Просмотр содержимого документа
«Балльно-рейтинговая система оценивания физического воспитания учащихся, как повышения мотивации к учебному процессу»
Балльно - рейтинговая система оценивания физического воспитания учащихся, как повышения мотивации к учебному процессу
Доклад подготовила : Чабыкина Маргарита Игнатьевна- учитель физической культуры МБОУ «Бютейдяхская средняя общеобразовательная школа им. К.О. Гаврилова» с углубленным изучением отдельных предметов.
МО « Мегино-Кангаласский улус» Республика Саха (Якутия)
Актуальность
Не было бы проблемы, если все ученики были равны по своим физическим данным и уровням здоровья;
Существующая система оценивания (пятибалльная шкала) на уроках физкультуры не может объективно оценить труд учеников;
Необъективность оценки вызывает у детей морально-психологические стрессы и нежелание заниматься физической культурой.
Новизна
Мы учителя физической культуры решили ввести балльно-рейтинговую систему выставления оценок, чтобы ученик стремился сам зарабатывать баллы.
Цель
Доказать, что балльно-рейтинговые оценивания деятельности учащихся способствует:
оптимизации и увеличению двигательной активности;
мотивационно-ценностное отношение к физической культуре;
повышению уровня физической подготовленности.
задачи исследования.
Установить и оценить, как школьники понимают причины успеха и неудачи на уроках физической культуры;
Изучить состояние уровня физической подготовленности , двигательную активность учащихся.
Методы исследования.
Опросы и беседы;
Сравнительный анализ уровня физической подготовленности учащихся;
Анализ двигательной активности учащихся во внеурочное время
Физическое воспитание учащихся состоит из четырех взаимосвязанных частей
А ведь именно к самостоятельным занятиям, должны их подводить:
Уроки физической культуры;
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. (утренняя зарядка, гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и т.д.);
Внеклассная работа. (занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями);
Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. (дни здоровья и спорта, соревнования, турслет, походы и т.д.)
С 2010 -11 учебного года в нашей школе по предмету «Физическая культура» введена балльно - рейтинговая система получения отметки, утвержденная на заседании методического объединения учителей физкультуры;
Рейтинговая система оценки качества успеваемости рассчитана на учащихся с 5-11 класс.
Суть балльной системы заключается в том, что ученики набирают баллы за сдачу нормативов, за участие в школьных мероприятиях и соревнованиях.
Вот эти пункты:
Режим дня. Не соблюдение режима дня – минус 1 баллов, нет замечаний плюс 1 баллов
Пропуски уроков по болезни - минус 1 баллов ; не пропускал уроки по болезни – плюс 1 баллов
Посещение гимнастики до учебных занятий: за каждые пропуски – минус 1 баллов ; не пропускал – плюс 1 баллов
Посещение спортивной секции 1раз в неделю – плюс 1 баллов .
Результаты сдачи учебных нормативов –от плюс 2-5 баллов
Показатели участия в мероприятиях – плюс 2-13 баллов
Показатели участия в спортивных соревнованиях – плюс 4-15баллов.
Баллы за участия в мероприятиях и спортивных соревнованиях
№
Мероприятия
1
Баллы участия за мероприятия
2
Участие
внутришкольные
2
КМО
Призовые места
Баллы за спортивных соревнований
3
4
Участие
3
4
улусные
5
4
Призовые места
6
заречные
5
5
6
7
6
8
республиканские
7
8
9
ДВ и РФ
10
12
10
11
9
12
11
13
13
14
15
Например, на таблице показаны баллы и итоги 1 четверти. Четвертная оценка определяется в зависимости от количества набранных баллов в течение учебной четверти.
Тетрадь по физической культуререйтинг - лист(заполняется ежедневно)
№
Содержание работы и баллы
1
Дата
Соблюдение режима дня - (-1 –плюс 1)
2
Результаты сдачи учебных нормативов- (2-5)
3
Посещение гимнастики до учебных занятий (-1+1)
1 четверть
4
5
Посещение спортивной секции (плюс 2)
5
70
Пропуски уроков по болезни (-1+1)
6
24
7
Показатели участия в спортивных соревнованиях (2-12)
Показатели участия в мероприятиях (1-10)
18
Итого:
5
12
5
140
Дневник здоровья – итоговые баллы(заполняется в конце учебного года)
№
Содержание работы
1
балл
Режим дня – соблюдение режима дня
2
История болезни – кто сколько раз в году болел
3
Индивидуальная физическая подготовленность – записываются баллы, набранные в конце учебного года.
4
Уровень физической подготовленности – сумма баллов
5
ФКН «Эрэл» - записываются набранные баллы
6
Психология здоровья – положительные и отрицательные черты характера.
7
Мои достижения – сумма баллов участия в мероприятиях и спортивных соревнованиях.
8
Гимнастика до учебных занятий – сумма баллов
9
Успеваемость – сумма годового балла
Итоговые оценки здоровья – это сумма всех собранных баллов.
1 исследование. Для оценки отношения учащихся к физической культуре я применяла разработанный мною опросник.
1 вопрос
класс
Количество
Нравится ли тебе заниматься на уроках физической культуры?
6
Уч-ся
нет
7
10
8(д)
-
В процентах
15
да
нет
10
2
1
9(д)
-
10(д)
-
да
13
5
0,5
100
11(д)
1
Итого:
13.3
3
1
-
4,5
4
86,7
38
2
100
0,5
10
33,3
4
90
3,5
34
12,5
66,7
10,5
87,5
89,5
89,5 % школьников нравится заниматься на уроках физической культуры. А 10,5% школьников видят в самих себе, как на причину неудачи указали на недостаточность собственных усилий.
Отношение к балльно-рейтинговой системе оценки деятельности
2 вопрос
класс
Нравится ли тебе оценка на уроках по физической культуре - рейтинговая система?
Количество
6
Уч-ся
7
10
нет
-
В процентах
8(д)
да
15
нет
1
10
-
9(д)
10(д)
-
-
5
15
да
1
-
11(д)
100
0,5
3
Итого:
-
Итого:
-
100
4,5
4
38
2
100
3
10
-
2,5
2
90
100
50
35,5
6,6
50
93,4
93,4% школьников нравится оценивание на уроках и внеурочной деятельности по физической культуре - рейтинговая система. 6,6% - им не нравиться когда у них отбирают баллы за не посещение гимнастики до занятий.
2 исследование. Сравнительный анализ уровня физической подготовленности учащихся 6 и 7 класса (в %)
6 класс
7 класс
Показатели среднего уровня ф.п. 26,6, высокого – 33,3, низкого -33,3
Как видно на 2014 году показатели среднего уровня физ. подг. повысился на 30%,а высокий уровень повысился на 70%
3 исследование : Анализ двигательной активности учащихся 6-7 классов (занятия в спортивных секциях и спортивных мероприятиях). 2014г
Посещаемость учащихся на спортивных секциях
Класс
Кол-во уч-ся
6
10
Кол-во занимающихся во внеурочное время
7
Охват в %
10
15
100
14
93,3
Участие в спортивных соревнованиях
класс
Кол-во уч-ся
6
Кол-во уч-ших в спорт. меропр-ях
7
10
Охват в%
9
15
90
9
60
Вывод: С 2010 года школьники 6 класса все занимаются на спортивных секциях в неделю 2 раза, а 7 из них 5 раз по легкой атлетике.
А из учеников 7 класса регулярно посещают занятия только 3, остальные пропускают.
Показатели успеваемости по итогам первой четверти 2014-15 учебный год
класс
К-ол-во уч-ся
6
10
Кол-во качественников
7
% качест-ков
9
15
90
10
66,6
Вывод: ученики 6 класса по итогам анализа показало, что двигательная активность высокая. И это отражает повышение качества успеваемости и результативные выступления на соревнованиях
В школе с 1992 года без перерыва работает секция по подвижным играм для начальных классов.
Коллектив 6 класса победитель улусного фестиваля «В здоровом теле – здоровый дух» Юные спортсмены «из шестой» регулярно становятся победителями различных соревнований.
