Использование фитнес-технологий на уроках физической культуры в школе
Использование фитнес-технологий на уроках физической культуры в школе
Многие средства физического воспитания в школе не отражают современных модных тенденций, кажутся детям архаичными, неинтересными – отсюда и низкая мотивация к занятиям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование фитнес-технологий на уроках физической культуры в школе»
ФИТНЕС В ШКОЛЕ
Современные дети, особенно в крупных городах, ведут малоподвижный образ жизни.
Были проведены исследования 13 тыс. школьников в возрасте от 6 до 18 лет.
40% мальчиков в возрасте от 6 до 15 лет не могут дотянуться руками до носков, а 40% мальчиков и 70% девочек в возрасте от 6 до 17 лет не способны подтянуться больше одного раза.
Многие средства физического воспитания в школе не отражают современных модных тенденций, кажутся детям архаичными, неинтересными – отсюда и низкая мотивация к занятиям.
В спортивных секциях до сих пор существует тенденция отбора одаренных детей, в результате чего большинство детей оказывается вне спорта, не получает нужную дозу физической активности, соответствующую возрасту.
Сама по себе область ОРТ находится как бы между двумя различными системами, связанными с физической нагрузкой: это область спорта высоких достижений, с одной стороны, и лечебная физкультура – с другой.
Области физической активности
Таблица 1
Оздоровительно-развивающая тренировка (ОРТ) базируется на определенных закономерностях – биологических, педагогических, психологических, из которых формулируются определенные принципы, имеющие много общего с дидактическими принципами, принятыми в педагогике, и принципами спортивной тренировки, разработанными в спорте высших достижений, но имеющие и свои специфические отличия.
Основные принципы оздоровительно-развивающей тренировки детей и подростков
Принцип доступности
Польза двигательной активности не вызывает сомнения, но вопрос о том, в каком объеме заниматься, какие средства использовать, остается дискуссионным.
Применяемые программы фитнеса должны быть доступны как в координационном плане, так и в функциональном, отвечать духовным и интеллектуальным запросам занимающихся
Принцип «не навреди»
Физические упражнения, применяемые во многих программах
фитнеса, активно воздействуют на все органы и системы организма,
что определяет показания и противопоказания к их использованию.
К заболеваниям,при которых противопоказана физическая тренировка, относятся:
• заболевания в острой стадии;
• тяжелые органические заболевания центральной нервной системы;
• болезни сердечно-сосудистой системы;
• болезни органов дыхания: бронхиальная астма с тяжелым течением, тяжелые формы бронхоэктатической болезни;
• заболевания печени и почек с явлениями недостаточности функций;
• болезни эндокринной системы при выраженном нарушении
функций;
• болезни опорно-двигательного аппарата с резко выраженными
нарушениями функций и болевым синдромом и др.
Принцип биологической целесообразности
В основе принципа биологической целесообразности лежат:
сверхнагрузка, суперкомпенсация,
специфическое воздействие физических упражнений на организм занимающихся и др.
Феномен сверхнагрузки заключается в том, что если ткань или орган вынуждены преодолевать нагрузку, к которой они не адаптировались, то они не повреждаются и не слабеют, а, наоборот, становятся сильнее, начинают лучше функционировать. Различают кратковременный (адаптационный) эффект от нагрузки и долгосрочный.
После выполненной физической работы наступает утомление, а затем наблюдается повышение метаболических процессов и улучшение функций работающих органов и систем – фаза суперкомпенсации. Наложение срочных адаптивных процессов на фазу суперкомпенсации приводит к долгосрочным адаптивным изменениям, что возможно лишь при регулярных занятиях.
Важное значение для построения фитнес-программ имеет учет специфического воздействия физических упражнений на организм занимающихся.
Например: • при занятиях оздоровительным бегом не увеличивается сила мышц верхних конечностей; • тренировка медленных мышечных волокон не оказывает влияния на быстрые мышечные волокна; • те занимающиеся, которые добились хорошей выносливости в программах (Cycling), могут быстро уставать при выполнении элементов танцевальной аэробики, например в стиле «латина»; • тренировка на выносливость приводит к увеличению числа сократительных белков, актина и миозина в мышцах, а тренировка на силу – к увеличению митохондрий и капилляров.
Специфичность реакций организма на тренирующие воздействия – это известный биологический феномен, выражающийся в превращении качественных особенностей внешних воздействий на организм в его внутренние свойства.
Программно-целевой принцип
• определить цели и задачи;
• учитывать материально-техническое обеспечение занятий;
• провести тестирование, мониторинг и т.д.;
• разработать программу, определить вид занятий, средства и методы их проведения;
• регулярно проводить врачебно-педагогический контроль;
• проводить коррекцию тренировочных программ.
Наиболее эффективны занятия фитнесом минимум 2–3 раза в неделю продолжительностью 30–45 мин.
Принцип половозрастных различий
При составлении программ оздоровительной тренировки следует учитывать анатомо-физиологические и психологические особенности детей и подростков.
Особенно это касается периода полового созревания. Половые гормоны – активные вещества, спо- собствующие росту и окостенению скелета, возникновению вторичных половых признаков, развитию мышц и увеличению мышечной силы, повышению обменных процессов, общей активности организма.
В связи с усиленным выделением специфического для данного пола гормона уже у младших подростков отчетливо выражены половые различия в развитии скелета, мускулатуры, кожи, подкожного жирового слоя. В подростковый период окончательно определяются индивидуальные особенности пропорций тела и внешнего облика человека.
Как показали проведенные наблюдения, для подростков в возрасте 14–18 лет лучшей формой занятий фитнесом являются тренировки на тренажерах и со свободными отягощениями; у них также пользуются успехом современные танцевальные формы – различные виды хип-хопа, брейка.
Для девочек этого же возраста важную роль играет возможность улучшить фигуру, похудеть, научиться красиво двигаться. Поэтому наравне с базовой аэробикой, сжигающей жиры, улучшающей деятельность кардиореспираторной системы, у них популярны такие танцевальные формы, как джаз-аэробика, латин-аэробика, хип-хоп и фанк.
Аэробика с элементами боевых видов спорта (каратэ-аэробика, аэробика с элементами кикбоксинга и др.) одинаково популярна у юношей и девушек.
Возраст и основная направленность занятий аэробикой
Принцип индивидуализации
Темпы индивидуального развития детей неодинаковы.
Акселераты, медианты, ретарданты
Нет физической нагрузки большой или малой – есть нагрузка, соответствующая или не соответствующая возможностям организма.
Индивидуальный подход должен учитывать не только физиологические, но и психологические стороны. Индивидуальные различия человека, проявляющиеся в его психической деятельности и поведении, обусловлены как наследственностью, так и жизненным опытом, приобретенным в результате обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи и взаимозависимостипсихических и физических сил человека
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во
взаимосвязи психических (сфера эмоций, чувств и мышления) и физических сил организма.
Добиться оздоровительного эффекта при занятиях фитнесом можно, если рассматривать все действия и проявления человека как отражение его единой телесно-психической сущности. Владение простейшими психологическими приемами концентрации внимания, расслабления мышц, релаксации дает хороший оздоровительный эффект.
Принцип гармонизации всей системыценностных ориентаций человека
Условия жизни человека только на 15% определяются уровнем здравоохранения,
на 20% – генами, а на 65% – образом жизни.
Фитнес в любом его проявлении базируется на концептуальной платформе здорового образа жизни.
Принцип интеграции
Высокая эффективность оздоровительно-развивающей тренировки объясняется тем, что технология
создания фитнес-программ интегрирует все лучшее, что разрабатывается в смешанных научных дисциплинах, в виде новых инновационных форм.
Специалисты в области фитнеса опираются на достижения адаптивной физкультуры (фитбол, пилатес и др.). Аэробика вбирает в себя многие движения из различных видов спорта (тай-бо, каратэ-аэробика, сайклинг и др.)
Аэробика использует достижения науки и практики в области оздоровительных систем всех народов и континентов (йога, китайская гимнастика ушу и др.). Аэробика использует методы телесной и пластико-когнитивной терапии, где тело выступает как универсальный посредник между сознанием и бессознательным.
Принцип красотыи эстетической целесообразности
Привлекательность фитнес-программ, в особенности среди девочек, заключается в их естественном желании быть красивыми, грациозными, иметь хорошую фигуру. Поэтому одним из критериев отбора средств при создании фитнес-программ и построении комбинаций является эстетика движений.
Принцип биоритмической структуры
Учет биоритмов позволяет получать максимальный оздоровительный эффект при меньшей силе воздействия.
С суточным ритмом синхронизировано около 300 физиологических функций. Тип суточного ритма у человека остается постоянным, его практически нельзя изменить – остается только подчинить
этому ритму свою жизнь.
У девочек с наступлением месячных наблюдается изменение работоспособности в зависимости от фаз овариально-менструального цикла (ОМЦ).
Основные методические рекомендации при занятиях фитнесом в школе
Позитивное влияние занятий выражается в следующем:
• профилактика заболеваний сердечно-сосудистой,
дыхательной
систем, опорно-двигательного
аппарата и др.;
• повышение иммунитета детей и подростков;
• избавление от лишнего веса;
• улучшение осанки;
• улучшение двигательных качеств; • приобретение жизненно необходимых двигательных умений и навыков; • выработка правильных рациональных двигательных стереотипов, необходимых в повседневной жизни, – правильного сидения, стояния, подъема тяжестей и пр.;
• возможность предотвращения травм; • улучшение телосложения; • выработка на всю жизнь привычки заниматься физическими упражнениями; • развитие двигательной памяти.
Повышает мотивацию к занятиям фитнесом возможность проявить себя – участвовать в различных конкурсах, фестивалях, шоу-программах, соревнованиях.
Стимулом для регулярных занятий фитнесом является использование популярной среди подростков музыки. Выбор музыкальных композиций должен отражать современный стиль и моду и в то же время соответствовать возрасту занимающихся.
Движения связаны у детей с чувством радости, наслаждения от освоения разнообразных действий, а возможность движения, практических действий – одно из самых больших удовольствий, а также эффективное средство поддержания их интереса практически к любому роду занятий.
Расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой концепции здорового образа жизни.
Чувственную основу нравственности составляют любовь и доверие к окружающим, ощущения порядка, красоты, гармонии, душевного равновесия, эмоционального и телесного комфорта.
Программы, рекомендуемые для секционных занятий в школе:
• классическая аэробика для всех возрастных групп; • фитбол для учеников младших классов; • степ–аэробика для всех возрастных групп;
танцевальная аэробика : • для девочек – латина, джаз, фанк, хип-хоп, афро, R-n-B и др.; • для мальчиков – брейк, хип-хоп;
фитнес-гимнастика: силовая аэробика с гантелями, боди-барами, штангой, эспандерами. в виде: – групповых программ; – круговых тренировок; – функционального тренинга: комплексные программы, направленные на развитие физических качеств, координации движений, скоростно-силовых качеств;
• фитнес с использованием тренажеров; • outdoor-fitness – велосипеды, ролики, силовые виды фитнес-гимнастики и др.
В связи с этим при планировании оздоровительной тренировки необходимо учитывать чередование нагрузок преимущественного воздействия на развитие силы, силовой и кардиореспираторной выносливости.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Перечислите заболевания, при которых детям и подросткам не рекомендуется заниматься оздоровительно-развивающим фитнесом. 2. Перечислите основные принципы оздоровительно-развивающей тренировки в фитнесе. 3. В чем смысл программно-целевого принципа ОРТ? 4. Каким образом реализуется принцип индивидуализации на занятиях фитнесом в школе? 5. Укажите время наибольшей работоспособности человека в течение суток. 6. В чем выражается специфическое воздействие физических упражнений на организм? 7. Что означает феномен сверхнагрузки и следует ли его применять в ОРТ для детей и подростков? 8. Какие виды фитнеса с элементами восточных единоборств вы знаете?
Рекомендуемая литература 1. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: Теория и методика. – Т. I.– М.: ФАР, 2002. – 221 с. 2. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: Частные методики. – Т. II.– М.: ФАР, 2002. – 211 с. 3. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. –М.: Спортакадемпресс, 2003. – 303 с. 4. Рипа М.Д., Расулов М.М., Кулькова И.В. Практические и методические основы кинезотерапии : Учеб. пособие. – М.: ТВТ Дивизион, 2008. – 336 с. 5. Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Оздоровительная физическая культура: учеб. для вузов – Минск: Тесей, 2003. – 528 с. 6. Хоули Э.Т., Френкс Б.Д. Оздоровительный фитнесс. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 367 с.