kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

“Внедрение элементов якутских национальных игр и забав в обучении технике игры в мини-футбол"

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Народные игры должны быть в арсенале педагогической науки, а игровые сюжеты и спортивные народные состязания - в программе совершенствования физического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Народные игры и их элементы, используемые как методика физического воспитания выполняют образовательно-инструктивную, воспитательно-развивающую и оздоровительную задачи. При использовании народных игр и их элементов учащиеся знакомятся с историей, культурными традициями своего народа, с правилами игр, что обогащает их кругозор, так как национальные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народа саха.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«“Внедрение элементов якутских национальных игр и забав в обучении технике игры в мини-футбол"»









Внедрение элементов якутских национальных игр и забав в обучении технике игры в мини-футбол как эффективное средство повышения физического развития и физической подготовленности учащихся”











Работу выполнил:

Учитель физической культуры

“Куокунинская СОШ”

Сунтарского улуса РС (Я)

Тараяров Евгений Борисович



В настоящее время из-за большой учебной нагрузки, увлечениями компьютерными играми, малоподвижном образе жизни существует проблема недостатка двигательной активности у школьников, что приводит не только к хроническим заболеваниям, нарушениям опорно-двигательного аппарата, но и тормозит развитие личности ребенка и непременно сказывается на дальнейшей жизни. Занятия на уроках физкультуры только частично решают эту проблему. Для исключения гипокинезии и сохранения здоровья, необходимо заинтересовать детей и подростков заняться спортом в спортивных секциях. Спортивная деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование интеллектуального, духовного, психического и физического развития ребенка. Эффект физического воспитания в значительной степени зависит от знаний и учета возрастных, морфофункциональных, двигательных, психических, и даже этнических особенностей детей. Кроме того, в достижении результатов влияет климатогеографические условия региона. Как известно, климат Республики Саха относится к резко-континентальному с продолжительным зимним периодом. Суммарная продолжительность периода с отрицательной температурой составляет до 9 месяцев, что значительно затрудняет систематические занятия уличными видами спорта, такими как классический футбол. Таким образом, для облегчения усвоения учебного материала и достижения эффективности в заданных условиях обучения и воспитания, в первую очередь, физического воспитания, необходимо ввести народные подвижные игры, составляющие основу национально-регионального компонента учебной программы. В этой связи мини-футбол является наиболее подходящим видом спорта для нашего региона.

Мини-футбол - коллективная игра. Поэтому каждый футболист должен уметь подчинять свои индивидуальные действия коллективной и командной тактике. Тактика определяет способ и манеру ведения игры команды и конкретные обязанности отдельных игроков и или группы игроков. Чтобы успешно выступать в соревнованиях по мини-футболу, в команде надо строго распределить игровые обязанности: на одних возложить преимущественно оборонительные функции, а на других – атакующие. При этом очень важно учесть физиологические особенности и данные возможности каждого игрока. Для якутского ребенка, желающего заниматься классическим футболом на профессиональном уровне, учитывая физиолого-анатомические особенности, такие как (физические показатели роста, веса, особенности строения костно-мышечной системы, скоростные-силовые качества и т.д), которые значительно проигрывают в сравнении с европейскими детьми, нужно вдвойне упорно заниматься, изо дня в день тренироваться, что может привести преждевременному износу организма. Для компенсации отрицательных моментов, обуловленные антрополого-физиологическими особенностями детей, необходимо ввести в качестве дополнительных упражнений в системе тренировок двигательных умений и навыков якутские национальные игры и забавы, как генетически обусловленные локомоции. Эти игры в естественной для ребенка среде в форме игры, позволяют формировать у учащихся, выносливость, находчивость, коммуникативную компетентность. Как известно, личностные качества игроков в сочетании с чувством коллективизма являются залогом успеха в командных видах спорта, особенно в мини-футболе.

Народные игры должны быть в арсенале педагогической науки, а игровые сюжеты и спортивные народные состязания - в программе совершенствования физического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Народные игры и их элементы, используемые как методика физического воспитания выполняют образовательно-инструктивную, воспитательно-развивающую и оздоровительную задачи. При использовании народных игр и их элементов учащиеся знакомятся с историей, культурными традициями своего народа, с правилами игр, что обогащает их кругозор, так как национальные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народа саха.
Задача: При внедрении элементов традиционных якутских игр для физического развития и улучшения показателей физической подготовленности для игры в мини - футбол решаются образовательно-инструктивная, воспитательно-развивающая и оздоровительная задачи.

Цель практической части:

  1. Исходит из основной цели и предусматривает освоение и совершенствование школьниками движений из элементов якутских национальных игр;

  2. Развитие глазомера, широкого поля зрения, быстроты реакции, прыгучести, скорости, выносливости и координации движений;

  3. Воспитания чувства коллективизма, коммуникативных способностей, умения работать в коллективе;

Инвентарь: палки (70 см), диски (кочки), мячи из шерсти животного, мяч (мини-футбольные), ворота, лестницы лежачие, мат гимнастический.
Место проведения: Сунтарский улус (район), с. Куокуну, МБОУ Куокунинская СОШ, спортивный зал.
Время тренировок: с 17:00-18:30 ч. по понедельникам, средам и пятницам.

Занятия занимают 6 академических часов в неделю для школьников среднего звена.
Ход занятия:

  1. Построение. Постановка задач;

  2. Пробежка. Разминка;

  3. Обучение технике игровых приемов в стандартных условиях;

  4. Обучение умениям применять эти приемы в различных игровых ситуациях;

  5. Игра в мини-футбол с заданиями и ограничениями (ситуативная игра);

  6. Игра по правилам мини-футбола;

  7. Развитие базовых физических качеств;

  8. Рефлекция.

Для выбора элементов якутских народных игр и забав и внедрение в уроки и тренировки по мини – футболу, проведено изучение якутских игр и забав, являющихся с глубины веков одним из методов воспитания детей, по следующим блокам:

1 блок. Материал для изучения культурно-исторических основ знаний об якутских традиционных играх и забавах. Изучаются материалы об истории якутских игр как элемента культурного наследия народа, правилах игр, об особенностях игры и ее отличии от других игр, о воздействии данной игры на мышечную систему ребенка. При изучении данного блока у школьников развивается кругозор, воспитывается чувство патриотизма, развиваются личностные качества. Повышается мотивация школьников на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и вредных привычек

При этом, необходимо тщательно выбрать арсенал необходимых для внедрения в качестве дополнительных упражнений игр и забав, их элементов, исходя из имеющейся ситуации, в том числе от факторов физического развития детей. С учетом антрополого-физиологических особенностей школьников МБОУ «Крестяхская СОШ» нами выбраны следующие игры и забавы, как наиболее подходящие для повышения физических и личностных качеств при игре в мини – футбол:

1.“Атах тэпсиитэ” (Наступание на ноги). Игра способствует развитию мышц нижней конечности и спины (прямые мышцы спины, бедра, портпортняжная и драгие. Способствуют координации и ритмике движений ног.

2. “Сыалыhардаhыы” (Подражая налиму); Работают все группы мышц спины и живота, мышцы нижней и верхней конечностей одновременно. Упражнение способствует выносливости, развивает силу и ловкость.

  1. “Дул5алаах сиринэн сууруу”- “Бег по кочкам”);Тренирует мышцы нижней конечности и спины, рук и другие. Способствуют координации и улучшает работу вестибулярного аппарата, прыгучести, развивает выносливость.

  2. “Кириэс тэбии” (Крест); Это очень интересная игра для развития координации движений ног, задействованы все группы мышц нижних конечностей, спины, шеи. Развивает помимо координации прыгучесть,

  3. “Анньа, Бордо” (Анньа и Бордо); Способствует развитию коммуникативности, выносливости, быстроте реакции, скорости, увеличивает силу мышц. Задействованы все группы мышц: верхних и нижних конечностей, спины, живота и другие.

  4. “Туу мээчик” (Мяч из шерсти животного). Игра развивает координацию, широкое поле зрения, отрабатывается техника игры головой, развивает скорость, прыгучесть

2. блок. Изучение двигательных умений и навыков (освоение техники движений, развитие способностей) в разрезе практических умений необходимых для тренировок мини-футбола. Использование народных подвижных игр в физическом воспитании стимулирует физическое развитие ребенка, повышает не только двигательную активность, но и формирует у детей коммуникативные качества, в том числе этику межнациональных отношений, помогает сохранить народные традиции. Первое требование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных игр,– соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового. Во- вторых, необходимо выбрать те, игры, элементы, которых способствуют развитию физических и психологических качеств, присущих футболистам. В третьих, учителю необходимо определить в каком объеме и в каких структурных частях урока внедрить элементы народных игр и забав. Подвижные игры на свежем воздухе способствуют обогащению организма кислородом, улучшению обмена веществ, что непременно оказывает оздоровительный эффект. Как известно, для мини-футбола характерны развитый глазомер, широкое поле зрения, быстрота реакции, прыгучесть, скорость, выносливость. При этом игровые движения необходимо переквалифицировать в упражнения во время разминки, тренировки и при изучении конкретных тактических приемов игры в мини-футбол, т.е Данный блок позволяет улучшить у учащихся показатели физического развития и физической подготовленности учащихся. Правила выбранных для развития качеств, необходимых для игры в мини- футбол традиционных якутских игр и забав:

  1. Атах тэпсиитэ” (Наступание на ноги) (Приложение №1)

Правила игры: Дети делятся на 2 команды. Из каждой команды выходят по одному игроку к ведущему и, когда он (ведущий) говорит “Кун тахсан эрэр!” (“солнце встает!”) они поворачиваются или налево, или направо. Если повернулись в одну сторону, то они начинают играть, а если нет-возвращаются в свою команду. Таким образом, образуется несколько пар. Затем ведущий расставляет 5-7 пар. Участники подгибают левую ногу и пытаются наступить правой на ноги партнеру. Если кто-то из игроков выпрямит ногу или оторвет правую от земли, тот проиграет. Оставшаяся пара побеждает.

  1. Сыалыhардаhыы” (Подражая налиму) (Приложение №1)

Правила игры: Задача каждого участника – заставить соперника перевернуться через правый бок из положения лежа на спине. Это переворачивание – медленное, “ленивое” – и напоминает движения налима. Основное положение участников – лежа на спине. Два игрока ложатся рядом (в ногах друг у друга), крепко берут друг друга под правую руку. В течение всей игры они не должны разжимать правых рук. Борются поднятыми вверх правыми ногами, упершись пятками. Не отрывая левой ноги и головы от земли, каждый из игроков стремится столкнуть, повалить правую ногу соперника, чтобы заставить его перевернуться.

  1. Дул5алаах сиринэн сууруу” (“Бег по кочкам”)(Приложение №2)

Правила игры: Для игры берут поленья 20 см. длиной и 7 см. толщиной и кладут их посреди балагана (7-9 поленьев). Ведущий отводит игрока в угол, завязывает ему глаза. Затем 3 раза поворачивает его и направляет в сторону поленьев. Победителем считается тот, кто пройдет с закрытыми глазами между поленьев (кочек), ничего не задев. Если же участники уронят поленья, то учитывается, кто сколько уронил.

  1. Кириэс тэбии” (Крест). (Приложение №2)

Правила игры: Берут 2 палки шириной 3 см., длиной 70 см. и толщиной 0,5 см и кладут крест-накрест на землю. Игрок, держа руки за спиной, должен прыгать на одной ноге, не касаясь креста. Во время прыжка он поет песню. Если же он заденет крест, считается проигравшим. Победитель должен протанцевать над крестом 1 минуту, не касаясь его.

  1. Анньа, Бордо” (Анньа и Бордо).(Приложение №3)

Правила игры: Анньа и Бордо – это капитаны двух команд по 5 человек. У капитанов есть “дома”, расположенные на разных концах игровой площадки. В начале игры капитаны выходят на середину двора и толкают друг друга левыми плечами. В это время члены команды должны выйти из домов и бегать по двору. Анньа с Бордо сразу после столкновения должны бежать за людьми противника. А члены команд в это время не должны заходить в “дома”. Люди, к которым прикоснулись командиры, должны сразу же зайти в “дом” противника. Побеждает тот командир, который поймал больше людей.

  1. Туу мээчик” (Попади мячом в круг).(Приложение №3)

Правила игры: Играет любое количество людей. На земле чертят круг с диаметром 1 м. Ведущий стоит примерно в 3 м. от круга и подзывает к себе первого игрока. Ведущий бросает вверх шерстяной мяч, а игрок должен ударить головой в мячик, чтобы тот попал в круг. Если игрок попадает мячом в круг,то встает справа от ведущего, если промахивается – удаляется с игры. Играют до тех пор, пока не останется победитель.

3 блок. Представляет собой оценку, которая отражает требования к учащимся (что они должны делать, уметь до внедрения в уроки и тренировки элементов из якутских игр и забав и после внедрения). Исходя из реальных возможностей и минимально необходимой объективной информации в условиях школы представляется целесообразным использовать простейшие методы оценки, не требующие сложной аппаратуры и расчетов, а также больших затрат сил и времени.

По результатам фактических измерений в соответствии с методикой исследования выполняется расчет индивидуальных показателей физического развития, физической и функциональной подготовленности каждого учащегося, что поможет составить индивидуальную карту физического здоровья школьника.

Для оценки эффективности внедрения в уроки и тренировки элементов традиционных якутских игр и забав могут быть использованы помимо стандартов образования, стандартных показателей оценки физической подготовленности - комплексов «Эрэл», ГТО и Президенстких состязаний, учитывающих кондиционные (сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость) и координационные способности (способность к равновесию, ориентированию, реагировнию, к дифференциации параметров движений, к ритму, к перестроению двигательных движений, к вестибулярной устойчивости

В результате внедрения в занятия физической подготовки игроков в мини-футбол с внедрением элементов традиционных якутских игр и забав, У воспитанников должны сформироваться следующие УУД:

  • влияние элементов традиционных игр и забав якутского народа на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и вредных привычек;

  • правила игры традиционных якутских игр и забав;

  • роль традиционных якутских игр в физическом развитии и физической подготовленности якутских детей и современных спортсменов;

  • роль традиционных якутских игр и забав в формировании у школьников чувства коллективизма, в том числе этике межнациональных отношений, сохранении народных традиций;

  • выполнять технические приемы элементов выбранных якутских традиционных игр и забав;

  • контролировать и регулировать функциональные состояния организма при выполнении физических упражнений с элементами внедрения якутских народных игр и забав (частота пульса в минуту, частота дыхания в минуту);

  • при выполнении элементов традиционных якутских игр и забав управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

  • соблюдать правила гигиены, безопасности и профилактики травматизма при занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.

Результат: Перечень умений и знаний по результатам внедрения традиционных игр и забав в тренировки по мини-футболу школьники, входящие в футбольную команду освоили -100%.

Заключение:

Таким образом, переквалифицируя основные движения якутских национальных игр и забав, в упражнения во время разминки, тренировки и при изучении конкретных тактических приемов игры в мини-футбол, можно повысить показатели физического развития, физической подготовленности и в формировании игровых навыков у детей. Рабочая гипотеза нашла подтверждение в том, что при внедрении элементов якутских национальных игр в технике игры по мини-футболу, то развиваются основные группы мышц, быстрота, ловкость, сообразительность, логическое мышление и, как результат, повысятся уровень физического развития и физической подготовленности, что отразится на результативность и эффективность команды.

Элементы якутских национальных игр и забав способны сделать учебно-тренировочный процесс интенсивным, эффективным и качественным. Они побуждают занимающихся к заинтересованности, активизации познавательной деятельности, способствуют физическому развитию, физической подготовленности и углублению технико-тактической подготовки.

По этой методике я работаю второй год. Мои воспитанники с удовольствием результативно сочетают занятия мини-футболом и якутскими национальными видами спорта. Команды футболистов нашей школы являются чемпионами и неоднократными призерами Республики по мини-футболу среди общеобразовательных школ, также серебряным призером в Дальневосточном Федеральном округе.

Обобщив весь имеющийся материал, я планирую создать электронное учебное пособие, которое позволит разнообразить занятия, что позволяет улучшению усвоения теоретического материала;

























Использованная литература:

  1. «Комплексы упражнений для тренировки юных футболистов 6-12 лет» (учебно-методическое пособие)./ Лексаков А.В., Полишкис М.М., Российский С.А., Соколов А.И.

  2. «Поурочная программа подготовки юных футболистов 6-9 лет»./ Годик М.А., Мосягин С.М., Швыков И.А., Котенко Н.В. – Н. Новгород: ООО «Спринт», 2015 г.

  3. Интернет источник: Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-04/dissertaciya-organizatsionno-pedagogicheskie-aspekty-razvitiya-mini-futbola-v-rossiyskoy-federatsii#ixzz4RCxw3OIp

  4. Мутко В.Л. Мини-футбол игра для всех / Мутко В.Л., Андреев С.Н., Алиев Э.Г. – 2-е изд. – М.: Советский спорт, 2008. 
    2. Андреев С.Н. Мини-футбол в школе / Андреев С.Н., Алиев Э.Г. – 2-е изд. исправ. и доп. – М.: Советский спорт, 2008. 

  5. Региональная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной программы С.И.Захаров, М.И.Варламов, Н.Е.Максимова и др. Якутск, 1999г.

  6. Республиканский физкультурный комплекс нормативов «Эрэл» /[С.И. Захаров и др.] М-во образования РС (Я) – 3 изд., доп. – Якутск : Офсет, 2006г

  7. Саха торут оонньуулара=Народные игры и забавы Саха=The Ancient Games of Sakha/ А.С. Федоров. – Дьокуускай : Бичик, 2011.





­­­­

.






П риложение 1.

Кириэс тэбии

























Сыалыhардааhын





Приложение 2.























Дул5алаах сиринэн барыы























Кириэс тэбии



П риложения 3.























Анньа, Бордо

























Туу мээчик




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тараяров Евгений Борисович

Дата: 05.12.2022

Номер свидетельства: 619164


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства