kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Двигательный навык и его психолого-физиологические аспекты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из форм двигательных действий человека

На основе знаний и опыта человек приобретает умение выполнять ту или иную деятельность, научается ее практическим способам, приемам

При неоднократных повторениях умение переходит в навык.

 Двигательный навык  представляет собой такие формы двигательных действий человека, которые характеризуются явлениями автоматизации и приобретаются в результате обучения или жизненной практики.

Двигательный навык - это автоматизированная форма приобретенного двигательного действия.

Первый этап:

создать общее представление о двигательном действии;

научить частям (элементам) техники этого действия;

сформировать общий ритм двигательного акта;

предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.

Второй этап:

углубленно понять закономерности движений действия;

уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;

усовершенствовать ритм выполнения движения;

создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.

Третий этап :

закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат)

избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном действии;

совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Двигательный навык и его психолого-физиологические аспекты»

Министерство образования Нижегородской области  ГБПОУ «Богородский политехнический техникум»  г. Богородск, Нижегородская обл., ул. Свердлова, д. 3   ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК И ЕГО ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  АРХИПОВ АЛЕКСЕЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ Руководитель физического воспитания Педагогический стаж: 29 лет Высшая категория  Спорт становится средством воспитания  тогда, когда он - любимое занятие каждого.  Сухомлинский В. А.     2015 г.

Министерство образования Нижегородской области ГБПОУ «Богородский политехнический техникум» г. Богородск, Нижегородская обл., ул. Свердлова, д. 3

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК И ЕГО ПСИХОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

АРХИПОВ

АЛЕКСЕЙ

ВАЛЕНТИНОВИЧ

Руководитель

физического воспитания

Педагогический стаж: 29 лет

Высшая категория

Спорт становится средством воспитания

тогда, когда он - любимое занятие каждого.

Сухомлинский В. А.

2015 г.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ ЦЕЛЬ РАБОТЫ Повышение эффективности обучения физической культуре, всестороннее развитие личности, улучшение качества жизни граждан Российской Федерации.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

  • ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Повышение эффективности обучения физической культуре, всестороннее развитие личности, улучшение качества жизни граждан Российской Федерации.

ЗАДАЧИ 1) повысить уровень и качество обучения двигательным навыкам 2) повысить мотивацию учащихся к систематическим занятиям физической культурой 3) укрепить здоровье, привлечь учащихся к занятиям физической культурой и спортом, обеспечить полезный досуг.

ЗАДАЧИ

1) повысить уровень и качество обучения двигательным навыкам

2) повысить мотивацию учащихся к систематическим занятиям физической культурой

3) укрепить здоровье, привлечь учащихся к занятиям физической культурой и спортом, обеспечить полезный досуг.

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК

  • Одна из форм двигательных действий человека
  • На основе знаний и опыта человек приобретает умение выполнять ту или иную деятельность, научается ее практическим способам, приемам
  • При неоднократных повторениях умение переходит в навык.
  • Двигательный навык представляет собой такие формы двигательных действий человека, которые характеризуются явлениями автоматизации и приобретаются в результате обучения или жизненной практики.
  • Двигательный навык - это автоматизированная форма приобретенного двигательного действия.
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА Первый этап: создать общее представление о двигательном действии; научить частям (элементам) техники этого действия; сформировать общий ритм двигательного акта; предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия. Второй этап : углубленно понять закономерности движений действия; уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого; усовершенствовать ритм выполнения движения; создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия. Третий этап :

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА

Первый этап:

  • создать общее представление о двигательном действии;
  • научить частям (элементам) техники этого действия;
  • сформировать общий ритм двигательного акта;
  • предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.

Второй этап :

  • углубленно понять закономерности движений действия;
  • уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными особенностями обучаемого;
  • усовершенствовать ритм выполнения движения;
  • создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.

Третий этап :

  • закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат)
  • избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном действии;
  • совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т.е. увеличивать его вариативность.
1 этап ОЗНАКОМЛЕНИЕ, ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ РАЗУЧИВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ  Краткая характеристика этапа : замедленное выполнение; нестабильный итог; невысокая устойчивость; непрочное запоминание; осознанный контроль действий       2 этап   ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО УМЕНИЯ. УГЛУБЛЕННОЕ ДЕТАЛИЗИРОВАННОЕ РАЗУЧИВАНИЕ.   Краткая характеристика этапа : невысокое выполнение; нестабильный итог; невысокая устойчивость; непрочное запоминание; осознанный контроль действий       3 этап ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА.  ДОСТИЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО МАСТЕРСТВА. Краткая характеристика этапа : высокая быстрота; стабильный итог; высокая устойчивость; прочное запоминание; автоматизм двигательного действии  

1 этап

ОЗНАКОМЛЕНИЕ, ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ РАЗУЧИВАНИЕ ДВИЖЕНИЯ

Краткая характеристика этапа : замедленное выполнение; нестабильный итог; невысокая устойчивость; непрочное запоминание; осознанный контроль действий

 

 

 

2 этап

  ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО УМЕНИЯ.

УГЛУБЛЕННОЕ ДЕТАЛИЗИРОВАННОЕ РАЗУЧИВАНИЕ.

 

Краткая характеристика этапа : невысокое выполнение; нестабильный итог; невысокая устойчивость; непрочное запоминание; осознанный контроль действий

 

 

 

3 этап

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА.

ДОСТИЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО МАСТЕРСТВА.

Краткая характеристика этапа : высокая быстрота; стабильный итог; высокая устойчивость; прочное запоминание; автоматизм двигательного действии

 

РАБОТА ЦНС ПРИ ФОРМИРОВАНИИ  ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА Первая фаза (генерализация). Ее особенностью является широкая иррадиация возбудительного процесса в коре больших полушарий.  Вторая фаза (концентрация).  Она характеризуется значительным развитием внутреннего торможения.  Третья фаза (стабилизация).

РАБОТА ЦНС ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА

Первая фаза (генерализация).

  • Ее особенностью является широкая иррадиация возбудительного процесса в коре больших полушарий.

Вторая фаза (концентрация).

  • Она характеризуется значительным развитием внутреннего торможения.

Третья фаза (стабилизация).

  • Она характеризуется наличием уже закрепленного коркового динамического стереотипа, лежащего в основе двигательного навыка. В этой фазе процессы возбуждения и торможения чередуются в определенной последовательности: они обуславливают точное выполнение движений.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА

  • Создать у обучающегося правильный образ движения
  • Через зрение, слух, обоняние, мышечные ощущения информация о двигательном действии поступает в головной мозг и в районе таламуса у обучающегося создается подробный образ движения
КРИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

КРИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ ВСЕ УЧАЩИЕСЯ       БОЛЕЕ СПОСОБНЫЕ     1.подгруппа Не хотят улучшать свой навык         2 подгруппа Хотят довести навык до совершенства МЕНЕЕ СПОСОБНЫЕ     3 подгруппа Стремятся достичь большего         4 подгруппа Не верят в свой рост  

ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ

ВСЕ УЧАЩИЕСЯ

 

 

 

БОЛЕЕ СПОСОБНЫЕ

 

 

1.подгруппа

Не хотят улучшать свой навык

 

 

 

 

2 подгруппа

Хотят довести навык до совершенства

МЕНЕЕ СПОСОБНЫЕ

 

 

3 подгруппа

Стремятся достичь большего

 

 

 

 

4 подгруппа

Не верят в свой рост

 

МОТИВАЦИЯ В ГРУППАХ подгруппа подгруппа - мотивировать к дальнейшему совершенствованию навыка, - заинтересовывать в работе над собой, - указывать на все недочеты, - показывать путь к их устранению; 2. подгруппа  - помогать в совершенствовании навыка,  - сдерживать в излишнем рвении,  - привлекать к работе с отстающими; 3. подгруппа  - работать над устранением ошибок,  - больше уделять внимания на отдельные части упражнения,  - уделять больше времени на отработку навыка; 4. подгруппа  - больше подводящих менее сложных упражнений,  - уделять больше внимания маленьким успехам,  - чаще делать перерывы в работе,  - мотивировать небольшие сдвиги в лучшую сторону.

МОТИВАЦИЯ В ГРУППАХ

  • подгруппа
  • подгруппа

- мотивировать к дальнейшему совершенствованию навыка,

- заинтересовывать в работе над собой,

- указывать на все недочеты,

- показывать путь к их устранению;

2. подгруппа

- помогать в совершенствовании навыка,

- сдерживать в излишнем рвении,

- привлекать к работе с отстающими;

3. подгруппа

- работать над устранением ошибок,

- больше уделять внимания на отдельные части упражнения,

- уделять больше времени на отработку навыка;

4. подгруппа

- больше подводящих менее сложных упражнений,

- уделять больше внимания маленьким успехам,

- чаще делать перерывы в работе,

- мотивировать небольшие сдвиги в лучшую сторону.

Правильное выполнение   - ноги согнуты в коленях, стопы на носочках, колени чуть разведены в стороны  - руки ладонями упираются в пол на уровне плеч чуть согнуты в локтях, пальцы разведены и смотрят вперед  - спина «круглая», голова опущена подбородком на грудь

Правильное выполнение

- ноги согнуты в коленях, стопы на носочках, колени чуть разведены в стороны - руки ладонями упираются в пол на уровне плеч чуть согнуты в локтях, пальцы разведены и смотрят вперед - спина «круглая», голова опущена подбородком на грудь

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ   прогиб спины, неправильная постановка кистей рук, не прижатый к груди подбородок

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ прогиб спины, неправильная постановка кистей рук, не прижатый к груди подбородок

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ колени сведены вместе, кисти рук в неправильном положении

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ

колени сведены вместе, кисти рук в неправильном положении

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ упор головой в маты

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ

упор головой в маты

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ кувырок через плечо

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ

кувырок через плечо

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ноги не прижаты к ягодицам,  пресс расслаблен

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ

ноги не прижаты к ягодицам, пресс расслаблен

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ упор руками сзади при завершении кувырка

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ

упор руками сзади при завершении кувырка

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ ноги не прижаты,  выхода в упор присев нет

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ

ноги не прижаты, выхода в упор присев нет

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ неправильная постановка ног при завершении кувырка

ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ

неправильная постановка ног при завершении кувырка

Динамика качества знаний (%)

Динамика качества знаний (%)

Динамика занимающихся в секциях (человек)

Динамика занимающихся в секциях (человек)

КОЛИЧЕСТВО СОРЕВНОВАНИЙ Соревнования 2012-2013 Техникумовские 7 2013-2014 Муниципальные Областные 2014-2015 8 6 8 10 7 9 9 10

КОЛИЧЕСТВО СОРЕВНОВАНИЙ

Соревнования

2012-2013

Техникумовские

7

2013-2014

Муниципальные

Областные

2014-2015

8

6

8

10

7

9

9

10

Вывод

Вывод

  • Проведенный анализ педагогической деятельности позволяет сделать вывод, что правильное применение развития двигательного навыка позволило:
  • Повысить качество знаний (83,8%)
  • Достичь наполняемости секций до 97 чел.
  • Привлечь учащихся к занятиям спортом и участию в раздичных соревнованиях.
награды

награды

Литература 1. Физическая культура. Методические рекомендации. 5-7 кл.: пособие для учителей общеобразоват. учрежд /Виленский Михаил Яковлевич, Торочкова Татьяна Юрьевна, Чичикин Вадим Тихонович 2.Теория физического воспитания, под общей ред. Новикова А. Д. и Матвеева Л. П . М., 1959, стр. 138 - 152, 160 - 175. 3. Ашмарин Б.А. Двигательные умения и навыки. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пос., гл.IV. М., 1979, с. 65 - 75. 4. Бойко Е.И. Еще раз об умениях и навыках //Вопросы психологии, 1957, № 1, с. 133 - 139. 5. Ильин Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы. Психомоторика. Л., 1976, с. 62 - 68. 6. Мазниченко В.Д. Методологические предпосылки к пониманию сущности и механизмов двигательных навыков //Теория и практика физической культуры, 1984, № 7, с. 49 - 50. 7. Психология. Учебник для техникумов физической культуры. - М: ФиС, 1984, с. 194. 8. Пуни А.Ц. О сущности двигательных навыков //Вопросы психологии. 1964, № 1, с. 94 - 103. 9. Рудик П.А. Психология. М., 1967, с. 196 - 208.  

Литература

  • 1. Физическая культура. Методические рекомендации. 5-7 кл.: пособие для учителей общеобразоват. учрежд /Виленский Михаил Яковлевич, Торочкова Татьяна Юрьевна, Чичикин Вадим Тихонович
  • 2.Теория физического воспитания, под общей ред. Новикова А. Д. и Матвеева Л. П . М., 1959, стр. 138 - 152, 160 - 175.
  • 3. Ашмарин Б.А. Двигательные умения и навыки. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пос., гл.IV. М., 1979, с. 65 - 75.
  • 4. Бойко Е.И. Еще раз об умениях и навыках //Вопросы психологии, 1957, № 1, с. 133 - 139.
  • 5. Ильин Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы. Психомоторика. Л., 1976, с. 62 - 68.
  • 6. Мазниченко В.Д. Методологические предпосылки к пониманию сущности и механизмов двигательных навыков //Теория и практика физической культуры, 1984, № 7, с. 49 - 50.
  • 7. Психология. Учебник для техникумов физической культуры. - М: ФиС, 1984, с. 194.
  • 8. Пуни А.Ц. О сущности двигательных навыков //Вопросы психологии. 1964, № 1, с. 94 - 103.
  • 9. Рудик П.А. Психология. М., 1967, с. 196 - 208.

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Двигательный навык и его психолого-физиологические аспекты

Автор: Архипов Алексей Валентинович

Дата: 12.11.2015

Номер свидетельства: 252192


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства