующих задач:
- создание условий для качественной двигательно-активнойдеятельности;
- привитие основ гигиены и навыков самообслуживания;
- развитие адекватный возрасту представлений о строении своего тела, его резервах и возможностях;
- привитие навыков безопасной жизнедеятельности.
Методы и формы обучения.
При комплектовании групп, необходимо учитывать общефизическую подготовку, возраст, вес желающих заниматься. Необходим допуск врача к занятиям. Прием в секцию рекомендуется проводить в сентябре каждого года.
Виды физической активности: подвижные и спортивные игры, гимнастика, акробатика, легкая атлетика, борьба, соревнования.
Формы: групповая, индивидуальная, круговая.
Учитывая возраст и интерес занимающихся, в комплексную систему включен раздел спортивных игр. Чередование его с борьбой, легкоатлетической подготовкой, гимнастической, плаванием позволяет оптимизировать нервно-психологическую сферу занимающихся и вызвать положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями. Игровые упражнения позволяют развивать такие качества как быстрота, меткость, выносливость, умение мгновенно ориентироваться в нестандартных ситуациях.
Одним из нестандартных методов воздействия на детей является соревновательно-игровой. Важнейшим его достоинством является применение, как в игровых видах, так и в неигровых видах физической подготовленности. Этот метод позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке занимающихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах во времени, а сами занятия сделать более интересными.
В решении непростых задач обучения и воспитания подрастающего поколения с учетом современных требований немаловажное место отводится перестройке форм и методов физического воспитания детей. Теперь на первый план выходят не меры, очки и секунды лучших представителей спортивных групп, а реальный уровень физической подготовленности и состояния здоровья всех, обучающихся в спортивном клубе. Известно, что физическая подготовленность человека характеризуется уровнем развития таких основных физических качеств, как сила, быстрота и выносливость. В отдельных случаях по результатам сдачи контрольных тестов можно дать достаточно объективную педагогическую оценку состояния физической подготовленности занимающихся, определить, какие из физических качеств развиты лучше, а какие хуже.
Дневник самоконтроля приучит детей к дисциплинированности, к самостоятельным занятиям, наглядно покажет движение результатов, а тренеру – преподавателю подскажет о правильности построения тренировки. Методика оценки контрольных тестов позволит легко дозировать объем и интенсивность физической нагрузки, менять ее направленность. От здоровья каждого человека зависит богатство и благосостояние нашего общества, ускорение научно – технического прогресса и социально – экономического развития страны. Иначе говоря, здоровье подрастающего поколения важнейшая социальная категория.
Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста.
Данная программа рассчитана на один год обучения с переводом детей в группы первого года обучения занятий борьбой самбо и дзюдо.
Учебно-тематический план
№
Наименование темы
Общее количество часов
В том числе
Теор.
Практ.
1.
Введение. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены.
2
2
2.
Краткие сведения о влиянии физических упражнений на организм. Навыки ЗОЖ. Гигиена, закаливание, режим и питание занимающихся.
2
2
3.
Самоконтроль, предупреждение повреждений и оказание первой медицинской помощи.
3
1
2
4.
Строевая подготовка
12
2
10
5.
Общая физическая подготовка
30
2
28
6.
ОФП направленного воздействия
20
2
18
7.
Специальная физическая подготовка
20
2
18
8.
Участие в соревнованиях
9
1
8
9.
Посещение музеев, выставок, соревнований.
10
2
8
ИТОГО:
108
16
92
Содержание программы
Тема 1. Введение. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены – 2 часа.
Знакомство с планами и задачами на учебный год. Расписание занятий. Организационные вопросы. Правила техники безопасности и противопожарной защиты. Гигиенические знания и навыки.
Тема 2.Краткие сведения о влиянии физических упражнений на организм. Навыки ЗОЖ. Гигиена, закаливание, режим и питание занимающихся – 2 часа.
Закаливание. Режим дня и питание.
Тема 3.Самоконтроль, предупреждение повреждений и оказание первой помощи – 3 часа.
Теория – 1 час.
Визуальный осмотр. Первые признаки для оказание первой медицинской помощи.
Практика – 2 часа.
Тема 4. Строевая подготовка - 12 часов.
Теория – 2 часа.
Правила поведения в строю, правильность выполнения строевых упражнений.
Практика – 10 часов.
Строевые (порядковые) упражнения.
