Рабочая общеобразовательная предпрофессиональная программа ПО ХОККЕЮ С МЯЧОМ НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Рабочая общеобразовательная предпрофессиональная программа ПО ХОККЕЮ С МЯЧОМ НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-оздоровительные мероприятия, участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах, пребывание в оздоровительно-спортивных лагерях, инструкторская и судейская практика.
Этап начальной подготовки - возраст 7- 8 лет
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая общеобразовательная предпрофессиональная программа ПО ХОККЕЮ С МЯЧОМ НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ»
Рабочая общеобразовательная предпрофессиональная программа
ПО ХОККЕЮ С МЯЧОМ
НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тренер- преподаватель: Панасенко Е.В.
Сроки реализации программы: 1 год
Возраст занимающихся: 7-8 лет.
г. Иркутск, 2017 год
Содержание
Пояснительная записка
Раздел I. Организационно-методические указания
Раздел II. Нормативная часть
Раздел III. Методическая часть
1. Объемы тренировочной нагрузки
• объем тренировочной нагрузки, для группы НП-1
2. Программный материал для практических занятий
• Группы начальной подготовки
3. Подпрограмма по теоретической подготовке
4. Воспитательная работа
5. Психологическая подготовка
6. Восстановительные мероприятия и врачебный контроль
7. Ожидаемый результат
Пояснительная записка
Программа разработана на основе нормативных документов, регламентирующих работу МБОУДО г. Иркутска ДЮСШ №7, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», письмом Минспорта от 12.05.2014 «Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации», приказом Министерства спорта РФ от 12.09.2013 №731 «Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта», приказом Министерства спорта РФ от 27.12.13 №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта хоккей утвержденного приказом Минспорта России от 26 декабря 2013 г. №1079
Раздел I. Организационно-методические указания
Основными формами учебно-тренировочного процесса являются групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам, медико-оздоровительные мероприятия, участие в соревнованиях и учебно-тренировочных сборах, пребывание в оздоровительно-спортивных лагерях, инструкторская и судейская практика.
Этап начальной подготовки - возраст 7- 8 лет
Цель – привитие учащимся устойчивого интереса к избранному виду спорта,
формирование культуры здорового образа жизни, умений применить полученные знания в тренировочном процессе и в жизни.
Задачи и преимущественная направленность учебно-тренировочного процесса:
• содействие укреплению здоровья и физического развития, закаливание организма;
• отбор способных к занятиям хоккеем с мячом детей;
• формирование интереса к хоккею с мячом, воспитание черт спортивного характера.
Особое внимание в этом возрасте следует уделять воспитанию специальных
способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры, а также укреплению мышц и связок голеностопного сустава и подвижности разгибателей стопы.
На каждой тренировке разминочный, заключительный бег и общеразвивающие упражнения составляют в сумме не менее 20 минут, на ледовых занятиях – это обязательная сухая разминка. Безостановочный бег (сначала в чередовании с быстрой ходьбой) постепенно доводится до 10 минут.
Подвижные игры, преимущественно на ловкостно - координационные и скоростные способности, в этом возрасте – ведущее средство тренировочного процесса. Они занимают до 50% общего времени занятий. Двустороннюю игру в футбол, хоккей с мячом по полным правилам проводить в этом возрасте нецелесообразно – только элементы спортивной игры на индивидуальную и групповую тактику.
Раздел II. Нормативная часть
Программа составлена на основе нормативных документов, регламентирующих деятельность МБОКДО г. Иркутска ДЮСШ № 7.
На этап начальной подготовки (НП) зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, имеющие письменное разрешение врача-педиатра, заявления от родителе (законных представителей). На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.
Раздел III. Методическая часть
Методическая часть программы включает в себя учебный материал по основным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле; рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, проведение педагогического мониторинга эффективности учебно-тренировочного процесса.
