Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 5-6 КЛАСС ПО ФГОС»
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Программа и учебники для обучающихся 5 класса разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, предъявляющим следующие требования к основным образовательным программам основного общего образования.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
* воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языке, культуры, своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
* формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
* формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
*формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
* освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и обществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в ученическом самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
* развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
* формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
* формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
* формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
* осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
* развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
* умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
* умение самостоятельно планировать пути достижение целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
* умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
* умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
* владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
* умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
* умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
* смысловое чтение;
* умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
*умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
* формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
* формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
* понимания роли о значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
* овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
* приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
* расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умений вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
* формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умение использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Раздел 1. Знания о физической культуре (3 ч)
Физическая культура в современном обществе. Задачи физического воспитания. Основные направления физического воспитания в современном обществе.
Древние Олимпийские игры. Современные Олимпийские игры. Принципы олимпизма. Идеалы и символика Олимпийских игр. Олимпийское движение в России. Виды спорта зимних и летних Олимпийских игр. Олимпийские виды спорта, изучаемые в школе.
Раздел 2. Организация здорового образа жизни (3 ч)
Показатели здоровья человека.
Правильный режим дня школьника. Здоровый образ жизни.
Утренняя гигиеническая гимнастика. Занятия физическими упражнениями на свежем воздухе и оздоровительные прогулки. Правильный режим питания школьника. Домашние задания и отдых в режиме дня.
Показатели физического развития человека. Осанка человека. Профилактика нарушений осанки. Закаливание организма. Интенсивные и традиционные методы закаливания. Банные процедуры. Массаж.
Доврачебная помощь.
Физическая культура и качества личности человека. Отношения между людьми противоположного пола. Допинг и честная конкуренция в спорте. Вещества, вызывающие привыкание.
Раздел 3. Планирование занятий физической культурой. Наблюдение и контроль за состоянием организма.
Виды физической подготовки (4 ч).
Методика планирования занятий физической культурой . Составление комплекса физических упражнений для самостоятельных занятий физической культурой. Выбор одежды и обуви для спортивных занятий.
Показатели состояния организма, способы их измерения и оценки. Оценка функциональных резервов организма. Оценка двигательных качеств. Ведение дневника самонаблюдений. Выявление и устранение технических ошибок.
Раздел 4. Физкультурно-оздоровительная деятельность (4 ч ).
Физические упражнения для утренней гигиенической гимнастики . Физические упражнения для физкультминуток. Физические упражнения дыхательной гимнастики. Упражнения для занятий адаптивной и корригирующей физической культурой. Упражнения для развития двигательных качеств. Упражнения для психорегуляции и тренировки умения концентрировать внимание.
Досуг и физическая культура. Занятия в закрытых помещениях и на открытом воздухе. Оздоровительный бег. Пешие туристические походы.
Раздел 5. Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики (25 ч) (организующие команды и приемы ; акробатические упражнения ; ритмическая гимнастика; упражнения и комбинации на гимнастическом коне, на гимнастическом козле, гимнастическом бревне, гимнастической скамейке, гимнастической перекладине
Лыжные гонки (20 ч)( лыжные ходы , переходы с хода на ход, преодоление подъемов и спусков , повороты, торможения, преодоление препятствий).
Спортивные игры (20 ч):футбол, волейбол, баскетбол. Правила и техника игры. Организация школьных соревнований по футболу, волейболу, баскетболу.
Физическая подготовка с прикладной направленностью.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата проведения
Наименование разделов, тем.
Количество часов
Домашнее задание
По плану
Фак-ки
Раздел «Легкая атлетика»
15
1.
Вводный инструктаж. Правила техники безопасностипри занятиях легкой атлетикой. Обучение технике высокого старта
1
2
Закрепление технике высокого старта. Обучение техники беговых упражнений на выносливость (до 1 км)
1
Бег 3*10м.
3
Обучение техники беговых упражнений на выносливость (до 1 км). Закрепление технике высокого старта.
1
4
Обучение технике низкого старта. Обучение технике бега на короткие дистанции 10-60 м.
1
Бег 3*10м
5
Закрепление техники бега на короткие дистанции 10-60 м. Закрепление техники низкого старта.
1
Сгибание разгибание рук в упоре лёжа на полу
6
Обучение технике бега с ускорением на 30 м.
Эстафеты.
1
Прыжки на скакалке (20 секунд .)
7
Обучение технике метания малого мяча в горизонтальную мишень. Закрепление техники бега с ускорением 30 м.
1
8
Обучение технике прыжка в длину способом
« согнув ноги». Эстафеты.
1
9
Обучение технике метания малого мяча на дальность. Обучение технике прыжка в длину способом « согнув ноги».
1
Поднимание туловища (за 30 сек.)
10
Закрепление технике метания малого мяча на дальность. Закрепление технике прыжка в длину способом « согнув ноги».
1
11
Закрепление технике прыжка в длину способом « согнув ноги». Эстафеты.
1
Прыжки на скакалке (20 секунд)
12
Совершенствование техники бега 1 км на время (зачет). Закрепление техники метания малого мяча в горизонтальную, вертикальную цель
1
13
Совершенствование техники бега 60 м с максимальной скоростью (зачет). Закрепление техники метания малого мяча на дальность.
1
Сгибание разгибание рук в упоре лёжа на полу
14
Совершенствование техники метания малого мяча на дальность (зачет). Эстафеты.
1
Бег 3*10 м.
15
Эстафеты
1
Раздел «Футбол»
8
16
Техника безопасности при занятиях спортивными играми
( футбол). Обучение технике ударов по мячу внешней и внутренней стороной стопы.
1
Комплекс беговых упражнений.
17
Обучение технике ведения мяча носком ноги. Закрепление техники ударов по мячу внешней и внутренней стороной стопы.
1
Комплекс беговых упражнений.
18
Обучение технике ударов по мячу серединой и внутренней частью подъема стопы. Закрепление техники ведения мяча носком ноги.
1
Прыжок в длину, 4 подхода по 3 прыжка
19
Обучение технике остановки мяча внутренней стороной стопы. Закрепление техники ударов по мячу серединой и внутренней частью подъема стопы.
1
20
Обучение технике остановки мяча передней частью подъема стопы. Обучение правилам игры в футбол.
1
Прыжки через препятствия.
21
Закрепление правил игры в футбол. Закрепление техники ведения мяча носком ноги
1
22
Обучение технике остановки мяча подошвой. Учебная игра в футбол
1
Комплекс беговых упражнений.
23
Обучение тактике игры в футбол.
1
Раздел «Знания о физической культуре»
Тема «Древние Олимпийские игры»:
3
24
Мифы о появлении древних Олимпийских игр.
1
25
Легенды о появлении древних Олимпийских игр.
1
26
Виды состязаний в древности.
1
Раздел «Организация здорового образа жизни»
Показатели здоровья человека:
1
27
Понятие « здоровье». Признаки крепкого здоровья.
1
Раздел «Гимнастика с основами акробатики»
19
28/1
Правила техники безопасности при занятиях гимнастикой. Обучение технике построения в одну, две колонны. Обучение технике переката вперед в упор присев.
1
Сгибание разгибание рук в упоре лёжа на полу.
29/2
Закрепление техники переката вперед в упор присев. Обучение технике построения в три шеренги.
1
30/3
Обучение технике переката назад. Закрепление техники переката вперед в упор присев. Обучение технике построения в одну, две, колонны.
1
Поднимание туловища (за 1 минуту)
31/4
Обучение технике кувырка вперед в группировке. Обучение технике перестроения из одной шеренги в две. Закрепление техники переката назад.
1
32/5
Обучение технике стойки на лопатках. Обучение технике перестроения из одной шеренги в три. Закрепление техники кувырка вперед в группировке.
1
33/6
Обучение технике ходьбы по гимнастической скамейке с различными положениями рук и ног. Обучение строевым командам. Закрепление техники стойки на лопатках.
1
34/7
Обучение технике расхождения вдвоем на узкой площади опоры. Обучение технике передвижения строем. Закрепление технике переката вперед в упор присев.
1
Прыжки на скакалке
(за 20 секунд)
35/8
Обучение технике виса согнувшись и прогнувшись на гимнастической перекладине. Закрепление техники передвижения строем. Закрепление техники переката назад.
1
Комплекс ОРУ в движении.
36/9
Обучение технике размыкания и смыкания строем. Закрепление техники виса согнувшись и прогнувшись на гимнастической перекладине. Закрепление технике кувырка вперед в группировке.
1
37/10
Обучение технике сгибания и разгибания рук в висе на гимнастической перекладине. Закрепление техники перестроения из одной шеренги в две.Закрепление техники ходьбы по гимнастической скамейке с различными положениями рук и ног.
1
Бег с ускорением.
38/11
Закрепление техники сгибания и разгибания рук в висе на гимнастической перекладине. Закрепление техники расхождения вдвоем на узкой площади опоры. Закрепление техники перестроения из одной шеренги в три.
1
39/12
Закрепление техники переката назад. Закрепление техники переката вперед в упор присев. Обучение технике построения в одну, две, колонны.
