Рабочая программа по физической культуре 2-4 класс (ФГОС)
Рабочая программа по физической культуре 2-4 класс (ФГОС)
Рабочая программа учебного предмета Физическая культура составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами. Важнейшими задачами начального общего образования является: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции, реализуются в процессе обучения по всем предметам. Физическая культура совместно с другими предметами решает одну из важных проблем – проблему здоровья ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа учебного предмета Физическая культура составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 № 2357, от 29.12.2014 № 1643;
-основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 01.06.2011 № 118, с изменениями от 01.09.2012 № 186, от 24.06.2013 № 130;
-Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) в МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 12.02.2015 № 39.
И на основе авторской программы Б.Б Егоров., Ю.Е. Пересадина., В.Э.Цандыков. Важнейшими задачами начального общего образования является: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции, реализуются в процессе обучения по всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Физическая культура совместно с другими предметами решает одну из важных проблем – проблему здоровья ребенка. Предметом обучения физической культуре на уровне начального общего образования является двигательная деятельность учащихся с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. Учитывая эти особенности, целью программы по физической культуре является: формирование у учащихся начального общего образования основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач: - укрепление здоровья учащихся посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма; - совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта; - формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; - развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга; - обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности. Программа обучения физической культуре направлена на: -реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы); -реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся; -соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические умения и навыки, в том числе и в самостоятельной деятельности; -расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов; -усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у учащихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».
II. Общая характеристика учебного предмета
Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати - двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью, но при этом физически слабо развиты. Причина состоит в том, что изменились климато-географические, экологические и социальные условия. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет имел возможность реализовать свою двигательную активность в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась.
В процессе изучения предмета «Физическая культура» реализуется деятельностный подход в соответствии с требованиями ФГОС через ряд деятельностно - ориентированных принципов, а именно:
А) Принцип обучения деятельности. У детей развиваются умения определять цель своей деятельности, планировать работу по её осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом.
Б) Принципы управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане начального общего образования учебный предмет Физическая культура изучается со 1 по 4 класс, по 3 часа в неделю (34 учебные недели в год). Общий объём учебного времени во 2-4 классе составляет 102 часа в учебный год, 34 учебных недели.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Универсальными действиямиучащихся на уровне начального общего образования по физической культуре являются:
-умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
-умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
-умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
-овладение начальными навыками адаптациив динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, нличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатамиосвоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
-находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
-обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
-организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
-планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
-анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
-видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
-оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
-управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
-технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
-овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
-планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
-излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
-представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
-измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
-оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
-организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
-бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
-организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
-характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
-взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
-в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
-подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
-находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
-выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
-выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
-применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
-В том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Система оценки достижений планируемых результатов освоения учебной программы учащимися
2 класс
Учащиеся второго класса научатся:
Раздел «Знание о физической культуре»
Различать основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие;
производить закаливание организма (обтирание).
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
Выполнять утреннюю зарядку и гимнастику под музыку;
Выполнять упражнения развивающие быстроту и равновесие;
определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости).
Раздел «Физическое совершенствование»
выполнять организующие строевые команды и приемы;
выполнять акробатические и гимнастические упражнения прикладного характера;
выполнять легкоатлетические упражнения;
выполнять упражнения из подвижных игр.
Учащиеся второго класса получат возможность научиться:
Раздел «Знание о физической культуре»
Понимать правила проведения закаливающих процедур;
характеризовать понятие об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки.
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
Вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
выполнять комплексы упражнений для развития равновесия.
Раздел «Физическое совершенствование»
Выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча.
Выпускник научится:
Раздел «Знания о физической культуре»
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Раздел «Физическое совершенствование»
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
выполнять организующие строевые команды и приёмы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
Раздел «Знания о физической культуре»
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
плавать, в том числе спортивными способами;
выполнять передвижения на лыжах.
3 класс
Учащиеся третьего класса научатся:
Раздел «Знание о физической культуре»
Различать основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие;
производить закаливание организма (обтирание).
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
Выполнять утреннюю зарядку и гимнастику под музыку;
Выполнять упражнения развивающие быстроту и равновесие;
определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости).
Раздел «Физическое совершенствование»
выполнять организующие строевые команды и приемы;
выполнять акробатические и гимнастические упражнения прикладного характера;
выполнять легкоатлетические упражнения;
выполнять упражнения из подвижных игр.
Учащиеся третьего класса получат возможность научиться:
Раздел «Знание о физической культуре»
Понимать правила проведения закаливающих процедур;
характеризовать понятие об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки.
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
Вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
выполнять комплексы упражнений для развития равновесия.
Раздел «Физическое совершенствование»
Выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча.
Выпускник научится:
Раздел «Знания о физической культуре»
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Раздел «Физическое совершенствование»
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
выполнять организующие строевые команды и приёмы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
Раздел «Знания о физической культуре»
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
плавать, в том числе спортивными способами;
выполнять передвижения на лыжах
4 класс
Учащиеся четвертого класса научатся:
Раздел «Знание о физической культуре»
Различать основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие;
производить закаливание организма (обтирание).
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
Выполнять утреннюю зарядку и гимнастику под музыку;
Выполнять упражнения развивающие быстроту и равновесие;
определять уровень развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости).
Раздел «Физическое совершенствование»
выполнять организующие строевые команды и приемы;
выполнять акробатические и гимнастические упражнения прикладного характера;
выполнять легкоатлетические упражнения;
выполнять упражнения из подвижных игр.
Учащиеся четвертого класса получат возможность научиться:
Раздел «Знание о физической культуре»
Понимать правила проведения закаливающих процедур;
характеризовать понятие об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений для формирования правильной осанки.
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
Вести наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
выполнять комплексы упражнений для развития равновесия.
Раздел «Физическое совершенствование»
Выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений для развития точности метания малого мяча.
Выпускник научится:
Раздел «Знания о физической культуре»
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Раздел «Физическое совершенствование»
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
выполнять организующие строевые команды и приёмы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
Раздел «Знания о физической культуре»
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Раздел «Способы физкультурной деятельности»
вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
плавать, в том числе спортивными способами;
выполнять передвижения на лыжах.
Формы контроляуровня достижений учащихся:
В целях определения степени освоения учащимися учебного предмета «Физическая культура» в 2-4 классах текущий контроль осуществляется по следующим показателям:
- теоретические знания;
- физическая подготовленность учащихся;
- практические умения и навыки;
- навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности;
- динамика (прирост) оцениваемых параметров по сравнению с исходными или предшествующими промежуточными значениями (учитывается базовый уровень здоровья и уровень физической подготовленности);
- письменное сообщение по изучаемому разделу (для временно освобожденных от занятий);
VI. Cодержание учебного предмета
№
Разделы программы
2-й класс
3-й класс
4-й класс
1
Знания о физической культуре
В пороцессе урока
В пороцессе урока
В пороцессе урока
2
Способы физкультурной деятельности
В пороцессе урока
В пороцессе урока
В пороцессе урока
3
Физическое совершенствование
В пороцессе урока
В пороцессе урока
В пороцессе урока
4
Легкая атлетика
23ч
21ч
21ч
5
Гимнастика с основми акробатики
18ч
18ч
18ч
6
Лыжная подготовка
21ч
21ч
21ч
7
Подвижные и спортивные игры
17ч
23ч
23ч
8
Подвижные игры с элементами спорта
23ч
19ч
19ч
Итого:
102ч
102ч
102ч
2 класс
Физическая культура (в процессе урока).Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры (в процессе урока). История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения (в процессе урока). Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности.
Самостоятельные занятия (в процессе урока). Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью (в процессе урока).Составление таблицы с основными физиологическими показателями (рост, вес, объем груди, окружность головы и др.)
Самостоятельные игры и развлечения (в процессе урока). Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность(102ч).
Легкая атлетика (23ч):
Ходьба и бег. Разновидности ходьбы. Ходьба по разметкам. Ходьба с преодолением препятствий. Бег с ускорением (30м, 60м) Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений. Подвижные игры. ОРУ. Челночный бег. Развитие скоростных и координационных способностей. Инструктаж по ТБ.
Прыжки. Прыжки с поворотом на 180°. Прыжок с места. Прыжок в длину с разбега в 3-5 шагов. Прыжок с высоты (до 40см). ОРУ. Подвижные игры. Эстафеты.
Метание. Метание малого мяча в горизонтальную цель (2х2м) с расстояния 4-5м. Метание малого мяча в вертикальную цель (2х2м) с расстояния 4-5м. метание набивного мяча. ОРУ. Эстафеты. Подвижные игры.
Гимнастика с элементами акробатики (18ч):
Акробатика. Строевые упражнения. Размыкание и смыкание приставными шагами. Перестроение из колонны по одному в колонну по два. Кувырок вперед, стоика на лопатках, согнув ноги. Кувырок в сторону. Из стойки на лопатках, согнув ноги, перекат вперед в упор присев. ОРУ. Развитие координационных способностей. Подвижные игры. Инструктаж по ТБ.
Висы. Строевые упражнения. Передвижение в колонне по одному по указанным ориентирам. Выполнение команды «На два (четыре) шага разомкнись!» вис стоя и лежа. ОРУ с гимнастической палкой, с предметами. В висе спиной к гимнастической стенки поднимание и согнутых и прямых ног. Вис на согнутых руках. Развитие силовых способностей. Подвижные игры.
Опорный прыжок, лазанье. ОРУ в движении. Лазанье по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях, лежа на животе. Перешагивание через набивные мячи. Лазанье по гимнастической стенке с одновременным перехватом и перестановкой рук. Перелезание через гимнастического козла. Развитие координационных способностей. Подвижные игры.
Лыжная подготовка (21ч): передвижение на лыжах разными способами, повороты, спуски, подъёмы, торможение. Подвижные игры. Инструктаж по ТБ.
Подвижные и спортивные игры (17ч): на материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски, упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу остановка мяча, ведение мяча.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча, ведение мяча, броски мяча в корзину.
Волейбол: подбрасывание мяча, подача мяча, приём и передача мяча.
Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта.
Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала.
На материале гимнастики с основами акробатики.
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперёд поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.
На материале лёгкой атлетики.
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6 минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперёд (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
На материале лыжной подготовки
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
Подвижные игры с элементами спорта (23 ч)
Игры определяются учителем исходя из материально-технических условий и кадровых возможностей школы. Возможные варианты: подвижные игры на основе баскетбола, подвижные игры на основе мини-футбола, подвижные игры на основе бадминтона, подвижные игры на основе настольного тенниса, подвижные игры и национальные виды спорта народов России, плавание, по выбору учителя с учётом возрастных и психофизиологических особенностей учащихся.
Подвижные игры на основе баскетбола.
Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски.
Подвижные игры на основе мини-футбола.
Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – остановки мяча, передачи мяча на расстояние, ведение и удары.
Подвижные игры на основе бадминтона.
Развитие физических качеств. Умение владеть хватом, ракеткой и воланом, передачи волана на расстояние.
Подвижные игры и национальные виды спорта народов России.
Развитие физических качеств. Определяется исходя из национально-региональных особенностей содержания образования.
Подготовка и проведение соревновательных мероприятий.
Развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции, чувства товарищества, ответственности, активности каждого ребёнка. Подвижные игры и мероприятия соревновательного характера носят, прежде всего, воспитательный характер и помогают учащимся закрепить знания и умения, полученные на уроках по физической культуре.
3 класс
Физическая культура (в процессе урока). Самоконтроль во время занятий физической культурой. Туризм. Первая помощь. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры (в процессе урока). История спорта и физической культуры через историю семьи.
Физические упражнения (в процессе урока). Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия (в процессе урока). Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью (в процессе урока). Составление таблицы с основными физиологическими показателями (рост, вес, объем груди, окружность головы и др.)
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность (в процессе урока). Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность(102ч).
