Введение.
Волейбол- это спортивная игра, и цель игры- направить мяч над сеткой для приземления его на стороне соперника и предотворить такую же попытку соперника. Для этого команда имеет 3 удара мяча. В настоящее время действует правило "каждый розыгрыш - очко".
Современный волейбол - атлетическая игра. Существют различные её версии (виды), чтобы показать её многогранность, в том числе и пляжный волейбол.
Волейболисты должны обладать очень многими физическими качествами - хорошей прыгучестью, силой, координацией, выносливостью, быстротой, а также природными физическими данными. Игрокам в настощее время присуща узкая специализация: пасующий, диагональный, нападающий 1 темпа, доигровщик, либеро. Большое количество прыжков, ударов, блоков, падений, красивые розыгрыши мяча определяют оздоровительное, воспитательное значение этой игры и поддерживают её зрелищность.
Волейбол как спортивная игра появился в 1895-96г.г., когда преподаватель физической культуры колледжа в городе Холиоке (США) Вильям Морган предложил новую игру: перебрасывать наполненную воздухом камеру через сетку. Игра пришлась по душе и получила название "волейбол" (летающий мяч").
В нашей стране игра начала развиваться в 1921-22 г.г., а с 1938 года проводится ежегодно первенство среди клубных команд.В 1964 году волейбол впервые включён в программу Олимпиад. На тех, 17-ых Олимпийских Играх в Токио, наша мужская команда стала первой, женская - второй, уступив лишь хозяйкам.
Рекомендованные упражнения для обучения игры в волейбол самостоятельно для студентов СПО
Рекомендованные упражнения являются достаточно простыми и эффективными, позволяющими за короткий срок добиться стабильных двигательных навыков. Терминология упрощена для лучшего восприятия студентами.
1.1. Специальная разминка
Выполняется перед основной частью занятий. В неёё включаются упражнения как без мяча, так и с мячом, в том числе и с баскетбольным.
Упражнение 1. Круговые, волнообразные, растирающие движения кистей друг друга.
Упражнение 2. Исходное положение (и.п.)- упор лёжа на пальцах. Держать!
Упражнение 3. И.п.- в парах, стоя лицом друг к другу, упереться в мяч на уровне груди, положение кистей на мяче - "волейбольное" - немного "потолкать" друг друга; - сгибание и разгибание рук с сопротивлением партнёра.
Упражнение 4. И.П.- в парах, четвёрках, стоя наротив друг друга на боковых линиях площадки - броски мяча правой, лвой рукой. Включать в работу поворот туловище и отведение плеча.
Упражнение 5. И.п. -то же.
- броски мяча двумя руками из-за головы после прогибания назад,
- то же с отскоком мяча от пола,
Упражнение 6. И.п.- то же, стоя на расстоянии 3-5 метров.
-выполнять баскетбольные передачи двумя руками от груди
- выполнять баскетбольные передачи мяча от груди по высокой траектории,
- выполнять баскетбольные передачи двумя руками о груди, придавая мячу вращение вперёд, назад.
1.2.Упражнения для изучения, закрепления и совершенствования передачи двумя руками сверху и снизу
Техника выполнения данных передач, конечно, разная. Однако общая схема формирования навыка едина. Ниже приводятся опробованные упражнения для этих передач.
Имитация положения рук, кистей в передаче двумя руками сверху или снизу.
Имитация выполнения передачи. Обратить внимание на правильность выполнения.
В парах. 1-ый набрасывает мяч по удобной траектории, а 2-ой выпоняет передачу. Накидывать надо удобно!
В парах. 1-ый ударяет мяч в пол так, чтобы он отскочил по высокой траектории, а 2-ой выполняет передачу. Главное - своевременный "выход" к мячу.
В парах. 1-ый накидывает не совсем точно, а 2-ой выполняет передачу. Главное - своевременный выход к мячу.
В парах. 1-ый накидывает 10 раз быстро, а 2-ой выполняет передачу.
Себе подкинуть -высоко -высоко -передать. Главное включать ноги, согласованность усилий, "потянуться".
В парах - передачи на небольшом и среднем расстоянии (3-5м). Главное - своевременный "выход" к мячу, не допускать мяч за голову, д.б. таектория полёта мяча. Передачи мяча от стены, стоя на расстоянии 3-4м. В парах - передачи через сетку. Передачи над собой 10-15-20 раз. Передачи, увеличивая расстояние до 9-10м. Передачи над собой не выходя из баскетбольного круга; - не делая более 1 шага в сторону; - не сходя с места.
