Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по кружку «адаптивный туризм» 6-9 классы на 2023-2024 учебный год»
ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат г.Кольчугино»
Согласовано
заместитель директора по УР
______________Т.В.Илюшина
« __» ____________ 20__ г.
Утверждена приказом директора школы-интерната ________________С.А.Светлов
№ _______ от_________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ «АДАПТИВНЫЙ ТУРИЗМ» 6-9 КЛАССЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Автор и разработчик:
учитель физической культуры Аникин И.О.
Кольчугино
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА
СТР
пояснительная записка
3
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
3
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ
4
ЦЕЛЬ
5
ЗАДАЧИ
5
ожидаемые результаты
6
ПРОГРАММА КРУЖКА «АДАПТИРОВАННЫЙ ТУРИЗМ»
7
Календарно-тематическое планирование
8
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
10
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
11
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И МЕРОПРИЯТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ОХРАНЕ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
15
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
17
ПРИЛОЖЕНИЯ
19
пояснительная записка
При разработке программы за основу была использована авторская дополнительная общеобразовательная программа комплексной туристско-краеведческой подготовки (авторы А.Евтушенко, И.Стороженко). В программе представлены содержание материала по основным темам учебного курса: технической; тактической, физической, теоретической, распределение времени на перечисленные компоненты.
Рабочая программа «Адаптивный туризм» имеет физкультурно - спортивную направленность, по уровню освоения – ознакомительная. Целью разработанной программы является формирование у обучающихся специальной коррекционной школы базовых туристских знаний, здорового образа жизни; создание условий для раскрытия потенциала и самореализации личности в процессе освоения туристской деятельности.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Физичеcкая подготовленоcть подраcтающего поколения – это важный компонент здоровья и физичеcкого развития. Это фундамeнт высoкoй рабoтoспосoбнoсти, пoдгoтoвки к общeствeнно-пoлезному трyдy. По сведениям, отражённым в научной литературе, за последние 10-15 лет произошли существенные изменения в физическом развитии и состоянии здоровья детской популяции.
В любое время перед образовательным учреждением стоит важная задача – сформировать у молодого человека стремление быть здоровым во всех аспектах этого понятия как физически, так и эмоционально. В теории и практике физической культуры проблемы улучшения физического состояния средствами занятий туризмом актуальны на сегодняшний день, так как исследование и улучшение физического состояния учащихся являются одной из главных проблем в области физической культуры и спорта.
Спортивный туризм является общедоступным средством активного отдыха и оздоровления населения. Воспитание, обучение и развитие, происходит в процессе организации коллективной жизни на спортивном маршруте и активной деятельности учеников в естественных условиях, что особенно важно в связи с растущей гиподинамией школьников и ее негативными последствиями для здоровья.
Перед физическим воспитанием детей с отклонениями в развитии стоят те же задачи, что и перед физически здоровыми детьми. В основу предполагаемых рекомендаций положены общие принципы, методы и средства спортивной тренировки, позволяющие в специально созданных или обычных условиях стимулировать потенциальные возможности особенного ребенка.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Адаптивный туризм», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решить проблему занятости свободного времени школьников, способствует формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры, туризма и спорта.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Правительством Российской Федерации 04.09.2014 № 1726-р.
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России.
6. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09).
7. Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
8. Устав Государственного казённого специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения Владимирской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ГКСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г.Кольчугино»
. 9. Письмо Министерства образования России от 9 июня 1994 г. №59-М «Об организации туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися».
10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41(СанПин 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей").
цель:
формирование у обучающихся специальной коррекционной школы базовых туристских знаний, здорового образа жизни; создание условий для раскрытия потенциала и самореализации личности в процессе освоения туристской деятельности.
задачи:
Образовательные:
- знать об особенностях пешеходного туризма, основных понятиях топографии и спортивного ориентирования;
- знать и выполнять правила техники безопасности во время учебно-тренировочных занятий и соревнований;
- знать способы и правила оказания первой помощи пострадавшему; Воспитательные:
способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;
сформировать положительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к ежедневным занятиям физической культурой, к здоровому образу жизни, к природе, как основным ценностям в жизни человека, к Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям
Развивающие:
уметь ориентироваться в пространстве;
уметь работать в команде, выполнять коллективные задания;
владеть основными техническими и тактическими приемами в скалолазании.
В группу зачисляются все желающие школьники (6-9 классов), допущенные по состоянию здоровья врачом.
Учебно-тренировочная нагрузка на группу 1 раза в неделю по 1 часу, 34 часа в год.
Форма организации детей на занятии: групповая, игровая, в парах.
Форма проведения занятий: теория - индивидуальные с применением специальных форм и методов обучения; практика - индивидуальные и групповые
Для оценки итогов реализации данной программы и своевременной коррекции темпов и методов освоения программного материала используются следующие виды диагностики и контроля: начальная- осуществляется посредством наблюдения, опроса; текущая - практические задания, наблюдение; итоговая - участие в конкурсах, викторинах, опрос, беседа и т.п.
ожидаемые результаты
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к ежедневным занятиям физической культурой, к здоровому образу жизни, к природе, как основным ценностям в жизни человека, к Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям;
интерес к изучению истории и культуры родного края;
первоначальные туристские умения и навыки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
экологического мышления;
познавательной мотивации к изучению истории возникновения физической культуры и туризма;
элементарных правил выживания в природе;
мотивации к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур.
Учащиеся научатся:
адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы;
передавать полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленных на развитие физических качеств;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе, детском коллективе;
ориентироваться в естественной природной среде;
безопасному поведению во время занятий, в природной среде.
Конечным результатом освоения программы предполагается развитие индивидуальных способностей каждого учащегося.
ПРОГРАММА КРУЖКА «АДАПТИРОВАННЫЙ ТУРИЗМ»
(34 часа)
Тема №1. Значение туризма. История возникновения и развития адаптивной туристической деятельности для детей (1 час)
Тема №2. Правила поведения туристов и техника безопасности на занятиях (1 час)
Тема №3. Виды спортивного адаптивного туризма (1 час)
Тема №4. Личное и групповое снаряжение туриста (1час)
Тема №5. Технико-тактическая подготовка к виду «Личная техника пешеходного туризма (ТПТ)»(1 час)
Тема №6. Технико-тактическая подготовка к виду «Контрольно-туристский маршрут (КТМ)» (1 час)
Тема №7. Строевая подготовка (1 час)
Тема №8. Краткие сведения о спортивном ориентировании и топографии (1 час)
Тема №9.Виды ориентирования, правила соревнований (1 час)
Тема №10. Компас. Особенности работы с компасом (1 час)
Тема №11. Топография, изучение топографических знаком и карт (1 час)
Тема №12. Узлы, виды узлов, их назначение и особенности (2 часа)
Тема №13. Веревочный курс. Система страховки: теория и практика (4 часа)
Тема №14. Техника быта в походе: установка палатки (2 часа)
Тема №15. Техника быта в походе: виды костров, их особенности (1 час)
Тема №16. Техника быта в походе: обязанности членов группы (1 час)
Тема №17. Первая помощь в походе. Мягкая фиксация конечностей: вопросы теории и практики (2 часа)
Тема №18. Первая помощь в походе. Эвакуация (2 часа)
Тема №19. Первая помощь в походе. Виды кровотечений, их остановка (1 час).
Тема №20. Походная медицинская аптечка (1 час)
Тема №21. Соревнования по спортивному туризму (2 часа)
Данная программа адаптирована к материально-техническим возможностям школы интернат, а именно:
- спортивный зал соответствует проведению практических занятий по ОФП и СПФ. - и класс (кабинет № 22), которые полностью соответствуют требованиям проведения теоретических занятий.
Обучение детей и подростков ведется по принципу «от простого к сложному» и «от теории к практике». Теоретические знания должны закрепляться практическими действиями (соревнованиями, тренировками, комплексными выходами - обучения в 27 полевых условиях).
