kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование потребности ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию через использование рефлексии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее

    Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. 
В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование потребности ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию через использование рефлексии»

Формирование потребности ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию через использование рефлексии

Ковалев Олег Витальевич

учитель физической культуры

КГУ «Средняя школа № 26»

акимата города Усть -Каменогорска

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. 
В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. 

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими,  со своими приемами и методами.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. 
Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента. 
Классификация рефлексии. 
1. По содержанию: 
• Устная рефлексия 
• Письменная рефлексия. 
2. По цели: 
• Рефлексия эмоционального состояния 
• Рефлексия деятельности 
• Рефлексия содержания. 
3. По функции: 
• личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная) 
• интеллектуальная рефлексия . 
4. По типу урока: 
• После усвоения зун 
• Промежуточная рефлексия 
• Контрольная рефлексия 
• Итоговая рефлексия. 
5.По способам проведения: 
• Анкета 
• Вопрос 
• Символ 
• Таблица 
• Ситуация 
• Рисунок. 
5. По форме деятельности: 
• Фронтальная (выборочная) 
• Индивидуальная 
• Групповая 
• Коллективная 

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

•         целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения и т.п.

- рефлексия деятельности;

•         дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки выполненной работы.

рефлексия содержания учебного материала

•         используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

       Интересный вопрос – рефлексия на физкультуре. Как она вообще может быть и как создать ситуацию  рефлексии?

     В первую очередь, это обязательный набор некоторого информационного поля о себе и набор неких связей. И только потом на основе этого – рефлексия.

Примеры заданий для урока рефлексии:

Прием незаконченного предложения

рефлексия с использованием оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…)

Прием анализа субъективного опыта

-     который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

-    Обычно в конце занятия подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 

Приём  высказывания

    Где учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске (или письменно):

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно… и т.д.

Упражнение «Плюс – минус - интересно» (Эдвард де Боно )

•      В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на занятии, информация и формы работы.

•      В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь.

•      В графу «И» - «интересно» учащиеся  вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю

Заключительный этап урока - рефлексия – тема урока «Осанка»

Учитель задаёт вопросы:

Что такое осанка?

Что характерно для плохой осанки?

Как определить правильность осанки?

Помочь сделать вывод, что правильная осанка - это здоровье тела, хорошая работа всех органов и систем организма.

Ученики отвечают на вопросы учителя, формулируют понятие «Осанка».

  • какие упражнения вы сегодня выполняли на уроке?

  • оцените свою работу на уроке.

Слушают одноклассников, активно участвуют в решении коммуникативной задачи, выражают своё мнение об итогах работы на уроке

Рефлексия на уроках в начальных классах — это важный этап формирования личности. Для учителя самостоятельная оценка учениками своей работы помогает правильно выстраивать стратегию обучения и корректировать пробелы в знаниях школьников, что способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, обучение навыкам рефлексии на уроках физической культуры – процесс трудный и многоплановый, ему нельзя научить за один урок, за один день, и в то же время – это процесс многоуровневый, постоянно усложняющийся. Обучение рефлексии на уроках физической культуры позволяет расширить спектр учебных занятий, обогатить уроки внепрограммным материалом.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ковалев Олег Витальевич

Дата: 08.05.2018

Номер свидетельства: 468810


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1240 руб.
2060 руб.
1570 руб.
2620 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1120 руб.
1870 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства