Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Русская лапта» (базовый уровень)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Русская лапта» (базовый уровень)
Программа адресована на обучающихся 6 классов средней общеобразовательной школы.
Концепция программы: обоснованность по отношению к ФГОС НОО: программа составлена с учётом «фундаментального ядра» содержащее общее образование с требованиями по предмету «Технология» в рамках ФГОС и УУД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Русская лапта» (базовый уровень)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 36»
Рассмотрена и рекомендована
научно-методическим советом
Протокол № 1 от 30.08.2019
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора школы
от 30.08.2019 № 845
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Русская лапта»
(базовый уровень)
Возраст учащихся: 12-13 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Дорофеев Александр Владимирович,
педагог дополнительного образования
Тамбов
2019
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36»
2. Полное название программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленностикурса «Русская лапта»
3. Сведения об авторах:
3.1. Ф.И.О., должность
Дорофеев Александр Владимирович, педагог дополнительного образования
4. Сведения о программе:
4.1. Нормативная база
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
Устав Муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №36
4.2. Область применения
дополнительное образование
4.3. Направленность
физкультурно-спортивная
4.4. Тип программы
модифицированная
4.5. Вид программы
общеразвивающая
4.6. Возраст учащихся по программе
12 – 13 лет
4.7. Продолжительность обучения
1 год
Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы»
Пояснительная записка
Программа адресована на обучающихся 6 классов средней общеобразовательной школы.
Концепция программы: обоснованность по отношению к ФГОС НОО: программа составлена с учётом «фундаментального ядра» содержащее общее образование с требованиями по предмету «Технология» в рамках ФГОС и УУД.
В настоящее время существенно возрастает роль физической культуры и спорта как фактора совершенствования человека и общества. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности являются социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и здорового общества.
В том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности учащихся, одним из самых любимых и полезных занятий детей любого возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС.
Русская лапта обеспечивает возможность полного достижения цели физического воспитания. Игровая деятельность в лапте таит в себе большие возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания, развития чувства коллективизма и ответственности перед командой. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности. На занятиях лапты с успехом можно решать и воспитательные задачи, поскольку в процессе игры для достижения общей победы учащиеся должны постоянно взаимодействовать друг с другом, преодолевать сопротивление соперника. Это помогает воспитанию дружбы, коллективизма, инициативности, решительности, а так же комплекса положительных психологических качеств. Большим преимуществом лапты по сравнению с другими игровыми видами спорта является ее экономическая доступность, что в определённых условиях играет немаловажную роль. Игре в лапту свойственны высокий эмоциональный подъем и яркая зрелищность, что во многом облегчает решение одной из важнейших задач — физического воспитания школьников: сначала привить интерес, а затем сформировать потребность в занятиях физической культуры.
Педагогическая целесообразность программы «Русская лапта» состоит в том, что обучение технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации.
По форме организации: кружковая
Состав группы – постоянный.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю, по одному учебному часу.
Наполняемость учебной группы 15-20 человек.
Уровень освоения программы: базовый
Отличительные особенности программы. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся широкого спектра форм и видов деятельности, занятий по интересам, направленных на их развитие.
Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностноориентированный и компетентностный подход. Именно на это и направлена программа «Русская лапта».
Адресат программы - программа «Русская лапта» адресована учащимся школы в возрасте 11-13 лет общеобразовательной школы, занимающихся в системе дополнительного образования.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы: формирование и развитие физических способностей и навыков учащихся, формирование моральных и волевых качеств через занятия русской лаптой в доступной для них форме, без спортивного совершенствования.
Задачи программы.
Обучающие:
ознакомить с основными правилами игры в русскую лапту;
обучить технике и тактике игры, правилам игры;
обучить элементам специализации по игровым функциям (защитники, нападающие);
научить применять полученные знания в игровой деятельности;
научить организовывать и проводить школьные соревнования по русской лапте.
Развивающие:
развивать координацию движений, двигательную память и скорость мышления;
развивать такие физические качества, как быстрота, ловкость, гибкость, выносливость, с учетом специфики лапты;
развивать интерес к здоровому образу жизни, к занятиям спортом;
развивать коммуникационные навыки группового взаимодействия, развития его форм посредством игр и соревнований;
развивать морально-волевые качества и психологическую устойчивость детей.
