Двигательный навык и его психолого-физиологические аспекты
Двигательный навык и его психолого-физиологические аспекты
Одна из форм двигательных действий человека
На основе знаний и опыта человек приобретает умение выполнять ту или иную деятельность, научается ее практическим способам, приемам
При неоднократных повторениях умение переходит в навык.
Двигательный навык представляет собой такие формы двигательных действий человека, которые характеризуются явлениями автоматизации и приобретаются в результате обучения или жизненной практики.
Двигательный навык - это автоматизированная форма приобретенного двигательного действия.
Первый этап:
создать общее представление о двигательном действии;
научить частям (элементам) техники этого действия;
сформировать общий ритм двигательного акта;
предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.
уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;
усовершенствовать ритм выполнения движения;
создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.
Третий этап :
закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат)
избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном действии;
совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Двигательный навык и его психолого-физиологические аспекты»
Министерство образования Нижегородской области ГБПОУ «Богородский политехнический техникум» г. Богородск, Нижегородская обл., ул. Свердлова, д. 3
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК И ЕГО ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
АРХИПОВ
АЛЕКСЕЙ
ВАЛЕНТИНОВИЧ
Руководитель
физического воспитания
Педагогический стаж: 29 лет
Высшая категория
Спорт становится средствомвоспитания
тогда, когда он - любимое занятие каждого.
Сухомлинский В. А.
2015 г.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Повышение эффективности обучения физической культуре, всестороннее развитие личности, улучшение качества жизни граждан Российской Федерации.
ЗАДАЧИ
1) повысить уровень и качество обучения двигательным навыкам
2) повысить мотивацию учащихся к систематическим занятиям физической культурой
3) укрепить здоровье, привлечь учащихся к занятиям физической культурой и спортом, обеспечить полезный досуг.
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК
Одна из форм двигательных действий человека
На основе знаний и опыта человек приобретает умение выполнять ту или иную деятельность, научается ее практическим способам, приемам
При неоднократных повторениях умение переходит в навык.
Двигательный навык представляет собой такие формы двигательных действий человека, которые характеризуются явлениями автоматизации и приобретаются в результате обучения или жизненной практики.
Двигательный навык - это автоматизированная форма приобретенного двигательного действия.
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА
Первый этап:
создать общее представление о двигательном действии;
научить частям (элементам) техники этого действия;
сформировать общий ритм двигательного акта;
предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.
уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;
усовершенствовать ритм выполнения движения;
создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.
Третий этап:
закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат)
избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном действии;
совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность.
1 этап
ОЗНАКОМЛЕНИЕ, ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ РАЗУЧИВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ
Краткая характеристика этапа : замедленное выполнение; нестабильный итог; невысокая устойчивость; непрочное запоминание; осознанный контроль действий
2 этап
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО УМЕНИЯ.
УГЛУБЛЕННОЕ ДЕТАЛИЗИРОВАННОЕ РАЗУЧИВАНИЕ.
Краткая характеристика этапа : невысокое выполнение; нестабильный итог; невысокая устойчивость; непрочное запоминание; осознанный контроль действий
3 этап
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА.
ДОСТИЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО МАСТЕРСТВА.
Краткая характеристика этапа : высокая быстрота; стабильный итог; высокая устойчивость; прочное запоминание; автоматизм двигательного действии
РАБОТА ЦНС ПРИ ФОРМИРОВАНИИДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА
Первая фаза (генерализация).
Ее особенностью является широкая иррадиация возбудительного процесса в коре больших полушарий.
Вторая фаза (концентрация).
Она характеризуется значительным развитием внутреннего торможения.
Третья фаза (стабилизация).
Она характеризуется наличием уже закрепленного коркового динамического стереотипа, лежащего в основе двигательного навыка. В этой фазе процессы возбуждения и торможения чередуются в определенной последовательности: они обуславливают точное выполнение движений.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА
Создать у обучающегося правильный образ движения
Через зрение, слух, обоняние, мышечные ощущения информация о двигательном действии поступает в головной мозг и в районе таламуса у обучающегося создается подробный образ движения
КРИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ
ВСЕ УЧАЩИЕСЯ
БОЛЕЕ СПОСОБНЫЕ
1.подгруппа
Не хотят улучшать свой навык
2 подгруппа
Хотят довести навык до совершенства
МЕНЕЕ СПОСОБНЫЕ
3 подгруппа
Стремятся достичь большего
4 подгруппа
Не верят в свой рост
МОТИВАЦИЯ В ГРУППАХ
подгруппа
подгруппа
- мотивировать к дальнейшему совершенствованию навыка,
- заинтересовывать в работе над собой,
- указывать на все недочеты,
- показывать путь к их устранению;
2. подгруппа
- помогать в совершенствовании навыка,
- сдерживать в излишнем рвении,
- привлекать к работе с отстающими;
3. подгруппа
- работать над устранением ошибок,
- больше уделять внимания на отдельные части упражнения,
- уделять больше времени на отработку навыка;
4. подгруппа
- больше подводящих менее сложных упражнений,
- уделять больше внимания маленьким успехам,
- чаще делать перерывы в работе,
- мотивировать небольшие сдвиги в лучшую сторону.
Правильное выполнение
- ноги согнуты в коленях, стопы на носочках, колени чуть разведены в стороны - руки ладонями упираются в пол на уровне плеч чуть согнуты в локтях, пальцы разведены и смотрят вперед - спина «круглая», голова опущена подбородком на грудь
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ прогиб спины, неправильная постановка кистей рук, не прижатый к груди подбородок
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ
колени сведены вместе, кисти рук в неправильном положении
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ
упор головой в маты
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ
кувырок через плечо
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ
ноги не прижаты к ягодицам, пресс расслаблен
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ
упор руками сзади при завершении кувырка
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ
ноги не прижаты, выхода в упор присев нет
ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ
неправильная постановка ног при завершении кувырка
Динамика качества знаний (%)
Динамика занимающихся в секциях (человек)
КОЛИЧЕСТВО СОРЕВНОВАНИЙ
Соревнования
2012-2013
Техникумовские
7
2013-2014
Муниципальные
Областные
2014-2015
8
6
8
10
7
9
9
10
Вывод
Проведенный анализ педагогической деятельности позволяет сделать вывод, что правильное применение развития двигательного навыка позволило:
Повысить качество знаний (83,8%)
Достичь наполняемости секций до 97 чел.
Привлечь учащихся к занятиям спортом и участию в раздичных соревнованиях.
награды
Литература
1. Физическая культура. Методические рекомендации. 5-7 кл.: пособие для учителей общеобразоват. учрежд /Виленский Михаил Яковлевич, Торочкова Татьяна Юрьевна, Чичикин Вадим Тихонович
2.Теория физического воспитания, под общей ред. Новикова А. Д. и Матвеева Л. П . М., 1959, стр. 138 - 152, 160 - 175.
3. Ашмарин Б.А. Двигательные умения и навыки. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пос., гл.IV. М., 1979, с. 65 - 75.
4. Бойко Е.И. Еще раз об умениях и навыках //Вопросы психологии, 1957, № 1, с. 133 - 139.
5. Ильин Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы. Психомоторика. Л., 1976, с. 62 - 68.
6. Мазниченко В.Д. Методологические предпосылки к пониманию сущности и механизмов двигательных навыков //Теория и практика физической культуры, 1984, № 7, с. 49 - 50.
7. Психология. Учебник для техникумов физической культуры. - М: ФиС, 1984, с. 194.
8. Пуни А.Ц. О сущности двигательных навыков //Вопросы психологии. 1964, № 1, с. 94 - 103.