1. Объемы тренировочной нагрузки
Режимы учебно-тренировочной работы и требования по видам подготовленности (ОФП, СФП, ТТП и игровой подготовки)
Этапы
подготовки
Год
обучения
Примерный
возраст для
зачисления
Кол-во
часов
в неделю
Требования
по спортивной
подготовке
Начальной подготовки
1- год
7-8
6
Выполнение
нормативов
по ОФП и СФП
Соотношение видов подготовки по этапам и годам (%)
Этапы многолетней подготовки
Общая физическая
Специальная физическая
Техническая
Тактическая
Игровая
Соревновательная
Всего
Этап начальной подготовки (7-8 лет) 1
28
16
26
13
12
5
100
Виды
соревнований
Этап начальной
Подготовки 1 год
Учебно-тренировочные
3
Контрольные
-
Основные
-
ВСЕГО
3
Раздел III. Методическая часть
Методическая часть программы включает в себя учебный материал по основным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле; рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, проведение педагогического мониторинга эффективности учебно-тренировочного процесса.
План-график распределения программного материала в годичном цикле для групп начальной подготовки 1-го года обучения (ч).
.
содержание
занятия
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
всего часов
Теоретическая подготовка
1
1
1
1
1
6
ОФП
4
10
13
15
15
8
5
6
4
4
5
4
92
СФП
1
1
1
1
1
4
3
5
3
1
2
2
25
ТТМ техническая подготовка
13
10
9
7
7
11
12
11
11
12
11
12
126
Тактическая подготовка
5
Участие в соревнованиях
2
2
1
1
2
2
2
2
2
2
2
20
Инструкторская практика
1
2
4
Часов в месяц
26
26
26
26
25
25
25
26
26
26
26
26
309
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема урока
Всего часов
Из них
УУД
Форма занятий
Контроль
теория
практика
Техническая подготовка
126
126
Личностные:
Мотивация к обучению
Терпение
Воля
Стремление к достижению цели
Регулятивные:
Планирование
Самооценка
Взаимооценка
Познавательные:
Выбор эффективной техники
Рефлексия
Решение проблем собственным путем
Коммуникативные:
Сотрудничество
Разрешение конфликтов
Предметные:
Способность контролировать мяч
Умение наносить удары по мячу различными способами
Способность противодействовать сопернику
Объяснение, тренировка
Наблюдение, коррекция,
Тестирование,
диагностика
1
Подводящие упражнения на утрамбованном снегу
31,5
31,5
2
Подводящие упражнения на льду
31,5
31,5
3
Специальные упражнения на льду
31,5
31,5
4
Стартовые рывки:
31,5
31,5
Тактическая подготовка
20
20
Личностные:
Терпение
Воля
Стремление к достижению цели
Регулятивные:
Планирование
Самооценка
Взаимооценка
Познавательные:
Выбор эффективной тактики
Рефлексия
Решение проблем собственным путем
Коммуникативные:
Сотрудничество
Разрешение конфликтов
Предметные:
Способность выбирать действие
Умение «действовать на опережение»
Способность к групповым взаимодействиям
11
Тактика игры в атаке
4
4
объяснение
Анкетирование
12
Тактика игры в атаке
4
8
Тренировка
Наблюдение
13
Тактика игры в обороне
4
4
объяснение
Коррекция
14
Тактика игры в обороне
4
4
тренировка
коррекция
15
Тактика игры вратаря
4
4
объяснение тренировка
Коррекция
тестирование
Общая физическая подготовка
92
92
Личностные:
Терпение
Воля
Стремление к достижению цели
Регулятивные:
Планирование
Самооценка
Взаимооценка
Познавательные:
Выбор эффективной тактики
Рефлексия
Решение проблем собственным путем
Коммуникативные:
Сотрудничество
Разрешение конфликтов
Предметные:
Способность к физическим усилиям
Умение выполнять строевые команды
Осознание основ ЗОЖ
16
Строевые упражнения
13
13
тренировка
Наблюдение
17
Упражнения на тренажерах
13
13
Круговая тренировка
Тестирование
18
Беговые упражнения
13
13
Тренировка
Коррекция
19
Беговые упражнения
13
13
Тренировка
Коррекция
20
Упражнения с мячами
13
13
Тренировка
Коррекция
21
Упражнения с мячами
13
13
Круговая тренировка
Коррекция
22
Упражнения в парах
13
13
тренировка
Коррекция
23
Контрольный урок
1
1
соревнование
зачет
Специальная физическая подготовка
25
25
Личностные:
Терпение
Воля
Стремление к достижению цели
Регулятивные:
Планирование
Самооценка
Взаимооценка
Познавательные:
Выбор эффективной тактики
Рефлексия
Решение проблем собственным путем
Коммуникативные:
Сотрудничество
Разрешение конфликтов
Предметные:
Развитие специальных физических качеств
Способность выполнять максимальные усилия
24
Скоростная подготовка
4
4
Тренировка
тестирование
25
Силовая подготовка
4
4
Тренировка
коррекция
26
Скор-сил. подготовка
4
4
Тренировка
коррекция
27
Развитие выносливости
4
4
Тренировка
коррекция
28
Развитие ловкости
4
4
Тренировка
коррекция
28
Борьба за мяч
4
4
Тренировка
коррекция
29
Контрольный урок
1
1
Соревнование
зачет
Соревнования
3
3
Личностные:
Воля
Стремление к достижению цели
Регулятивные:
Планирование
Самооценка
Взаимооценка
Познавательные:
Выбор эффективной тактики
Рефлексия
Решение проблем собственным путем
Коммуникативные:
Сотрудничество
Разрешение конфликтов
Предметные:
умение проявить качества в игровой обстановке
способность проявлять лидерские качества
Соревнование
Соревнование
Итого:
309
Требования к организации и проведению контрольных и переводных
испытаний групп начальной подготовки
Для оценки общей физической подготовки групп начальной подготовленности применяются следующие тесты в «безледовых условиях»:
Бег 20 м с высокого старта (с).
Прыжок в длину толчком двух ног (м).
Отжимание на руках из и.п. упор лежа (кол-во).
Бег 20 м спиной вперед (с).
Челночный бег 6x9 м (с).
2. Программный материал для практических занятий группы начальной подготовки
Техническая коньковая подготовка
Подводящие упражнения на утрамбованном снегу:
Стойка хоккеиста: высокая, средняя, низкая. Падения: «рыбкой» на руки, в группировке на бок, самостраховка. «Елочка» по разметке. Скольжение на двух после разбега с 3–4 шагов. То же с 5–7 шагов с переносом центра тяжести с правой на левую ногу. То же с выпадами, полуприседами, подскоками на двух, скрестными шагами.
Подводящие упражнения на льду
Стойка хоккеиста: высокая, средняя, низкая. Скольжение на двух ногах, не отрывая коньков ото льда. Скольжение на двух с попеременным переносом центра тяжести с одной на другую, сначала с дополнительной подвижной опорой, с помощью партнера и т.п. Скольжение на двух после поочередного толкания каждой ногой. «Фонарики» сведением и разведением коньков. Поочередное скольжение на одной после толкания другой ногой, можно толкать перед собой партнера.
Специальные упражнения на льду
Скольжение, приседания, отведение и приведение, махи ногой в разных направлениях, выпады, пружинистые покачивания в выпаде. Скольжение в полуприседе и в полном приседе, наклоны в стороны, назад. Скольжение на двух с варьированием стойки хоккеиста. Скольжение на двух, не отрывая коньков, в стойке хоккеиста за счет переноса центра тяжести вперед – в сторону. Толчок правой – скольжение на двух, то же с левой. Попеременный толчок правой, левой – скольжение на двух. Попеременное отталкивание левой (правой) с максимальным прокатом на каждой ноге. Одноопорное скольжение в положении «ласточка», в сочетании с другими видами равновесия. Прохождение прямой с предварительного разбега на наименьшее количество шагов. Ходьба и бег с сильно развернутыми в стороны носками. Разучивание стартовых положений. Объезд препятствий в двухопорном скольжении. То же, отталкиваясь одной ногой. Бег по виражу.
Торможение: поочередное притормаживание каждой ногой за счет переноса центра тяжести несколько назад и разворота конька носком внутрь. Стартовые рывки:
ходьба на коньках с постановкой их на лед в У-образном положении, бег на коньках на месте с опорой руками в парах, взявшись за руки, прыжки с изменением глубины приседа, бег на коротких отрезках, старты из различных исходных положений.
. Скольжение на коньках спиной вперед, не отрывая коньков ото льда с поворотами поочередно на 180о и 360о. «Салки», эстафеты, комбинации в положении спиной вперед.
Техническая ледовая подготовка
Упражнения с клюшкой, мячом Перемещения клюшки, находящейся в двух руках, вперед и назад, за спину, в разные стороны. Круговые движения клюшкой хватом одной руки за середину рукоятки, вокруг туловища вправо и влево, перехваты клюшки из одной руки в другую; подбрасывание клюшки вверх. Перехватывание кистями по клюшке вверх и вниз перед собой, с боков, за спиной. Ведение мелких предметов (кубики, резиновые колечки, теннисные мячи) в различных направлениях. Скольжение по кругу: сгибание и разгибание рук, маховые движения и вращение клюшки, отведение, поднимание и опускание клюшки. Скольжение на одном коньке, спиной вперед, с прыжками вверх, вперед, в стороны, через бортики.
Удары по мячу: прямой, подсечкой (на месте и в движении). Броски мяча клюшкой.
Остановки мяча клюшкой, туловищем, коньком. Жонглирование мячом (на месте, в движении). Обманные движения (финты) туловищем, клюшкой. Финт с изменением направления движения. Финт с изменением скорости движения. Обманные движения с использованием бортиков. Отбор мяча. Выбивание мяча. Перехват мяча.
Тактическая подготовка
Индивидуальные действия. Игра в нападении. Умение ориентироваться с мячом и без мяча.
Игра в защите. Действия против игрока, не владеющего мячом: закрывание,
подстраховка. Действия против игрока, владеющего мячом: противодействие ведению мяча, передаче, нанесению удара и т.д.
Подготовка вратарей
Обучение начинающих вратарей идет по двум направлениям – общее для всех игроков и специальное. Общая физическая подготовка вратарей проводится по программе полевых игроков. Дополнительно следует обращать внимание на развитие быстроты реакции, гибкости и координации движений.
Специальная подготовка вратарей (на коньках и без коньков)
Стойка вратаря, принятие стойки по сигналу, после бега лицом и спиной вперед. Передвижение приставными шагами; прыжки вперед-назад, вправо-влево в стойке. Передвижения приставными и скрестными шагами, в челночном беге; старты прыжками правым, левым боком, приставными и скрестными шагами, перемещения и прыжки в глубоком приседе, вперед-назад, вправо-влево; кувырки вперед и назад, в сторону, акробатика; жонглирование теннисными мячами.
3. Подпрограмма по теоретической подготовке
Теоретические знания даются непосредственно в тренировочном процессе, а также в форме лекционных и практических занятий, дискуссий, тестирования, творческих заданий и др. и органически связаны с физической, технической, тактической, психологической и волевой подготовкой, как элемент практических знаний.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ:
1. Физическая культура как средство всестороннего развития личности. Понятие о физической культуре и спорте.
2. Основы здорового образа жизни. Понятие о гигиене и санитарии. Рациональное питание. Основы профилактики инфекционных заболеваний. Вредные привычки, их профилактика.
3. История развития хоккея с мячом.
4. Спортивная школа, ее задачи и содержание деятельности.
5. Врачебный контроль, самоконтроль. Временное ограничение физических нагрузок после перенесенных заболеваний. Профилактика травм и заболеваний.
6. Назначение и содержание разминки. Индивидуальная работа в процессе тренировки по заданию.
7. Хорошее катание – основа успеха юного хоккеиста. Выполнение установок тренера.
4. Воспитательная работа
Задачи
• формирование системы жизненных ценностей, привитие этических норм в отношениях между людьми;
• развитие волевых качеств личности: активность, целеустремленность, эмоциональную устойчивость и др.;
• расширение кругозора, формирование знаний и ценностно-мотивационных установок у юных хоккеистов в занятиях избранным видом спорта.
5. Психологическая подготовка
Цель – формирование гармоничной личности, способной к анализу и готовой
самостоятельно решать возникшие проблемы.
Задачи:
• формирование личности спортсмена и межличностных отношений;
• формирование установки на тренировочную деятельность;
• выведение команды, спортсмена на уровень психологической стабильности,
поддержание ее на протяжении соревновательного сезона;
6. Восстановительные мероприятия и врачебный контроль
Повышению физической работоспособности, уменьшению спортивного травматизма, быстрой адаптации к воздействию высоких тренировочных и соревновательных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия. Система восстановительных мероприятий разделяется на четыре группы средств: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические.
7. Планируемые результаты обучения
выработка оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности заниматься физической культурой и спортом;
пробуждение в детях желания заботиться о собственном здоровье;
формирование знания негативных факторов риска здоровью.