Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физической культуре 1 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физической культуре 1 класс
Рабочая программа в 1 классе рассчитана на 99 часов. Данная программа содержит все темы, включенные в обязательный минимум содержания основных образовательных программ федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по учебному предмету «Физическая культура». Количество часов может варьироваться в зависимости от графика учебного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физической культуре 1 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре 1 класс разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от «17» декабря 2010 г.;
Рабочая программа по физической культуре 1 класс разработана на основе примерной программы основного общего образования с учетом авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И Ляха, А.А. Зданевича (М.: Просвещение, 2013 год).
Рабочая программа по физической культуре 1 класс ориентирована на учебник:
Автор/Авторский коллектив
Название учебника
Класс
Издатель учебника
Год издания
В.И.Лях «Мой друг физкультура»
Физическая культура
1-4
М.: Просвещение
2015 год
Рабочая программа в 1 классе рассчитана на 99 часов. Данная программа содержит все темы, включенные в обязательный минимум содержания основных образовательных программ федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по учебному предмету «Физическая культура». Количество часов может варьироваться в зависимости от графика учебного процесса.
Согласно требованиям СанПиН для 1 класса в программе выделены два периода: адаптационный и основной. Календарно-тематическое планирование уроков физической культуры в 1 классе составлено со 2 четверти. В адаптационный период включены все уроки из программы курса 1 класса, но они проводятся в форме экскурсий, путешествий, игр, способствуя тем самым более мягкому вступлению первоклассников в школьную жизнь.
В программе В.И. Ляха и А.А Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по спортивным играм на основе спортивных игр. Часы вариативной части дополняют основные разделы программного материала базовой части, при этом с учетом рекомендаций Минобразования науки РФ с целью содействия физическому развитию обучающихся, повышению двигательной активности в режиме учебного дня, увеличено изучение программного материала в разделе спортивные игры. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения по всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Физическая культура совместно с другими предметами решают одну из важных проблем – проблему здоровья ребёнка. Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Учитывая эти особенности, цельюпрограммы по физической культуре является формирование у обучающихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательныхзадач:
– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
– формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
– развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
– реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
– реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
– соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
– расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
– усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств обучающихсяиявляетсясредством формированияу обучающихся универсальных способностей (компетенций).Этиспособности(компетенции)выражаютсявметапредметныхрезультатахобразовательного процессаиактивнопроявляютсявразнообразныхвидахдеятельности(культуры),выходящихзарамкипредмета«Физическаякультура».
Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитании школьников. В сочетании с другими формами обучения - физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлиненных переменах и в группах продленного дня, внеурочная деятельность оздоровительно-тренировочной направленности), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слеты и походы) – достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям Федерального государственного стандарта начального образования. Уровень изучения учебного материала базисный.
Программа переработана и адаптирована, ориентируясь на индивидуальные особенности учащихся, и направлена на реализацию приоритетной задачи образования - формирование всестороннего гармоничного развития личности при образовательной, оздоровительной и воспитательной направленности; на реализацию творческих способностей обучающихся, их физическое совершенствование; на развитие основных двигательных (физических) качеств — гибкости, ловкости, быстроты движений, мышечной силы и выносливости; на формирование у школьников научно обоснованного отношения к окружающему миру, а так же с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья учащихся. К таким факторам относятся:
§ неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
§ факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья учащихся;
§ формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек и навыков здорового образа жизни;
§ особенности отношения учащихся младшего школьного возраста к своему здоровью.
Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др.
Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».
Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.
Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.
Отсутствие реальных возможностей для освоения школьниками содержания раздела «Лыжи» и «Плавание» позволило часы, отведённые на изучение лыж и плавания, распределить в разделы лёгкой атлетики, гимнастики, спортивных и подвижных игр.
В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
В разделе «Тематическое планирование» излагаются темы основных разделов программы и приводятся характеристики деятельности учащихся. В программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.
В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.
К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Формы организации
Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениямпо организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использоватьучебники по физической культуре, особенно те их разделы,которые касаются особенностей выполнения самостоятельныхзаданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений.
Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки отначала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках собразовательно-тренировочной направленностью необходимоформировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и еевлиянии на развитие систем организма. Также на этих урокахобучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).
В целом каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий.
Приобретаемые знания, умения и навыки в последующем закрепляются в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической заботе о своем теле и здоровье.
Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры.
Для полной реализации программы необходимо постоянно укреплять материально-техническую и учебно-спортивную базу, регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления для каждой возрастной группы учащихся.
По окончании курса «Физическая культура» проводится аттестация обучающихся, содержание которой включает в себя учебные задания, разрабатываемые в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и настоящей примерной программой.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчёта 3 ч в неделю (всего 405 ч): в 1 классе — 99 ч, во 2 классе — 102 ч, в 3 классе— 102 ч, в 4 классе— 102 ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№ п/п
Вид программного материала
Количество часов (уроков)
Класс
I
II
III
IV
1
Базовая часть
78
78
78
78
1.1
Основы знаний о физической культуре
В процессе урока
1.2
Подвижные игры
20
I8
18
18
1.3
Гимнастика с элементами акробатики
17
18
18
18
1.4
Легкоатлетические упражнения
21
21
23
21
1.5
Кроссовая подготовка
21
21
21
21
2
Вариативная часть
21
24
24
24
2.1
Спортивные игры
21
24
24
24
Итого
99
102
102
102
БЛОКИ (МОДУЛИ) И ИЗМЕРИТЕЛИ
Знанияофизическойкультуре
Физическаякультура.Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Изисториифизическойкультуры.История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физическиеупражнения.Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способыфизкультурнойдеятельности.
Самостоятельныезанятия . Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельныенаблюдениязафизическимразвитиемифизической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельныеигрыиразвлечения.Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическоесовершенствование.
Физкультурно-оздоровительнаядеятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительнаядеятельность
Гимнастикасосновамиакробатики.Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост. Акробатические комбинации. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи. Гимнастическая комбинация. Опорный прыжок. Гимнастические упражнения прикладного характера. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Лёгкаяатлетика.Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; прыжки со скакалкой.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами. Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Подвижныеиспортивныеигры.На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале спортивных игр: футбол – удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол – специальные передвижения без мяча; ведение мяча;
броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол – подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта.
Общеразвивающиеупражнения
Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала.
Наматериалегимнастикисосновамиакробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лёжа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперёд поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх вперёд толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнёра в парах.
Наматериалелёгкойатлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочерёдно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
Втораячастьопределяется образовательным учреждением и состоит из следующих разделов:
Подвижныеигрысэлементамиспорта.
Игры определяются учителем исходя из материально-технических условий и кадровых возможностей школы. Возможные варианты: подвижные игры на основе баскетбола, подвижные игры на основе мини-футбола, подвижные игры на основе бадминтона, подвижные игры на основе настольного тенниса, подвижные игры и национальные виды спорта народов России, плавание, по выбору учителя с учётом возрастных и психофизиологических особенностей учащихся.
Подвижныеигрынаосновебаскетбола.
Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски.
Подвижныеигрынаосновемини-футбола.
Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – остановки мяча, передачи мяча на расстояние, ведение и удары.
Подвижныеигрынаосновебадминтона.
Развитие физических качеств. Умение владеть хватом, ракеткой и воланом, передачи волана на расстояние.
Подвижныеигрынаосновенастольноготенниса.
Развитие физических качеств. Умение владеть хватом, ракеткой и мячом, набивание мяча, передачи мяча, накат по диагонали.
Подвижныеигрыинациональныевидыспортанародов России.
Развитие физических качеств. Определяется исходя из национально-региональных особенностей содержания образования.
Подготовкаипроведениесоревновательныхмероприятий.
Развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции, чувства товарищества, ответственности, активности каждого ребёнка. Подвижные игры и мероприятия соревновательного характера носят, прежде всего, воспитательный характер и помогают учащимся закрепить знания и умения, полученные на уроках по физической культуре.
1 класс
Учебные нормативы и испытания по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств.
№
п/п
Нормативы; испытания.
1 класс
«5»
«4»
«3»
1
Бег 30 м (сек.)
м
6.0
6.7
6.9
д
6.2
6.8
7.1
2
Смешанное передвижение на 1000 м (мин, сек.)
м
5.20
6.40
7.10
д
6.0
7.05
7.35
3
Челночный бег 3х10 м (сек.)
м
9.2
10.0
10.3
д
9.05
10.4
10.6
4
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)
м
140
120
110
д
135
115
105
5
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (кол-во раз)
м
17
10
7
д
11
6
4
6
Подтягивания, из виса лёжа на низкой перекладине 90 см (кол-во раз)
д
11
6
4
Подтягивания из виса на высокой перекладине (кол-во раз) или
подтягивания, из виса лёжа на низкой перекладине 90 см (кол-во раз)
м
4
3
2
м
15
9
6
8
Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамье (см)
м
+1
+3
+7
д
+11
+6
+4
9
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин)
м
35
24
21
д
30
21
18
10
Бег на лыжах 1 км (мин, сек)
м
8.00
9.00
10.15
д
8.30
9.30
11.00
11
Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6м
(кол-во попаданий)
м
4
3
2
д
3
2
1
12
Многоскоки- 8 прыжков м.
м
10
8
6
д
10
8
6
13
Пистолеты, с опорой на одну руку, на правой и левой ноге (кол-во раз).
м
4
3
2
д
3
2
1
14
Приседания (кол-во раз/мин)
м
30
28
26
д
28
26
24
+ — без учёта
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Наименование раздела и темы
Кол-во
часов
НРК
Домашнее
задание
1
Основы знаний. Инструктаж по технике безопасности.
1
Комплекс 1
2
Легкая атлетика. Ходьба и бег. Виды ходьбы. СУ
9
Комплекс 1
3
Бег с изменением направления скорости. СУ
«Охотник с герлыгой»»
Комплекс 1
4
Специальные беговые упражнения
Комплекс 1
5
Специальные беговые упражнения
Комплекс 1
6
Развитие координационных способностей
Комплекс 1
7
Развитие координационных способностей
Комплекс 1
8
Развитие скоростных способностей
«Игра в табун»
Комплекс 1
9
Развитие скоростных способностей
Комплекс 1
10
Развитие скоростной выносливости
Комплекс 1
11
Метание. Развитие скоростно-силовых способностей.
3
«Забрасывание белого мяча»
Комплекс 1
12
Метание мяча в цель
«Игра в лунки»
Комплекс 1
13
Метание мяча на дальность
«Скользящая цель»
Комплекс 1
14
Прыжки. Развитие силовых способностей и прыгучести
4
Комплекс 1
15
Развитие силовых способностей и прыгучести
Комплекс 1
16
Прыжки на скакалке
Комплекс 1
17
Прыжок в длину с разбега
Комплекс 1
18
Длительный бег. Развитие выносливости
9
«Игра в табун»
Комплекс 1
19
Развитие выносливости
Комплекс 1
20
Преодоление препятствий
«Ловкий наездник»
Комплекс 1
21
Переменный бег
Комплекс 1
22
Переменный бег
Комплекс 1
23
Развитие силовой выносливости
«Борьба»
Комплекс 1
24
Гладкий бег
Комплекс 1
25
Кроссовая подготовка
«Я – страшный жук»
Комплекс 1
26
Кроссовая подготовка
Комплекс 1
27
Подвижные игры на основе баскетбола. Инструктаж по технике безопасности. Основы знаний
21
Комплекс 2
28
Стойки и передвижения, повороты, остановки
Комплекс 2
Комплекс 2
29
Ловля и передача мяча
«Борьба»
Комплекс 2
30
Ловля и передача мяча
Комплекс 2
31
Ловля и передача мяча
Комплекс 2
32
Ведение мяча на месте, в движении
Комплекс 2
33
Ведение мяча на месте, в движении
Комплекс 2
34
Ведение мяча на месте, в движении
Комплекс 2
35
Бросок мяча в цель (щит)
«Метание в цель»
Комплекс 2
36
Бросок мяча в цель (щит)
«Скользящая цель»
Комплекс 2
37
Бросок мяча в цель (щит)
Комплекс 2
38
Развитие ловкости
«Кружится вокруг колышка»
Комплекс 2
39
Развитие ловкости
Комплекс 2
40
Развитие ловкости
Комплекс 2
41
Развитие координационных способностей
«Хорме-хото-хаадихе»
Комплекс 2
42
Развитие координационных способностей
Комплекс 2
43
Развитие координационных способностей
Комплекс 2
44
Игровые задания, эстафеты с мячом
«Загони овец в кошару»
Комплекс 2
45
Игровые задания, эстафеты с мячом
«Загони овец в кошару»
Комплекс 2
46
Развитие кондиционных и координационных способностей
Комплекс 2
47
Развитие кондиционных и координационных способностей
Комплекс 2
48
Развитие кондиционных и координационных способностей
Комплекс 2
49
Гимнастика. Инструктаж по технике безопасности. СУ. Основы знаний
15
Комплекс 3
50
ОРУ с предметами и без. Акробатические упражнения
Комплекс 3
51
ОРУ с предметами и без. Акробатические упражнения
«Борьба»
Комплекс 3
52
ОРУ с предметами и без. Акробатические упражнения
Комплекс 3
53
ОРУ с предметами и без. Акробатические упражнения
Комплекс 3
54
Развитие гибкости
Комплекс 3
55
Упражнения в висе и упорах. Развитие гибкости
Комплекс 3
56
Упражнения в висе и упорах. Развитие гибкости
Комплекс 3
57
Упражнения в висе и упорах. Развитие гибкости
Комплекс 3
58
Упражнения в лазанье и перелезании
Комплекс 3
59
Упражнения в лазанье и перелезании
Комплекс 3
60
Упражнения в лазанье и перелезании
Комплекс 3
61
Развитие координационных способностей
Комплекс 3
62
Упражнения на равновесие
Комплекс 3
63
Упражнения на равновесие
Комплекс 3
64
Подвижные игры. Развитие скоростно-силовых способностей
15
«Игра в табун»
Комплекс 4
65
Развитие скоростно-силовых способностей
Комплекс 4
66
Развитие скоростно-силовых способностей
Комплекс 4
67
Эстафеты. Развитие двигательных качеств
«Загони овец в кошару»
Комплекс 4
68
Эстафеты. Развитие двигательных качеств
Комплекс 4
69
Подвижные игры на развитие ловкости
Комплекс 4
70
Подвижные игры на развитие ловкости
Комплекс 4
71
Подвижные игры на развитие ловкости
Комплекс 4
72
Подвижные игры на развитие скорости
Комплекс 4
73
Подвижные игры на развитие скорости
Комплекс 4
74
Подвижные игры на развитие скорости
«Ловкий наездник»
Комплекс 4
75
Развитие координационных способностей
Комплекс 4
76
Развитие координационных способностей
Комплекс 4
77
Развитие прыгучести
Комплекс 4
78
Развитие прыгучести
Комплекс 4
79
Легкая атлетика. Длительный бег. Инструктаж по технике безопасности. Преодоление препятствий
8
Комплекс 5
80
Преодоление препятствий
Комплекс 5
81
Развитие выносливости
Комплекс 5
82
Переменный бег
Комплекс 5
83
Переменный бег
«Игра в табун»
Комплекс 5
84
Кроссовая подготовка
Комплекс 5
85
Кроссовая подготовка
Комплекс 5
86
Гладкий бег
Комплекс 5
87
Развитие скоростной выносливости
1
Комплекс 5
88
Спринтерский бег. Развитие скоростных способностей. Стартовый разгон
5
Комплекс 5
89
Развитие скоростных способностей. Стартовый разгон
«Я – страшный жук»
Комплекс 5
90
Высокий старт. Финальное усилие.
Комплекс 5
91
Высокий старт. Финальное усилие.
Комплекс 5
92
Развитие координационных способностей
Комплекс 5
93
Метание. Развитие скоростно-силовых способностей
3
«Охотник с герлыгой»
Комплекс 5
94
Метание мяча в цель
«Игра в лунки»
Комплекс 5
95
Метание мяча на дальность
«Забрасывание белого мяча»
Комплекс 5
96
Развитие силовых способностей и прыгучести
3
«Борьба»
Комплекс 5
97
Прыжок в длину с разбега
Комплекс 5
98
Прыжок в длину с разбега
Комплекс 5
99
Повторение пройденного материала. Основы знаний
1
Комплекс 5
ИТОГО: 99 часов
ЛИТЕРАТУРА:
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. В.И.Лях. Программы общеобразовательных учреждений: Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2016 г.
2. В.И. Лях. Физическая культура. 1–4 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений / В. И. Лях. – М.: Просвещение, 2016г.
3. Н.И. Дереклева. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 класс», Москва: »ВАКО», 2007 г.
4. А.Ю. Патрикеев. Подвижные игры1-4 класс, Москва: «ВАКО», 2007 г.
5. Г.П.Попова. Дружить со спортом и игрой», Волгоград: «Учитель», 2008 г.
6. Г.П. Болонов. Физкультура в начальной школе, Москва: «ТЦ Сфера» , 2005 г.
7. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя. Составитель В.И. Лях
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО, СПОРТИВНОГО, МЕТОДИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Раздел программы
Учебные темы
Комплекты инвентаря
и оборудования
Знания по физической культуре
Оказания доврачебной помощи.
Гимнастика
Легкая атлетика
Спортивные игры:
-баскетбол
-волейбол
-футбол
Комплект наглядных плакатов. Учебник по физической культуре. Учебно-методическая литература
Физкультурная деятельность с общеподготовительной направленностью
Гимнастика с основами акробатики
Стенка гимнастическая
Козел гимнастический
Скамейка гимнастическая
Мат поролоновый
Мяч набивной
Мост гимнастический
Обруч гимнастический
Палка гимнастическая
Скакалки
Перекладина универсальная
Аптечка
Легкая атлетика
Мячи для метания
Гранаты для метания
Эстафетные палочки
Рулетка
Номера нагрудные
Флажки разметочные на опоре
Спортивные игры
-волейбол
-баскетбол
-футбол
Сетка волейбольная
Стойка волейбольная
Мячи волейбольные
Мячи баскетбольные
Мячи футбольные
Щиты баскетбольные
Свисток игровой
Секундомер
Табло перекидное
Насос для накачивания мячей
Измерительные приборы
Инвентарь и оборудование для медико-педагогического контроля
Ростомер
Весы медицинские
Динамометр ручной
Учебно- методическое обеспечение
Учебно- методические пособия по основам методики физического воспитания