40/13
Закрепление техники стойки на лопатках. Обучение технике перестроения из одной шеренги в три. Закрепление техники кувырка вперед в группировке.
1
Комплекс упражнений с гимнастической палкой.
41/14
Закрепление техники ходьбы по гимнастической скамейке с различными положениями рук и ног. Обучение строевым командам. Закрепление техники стойки на лопатках.
1
42/15
Закрепление техники расхождения вдвоем на узкой площади опоры. Обучение технике передвижения строем. Закрепление технике переката вперед в упор присев.
1
Комплекс упражнений с мячом.
43/16
Совершенствование техники кувырка вперед в группировке (зачет). Закрепление техники комбинации упражнений на гимнастическом бревне
1
44/17
Совершенствование техники стойки на лопатках (зачет). Закрепление техники виса согнувшись и прогнувшись на гимнастической перекладине.
1
Бег с ускорением 3*10м.
45/18
Совершенствование техники переката назад (зачет). Закрепление техники комбинации упражнений на гимнастическом бревне.
1
Комплекс с гимнастической палкой.
46/19
Совершенствование техники комбинации упражнений на гимнастической скамье (зачет).
1
Раздел «Планирование занятий физической культурой»
2
47/20
Виды физической подготовки: понятие
« физическая подготовка». Общая физическая, специальная физическая и спортивная подготовка
1
48/21
Методика планирования занятий физической культурой: постановка целей самостоятельных занятий физической культурой. Оценка индивидуальных особенностей организма. Ведение дневника занятий.
1
Комплекс ОРУ в движении.
Раздел «Лыжные гонки»
20
49/1
Правила техники безопасности при занятиях лыжным спортом. Обучение технике попеременного двухшажного хода.
1
50/2
Закрепление техники попеременного двухшажного хода.
1
51/3
Обучение технике передвижения на лыжах по ровной местности попеременным двухшажным ходом.
1
Комплекс ОРУ в двежении.
52/4
Обучение технике одновременного одношажного хода. Закрепление техники попеременного двухшажного хода.
1
53/5
Закрепление техники одновременного одношажного хода. Закрепление техники попеременного двухшажного хода.
1
54/6
Обучение технике передвижения на лыжах по ровной местности одновременным одношажным ходом.
11
55/7
Обучение технике передвижения на лыжах по ровной местности попеременным двухшажным и одновременным одношажным ходом.
1
Оздоровительная ходьба на свежем воздухе.
56/8
Обучение технике прохождения дистанции 1 км
1
57/9
Закрепление техники прохождения дистанции
1 км
1
58/10
Обучение технике подъема способом
« полуелочка».
1
59/11
Закрепление техники подъема способом
« полуелочка».
1
Оздоровительная ходьба на свежем воздухе.
60/12
Закрепление техники передвижения на лыжах по ровной местности изученными способами. Закрепление техники подъема способом
« полуелочка».
1
61/13
Закрепление техники прохождения дистанции
1 км на время
1
62/14
Закрепление техники одновременного одношажного хода. Закрепление техники попеременного двухшажного хода.
1
Подтягивание на высокой перекладине(мальчики)сгибание рук (девочки).
63/15
Закрепление техники подъема способом
« полуелочка».
1
64/16
Закрепление техники передвижения на лыжах по ровной местности изученными способами. Закрепление техники подъема способом « полуелочка».
1
65/17
Совершенствование техники попеременного двухшажного хода (зачет).
1
Прыжки в длину.
66/18
Совершенствование техники одновременного одношажного хода( зачет).
1
67/19
Совершенствование техники прохождения дистанции 1 км на время ( зачет)
1
68/20
Совершенствование техники подъема способом
« полуелочка» (зачет).
1
Оздоровительная ходьба на свежем воздухе.
Раздел «Гимнастика с основами акробатики»
6
69/21
Правила техники безопасности при занятиях гимнастикой. Закрепление техники ходьбы по гимнастической скамейке с различными положениями рук и ног. Обучение строевым командам. Закрепление техники стойки на лопатках.
1
70/22
Закрепление техники сгибания и разгибания рук в висе на гимнастической перекладине. Закрепление техники расхождения вдвоем на узкой площади опоры. Закрепление техники перестроения из одной шеренги в три.
1
Поднимание туловища.
71/23
Закрепление техники виса согнувшись и прогнувшись на гимнастической перекладине. Закрепление техники передвижения строем. Закрепление техники переката назад.
1
72/24
Закрепление техники кувырка вперед в группировке. Закрепление техники перестроения из одной шеренги в две. Закрепление техники переката назад.
1
Поднимание туловища.
73/25
Закрепление техники расхождения вдвоем на узкой площади опоры. Закрепление техники передвижения строем. Закрепление технике переката вперед в упор присев.
1
74/26
Совершенствование техники комбинации акробатических упражнений и на гимнастической скамье.
1
Раздел «Физкультурно-оздоровительная деятельность»
4
75/27
Утренняя гигиеническая гимнастика: цель утренней гигиенической гимнастики. Физическая нагрузка для утренней гигиенической гимнастики.
1
Комплекс упражнений с мячом.
76/28
Правила выполнения утренней гигиенической гимнастики. Комплекс упражнений для утренней гигиенической гимнастики.
1
77/29
Физкультминутки: цель выполнения физкульминуток. Комплекс упражнений для физкульминуток
1
78/30
Упражнения для снятия утомления мышц рук, глаз, общего мышечного утомления, нервного напряжения.
1
Раздел «Легкая атлетика»
10
79/1
Правила техники безопасностипри занятиях легкой атлетикой. Закрепление техники высокого старта. Закрепление техники метания малого мяча в вертикальную цель
1
Бег с ускорением.
80/2
Закрепление технике высокого старта. Закрепление техники беговых упражнений на выносливость (до 1 км)Зачёт (прыжки на скакалке за 15 секунд.).
1
81/3
Закрепление техники беговых упражнений на выносливость (до 1 км). Закрепление технике высокого старта. Закрепление техники метания малого мяча в горизонтальную цель
1
Бег с ускорением.
82/4
Закрепление техники метания малого мяча в горизонтальную мишень. Закрепление техники бега с ускорением 30 м.
1
83/5
Закрепление техники низкого старта. Закрепление техники бега на короткие дистанции 10-60 м.
1
84/6
Закрепление техники бега на короткие дистанции 10-60 м. Закрепление техники низкого старта. Зачёт (Сдача контрольного норматива бег 60 метров.)
1
Прыжки на скакалке.
85/7
Закрепление техники бега с ускорением на 30 м. Эстафеты. Зачёт (эстафета 4*30 м.).
1
86/8
Закрепление техники бега 60м с максимальной скоростью. Закрепление техники метания малого мяча на дальность.
1
87/9
Закрепление техники прыжка в длину способом
« согнув ноги». Эстафеты .Зачёт (прыжок в длину с места).
1
Прыжки на скакалке.
88/10
Закрепление техники метания малого мяча на дальность. Закрепление техники прыжка в длину способом « согнув ноги» .Зачёт (метание мяча на дальность).
1
Раздел «Футбол»
12
89/11
Техника безопасности при занятиях спортивными играми
( футбол). Обучение технике ударов по мячу внешней и внутренней стороной стопы.
1
90/12
Обучение технике ведения мяча носком ноги. Закрепление техники ударов по мячу внешней и внутренней стороной стопы.
1
91/13
Обучение технике ударов по мячу серединой и внутренней частью подъема стопы. Закрепление техники ведения мяча носком ноги.
1
92/14
Обучение технике остановки мяча внутренней стороной стопы. Закрепление техники ударов по мячу серединой и внутренней частью подъема стопы.
1
Комплекс упражнений с мячом.
93/15
Обучение технике остановки мяча передней частью подъема стопы. Обучение правилам игры в футбол. Зачёт (бег на короткую дистанцию 500 метров.)
1
94/16
Закрепление правил игры в футбол. Закрепление техники ведения мяча носком ноги
1
Бег с ускорением.
95/17
Обучение технике остановки мяча подошвой. Учебная игра в футбол
1
96/18
Совершенствование техники ведения мяча носком ноги
( зачет).
1
97/19
Совершенствование техники изученных элементов ударов по мячу (зачет)
1
98/20
Совершенствование техники изученных элементов остановки мяча ( зачет)
1
Бег до 1 км.
99/21
Закрепление тактики учебной игры в футбол
1
100/22
Совершенствование техники игры в футбол
1
Раздел «Организация здорового образа жизни» – 2 часа
2
101/23
Показатели здоровья: частота сердечных сокращений, частота дыхания; масса и длина тела, их соотношение. Резервы здоровья
1
Бег до 1 км.
102/24
Понятие «здоровья. Признаки крепкого здоровья.
1
103,
104,
105
Резерв – 3 часа – подвижные игры
3
Итого 105ч.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
* воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языке, культуры, своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
* формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
* формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
*формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
* освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и обществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в ученическом самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
* развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
* формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
* формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
* формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
* осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
* развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
* умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
* умение самостоятельно планировать пути достижение целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
* умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
* умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
* владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
* умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
* умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
* смысловое чтение;
* умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
*умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;
* формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
* формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
* понимания роли о значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
* овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
* приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
* расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умений вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность ее воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
* формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умение использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Знания о физической культуре (3 ч. )
Физическая культура в современном обществе. Задачи физического воспитания. Основные направления физического воспитания в современном обществе.
Древние Олимпийские игры . Современные Олимпийские игры. Принципы олимпизма. Идеалы и символика Олимпийских игр. Олимпийское движение в России . Виды спорта зимних и летних Олимпийских игр. Олимпийские виды спорта, изучаемые в школе.
Раздел 2. Организация здорового образа жизни (6 ч.)
Показатели здоровья человека .
Правильный режим дня школьника. Здоровый образ жизни.
Утренняя гигиеническая гимнастика. Занятия физическими упражнениями на свежем воздухе и оздоровительные прогулки. Правильный режим питания школьника. Домашние задания и отдых в режиме дня .
Показатели физического развития человека. Осанка человека. Профилактика нарушений осанки. Закаливание организма. Интенсивные и традиционные методы закаливания. Банные процедуры. Массаж.
Доврачебная помощь.
Физическая культура и качества личности человека. Отношения между людьми противоположного пола. Допинг и честная конкуренция в спорте. Вещества, вызывающие привыкание.
Раздел 3. Планирование занятий физической культурой. Наблюдение и контроль за состоянием организма.
Виды физической подготовки .
Методика планирования занятий физической культурой . Составление комплекса физических упражнений для самостоятельных занятий физической культурой. Выбор одежды и обуви для спортивных занятий .
Показатели состояния организма, способы их измерения и оценки. Оценка функциональных резервов организма. Оценка двигательных качеств. Ведение дневника самонаблюдений. Выявление и устранение технических ошибок.
Раздел 4. Физкультурно-оздоровительная деятельность (2 ч.)
Физические упражнения для утренней гигиенической гимнастики . Физические упражнения для физкультминуток . Физические упражнения дыхательной гимнастики. Упражнения для занятий адаптивной и корригирующей физической культурой. Упражнения для развития двигательных качеств . Упражнения для психорегуляции и тренировки умения концентрировать внимание.
Досуг и физическая культура. Занятия в закрытых помещениях и на открытом воздухе. Оздоровительный бег. Пешие туристические походы.
Раздел 5. Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики (24 ч. ). ( Организующие команды и приемы ; акробатические упражнения; ритмическая гимнастика; упражнения и комбинации на гимнастическом коне, на гимнастическом козле, гимнастическом бревне, гимнастической перекладине , на гимнастической скамье ).
Легкая атлетика (23 ч. ). ( Беговые упражнения, прыжковые упражнения, метания малого мяча, эстафеты.).
Лыжные гонки (20 ч. ).( Лыжные ходы , переходы с хода на ход, преодоление подъемов и спусков , повороты, торможения, преодоление препятствий).
Спортивные игры (27ч. ): футбол, волейбол , баскетбол. Правила и техника игры. Организация школьных соревнований по футболу, волейболу, баскетболу.
Физическая подготовка с прикладной направленностью.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата проведения
Наименование разделов, тем.
Количество часов
Домашнее задание
По плану
Фак-ки
Раздел «Физкультурно-оздоровительная деятельность»
4
1
Правила техники безопасности при занятиях физической культурой на спортивной площадке и в спортивном зале. Способы и средства развития мышечной силы. Комплексы упражнений для развития мышечной силы.
1
2
Правила выполнения упражнений для развития гибкости. Упражнения для тренировки гибкости.
1
Бег с ускорением.
3
Способы и средства развития быстроты. Комплекс упражнений для развития координации движений.
1
Комплекс ОРУ в движении.
4
Значение выносливости для здоровья человека. Способы и средства развития выносливости. Комплекс упражнений для тренировки выносливости.
1
Бег 3*10 м.
Раздел « Гимнастика с основами акробатики»
23
5/1
Правила техники безопасности при занятиях гимнастикой. Обучение технике кувырка назад в группировке в упор присев. Закрепление техники построения в одну, две, три шеренги.
1
Комплекс ОРУ в движении.
6/2
Закрепление техники кувырка назад в группировке в упор присев. Закрепление техники построения в одну, две, три колонны.
1
Комплекс с гимнастической палкой.
7/3
Совершенствование техники кувырка назад в группировке в упор присев. Закрепление техники перестроения из одной шеренги в две, три.
1
8/4
Обучение технике кувырка назад в полушпагат. Закрепление техники выполнения строевых команд
1
Многоскоки.
9/5
Закрепление техники кувырка назад в полушпагат. Закрепление техники передвижения строем.
1
10/6
Совершенствование техники кувырка назад в полушпагат (зачет). Закрепление техники размыкания и смыкания строя.
1
Прыжки в длину с места. (3 подхода по 4 прыжка.)
11/7
Обучения технике двум кувыркам вперед в упор присев. Совершенствование техники кувырка назад в полушпагат.
1
12/8
Закрепление техники двум кувыркам вперед в упор присев. Совершенствование техники кувырка назад в полушпагат.
1
Многоскоки.
13/9
Совершенствование техники двум кувыркам вперед в упор присев(зачет). Совершенствование техники кувырка назад в полушпагат.
1
Прыжки на скакалке. (за 20 секунд).
14/
10
Обучение технике «моста» из положения стоя. Совершенствование техники двум кувыркам вперед в упор присев.
1
15/
11
Закрепление техники «моста» из положения стоя. Закрепление техники построения в одну, две, три шеренги.
1
Поднимание туловища.
16/
12
Совершенствование техники «моста» из положения стоя. Совершенствование техники двум кувыркам вперед в упор присев. Закрепление техники построения в одну, две, три колонны.
1
17/
13
Обучение технике опорного прыжка через гимнастического козла с последующим спрыгиванием. Закрепление техники выполнения строевых команд.
1
Прыжки на скакалке.
18/
14
Закрепление техники опорного прыжка через гимнастического козла с последующим спрыгиванием. Закрепление техники передвижения строем.
1
Многоскоки.
19/
15
Совершенствование техники опорного прыжка через гимнастического козла с последующим спрыгиванием. Закрепление техники размыкания и смыкания строя.
1
20/
16
Обучение технике виса лежа, виса присев, сгибания, разгибания рук в висе. Совершенствование техники «моста» из положения стоя.
1
Комплекс ОРУ с обручем.
21/
17
Закрепление техники виса лежа, виса присев, сгибания, разгибания рук в висе. Совершенствование техники двум кувыркам вперед в упор присев.
1
22/
18
Совершенствование техники виса лежа, виса присев, сгибания, разгибания рук в висе. Совершенствование техники кувырка назад в полушпагат.
1
23/
19
Обучение технике ходьбы по гимнастической скамейке и бревну. Совершенствование техники виса лежа, виса присев, сгибания, разгибания рук в висе.
1
Комплекс ОРУ в движении.
24/
20
Закрепление техники ходьбы по гимнастической скамейке и бревну. Совершенствование техники опорного прыжка через гимнастического козла с последующим спрыгиванием.
1
Прыжки на скакалке.
25/
21
Совершенствование техники ходьбы по гимнастической скамейке и бревну(зачет). Совершенствование техники опорного прыжка через гимнастического козла с последующим спрыгиванием.
1
26/
22
Совершенствование техники опорного прыжка через гимнастического козла с последующим спрыгиванием (зачет).
1
Сгибание разгибание рук в упоре лёжа на полу.
27/
23
Совершенствование техники «моста» из положения стоя(зачет).
1
Раздел «Планирование занятий физической культурой»
3
28/1
Типы телосложения. Особенности людей с различным типом телосложения. Предпочтительные виды спорта для людей
1
Многоскоки.
с различным типом телосложения.
29/2
Тесты для оценки уровня развития мышечной силы, быстроты, выносливости.
1
Прыжки на скакалке.
30/3
Оценка уровня развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений.
1
Раздел «Волейбол»
18
31/1
Правила техники безопасности при занятиях волейболом. Обучение технике нижней прямой подачи. Обучение технике приема и передачи мяча двумя руками сверху.
1
32/2
Закрепление техники нижней прямой подачи. Закрепление техники приема и передачи мяча двумя руками сверху.
1
Комплекс ОРУ для силовой выносливости.
33/3
Совершенствование техники приема и передачи мяча двумя руками сверху. Совершенствование техники нижней прямой подачи.
1
34/4
Обучение технике верхней прямой подачи. Совершенствование техники приема и передачи мяча двумя руками сверху.
1
Упражнения с мячом.
35/5
Закрепление техники верхней прямой подачи. Совершенствование техники приема и передачи мяча двумя руками сверху.
1
36/6
Совершенствование техники верхней прямой подачи. Совершенствование техники нижней прямой подачи.
1
37/7
Обучение технике приема и передачи мяча двумя руками снизу. Совершенствование техники нижней прямой подачи.
1
Упражнения с мячом.
38/8
Закрепление техники приема и передачи мяча двумя руками снизу. Совершенствование техники верхней прямой подачи.
