Рабочая программа секции «Хапсагай» разработана на основе следующих нормативных документов:
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании РФ» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ, с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственной образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897
Устав МБОУ «Лекеченская основная общеобразоваельная школа им. А.И.Леонтьева»
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2018-2019 учебный год»;
Образовательная программа начального основного общего образования МБОУ «Лекеченская основная общеобразоваельная школа им. А.И.Леонтьева» на 2018-2019 учебный год;
Учебный план МБОУ «Лекеченская основная общеобразоваельная школа им. А.И.Леонтьева» на 2018-2019 учебный год.
Спортивная борьба «Хапсагай» – одна из разновидностей борьбы, спортивного контактного единоборства двух спортсменов. Задачей является положить соперника на лопатки с использованием различных приемов. Разрешается применение ног при проведении борьбы.
Начинающему борцу при освоении навыков ведения единоборства предпочтительна игровая форма подачи учебного материала, который содержит тактические элементы поединка и строится на базе определенных комплексов технических действий. На первых порах необходимо усвоить всю палитру ведения единоборства, основные способы захватов, освобождения от них и способы тактической подготовки (теснение, выведения из равновесия, маневрирование) с целью завоевать предпочтительную позицию для успешного проведения технических действий.
Творческое использование игрового материала позволяет охватить процесс начального постепенного овладения школьной борьбы, начиная с ее элементов и кончая поединком в реальной схватке. Указанный подход благоприятно воздействует выявлению способных детей, делает учебный процесс более плодотворным и эмоциональным.
Главная цель данной рабочей программы заключается в подготовке физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов, в воспитании социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем.
Основные задачи реализации программы:
- привлечение детей к занятиям физической культуры и спортом и формирование у них устойчивого интереса к систематическим занятиям вольной борьбой;
- осуществлять подготовку юных спортсменов, обеспечивать укрепление их здоровья и разностороннее развитие;
- овладение основами техники выполнения физических упражнений и формирование основ ведения единоборств;
- приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий различными видами физических упражнений;
- выявление задатков и способностей детей для последующих занятий;
- подготовка и выполнение требований по общей и специальной физической подготовке соответствующей возрастной группы.
Целью программы является повышение качества преподавания физической культуры за счет использования элементов спортивной борьбы для расширения жизненно важных навыков, в том числе и самозащиты.
В рамках реализации этой цели программа занятий с элементами спортивной борьбы для обучающихся начальной школы будет способствовать решению следующих задач:
Укрепление здоровья и содействие гармоничному развитию молодого поколения.
Развитие основных физических качеств, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.
Формирование первоначальных умений саморегуляции эмоциональных и двигательных проявлений.
Воспитание положительных качеств личности, коллективного взаимодействия и сотрудничества.
Разработана система поэтапного обучения и контроля, в результате которой дети получают расширенное представление о спортивной борьбе, об основных навыках взаимодействия с партнером в стойке и партере при передвижениях, захватах, управлении равновесием.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение секции «Хапсагай» согласно учебному плану отводится 2 часа в неделю, по годовому календарному графику МБОУ «Лекеченская основная общеобразоваельная школа им. А.И.Леонтьева» на 2018-2019 уч.год - 70 ч, 35 недель.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебной программы.
Личностные результаты отражаются в формировании основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и славную историю побед наших борцов на соревнованиях самого высокого ранга. Учитывая многообразие видов спортивной борьбы, отражающих разнообразие народов, культур и религий, формируется целостный взгляд на мир в его органическом единстве. Понимание значимости заимствования лучших культурных ценностей различных народов формирует уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре. Элементы спортивной борьбы способствуют овладению навыками адаптации в динамично изменяющемся мире, развивая реакции на движущийся объект, реакции антиципации (предугадывания), быстроту мышления и принятия решений в неожиданных ситуациях, концентрацию внимания и способность ее распределения, что существенно улучшает умственную деятельность учащихся и успеваемость в процессе обучения. Происходит общее укрепление и оздоровление организма. Дети учатся понимать собственное тело, управлять им, что помогает избежать травмоопасных ситуаций на переменах и при всех видах физической активности. Соревновательный элемент на занятиях способствует развитию личности ребенка, в частности качеств лидера, воспитывает целеустремленность и бойцовские качества. Подвижные игры с элементами спортивной борьбы позволяют выразить себя как индивидуально, так и как члена команды. Способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи. Через усвоение элементов спортивной борьбы осуществляется общение, развиваются навыки сотрудничества и взаимопонимания.
Метапредметные результаты проявляются в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин универсальные способности востребуются как в рамках образовательного процесса – умения учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
В области физической культуры:
– владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базе овладения передвижений, захватов и освобождения от них, управление равновесием при взаимодействии с партнером, активное использование подвижных игр с элементами спортивной борьбы в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
– владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по спортивной борьбе.
Предметные результаты освоения элементов спортивной борьбы отражают формирование первоначальных представлений об их значении для укрепления физического, социального и психологического здоровья человека, о их позитивном влиянии на физическое, интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие человека, о физической культуре и здоровье как фактора успешной учебы и социализации. Приобретаемый опыт проявляется в освоении двигательных действий, формировании умений их применять при решении практических задач, связанных с самостоятельной организацией и проведением подвижных игр с элементами спортивной борьбы.
В области познавательной культуры:
– владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и офункциональных возможностях организма, способах профилактикизаболеваний средствами физической культуры, в частности спортивной борьбы;
В области нравственной культуры:
– способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в спортивной борьбе;
– владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше.
В области трудовой культуры:
– умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
– умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений;
– умение передвигаться и выполнять сложно координационные движения красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
– владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
– владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
– владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений, элементов спортивной борьбы, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
– умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых заданий по разделам программы.
3. Содержание курса.
№ темы
Раздел программы
Содержание
Теоретический раздел
1.1.
Ознакомление с правилами поведения и техники безопасности (ТБ) при занятиях спортивной борьбой
Правила поведения и техники безопасности при проведении занятий по спортивной борьбе. Запрещенные действия в борьбе
1.2.
Введение в мир спортивной борьбы
Развитие спортивной борьбы в России.
Виды спортивной борьбы, общие черты и различия. Успехи российских борцов на международной арене.
Правила проведения соревнований. Специализированное оборудование и инвентарь.
Команды рефери во время проведения поединков
Практический раздел
2.1.
Передвижения и приемы маневрирования
Основные положения борца: стойка, партер. Передвижения борца в стойке и партере. Применение приемов маневрирования в различных игровых ситуациях
2.2.
Захваты и освобождение от них
Основные захваты и правила их выполнения. Выполнение захватов и противодействия им в различных условиях противоборства
2.3.
Самостраховка и самоконтроль при падениях
Освоение падений с самостраховкой
2.4.
Выведение из равновесия
Основные способы выведения из равновесия и их реализация в игровых взаимодействиях
2.5.
Упражнения, выполняемые на гимнастическом мосту
Вставание на мост из положения лежа на спине.
Специальные упражнения на мосту.
Забегания на мосту.
Вставание на мост переворотом вперед
2.6.
Игры на развитие психомоторики учащихся
Игры с мячом, со скакалкой, с выбором ответного действия или его отсутствием.
Игры на перетягивание партнера или игрока другой команды.
Игры на выталкивание партнера (игрока другой команды) из определенной зоны.
Игры на формирование умений теснения и противостоять ему при взаимных захватах.
Игры на формирование умений теснения и противостоять ему при блокирующих захватах
2.7.
Основные положения в партере и выполняемые действия из них
Захваты и перевороты. Подвижные игры в партере. Борьба на коленях по облегченным правилам
1. Теоретический раздел
Ознакомление с правилами поведения и техники безопасности (ТБ) при занятиях спортивной борьбой
Правила поведения и техники безопасности при проведении занятий по спортивной борьбе. Профилактика травматизма на занятиях по спортивной борьбе. Запрещенные действия в борьбе.
Введение в мир спортивной борьбы.
Развитие спортивной борьбы в России. Виды спортивной борьбы, общие черты и различия. Успехи российских борцов на международной арене. Правила проведения соревнований. Специализированное оборудование и инвентарь. Команды рефери во время проведения поединков.
2.Практический раздел
Передвижения и приемы маневрирования
Освоение стойки: фронтальной, левосторонней, правосторонней, низкой, средней, высокой и условия их применения. Партер: высокий, низкий, положение лежа на животе, на боку, стойка на четвереньках, на одном колене, мост, полумост.
Положения в начале и конце схватки, формы приветствия.
Дистанции: ближняя, средняя, дальняя, вне захвата.
Освоение передвижений:
В стойке: вперед, назад, влево, вправо; шагами, с подставлением ноги; нырками и уклонами; с поворотами налево-вперед, направо-назад, направо-кругом на 180°.
В партере: в стойке на одном колене; выседы в упоре лежа вправо, влево; отжимания волной в упоре лежа; повороты на боку вокруг вертикальной оси; передвижения вперед и назад, лежа на спине, с помощью ног; движения на гимнастическом мосту; лежа на спине, перевороты сгибанием ног в тазобедренных суставах.
Маневрированияв различных стойках (левой-правой, высокой-низкой и т.п.); знакомство со способами передвижений и действий в заданной стойке посредством игр в касания; маневрирование с элементами произвольного выполнения блокирующих действий и захватов (наряду с выбором способов перемещений учащиеся самостоятельно «изобретают», апробируют в действии способы решения поставленных задач – коснуться рукой (двумя) обусловленного места, части тела соперника, используя какой-либо захват, упор, рывок и т.п.).
Игры в касания.Кто быстрее коснется определенной части тела партнера. Изменение способов касания руками. Засчитываются касания в любую часть тела или с ограничениями. Могут включаться возможности противодействовать касаниям противника. Без учета и с учетом неудачных попыток касания. Изменяются размеры игровой площадки и форма площадки для игры. Включается или запрещается отступление.
Захваты и освобождение от них
Обучение захватам и освобождение от них. Формирование умений удерживать и прерывать захваты в условиях подвижных игр. Обучение блокирующим захватам и освобождению от них в игровых ситуациях. Обучение обоюдным одноименным захватам и освобождению от них в игровых взаимодействиях. Обучение блокировке захватов при игровых взаимодействиях и маневрировании.
Игры в блокирующие захваты. Один из играющих, осуществив в исходном положении заданный захват, стремится удерживать его от 3 до 10 с. Чередование удерживания захвата и попытки освободиться от него. Захваты-упоры правой-левой руками, выполняемые за разные части тела. Использование захватов изнутри и снаружи, прижимая или не прижимая к туловищу. Включение дополнительных очков обороняющемуся участнику за вытеснение атакующего за пределы игровой площадки. Использование необычных исходных положений. Присуждение различных очков за применение теснения и выполнения основного задания. Проведение игр с участниками различной квалификации. Проведение игр на выбывание до окончательного определения победителя.
Игры в атакующие захваты.
Добиться одного из захватов, обусловленных заданием, и реализовать его каким-либо преимуществом над соперником. Основные варианты захватов: руки, руки и шеи, рук с головой, руки и туловища, шеи с рукой, шеи и туловища, туловища, туловища с рукой, туловища с руками. Захват одной (правой или левой) рукой, двумя изнутри; захват туловища двумя руками (спереди, сбоку) и т.д. Два варианта маневрирования «отступать можно» или «отступать нельзя».
Фиксирование захвата на определенное время.
Игры на круглых площадках диаметром 6, 4 , 3 м.
