kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы биомеханики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы биомеханики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО): 050141 Физическая культура 1.1. Область применения Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050141 Физическая культура 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы Учебная дисциплина «Основы биомеханики» является общепрофессиональной дисциплиной по специальности 050141 Физическая культура (ОП.07). 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины: Цель курса – познакомить студентов с биомеханическими основами физических упражнений, в частности с основами спортивной техники, вооружить знаниям, необходимыми для эффективного применения физических упражнений в качестве средств физического воспитания и повышения уровня спортивных достижений. В результате изучения дисциплины студенты должны уметь: • применять знания по биомеханике при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности; • проводить биомеханический анализ двигательных действий; знать: • основы кинематики и динамики движений человека; • биомеханические характеристики двигательного аппарата человека; • биомеханику физических качеств человека; • половозрастные особенности моторики человека; • биомеханические основы физических упражнений, входящих в программу физического воспитания школьников 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов; самостоятельной работы обучающегося 19 часов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины «Основы биомеханики»»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины «Основы биомеханики»

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы биомеханики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО): 050141 Физическая культура

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

  2. Структура и содержание учебной дисциплины

  3. Условия реализации учебной дисциплины

  4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

  5. Приложения

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ БИОМЕХАНИКИ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050141 Физическая культура

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина «Основы биомеханики» является общепрофессиональной дисциплиной по специальности 050141 Физическая культура (ОП.07).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цель курса – познакомить студентов с биомеханическими основами физических упражнений, в частности с основами спортивной техники, вооружить знаниям, необходимыми для эффективного применения физических упражнений в качестве средств физического воспитания и повышения уровня спортивных достижений.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

  • применять знания по биомеханике при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

  • проводить биомеханический анализ двигательных действий;

знать:

  • основы кинематики и динамики движений человека;

  • биомеханические характеристики двигательного аппарата человека;

  • биомеханику физических качеств человека;

  • половозрастные особенности моторики человека;

  • биомеханические основы физических упражнений, входящих в программу физического воспитания школьников

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов;

самостоятельной работы обучающегося 19 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

57

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

38

В том числе:


лабораторные работы

4

практические занятия

8

контрольные работы


курсовая работа (проект) (если предусмотрено)


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

19

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

Раздел 1. Биомеханические аспекты управления движениями человека




Тема1.1. История развития биомеханики.

Содержание учебного материала

2

1

1.Задачи биомеханики спорта.

1


2.Этапы развития биомеханики спорта. Направления развития биомеханики человека.

1


Тема1.2.Биомеханические характеристики двигательного аппарата человека

Содержание учебного материала

6 (4/2)


1.Кинематические характеристики: пространственные, временные, пространственно – временные.

2

2

2.Динамические характеристики: инерционные, силовые, энергетические.

2

2

Практические занятия

2


Решение задач линейных перемещений биосистемы.

2


Самостоятельная работа

3


Решение задач вращательных перемещений биосистемы

3


Тема 1.3.Строение и функции биомеханической системы двигательного аппарата

Содержание учебного материала

5 (3/2)


1.Биомеханические цепи.

1

2

2.Биодинамика мышц, механические свойства мышц, механика мышечного сокращения.

1

2

3.Механическая работа, мощность работы и энергия при движениях человека.

1

2

Лабораторная работа

2


Определение центра тяжести человека аналитическим методом

2


Самостоятельная работа

3


Определение центра тяжести отдельных звеньев человека аналитическим методом.

3


Раздел 2. Основы биомеханики спорта




Тема 2.1. Биомеханика двигательных действий

Содержание учебного материала

6 (4/2)


1.Геометрия массы тела. Силы, участвующие в движениях человека.

1

2

2. Биоэнергетика двигательных действий. Превращение и преобразование энергии в двигательных действиях.

1

2

3. Половозрастные особенности моторики человека. Особенности моторики женщин.

1

2

4. Онтогенез моторики в отдельные возрастные периоды.

1

2

Лабораторная работа

2


Определение центра тяжести человека графическим методом.

2


Самостоятельная работа

4


Решение задач на определение внутренних и внешних сил, действующих на спортсмена при выполнении двигательного действия.

4


Тема 2.2. Биомеханика физических качеств

Содержание учебного материала

7 (5/2)


1.Понятия о двигательных качествах.

2

2

2.Биомеханические характеристики выносливости, силовых и скоростных качеств

2

2

3.Утомление и его биомеханические проявления.

1

2

Практические занятия

2


Решение задач по определению показателей физических качеств при занятиях физической культурой и спортом.

2


Самостоятельная работа

4


Определение физической работоспособности человека математическим путем при занятиях физическими упражнениями.

4


Тема 2.3. Система движений и организация управления ими

Содержание учебного материала

5 (3/2)


1.Биомеханические аспекты управления движением человека.

1

2

2.Состав системы движений и ее структура. Спортивное действие как управляемая система движений.

1

2

3.Управление движениями в переменных условиях. Биомеханические основы физических упражнений, входящих в программу физического воспитания школьников.

1

2

Практические занятия

2


Расчет механизма локомоторных движений в спорте: отталкивание от опоры, шагательных движений.

2


Самостоятельная работа

2


Расчет биомеханики стартовых действий: бега ходьбы, прыжков.

2


Тема 2.4. Спортивно – техническое мастерство

Содержание учебного материала

5 (3/2)


1. Показатели технического мастерства.

1

2

2. Эффективность владения спортивной техникой.

1

2

3. Закономерности биомеханики в совершенствовании спортивного мастерства.

1

2

Лабораторная работа

2


Составление хронограмм по материалам киносъемки физического упражнения.

2


Самостоятельная работа

3


Расчет показателей технического мастерства (рациональность, эффективность, освоенность техники) в отдельных видах спорта.

3


3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.Требования к минимальному материально – техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета биологии.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно – наглядных пособий по дисциплине « Биомеханика»

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Донской Д. Д., Зациорский В.М. Биомеханика: учебник для институтов физической культуры. – М, 1979, 264с./гл. 2 – 6, 12/

2.ПоповГ.И. Биомеханика. Учебник для ннститутов физической культуры. - М.: Изд. Центр «Академия», 2005, 256с.

3. Стрельников В.Л. Лабораторные работы по биомеханике спорта. – БГУ, 2006, 48с.

Дополнительные источники:

1.Голомазов СВ. Кинезиология точечных действий человека.- М.: СпортАкадемПресс, 2003, 208с.

2.Донской Д.Д. Движения спортсмена: Очерки по биомеханике спорта. – К.: Олимпийская литература, 2006. 184 с.

3.Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. – М.: Издательский центр «Академия», 1999, 218с. ( гл. 2)

4.Коренберг В.А. Основы качественного биомеханического анализа. – МГАФК, 2004, 192с.

Интернет - ресурсы:

1. http: / nar – books. norod. ry/

2. dvg. ru meteo /book/ biomechan. htm

3. bagira – ucoz. ru index /biomekhanika sporta/

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Результаты (освоенные умения и знания)

Формы, методы контроля и оценки

Должен уметь:

  • применять знания по биомеханике при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности (определять и выбирать наиболее рациональное и эффективное выполнение двигательного действия)

  • проводить биомеханический анализ двигательных действий:

-исследовать структуру времени отдельных двигательных действий в системе целостного физического упражнения;

-определять положение общего центра тяжести аналитическим и графическим методами;

-составлять хрононограммы по материалам киносъемки физического упражнения;

-определять уровень развития физических качеств.


Комплексное практическое задание. Экспертная оценка выполнения практического задания.




Комплексное практическое задание.

Экспертная оценка выполнения практического задания.



Должен знать:

- основы кинематики и динамики движений человека РАСКРЫТЬ

  • биомеханические характеристики двигательного аппарата человека;

  • биомеханику физических качеств человека;

  • половозрастные особенности моторики человека


Дифференцированный зачет. Экспертная оценка устного ответа.

Дифференцированный зачет. Экспертная оценка устного ответа.


Дифференцированный зачет. Экспертная оценка устного ответа.

Дифференцированный зачет. Экспертная оценка устного ответа.


Приложение 1.

Показатели результатов освоения дисциплины «Основы биомеханики»

Результаты (освоенные умения и усвоенные знания)

Основные

показатели

Формы, методы контроля и оценки

знать:

  • основы кинематики и динамики движений человека;








  • биомеханические характеристики двигательного аппарата человека






  • биомеханику физических качеств человека;




  • половозрастные особенности моторики человека;




  • биомеханические основы физических упражнений, входящих в программу физического воспитания школьников



Знает: кинематические характеристики движений ( пространственные, временные, пространственно – временные);

-динамические характеристики движений (инерционные, силовые, энергетические)

Знает:

-геометрию масс тела;

- кинематические пары, виды кинематических цепей;

- механические свойства мышц, механику мышечного сокращения;

-силы, участвующие в движениях человека.

Знает:

-биомеханические характеристики физических качеств ( выносливости, быстроты, силы, гибкости, ловкости);

Знает:

-онтогенез моторики в отдельные возрастные периоды;

-особенности моторики

женщин.

Знает:

-биодинамику осанки;

-биодинамику гимнастических упражнений;

-биодинамику прыжка;

-биодинамику ходьбы и бега;

-биодинамику лыжного хода;

-биодинамику плавания кролем.

-биодинамику метаний;


Дифференцированный зачет.

Экспертная оценка устного ответа.







Дифференцированный зачет.

Экспертная оценка устного ответа.






Дифференцированный зачет.

Экспертная оценка устного ответа.



Дифференцированный зачет.

Экспертная оценка устного ответа.




Дифференцированный зачет.

Экспертная оценка устного ответа.







Приложение 2

Формирование ПК и ОК

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять

методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и

качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации,

необходимой для постановки и решения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии

для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях

обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.

ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс

и результаты учения.

ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.

тема

Дидактические единицы

ПК, ОК

Виды работ

Тема1.1.История развития биомеханики

Этапы развития биомеханики спорта.

Направления развития биомеханики человека

ПК1.3.

ПК1.4.

ОК 1.

ОК 4.

ОК 8.

Теоретическое занятие.

Написание рефератов

Тема 1.2. Биомеханические характеристики тела человека и его движений.

Кинематические характеристики: пространственные, временные, пространственно- временные.

Динамические характеристики: инерционные, силовые, энергетические.

ПК1.1.

ПК1.4.

ОК 4.

ОК 5.

ОК 9.

Теоретическое занятие.

Практическое занятие: решение задач линейных перемещений

Тема1.3.Строение и функции биомеханической системы двигательного аппарата

Биомеханические цепи.

Биодинамика мышц, механические свойства мышц, механика мышечного сокращения. Механическая работа, мощность работы и энергия при движениях человека.

ПК1.1.

ПК1.3.

ПК1.4.

ОК 4.

ОК 5.

ОК 9.


Теоретическое занятие.

Лабораторная работа. Тема: «Определение общего центра человека аналитическим методом».

Тема 2.1.

Биомеханика двигательных действий

Геометрия массы тела.

Силы, участвующие в движениях человека. Биоэнергетика двигательных действий. Превращение и преобразование энергии в двигательных действиях.

ПК1.1.

ПК1.3.

ПК1.4.

ОК 4.

ОК 5.

ОК 8.

ОК 9.

Теоретическое занятие.

Лабораторная работа. Тема: «Определение общего центра тяжести человека графическим методом»

Тема 2.2.

Биомеханика двигательных качеств

Понятие о двигательных качествах. Биомеханические характеристики выносливости, силовых и скоростных качеств.

Утомление и его биомеханические проявления


ПК1.1.

ПК1.3. ПК1.4.


ОК 2.

ОК 4.

ОК 5.

ОК 9.

Теоретическое занятие.

Практическое занятие: решение задач по определению показателей физических качеств при занятиях физической культурой и спортом.

Тема 2.3.

Система движений и организация управления ими.

Биомеханические аспекты управления движениями человека. Состав движения и ее структура.

Спортивное действие как управляемая система движений.

Управление движениями в переменных условиях.

ПК1.1.

ПК1.3.

ПК1.4.

ОК 4.

ОК 5.

ОК 9.

Теоретическое занятие.

Практическое занятие: расчет механики локомоторных движений в спорте: отталкивание от опоры, шагательных движений.

Тема 2.4.

Спортивно техническое мастерство

Показатели технического мастерства. Эффективность владения спортивной техникой.

Закономерности биомеханики в совершенствовании спортивного мастерства.

ПК1.1.

ПК1.3.

ПК1.4.

ОК 2.

ОК 4.

ОК 5.

ОК 8.

ОК 9.

Теоретическое занятие.

Лабораторная работа. Тема: «Составление хронограмм по материалам киносъемки физического упражнения».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы биомеханики»

Автор: Петелин Александр Сергеевич

Дата: 06.11.2015

Номер свидетельства: 249234

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Рабочая программа "ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА " (внеурочная деятельность по физической культуре)"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_igrovye_vidy_sporta_vneurochnaia_deiatelnost_po_fizicheskoi_"
    ["file_id"] => string(6) "474106"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1529737208"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства