Реализация содержания адаптированной основной общеобразовательной программы по физической культуре для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 7.2)
Реализация содержания адаптированной основной общеобразовательной программы по физической культуре для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 7.2)
Физическая подготовка детей с ЗПР означает формирование двигательных навыков и качеств, необходимых в различных видах труда, в занятиях спортом, в других формах общественно полезной деятельности. Для детей с различными степенями нарушений интеллекта физическая подготовка влияет на восстановление здоровья и повышение работоспособности. В результате занятий физической культурой ребенок становится сильнее, выносливее, приобретает волевые качества, необходимые в трудовой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация содержания адаптированной основной общеобразовательной программы по физической культуре для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 7.2)»
Реализация содержания адаптированной основной общеобразовательной программы по физической культуре для обучающихся
с умственной отсталостью (вариант 7.2)
Кнутас Валентина Ивановна,
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
План:
Введение
Особенности психофизического развития обучающихся с ЗПР.
Требования к АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития.
Средства, методы и формы реализации адаптированной физической культуры.
3.1. Средства адаптивной физической культуры.
3.2. Методы и формы адаптивной физической культуры.
Список литературы
Введение
В образовательные учреждения приходят дети, разные по поведению, по характеру, по уровню развития познавательных процессов. Одни усваивают знания легко, другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия, но при достаточном усердии и необходимой помощи взрослых они усваивают программный материал. Особое место среди причин стойкой неуспеваемости детей занимает такой вариант индивидуального развития психики ребенка, который в отечественной науке получил название «задержка психического развития» (ЗПР).
Категория обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) — наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Многим родителям, у которых дети испытывают серьезные трудности обучения, рекомендуют пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. Если ребенок не справляется с учебой, ему нужно создание специальных условий обучения, то стоит задуматься о том, чтобы пройти ПМПК.
В заключении ПМПК родители получают шифр Адаптированной программы, по которой будет обучаться ребенок в школе. Также ребенку будет присвоен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ЗПР принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Физическая подготовка детей с ЗПР означает формирование двигательных навыков и качеств, необходимых в различных видах труда, в занятиях спортом, в других формах общественно полезной деятельности. Для детей с различными степенями нарушений интеллекта физическая подготовка влияет на восстановление здоровья и повышение работоспособности. В результате занятий физической культурой ребенок становится сильнее, выносливее, приобретает волевые качества, необходимые в трудовой деятельности. Он быстрее овладевает двигательными навыками, лучше ориентируется в любой деятельности.
Особенности психофизического развития обучающихся с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР- вариант 7.2) - синдром временного отставания развития психики детей в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка, курение матери во время беременности, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе. Для них нужны специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в специальных школах, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психического развития.
Для всех детей с ЗПР (вариант 7.2.) характерно нарушение:
Психомоторных функций - недостаточная общая координация движений; затруднено переключение с одного движения на другое; нарушены память и внимание; возникают трудности в манипулировании с предметом (плохо владеют предметами, плохо конструируют, с трудом справляются со шнуровкой ботинок, с застегиванием пуговиц).
Отмечается также моторная неловкость - дети быстро устают во время ходьбы, не умеют прыгать, бегать; возникают трудности в выполнения таких заданий как бег на полной ступне, прыжки на одной и двух ногах вместе, действия с мячом, и т. д..
В неврологическом статусе у детей наблюдается наличие микросимптоматики (которая выявлялась при применении функциональных нагрузок) - изменения тонуса мышц, гиперкинезы в мимической и лицевой мускулатуре, в руках часто наблюдается повышение тонуса мышц-сгибателей, в ногах – разгибателей.
Таким образом, дети с таким ЗПР, имеют нарушения речи и симптомы поражения центральной нервной системы.
Требования к АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» (далее-Закон). Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития шифруется как 7.1 или 7.2.
Ребенок может продолжать обучение в школе по адаптированной программе (АООП НОО) (ч.2 ст.79 Закона). Школа создает специальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная программа самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с ОВЗ и с учетом примерной адаптированной программы начального образования обучающихся с ЗПР с привлечением коллегиальных органов управления (совет образовательной организации, попечительский совет, управляющий совет и др.).
Реализацию требований стандарта обеспечивает учебный план, который определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей областей по классам. АООП начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов. Учебный план содержит предметные и коррекционно-развивающую области в зависимости от варианта АООП.
Обязательный элемент структуры учебного плана – «Коррекционно-развивающая область», которая реализуется через содержание коррекционных курсов.
Цель занятия:
восполнить образовательные дефициты учеников;
помочь им сформировать приемы учебных действий.
отработать индивидуальные приемы формирования учебных навыков.
В некоторых случаях может понадобиться разработка индивидуального учебного плана (ИУП). В этом случае должна быть разработана Рабочая программа по предмету, которая будет учитывать и восполнять недостаточный образовательный результат. Также могут быть предусмотрены дополнительные часы внеурочной деятельности, которые включают курсы коррекционно-развивающей области. В ИУП ребенка с ЗПР фиксируют общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки, название и структуру предметных областей. Также в ИУП необходимо распределить учебное время, которое отводится на освоение учебного предмета.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счёт введения первого дополнительного класса.
Данный вариант характеризуется:
усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций;
коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
оказанию помощи в освоении содержания образования;
формированию готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР, которые включают использование адаптированной образовательной программы, специальных методов обучения и воспитания, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, направленных на коррекцию недостатков физическом и (или) психическом развитии и формирование социальных (жизненных) компетенций.
Обучения детей с задержкой психического развития должно быть организованно в соответствии с документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 г. № 4/15).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.05.2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Средства, методы и формы реализации адаптированной физической культуры
Средства адаптивной физической культуры.
К средствам АФК относятся физические упражнения, естественно средовые (природные) и гигиенические факторы. Физическое упражнение является основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося, решаются коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные и профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи.
Физические упражнения оказывают положительное влияние на организм человека с ограниченными возможностями в любом возрасте, особенно на растущий организм с нарушениями в развитии. Они:
укрепляют и развивают опорно-двигательный аппарат, стимулируют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус и эластичность мышц;
улучшают крово – лимфа - обращения, обмен веществ;
благоприятно влияют на центральную нервную систему (ЦНС), повышают работоспособность коры головного мозга и устойчивость к сильным раздражителям;
улучшают аналитико-синтетическую деятельность ЦНС и взаимодействие двух сигнальных систем;
улучшают функции сенсорных систем.
Эффективность физических упражнений на организм и личность определяется влиянием ряда факторов:
особенностями самих упражнений, их сложностью, новизной, эмоциональностью, величиной нагрузки и т.п.;
индивидуальными особенностями занимающихся: возрастом, полом, состоянием здоровья, двигательных возможностей, ограниченных дефектом, сопутствующими заболеваниями и вторичными нарушениями, состоянием сохранных функций (двигательных, сенсорных, интеллектуальных), двигательным опытом, способностью к обучению и контактам, личной заинтересованностью;
внешними условиями – психологическим климатом на занятии, гигиенической обеспеченностью мест занятий, техническим оснащением, оборудованием и инвентарем, создающими личный комфорт занимающихся.
Чтобы целенаправленно подбирать физические упражнения соответственно индивидуальным особенностям занимающихся, условиям проведения занятий, характеру физкультурной деятельности в разных видах адаптивной физической культуры, все упражнения делятся на группы по определенным признакам. Наиболее распространенными являются следующие классификации:
по воздействию на развитие тех или иных физических качеств: упражнения на развитие силовых, скоростных качеств, выносливости, гибкости и т.п.;
по воздействию на определенные мышечные группы: упражнения на мышцы спины, брюшного пресса, плеча, предплечья, голени, бедра, мимические мышцы и т.п.;
по координационной направленности: упражнения на ориентировку в пространстве, равновесие, точность, дифференцировку усилий, расслабление, ритмичность движений и др.;
по биомеханической структуре движений: циклические (ходьба, бег, передвижение в коляске, и др.), ациклические (метание спортивных снарядов, гимнастические упражнения, упражнения на тренажерах и др.), смешанные (прыжки в длину с разбега, подвижные и спортивные игры и др.);
по интенсивности выполнения заданий: упражнения низкой интенсивности (ЧСС – до 100 уд./мин), умеренной (ЧСС – до 120 уд./мин), тонизирующей (до 140 уд./мин), тренирующей (до 160 уд./мин и больше);
по видам спорта для разных групп инвалидов: упражнения и виды спорта для инвалидов по зрению, слуху, интеллекту, с поражениями опорно-двигательного аппарата, рекомендованных на основе медицинских показаний и противопоказаний.
по лечебному воздействию: упражнения на восстановление функций мышц, подвижности в суставах, упражнения, стимулирующие установочные рефлексы, трофические процессы, функции дыхания, кровообращения и др.;
по исходному положению: упражнения, выполняемые в положении лежа на животе, на спине, на боку, сидя, стоя, на коленях, присев, на четвереньках и др.;
по степени самостоятельности выполнения упражнений: активное самостоятельное, с поддержкой, помощью, страховкой, с опорой на костыли, палку, с помощью протезов, туторов, технических устройств, в ходунках, коляске, пассивных упражнений и др.
по интеграции междисциплинарных связей: художественно-музыкальные, хореографические танцевальные упражнения, упражнения, связанные с ролевыми двигательными функциями, активизирующих мышление, речь, внимание, память, элементарные математические способности.
К естественно-средовым факторам относятся использование воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья, закаливания организма: купание, плавание, ходьба босиком, подвижные и спортивные игры на открытых площадках и другие виды рекреативной деятельности не только эмоциональны по содержанию, но и оказывают тренирующее и закаливающее действие, повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, снижают частоту простудных заболеваний.
К гигиеническим факторам относятся правила и нормы общественной и личной гигиены: быта, труда, отдыха, питания, окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования. Для детей с ЗПР они имеют первостепенное значение.
Методы и формы адаптивной физической.
Доминирующим в АФК и всех ее видах является коррекционно-развивающее и оздоровительное направление, что обусловлено приоритетной ролью решения основных педагогических задач и особенностями контингента занимающихся.
Наиболее типичными для адаптивной физической культуры являются следующие группы методов:
методы формирования знаний;
методы обучения двигательным действиям;
методы развития физических качеств и способностей;
методы воспитания личности;
методы взаимодействия педагога и занимающихся.
Методы формирования знаний. Эти методы имеют широкий спектр задач. Они направлены на:
усвоение представлений, понятий, правил, принципов, условий успешного овладения разнообразными двигательными умениями, полноценной техникой движений, развитие физических и психических качеств и способностей, а также опыта их практического применения;
создание стимулов, мотивов, ценностей, норм, установок осознанного использования физических упражнений.
Методы формирования знаний делятся на две группы:
Методы слова (информация речевого воздействия):
метод вербальной (устной) передачи информации в виде объяснения, описания, указания, суждения, уточнения, замечания, устного оценивания, анализа, обсуждения, просьбы, совета, беседы, диалога и т.п.;
метод невербальной (неречевой) передачи информации в виде мимики, пластики, артикуляции, жестов, дактильной речи (пальцевой азбуки) для лиц со слуховой депривацией;
метод сопряженной речи – одновременное созвучное произнесение двумя или несколькими людьми слов, фраз;
метод идеомоторной речи – самостоятельное мысленное проговаривание «про себя» отдельных слов, терминов, заданий, побуждающих к правильному их произношению и саморегулированию двигательной деятельности.
Методы наглядности (информация перцептивного воздействия):
мелкий и крупный инвентарь с разной фактурой: мячи – гладкие, шершавые, мячи-ежики, пластмассовые, резиновые, разные по объему, весу, цвету, запаху, рассчитанные на дифференцировку кинестетических, ощущений;
звуковые сигналы, заменяющие зрительное восприятие: аппаратура звукозаписи, звуковые сигнализаторы, звучащие мячи, мишени, колокольчики и т.п., задающие темп, ритм, скорость, направление ориентировки в пространстве;
тренажеры для коррекции точности движений, запоминания и воспроизведения деталей техники, позволяющие регулировать мышечное восприятие, силу и скорость сокращения мышц, положения тела в пространстве;
показ движений в разных экспозициях со словесным сопровождением и одновременным выполнением упражнений;
показ движений с одновременной словесной инструкцией (описанием, объяснением) и уточняющей мимикой, жестами, речью для считывания с лица;
плоскостные и объемные предметы, спортивный инвентарь и нестандартное оборудование, разные по цвету, форме, величине, весу для формирования пространственных представлений;
световые, знаковые, вибрационные сигналы для концентрации внимания, информации о начале или прекращении движений;
звуковые сигналы музыкальных инструментов для дифференциации и использование остаточного слухового восприятия при выполнении ритмических движений.
Методы обучения двигательным действиям. Методами, направленными на формирование двигательных действий, традиционно считаются метод расчлененного и метод целостного обучения.
1.Методрасчлененного обучения. Преимущество раздельного выполнения отдельных частей или фаз движения заключается в том, что создаются условия для коррекции индивидуальных деталей техники с учетом реальных возможностей обучаемого, уточнения положений отдельных звеньев тела, исправления двигательных ошибок.
2. Метод целостного обучения. Он используется при обучении либо простым упражнениям, либо упражнениям, которые не делятся на части, либо при закреплении изученных по частям и объединенных в целое упражнений.
Эти специальные упражнения предназначены для совершенствования ключевых фаз движения, закрепления и коррекции динамических и кинематических характеристик техники, а также развития физических качеств, необходимых для выполнения изучаемого двигательного действия. Главная задача состоит в том, чтобы результаты этой деятельности нашли применение в жизни, быту, спорте, стали потребностью человека. В практической деятельности это может быть достигнуто следующими методическими приемами:
сочетанием различных физических упражнений: стандартных, упрощенных и усложненных, упражнений-образов с ориентировочной основой действий, дробного выполнения упражнений, имитационных, подводящих, на тренажерах и др.;
вариативностью техники физических упражнений: исходного положения, темпа, ритма, усилий, скорости, направления, амплитуды и т.п.;
разнообразием методических приемов: словесных и наглядных способов воздействия, музыки, внушения, медитации, психотренинга;
вариативностью внешних факторов среды при выполнении упражнений: в любое время года, при разных погодных и метеорологических условиях, в помещении, на открытом воздухе, но в соответствии с гигиеническими требованиями и обеспечением безопасности (страховкой, помощью, сопровождением, использованием надежного оборудования, технических средств, инвентаря и экипировки и др.).
Методы развития физических качеств и способностей. В целях направленного развития физических качеств у лиц с ЗПР возможностями используются те же методы, что и для здоровых людей. Принято различать пять основных физических способностей (качеств): силовые, скоростные, координационные, выносливость и гибкость.
Эффективным методом комплексного развития физических качеств, координационных способностей, эмоционально-волевой и психической сферы лиц с ограниченными возможностями является игровой метод.
Развитие силовых способностей. Для развития силовых способностей используются все методы, известные в теории и методике физической культуры, но избирательно, с учетом конкретных задач, клинических и индивидуальных особенностей, возраста, пола, состояния сохранных функций и физических возможностей занимающихся.
Методика развития мышечной силы реализуется в двух направлениях:
общая силовая подготовка, направленная на достаточно полное развитие всех мышечных групп, рассматривается как базовый уровень силовых способностей;
специальная силовая подготовка, направленная на развитие силовых способностей, формирование компенсаторных механизмов, применительно к определенному виду деятельности (профессиональной, бытовой, спортивной, рекреационной и др.).
Развитие скоростных способностей. У лиц с ЗПР как минимум один или несколько факторов имеют дефектную основу и поэтому тормозят развитие скоростных способностей. Это обстоятельство требует поиска средств и методов их развития с учетом первичного дефекта, состояния опорно-двигательного аппарата, сохранности сенсорных систем и психических функций и т.п.
Скоростные способности имеют сложную структуру, в которой выделяют:
способность быстро реагировать на внешний сигнал;
способность к быстрому выполнению одиночных двигательных действий;
способность поддерживать максимальный темп движений;
способность к быстрому началу действий (стартовое ускорение).
Развитие скоростных способностей необходимо развивать дифференцированно, совершенствуя отдельно независимые формы их проявления.
Существуют 2 типа быстроты двигательной реакции – простая и сложная.
Простая – выражается временем реагирования движением на внезапный сигнал: во время бега по хлопку – остановка, поворот кругом или упор присев и т.п. Варьирование сигналов по типу, силе, модальности, расстоянию развивает слуховое и зрительное внимание и в практической деятельности используется в игре.
Сложная двигательная реакция бывает двух видов: реакция на движущийся объект и реакция выбора. Быстрота двигательной реакции на движущийся объект развивается постепенно созданием сначала облегченных условий (увеличение времени на мыслительную операцию, простые задания) с последующим усложнением условий за счет сокращения расстояния до мяча, скорости полета мяча, уменьшения его диаметра и т.п. Реакция выбора также проявляется и развивается в игровой деятельности, когда нужно предугадать действия партнеров и из множества возможных вариантов выбрать для себя наиболее выгодный (убежать, уклониться, выйти навстречу, опередить и т.п.).
Развитие выносливости. Разнообразная деятельность у лиц с ЗПР, будь то учеба, домашняя работа, профессиональный труд или игра, связаны с необходимостью длительное время поддерживать работоспособность, именно выносливость является той базовой способностью, которая создает предпосылки для адаптации и переноса ее в другие неспецифические виды деятельности.
Выделяют общую и специальную выносливость. При развитии выносливости используются: равномерный метод, реже переменный (бег на дистанцию 300-500 м) (бег 20-50 м) и повторный (бег 20-50 м). Однако практика показывает, что школьных занятий для развития выносливости явно недостаточно. Необходимы дополнительные формы двигательной активности (прогулки, походы, игры с мячом, катание на лыжах, коньках, санках, купание и плавание и др.), способные расширить диапазон адаптивных реакций ребенка.
Развитие гибкости. В отличие от основных двигательных способностей (силовых, скоростных и др.), гибкость представляет собой одну из главных предпосылок движений и необходимых взаиморасположении звеньев тела.
Выделяют активную и пассивную гибкость. Активная гибкость – способность достигать максимальной амплитуды движений за счет работы мышц, проходящих через сустав, пассивная – за счет действия посторонних сил.
В естественных условиях дети с ЗПР используют лишь сравнительно небольшую часть анатомической подвижности в суставах, сохраняя огромный резерв пассивной гибкости.
Принято различать гибкость общую и специальную. В адаптивной физической культуре общая гибкость реализуется во все возрастные периоды жизни и состоит во всестороннем поступательном ее развитии, гарантирующем достаточно полную амплитуду в различных видах движений.
Для развития гибкости в зависимости от режима работы мышц используются следующие виды упражнений:
динамические активные (маховые, пружинистые, прыжковые упражнения, со жгутами и амортизаторами и т.п) и пассивные (упражнения с дополнительной опорой, с помощью партнера и преодолением внешних сопротивлений);
статические активные (удержания растянутых мышц, осуществляющих движение) и пассивные (удержание положения тела осуществляется с помощью внешних сил – отягощения, партнера);
комбинированные (основаны на предварительном пассивном растяжении мышц с последующим активным напряжением, расслаблением и растягиванием).
Развитие координационных способностей. Координационные способности представляют собой совокупность множества освоенных двигательных координаций, обеспечивающих продуктивную двигательную деятельность.
Развивать координацию движений можно используя ряд методических приемов, стимулирующих более высокие проявления координации движений:
необычные исходные положения;
зеркальные выполнения упражнений;
изменение скорости и темпа движений;
изменение пространственных границ выполнения упражнения;
смену способов выполнения упражнения;
изменения противодействия в парных упражнениях;
сочетание известного и неизвестного в одном упражнении и др.
Методы воспитания личности. Система методов воспитания личности складывается из стратегических методов (факторов) воспитания и методов педагогического воздействия.
К стратегическим методам относятся:
метод воспитывающей среды (означает организацию жизнедеятельности во взаимодействии с окружающим миром, где каждый человек – объект среды и объект воздействия среды);
метод воспитывающей деятельности (означает вовлечение воспитанников во все разнообразие видов деятельности, утверждая деятельностью активное отношение человека к реальности);
метод осмысления человеком себя в реальной жизни (означает взаимодействие его с окружающим миром, место в разворачивающейся жизни, системе общения и социальных отношений, выборе ценностных ориентаций, формирование собственного «Я».
Методы педагогического воздействия:
метод убеждения включает методические приемы (суждение, сообщение, диалог, дискуссию, совет, рекомендацию, обмен впечатлениями);
метод упражнения реализуется следующими методическими приемами (личный пример педагога, просьба что-либо сделать или переделать, показ-инструкция, приказ к действию в особых случаях (прекратить драку, вернуть чужую вещь);
метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытая педагогическая оценка и скрытая педагогическая оценка (одобрение – улыбка, кивок или слово «молодец», «хорошо», похвала (развернутая форма одобрения), благодарность (признание значимости сделанного).
Рациональная сторона отношения реализуется через слово, практическая – через действие, эмоциональная – через оценочное воздействие.
Методы взаимодействия педагога и занимающихся. Для детей с ЗПР наиболее адекватны индивидуальные, индивидуально-групповые и мало групповые занятия.
Индивидуальные занятия. Взаимодействие с одним человеком позволяет индивидуализировать содержание, методы, методические приемы, темпы освоения учебной деятельности в соответствии с реальными возможностями обучающегося. Недостатком индивидуальных занятий является ограниченность сотрудничества с другими занимающимися, что отрицательно сказывается на процессе социализации, формировании умения работать в коллективе.
Индивидуально-групповые занятия. Численность группы для совместных занятий составляет от 2–3 до 6–8 человек. Особенность индивидуально-групповых занятий состоит в том, что часть его проводится совместно, при этом подбираются упражнения, доступные всем. Другая часть состоит в персональных заданиях каждому и выполнении их под руководством и контролем педагога. Недостатком является низкая моторная плотность занятий.
Мало групповые занятия. Количество занимающихся не превышает 10–12 человек. Относительная однородность группы позволяет упорядочить педагогический процесс, решая общие для всех задачи, используя единые средства и методы. В мало групповых занятиях индивидуализация ограничена и осуществляется не за счет вариативности физических упражнений, а преимущественно путем увеличения или снижения физической, психической, эмоциональной нагрузки.
Формы организации адаптивной физической культуры. Формы организации занятий физическими упражнениями чрезвычайно разнообразны, они могут быть:
систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика);
эпизодическими (загородная прогулка, походы);
индивидуальными (в условиях стационара или дома);
массовыми (фестивали, праздники);
соревновательными (от групповых до международных);
игровыми (в летнем оздоровительном лагере).
Одни формы занятий организуются и проводятся специалистами АФК, другие – общественными и государственными организациями, третьи – родителями детей-инвалидов, волонтерами, студентами, четвертые – самостоятельно, самими инвалидами.
Цель всех форм организации – расширение двигательной активности за счет систематических занятий физическими упражнениями, приобщения к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развития собственной активности и творчества, формирования здорового образа жизни.
Основной формой занятий во всех видах адаптивной физической культуры является урочная форма, исторически и эмпирически оправдавшая себя.
Таким образом, средства и методы адаптивной физической культуры при их рациональном использовании служат стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармоничного развития личности, что создает реальные предпосылки социализации данной категории людей.
Список литературы
Аукстер Д., Руфеч Ж., Хейттинг С. Принципы и методы адаптивного физического воспитания и рекреации: Монография. – 10-е изд. – М.: Краун Хилл; Нью-Йорк, 2005.
Ахметшин А.М. Туризм как метод реабилитации и оздоровления инвалидов и пожилых людей. – Уфа, 2000.
Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – М.: Терра-спорт, 2000.
Горская И.Ю., Суянгулова Л.А. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: Монография. – Омск: Изд-во СибГАФК, 2000.
Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2002.
Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Морозова О.В., Солодков А.С. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебное пособие – СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996.
Жиленкова В.П. Организационные основы адаптивной физической культуры инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001.
Каинов А.Н. Методические рекомендации при планировании прохождения материала по физической культуре в общеобразовательных учреждениях. – Волгоград: ВГАФК, 2009.
Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимова Г.В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пособие– М.: Советский спорт, 2003.
Храмов В.В., Кобзев Ю.А. Методы изучения и оценки физической работоспособности инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата: Учебно-методические рекомендации. – Саратов: Изд-во СГМУ, 2003.
Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии– М.: Советский спорт, 2001.
Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общ. ред. проф.– М.: Советский спорт, 2000.
Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Дидактика Плюс, 2002.