Методика развития ловкости у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по волейболу
Методика развития ловкости у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по волейболу
Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика развития ловкости у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по волейболу»
Методика развития ловкости у детей среднего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по волейболу
Михайлин Антон Геннадьевич
учитель физической культуры
МАОУ СОШ №45 Калининград
Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим .
Существует множество методик развития ловкости, но эффективность развития этого качества неодинаково на различных возрастных этапах и в связи с этим каждый тренер ищет наиболее эффективные средства и методы. Поэтому развитие ловкости приобретает главное значение, и является одной и значимых задач учебно-тренировочного процесса.
Данная тема выбрана не случайно поскольку, значимость способности, которая характеризуется, как ловкость, является принципиально важной в волейболе, а именно без развития ловкости, на наш взгляд, невозможно достичь каких-либо результатов в спорте.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс по волейболу с детьми среднего школьного возраста.
Предметом исследования является изучение методики развития ловкости у детей среднего школьного возраста, занимающихся волейболом, используя специальные средства и методы.
Цель работы – определение степени влияния предложенной методики развития ловкости, у детей среднего школьного возраста, занимающихся волейболом.
Задачи:
Определить уровень развития ловкости у волейболистов среднего школьного возраста.
Разработать методику по развитию ловкости у детей среднего школьного возраста, занимающихся волейболом и экспериментально проверить её эффективность в тренировочном процессе.
Сделать выводы.
Методы исследования:
Педагогические наблюдения.
Педагогический эксперимент.
Тестирование двигательных качеств.
Методы математической статистики.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно позволило расширить, уточнить и обосновать знания об особенностях развития ловкости у детей среднего школьного возраста; в подборе специальных упражнений рекомендуемых к применению.
Практическая значимость состоит в возможности эффективно применять предложенную методику на уроках физической культуры, а также использовать их тренерами-преподавателями на секционных занятиях по волейболу.Педагогический эксперимент проходил на базе МАОУ СОШ №45 Калининград
. В нём участвовали 8 классы в экспериментальной группе и контрольной. Возраст детей участвующих в эксперименте — 13–14 лет.
Экспериментальная группа (8 «Б» класс) занималась по методике развития ловкости, контрольная (8 «А» класс) — по общепринятой методике физического воспитания.
Эксперимент проходил в течение 8 месяцев (с сентября 2015 года по апрель 2016 года).
В начале, мы провели тестирование на развитие двигательных качеств, чтобы получить результаты имеющегося на тот момент уровня физической подготовленности.
В основу методики развития ловкости положены комплексный подход и принцип избирательного воздействия на ту или иную форму проявления качества. Основным методом контроля эффективности уроков физкультуры в экспериментальной группе являлось изучение развития координационных способностей.
В каждом учебном занятии планировались упражнения, направленные на развитие всех двигательных качеств, которые для удобства планирования и построения занятий (кроме выносливости) объединены по направленности воздействия в четыре группы:
Упражнения для отработки передачи (скорость движения, ловкость, развитие силы рук и пальцев).
Два партнера рядом друг с другом в висе на гимнастической стенке поочередно раскачиваются вправо и влево. При этом каждый старается обеими ногами коснуться бедра партнера. Из положения лежа на спине на полу с вытянутыми за головой руками быстрое поднимание вытянутых ног и рук вперед, пока руки не соприкоснутся с голеностопными суставами (упражнение под названием «перочинный нож»). Ударные движения, имитирующие удары по мячу при помощи партнера, который находится сзади тренирующегося спортсмена и держит ударную руку. Можно использовать также эспандер или резиновый жгут, закрепленный за стену, или держаться за перекладину гимнастической стенки на высоте плечевого пояса, стоя спиной к ней. Бросковые упражнения с предметами (камни, мяч для игры в лапту, набивной мяч, копье, ядро) обеими и одной рукой, бросая на расстояние или же о стенку 2.Упражнения для отработки атакующего удара и постановки блока(прыгучесть, ловкость, сила удара).
Сжимание теннисного мяча с силой одной рукой.
Толкание набивного мяча или ядра одной и двумя руками из положения стоя и из стойки на согнутых ногах в высоту и на расстояние.
Упражнения «рубка дров» и «выколачивание ковров
Гимнастические прыжки (для развития равновесия и способности игрока к активным действиям в прыжке). При этом нужно совершать прыжки, отталкиваясь ступнями.
Прыжки в приседе (при одном-двух начальных шагах) на обеих ногах, с нагрузкой и без нее
Прыжки прямо после приземления: два ящика установлены рядом с таким расчетом, чтобы игрок обеими ногами из соскока с ящика без промежуточного подскока или паузы прыгал сразу же дальше на второй ящик. Обращать внимание на сильную работу рук и регулировать высоту ящиков таким образом, чтобы игрок мог полностью выпрыгивать.
Прыжки на обеих ногах через одну или несколько (до трех) поставленных одна за другой гимнастических скамеек (отдельные прыжки или серия прыжков зигзагом с промежуточным подскоком или без него).
4. Специально – развивающие упражнения (развитие координации).