В двух шеренгах по 5-6 человек, стоя на разных сторонах площадках. Занимающиеся одной шеренги, стоя на 3-х метровой линии, подкидывают мяч себе и отдают передачу в 3-й, 6-й, 9-й метр площадки. Упражнение развмвает чувство мяча и площадки.
1.3. Нижняя прямая подача
Техника выполнения: выполняющий стоит лицом к сетке. Левая нога впереди. Левой рукой плавно подбрасывает вверх мяч до 0,5м. Одновременно выполняется замах правой рукой назад-вниз. При снижении мяча маховым движением прямой правой руки выполняется ударное движение. Тяжесть преносится на впередистоящую (левую) ногу. После удара рука вытягивается в направлении движения (полёта) мяча.
Распространенные ошибки и их причины.
1. Не попадает по мячу:
- неправильное подбрасывание мяча;
-отсутствие зрительного контроля;
- кисть на напряжена.
2. Мяч не долетает до сетки:
- кисть расслаблена;
- медленный удар по мячу;
- нет переноса тяжести тела вперёд при ударе по мячу.
3. Мяч не попадает в площадку:
- неправильное (неточное) подбрасывание;
-рука не вытягивается в направлении полёта мяча.
Упражнения для изучения, закрепления и совершенствования техники.
- Принятие и.п. для подачи + имитация подачи.
- Побрасывание мяча левой рукой.
- Подбрасывание левой и замах правой (мяч падает на пол).
- Подбрасывание левой и выполнение удара правой.
- Подача мяча в стену с 3-4м.
- Подача через сетку с 3-4м, увеличивая расстояние.
- Выполнение подачи из-за лицевой линии.
- Подача в левую и правую половины площадки.
- Подача по зонам на точность.
2. Примерные вопросы для контрольных работ по разделу "Волейбол"
Правила соревнований изучаются в ходе учебных занятий как теоретическая "пятиминутка", а также непосредственно на учебных играх. Ближе к окончанию раздела "Волейбол" проводится контрольная работа по правилам соревнований. Ниже на некоторые вопросы приводятся ответы с комментариями.
- Сколько касаний имеет команда, чтобы направить мяч на сторону соперника?
- Мяч после удара противника коснулся рук одного блокирующего. Сколько касаний имеет команда, чтобы направить мяч на сторону противника? При ответе на этот вопрос учитывайте п. 4.4.1. Правил "касание на блоке не считаетсч за касание команды." следовательн.
- Мяч после удара противгика коснулся рук двух блокирующих. Сколько касаний имеет команда, чтобы направить мяч на сторону соперника? Какаих частей тела может касаться мяч? см. п.9.2.1. №мяч может касаться любой части тела"
- Какие требования существуют к удару (касанию) мяча? см. п.9.2. "характеристики удара" (мяч должен быть ударен, а не схвачен и (или) брошен
- Можно ли касаться мяча более 1 раза последовательно (подряд) или одновременно различными частями тела? см. п.9.2.3. "Мяч может касаться различнызх частей тела, только если соприкосновение происходит одновременно". Исключение см. п.9.2.3.1 (при блоктровании) и п.9.2.3.2. (при первом ударе команды)
- Каков состав команды в волейболе? Сколько человек должно участвовать в игре?
- Опишите позиции игроков на площадке до подачи и после подачи. Учитывайте, что: поз.1- левы, поз.5- задний левый, поз.6 - задний центральный.
- Опишите, как должна происходить замена игроков?
- Какие существуют ограничения замены? см. п.15.6. правил соревнований.
- когда мяч считается в площадке? см. п.8.3. ".когда он касается её поверхности, включая ограничительные линии".
- Что такое подача? Какие к ней существуют требования? (хотя бы 4шт)
- Что такое атакующий удар? см. п.13.1.1. "все действия, в результате которых мяч направляется на сторону соперника, исключая подачу и блок, считаются атакующими ударами".
- В каких случаях может атаковать игрок задней линии?
- Что такое блокирование?
- Что такое состоявшийся блок и коллективный блок?
- Что такое тайм аут? Его продолжительность.
- Кто такой игрок "либеро"?
- Каковы разрешённые действия "либеро"?
- Каковы запрещённые действия "либеро"?
- Каков размер площадки. Название линий на площадке.
- Для чего служит волейбольная антенна?
