Программа разработана на основе Примерной авторской программы А.П.Матвеева издательство «Просвещение» 2011 год.
ДАТЫ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ ___________________
________________
Содержание рабочей программы:
№п/п
Раздел
Страница
1.
Место учебного предмета в учебном плане
3
2
Планируемые образовательные результаты обучающихся
4 - 9
3.
Содержание учебного предмета
10 - 13
4.
Тематическое планирование
14
1.Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом ОУ в 5 классе отводится 2 часа в неделю для обязательного изучения физической культуры. В примерной авторской программе предусмотрено70 часов на изучение предмета физическая культура в 5 классе. С учётом годового календарного учебного графика ОУ и расписанием уроков на 2016-2017 уч.год на физическую культуру в 5 классе отводится 68 часов. Срок реализации 1 год.
УМК: Физическая культура 5 класс А.П.Матвеев
Москва Просвещение 2014 год.
2.Планируемые образовательные результаты обучающихся
В соответствии с требованиями, обозначенными в ФГОС общего образования и концептуальными положениями системы развивающего обучения у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к занятиям физкультурой, интерес к отдельным видам спортивно-оздоровительной деятельности;
интерес к различным видам физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной и физкультурной деятельности посредством определения уровня развития физических качеств;
эмоциональное восприятие образа Родины, представление о ее героях-спортсменах;
чувство сопричастности и гордости за свою Родину через знакомство с современными олимпийскими играми и спортивными традициями;
основа для развития чувства прекрасного через знакомство с эстетическими видами спорта;
уважение к чувствам и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям через командные упражнения и подвижные игры;
представления о физической красоте человека через знакомство с физкультурно-оздоровительной деятельностью;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умения видеть красоту, используя методы определения качества техники выполнения движений;
установка на здоровый образ жизни;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение в игровых видах спортивной деятельности;
первоначальные представления о строении и движениях человеческого тела;
представление об оздоровительном воздействии физических упражнений как факторе, позитивно влияющим на здоровье.
Обучающийся получит возможность для формирования:
понимания значения физической культуры в жизни человека;
первоначальной ориентации на оценку результатов собственной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
представления о рациональной организации режима дня, самостоятельных физкультурных занятий;
представления об организации мест занятий физическими упражнениями и использовании приемов самостраховки;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации к занятиям физической культурой;
адекватного понимания причин успешного или неуспешного развития физических качеств и освоения учебного материала;
устойчивого следования моральным нормам и этическим требованиям в поведении учащихся в игровой и соревновательной деятельности;
осознание элементов здоровья, готовность следовать в своих действиях и поступках нормам здоровьесберегающего поведения;
осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающееся в оказании помощи и страховки при выполнении упражнений.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу, в том числе задачи, поставленные на урок и задачи по освоению двигательных действий;
принимать технологию или методику обучения и воспитания физических качеств указанную учителем, в учебном процессе;
принимать и учитывать методические указания учителя в процессе повторения ранее изученных движений и в процессе изучения нового материала;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, учитывая свои возможности и условия её реализации;
осуществлять контроль за техникой выполнения упражнений физкультурно-оздоровительной деятельности;
оценивать правильность выполнения движений и упражнений спортивно-оздоровительной деятельности на уровне оценки соответствия их техническим требованиям и правилам безопасности;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
проводить самоанализ выполненных упражнений на основе знаний техники упражнения;
вносить необходимые коррективы в действие, учитывая характер сделанных ошибок;
различать способ и результат собственных и коллективных действий.
Обучающийся получит возможность научиться:
вместе с учителем ставить новые учебные задачи, учитывая свои физические возможности и психологические особенности;
оценивать технику выполнения упражнения одноклассника, проводить анализ действий игроков во время игры;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве в качестве помощника учителя при организации коллективных действий;
самостоятельно осваивать новые упражнения по схеме представленной учителем;
осуществлять контроль физического развития, использую тесты для определения уровня развития физических качеств;
проводить самоанализ выполняемых упражнений и по ходу действий вносить необходимые коррективы, учитывая характер сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для составления и записи общеразвивающих упражнений и комплексов зарядки;
осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;
читать простое схематическое изображение упражнения и различать условные обозначения;
строить сообщения в устной и письменной форме, используя правила записи и терминологию общеразвивающих упражнений;
ориентироваться в разнообразии подготовительных упражнений для разных видов физкультурно-оздоровительной деятельности;
осуществлять анализ объектов, проводить сравнение и классификацию изученных упражнений и элементов по заданным критериям;
осуществлять синтез при составлении комплексов разминки или утренней зарядки, подбирая необходимые общеразвивающие упражнения;
устанавливать причинно-следственные связи различных подготовительных упражнений с оздоровительными задачами.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осуществлять запись о состоянии своего здоровья и самочувствия до и после выполнения физических упражнений;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме используя терминологию, правила записи и названия общеразвивающих упражнений;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов подбора упражнений в зависимости от конкретных условий;
самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты при составлении комплексов ОРУ и акробатических упражнений;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами для решения задач в процессе подвижных игр;
анализировать технику игры или выполнения упражнений, строя логичные рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийсянаучится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач игровой и групповой деятельности;
использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе отличной от его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
разрабатывать единую тактику в игровых действиях, учитывая мнения партнеров по команде;
отстаивать свое мнение, формулируя собственную позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой и спортивной деятельности, уважая соперника;
контролировать свои действия в коллективной работе;
во время подвижных и спортивных игр строить тактические действия, взаимодействуя с партером и учитывая его реакцию на игру;
следить за действиями других участников в процессе групповой или игровой деятельности;
контролировать действия партнёра во время выполнения групповых упражнений и упражнений в парах;
соблюдать правила взаимодействия с игроками;
задавать вопросы для уточнения техники упражнений или правил игры.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать в своих действиях позиции других людей, и координировать деятельность, не смотря на различия во мнениях;
при столкновении интересов уметь обосновывать собственную позицию, учитывать разные мнения;
аргументировать свою позицию и согласовывать её с позициями партнёров по команде при выработке общей тактики игры;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций партнеров и соперников;
последовательно, точно и полно передавать партнёру необходимую информацию для выполнения дальнейших действий;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и выполнения упражнений с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь при выполнении групповых или парных упражнений, а также осуществлять страховку при выполнении акробатических элементов;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
Знания о физической культуре
Обучающийся научится:
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе);
соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями;
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня», «физическая подготовка»;
характеризовать роль и значение утренней зарядки, уроков физической культуры, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
характеризовать основные физические качества и различать их между собой.
Обучающийся получит возможность научиться:
планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности;
выявлять связь физической культуры с трудом
Способы физкультурной деятельности
Обучающийся научится:
организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении;
измерять показатели физического развития и физической подготовленности;
вести систематические наблюдения за их динамикой;
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств.
Физическое совершенствование
Обучающийся научится:
оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса;
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения осанки, упражнения на развитие физических качеств;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр.
Обучающийся получит возможность научиться:
фиксировать результаты наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах;
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические упражнения;
играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
3.Содержание учебного предмета
5 класс
Знания о физической культуре (теоретический материал)
Понятия о физической культуре.
Определения: физическая культура; спорт (спортсмен); Олимпийские игры; виды спорта (командные, индивидуальные).
История физической культуры и спорта (возникновение и развитие).
Современные Олимпийские игры.
Формы занятий физическими упражнениями:
а) урочные формы (уроки, тренировочные занятия),
б) внеурочные формы (самостоятельные занятия), малые формы (утренняя гимнастика).
Спортивная форма – одежда и обувь для теплого времени года и для холодной погоды.
Формы занятий. Подготовительная часть занятия – разминка. Основные правила зарядки.
Режим дня.
Основные способы передвижения, требования к местам занятий.
Бег. Стадион, правила бега по дорожкам, дыхание. Техника выполнения бега.
Прыжки. Сектор для прыжков, яма с песком, гимнастические маты, место для приземления. Виды и разновидности прыжков. Общая и специальная разминка для прыжков. Фазы прыжков: подготовительная, отталкивание, полет, приземление.
Метание. Основные характеристики.
Упражнения с мячами. Игры с мячом.
Гимнастические упражнения. Правила безопасности, организация места выполнения упражнений. Гимнастические элементы (кувырки, стойки, мост). Упражнения в лазании: канат, гимнастическая стенка. Закрепление снарядов.
Лазание. Общие правила для лазания.
.
Элементарные знания о строении человеческого тела.
Скелет человека. Суставы. Части рук и ног.
Мышцы. Работа мышц в разных суставах.
Осанка. Техника проверки осанки. Упражнения для формирования правильной осанки.
Внутренние органы человека. Кровеносная система. Дыхательная система. Пищеварительная система.
Мозг и нервная система. Головной мозг. Центральная нервная система. Правила сохранения здоровой нервной системы.
Правила оказания первой помощи:
– при растяжении связок и ушибах;
– при вывихах;
– при переломах;
– при кровотечении;
– при сотрясении мозга.
Профилактика травматизма.
Правила безопасности при метании.
Правила безопасности игры с мячом.
Правила безопасности при выполнении гимнастических упражнений, обеспечение страховки.
Правила поведения на водоеме.
Представления о физических качествах.
Понятия о физических качествах. Развитие быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости.
Определение уровня развития физических качеств. Тест на силу мышц рук и ног.
Тест для определения выносливости. Тест для определения гибкости.
Самоконтроль.
Определение нагрузки. Определение пульса.
Общеразвивающие упражнения.
Движения руками. Основные положения рук. Движения руками (сгибания, разгибания, круговые движения, повороты).
Движения ногами. Движения в тазобедренном, коленном, голеностопном суставах.
Основные положения: приседы, выпады вперед, в стороны.
Движения туловищем. Наклоны, повороты.
Прыжки: со взмахом руками; из глубокого приседа; с чередованием положений ног (врозь, вместе).
Общеразвивающие упражнения для рук. Упражнения без предметов. Упражнения с предметами (мяч, палка).
Общеразвивающие упражнения для ног. Упражнения с предметами (мяч, палка).
Общеразвивающие упражнения для туловища. Наклоны с мячом в разные стороны.
Упражнения для подготовки к бегу. Круговые движения коленей. Разновидности ходьбы. Выпады. Махи. Разновидности бега.
Упражнения для подготовки к прыжкам. Круговые движения в суставах.
Приседания. Махи. Многоскоки.
Упражнения для подготовки к метаниям. Круговые движения руками (подробнее: кистями, в локтевых суставах и т.д.). Отведение рук.
Упражнения для подготовки к занятиям гимнастикой. Круговые движения ногами и руками. Разновидности ходьбы. Выпады. Махи. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для мышц туловища.
Упражнения для подготовки к занятиям с мячом. Упражнения для кистей рук.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Легкая атлетика. Кроссовая подготовка.
Бег. Общие правила для всех видов бега.
Прыжок в длину с места. Определение результатов. Техника выполнения прыжка по фазам. Прыжок в длину с разбега. Техника выполнения прыжка. Прыжок в высоту с прямого разбега. Техника выполнения прыжка. Прыжок в глубину. Техника выполнения прыжка.
Метание. Способы метания. Подводящие упражнения. Метание в цель. Метание на дальность. Метание набивного мяча. Способы: двумя руками из-за головы; от груди; двумя руками снизу вертикально вверх.
Упражнения с мячами. Подбрасывание и ловля мяча. Подбрасывание и ловля мяча с выполнением упражнений во время полета мяча.
Гимнастика с основами акробатики.
Акробатические упражнения – перекаты. Разновидности: группировка в положении лежа; группировка в приседе; перекат назад в группировке; перекат в строну в группировке; перекат назад перекатом вперед – упор присев.
Кувырки. Разновидности: кувырок вперед; кувырок в сторону (перекат); кувырок назад.
Акробатические упражнения – стойки на лопатках. Разновидности: стойка на лопатках с касанием носками ног пола за головой; стойка на лопатках вертикально.
Упражнения на гимнастическом бревне. Разновидности ходьбы. Перешагивания. Равновесие. Приседы. Повороты.
Лазание по канату. Техника выполнения. Подводящие упражнения.
Прыжки через скакалку. Подводящие упражнения и техника выполнения.
Подвижные игры
Салки. Салки с «домиком». Салки «ноги от земли». «Море волнуется». «Два мороза». «Я знаю…». Выбивалы (игра с мячом). «Мяч в воздухе». «Удочка» (игра со скакалкой). «Зеркало» (игра со скакалкой). Нагонялы (игра со скакалкой).
Спортивные игры. Баскетбол.
- стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;
- остановка двумя шагами и прыжком;
- повороты без мяча и с мячом;
- комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)
- ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; по прямой, с изменением направления движения и скорости;
- ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте;
- передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении;
- передача мяча одной рукой от плеча на месте;
- передача мяча двумя руками с отскоком от пола;
- броски одной и двумя руками с места и в движении(после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 м
- штрафной бросок;
- вырывание и выбивание мяча;
- игра по правилам.
Волейбол.
- стойки игрока; перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед;
- ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.);
- прием и передача мяча двумя руками снизу на месте в паре, через сетку;
- прием и передача мяча сверху двумя руками;
- нижняя прямая подача;
- игра по упрощенным правилам мини-волейбола.
Футбол (мини-футбол). Упражнения с мячом: ведение мяча с ускорением (по прямой, по кругу, между стоек); удар с разбега по катящемуся мячу. Игра в мини-футбол по правилам. Упражнения общей физической подготовки.
Бадминтон. Правила организации при подготовке мест занятий бадминтоном в условиях спортивного зала и на открытой площадке.
Бадминтон. Дневник самонаблюдений.
Выполнять графическое изображение двигательного действия
Бадминтон. Совершенствование техники выполнения: ударов на сетке. Упражнения общей физической подготовки.