Сохранять равновесие, стоя на одной ноге в течение минуты, руки разведены в стороны. Голова поворачивается то влево, то вправо. Взгляд не фиксируется и не помогает сохранять равновесие. С развитием навыка закрыть глаза. Стоя напротив стены или двери на одной ноге, кидать мяч и ловить его после того, как он отскочит. Смотреть только на мяч. Стоя на одной ноге, подпрыгнуть и приземлится на другую ногу. Следующее подпрыгивание – приземление в исходную позицию. Выполняется в течение нескольких минут. В транспорте, не держась за поручень, сохранять устойчивость, удерживая равновесие исключительно с помощью ног. "Жонглер". Взяв в каждую руку по детскому мячу, подкидывать и ловить их попеременно то правой, то левой рукой. Правая рука подбросила – она же поймала. Затем тоже самое делает другая рука. Усложнить предыдущее упражнение: правая рука подкидывает мяч – ловит левая рука, затем наоборот. Чтобы развить устойчивость тела, обе руки одновременно подкидывают мячи, но правый мяч ловит левая рука, а левый мяч – правая рука.
В каждое из трех занятий в неделю поочередно включались группы упражнений, направленные на развитие ловкости.
Детям экспериментальной группы предлагались упражнения повышенной координационной сложности и с элементами новизны (упражнения с предметами, игры с часто меняющейся обстановкой), упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий (упражнения по выработке чувства пространственного времени, степени мышечных усилий), упражнения в равновесии и устойчивости статических поз.
Исходя из анализов литературных источников (В.И.Лях, 1989, 1998; А.В.Лагутин, 1996), использовались три теста, при помощи которых определялись виды КС (ловкости).
Сначала мы определяли исходный уровень развития координационных способностей у учащихся 8 классов, а затем в динамике степень изменения данных показателей. Полученные данные подвергались статистической обработке.
При изучении уровня развития координационных способностей в период исследования с помощью двигательного теста «Челночный бег 3х10 м» были получены следующие результаты.
При сравнении полученных результатов тестирования в конце эксперимента с показателями, полученными в начале, мы увидели большие положительные сдвиги в динамике развития координационных способностей у детей. Так, если на начало эксперимента 20% детей контрольной группы показали высокий уровень развития данного качества, что выше на 13,3% показателей детей экспериментальной группы; то к концу эксперимента данные показатели в контрольной группе возросли до 26,7%, что выше на 0,1% показателей экспериментальной группы. Прирост показателей в контрольной группе составляет 6,7%; в экспериментальной группе соответственно – 6,6.
При анализе полученных результатов выполнения двигательного теста «Равновесие на одной ноге», мы получили следующие результаты.
У большинства учащихся 8-х классов оценочные показатели на начало исследования были на среднем уровне развития. В конце эксперимента показатели развития координационных способностей у детей возросли до высокого уровня. Прирост показателей, как в контрольной, так и в экспериментальной группе составляет 20%.
При изучении способности к согласованию движений с помощью двигательного теста «Упор присев-упор лежа», были получены следующие результаты.
Из полученных результатов мы видим, что у большинства волейболистов контрольной группы показатели развития способности к согласованию движений находятся на среднем уровне, что составляет соответственно 40%, а в экспериментальной группе 33,3% учащихся показали низкий, столько же средний и высокий уровни развития.
В конце учебного года было проведено повторное диагностирование. Анализируя полученные результаты, мы отметили, что в контрольной группе основной уровень по-прежнему остался средний, что составляет соответственно 46,7%, а в экспериментальной группе большинство учащихся показали высокий уровень развития данного физического качества, что составляет 46,7%. Прирост показателей в контрольной группе составляет 6,6%, что ниже на 6,8%, чем в экспериментальной группе.
Таким образом, на основе полученных результатов исследования координационных способностей у учащихся 8-х классов, можно сделать следующий вывод. Если до введения в учебно-тренировочный процесс по волейболу экспериментальной программы по развитию координационных способностей, у учащихся экспериментальной группы показатели низкого уровня составляли 31,1%, среднего – 44,4%, а высокого 24,4%, то после использования специальных средств и методов, мы добились значительного прироста показателей развития координационных способностей у учащихся экспериментальной группы (прирост составляет 13,4%); в то время как у учащихся контрольной группы, занимающихся по традиционной схеме, прирост показателей был гораздо меньше (прирост составляет 10,9%).
Таким образом, по результатам контрольного диагностирования учащиеся экспериментальной группы значительно превосходят по показателям статического и динамического равновесия, способности к комплексной реакции учащихся контрольной группы.
Опираясь на результаты, можно утверждать, действительно, предложенная нами методика способствует активному развитию ловкости у детей среднего школьного возраста.
Список литературы
Володина В.С. Основы теории и методики физического воспитания. Учебное пособие. – Красноярск: КГПИ, 1991, – 240 с.
Воробьев Н.П. Спортивные игры. – М., «Просвещение», 1973.
Волейбол. Справочник. – М.: «Физкультура и спорт», 1984.
Гогунов Е.И., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. – М., 2000.
Голомазов В.А. Волейбол в школе. Пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 1976.
Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. – М., 1986.
Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. – М., 2002.
Железняк Ю.Д. Основы обучения волейболу детей 11-14 лет. – М. 1961.
Железняк Ю.Д. Техника, тактика, методика обучения: учебн. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.