Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физической культуре lдля 10 класса»
Пояснительная записка
Рабочая программа для 10-11 классов по физической культуре разработана в соответствии с:
«Федеральной комплексной программы физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед. наук А.А. Зданевича. М.: Просвещение — 2008.
Учебный предмет «Физическая культура» входит в образовательную область «Физическая культура».
Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения - физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) - достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию содержательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ первоначальных представлений о значении физической культуры и ее влиянии на развитие человека.
На уроках физической культуры в 10 классах решаются все основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания, которые вытекают из цели общего образования,
- содействие всестороннему развитию личности на основе овладения каждым учащимся личной физической культурой.
-содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
-формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
-расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
-дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей;
-формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функций отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
-закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
-дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитании школьников. В сочетании с другими формами обучения - физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлиненных переменах и в группах продленного дня, внеурочная деятельность оздоровительно-тренировочной направленности), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слеты и походы) – достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
Программа переработана и адаптирована, ориентируясь на индивидуальные особенности учащихся, и направлена на реализацию приоритетной задачи образования - формирование всестороннего гармоничного развития личности при образовательной, оздоровительной и воспитательной направленности; на реализацию творческих способностей обучающихся, их физическое совершенствование; на развитие основных двигательных (физических) качеств — гибкости, ловкости, быстроты движений, мышечной силы и выносливости; на формирование у школьников научно обоснованного отношения к окружающему миру, а так же с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья учащихся. К таким факторам относятся:
неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья учащихся;
формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек и навыков здорового образа жизни;
особенности отношения учащихся младшего школьного возраста к своему здоровью.
Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др.
Место предмета в базисном учебном плане.
Программный материал по физической культуре для учащихся 10- классов рассчитан на 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебных недели. Осваивается на уроках физической культуры по всем разделам программы: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры.
Содержание программы 10 клаccа
Содержание программного материала имеет две основных части: базовую часть и вариативную (дифференцированную) часть. Для освоения базовых основ физической культуры в 10 классах отведено 87 часов, на вариативную часть – 15 часов. Программа состоит из двух разделов: теоретической части «Основы знаний о физической культуре» и практической части «Двигательные умения, навыки и способности». Содержание раздела «Основы знаний о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека. Программный материал по этому разделу — осваивается в каждой четверти на первых уроках 8-10 минут, в течение четверти по ходу некоторых уроков по 3-5 минут. Содержание раздела практической части ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья учащихся. 4 Примерная программа включает основные базовые виды программного материала – «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», « Спортивные игры».
Из-за отсутствия условий для изучения программного материала "Лыжная подготовка", часы, отведенные на этот раздел отданы на усиление других разделов.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
основы истории развития физической культуры;
особенности развития избранного вида спорта;
педагогические, физиологические, и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий;
биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей направленности;
физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития в разные возрастные периоды;
возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования;
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания первой доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Учащиеся должны уметь:
технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений;
управлять своими эмоциями, владеть культурой общения;
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях, оказывать первую помощь при травмах; пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.
Программа обеспечивает достижение учащимися 10 классов определенных личностных, мета предметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- владение способами организации и проведения разно образных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
-владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Мета предметные результаты:
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;
-владение умениями выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта и оздорови тельной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок, использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий.
Предметные результаты:
Способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;
- способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
- умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД
Ценностно-смысловая ориентация учащихся,
Действие смыслообразования,
Нравственно-этическое оценивание
Коммуникативные УУД
Умение выражать свои мысли,
Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.
Построение высказываний в соответствии с условиями коммутации.
Регулятивные УУД
Целеполагание,
волевая саморегуляция,
коррекция,
оценка качества и уровня усвоения.
Контроль в форме сличения с эталоном.
Планирование промежуточных целей с учетом результата.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:
Умение структурировать знания,
Выделение и формулирование учебной цели.
Поиск и выделение необходимой информации
Анализ объектов;
Синтез, как составление целого из частей
Классификация объектов.
Требования к уровню подготовки обучающихся (повышенный уровень)
Умение применить свои навыки в соревновательной деятельности на внешнем уровне
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов,влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибкамисчитаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5»выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4»выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3»выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2»выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
Оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
стенка гимнастическая;
бревно гимнастическое напольное;
скамейки гимнастические;
перекладина гимнастическая;
перекладина навесная;
канат для лазанья;
комплект навесного оборудования (мишени, перекладины);
маты гимнастические; мячи набивные (1 кг);
скакалки гимнастические;
мячи малые (резиновые, теннисные);
палки гимнастические;
обручи гимнастические;
планка для прыжков в высоту;
стойки для прыжков в высоту;
рулетка измерительная (10 м, 50 м);
щиты с баскетбольными кольцами;
большие мячи (резиновые, баскетбольные,
футбольные);
стойки волейбольные;
сетка волейбольная;
мячи средние резиновые
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Библиотечный фонд:
- И.М.Коротков. Подвижные игры в школе: В помощь учителям физ.культуры, Москва, Просвещение, 1979 г.
- Лях В. И., Зданевич А. А. Физическая культура. 10-11 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / под общ. ред. В. И. Ляха. М.: Просвещение, 2011.
- методические издания по физической культуре для учителей;
ПРОВЕДЕНИЕ ЗАЧЕТНО-ТЕСТОВЫХ УРОКОВ
КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ: проверка нормативов проводится в течении учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах обучения.
Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств по предмету физкультура.
10 класс
класс
Контрольные упражнения
ПОКАЗАТЕЛИ
Учащиеся
Мальчики
Девочки
Оценка
“5”
“4”
“3”
“5”
“4”
“3”
10
Челночный бег 4x9 м, сек
9,3
9,7
10,2
9,7
10,1
10,8
10
Бег 30 м, секунд
4,7
5,2
5,7
5,4
5,8
6,2
10
Бег 1000 м - юноши, сек 500м - девушки, сек
3,35
4,00
4,30
2,1
2,25
2,6
10
Бег 100 м, секунд
14,4
14,8
15,5
16,5
17,2
18,2
10
Бег 2000 м, мин
10,20
11,15
12,10
10
Бег 3000 м, мин
12,40
13,30
14,30
10
Прыжки в длину с места
220
210
190
185
170
160
10
Подтягивание на высокой перекладине
12
10
7
10
Сгибание и разгибание рук в упоре
32
27
22
20
15
10
10
Наклоны вперед из положения сидя
14
12
7
22
18
13
10
Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа
52
47
42
40
35
30
10
Прыжок на скакалке, 30 сек, раз
65
60
50
75
70
60
Тематическое планирование
Разделы учебной программы
10 класс
Легкая атлетика
20
Баскетбол
22
Волейбол
22
Футбол
22
Гимнастика
16
Всего:
102
10 класс
Календарно-тематическое планирование
№
№ урока в теме
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
по плану
фактически
Лёгкая атлетика (10 часов)
1
1
Инструктаж по ТБ на уроках лёгкой атлетики. Повороты в движении. Учить эстафетному бегу. Медленный бег до 4 мин.
1
2
2
Бег 30 м с высокого старта.
3
3
Бег 100 м.
4
4
Длительный бег до 25 минут (юноши ) до 20 минут девушки.
5
5
Челночный бег 4x9 м.
6
6
Прыжки в длину с места.
7
7
Прыжки в длину с места.
8
8
Прыжок в длину с 13-15 беговых шагов.
9
9
Метание гранаты из различных и.п.
10
10
Метание гранаты и малого мяча из различных и.п.
Баскетбол (22 часа)
11
1
Инструктаж по ТБ во время подвижных игр. Передвижений и остановок игрока.
12
2
Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением
защитника.
13
3
Передача мяча различными способами со сменой места.
14
4
Передача мяча в движении различными способами: со сменой места, с сопротивлением.
15
5
Варианты ведения без сопротивления и с сопротивлением защитника.
16
6
Варианты ведения без сопротивления и с сопротивлением защитника.
17
7
Бросок одной рукой от плеча со средней дистанцией. Быстрый прорыв (2х1).
18
8
Бросок одной рукой от плеча со средней дистанцией. Быстрый прорыв (2х3).
19
9
Варианты бросков без сопротивления и с сопротивлением защитника.
20
10
Бросок в прыжке со средней дистанции Быстрый прорыв (2х2).
21
11
Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват).
22
12
Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват).
23
13
Комбинации из изученных элементов техники перемещений и владений мячом.
24
14
Сочетание приёмов:ведение, передача, бросок.
25
15
Сочетание приёмов: ведение, передача, бросок.
26
16
Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите.
27
17
Нападение против зонной защиты (2х1х2). Учебная игра.
28
18
Нападение против личной защиты. Учебная игра.
29
19
Нападение против личной защиты. Учебная игра.
30
20
Учебная игра в баскетбол.
31
21
Учебная игра в баскетбол.
32
22
Игра в баскетбол по правилам.
Гимнастика (16 часов)
33
1
Инструктаж по ТБ на уроках гимнастики. Строевые упражнения. Упражнения в висах.