Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по степ- аэробике»
УТВЕРЖДЕНО и ВВЕДЕНО в действие
Приказ №_____ от 27.08.2019 г.
Заведующая МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида №2
«Радуга» ЧМР РТ
_______ Л.К. Арсентьева
РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 26.08.2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительной образовательной услуги
по степ- аэробике
«Весёлая ступенька»
физкультурно-оздоровительной направленности
1 год обучения
(для дошкольников 5-7 лет)
Автор-составитель:
Трондина Татьяна Николаевна,
инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад №2»
г. Чистополь, 2019г.
Пояснительная записка
Современные дети живут в условиях постоянно меняющейсядействительности. На смену увлекательным спортивным, подвижным игрампришли не менее увлекательные – компьютерные. Часто встречаютсяскучающие, равнодушные к спорту, слабые и неумелые мальчишки идевчонки. Дети перестали выходить на улицу во двор, отдавая предпочтениемалоподвижным видам деятельности: компьютерные игры, просмотр
мультфильмов. А для ребёнка малоподвижный образ жизни – это потеря здоровья, нарушение физического интеллектуального развития. Поэтомузадача каждого неравнодушного родителя и педагога – сформировать уребенка понимание важности физических упражнений, спорта, ведь это залогздоровья.
На фоне прогрессирующей гиподинамии возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима ДОУ путёмприменения нетрадиционных средств физического воспитания, одним изкоторых является степ-аэробика.
Аэробика – это система физических упражнений, энергообеспечениекоторых осуществляется за счёт использования кислорода.
К аэробным относятся циклические упражнения, в которых участвует неменее 2/3 мышечной массы. Для достижения положительного эффектапродолжительность выполнения аэробных упражнений должна быть неменее 20 – 30 мин. Именно для циклических упражнений, направленных наразвитие общей выносливости, характерны важнейшиеморфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания.
Занятия аэробикой доставляют детям большое удовольствие. Для тогочтобы сделать их ещё более интересными и насыщенными, используютсяиндивидуальные снаряды – степы.
Степ – это небольшая ступенька, приподнятая платформа, названиекоторой произошло от английского слова «step» и означает «шаг».Изобретена она была в Америке известным фитнес-инструктором ДжинМиллер. С помощью степ - аэробики можно сформировать гармоничноразвитое тело, прямую осанку и выработать выразительные, плавные, точные
движения, развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы,тренирует равновесие. Но самый главный результат занятий степ -аэробикой – укрепление нервной, дыхательной, мышечной, сердечно-сосудистой систем, так как нормализуется артериальное давление,деятельность вестибулярного аппарата, а в результате систематическихзанятий дети получают гармонично развитое тело, прекрасную осанку и
вырабатывают красивые, выразительные и точные движения.
Дополнительная образовательная программа «Веселая ступенька»имеет физкультурно-оздоровительную направленность иявляется важным направлением в развитии и воспитании детей дошкольноговозраста. Программа составлена с использованием методической литературы:Е.В. Сулим «Детский фитнес.Физическое развитие детей 5-7 лет».
Актуальность программы в том, что занятия на степ платформахуникальны по своему воздействию на организм занимающихся. Упражнения ориентированы на физическое развитие детей, где дети учатся не толькокрасиво двигаться, преодолевая трудности образовательного процесса, но иразвиваться духовно, эмоционально, физически, интеллектуально,приобретают навыки грациозных движений, учатся аккуратности,целеустремлённости.
Цель программы:развивать двигательную активность детей старшего дошкольного возраста посредством степ- аэробики
Программа опирается на научные принципы ее построения, чтоучитывается при организации образовательного процесса:
•Принцип систематичности – подбор специальных упражнений ипоследовательность их проведения;
•Принцип индивидуальности - контроль за общим состоянием ребенка,за дозировкой упражнений;
•Принцип длительности – применение физических упражнений,способствующих восстановлению нарушений функций возможно лишь приусловии длительного и упорного повторения упражнений;
• Принцип цикличности – чередование физической нагрузки сотдыхом, с упражнениями на расслабление.
Программа рассчитана на один год обучения с детьми 5-7 лет.
Количественный состав группы 15 человек.
Количество занятий в неделю
Количествозанятий
в месяц
Продолжительность занятий
2
8
30 мин
Планируемые результаты освоения программы
Целенаправленная работа с использованием степ – платформ позволит достичь следующих результатов:
- рост показателей уровня физической подготовленности воспитанников;
- сформированность навыков правильной осанки;
- развитость двигательных способностей детей и физических качеств (быстроты, силы, гибкости, подвижности в суставах, ловкости, координации движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата ребенка).
- сформированность умений ритмически согласованно выполнять степ- шаги под музыку;
- выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
- сформированности эмоционально-положительного отношения и устойчивого интереса к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
- воспитанию чувства уверенности в себе.
Учебный план
Тема
Теория
Практика
Всего
Первичное диагностическое
Обследование
-
2
2
Вводное
1
1
2
Обучающие
2
7
9
Комбинированные
-
14
14
Игровые итоговые
-
3
3
Итоговое диагностическое
Обследование
-
2
2
Итого
3
29
32
Структура занятия
Части занятий
Направленность упражнений
5-7 лет
1
Разминка
-строевые упражнения;
- логоритмика.
3
-на осанку;
-типы ходьбы;
-движения рук, хлопки в
такт.
2
Основная
(аэробная)
-базовые и основные
шаги;
-подвижная игра;
-стретч.
24
-для мышц шеи;
-для мышц плечевого пояса;
-для мышц туловища;
-для ног;
-для развития мышц силы;
-для развития гибкости;
-для развития ритма и такта.
3
Заключительная
-упражнения на
расслабления;
-релаксация;
-дыхательные
упражнения.
2
-на расслабление;
-на дыхание
Основные элементы упражнений в степ – аэробике.
Базовый шаг. Шагом правой ноги на платформу, приставить левую, шагом правой сойти с платформы, и.п. Выполняется на 4 счета то же с левой ноги.
Шаги – ноги вместе, ноги врозь. Из и.п. - стойка ноги врозь по сторонам платформы (вдоль), шаг правой на платформу, приставить левую, одновременно выпрямляя ноги, поочередно шагом правой, левой сойти с платформы. Движение выполняется на 4 счета.
Шаг через платформу. Из и.п. – стойка ноги вместе боком к платформе. Шагом левой в сторону встать на платформу, приставить правую, шагом левой сойти с платформы (по другую сторону), приставить правую на полупальцы к левой.
Шаги – ноги вместе, ноги врозь. (и.п. стойка ноги врозь; стоя на платформе ноги вместе) И.п. может быть лицом к степу, боком, с левой или правой стороны, а также позади. Все вышеперечисленные позиции обычно варьируются для того, чтобы упражнения задействовали как можно больше групп мышц и при этом не были бы монотонными.
Сначала разучивают шаги на степ, потом добавляют движения руками. Все упражнения должны выполняться в одну и другую сторону (для гармоничного развития обеих частей тела). Нагрузку нужно повышать постепенно, увеличивая темп музыкального сопровождения, усложняя комплексы, сокращая паузы для отдыха. Выполнение упражнений возможны в различных построениях: в шахматном порядке, по кругу, по периметру зала.
Требования к технике выполнения упражнений в степ аэробике
1. Во время подъёма на степ сохраняйте естественный наклон вперёд.
2. Не сгибайте спину в поясничном отделе.
3. Основная стойка: Стопы параллельны или находятся в свободной позиции, не касаются друг друга.
4. Начинающим следует контролировать свои движения. Для этого смотрите себе под ноги. По мере развития это пройдёт и Вам не будет нужно контролировать зрительно технику выполнения.
5. Ставьте ногу на платформу таким образом, чтобы вся ступня была на ней. Спускайтесь с платформы своеобразным перекатом с носка на пятку, это снизит нагрузку на позвоночник.
6. Руки включаются в работу лишь после того, как освоена техникаработы ногами.
7. При выполнении выпадов и поворотов пятка не опускается на пол.
8. В целом степ аэробика является отличным средством физического самосовершенствования.
Техника безопасности
Для сохранения правильного положения тела во время степ – аэробикинеобходимо:
-не делать наклон вперед от бедра, наклоняться всем телом;
-при подъеме или опускании со степ - платформы всегда использовать безопасный метод подъема;
-стоя лицом к степ - платформе, подниматься, работая ногами, но не спиной;
- держать степ-платформу близко к телу при ее переносе.
Основные правила техники выполнения степ- тренировки
- выполнять шаги в центр степ - платформы;
- ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъеме, а спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
- опускаясь со степ - доски, оставаться стоять достаточно близко к ней, не отступать больше, чем на длину ступни от степ – доски;
- не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног, и не подниматься и не опускаться со степ - доски, стоя к ней спиной;
- делать шаг с легкостью, не ударять по степ - доске ногами.
Основные этапы обучения степ – аэробики:
- обучение простым шагам;
- при овладении в совершенстве движениями ног, обучать работе рук;
- после освоения медленного темпа, переходить на быстрый темп.
Календарный план
Неделя №
Занятие №
Виды занятий
Цель
№ комплекса
Октябрь
1-2
1-4
Диагностические
Провести диагностическое
обследование по физическому развитию,состояние здоровья и общих физическихкачеств такие как гибкость, быстрота,равновесие, чувство ритма и
координационные способности.
Определить уровень сформированностиосновных элементов (базовые шаги)
Комплекс №1
3-4
5-8
Вводное
1.Познакомить детей с термином «Степ -аэробика». Дать детям сведения о пользезанятий степ - аэробикой.
2.Дать детям представления о разномхарактере музыки, которая
сопровождает комплексы степ -
аэробики в процессе прослушиванияразличных музыкальных отрывков:быстрая, медленная музыка.
3. Вызвать желание заниматься степ -аэробикой посредством просмотрафотографий, журналов, показа комплексастеп – аэробики инструктором пофизической культуре.
3. Развивать умение слышать музыку идвигаться в такт музыки.
4. Развивать равновесие, выносливость,ориентировку в пространстве.
Комплекс №2
Ноябрь
1
1-2
Обучающее
1.Учить правильному выполнению степ - шагов на степах (подъем, спуск; подъем с оттягиванием носка)
2.Разучивать аэробные шаги.
3.Научить начинать упражнения с различным подходом к платформе.
4. Развивать мышечную силу ног.
5. Разучить комплекс № 3 на степ - платформах.
Комплекс №3
2-4
3-8
Комбинированное
Декабрь
1
1-2
Обучающее
1. Учить детей принимать правильные исходные положения всех частей тела.
2. Закреплять основные подходы в степ - аэробике, продолжать учить сочетать движения с музыкой.
3. Разучивать новые шаги.
4. Развивать выносливость, равновесие, гибкость.
5. Укреплять дыхательную систему.
6. Развивать уверенность в себе.
7. Разучить комплекс № 4 на степ -
платформах.
Комплекс №4
2-3
3-6
Комбинированное
4
7-8
Игровое итоговое
«Веселая степ -аэробика»
Январь
1
1-2
Обучающее
1. Закреплять разученные упражнения с различной вариацией рук.
2. Развивать умение работать в общем темпе с предметами - мелкими мячами.
3. Разучивать шаг с подъемом на
платформу и сгибанием ноги вперед, с махом в сторону.
4. Продолжать учить выполнять
упражнения в такт музыке.
5. Развивать умения твердо стоять на степе.
6. Разучить комплекс №5 на степ - платформах.
Комплекс №5
2-4
3-8
Комбинированное
Февраль
1
1-2
Обучающее
1. Закреплять ранее изученные шаги, составление небольших комбинаций на основе изученных шагов.
2. Разучить новый шаг (тап даун).
3. Развивать выносливость, гибкость.
4. Развитие правильной осанки.
5. Развивать умение работать в общем
темпе с предметами - кубиками.
6. Разучить комплекс № 6 на степ - платформах.
Комплекс №6
2-3
3-6
Комбинированное
4
7-8
Игровое итоговое
«Прогулка в зимний лес»
Март
1
1-2
Обучающее
1. Продолжать закреплять степ шаги.
2. Учить реагировать на визуальные контакты
3. Совершенствовать точность движений
4. Развивать быстроту.
5. Развивать умение работать в общем темпе с предметами - лентами.
6. Разучить комплекс № 7 на степ - платформах.
Комплекс №7
2-4
3-8
Комбинированное
Апрель
1
1-2
Обучающее
1. Поддерживать интерес заниматься аэробикой.
2. Совершенствовать разученные шаги.
3.Продолжать развивать равновесие, гибкость, силу ног.
4.Воспитывать любовь к физкультуре.
5. Развивать ориентировку в
пространстве.
6. Разучить комплекс № 8 на степ - платформах
Комплекс №8
2-3
3-6
Комбинированное
4
7-8
Игровое итоговое
«Встреча с друзьями мультяшками»
Май
1-2
1-4
Комбинированное
1.Упражнять в сочетании элементов.
2.Продолжать развивать мышечную силу ног.
3.Продолжать развивать выносливость,
равновесие гибкость, быстроту.
4. Развивать умение действовать в общем темпе
5.Поддерживать интерес заниматься аэробикой.
