Рабочая предпрофессиональная программа по хоккею с мячом тренировочная группа 1 года обучения.
Рабочая предпрофессиональная программа по хоккею с мячом тренировочная группа 1 года обучения.
Настоящая учебная программа для детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ),составлена на основе директивных и нормативных документов, регулирующих деятельность спортивных школ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая предпрофессиональная программа по хоккею с мячом тренировочная группа 1 года обучения.»
«Согласованно»
зам. Директора ДЮСШ № 7
___________В.А. Шестаков
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ДЮСШ № 7
___________В.А. Харламов
РАБОЧАЯ предпрофессиональная ПРОГРАММА
ПО ХОККЕЮ С МЯЧОМ
Группа ТГ- 1 года обучения
Тренер-преподаватель Белоусова М.Ю.
Иркутск
2016/17 г.
Содержание
Пояснительная записка
1. Нормативная часть
2.Методическая часть
2.1.Организационно-методические указания
2.2.Учебно-тренировочный этап обучения
2.3 Планирование учебно-тренировочного процесса
2.4.Контрольные нормативы
2.5.План-график распределения программного материала в годичном цикле для ТГ-1
2.6. Программный материал для практических занятий
2.6.1.Физическая подготовка
2.6.2.Техническая и тактическая подготовка
3.Теоретическая подготовка
4. Психологическая подготовка
5. Воспитательная работа
6. Восстановительные мероприятия и врачебный контроль
7. Инструкторская и судейская практика
8. Особенности подготовки игроков в современном хоккее с мячом
9.Перечень информационного обеспечения
Пояснительная записка
Настоящая учебная программа для детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ),составлена на основе директивных и нормативных документов, регулирующих деятельность спортивных школ.
При ее написании учтены основополагающие принципы спортивной тренировки, результаты научных исследований, передовой спортивной практики и современные требования к подготовке спортивного резерва.
Программа предназначена для тренеров-преподавателей, педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности является основным документом, регламентирующим учебно-тренировочную и воспитательную работу. Она раскрывает весь комплекс параметров обучения и тренировки в спортивной школе, содержит методические рекомендации и практические материалы по
проведению учебно-тренировочных занятий.
В программе последовательно изложено годовое планирование по этапам обучения; определены задачи и средства подготовки; объемы тренировочных и соревновательных нагрузок; приемные и контрольно-переводные нормативы по общей и специальной физической подготовке. Разработана подпрограмма по теоретической подготовке.
Раздел 1.НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Программа разработана на основе нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», письмом Минспорта от 12.05.2014 «Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации», приказом Министерства спорта РФ от 12.09.2013 №730 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным пред профессиональным программам в области физической культуры и спорта», приказом Министерства спорта РФ от 27.12.13 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта хоккей с мячом (далее - ФССП) разработан на основании части 1 статьи 34 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 50, ст.6242; 2011, N 50, ст.7354; 2012, N 53 (ч.1), ст.7582) и подпункта 4.2.27 Положения о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 607 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.3525; 2013, N 30 (ч.2), ст.4112; N 45, ст.5822), и определяет условия и требования к спортивной подготовке в организациях, осуществляющих спортивную подготовку в соответствии с Федеральным законом.
Занимающиеся распределяются на учебные группы по возрасту. Для каждой группы устанавливается наполняемость и режим тренировочной и соревновательной работы.
В каждой категории учебных групп поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, а также требований, предъявляемых к подготовке хоккеистов.
Программа составлена для каждого года обучения. Учебный материал по технико-тактической подготовке систематизирован с учетом взаимосвязи техники и тактики, а также последовательности изучения технических приемов и тактических действий как в отдельном годичном цикле, так и на протяжении многолетнего процесса подготовки.
Раздел 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Методическая часть программы включает в себя учебный материал по основным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле; рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, проведение педагогического мониторинга эффективности учебно-тренировочного процесса.
Раздел 2.1 Организационно-методические указания
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-оздоровительные мероприятия, участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах, пребывание в оздоровительно-спортивных лагерях, инструкторская и судейская практика. В зависимости от подготовленности учащихся тренер может самостоятельно подбирать необходимые средства подготовки. Для последующего года обучения излагается только новый материал, а для закрепления и совершенствования изученных навыков используется материал, изложенный для младших возрастных групп, который в программе специально не оговаривается. В то же время, если перспективные учащиеся освоили предусмотренный программой материал, тренер может перейти к обучению их техническим приемам,предусмотренным для следующего этапа подготовки.
Все цифры, указанные в программе, являются рекомендуемыми. Они отражают желаемые показатели для указанного возраста. При планировании нагрузок педагогу следует ориентироваться не столько на паспортный, сколько на биологический возраст воспитанника и его предварительную подготовленность. Во всех группах начиная с 8 лет нагрузку следует контролировать не только по визуальным признакам, но и по частоте
сердечных сокращений (ЧСС).
Раздел 2.2.Учебно-тренировочный этап обучения
Возраст 11–12 лет
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:
• формирование устойчивой мотивации к систематическим занятиям избранным видом спорта, черт спортивного характера;
• освоение базовых объемов общей физической подготовки;
• воспитание физических качеств (скоростно-силовых, ловкости, быстроты, гибкости) в соответствии с сенситивными периодами их развития;
• выполнение контрольно-переводных нормативов по ОФП и СФП, разрядных требований II юношеского разряда;
• совершенствование спортивной техники в хоккее с мячом;
Особое внимание стоит обращать на воспитание основ игрового мышления, быстроты, а также укрепление мышц и связок голеностопного сустава, подвижности разгибателей стопы. На каждой тренировке разминочный, заключительный бег и общеразвивающие упражнения в сумме не менее 20 минут, включая ледовые занятия (сухая разминка).
Кроссовый бег, фартлеки юные хоккеисты этого возраста могут выполнять уже до 25–35 минут безостановочно на ЧСС до 140–170 ударов в минуту.