Самостраховка и самоконтроль при падениях
Перекаты в группировке на спине. Отработка положения рук при падении на спину. Падение на спину из положения сидя, из приседа, из полуприседа, из стойки, прыжком через стоящего на четвереньках партнера или горизонтальную палку. Освоение положения при падении на бок. Перекат с одного бока на другой бок. Падение на бок из положения сидя, приседа, из основной стойки, через стоящего на четвереньках партнера, через шест (палку). Кувырок вперед с подъемом разгибом. Кувырок вперед через плечо. Кувырок вперед через стоящего на четвереньках партнера с падением на бок. Кувырок через палку с падением на бок. Кувырок с прыжка, держась за руку партнера. Падение вперед с опорой на кисти из стойки на коленях, из основной стойки, из основной стойки с поворотом направо (налево) после падения назад.
Выведение из равновесия
Обучение способам выведения из равновесия при различных взаимодействиях с партнером. Формирование умений удерживать равновесие в условиях ограничения опоры. Формирование умений выводить из равновесия партнера в различных игровых ситуациях. Формирование умений выводить из равновесия в условиях, приближенных к поединку.
Упражнения, выполняемые на мосту
Лежа на спине вставание на мост. Кувырком вперед, из стойки с помощью партнера, с помощью рук, без помощи рук, с предметом (набивным мячом, манекеном и т.п.) в руках. Движения в положении на мосту вперед-назад, с поворотом головы влево (вправо). Забегания на гимнастическом мосту с помощью и без помощи партнера. Сгибание и разгибание рук в положении на мосту. Передвижения на гимнастическом мосту головой вперед, ногами вперед, левым (правым) боком, с сидящим на бедрах партнером. Уходы с моста без партнера, с партнером, проводящим удержание.
Игры на развитие психомоторики учащихся
Игры с мячом, со скакалкой, с выбором ответного действия или его отсутствием. Игры на перетягивание партнера или игрока другой команды. Игры на выталкивание партнера (игрока другой команды) из определенной зоны. Игры на формирование умений теснения и противостоять ему при взаимных захватах. Игры на формирование умений теснения и противостоять ему при блокирующих захватах.
Основные положения в партере и выполняемые действия из них
Переворот скручиванием захватом двух рук с боку. Переворот захватом шеи из-под плеча и другой руки снизу. Движения в партере, связанные с преодолением сопротивлений. Переворот скручиванием захватом двух рук снизу. Движения в партере, связанные с преодолением сопротивлений повышенной сложности. Усложнение условий выполнения вышеуказанных приемов (смена партнеров, в виде игры, усложнением правил). Перевод из стойки в партер: нырком под руку, рывком за руку. Перевод в партер захватом руки и шеи сверху.
Борьба на коленях по упрощенным правилам (положить на лопатки или зайти за спину)
4. Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Кол-во часов
Дата по плану
Факт
дата
1
Ознакомление с правилами поведения и техники безопасности (ТБ) при занятиях спортивной борьбой
1
07.09
2
Введение в мир спортивной борьбы «Хапсагай»
1
14.09
3
Стойки, захваты и освобождения от захватов
1
21.09
4
Формирование умений выполнять серии приемов передвижения и их комбинации с максимальной скоростью в условиях командных состязаний
1
28.09
5
Техника борьбы Хапсагай
1
05.10
6
Переводы: рывком, нырков с различными захватом
1
12.10
7
Защита и контрприемы от них
1
19.10
8
Сваливание выбиваниями, скручиванием с различными захватами рук
1
26.10
9
Зацепы и обвибы
1
16.11
10
Броски различными захватами рук, ног, туловища, головы и с вспомогательными действиями ног
1
23.11
11
Броски поворотом через бедро с различными захватами
1
30.11
12
Защита от проходов в ноги
1
07.12
13
Защита от проходов в ноги с подсечкой Н.Захарова-Сахаачча