По результатам работы программы «Адаптивный туризм» можно определить необходимость и значимость работы педагога с детьми в рамках данной программы, а на основании промежуточной аттестации обучающихся отследить их физический уровень. Используя анкетирование и тестирование по теории и практики, можно будет сделать вывод о готовности сформированности у обучающихся навыков адаптивного туризма.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методические указания по Технике пешеходного туризма.
Все занятия делятся на теоретические, практические и общая физическая подготовка (ОФП). Теоретические занятия приводятся не часто. На них изучаются:
- техника безопасности,
- новые технические приемы,
- правила проведения соревнований,
- виды снаряжения (подготовка и хранение),
- видео и фото отчеты (разбор прошедших соревнований).
ОФП как входит в практическое занятие в виде разминки, так и проводиться отдельным занятием с элементами специально физической подготовки с учетом физических ограничений (СФП).
Практические занятия начинаются с построения. Выявляются учащиеся с травмами и мелкими повреждениями (недомоганием) – в их отношении определяется мера нагрузки, вплоть до отстранения от занятий. Доводиться ход занятия (тема и задания), проводиться техника безопасности с особенностями технических приемов. Далее проходит легкая, но интенсивная разминка. Бег трусцой (5 мин) – упражнения на растягивание мышц и разогрев суставов (7-10 мин). Основная часть занятий – это отработка технических приемов.
Все технические приемы должны проводиться при непосредственном контроле педагога и страховке (гимнастической или верхней – по необходимости). Это позволит снизить возможность получения травмы, а также контролировать правильность выполнения задания и исправить ошибку сразу. Для подготовленных воспитанников возможно контроль и не нужен, но верхняя страховка (или гимнастическая) обязательно.
Тренировка технического приема начинается с подробного объяснения и показа. В зависимости от сложности задания количество попыток до чистого (правильного) исполнения у каждого воспитанника индивидуально. Не надо добиваться выполнения сложных физических этапов, таких как навесная переправа или вертикальный подъем, в первое занятие. После изучения технического приема можно ввести соревновательный элемент. Можно засекать время прохождения индивидуально каждого воспитанника, а потом определить лучшее время и следить за динамикой результатов. Или делать параллельные старты 2-х воспитанников сразу. Потом можно соединять этапы в связки или группы по 3-4 этапа.
Методические указания по Поисково-спасательным работам.
Выполнение данной работы предусматривает формирование умений и отработка навыков и технологии работы команды с «пострадавшим» на технических этапах дистанции ПСР. Условные знаки аварийной сигнализации.
Выполнение отдельных технических приемов поисково-спасательных работ при организации страховки «пострадавшего» и сопровождающего его участника, сопровождение транспортных средств, организация тормоза, организация полиспаста, самостраховка «пострадавшего» и сопровождающего. Основные приемы по оказанию первой доврачебной помощи.
Приемы транспортировки «пострадавшего». Формирование умений и навыков работы на дистанции командой: - без специального туристского снаряжения: транспортировка «пострадавшего» на носилках по пересеченной местности; - с наведением перил и организацией сопровождения: переправа условного пострадавшего по навесной переправе, наведенной судьями; переправа «пострадавшего» через сухой овраг по бревну по перилам, наведенным командой; подъем «пострадавшего» по склону (на сопровождающем) по перилам, наведенным командой; спуск «пострадавшего» по склону (на сопровождающем) по перилам, наведенным командой; траверс склона с «пострадавшим» (на сопровождающем).
Методические указания по Ориентированию.
Данная тема предусматривает обучение тактико-техническим приемам выбора пути движения: по азимуту, по сопутствующим ориентирам, по ситуации, комбинированный. Действия ориентировщика на различных участках трассы. Соотношение скорости бега и качества ориентирования. Последовательность действий при прохождении дистанции. Направление. Контроль направления движения с помощью компаса и карты, по объектам местности, контроль высоты. Отслеживание местности с одновременным чтением карты. Выход на КП с различных привязок. Отметка на КП. Уход с КП. Чтение карты («точное» и «грубое»), опережающее чтение карты, чтение карты «по большому пальцу (БП)». Отработка приемов ориентирования: движение по азимуту с упреждением, бег «в мешок», параллельный заход, бег по ориентирам, удлинение ориентиров. Тренировка памяти (кратковременной, оперативной, долговременной).
Методический материал по теме занятий: «Основные приемы оказания первой доврачебной помощи»
Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений, ее значение и основные задачи. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними. Подготовка медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Перечень и назначение лекарственных препаратов. Формирование походной медицинской аптечки. Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Тепловой и солнечный удары, ожоги. Помощь утопающему. Простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему (определение травмы, заболевания, практическое оказание помощи).
Методические рекомендации для подготовки команд по спортивному ориентированию.
Начиная подготовку команды к соревнованиям, прежде всего, необходимо ознакомиться с документацией по слету – с Положением и Условиями проведения видов соревнований. В период подготовки к слету команды подают предварительную заявку с указанием школы, ФИО представителя команды, ФИО участников, их годом рождения и разрядами по спортивному туризму и спортивному ориентированию. Важным документом, без которого не возможно участие в слете, является именная заявка. Ее необходимо заполнять по предложенной форме, не упуская информацию, желательно в печатном виде. Перед соревнованиями проводится мандатная комиссиядля регистрации команд и её участников. Также здесь представитель команды получает бланки технических заявок на спортивные виды программы слета.
Технические заявки необходимы для правильного оформления протоколов соревнований, ускорения подсчета результатов. Когда команда сформирована и понятен уровень ее подготовки, нужно составить план необходимых тренировок.
Методическое пособие для проведения занятий по организации похода и внеурочной работе.
Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода. Изучение района похода по литературе, картам, отчетам о походе. Подготовка личного и группового снаряжения. Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Установка палаток. Размещение вещей в них. Защита палатки от намокания и проникновения насекомых. Разведение костра (виды костров), заготовка дров. Уборка места лагеря перед уходом группы. Составление меню и списка продуктов. Приготовление пищи на костре. Отработка движения колонной. Соблюдение режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности: по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности. Обсуждение итогов похода. Составление отчета о походе, иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, подготовка фотографий, видеофильма. Оформление значков и спортивных разрядов участникам похода. Ремонт и сдача инвентаря.
Техническое и материальное оснащения занятий:
- мультимедиапроектор;
- учебники по туризму;
- методическая литература;
- нормативные документы;
- плакаты по краеведению, медицинской подготовке;
- манекен «Максим II-01»;
- дидактический и раздаточный материалы;
- 12 посадочных мест;
Перечень учебного оборудования, туристского снаряжения и инвентаря (на 10-15 человек):
1. Веревка основная (50 м) - 4 шт.
2. Веревка основная (40 м) - 6шт.
3. Веревка основная (25 м) - 4 шт.
4. Веревка вспомогательная (60 м) - 2шт.
5. Петли прусика (веревка 6 мм) - 15шт.
6. Система страховочная (грудная обвязка, беседка) - 15шт.
7. Перчатки для страховки и сопровождения - 15 пар.
8. Карабины с закручивающейся муфтой - 10 шт.
9. Карабины с полуавтоматически закручивающейся муфтой - 12 шт.
10. Карабины с автоматически закручивающейся муфтой - 30 шт.
15. Устройство для спуска по вертикальным перилам типа «лепесток», «восьмерка», «рамка» - 8 шт
16. Аптечка медицинская в упаковке - 1 шт.
17. Накидка от дождя - 15шт.
18. Компас жидкостный для ориентирования - 15шт.
19. Курвиметр - 2 шт.
20. Лыжи - 15 пар
21. Лыжные палки и лыжные ботинки - 15 пар
22. Мази лыжные - 15 шт.
23. Планшеты для зимнего ориентирования - 15шт.
24. Призмы для ориентирования на местности - 10шт.
25. Компостеры для отметки прохождения КП - 10 шт.
26. Секундомер электронный - 2 шт.
27. Электромегафон - 1 шт.
28. Радиостанции портативные - 3 шт.
29. Костровое оборудование - 1 шт.