Комплекс №9
3-4
5-8
Диагностическое
Провести диагностическое обследование по физическому развитию, состояние здоровья и общих физических качеств
такие как гибкость, быстрота,
равновесие, чувство ритма и
координационные способности.
Определить уровень сформированности
основных элементов (базовые шаги).
Комплекс №1
Итого:
64
Список литературы
Атрепьева, Л. В. Степ - аэробика для детей дошкольного возраста. Физическое и эмоциональное развитие ребенка через занятия на степ-платформе. - Режим доступа: http://rud.exdat.com/docs/index-705119.html. - 10.08.13.
Журнал «Инструктор по физкультуре», №4 2009 год.
Ищенко Жанна. «Степ-аэробика для дошкольников». Из опыта работы. Программа кружка. Авторская методическая разработка. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/fizkultura/step-aerobika-dlya-detei-doshkolnogo-vozrasta Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=66912212.04.12.
Карманова, В.А. Рабочая учебная программа кружка «Степ - аэробика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.convdocs.org/docs/index-144965.html. - 22.02.2013.
Кузина Ирина. Будь здоров, расти большой. Степ-аэробика для дошкольников. - Режим доступа: http://dob.1september.ru/articlef.php/id01127. - 01.09.12.
Сулим Е.В. Детский фитнес «Физическое развитие детей 5-7 лет» М.: ТЦ Сфера, 2016
Приложение 1.
Основные шаги и элементы упражнений
В степ - аэробике нет шагов на два счета — минимум на четыре. Ведь нам нужно не просто двигаться по полу, а еще и подниматься на платформу. Движения степ аэробики выполняются с постановкой на степ-платформу всей стопы полностью. Будьте внимательны, не допускайте свисания пятки или постановки стопы только на носок.
В степ - аэробике есть определенные термины, обозначающие шаги при выполнении упражнений на степе. Шаги в степ аэробике очень разнообразны.
В степ - аэробике существует два вида шагов:
• Шаги без смены лидирующей ноги. Лидирующая нога, это нога с которой вы начинаете выполнять шаг на новый музыкальный такт. Вы можете сколь угодно долго выполнять любые шаги этого вида, и все равно каждый такт будете начинать с одной и той же ноги.
• Шаги со сменой лидирующей ноги. При следующем шаге вы будете начинать движение уже с другой ноги.
Шаги:
Степ-тач (step touch) - начинают обычно с приставных шагов на полу, слеванаправо и наоборот.
Basic step (бэйсик степ) (шаг выполняется на 4 счета) - нашагивание на степ -это самый простой базовый шаг, по сути мы просто поднимаемся наплатформу и сходим с нее. Шаг одной ногой прямо на степ-платформу, шагдругой ногой прямо на степ-платформу, шаг первой ногой со степ-платформы, шаг второй ногой со степ-платформы.
Степ-ап (step-up) - нужно наступить сперва правой ногой на угол степ-платформы, а левой лишь коснуться носком. Затем левой ступить полностью,а правый носок поставить позади левой. После возвращаться на пол ичередовать ноги. При этом шаге нужно держать равновесие, так как однаупор идет на одну ногу. Нельзя перекашиваться на одну из сторон.Шаг-колено - Правую ногу нужно поставить на степ, левую же согнуть вколене и приподнять к животу. Движения должны быть как можно болееестественными и не стоит перекидываться на одну сторону и выворачиватьколено. Нога направлена прямо, корпус при подъеме колено стремиться чутьвперед.
Шаг-кик (Step kick) - шаг на платформу правой ногой, левую резковыбросить вперед, имитируя удар (ногу высоко не поднимаем)
Шаг-бэк (step-back) - шаг одной ногой на степ платформу, вторую ногу засчет напряжения ягодичных мышц поднимите назад (захлест голени). Этоупражнение отлично укрепляет ягодицы в движении.
Ви-степ (V-step) - шаг, который напоминает собой букву V, для этого нужношагнуть поочередно на степ двумя ногами на противоположные уголкистепа. Поочередный шаг ногами на противоположные углы платформы, ногидвижутся как бы по верхним углам английской буквы V.
Бейсик-овер (basic-over) - для этого нужно шагнуть правой ногой на степплатформу, левую приставить, спуститься со степа с другой стороны,повернуться к левому краю степа и повторить с другой ногой.
Мамбо - танцевальное движение - пока левая нога находится на полу, праваязашагивает на степ, делая упор и ставя точку и сразу же делая шаг с точкойназад.
Straddle (Стредл ап) (шаг выполняется на 8 счета) - шаги – ноги вместе,ноги врозь. Шаг на выполняется следующим образом: поднимаемся на степ-платформу, ставим поочередно ноги на пол с одной и с другой стороныплатформы, снова поднимаемся на платформу, возвращаемся на исходнуюпозицию.
Turn step (Тёрн степ) шаг с поворотом - стойка боком к платформе. Это тотже самый basic-step, только спускаемся со степ платформы мы не назад, авбок. Шаг правой на платформу, шаг левой на платформу, с поворотомспиной к основному направлению (продольно платформе) стойка ноги врозь.Шагом правой назад в диагональном направлении (разворачиваясь подиагонали), шаг правой назад с платформы, приставить левую к правой(исходное положение).
Ове зе топ (over the top) - Шаг через платформу. Исходное положение – впродольной стойке, боком к платформе. Шаг левой в сторону стать наплатформу, приставить правую. Шаг левой ногой сойти с платформы (подругую сторону), приставить правую на полупальцы к левой ноге.
Cha-cha-cha (ча-ча-ча) - шаги с переступанием с ноги на ногу, для сменыноги.
Приложение 2.
Оценочные и методические материалы
Диагностическое обследование детей включает в себя оценкуфизического развития ребенка, состояние его здоровья, а также развитияобщих способностей.
Эффективность усвоения программы оценивается по уровнюсформированности умений выполнять основные элементы (базовые шаги):
1. Базовый шаг.
2. Шаг ноги врозь, ноги вместе (Шаг страддел).
3. Приставной шаг с касанием на платформе или на полу.
4. Шаги с подъемом на платформу и сгибанием ноги вперед (различныеварианты).
5. Касание платформы носком свободной ноги.
6. Шаг через платформу.
7. Выпады в сторону и назад.
8. Приставные шаги вправо, влево, вперед, назад, с поворотами.
9. Шаги на угол.
10. В – степ.
11. А – степ.
12. Подскоки (наскок на платформу на 1 ногу).
13.Прыжки.
14.Шасси – боковой галоп в сторону, небольшими шажками.
Выполнение каждого основного элемента оценивается в трехбалльной
системе:
1 балл - выполнение движений по показу, движения не четкие, неуверенные, скованные;
2 балла – выполнение движений по показу, объяснению, движенияболее уверенные, не скованные;
3 балла – выполнение движений самостоятельно, по показу,движения четкие, уверенные.
В результате подсчета среднего балла ребенок выходит на освоениепрограммы на определенном уровне:
Высокий. Ребенок знает и выполняет все базовые шагисамостоятельно, с интересом, четко и уверенно.
Средний. Ребенок знает и выполняет базовые движения, но требуется
некоторая помощь взрослого, движения не уверенные, скованные,
требуют тренировки.
Низкий. Ребенок плохо ориентируется в базовых шагах, выполняет
основные элементы только по показу взрослого, движения неуверенные,
скованные.
Диагностические методики.
1. Равновесие.
1.Упражнение «Фламинго».
Удержание равновесия на одной ноге, другая стопой к коленуопорной, ее колено отведено в сторону на 30 градусов, руки на пояс (сек).
2.Упражнение «Ровная дорожка»
Носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впередистоящей ноги, стопы расположены на прямой линии (вес теларасположен на обе ноги). Руки опущены вниз, туловище прямо, смотретьвперед. Фиксируется все в секундах, а так же оценивается характербалансировки.
пол
5
6
7
Мальчики
8,7-12
12,1-25,0
25,1-30,2
Девочки
7,3-10,6
10,7-23,7
23,8-30
3.Ходьба по гимнастической скамейке (по узкой стороне).
2. Гибкость.
Стоя на гимнастической скамейке, наклониться вперед, ноги не сгибая в коленях.
уровни
5-6
6-7
Мальчики
Высокий
7 см
6 см
Средний
2-4 см
3-5 см
Низкий
Менее 2см
Менее 3 см
девочки
Высокий
8 см
8 см
Средний
4-7 см
4-7 см
Низкий
Менее 4 см
Менее 4 см
3. Чувство ритма.
Соответствие ритма движений ритму музыки (использование сменыритма).
Высокий – соответствие движений и ритм музыки, слышит сменумузыкального ритма.
Средний – испытывает небольшие затруднения, сбивается с ритма,при помощи взрослого исправляется.
Низкий – не слышит смены ритма музыки, ритм движений несоответствует ритму музыки.
4. Знание базовых шагов.
Высокий – свободно воспроизводит базовые шаги.
Средний – выполнение базовых шагов при многократном повторении педагога.