1
39/9
Совершенствование техники приема и передачи мяча двумя руками снизу. Совершенствование техники приема и передачи мяча двумя руками сверху. Правила игры в волейбол.
1
Комплекс ОРУ в движении.
40/
10
Обучение технике передачи мяча в прыжке. Совершенствование техники верхней прямой подачи.
1
41/
11
Закрепление техники передачи мяча в прыжке. Совершенствование техники нижней прямой подачи. Правила игры в волейбол.
1
42/
12
Совершенствование техники передачи мяча в прыжке. Совершенствование техники приема и передачи мяча двумя руками сверху (зачет).
1
Прыжки на скакалке.
43/
13
Обучение технике передачи мяча назад. Совершенствование техники приема и передачи мяча двумя руками снизу (зачет).
1
44/
14
Закрепление техники передачи мяча назад. Совершенствование техники верхней прямой подачи (зачет).
1
Комплекс ОРУ с мячом.
45/
15
Совершенствование техники передачи мяча назад. Совершенствование техники нижней прямой подачи( зачет).
1
Наклоны 15 раз.
46/
16
Совершенствование техники передачи мяча в прыжке (зачет) Правила игры в волейбол.
1
47/
17
Совершенствование техники передачи мяча назад (зачет). Учебная игра в волейбол.
1
Приседания 20 раз.
48/
18
Правила игры в волейбол (зачет). Учебная игра в волейбол.
1
Многоскоки.
Раздел «Лыжные гонки»
20
49/1
Правила техники безопасности при занятиях лыжным спортом. Обучение технике попеременного двухшажного хода.
1
50/2
Закрепление техники попеременного двухшажного хода.
1
51/3
Обучение технике передвижения на лыжах по ровной местности попеременным двухшажным ходом.
1
Комплекс ОРУ в движении.
52/4
Обучение технике одновременного одношажного хода. Закрепление техники попеременного двухшажного хода.
1
53/5
Закрепление техники одновременного одношажного хода. Закрепление техники попеременного двухшажного хода.
1
Оздоровительная прогулка на свежем воздухе.
54/6
Обучение технике передвижения на лыжах по ровной местности одновременным одношажным ходом.
1
55/7
Обучение технике передвижения на лыжах по ровной местности попеременным двухшажным и одновременным одношажным ходом.
1
56/8
Обучение технике прохождения дистанции 1 км
1
57/9
Закрепление техники прохождения дистанции
1 км
1
Оздоровительная прогулка на свежем воздухе.
58/
10
Обучение технике преодоления подъемов способом « полуелочка».
1
59/
11
Закрепление техники преодоления подъемов способом « полуелочка» .Обучение технике преодоления подъемов способом «лесенка»
1
Оздоровительная прогулка на свежем воздухе.
60/
12
Закрепление техники преодоления подъемов способом «лесенка». Закрепление техники преодоления подъемов способом « полуелочка».
1
61/
13
Совершенствование техники преодоления подъемов способом «лесенка» (зачет).
1
62/
14
Закрепление техники одновременного одношажного хода. Закрепление техники попеременного двухшажного хода.
1
Оздоровительная прогулка на свежем воздухе.
63/
15
Обучение технике преодоления подъемов способом «елочка». Совершенствование техники преодоления подъемов способом
« полуелочка»(зачет).
1
64/
16
Закрепление техники передвижения на лыжах по ровной местности изученными способами. Закрепление техники преодоления подъемов способом «елочка».
1
Оздоровительная прогулка на свежем воздухе.
65/
17
Совершенствование техники попеременного двухшажного хода (зачет).
1
Многоскоки.
66/
18
Совершенствование техники одновременного одношажного хода( зачет).
1
67/
19
Совершенствование техники прохождения дистанции 1 км на время ( зачет)
1
Комплекс ОРУ на внимание и координацию движений.
68/
20
Совершенствование техники преодоления подъемов способом «елочка»(зачет).
1
Раздел «Волейбол»
6
69/1
Правила техники безопасности при занятиях волейболом. Совершенствование техники приема и передачи мяча двумя руками сверху. Учебная игра.
1
70/2
Совершенствование техники приема и передачи мяча двумя руками снизу. Совершенствование техники нижней прямой подачи. Учебная игра.
1
Прыжки на скакалке.
71/3
Совершенствование техники верхней прямой подачи. Совершенствование техники передачи мяча в прыжке. Учебная игра.
1
72/4
Совершенствование техники передачи мяча назад. Совершенствование техники приема и передачи мяча двумя руками сверху. Учебная игра.
1
Оздоровительная прогулка на свежем воздухе.
73/5
Совершенствование техники приема и передачи мяча двумя руками снизу. Совершенствование техники приема и передачи мяча двумя руками сверху. Учебная игра.
1
Комплекс упражнений с мячом.
74/6
Учебная игра в волейбол. Правила игры в волейбол.
1
Раздел «Знания о физической культуре»
2
75/1
Возрождение Олимпийских игр в конце 19 – начале 20 века. Деятельность Пьера де Кубертена по возрождению Олимпийских игр.
1
76/2
Принципы олимпизма. Идеалы и символика Олимпийских игр: логотип, флаг, девиз, клятва, олимпийский огонь, церемония открытия и закрытия Олимпийских игр, олимпийские медали.
1
Сгибание разгибание рук в упоре лёжа на полу.
Раздел «Организация здорового образа жизни»
2
77/1
Понятие « здоровый образ жизни», показатели здорового образа жизни.
1
78/2
Распорядок дня.
1
Раздел «Знания о физической культуре»
1
79/1
Начало истории олимпийского движения в нашей стране. Общественные деятели, стоящие у истоков олимпийского движения в России. Первые отечественные олимпийские чемпионы. Основание Российского олимпийского комитета.
1
Прыжки на скакалке.
Раздел «Легкая атлетика»
23
80/1
Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. Обучение технике бега на выносливость на дистанцию до 1 км. Обучение технике метания малого мяча на точность.
1
81/2
Закрепление техники бега на выносливость на дистанцию до 1 км. Закрепление техники метания малого мяча на точность.
1
Поднимание туловища.
82/3
Совершенствование технике бега на выносливость на дистанцию до 1 км. Совершенствование техники метания малого мяча на точность.
1
83/4
Обучение технике бега на короткие дистанции 10-60 м. Эстафеты.
1
84/5
Закрепление техники бега на короткие дистанции 10-60 м. Совершенствование техники метания малого мяча на точность.
1
Комплекс ОРУ в движении.
85/6
Совершенствование техники бега на короткие дистанции 10-60 м. Эстафеты.
1
86/7
Обучение технике метания малого мяча на дальность с разбега. Совершенствование техники бега на короткие дистанции 10-60 м.
1
87/8
Закрепление техники метания малого мяча на дальность с разбега. Совершенствование техники бега на выносливость на дистанцию до 1 км.
1
Бег с ускорением до 100 метров.
88/9
Совершенствование техники метания малого мяча на дальность с разбега. Совершенствование техники бега на выносливость на дистанцию
до 1 км
1
Бег на короткую дистанцию 500 метров.
89/
10
Обучение технике прыжка в длину с разбега способом « согнув ноги». Совершенствование техники бега на короткие дистанции 10-60 м.
1
90/
11
Закрепление техники прыжка в длину с разбега способом « согнув ноги». Совершенствование техники метания малого мяча на точность .
1
91/12
Совершенствование техники прыжка в длину с разбега способом « согнув ноги». Совершенствование техники метания малого мяча на дальность с разбега .
1
Бег с ускорением 4*60 м.
92/13
Обучение технике прыжка в высоту способом
« перешагивание». Совершенствование техники бега на короткие дистанции 10-60 м.
1
93/14
Закрепление техники прыжка в высоту способом
« перешагивание». Эстафеты.
1
Прыжки в длину.
94/15
Совершенствование техники прыжка в высоту способом « перешагивание». Совершенствование техники бега на выносливость на дистанцию
до 1 км
1
95/16
Совершенствование техники прыжка в длину с разбега способом « согнув ноги». Совершенствование техники метания малого мяча на дальность с разбега .
1
Бег на дистанцию 1 км.
96/17
Совершенствование техники бега на короткие дистанции 10-60 м. Совершенствование техники метания малого мяча на точность .
1
97/18
Обучение технике прыжка в высоту способом
« перешагивание» (зачет). Совершенствование техники бега на выносливость на дистанцию до 1 км
1
Бег на дистанцию 1км.
98/19
Совершенствование техники прыжка в длину с разбега способом « согнув ноги» (зачет). Совершенствование техники бега на короткие дистанции 60 м.
1
99/20
Совершенствование техники бега на короткие дистанции 60 м (зачет). Совершенствование техники метания малого мяча на точность .
1
Бег на дистанцию 1 км.
100/21
Совершенствование техники бега на выносливость на дистанцию до 1 км (зачет)
1
101/22
Совершенствование техники метания малого мяча на точность (зачет). Совершенствование техники метания малого мяча на дальность с разбега .
1
Бег с ускорением.
102/23
Совершенствование техники метания малого мяча на дальность с разбега (зачет). Эстафеты