30. Каны (котлы) туристские - 2 компл.
31. Спальники - 15 шт.
32. Палатки туристские походные - 5 шт.
33. Коврики - 15шт.
34. Рюкзаки - 15 шт.
35. Топор походный - 2шт.
36. Тент - 2шт.
37. Ремонтный набор - 1 шт.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И МЕРОПРИЯТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ОХРАНЕЖИЗНИ ДЕТЕЙ
Инструктажи
Название инструктажа
Перечень инструкций
Вводный (сентябрь)
№1 Первая помощь
№2 Пожарная безопасность
№3 Поведение на улице, в общественных местах и в транспорте
№10 Правила дорожного движения для обучающихся
Плановый
№19 Правила безопасности при обнаружении неразорвавшихся снарядов, мин, гранат и неизвестных пакетов
№20 По профилактике негативных криминогенных ситуаций
Внеплановый (в течение учебного года по мере необходимости)
№7 Меры профилактики с энцефалитным клещом
№8 Правила дорожного движения при передвижении групп детей (для сопровождающих)
№9 Техника безопасности для обучающихся при поездки на автобусе
№11 Правила безопасного поведения учащихся на объектах железнодорожного транспорта
№13 Техника безопасности при организации и проведении туристических походов
№17 Техника безопасности во время работы в теплицах по эколого-биологическому направлению воспитания обучающихся ОЦДО
№23 Техника безопасности при проведении занятий по спортивным и подвижным играм
№24 Техника безопасности при проведении спортивных соревнований
№31 Техника безопасности при проведении прогулок, туристических походов, экскурсий, экспедиций
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Аршинник, С.П., Банникова, Т.А., Тарасенко, А.П., Тхорев, В.И. Состояние и динамика основных компонентов физической подготовленности современных школьников / С.П. Аршинник, Т.А. Банникова, А.П. Тарасенко, В.И. Тхорев// Физическая культура, спорт - наука и практика. -2009. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-i-dinamika-osnovnyh-komponentov-fizicheskoy-podgotovlennosti-sovremennyh-shkolnikov
Бардин, К. В. Азбука туризма: (о технике пешеходных путешествий): пособие для учителей, руководителей / К. В. Бардин. - 2-е, испр. и доп. - М. : Просвещение, 1981. - 205 с. – ISBN 5-8480-0176-6
Беткин, В.С. Организация туризма школьников: учебное пособие/ В.С Беткин. - М.: Институт развития личности РАО, 2015. - 21 с. – ISBN 985-475-02I-3
Дубровский В.И. Реабилитация в спорте. - М.: ФиС, 1991
Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1983.
Константинов Ю. С., Куликов В. М. Педагогика школьного туризма: Учебнометод. пособие. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.
Константинов Ю. С. Туристские слеты и соревнования учащихся: Учебнометод. пособие. - М.: ЦДЮТК МО РФ, 2000.
Маслов А.Г., Константинов Ю.С.,Дрогов И А. Полевые туристские лагеря. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
Моргунова Т.Л. Обучающие и контрольные тесты по спортивному ориентированию. - М.: ЦДЮТиК, 2003.
Останец АА. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 2001.
Огородников Б.И. С картой и компасом по ступеням ГТО. - М.: ФиС, 1989
Панфилов А.М. Организация и проведение полевой школьной экспедиции: Вопросы безопасности. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 1997.
Рубис, Л. Г. Туризм в системе физической культуры / Л.Г. Рубис // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2010. - №4-2.
Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодежи / Сост. Ю.С.Константинов, С.В.Усков. - М.: ФЦДЮТиК, 2006.
Сигида, Е А., лукьянова, И. Е. Адаптивный туризм - социальное направление развития туристских услуг / Е.А. Сигида, И.Е. Лукьянова // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса, № 4, 2011. – С. 38-42.
Федотов, Ю. Н. Спортивно-оздоровительный туризм : учебник для вузов / Ю. Н. Федотов, И. Е. Востоков. - М. : Советский спорт, 2002. - 363 с. - ISBN 978-5-9718-0190-0