Используя самые разные формы внеклассной работы прежде всего выделяю работу спортивно-массовых секций
Уч.. год
1999-00
Подвижные игры
Спорт. игры
41
2000-01
40
Перетяг. палки
2001-02
35
Легкая атлетика
10
2002-03
58
35
Лыжные гонки
42
30
56
2003-04
12
26
Наст. теннис
2004-05
60
55
12
88
Охват
-
63
66
28
30
2005-06
32
в %
40
2006-07
11
39
52
34
10
58
50,1
2007-08
12
12
25
51
30
52,4
13
52
30
-
26
60
59,6
52
12
32
9
60
49
12
32
20
64,2
30
20
70,3
61
72,4
18
32
73,2
15
76,2
2000 уч. году число учащихся, которые занимались в секциях было 32% , а 2008 году процент повысился на 76 %
А в 2014 году около 92,7% наших учащихся занимаются в различных спортивных секциях, и этот процент растет
Уч. год
Подвижные игры
2008-09
2009-10
Спорт. игры
19
Вольная борьба
20
36
2010-11
Легкая атлетика
2011-12
15
21
40
Лыжные гонки
21
15
2012-13
40
52
22
48
Олимпиада ФК
2013-14
37
28
10
12
21
15
ФКН
45
48
2012-15
12
«Эрэл»
20
12
Охват %
22
51
43
10
51
13
20
17
24
73,9
49
10
21
20
10
10
71,3
49
12
24
20
72,6
8
8
12
73,6
12
12
75,5
Н.теннис
78,7
8
92,7
В школе проводится внутришкольная спартакиада (12 видов спорта) , дни здоровья, товарищеские встречи, турслет и легкоатлетическая эстафета посвященная ко дню Победы.
Игры предков
Соревнования начальных классов по лёгкой атлетике
Юные лыжники школы
Турслёт
Рассмотрев и анализировав показатели учащихся разных уровней подготовленности, сделаны выводы:
Даже физически слабый ученик может заработать высокую оценку. Желание набрать максимальное количество очков повышает его активность на уроках.
Учащиеся перестают думать только об оценке, стремясь улучшить свои результаты, занимаются на уроке, на спортивных секциях, на самостоятельных занятиях, более осознанно.
Учащиеся активнее стали принимать участие во внутришкольных мероприятиях и спортивных соревнованиях.
А это значит, что процесс физического воспитания учащихся школы проходит более эффективно, т.к. на занятиях физической культуры реализуется личностно-ориентированный подход к обучению учащихся, сформированы мотивационно -ценностные отношения к физической культуре.
Считаю, что такая система оценок, побуждает учащихся работать над собой, и она более справедлива.
Наша школа ежегодно с 2010 года в комплексной спартакиаде школьников улуса занимает 1 место
2001
Кросс
Баскетбол (юн)
3
2002
3
2003
2
Баскетбол (дев)
6
2004
7
1
Волейбол (юн)
9
1
2005
2
1
Волейбол (дев)
3
2
4
2006
3
2
Олимпиада
3
4
Лыжные гонки
1
2007
1
5
1
Легкая атлетика
4
3
1
6
2008
2009
12
1
4
4
1
2
5
2
Ф.К.Н. «Эрэл»
2010
4
12
4
5
2
4
1
3
хапсагай
2011
6
2
5
2
1
12
3
«Снежный барс»
3
2012
12
1
1
4
10
1
1
место
3
4
5
2
11
1
1
1
2013
3
2
8
2
1
2014
2
1
5
2
4
2
4
2
1
7
2
2015
8
3
1
6
1
2
1
1
2
4
3
1
3
3
5
1
6
4
1
3
1
1
5
6
4
1
3
2
1
1
1
5
1
3
1
1
1
1
2
1
1
1
1
3
1
2
1
2
1
1
1
1
8
1
1
1
1
4
1
Показатели участия в улусных предметных олимпиадах по предмету «Физическая культура» (количество занятых мест)
Олимпиада по предмету "Физическая культура" РС (Я)
Показатели участия в улусных, открытых первенствах и республиканских соревнованиях в %
Перечисляя наши достижения , я доказываю, что физическое воспитание в школе решает главные задачи
Улучшает здоровья учащихся;
Положительно влияют на их учебную и умственную деятельность;
Вот доказательства того, что физическая культура у нас не второстепенный предмет;
И в нашей школе понимают это ученики, и учителя, и родители учеников.
Ваши координаты – Мегино-Кангаласский улус, с. Бютейдях
ул. Брызгалова № 4 678070 тел. (41143) 49-838, с/т 8-914-105-16-71