Построение (в колонну, в шеренгу): расчет по порядку, на 1-2-й: по 3,4,5, уступами (6,4,2 на месте); поворот на месте и в движении, движения шагом и бегом ( начало движения, остановка, ускорение, замедление): размыкание и смыкание: перестроение ( в колонну, шеренгу, по кругу, по расчету).
Тема 5. Общая физическая подготовка - 30 часов.
Общеразвивающие упражнения различных видов спорта.
Теория – 2 часа.
Техника безопасности при проведении упражнений, правильность выполнения упражнений.
Практика – 28 часов.
Гимнастика.
- Упражнения без предметов: движения в лучезапястных, локтевых, плечевых, голеностопных, коленных, тазобедренных суставах.
Позвоночник – сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, круговые движения, наклонения туловища в перед, назад в сторону, повороты.
- Упражнения с партнером: сгибание разгибание рук в упоре стоя, в упоре лежа, в стойке на руках; приседание на двух и на одной ноге, перетягивание палки в положение сидя и стоя, перетягивание каната, перетягивание друг друга; поднимание на спину партнера, стоящего сзади; поднимание сидящего (захватом рук, захватом туловища сзади; захватом ног); поднимание лежащего за руки (руку), ноги (ногу), туловище: приседание, наклоны, ходьба и бег с партнером, лежащим на плечах: передвижение по ковру в упоре лежа (ноги захвачены партнером): приседание на одной ноге с захватом рук (поочередно, вместе); наклоны в перед в положении сидя (партнер стоит сзади); прогибание в положении стоя (партнеры стоят спиной к спине, движение туловища в положении сидя, руки в стороны, лежа на спине, партнер стоит).
- Упражнения с предметами.
С набивным мячом: стоя - вращения мяча; перебрасывание из руки в руку, броски вверх и ловля толчком одной руки, от груди двумя руками, через сторону одной рукой, перед собой двумя руками, из-за головы одной и двумя руками, под ногу снаружи, под ногу изнутри, между ног: наклоны с мячом в вытянутых в перед руках; вращение, удары по мячу ногами (подошвой, бедром, голенью, подъемом стопы); броски мяча ногами (вперед зацепом, вперед и назад, зажимая коленями); броски и ловля мяча в парах (через сторону, двумя руками из-за головы, от груди, назад через голову, назад между ногами, вперед между ногами). Лежа: перекидывание, броски и ловля, броски ногами, перекаты с мячом.
- Со скакалкой: прыжки на двух ногах, на одной ноге (на пол-оборота и один оборот с коленями, с вращением в перед и назад), со скрещиванием рук через скакалку, сложенную втрое в приседе и стойке, через скакалку, захваченную за один конец (другим концом делать круги по полу); перетягивание захватом за скакалку в парах.
-Упражнение на снарядах
- на канате: лазание с помощью и без помощи ног, раскачивание, прыжки с каната.
- гимнастической стенке: лазание, прыжки, подтягивание, поднимание ног и туловища при различных захватах, соскоки, перескоки и др.
- на гимнастической скамейке: ходьба, быстрые повороты, прыжки, имитация приемов, поднимание и переставление скамейки: упражнения сидя и лежа на скамейке для различных групп мышц.
Легкая атлетика.
Ходьба на носках, пятках и полуприседе. Бег с подниманием ног в перед, назад, боком, спиной в перед, с поворотом прыжками, ускорениями. Бег и эстафеты на короткие дистанции, из различных стартовых положений, бег на средние дистанции, бег по пересеченной местности с преодолеванием различных естественных и искусственных препятствий; прыжки в длину и высоту с места и с разбега; метание и толкание различных тяжестей.
Использование в тренировочном процессе подвижных игр
Игры с давних пор были неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Физические упражнения были самым тесным образом связаны с трудовыми процессами культовыми обрядами, искусством и военным делом.
В сегодняшних условиях, игра может быть приблизительно определена как активная деятельность, в которой дети исполняют роль нападающего или защитника, и как отражение реальной жизни.
Прежде чем ребенок сможет извлечь пользу из формального обучения, ему необходимо развитие самовыражения, внутреннего контроля, координации и способности быть настойчивым, шутливым, любознательным и предусмотрительным. Он должен научиться достигать цели и проигрывать. Ему необходимо получать удовольствие от физической и умственной деятельности. Подвижные игры могут помочь детям обрести эти качества и ловкость, позволяют каждому, невзирая на его таланты и недостатки, на равных участвовать в них вместе с другими детьми и получать весьма существенный опыт для будущего обучения.
Кроме того, что в игре проявляется изобретательность и демонстрируются физические усилия, она служит делу подготовки детей к социальной жизни. Это способствует формированию умственных и нравственных понятий, создает потребность в правилах. И игры, и жизнь нуждаются в движении, в планировании направлении и предвосхищении возможных действий соперника. Игры помогают учить этим приемам, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом.
В педагогической практике используютсяколлективные и индивидуальные подвижные игры, а так же игры, подводящие к спортивной деятельности, где есть возможность решать следующие задачи:
1. оздоровительные – с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата мышечной системы, на формирование правильной осанки, повышают функциональную деятельность организма;
2. образовательные – игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы, а правила и двигательные действия создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представление о существующих в обществе отношениях между людьми;
3. воспитательные – подвижные игры в большей степени способствуют воспитанию физических качеств быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
При проведении игры необходимо:
- подготовить площадку (место) и инвентарь;
- провести предварительный анализ игры;
- разместить играющих и объяснить правила;
- выделить водящих или распределить на команды;
- выбрать капитанов и выделить помощников;
- судейство - объективное и беспристрастное;
- дозировка нагрузки в процессе игры;
- окончание игры и поведение итогов.
Примерный перечень подвижных игр:
Борьба за палку Веревочка под ногами
Догони и коснись Жмурки-носильщики
Защищай товарища Кто выше?
Кто быстрее? Кто дальше
Кто подходил Метание в корзину
Подвижная цель Попади в мяч
Пример проведения игры «Подвижная цель»
Цель игры – развитие координационных способностей
Задача – водящему научится двигаться в пространстве, не подставляя себя под касание мячом; воспитанникам сформироваться в команду единомышленников относительно действий.
Подготовка. Воспитанники образуют большой круг (стоят в двух-трех шагах друг от друга). Перед носками игроков можно провести линию. Выделяется водящий, который выходит в середину круга.
Содержание игры. По сигналу руководителя дети стараются попасть в водящего волейбольным мячом, от которого водящий, бегая внутри круга, увертывается. Кому это удается сделать, становиться водящим. Игру можно проводить в двух-трех кругах. Побеждает игрок, который дольше всех пробыл в роли водящего.
Правила игры. 1. В ходе игры бросающим мяч не разрешается заступать ногой за черту. 2. Не засчитывается попадание в игрока после отскока мяча от пола (земли). Если водящему удалось поймать мяч, он не выбывает из игры. 4. попадание в голову не засчитывается.
Подведение итогов: Выявляется самый подвижный игрок, выявляется самый точный игрок, обсуждается действие всей команды и капитана
Акробатика.
Кувырки в перед (в группировке, с прямых ног, с выходом на одну ногу, с захватом стоп скрещенных ног, с набивным мячом, без опоры руками), полет – кувырок (через набивной мяч, лежащие туловище чучела или мешок, через партнера, стоящего на четвереньках, стоящего согнувшись; через стоящий мешок, стул, со стула). Кувырок назад (из приседа, из стойки, не сгибая ноги, с набивным мячом в руках, с тренировочного мешка, со стула, с захватом скрещенных ног). Кувырок – одна нога вперед; кувырок через левое, правое плечо. Переворот боком; переворот вперед, назад, парный
переворот назад. Парные кувырки вперед и назад, парный переворот назад и др. подъем разгибом.
Введение в ОФП элементов айкидо
Главная цель айкидо заключается в том, чтобы углубить и расширить знания людей, и, более того, искусство айкидо дает возможность приобрести особую этику – способ гармонизации человеческой личности в процессе развития, а так же согласования её с повседневными делами человека в его индивидуальной нише, в его обществе, в его мире.
Долгое время с айкидо был знаком относительно узкий круг посвященных даже на Востоке. Теперь, когда завеса тайны приподнята, его называют одним из самых сложных боевых искусств, а на высоком уровне мастерства - эффективным методом развития, интеграции и практического применения всех человеческих способностей, как физических, так и духовных.
На первый взгляд, айкидо кажется просто высокоэффективным способом самозащиты от любого вида агрессии, синтезированным на основе японских будзюцу ( воинских искусств). Но при внимательном изучении оказывается, что здесь кроется нечто намного большее. Именно это и привлекает в додзё (тренировочные залы) все новых и новых последователей. Айкидо – это Искусство Согласования, способ укрепления тела и духа, сплавление в единое целое физический и духовной энергии и путь обретения цельности как человеческого существа. Слово айкидо состоит из трех иероглифов и значит «Метод или Путь (До) Согласования, или Обретения Гармонии (ай) Энергии Сознания, или Духа (ки)».
Айкидо было создано в Японии Мастером Морихэем Уэсибой. Оно объединяет в себе практические приемы самозащиты, и при этом акцент с самого начала делается на характерном объединении мыслей и действий в одно целое.
Из самого названия этого метода самозащиты становится понятно, почему он одинаково применим как в случае одного атакующего, так и нескольких. Методы тренировки в айкидо позволяют достичь высоких результатов людям обоих полов и всех возрастных групп.
Как искусство самозащиты, айкидо признает, что в случае агрессии со стороны человек имеет право защитить себя от этой агрессии.
Но, как человек может защитить себя? Это целиком и полностью зависит от степени его индивидуального развития, и если использовать айкидо надлежащим образом, любая жестокая и грубая агрессия может быть мягко и чисто нейтрализована, при этом контроль осуществляется над всеми аспектами защиты и нападения. Таким образом, самозащита становится возможной без необходимости нанесения серьезных увечий нападающему.
Иными словами, айкидо утверждает: вы должны защищать себя. Кроме того, оно обеспечивает вас техникой, которая позволит сделать это с наибольшей эффективностью. Но при этом подразумевается, что вы несете ответственность за то, чтобы не причинить ненужный вред нападающему.
Стратегические методы айкидо состоят из динамических приемов уклонения, вхождения и концентрации, которые, в свою очередь, являются основой более сложных приемов нейтрализации в форме техник захвата и бросков – количество их комбинаций бесчисленно.
Целью тренировок в айкидо является замена определенных инстинктивных реакций (типа прямого столкновения с силой другого человека) на другие реакции, более тонкие и усовершенствованные ( например, уклонение от прямой атаки непосредственно после её начала и затем отвод её в сторону от себя ).
Для того, чтобы не допустить ошибки в случает неожиданного развития событий (неожиданная атака), -нельзя тратить время на раздумья и только после них предпринимать какое-либо действие. Необходимо реагировать на уровне инстинктов.
Но какой будет эта реакция, и на основе каких инстинктов она будет осуществляться? Практически полностью это зависит от усердия на тренировках, так как достоверно известно, что профессиональное владение приемами и техниками любого из боевых искусств нельзя достичь без целенаправленных и продолжительных усилий. Необходима тренировка - такая же, как в тех случаях, когда человек учится ездить на лыжах, печатать на машинке, или играть на пианино. В идеале, как уже отмечалось выше, если айкидо заниматься постоянно, полученные навыки становятся частью вашей природы и они проникают в наше сознание настолько, что не различаются отдельные движения, или техники. Ещё не было ни одного человека, который научился играть на пианино, обсуждая композиторов и их произведения, - это становилось возможным только благодаря занятиям по специально подготовленным программам.
Тренировки по айкидо проходят одновременно на многих уровнях. Это необходимо потому, что основной целью индивида является интеграция в физическом, духовном, и, следовательно, функциональном уровнях.
Ранее уже отмечалось, что искусство айкидо характеризуется сферичностью действий и мягким, но мощным высвобождением силы. Главный результат состоит в высокой степени в согласованности движений тела – необходимы текучие, гибкие и функциональные действия, свободные от жесткости в какой-либо форме, как в физической (недостаточная, или чрезмерная мышечная масса), так и умственной (напряжение).
Именно поэтому, помимо своей эффективности в качестве искусства самозащиты, айкидо привлекает людей, занимающихся самыми различными видами спорта, которые видят в нем прекрасный метод развития координации, рефлексов, умение рассчитывать время, улучшать общефизическую подготовку, поддерживать себя в хорошей форме. Особый интерес представляет собой концепция растяжки.