Силовая подготовка все еще носит общий базовый характер: гимнастические
упражнения на все группы мышц, упражнения в парах, с амортизаторами, упражнения на трибунных ступенях. В различных частях тренировки (во время кроссовой или игровой подготовки) для укрепления связок и суставов желательно применять манжеты-утяжелители до 500 г на каждую ногу (индивидуально, с учетом подготовленности).
В спортивных играх совершенствуется индивидуальная, групповая и командная тактика.
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:
• освоение допустимых тренировочных объемов общей и специальной физической подготовки;
• повышение уровня функциональной подготовки, развитие специальных физических качеств: скоростной, силовой, технической выносливости;
• выполнение контрольно-переводных нормативов по ОФП и СФП, разрядных
требований I юношеского разряда;
• совершенствование спортивной техники и тактики в хоккее с мячом;
• накопление соревновательного опыта, совершенствование в игровом амплуа;
• формирование личностных качеств спортсмена.
Особое внимание стоит обращать на базовую силовую подготовку. Половое созревание, бурно протекающее в этом возрасте, создает наиболее благоприятные предпосылки для воспитания силовых качеств подростков. Поэтому силовая подготовка подростков носит специализированный характер. На каждой тренировке разминочный, заключительный бег и общеразвивающие упражнения в сумме составляют не менее 30 минут, включая ледовые занятия.
Безостановочный бег необходимо постепенно доводить до 45 минут. На тренировках желательны манжеты-утяжелители на ноги до 700 г на каждую ногу (индивидуально, с учетом подготовленности, приближаясь к весу конька).
В спортивных играх совершенствуется индивидуальная, групповая и командная тактика.
2.3.Планирование учебно-тренировочного процесса
План должен быть:
• реальным, т.е. исходить из конкретных условий (материально-технической базы школы, климатогеографических условий региона, возрастных особенностей учащихся и др.);
• конкретным, т.е. с перечнем количественных показателей средств подготовки (в километрах, килограммах, часах, минутах), с указанием пульсового режима и т. п., в том числе и планируемая подготовленность учащихся;
• вариативным, учитывая возможные изменения;
• преемственным (учитывая прошлое);
• перспективным (т.е. с учетом ожидаемого будущего);
• компактным (кратким, удобным для работы).
Принципиально важным является содержание, т.е. методическая грамотность
распределения нагрузок по величине и направленности на планируемый период. По форме же написания планы могут быть самые разные, удобные для тренера.
На каждую учебную группу в спортивной школе разрабатывается перспективный план работы на два или четыре года. Перспективный план подготовки учащихся конкретной учебной группы должен включать следующие разделы: краткая характеристика учебной группы, цель и основные задачи на период, этапы подготовки, их продолжительность,
основная направленность процесса тренировки на этапах, основные соревнования, спортивно-технические показатели и модельные характеристики по годам, комплектование учебной группы, педагогический и врачебный контроль.
Перспективный план предусматривает постепенное повышение сложности решаемых задач, волнообразное увеличение объема и интенсивности нагрузки.
Одновременно на каждую группу составляется годовой и месячный планы. На основе месячного плана составляются планы-конспекты учебно-тренировочного занятия. На каждую учебную группу разрабатывается также годовой план воспитательной работы. В работе с хоккеистами групп начальной подготовки основная направленность тренировки – обучающая. Поэтому вся подготовка строится по типу подготовительного периода, соревновательный период короткий, переходный может и совсем отсутствовать. В связи с этим для данных учебных групп не предусматривается четкая периодизация учебно-тренировочного процесса в годичном цикле.
Однако в учебно-тренировочных группах в годичном цикле уже четко выделяются три периода – подготовительный, соревновательный и переходный, имеющие свои задачи, содержание и динамику тренировочной нагрузки.
Подготовительный период.
Задача этого периода состоит в том, чтобы обеспечить разностороннюю физическую подготовку юных хоккеистов и на этой основе совершенствовать тактико-техническую подготовку для успешного выступления в соревнованиях. Тренировки в этом периоде должны носить разнообразный характер – как по содержанию, так и по нагрузкам. Подготовительный период делится на два этапа: общеподготовительный (август – октябрь) и специально-подготовительный (ноябрь – декабрь). Общеподготовительный этап. Основная направленность тренировки на этом этапе – создание фундамента общей физической подготовки: повышение функциональных возможностей организма и развитие физических качеств (быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости). Нагрузка объемная, мало интенсивная. Техническая и тактическая подготовка направлена на освоение новых двигательных умений и совершенствование. Тренировочный процесс на специально-подготовительном этапе направлен на непосредственное становление спортивной формы. Здесь совершенствуются физические качества и функциональные возможности юных хоккеистов с учетом специфики игры, а также технико-тактическая подготовленность. Нагрузка увеличивается по интенсивности и снижается в объемных показателях. Увеличивается доля средств специальной подготовки.
Соревновательный период.
Продолжается три - четыре месяца. В этом периоде физическая подготовка достигает наивысшего уровня, который сохраняется на протяжении всего периода. Нагрузки высокоинтенсивные, близкие к соревновательным, с полноценным восстановлением.
Технико-тактическая подготовка предусматривает совершенствование ранее изученных приемов, умение применять их в соревнованиях, в различных игровых ситуациях и должна способствовать высокому уровню тактического мышления игроков, их взаимопониманию в звеньях.
Переходный период.
Начинается по окончании соревнований и длится три-четыре недели в апреле. Главная задача этого периода – полноценное восстановление и поддержание определенного уровня подготовленности. Нагрузки преимущественно общей направленности, малые как по объему, так и по интенсивности. Основные средства: кроссы, общеразвивающие упражнения,
спортивные и подвижные игры, плавание и другие физические упражнения. В этом периоде юные хоккеисты должны пройти курс диспансеризации.
Раздел 2.4. Контрольные нормативы для зачисления в группу учебно-тренировочного этапа
№ п/п
Контрольные упражнения
Нормативные показатели
Общая физическая подготовка (
на земле)
1.
Бег 30 м (с)
5,2
2.
Тройной прыжок (м)
5,20
3.
Отжимание (кол-во)
15
4.
Бег 20 м спиной вперед (с)
6,5
5.
Челночный бег 6x9 (с)
14,8
Специальная физическая подготовка (на льду)
1.
Бег 30 м (с)
5,20
2.
Бег спиной вперед 30 м (с)
7,1
3.
Челночный бег 6x9 (с)
16,8
4.
Бег по кругу (с)
19,2
Техническая подготовка (нальду)
1
Бег по малой восьмерке лицом
22, 0
и спиной вперед (с)
2.
Бег с мячом спиной вперед 30 м (с)
8,2
3.
Броски мяча в ворота (балл)
4
4.
Обводка 5-ти стоек с последующим
7,6
броском мяча в ворота (с)
Оценка уровня подготовленности юных хоккеистов групп учебно-тренировочного этапа
Для оценки общей физической подготовленности учебно-тренировочных групп 1-2 года обучения применяются следующие тесты (вне льда) -11-12лет.
1. Бег 30 м со старта (с) - оцениваются скоростные качества.
2.Трехкратный прыжок в длину (м) - оцениваются скоростно-силовые качества.
Бег 400 м (с) - оценивается скоростная выносливость.
Приседание со штангой с весом собственного тела (кол-во) -оцениваются силовые качества.
Подтягивание на перекладине (кол-во).
Тест Купера: 12-минутный бег (м).
Для оценки специальной физической подготовленности учебно-тренировочных групп 1-2 года обучения (на льду) - 11-12 лет.
Бег 30 м на коньках - оцениваются стартовая скорость - время 1-го 10-метрового отрезка и дистанционная - время 3-го 10-метрового отрезка.
Челночный бег 4x54 м - оцениваются специальная выносливость и скоростно-силовые качества.
Указанные тесты в своей основе используются в качестве оценки и контроля уровня физической подготовленности и в учебно-тренировочных группах 3-5 года обучения с незначительным их усилением.
Так в тестах ОФП вместо 3-кратного прыжка в длину используется 5-кратный, а вместо теста Купера, используется бег на 3000 м, а в тестах специальной физической подготовки (СФП) вместо теста челночный бег 4x54 м, проводится тест 5x54 м. Оценка и контроль технико-тактической подготовленности в группах учебно-тренировочного этапа
на основе педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью.
Метод экспертной оценки используется преимущественно для комплексной оценки уровня технико-тактического мастерства высококвалифицированных хоккеистов. Он недостаточно объективен, так как основан на субъективных оценках экспертов-наблюдателей. Отсутствие единых критериев оценки часто приводит к значительному рассогласованию их мнений. Оценка технико-тактических действий с помощью специальных тестов также недостаточно объективна для квалифицированных хоккеистов, поскольку в тестирующих процедурах и тестах невозможно с высокой точностью смоделировать игровые ситуации. Этот подход к оценке технико-тактических действий приемлем для юных, недостаточно квалифицированных хоккеистов.
Для оценки технико-тактической подготовленности хоккеистов учебно-тренировочных групп применяются следующие тесты:
Бег на коньках по малой восьмерке лицом и спиной вперед (оценивается техника передвижения на коньках).
Обводка пяти стоек с последующим броском в ворота (скорость и точность броска) - оценивается техника ведения мяча, обводка и броски мяча в ворота.
Броски мяча на технику, точность, силу и быстроту выполнения с удобного хвата - 6 бросков, с неудобного - 4 броска.
Точнее и объективней можно оценивать технико-тактическую подготовленность хоккеистов с помощью методики педагогических наблюдений за соревновательной и тренировочной деятельностью.
Тесты по общефизической подготовке
1. Подтягивание на перекладине из и.п.: хват сверху, вис на выпрямленных руках.
Подтягивание засчитывается, когда подбородок находится выше перекладины.
2. Бег на 30, 60, 300, 400 и 3000 метров начинается с высокого старта по сигналу.
3. Прыжок в длину с места; и.п. стопы на ширине 15–20 см. Выполняются толчком двух ног, в зачет идет лучшая из двух попыток.
4. Тройной прыжок с места и пятерной прыжок с места, начинается толчком двух ног, второй и третий попеременно с ноги на ногу с приземлением на обе ноги. В зачет идет лучшая из двух попыток. В прыжковых упражнениях приземление необходимо производить на мягкое покрытие.
Раздел 2.5. План-график распределения программного материала в годичном цикле для тренировочных групп 1-го года обучения (ч)
содержание
занятия
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
всего часов
1. Теоретические занятия
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
4
4
30
2. Практические занятия
2.1 Обще физическая подготовка
19
13
9
9
9
9
9
9
11
13
19
21
150
2.2 Специально физическая подготовка
4
8
6
6
5
6
5
4
4
4
4
4
60
2.3 Изучение и совершенствование техники
15
17
19
19
18
19
20
21
19
18
17
17
219
2.4 Изучение и совершенствование тактики
4
4
6
6
7
8
8
8
6
6
2
2
67
2.5 Учебные тренировочные игры
2
4
4
4
4
4
4
4
4
4
2
2
42
2.6 Контрольные игры и соревнования
2
2
2
4
10
2.7 Текущие и контрольные испытания, переводные тесты
2.8 Восстановительные мероприятия
вне сетки
ИТОГО часов на практические занятия
48
48
48
48
48
50
50
50
50
48
48
48
584
ВСЕГО
ЧАСОВ В ГОД
50
50
50
50
50
52
52
52
52
52
52
52
614
Подготовка вратарей
Обучение начинающих вратарей идет по двум направлениям – общее для всех игроков и специальное. Общая физическая подготовка вратарей проводится по программе полевых игроков. Дополнительно следует обращать внимание на развитие быстроты реакции, гибкости и координации движений.
Специальная подготовка вратарей (на коньках и без коньков)
Стойка вратаря, принятие стойки по сигналу, после бега лицом и спиной вперед.
Передвижение приставными шагами; прыжки вперед-назад, вправо-влево в стойке. Передвижения приставными и скрестными шагами, в челночном беге; старты прыжками правым, левым боком, приставными и скрестными шагами, перемещения и прыжки в глубоком приседе, вперед-назад, вправо-влево; кувырки вперед и назад, в сторону, акробатика; жонглирование теннисными мячами. Приседание со скольжением на одном коньке. Скольжение по прямой, спиной вперед, в стороны. Прыжки с поворотами, падения, перекаты, кувырки вперед-назад, в стороны.
Жонглирование хоккейным мячом. Рывки из ворот из различных исходных положений на 5–20 метров: на перехват высоко летящего мяча, на прострел с фланга, челноки прямо и вперед спиной из различных исходных положений. Ловля мяча, отбивание мяча рукой, коньком, щитками.
Выбор места в воротах при атаке; ориентирование в радиусе и взаимодействие с игроками; концентрация на игроке, угрожающем воротам. Повторная непрерывная (5–12мин.) ловля мяча, летящего на различной высоте, катящегося по льду, при выполнении ударов 5–7 игроками с минимальными интервалами. Продолжительное передвижение на коньках (лицом и спиной вперед).Маневрирование.
Раздел 2.6. Программный материал для практических занятий
2.6.1.Физическая подготовка
Строевые упражнения. Команды для управления строем. Понятия о строе, шеренге, колонне, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем, о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроение из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два. Перемена направления движения строя. Обозначение шага на месте. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Повороты в движении.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.
Упражнения для туловища. Упражнения на формирование правильной осанки. В различных исходных положениях - наклоны, повороты, вращения туловища. В положении лежа - поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.
Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах - повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседания, приседания с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Упражнения с предметами. Упражнения с набивными мячами - поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывания с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте (стоя, сидя, лежа) и в движении. Упражнения в парах и группах с передачами, бросками и ловлей мячей.
Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания.
Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах с вращением скакалки вперед, назад; прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе.
Упражнения с малыми мячами - броски и ловля мячей после подбрасывания вверх, удара о землю, стену. Ловля мячей на месте, в прыжке, после кувырка, в движении
Акробатические упражнения. Кувырки вперед в группировке из упора присев, основной стойки, после разбега. Длинный кувырок вперед. Кувырки назад. Соединение нескольких кувырков. Перекаты и перевороты. Упражнения на батуте.
Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию.
Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов
- Легкоатлетические упражнения. Бег на 30, 60, 100, 400, 500, 800 м. Кроссы, от 1000 до 3000 м (в зависимости от возраста). 6-минутный и 12-минутный бег.
Прыжки в длину и в высоту с места и с разбега. Тройной прыжок с места и с разбега. Многоскоки.
Метание малого мяча на дальность и в цель. Метание гранаты с места и с разбега. Толкание ядра .
2.6.2.Техническая подготовка
Техника передвижения на коньках
Посадка (стойка) хоккеиста. Техника скольжения на двух и одном коньках. Техника передвижения на коньках длинным (скользящим) и коротким (ударным) шагами. Торможение«плугом» и «полуплугом», двумя коньками с поворотом на 90 градусов (боком), прыжком, одним коньком (внутренним, наружным). Остановки. Изменение направления бега переступанием, без отрыва конька ото льда, на одном коньке, прыжком, «скрестным» шагом, перебежкой (слаломным бегом). Скольжение по виражу, влево, вправо, по восьмерке, по кругу; с изменением скорости движения, спиной вперед. Старты из различных исходных положений. Челночный бег на различные дистанции (5х30, 10х15, 10х20 и т.д.). Бег на коньках с прыжками вверх, вперед, в стороны, рывки, ускорения, старты из различных исходных положений. Бег на коньках с перепрыгиванием хоккейных бортиков, с резкими торможениями и последующими стартами.
Техника владения клюшкой, мячом. Способы движения клюшки. Удары по мячу: прямой, подсечкой, нажимом. Прямой удар с места по неподвижному мячу и остановка катящегося мяча клюшкой, ногой, летящего верхом, грудью. Удары подсечкой на дальность и в цель. Удары справа и слева. Броски мяча. Удары по мячу в движении.
Ведение мяча различными способами: без отрыва клюшки от мяча, с перекидыванием клюшки; короткими толчками; жонглирование. Ведение мяча по прямой, по дугам разного радиуса, зигзагом, петлеобразно, с обводкой препятствий. Ведение с различной скоростью.
Обманные движения (финты): туловищем, клюшкой, с выпадом влево и вправо, с изменением скорости бега. Сочетание финтов. Финты в выпаде в сторону, на опережение,«подпускание» мяча под клюшку соперника. Обманные движения с использованием бортиков. Финты с оставлением мяча, на ложную потерю мяча. Отбор мяча. Выбивание мяча клюшкой. Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника. Отбор мяча при единоборствах с соперником.
Техника игры вратаря
Стойка вратаря. Техника передвижения на земле и льду. Передвижение вратаря без мяча. Ловля мячей, катящихся по льду и летящих по воздуху. Отбивание и остановка катящихся мячей ногой, коньком. Ловля и отбивание мяча с падением на лед. Введение мяча в игру.
2.6.2.Тактическая подготовка
Тактика нападения
Индивидуальные действия. Умение ориентироваться на поле. Открывание для получения мяча. Отвлечение соперника и создание численного преимущества на отдельных участках поля. Умение вести мяч и выполнять удары по воротам.
Групповые взаимодействия. Передачи по назначению: в клюшку, на ход, на свободное место за спину защитника, на удар. Передачи по дистанции: короткая (5–10 метров), длинная(более 15 метров). Передачи по направлению: продольная, поперечная, диагональная.
Передачи по траектории: низом, верхом, по дуге. Передачи по способу выполнения: мягкая, резаная, откидка. Передачи в парах, тройках на месте и в движении. Взаимодействие в парах, «стенка», «скрещивание», в тройках. Выполнение комбинаций при стандартных положениях, с одним входящим, в одно, в два касания, до полного отбора.
Командные действия. Действия игрока в атаке на своем месте, согласно избранной тактической схеме в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков при атаке флангом и через центр.
Тактика защиты
Индивидуальные действия. Действия против игрока, не владеющего мячом:
«закрывание», подстраховка. Действие против игрока, владеющего мячом: противодействие передаче, ведению мяча, нанесению удара.
Групповые взаимодействия. Выбор позиции для страховки партнера, допустившего ошибку. Взаимодействие двух, трех игроков защиты против двух, трех нападающих.
Построение «стенки». Обязанности игроков в обороне.
Командные действия. Обязанности в обороне на своем игровом месте, согласно избранной тактической схеме в составе команды. Организация обороны по принципу персональной и комбинированной защиты. Выбор позиции и взаимодействие игроков при атаке противника флангом и через центр.
Тактика вратаря
Выбор позиции в воротах при различных ударах. Ориентирование в штрафной площадке и взаимодействие с защитниками.
Учебные игры. Применение в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.
Раздел 3.Теоретическая подготовка
Цель – привитие учащимся устойчивого интереса к избранному виду спорта,
формирование культуры здорового образа жизни, умений применить полученные знания в тренировочном процессе и в жизни. Теоретические знания даются непосредственно в тренировочном процессе, а также в форме лекционных и практических занятий, дискуссий, тестирования, творческих заданий и др. и органически связаны с физической, технической ,тактической, психологической и волевой подготовкой, как элемент практических знаний. На
занятия по вопросам гигиены, врачебного контроля, психологической подготовки и применения восстановительных средств желательно привлекать специалистов (врача, психолога).
Программный материал объединен в целостную систему многолетней теоретической подготовки спортсменов, дифференцирован и вариативен с учетом разновозрастных групп занимающихся и распределен на весь период обучения.
Предполагаемый результат. В конце этапа начальной подготовки учащийся
должен знать:
- основные понятия, термины изучаемых областей дисциплины,
- роль физической культуры и спорта в здоровом образе жизни,
- историю избранного вида спорта,
- правила соревнований в избранном виде спорта;
должен уметь:
- применять правила безопасности на занятиях,
- владеть основами гигиены,
- владеть методами самоконтроля.
В конце этапа углубленной специализации (4–5-й годы обучения) учащийся
должен знать:
- средства физического воспитания,
- основы методики спортивной тренировки,
- физиологические основы спортивной тренировки,
- условия выполнения требований и норм единой Всероссийской спортивной
- разрабатывать положения спортивно-массовых мероприятий,
- владеть основами психогигиенических средств восстановления.
Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся.
Формы оценки: диагностическое анкетирование, собеседование. Текущий и итоговый контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки: тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование.
Раздел 4. Психологическая подготовка
Цель – формирование гармоничной личности, способной к анализу и готовой
самостоятельно решать возникшие проблемы.
Задачи:
• формирование личности спортсмена и межличностных отношений;
• формирование установки на тренировочную деятельность;
• выведение команды, спортсмена на уровень психологической стабильности,
поддержание ее на протяжении соревновательного сезона;
Для целенаправленного формирования психики юного хоккеиста тренеру необходимо планомерно применять систему психологических воздействий, которая должна пронизывать все виды подготовки – физическую, техническую, тактическую и теоретическую. Вспортивной психологии детально разработана система психодиагностики личности,позволяющая выявлять сильные и слабые стороны подготовки спортсменов, делать прогноз эффективности их будущей деятельности, что дает возможность вносить необходимые коррективы в процесс их подготовки. В то же время большинство тренеров и спортсменов
пытаются решать психологические проблемы, основываясь в большей степени на «своем житейском опыте», без учета психологических закономерностей спортивной деятельности. И,как показывает практика, это им удается достаточно редко. К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы, убеждения, педагогическое внушение, методы моделирования соревновательной ситуации через игру. В программу занятий следует вводить ситуации, требующие преодоления трудностей(ситуация преодоления страха, волнения, неприятных ощущений и т.д.).Используя их в учебно-тренировочном процессе, необходимо соблюдать постепенность и осторожность. В этих ситуациях перед юными спортсменами, как правило, не ставятся задачи проявлять предельные мобилизационные возможности. Акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей юного спортсмена, задач и направленности тренировочного занятия. Психологическая подготовка состоит из общепсихологической подготовки
(круглогодичной) и специальной психологической подготовки непосредственно к соревнованиям. Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, правильную мотивацию, развитие спортивного интеллекта, основ спортивного характера. К ней относится формирование у спортсменов дисциплинированности, организованности, коллективизма, а также способности произвольно управлять собой в условиях соревнований; развитие сосредоточенности и выдержки. Это позволит юному спортсмену быстро овладеть собой, оценить возникшую ситуацию, принять адекватное решение и реализовать его. Общая психологическая подготовка направлена на развитие навыков преодоления определенных трудностей в спортивной деятельности, т.е. волевой подготовки. Воля – это одна из сторон психики, которая в единстве с разумом и чувствами позволяет человеку управлять собой. К основным волевым качествам относятся целеустремленность и упорство, решительность и смелость, инициативность, самостоятельность, выдержка и самообладание. В процессе тренировки необходимы такие нагрузки, при которых тренировка проходит как борьба с преодолением трудностей.
Специальная психологическая подготовка обеспечивает готовность к выступлению в конкретном соревновании. Она характеризируется уверенностью в себе, высоким уровнем желания бороться до конца и победить, значительной эмоциональной устойчивостью, умением управлять своими действиями, настроением, чувствами на различных этапах подготовки, а также организацией оптимального восстановления сил после напряженных тренировок путем продуманного досуга и различных вариантов психорегулирующей тренировки. Важно формировать способности спортсмена к самооценке и оценке возможностей соперников в соответствии с задачами в конкретных соревнованиях, умение настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой, во время игры, независимо от ее исхода. Успешность специальной психологической подготовки обеспечивает ее индивидуализация.
Раздел 5. Воспитательная работа
Задачи
• формирование системы жизненных ценностей, привитие этических норм в отношениях между людьми;
• развитие волевых качеств личности: активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость и др.;
• расширение кругозора, формирование знаний и ценностно-мотивационных установок у юных хоккеистов в занятиях избранным видом спорта.
Сама спортивная деятельность представляет большие возможности для воспитания нравственных качеств личности. Задача тренера – это не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, способного к использованию культурного достояния общества и саморазвитию. Тренер не должен лишать спортсмена его собственного индивидуального своеобразия.
В основе современного обучения и воспитания лежит гуманистическая педагогика. При таком подходе личность рассматривают как уникальную целостную систему, способную к общению с другими личностями. Тренеру следует учитывать, что у детей и подростков Преимущественно меняются психические процессы, происходит качественный сдвиг в развитии самосознания. Стремление к взрослости и самостоятельности, критическое отношение к окружающим, умение подчиняться нормам коллективной жизни (социализация) определяют особенности поведения и активности воспитанника.
Специфика воспитательной работы в спортивных школах состоит в том, что тренер имеет для нее только то время, которое отведено на тренировку, за исключением учебно-тренировочного сбора или спортивно-оздоровительного лагеря, когда можно использовать для этого и свободное время. Воспитывать сознательное отношение к делу, организованность, ответственность должна сама организация учебно-тренировочного
процесса. Главное в этой работе – личный пример и профессионализм тренера, справедливое и адекватное поощрение и порицание, формирование сплоченного коллектива.
Важно с самого начала спортивных занятий воспитывать спортивное трудолюбие –способность преодолевать специфические трудности, что достигается систематическим выполнением тренировочных заданий, связанных с возрастающими нагрузками. На конкретных примерах нужно убеждать юного спортсмена, что успех в современном спорте зависит, прежде всего, от трудолюбия. Вместе с тем в работе с детьми необходимо придерживаться строгой последовательности в увеличении нагрузок.
Ведущее место в формировании нравственного сознания юных спортсменов
принадлежит методам убеждения. Убеждение во всех случаях должно быть доказательным, для чего нужны тщательно подобранные аналогии, сравнения, примеры. Формулировку общих принципов поведения нужно подкреплять ссылками на конкретные данные, на опыт и самого занимающегося.
Важным методом нравственного воспитания является поощрение юного спортсмена –выражение положительной оценки его действий и поступков. Поощрение может быть в видеодобрения, похвалы, благодарности тренера и коллектива. Любое поощрение должно соответствовать действительным заслугам спортсмена.
Одним из методов воспитания является наказание, выраженное в осуждении,
отрицательной оценке поступков и действий юного спортсмена. Виды наказаний
разнообразны: замечание, устный выговор, выговор в приказе, разбор поступка в спортивном коллективе, отстранение от занятий, соревнований. Поощрение и наказание юного спортсмена должны основываться не на случайных примерах, а с учетом всего комплекса поступков.
Проявления слабоволия, снижение активности вполне естественны у спортсмена, как естественны и колебания его работоспособности. В этих случаях большее мобилизующее значение имеют дружеское участие и одобрение, чем наказание. К последнему надо прибегать лишь иногда, когда слабость воли проявляется спортсменом систематически.
Лучшим средством преодоления отдельных моментов слабоволия является привлечение юного спортсмена к выполнению упражнений, требующих преодоления посильных для его состояния трудностей.
Спортивный коллектив является важным фактором нравственного формирования личности юного спортсмена. В коллективе проявляются разнообразные отношения: между членами коллектива, спортивными соперниками. Воспитанию клубного патриотизма юных хоккеистов способствуют такие формы воспитательного воздействия, как окончание сезона, празднование дня рождения школы, ритуал торжественного приема новых спортсменов и проводов выпускников школы, создание «Летописи славы» школы в виде альбомов с фотографиями и сведениями о достижениях выдающихся мастеров русского хоккея, обновление стенда славы сборных команд. Эффективными могут быть такие формы работы, как коллективные просмотры и видео просмотры матчей, обсуждение новостей с сайта федерации, встречи с известными спортсменами, знакомство с достопримечательностями мест пребывания. Особое место в воспитательной работе с юными хоккеистами должно отводиться соревнованиям. Наблюдая за особенностями выступления, поведения и высказываний воспитанника, тренер может сделать вывод, насколько прочно сформировались у хоккеиста волевые качества. Ведь именно напряженная атмосфера ответственных соревнований проверяет не только устойчивость спортивно-технических навыков, но и уровень психологической подготовленности хоккеиста, его личностные качества.
Особое воспитательное воздействие имеют разборы проведенных игр, во время которых педагог создает возможность высказаться каждому игроку: как он оценивает свои действия, что не получилось и как можно исключить выявленные недостатки. При этом каждый воспитанник должен быть уверен, что после своих высказываний он будет защищен от высмеиваний и оскорблений. Оценки за игру должны быть гласными: их необходимо вывешивать в раздевалке после каждой игры (ксерокопии судейского протокола) и комментировать.
Важным условием успешной работы с юными спортсменами является единство воспитательных воздействий семьи, образовательной школы, коллектива педагогов. Все мероприятия должны быть скоординированы с тренировочным процессом.
Раздел 6. Восстановительные мероприятия и врачебный контроль
Повышению физической работоспособности, уменьшению спортивного травматизма, быстрой адаптации к воздействию высоких тренировочных и соревновательных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия. Система восстановительных мероприятий разделяется на четыре группы средств: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические.
Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного
тренировочного занятия, их системы на отдельных этапах тренировочного и
соревновательного процессов. В процессе учебно-тренировочной работы необходимо широко варьировать нагрузку и условия проведения занятия, регулярно переключаться с одного вида деятельности на другой, вводить в ходе тренировки упражнения для активного отдыха. Для юных хоккеистов старших возрастов следует планировать специальные восстановительные циклы.
Психологические средства способствуют снижению психического утомления,
обеспечивают устойчивость и стабильность психического состояния, создают лучший фон для реабилитации, оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов. Средства: аутогенная тренировка, внушение, специальные дыхательные упражнения, переключения на другие виды мышечной деятельности.
Система гигиенических факторов состоит из рационального распорядка дня, личной гигиены, специализированного питания и питьевого режима, закаливания и гигиенических условий тренировок.
Медико-биологическая группа восстановительных факторов включает в себя
витаминизацию, физиотерапию, гидротерапию. Дополнительное введение витаминов осуществляется в зимне-весенний период, а также в процессе напряженных тренировок. Из средств физио и гидротерапии следует использовать различные виды ручного и инструментального массажа, души, ванны, русскую парную баню и сауну. Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением.
Комплексное использование разнообразных восстановительных средств в полном объеме необходимо после больших тренировочных нагрузок и в соревновательном периоде.
В остальных случаях следует использовать отдельные локальные средства в начале или в процессе тренировочного занятия. По окончании занятия с малыми и средними нагрузками достаточно применения обычных водных гигиенических процедур. При выборе восстановительных средств особое внимание необходимо уделять индивидуальной переносимости тренировочных и соревновательных нагрузок.
Раздел 7. Инструкторская и судейская практика
Одной из задач детско-юношеских спортивных школ является подготовка учащихся к роли помощника тренера, инструкторов и участие в организации и проведении массовых спортивных соревнований в качестве судей. Решение этих задач целесообразно начинать на учебно-тренировочном этапе обучения.
Формы проведения занятий: беседы, семинары, самостоятельное изучение литературы, практические занятия.
Овладение принятой в хоккее с мячом терминологией, командным голосом для построения, сдачи рапорта, проведения строевых и порядковых упражнений; владение основными методами построения тренировочного занятия: разминка, основная и заключительная часть. Выполнение обязанностей дежурного по группе (подготовка мест занятий,получение необходимого инвентаря и оборудования и сдача его после окончания занятия).
Наблюдение за выполнением упражнений, технических приемов другими учениками, умение находить ошибки и исправлять их. Подбор упражнений для разминки и самостоятельное ее проведение по заданию тренера, демонстрация технических приемов. Участие в судействе. Правила соревнований и их организация. Права и обязанности игроков, тренеров-представителей команд. Обязанности судей. Способы судейства. Выбор места судей при различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля. Роль судьи как воспитателя.
Требования, предъявляемые к организации и проведению соревнований. Особенности проведения соревнований «Плетеный мяч». Виды соревнований. Системы розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная, их особенности. Положение о соревнованиях.
Составление календаря игр. Оценка результатов соревнований. Форма и порядок предоставления отчетов. Назначение судей. Оформление хода и результатов соревнований.
Судейская бригада, обслуживающая соревнования. Подготовка мест соревнований, информация.
Единая Всероссийская спортивная классификация. Основные сведения о ЕВСК условия выполнения требований и норм ЕВСК. Понятия «спортивный разряд», «спортивное звание», условия их присвоения. Умение проводить самостоятельные и групповые тренировки различной направленности.
Ведение дневника самоконтроля: учет тренировочных и соревновательных нагрузок, результатов тестирований, анализ выступлений в соревнованиях.
Раздел 8. Особенности подготовки игроков в современном хоккее с мячом
Хоккей с мячом способствует разностороннему физическому развитию человека и вместе с тем предъявляет к его организму исключительно высокие требования. Широкая вариативность в характере нервно-мышечных усилий, постоянная смена двигательных режимов в игровой деятельности хоккеистов сопряжены с комплексным проявлением физических способностей. Хоккеист обязан в совершенстве владеть многими сложными двигательными навыками, которые предъявляются в связи с постоянно меняющимися условиями игры. В значительной мере здесь ценится скорость движений, эффективное использование разнообразных двигательных действий в различных ситуациях, подготовку хоккеистов, относятся правила соревнований, условия их проведения и спортивный календарь: продолжительность сезона и количество игр. Игры взрослых команд могут проводиться при температуре воздуха до минус 35°С,детей и юношей – не ниже минус 30°С. Вес защитного снаряжения и коньков достигает 5–7кг. Обычно 7–9 ведущих хоккеистов играют без замен 90 минут. Скорость ведущих игроков на отдельных отрезках достигает 35–40 км/ч, используется около 30 способов передвижения на коньках, количество технических приемов достигает за 90 минут 650 единиц, их смена происходит примерно каждые 8 секунд.
С переходом на катки с искусственным льдом стало возможным расширение
соревновательной практики. Хоккеисты с октября по март проводят от 40 до 70–80 матчей, в среднем на одну неделю приходится две игры. Территориальная отдаленность проводимых матчей достигает девяти часовых поясов (Хабаровск – Швеция). Игры самого престижного клубного турнира – ежегодного Кубка мира проводятся хоть и по 30 минут два тайма, но круглосуточно и на одном поле; при этом отобравшиеся команды играют трижды в день.
Высокая скорость бега на коньках в хоккее с мячом значительно важнее, чем в хоккее с шайбой: предельное удаление партнеров друг от друга может составлять не 30–35, а 75–80 метров. Игрок должен обозревать большее пространство, и у него значительно больше вариантов выбора действий при дефиците времени. Волевая подготовка в хоккее с мячом обусловлена высокими требованиями, предъявляемыми к соревновательной деятельности. Для хоккея характерен высокий дух соперничества, зрелищность, накал страстей, непредсказуемость результата, самоотдача, большое физическое и психическое напряжение. Высокая эмоциональность соревновательной деятельности способствует мобилизации всех возможностей.
Выполнение технико-тактических приемов игры в экстремальных условиях, связанных с плотной опекой, жесткостью борьбы на поле, требует большого мужества и способствует воспитанию высокого уровня волевых качеств. Высокая волевая подготовка основывается на функциональном и техническом фундаменте. Техническая подготовка в хоккее с мячом составляет совокупность всего многообразия специальных приемов передвижения на коньках, владение клюшкой и мячом. Техника игроков имеет значительный индивидуальный диапазон исполнения и неразрывно связанасо всеми сторонами подготовки, в первую очередь тактической. Некоторые авторы определяют эффективность игры по общему числу и разнообразию технических приемов, а также по качественным показателям их надежности, точности и эффективности.
Качественные показатели техники игрока и команды в целом некоторые авторы предлагают определять процентом технического брака в игре.
Психическая подготовка в хоккее с мячом определяется уровнем развития таких функций, как внимание (объем, концентрация, распределение и устойчивость), восприятие, мышление, периферическое зрение, точность дифференцированных усилий и др. Постоянное и резкое изменение игровых ситуаций требует от игроков предельной собранности, умения мгновенно оценить обстановку и быстро принять рациональное решение. Физическая подготовка определяется уровнем развития физических качеств хоккеистов –той базы, на которой строится их технико-тактическое мастерство. Выполнение любого игрового приема неразрывно связано с проявлением физических качеств. Современный хоккей отличается высоким темпом на протяжении всей игры. Хоккеист должен переносить большие тренировочные и соревновательные нагрузки, значительные по длительности перелеты, восстанавливаться в течение непродолжительных интервалов отдыха непосредственно в ходе тренировочного занятия, матча, а также между отдельными играми.
Игровая деятельность комплексно воздействует на органы и системы хоккеиста, требует высокого общего уровня функционирования. Таким образом, эффективность тренировочной и соревновательной деятельности в современном хоккее с мячом во многом определяется уровнем развития общей выносливости спортсменов. В то же время успех обеспечивается высоким уровнем специальной выносливости. Об уровне специальной подготовленности в хоккее с мячом принято судить по изменению показателей количества выполненных игровых действий и допущенных при этом ошибок в первом и втором таймах.
У игроков команд мастеров хорошей оценкой энергетических возможностей считаются показатели PWC 170 от 2100 кгм/мин и выше, а показатели максимального потребления кислорода не менее 70 мл/кг/мин. Эти показатели приближаются к требованиям энергетического обмена в таких видах спорта, как легкоатлетический бег на средниедистанции (76 мл/кг/мин), и соответствуют таким энергоемким видам спорта, как плавание(67 мл/кг/мин.)
Во время игры хоккеисты выполняют многочисленные ускорения, передвигают собственный вес, а также вес защитного снаряжения. Эффективно выполнять эти действия могут только те хоккеисты, у которых хорошо развита сила мышц. Чем выше сила, тем быстрее стартовый разгон и преодоление инерции тела, тем мощнее отталкивания и больше скорость. При высокой значимости общей силовой подготовки особая роль отводится целенаправленной тренировке тех мышечных групп, которые определяют функциональную силовую топографию квалифицированного спортсмена. Мышцы должны тренироваться к проявлению силы именно в положении посадки. В этом случае «перенос» тренированности будет большим. Важно учитывать величину динамического усилия, его длительность, амплитуду и направление движения, а также акцентируемый участок рабочей амплитуды движения.
Скорость является ключевым моментом в нападении. Быстрота, являясь комплексным двигательным качеством, определяется тремя относительно не зависимыми одна от другой формами: хоккеист должен быстро стартовать, тормозить и маневрировать на коньках, обводить соперника, реагировать на действия соперников и партнеров, оценивать игровую ситуацию. Исследованиями в хоккее с шайбой выявлено, что скорости пробегания коротких отрезков на коньках и без коньков между собой не связаны. Это говорит о специфичности скоростных качеств хоккеиста.
Для осуществления рационального отталкивания на коньках необходимо обладать особой, превышающей средние показатели амплитудой разгибания стопы – угла наклона голени вперед. Техника бега на коньках, высокая игровая скорость в хоккее с мячом во многом определяют уровень мастерства хоккеистов. Гибкость тактики в организации обороны и атаки требует от игроков повышения маневренности в беге на коньках.
Координация движений в хоккее с мячом приобретает особую значимость в связи с необычайно разнообразным рисунком игры. Хоккеист должен обладать достаточной устойчивостью, чтобы иметь возможность вести мяч, совершать передачи, удары по мячу, видеть при этом и противника, и партнера.
Мало исследованным и противоречивым в хоккее с мячом является общий объем годовой нагрузки команд высшей лиги. Определить его в настоящее время по данным литературных источников не удалось. В 1984 году различие в объеме тренировочных нагрузок ведущих команд страны было существенно. Так, если в команде мастеров московского «Динамо» на сезон-1983/84 на практические занятия было спланировано 1046часов, то в команде «Енисей» (Красноярск) – лишь 714 часов. В сезоне-1987/88 в годичном цикле подготовки хоккеистов с мячом в двух командах высшей лиги – «Динамо» (Москва) и«Зоркий» (Красногорск) – среднегодовой объем нагрузки составлял 546 часов, из них соревновательной 136 часов (25%), а тренировочной 410 часов (75%). В 1986 году годовая нагрузка была рекомендована в объеме не менее 800–850 часов. В настоящее время такой объем выполняют 14–15-летние хоккеисты учебно-тренировочных групп.
Метаболические энергозатраты, связанные с удержанием специфической позы, составляют 21±5 мл/кг/мин., или при весе 80 кг – около 1,5 литра О2 в минуту. Наклоненное вперед туловище, затрудняющее дыхание и сердечно-сосудистую деятельность, статическая нагрузка на мышцы спины, живота и ног приводят к тому, что МПК, зарегистрированное при беге на коньках, в среднем на 10–15% меньше, чем при легкоатлетическом беге или педалировании на велоэргометре. Установлено, что различия в затратах энергии, приходящейся на каждый метр дистанции бега, у конькобежцев с хорошей и плохой техникой составляют от 14 до 23%. В легкоатлетическом беге подобные различия между мастерами иначинающими спортсменами составляют лишь около 7%.
Хоккей с мячом – сложный по всем показателям вид спорта, требующий особой подготовки.
Раздел 9.Информационное обеспечение
1. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. М.: Академия, 2001.
2. Лукьяненко, В.П. Физическая культура: основы знаний. М.: Советский спорт, 2005.
3. Матвеев, А.П. Экзамен по физической культуре: вопросы и ответы. М.: Владоспресс,2002.
4. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера «Наука побеждать». М.: АСТРЕЛЬ, 2002.
5. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.: Физкультура и спорт,1986.