3. Контрольные нормативы (тесты)
3.1. Обоснование контрольных нормативов (тестов)
В качестве критереев подготовленности студентов высткпают показатели, основанные на использовании двигательной активности, и, как результата, овладение определёгным уровнем двигательных навыков в волейболею
Предлагается пользоваться упражнениями и тебованиями варианта, где предъявляются более высокие (по сравнению со школьными) требованиями к уровню овладения техническими действиями в волейболе. Тем самым,
- ставятся посильные цели пред каждым студентом, одновременно не допуская падения интереса вследствие легко выполнимых нормативов (тестов);
-позволяет добиваться именно факторы сдвига в уровне овладения техническими действиями в волейболе.
Это оправдано, в том числе и вследствие увеличения времени учебногт индивидуального плана на раздел волейбол.
КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗДЕЛУ "ВОЛЕЙБОЛ"
1. Основным способом приёма и передачи мяча в волейболе является.
а) нижняя передача двумя руками;
б) нижняя передача одной рукой;
в) верхнчч передача двумя руками
2. Верхняя передача мяча выполняется приёмом мяча6
а) на все пальцы обеих рук;
б) на три пальца и ладони;
в) на ладони
3. При приёме мяча двумя руками снизу не рекомендуется принимать мяч.
а) на сомкнутые предплечья;
б) на раскрытые ладони;
в) на сомкнутые клаки
4. Обязательным условием правильного выполнения верхней передачи мяча является:
а) приём игроком стойки волейболиста;
б) своевременный выход игрока под мяч и выбор и.п.:
в) своевременное сгибание и разгибание ног.
5. При приёме мяча сверху соприкосновение пальцев с мячом должно происходить на.
а) уровне верхней части лица в 15-20см от него;
б) расстоянии 30-40см выше головы;
в) уровне груди
6. При верхней передаче мяча на большое расстояние передача заканчивается.
а) коротким движением рук и полным выпрямлением ног;
б) полусогнутыми руками;
в) полным выпрямлением рук и ног
7. Что не является ошибкой при прёме мяча сверху?
а) приём на выставленные вперёд большие пальцы рук
б) приём на кисти рук, поставленные параллельные друг другу
в) приём на все пальцы рук
8. Какой способ приёма мяча следует применять, если подача сильная и мяч немного не долетает до игрока?
а) сверху двумя руками
б) снизу двумя руками
в) одной рукой снизу
9. Часто при неправильном приёме мяча сверху происходит растяжение мышц (связок) большого пальца руки. Что нельзя делать при оказании первой доврачебной помощи?
а) охлаждать повреждённый сустав
б) согревать повреждённый сустав
в) обратиться к врачу
10. Какой подачи не существует?
а) одной рукой снизу
б) двумя руками снизу
в) верхней боковой
в) верхней прямой
11. Выпрыгивание на блок выполняется толчком вверх:
а) одной ногой;
б) обеими ногами
12. Укажите, какие действия или термины относятся к волейболу: очко, гол, зона,пенальти, подсечка, переход, блок, штрафной удар, партия, фол, вне игры:
а) 1.3.7.9;
б).2.5.7.10;
в) 2.4.5.6.8.
13. На крупных соревнованиях по волейболу игра проводится из.
а) 2 партий
б) 3 партий
в) 5 партий
14. До скольких очков ведётся счёт в решающей партии (3-й или 5-й)?
а) до 15 очков;
б) до 20 очков;
в) до 25 чков.
15.допускается ли команда до участия в соревнованиях, если в её составе 5 человек?
а) допускается;
б) не допускается;
в) допускается с согласия команды соперника.
16. Сколько ещё касаний мяча может сделать принимающая подачу команда, если приём мяча с подачи считать первым касанием?
а) одно;
б) два;
в) три
17.Если после разрешения судьи на подачу, подающий игрок подбросил мяч и не произвёл по нему удар, то.
а) подача считается проигранной;
б) подача повторяется этим же игроком;
в) подача повторяется другим игроком этой же команды
18. Если при подаче мяч коснулся сетки и перелетел на сторону соперника, то.
а) подача повторяется;
б) подача считается проигранной;
в) игра продолжается
19. Сколько игроков-волейболистов одновременно могут находиться на волейбольной площадке?
а) 6
б) 10
в) 12
20. Игроки каких зон могут принимать участие в групповом блоке?
а) 1.2.3.
б) 2.3.4
в) 3.4.5.
21. При каком счёте может закончиться игра в первой партии?
а) 15:13
б) 25:26
в)27:29
Ключ к ответам:
1.-В 7.- В 14 - В 21 - В
2.-А 8.- Б 15 - Б
3.-Б 9. Б 16 - Б
4.-Б 10- Б 17 - Б
5.-А 12- Б 18 - В
6.- В 13- А 20 - Б