Воспитательные:
воспитать интерес детей к спорту через их занятия русской лаптой;
воспитать чувства ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и сопернику, волевые качества личности;
воспитать у детей добросовестное отношение к своим обязанностям, уважение к старшим, привить нормы спортивной этики;
воспитать умение соревноваться индивидуально (физическая и техническая подготовка) и коллективно (подвижные игры, мини-лапта);
воспитать силу воли посредством преодоления трудностей во время тренировочного и соревновательного процесса.
Учебный план
№п/п
Наименование
Количество часов
Теория
Практика
Исторические и национальные основы.
1
-
Развитие скоростных качеств: бег из различных исходных положений, челночный бег, бег с огибанием стоек, с набивными мячами; игры: «День и ночь», «Вызов»
1
5
Развитие скоростно-силовых качеств: броски набивного мяча из различных положений, прыжки с места, многоскоки попеременно на каждой ноге, игра «Катающаяся мишень»
1
5
Основной спортивный инвентарь для игры в русскую лапту. Совершенствование навыков ловли мяча одной рукой, двумя руками, выполнение передачи мяча.
1
6
Обучение ударам битой по мячу различными способами: «сверху», «сбоку», «снизу».
0,5
6
Стойка игрока. Передвижение игроков. Овладение стойкой и передвижениями.
0,5
6
Ловля мяча. Передача мяча. Броски мяча в цель. Финты, уклонения.
0,5
6
Тактика игры в русскую лапту. Тактика игры в нападении.
0,5
6
Тактика игры в русскую лапту. Тактика игры в обороне.
0,5
6
Тактическая подготовка. Овладение основами индивидуальных действий игроков в нападении (“город”) и в защите (“поле”)
• Участие в играх, соревнованиях. Способы фиксации результата
• Дневники достижений.
• Грамоты, дипломы.
• Карты оценки результатов.
Оценка результатов образовательной деятельности
К концу обучения учащиеся будут:
– знать правила игры в русскую лапту;
– уметь применять во время игры в русскую лапту все основные технические элементы (технику перемещения, передачи и ловли мяча, ударов битой по мячу);
– уметь применять в игре индивидуальные навыки, и принимать участие в групповых и командных тактических действиях в нападении и защите;
– уметь организовывать и судить школьные соревнования;
– владеть основными двигательными навыками, необходимыми для игры в русскую лапту.
У учащихся по программе будут развиты:
координация движений, двигательная память и скорость мышления;
такие физические качества, как быстрота, ловкость, гибкость, выносливость; интерес к здоровому образу жизни, к занятиям спортом.
морально-волевые качества и психологическая устойчивость.
Блок №2. «Комплекс Организационно – педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель – 35.
Дата окончания и начала учебных периодов
Начало занятий групп первого года и последующих годов обучения с 01 сентября, окончание занятий 25 мая.
2.2. Условия реализации программы
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 12-13 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения. Формирование групп производится с учетом способностей и физической подготовленности детей. Наполняемость учебной группы: 15-20 человек.
Материально-техническое оснащение занятий
Игровая площадка – прямоугольник, имеющий твердую поверхность, свободную от каких-либо предметов, размером 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину;
маты;
держатель для мяча;
гимнастические скамейки;
скакалки;
обручи;
биты.
2.3 Формы аттестации
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: игровые конкурсы, соревнования на различных уровнях, дружеские встречи. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в физической деятельности. Такие упражнения способствуют физическому воспитанию. Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы. Подведение итогов занятия, формирование выводов, поощрение обучающихся за работу на занятии, самооценка детьми своей работы на занятии, информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий.
Литература
Для педагога:
Валиахметов P.M. Народная игра лапта. – Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2003.
Видякин М.В. Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе. – Волгоград: Учитель, 2004.
Кузнецов В.С., Г.А.Колодницкий Методика обучения основным видам движений на уроках физкультуры в школе. – М.: Владос, 2002.
Лепешкин В.А. Подвижные игры для детей. Лапта: пособие для учителей физической культуры. – М.: Школьная пресса, 2004.
Для детей:
1. Валиахметов P.M. Народная игра лапта – Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2003.