Просмотр содержимого документа
«Использование специальных упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия на уроках физической культуры»
Использование специальных упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия на уроках физической культуры
Учитель Кёршинского филиала
МБОУ Бондарской СОШ : Юдаков В.Е.
Актуальность проблемы плоскостопия.
Во всем мире здоровье подрастающего поколения вызывает серьезную
тревогу. Многочисленные научные исследования последних десятилетий
констатируют наличие крайне неблагоприятных тенденций, характеризую-
щих здоровье детей и подростков.
Возрастает значение профилактической и коррекционной работы в усло-
виях школы.
Плоскостопие-это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода,
в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы
Плоская стопа встречается у детей часто, поэтому для предупреждения
развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию
и применить рациональные профилактические меры.
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно
войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспо-
собность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».
Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы
деятельности научно-технического прогресса становится в высшей
степени актуальным. Вопрос профилактики и коррекции плоскостопия стоит
остро. В связи с этим, перед педагогами, тренерами стоит проблема: поиск
новых путей, а возможно и возрождение забытых подходов профилактики и
коррекции плоскостопия у детей.
Цель исследования
Цель исследования данной работы: выявить основные причины и способы коррекции плоскостопия у обучающихся младшего и среднего школьного возраста
Задачи исследования:
Изучить современные методы диагностики плоскостопия у детей в младшем и среднем школьном возрасте, раскрыть значение их профилактики.
Разработать комплексы лечебной гимнастики для коррекции и профилактики плоскостопия у детей младшего и среднего школьного возраста посредством физических упражнений и массажа.
Оценить эффективность разработанной коррекционной программы для исправления плоскостопия у младших и средних школьников
Практическая значимость работы в возможности её использования в общеобразовательных учреждениях.
Изучение особенностей плоскостопия у детей с помощью различных методов, позволяет прогнозировать условия, способствующие более успешной их реабилитации и положительной динамики состояния здоровья.
Использование специально разработанного комплекса физических упражнений, массажа, закаливания в комплексной реабилитации способствует коррекции и профилактике плоскостопия у детей младшего и среднего школьного возраста.
Этапы исследования
Исследования проводились в три этапа.
На первом (предварительном) этапе (сентябрь 2010 года) были обоснованы гипотеза, цель и задачи исследования, проведены анализ и обработка данных научно-методической литературы, проведено тестирование для выявления плоскостопия у обучающихся.
На втором этапе (октябрь 2010 – март 2011 года) проводилась работа с целью предотвращения и коррекции плоскостопия у исследуемого контингента и определения эффективности комплексов коррекционно-профилактических упражнений на занятиях ФК.
На третьем этапе ( март-апрель 2011 года) проводилась обработка, интерпретация результатов и оформление данной дипломной работы.
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности в использовании коррекционно-профилактических методов, как средства профилактики плоскостопия у детей младшего школьного возраста. Эксперимент проводился в течение 8 месяцев в Кёршинском филиале МОУ Бондарской СОШ.
Организация исследования
Данное исследование проводилось на базе Кёршинской школы в 4-5 классах в период с сентября 2010 года по апрель 2011 года.
В исследовании принимали участие учащиеся 4-5 классов, всего 30 человек. Из них у 6 человек (19,8%) выявлена деформация стопы различной степени. Данные обучающиеся и составили экспериментальную группу.
Процесс коррекции плоскостопия с детьми экспериментальной группы проходил в рамках учебной деятельности по физической культуре. С этой группой в течение всего исследования три раза в неделю (30 недель, 90 уроков) на уроках физической культуры (до20мин) проводились занятия лечебной гимнастикой , каждый день проходили занятия по самомассажу, кроме того, данная группа систематически занималась дома. Обучающиеся с неправильно сформированной стопой выполняли специальные упражнения для коррекции, все обучающиеся –для профилактики плоскостопия .
Полученные результаты и их анализ.
Мы располагаем данными, характеризующими изменения свода стопы у обучающихся через 8 месяцев в зависимости от занятий специальными физическими упражнениями, способствующими исправлению деформации свода стопы. Количество обучающихся, у которых произошли улучшения – 2 человека (33 %); наметилась тенденция к улучшению – 2 человека (33 %); не произошло никаких изменений – 2 человека (33 %).
Сравнив результаты плантограмм начальной и итоговой диагностики, мы выявили изменения, произошедшие в экспериментальной группе за цикл коррекционных занятий, спланированных сроком на 8 месяцев, Контрольная плантография показала, что узкая часть стопы у детей в целом уменьшилась, причем у двух учеников на 5мм; у одного ученика на 4 мм; у одного на 3 мм Улучшения динамических показателей произошло у четырёх человек (66%). Наблюдается снижение числа детей с уплощенными сводами, которые помимо уроков физкультуры занимались корригирующей гимнастикой
Проведенное исследование показало, что лечебная гимнастика и комплексные занятия по ФК дают положительные результаты, улучшая форму и функции стопы. Таким образом в ходе эксперимента выявлено, что успешность в проведении коррекционной работы достигается путем а) применения лечебной гимнастики, формирования и укрепления сводов стоп. Задачи лечебной гимнастики: развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке стоп при ходьбе; повышение тонуса, уменьшение длины передней большеберцовой, длинного разгибателя пальцев, длинного разгибателя 1 пальца, коротких мышц стоп; увеличение длины, устранение гипертонусов трехглавой мышцы голени; укрепление сумочно-связочного аппарата и увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений б) тесного контакта с родителями , которым предлагалось внимательно отнестись к обуви ребенка, ежедневно контролировать детей в выполнении корригирующих упражнений, проводить самомассаж стоп, с последующим обливанием ног водой (28 – 29 С). в) тесного контакта с медицинским работником школы, г) тесного контакта с учителями-предметниками, которые на своих уроках во время физкультминуток применяли специальные упражнения для профилактики плоскостопия.
Выводы
Занятия физической культурой должны быть систематическими и регулярными. Только в этом случае можно рассчитывать на максимальный положительный эффект. При этом необходимо учитывать свои возможности, состояние здоровья. Оздоровительный эффект занятий массовой физической культурой связан прежде всего с повышением аэробных возможностей организма, уровня общей выносливости и физической работоспособности. Повышение физической работоспособности сопровождается профилактическим эффектом в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: снижением веса тела и жировой массы, содержания холестерина и триглицеридов в крови, снижением артериального давления и частоты сердечных сокращений. Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Специальные упражнения способствуют коррекции плоскостопия. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий лечебной физической культурой на организм человека.
В процессе работы были решены следующие задачи : - Изучены современные методы диагностики плоскостопия у детей в младшем и среднем школьном возрасте, раскрыто значение профилактики плоскостопия. - Разработаны комплексы лечебной гимнастики для коррекции и профилактики плоскостопия у детей младшего и среднего школьного возраста посредством физических упражнений и массажа на уроках физической культуры - В результате проведённого нами эксперимента состояние свода стопы у обучающихся исследуемой группы в Кёршинской школе улучшилось, значит использование специально разработанного комплекса лечебной гимнастики, физических упражнений, массажа, закаливания в комплексной реабилитации способствует коррекции плоскостопия у детей младшего и среднего школьного возраста.
Использование специальных упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия играет огромную роль в лечении плоскостопия и нарушении осанки, ибо, как известно, данная форма лечения является основной при данных заболеваниях. Таким образом, занятие физкультурой просто необходимо, чтобы предотвратить прогрессивное развитие болезни и ради ослабления болезни. Физические упражнения способствуют обновлению организма, его функциональному совершенствованию. Теперь можно несомненно заявить о правильности выдвинутой гипотезы. Таким образом цель дипломной работы достигнута, задачи решены.
ЛИТЕРАТУРА
1 Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания для всех //Теория и практика физической культуры, 1993, №4
2 Бирюков А.А. Самомассаж. Москва, 1983 г.
3 Большая медицинская энциклопедия.
4 Брыкин А.Т. Гимнастика. М.,1971.
5 Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М. 1986.
6 Васичкин В. И. Лечебный и гигиенический массаж. - Мн.,1997.
7 Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: ФиС, 1989.
8 Вейс М., Зембатый А. М., Физиотерапия. - Москва 1986 г.; Варшава 1989г.
9 Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза //Физ. культура: воспитание, образование, тренировка, 1996, № 1.
10 Гишберг Л.С. Применение лечебной физкультуры при заболеваниях плоскостопием. М.: СМОЛГИЗ, 1998.
11 Гришин Т.В., Никитин С.В. Методы профилактики нарушений осанки у детей в общеобразовательных школах //Вестник гильдии протезистов-ортопедов, 2000, № 3, с. 38-42.
12 Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. - Л.: ВДКИФК, 1985.
13 Евсеев С.П., Шипицина Л.М. Частные методики адаптивной физической культуры. - М. «Советский спорт», 2004.
14 Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура, ее философия, содержание и задачи / Адаптивная физическая культура и функционально состояние инвалидов. – СПб, 1996.
15 Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. - М. «Гэотар-мед». 2002.
16 Каптелин А.Ф. Восстановительное лечение: (лечебная физкультура, массаж и трудотерапия) при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата
18 Козырева О.В. Лечебная физкультура при заболеваниях плоскостопием. М., 1993. 19 Красикова А.С. «Профилактика лечения плоскостопия». М. 2002 г 20 Куничев Л.А. Лечебный массаж. - Л.: Медицина, 1979. 21 Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура у детей при плоскостопии. Л. 1982. 22 Лосева В.С Плоскостопие у детей : Профилактика и лечение. Издательство: «Сфера», 2004. 23 Мошков В.Н. Лечебная физкультура в клинике плоскостопия, М.,1992 Николайчук Л.В., Николайчук Э.В. Остеохондроз, сколиоз, плоскостопие. — Мн.: Книжный Дом, 2004. — 320 с. — (Домашний доктор). 24 Плаксунова Э. В. Коррекционное значение средств адаптивной физической культуры в восстановлении двигательной функции у детей с сочетанными нарушениями в развитии // Физическая культура. 1998. № 2. 25 Постникова В.М. Общая методика применения физических упражнений в лечебной физкультуре. М. 1967. 26Спешнев Ф.Ф. «Спортивно-вспомогательная гимнастика» – М.: ФиС, 1957 27 Фонарев М.И. Справочник по детской ЛФК. - М., 1983. 28 Фридланд М.О. Статические деформации стопы у взрослых и детей. // Ортопедия и травматология. № 8. 1960. Хансен Р., Тейлор Дж. Человек в движении: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991 .