Комбинация физической и умственной активности, реализуемая айкидо, приносит большую пользу женщинам, детям и пожилым людям – благодаря тому, что стиль тренировок легко приспосабливается под нужды конкретного человека. Одним из результатов практики айкидо является заметное улучшение общего состояния здоровья, особенно дыхательной и кровеносной систем. В первом случает благотворное воздействие оказывают дыхательные упражнения, а во втором – регулярные занятия, направленные на развитее опорно-двигательного аппарата. Укрепление систем дыхания и кровообращения, в свою очередь, позволяет крови быстрее и более регулярно доставлять свежий клеточный материал во все органы и в то же время помогает сохранить вены и артерии сохранить свободными от закупорок и жировых наростов. Помимо этого практика айкидо направлена на снижение устранение и трансформацию нервных стрессов, - упражнения предотвращают накопление «эмоциональной грязи». В айкидо-додзё обычно царит расслабленная приятная атмосфера. Тренировочные возможности айкидо отличаются разнообразием и требуют активного применения как физических, так и умственных способностей. Благодаря этому занятия могут усложняться до бесконечности, и при этом никогда не возникает пресыщения или чувства, будто все, что возможно, уже изучено.
Рисунок 1. Первоэлементы-упражнения на увеличение гибкости
Рисунок 2. Упражнения на увеличение пластичности и сохранения центра тяжести массы тела
Рисунок 3. Технические действия (нейтрализация) против агрессивных действий атакующего
Рисунок 4 . Основные атакующие действия в виде захватов
Рисунок 5. Основные формы атакующих действий
Тяжелая атлетика
Упражнения с гирями, гантелями и штангой (жим, рывок, толчок) различного веса.
Сгибание рук, вращение гантелей ( за ручки, головки) – руки в стороны, вниз, вверх; поднимание гантелей вверх (движение вперед: в сторону, от плеча, из-за головы); наклоны и повороты туловища с гантелями в вытянутых руках; те же упражнения в положении лежа.
Плавание
Плавание способствует разгрузке мышц позвоночника, развивает функциональные свойства организма, действует как общеукрепляющее и закаляющее средство. Выполняются в воде упражнения направленные на раскрепощение мышц. За занятие выполняются упражнения с мячом в воде в парах, изучается техника держания на воде. Техника действия под водой.
Тема 6. ОФП направленного воздействия – 20 часов.
Теория – 2 часа.
Техника безопасности при проведении упражнений, правильность выполнения упражнений.
Практика – 18 часов.
Комплекс упражнений направленный на исправление осанки, осанки, плоскостопия, зрения и т.д. Упражнения с оздоровительной направленностью в сочетании с естественными силами природы, воздействующие на те или иные органы и системы занимающихся, укрепляют и развивают их. Выбор комплекса упражнений, воздействующих на детей, зависит от функционального состояния здоровья и физического развития.
Тесная взаимосвязь тренера с врачом предусматривает педагогический и врачебный контроль за состоянием здоровья занимающихся детей.
Техника безопасности при проведении упражнений, правильность выполнения упражнений.
Практика – 18 часов.
Специальная физическая подготовка с партнером.
Специальная физическая подготовка направлена на развитие кондиционных и координационных качеств: общей и специальной выносливости, спортивно – силовых, скоростно - силовых качеств, общей и специальной гибкости, координационных способностей, специальных качеств, которые необходимы в спортивных видах единоборств, сочетающие взрывной характер с силовыми способностями и координационными возможностями.
Развитие по средствам физических упражнений, направленных на овладении приемами страховки и самостраховки, на укрепление моста, на укрепление и развитие основных групп мышц (пробегание коротких отрезков, челночный бег, упражнения на гибкость: наклоны из различных положений, махи, удержание с мах амплитудой, используя пассивные и активные методы развития гибкости), акробатические элементы, включающие кувырки, перевороты, прыжки; кроссы; спортивные игры: футбол, регби, баскетбол в условиях спортивного зала и на свежем воздухе и т.д., при этом решая задачу морально – волевого воспитания (развитие смелости, решительности, настойчивости, трудолюбия) в повседневной жизни и в условиях спортивной борьбы.
Кувырок вперед назад, по диагонали, прыжок – кувырок, падение грудью к ковру с опорой на кисти или предплечья из различных И. П. – обычной стойки, стойки на коленях, падение назад с поворотом и приземлением на руки и грудь, то же с прыжка, падение на спину с положения сидя, из приседа, из стойки, из стойки на одной ноге, с прыжка, то же на правый и левый бок, падение через палку на правый и левый бок, стоя к ней спиной, то же стоя к ней лицом, падение на спину кувырком в воздухе (полусальто), падение на бок, кувырок в перед, держась за одноименную руку партнера, то же назад через партнера, стоящего на четвереньках, то же кувырок вперед, падение на бок с поворотом в воздухе на 270 градусов и упора лежа.
-Упражнение в поддержке и помощи при проведение технических действий в борьбе.
Упражнения в падениях.
Падение назад с поворотом грудью к ковру: вперед из положения стоя на коленях руки назад, вперед из стойки, не сгибаясь.
- Подготовительные упражнения.
К броскам, сбиваниям, переворотам и другим приемам борьбы на месте и в движении, стоя на одной и на обеих ногах.
- Упражнения для укрепления моста.
Упражнения для мышц шеи (индивидуальные и парные), движения в положении стоя на мосту с поворотом и без поворота головы, упражнения в положении моста с небольшими отягощениями, вставание на мост из стойки, то же с последующим поворотом через голову, вставание с моста, забегания из положения стоя на мосту без партнера, с партнером, удерживающим различными захватами с боку и спереди.
Забегания на мосту через партнера: прогибание, сидя на партнере, стоящим в партере, мост с поддержкой партнера, кувырок вдвоем вперед, назад, перекаты в сторону (через спину и через мост), повороты и вращения головы, наклоны головы в партере с помощью партнера, то же в стойке, то же с упором головой в мягкую стенку, затем в ковер (с помощью и без помощи рук) вставание на мост (из положения стоя, стоя на калениях, лежа), движения на мосту в перед, назад, в сторону, с отягощением веса партнера, забегами, перевороты с моста, уходы с моста.
Упражнения с упражнения с предметами
С набивным мячом: бросок через грудь, бросок захватом ног, подсечки (по лежащему, падающему, отскакивающему, катящемуся мячу); зацеп стопой лежащего, катящегося мяча.
Со специальным мешком (чучелом): различные отрывы и броски мешка или чучела и др.
Тема 8. Участие в соревнованиях – 9 часов.
Теория – 1 часов.
Знание правил соревнований. Техника безопасности.
Практика – 8 часов.
Спортивные соревнования – способ демонстрации, сравнения и оценки спортивных достижений, регулирование своеобразной конкуренции в спорте. Спортивные соревнования являются важнейшим фактором познания возможности человека, создание эталонных показателей (установление спортивных рекордов). Соревнования – средство стимулирования спортивной деятельности, метод отбора и повышения эффективности подготовки подростков. В тоже время они являются особым типом активности с акцентом на ее результат.
Социализация подростков – одна из важнейших задач программы. Кроме спортивных мероприятий, подросткам нужно посещать культурно-массовые мероприятия. Во время посещения музеев, театров дети расширяют свой кругозор, повышают уровень эрудированности. Совместные мероприятия делают коллектив более сплоченным. Общение подростков вне зала дает им возможность поверить в такие жизненные ценности как дружба, семья, жизнь человека, его свобода и здоровье.
Требование к уровню подготовки: К концу учебного года обучающие должны:
Знать:
Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены.
Краткие сведения о влиянии физических упражнений на организм. Навыки ЗОЖ. Гигиена, закаливание, режим и питание занимающихся.
Правила соревнований.
Культуру поведения в общественных местах.
Уметь:
оказание первой медицинской помощи.
выполнять строевые команды
Владеть:
Общеразвивающими упражнениями различных видов спорта.
Специальными физическими упражнениями направленных на развитие кондиционных и координационных качеств.
Корт во дворе клуба (футбольная и баскетбольная площадка).
Костюмы участников (куртка для борьбы самбо, борцовки, трико, шорты). Телевизор, DVD проигрыватель, аудио и видео записи учебного материала по единоборствам и стринг - эластике. Плакаты проведения технических действий.
Аннотация.
Данная образовательная программа основана на духовно – философской концепции, призванной сформировать у детей устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих психических и физических качеств.
Программа предназначена для детей в возрасте 10 – 12 лет.
Целью данной программы является гармоничное развитее личности ребенка, его основных физических качеств и способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- привлечение максимально возможного количества детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, направленной на развитее их личности, утверждения здорового образа жизни, воспитание физических, морально-этических и волевых качеств.
- профилактика зависимостей среди детей и подростков данного микрорайона.
Программа предусматривает оптимальный и плавный переход ребенка с одного уровня на другой, для обеспечения поступательного хода его развития.
Сведения о разработчике:
ФИО: Майстренко
Алексей
Архипович
Место работы: МОУ ДОД «Детско-юношеский центр», КМЖ «Алый парус», педагог дополнительного образования
Квалификационная категория: высшая
Черный пояс (первый дан айкидо),
черный пояс (третий дан джиу-джитсу)
Сведения об образовании: Магнитогорский государственный педагогический институт
Педагогический стаж: 23 года.
Контактный телефон: 89222265592
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Айки-до: От классики до современности. / Сборник - М.: Олма-пресс, 2001.- 304с.
Аулик, И.В. Как определить тренированность спортсмена. / И.В. Аулик - М.: Физкультура и спорт, 1989. 112с.
Бабасян, М.А. Исследование методики скоростно-силовой подготовки на этапе предварительной спортивной тренировки / М.А. Бабасян //Теория и практика физической культуры. 1975. №6. С.56 - 61.
Бранд, Р. Айкидо. Теория и практика восточного боевого искусства, обеспечивающего гармоническое развитие личности. / Р. Бранд // Пер. с нем. Е.С.Юрченко. - Ростов на Дону: Феникс, 1998.-320 с.
Верхошанский, Ю.В. Динамика техники ударных движений и скоростно-силовых качеств боксеров-юношей / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. 1998. №11. С.36-40.
Вестбрук А. Айкидо и динамическая сфера. Пер. с англ. – К: София, 1997. – 368
Волковадзе, Т.А. Силовая подготовка / Т.А. Волковадзе, В.А. Орлов // Спортивная борьба // Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1983.С.44-52.
Воловик, А.Е. Исследование методики скоростно-силовых качеств в классической борьбе. / А.Е. Воловик - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 27 с.
Грипас, О.В. Условия боя на различных дистанциях / О.В. Грипас // Методическая разработка. – М., 1992. - 36 с.
Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. / И.А. Гуревич - Минск: Высшая школа, 1985. - 256 с.
Дьячков, В.И. Совершенствование технического мастерства спортсменов. / В.И. Дьячков, В.М. Клевенко, А.А. Новиков - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 183 с.
Елисеев, Е.В. Единая спортивная классификация в Айкидо Тенсинкай. / Е.В. Елисеев - Челябинск: Экодом, 1999. - 52 с.
Ефремов А. Н. Психологическое айкидо для детей и их родителей. Ростов-на-Дону, 2003. – 311 с
Карпеев, А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях: Монография. / А.Г. Карпеев - Омск: СибГАФК, 1998. – 324 с.
Зинкин, В.Н. Физиология человека: Учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 1975. - 495 с.
Матвеев, А.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для студентов институтов физической культуры /под общ. ред. А.П. Матвеева - М.: ФиС, 1991. – 543с.
Морихеи Уешиба, Будо. Учение основателя Айкидо / пер. И. Савенко - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 224 с.
Омия, С. Скрытые корни айки-до: Айки-дзюцу. Дайто-рю. (Секретные техники древнего военного искусства). / С. Омия - Киев: «София», 2000. - 224с.
Озолин Н. Г, Настольная книга тренера. – М,2002.- 863 с.
Павлов, С.Е. Основы теории адаптации и спортивная тренировка /С.Е. Павлов // Теория и практика физической культуры. 1999. №1. С.2-14.
Петровский, В.В. Основные методики развития двигательных качеств человека в процессе физического воспитания / В.В. Петровский // Методическая разработка - Киев, 1986. - 26 с.
Ренов, А.В. Психофизиологические особенности спортсмена. / А.В. Ренов - М.: ФиС, 1980. - 245с.
Ребров, Н.Г О развитии силы и выносливости дыхательных мышц у школьников в процессе занятия физическими упражнениями / под редакцией З. И. Кузнецовой. - М.: Просвещение, 1997. С. 99-109.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - СПб: Питер, 2000. 795 с.
Садао, К. Динамика айки-до (Школа Ёсинкан). / К. Садао - Харьков: «Будо», 1997. - 130с.
Сиода, Г. Динамическое Айки-до. / Г. Сиода - Киев: «София», 1999. – 160с.
Сугавара, Т. Айкидо и китайские боевые искусства. / Т. Сугавара - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.- 308с.
Уэсиба Киссёмару Дух Айкидо. // Пер. с англ. Д.Е. Малинин - К.: София, 2000. -128 с.
Ямада, Е. Основы Айкидо (Секреты самообороны и внутренней силы). / Е. Ямада - Киев: «Хэда плюс», 1997. - 230с.