Легкая атлетика (21ч):
Ходьба и бег. Ходьба через несколько препятствий. Встречная эстафета. Бег с максимальной скоростью (60м). Бег на результат (30,60м). Челночный бег.Подвижные игры. Развитие скоростных способностей.
Прыжки. Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с места. Прыжок в высоту с прямого разбега из зоны отталкивания. Многоскоки. Подвижные игры. Развитие скоростно-силовых качеств.
Метание мяча. Метание малого мяча с места и на дальность и на заданное расстояние. Метание в цель с 4-5м. Метание набивного мяча вперед-вверх на дальность и на заданное расстояние. Подвижные игры. Развитие скоростно-силовых качеств.
Гимнастика с элементами акробатики (18ч):
Акробатика. Строевые упражнения. Размыкание и смыкание приставными шагами. Выполнение команд «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На 1-2 рассчитайся!». Перекаты и группировка с последующей опорой руками за головой. Кувырок вперед, стойка на лопатках, согнув ноги. Кувырок в сторону. 2-3 кувырка вперед. Стойка на лопатках. Мост из положения лежа на спине. ОРУ. Подвижные игры. Развитие координационных способностей. Инструктаж по ТБ.
Висы. Строевые упражнения. Построение в две шеренги. Перестроение из двух шеренг в два круга. Вис стоя и лежа. Вис на согнутых руках. Подтягивание в висе.Упражнения в упоре лежа на гимнастической скамейке. Упражнения в упоре лежа и стоя на коленях и в упоре на гимнастической скамейке. ОРУ с обручами. Подвижные игры. Развитие силовых способностей.
Опорный прыжок, лазанье, упражнения в равновесии. Передвижения по диагонали, противоходом, «змейкой». ОРУ. Перелезание через гимнастического козла. Лазание по наклонной скамейке в упоре лежа, подтягиваясь руками. Лазание по канату. Подвижные игры. Развитие координационных способностей.
Лыжная подготовка (21 ч): передвижение на лыжах разными способами, повороты, спуски, подъёмы, торможение. ТБ.
Подвижные и спортивные игры (23 ч): ОРУ с обручами, с мячами, в движении. Подвижные игры, спортивные игры, эстафеты.
Подвижные игры с элементами спорта (19 ч)
Игры определяются учителем исходя из материально-технических условий и кадровых возможностей школы. Возможные варианты: подвижные игры на основе баскетбола, подвижные игры на основе мини-футбола, подвижные игры на основе бадминтона, подвижные игры на основе настольного тенниса, подвижные игры и национальные виды спорта народов России, плавание, по выбору учителя с учётом возрастных и психофизиологических особенностей учащихся.
Подвижные игры на основе баскетбола.
Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски.
Подвижные игры на основе мини-футбола.
Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – остановки мяча, передачи мяча на расстояние, ведение и удары.
Подвижные игры на основе бадминтона.
Развитие физических качеств. Умение владеть хватом, ракеткой и воланом, передачи волана на расстояние.
Подвижные игры и национальные виды спорта народов России.
Развитие физических качеств. Определяется исходя из национально-региональных особенностей содержания образования.
Подготовка и проведение соревновательных мероприятий.
Развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции, чувства товарищества, ответственности, активности каждого ребёнка. Подвижные игры и мероприятия соревновательного характера носят, прежде всего, воспитательный характер и помогают учащимся закрепить знания и умения, полученные на уроках по физической культуре.
4 класс
Физическая культура (в процессе урока). Физическая культура и спорт. Виды спорта. Спортивные игры.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры (в процессе урока). История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения (в процессе урока). Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений. Упражнения на расслабление.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия (в процессе урока). Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью (в процессе урока). Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения (в процессе урока). Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно - оздоровительная деятельност (в процессе урока). Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность (102ч).
Легкая атлетика (21ч.).
Ходьба и бег. Ходьба через несколько препятствий. Встречная эстафета. Бег с максимальной скоростью (60м). Бег на результат (30,60м). Челночный бег. Подвижные игры. Развитие скоростных способностей.
Прыжки. Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с места. Прыжок в высоту с прямого разбега из зоны отталкивания. Многоскоки. Подвижные игры. Развитие скоростно-силовых качеств.
Метание мяча. Метание малого мяча с места на дальность и на заданное расстояние. Метание в цель с 4-5м. Метание набивного мяча вперед-вверх на дальность и на заданное расстояние. Подвижные игры. Развитие скоростно-силовых качеств.
Гимнастика с элементами акробатики (18 ч)
Акробатика. Строевые упражнения. Упражнения в равновесии. ОРУ. Мост (с помощью и самостоятельно). Кувырок вперед, кувырок назад. Кувырок назад и перекат, стойка на лопатках. Выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!» подвижные игры. Развитие координационных способностей.
Лыжная подготовка (21ч)
Передвижение на лыжах разными способами. Повороты; спуски; подъёмы; торможение. ТБ.
Подвижные и спортивные игры (23ч)
ОРУ с обручами, с мячами, в движении. Подвижные игры, спортивные игры, эстафеты.
Подвижные игры с элементами спорта (19 ч)
Игры определяются учителем исходя из материально-технических условий и кадровых возможностей школы. Возможные варианты: подвижные игры на основе баскетбола, подвижные игры на основе мини-футбола, подвижные игры на основе бадминтона, подвижные игры на основе настольного тенниса, подвижные игры и национальные виды спорта народов России, плавание, по выбору учителя с учётом возрастных и психофизиологических особенностей учащихся.
Подвижные игры на основе баскетбола.
Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски.
Подвижные игры на основе мини-футбола.
Развитие физических качеств. Умение владеть мячом – остановки мяча, передачи мяча на расстояние, ведение и удары.
Подвижные игры на основе бадминтона.
Развитие физических качеств. Умение владеть хватом, ракеткой и воланом, передачи волана на расстояние.
Подвижные игры и национальные виды спорта народов России.
Развитие физических качеств. Определяется исходя из национально-региональных особенностей содержания образования.
Подготовка и проведение соревновательных мероприятий.
Развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции, чувства товарищества, ответственности, активности каждого ребёнка. Подвижные игры и мероприятия соревновательного характера носят, прежде всего, воспитательный характер и помогают учащимся закрепить знания и умения, полученные на уроках по физической культуре.
VII. Тематическое планирование
2 класс
№
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
Всего
Теоретические
Практические
Контрольные
1
Физическая культура.
Физическая культура как система укрепления здоровья человека. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
В процессе урока
Повторить правила поведения на уроках физической культуры;
Формировать представления о влиянии занятий подвижными играми и физическими упражнениями на телосложение человека;
Осваивать универсальные умения управлять эмоциями.
Уметь демонстрировать физические кондиции.
Проявлять скоростно – силовые способности при выполнении упражнений прикладной направленности.
Моделировать способы передвижения, в зависимости от выполнения упражнений для развития физических качеств.
Цель: познакомить с Т/Б на уроках.
Определять назначение физкультурно- оздоровительных занятий, их роль и значение.
Выявлять различия в основных способах передвижения человека.
Моделировать комплексы упражнений с учетом их цели: на развитие силы, прыгучести, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости.
2
Из истории физической культуры.
История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью
В процессе урока
3
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
В процессе урока
4
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
5
6
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью.
Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений
Самостоятельные игры и развлечения.
Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Легкая атлетика:
21
21
Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (быстрота, сила, координация).
Уметь выполнять основные движения в ходьбе и беге.
Различать разные виды бега, уметь менять направление во время бега, оценивать свое состояние.
Уметь демонстрировать финальное усилие в эстафетах.
Характеризовать показатели физического развития, физической подготовки.
Уметь демонстрировать физические кондиции
Проявлять качества
быстроты, выносливости при выполнении беговых упражнений.
Сравнивать разные способы выполнения упражнений, выбирать удобный способ.
Челночный бег 3х10м
4
4
Прыжок в длину с разбега
5
5
Метание малого мяча в горизонтальную цель (2х2м), с расстояния 4-5м.
5
5
Прыжок в длину м места
5
5
Прыжок в высоту с разбега
5
5
Гимнастика с элементами акробатики:
18
18
Осваивать технику выполнения гимнастических упражнений.
Уметь осуществлять индивидуальные групповые действия.
Моделировать способы выполнения упражнений, в зависимости от данного задания учителем для развития физических качеств.
Развивать способности к дифференцированию параметров движений.
Уметь выполнять строевые команды, акробатические упражнения раздельно и слитно.
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатического упражнения.
Знать и различать строевые приемы.
Проявлять силовые способности при выполнении упражнений прикладной направленности.
Классифицировать упражнения по функциональной направленности, использовать их в самостоятельных занятиях физической и спортивной подготовки.
Анализировать технику движений и предупреждать появление ошибок в процессе их усвоения.
Кувырок вперед, стойка на лопатках согнув ноги
5
5
Опорный прыжок. Висы
5
5
Кувырок в сторону
3
3
Лазание по канату
5
4
Лыжная подготовка:
21
21
Выявлять различия в основных способах передвижения человека.
Осваивать технику выполнения лыжных ходов.
Моделировать сочетание различных видов ходьбы и бега.
Выявлять различия в основных способах передвижения человека.
Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (выносливость).
Умение сосредотачивать внимание, восстанавливать дыхание после преодоления дистанции.
Ступающий шаг
5
5
Повороты переступанием на месте
5
5
Скользящий шаг с палками
5
5
Подъем лесенкой. Спуск в высокой и низкой стойках. Торможение.
6
6
Подвижные и спортивные игры
17
17
Уметь выполнять различные варианты передачи мяча.
Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приемов.
Выявлять характерные ошибки в технике.
Моделировать комплексы упражнений с учетом их цели: на развитие силы, прыгучести.
Умение сосредотачиваться перед выполнением задания.
Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки (в ходе выполнения) данного упражнения.
Уметь ориентироваться в пространстве.
Уметь демонстрировать физические кондиции.
Умение сосредотачивать внимание.
Моделировать свою нагрузку в зависимости от цели урока.
Применять беговые упражнения для развития физических качеств.
Контролировать и осуществлять контроль за правильностью выполнения данного упражнения.
Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (координация).
Уметь выполнять основные движения в ходьбе и беге.
Подвижные игры с элементами спорта:
Баскетбол
Футбол
Волейбол
23
14
4
5
23
14
4
5
Взаимодействовать в парах
и группах при выполнении технических действий в подвижных играх.
Осваивать универсальные
умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр.
Развивать способности к дифференцированию параметров движений.
Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.
Моделировать физические нагрузки для развития физического качеств во время игровой деятельности.
Использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств.
Характеризовать показатели физического развития, физической подготовки.
Уметь демонстрировать физические кондиции
Проявлять качества
быстроты, выносливости при выполнении беговых упражнений.
Сравнивать разные способы выполнения упражнений, выбирать удобный способ.
Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместных игр, соблюдать правила безопасности.
Итого:
102
102
3 класс
№
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности
Всего
Теоретические
Практические
Контрольные
1
Физическая культура Самоконтроль во время занятий физической культурой. Туризм. Первая помощь. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
В процессе урока
Цель: познакомить с правилами поведения в спортивном зале.
Определять назначение физкультурно- оздоровительных занятий, их роль и значение в режиме дня.
Формировать представления о разновидностях спортивного инвентаря и оборудования;
Ознакомить с основными положениями и движениями рук, ног, туловища, головы;
Цель: познакомить с Т/Б на уроках легкой атлетике.
Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость).
Моделировать ситуации, требующие перехода от одних действий к другим.
2
Из истории физической культуры
История спорта и физической культуры через историю семьи.
3
Физические упражнения
Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
4
Самостоятельные занятия
Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
5
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью
Составление таблицы с основными физиологическими показателями (рост, вес, объем груди, окружность головы и др.)
6
Самостоятельные игры и развлечения.
Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
7
Легкая атлетика:
21
21
Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (координация).
Уметь выполнять основные движения в ходьбе и беге.
Различать разные виды бега, уметь менять направление во время бега, оценивать свое состояние.
Уметь демонстрировать финальное усилие в эстафетах.
Формирование представлений о правилах безопасного поведения при занятиях физическими упражнениями; повторить разученные ранее строевые упражнения;
Разучить упражнения зрительной гимнастики; совершенствовать технику выполнения прыжков на двух ногах с небольшим продвижением вперед и назад.
Характеризовать показатели физического развития, физической подготовки.
Уметь демонстрировать физические кондиции.
Проявлять качества быстроты, выносливости при выполнении беговых упражнений.
Сравнивать разные способы выполнения упражнений, выбирать удобный способ.
Высокий старт (бег30, 60м)
4
4
Прыжок в длину с разбега
5
5
Метание малого мяча с места на дальность
4
4
Метание малого мяча в цель
4
4
Прыжок в высоту
4
4
8
Гимнастика с элементами акробатики
18
18
Осваивать универсальные умения управлять эмоциями. Уметь демонстрировать физические кондиции.
Проявлять силовые способности при выполнении упражнений прикладной направленности.
Моделировать способы передвижения, в зависимости от выполнения упражнений для развития физических качеств.
Уметь осуществлять индивидуальные групповые действия в подвижных играх.
Развивать способности к дифференцированию параметров движений.
Выявлять и характеризовать ошибки при выполнении гимнастических упражнений.
Проявлять качества силы при выполнении упражнений прикладной направленности.
Классифицировать упражнения по функциональной направленности, использовать их в самостоятельных занятиях физической и спортивной подготовки.
Анализировать технику движений и предупреждать появление ошибок в процессе их усвоения.
Кувырок вперед, кувырок в сторону.
5
5
Стойка на лопатках. Висы.
5
5
Опорный прыжок
5
5
Лазание по канату
3
3
9
Лыжная подготовка
21
21
Цель: познакомить с Т/Б на уроках лыжной подготовке.
Определять назначение физкультурно- оздоровительных занятий, их роль и значение.
Выявлять различия в основных способах передвижения человека.
Осваивать технику выполнения лыжных ходов.
Моделировать сочетание различных видов ходьбы и бега.
Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (выносливость).
Умение сосредотачивать внимание, восстанавливать дыхание после преодоления дистанции.
Попеременный двухшажный ход
4
4
Спуск в высокой и низкой стойках
4
4
Скользящий шаг
5
5
Подъем лесенкой, елочкой
5
5
Торможение плугом
3
3
10
Подвижные и спортивные игры
ОРУ с обручами, с мячами, в движении. Подвижные игры, спортивные игры, эстафеты, эстафеты.
23
23
Уметь выполнять различные варианты передачи мяча
Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.
Моделировать ситуации, требующие перехода от одних действий к другим.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приемов.
Моделировать физические нагрузки для развития физического качества - выносливость.
Уметь демонстрировать физические кондиции.
Демонстрировать вариативное выполнение беговых упражнений.
Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности.
Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (выносливость).
Умение сосредотачивать внимание, восстанавливать дыхание после преодоления дистанции.
Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма.
11
Подвижные игры с элементами спорта
19
19
Формировать представления о правилах безопасности и поведения на занятиях;
Ознакомить с содержанием занятий физической культурой, гигиеническими и эстетическими требованиями к комплекту одежды для занятий физкультурой; дать общие представления о строевых командах и распоряжениях.
Взаимодействовать в парах
и группах при выполнении технических действий в подвижных играх.
Осваивать универсальные
умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр.
Развивать способности к дифференцированию параметров движений.
Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.
Моделировать физические нагрузки для развития физического качеств во время игровой деятельности.
Использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств.
Характеризовать показатели физического развития, физической подготовки.
Уметь демонстрировать физические кондиции
Проявлять качества
быстроты, выносливости при выполнении беговых упражнений.
Сравнивать разные способы выполнения упражнений, выбирать удобный способ.
Баскетбол
15
15
Футбол
4
4
Итого:
102
102
4 класс
№
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности
Всего
Теоретические
Практические
Контрольные
1
Физическая культура
Физическая культура и спорт. Виды спорта. Спортивные игры.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
В процессе урока
Цель: познакомить с правилами поведения в спортивном зале
Определять назначение физкультурно- оздоровительных занятий, их роль и значение в режиме дня
Формировать представления о разновидностях спортивного инвентаря и оборудования;
Ознакомить с основными положениями и движениями рук, ног, туловища, головы;
Цель: познакомить с Т/Б на уроках легкой атлетики, подвижных игр.
Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (быстрота, выносливость).
Умение сосредотачивать внимание, восстанавливать дыхание после преодоления дистанции.
Моделировать ситуации, требующие перехода от одних действий к другим
2
Из истории физической культуры
История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
3
Физические упражнения
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений. Упражнения на расслабление.
4
Самостоятельные занятия
Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
5
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью
Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
6
Самостоятельные игры и развлечения
Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
7
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
8
Легкая атлетика
21
21
Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (координация).
Уметь выполнять основные движения в ходьбе и беге.
Различать разные виды бега, уметь менять направление во время бега, оценивать свое состояние.
Уметь демонстрировать финальное усилие в эстафетах.
Формирование представлений о правилах безопасного поведения при занятиях физическими упражнениями; повторить разученные ранее строевые упражнения;
Разучить упражнения зрительной гимнастики; совершенствовать технику выполнения прыжков на двух ногах с небольшим продвижением вперед и назад.
Характеризовать показатели физического развития, физической подготовки.
Уметь демонстрировать физические кондиции
Проявлять качества
быстроты, выносливости при выполнении беговых упражнений.
Сравнивать разные способы выполнения упражнений, выбирать удобный способ.
Высокий старт (бег 30, 60м)
4
4
Прыжок в длину с разбега
5
5
Метание малого мяча на дальность
4
4
Метание малого мяча в цель
4
4
Прыжок в высоту. Прыжок в длину с места
4
4
9
Гимнастика с элементами акробатики
18
18
Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время игровой деятельности.
Уметь демонстрировать физические кондиции.
Проявлять силовые способности при выполнении упражнений прикладной направленности.
Моделировать способы передвижения, в зависимости от выполнения упражнений для развития физических качеств.
Уметь осуществлять индивидуальные групповые действия в подвижных играх.
Развивать способности к дифференцированию параметров движений.
Выявлять и характеризовать ошибки при выполнении гимнастических упражнений.
Проявлять качества силы при выполнении упражнений прикладной направленности.
Классифицировать упражнения по функциональной направленности, использовать их в самостоятельных занятиях физической и спортивной подготовки.
Анализировать технику движений и предупреждать появление ошибок в процессе их усвоения.
Кувырок вперед, назад
5
5
Стойка на лопатках. Мост.
5
5
Опорный прыжок
5
5
Лазание по канату
3
3
10
Лыжная подготовка
21
21
Цель: познакомить с Т/Б на уроках лыжной подготовке.
Определять назначение физкультурно- оздоровительных занятий, их роль и значение.
Выявлять различия в основных способах передвижения человека.
Осваивать технику выполнения лыжных ходов.
Моделировать сочетание различных видов ходьбы и бега.
Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (выносливость).
Умение сосредотачивать внимание, восстанавливать дыхание после преодоления дистанции.
Попеременный двухшажный ход
5
5
Спуск в высокой и низкой стойках
5
5
Скользящий шаг
5
5
Подъем елочкой, лесенкоой. Торможение.
6
6
11
Подвижные и спортивные игры
ОРУ с обручами, с мячами, в движении. Подвижные игры, спортивные игры, эстафеты.
23
23
Уметь выполнять различные варианты передачи мяча
Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.
Моделировать ситуации, требующие перехода от одних действий к другим.
Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приемов.
Моделировать физические нагрузки для развития физического качества - выносливость.
Уметь демонстрировать физические кондиции.
Демонстрировать вариативное выполнение беговых упражнений.
Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности.
Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (быстрота, сила, выносливость, координация).
Умение сосредотачивать внимание, восстанавливать дыхание после преодоления дистанции.
Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма.
Подвижные игры с элементами спорта
19
19
Формировать представления о правилах безопасности и поведения на занятиях;
Ознакомить с содержанием занятий физической культурой, гигиеническими и эстетическими требованиями к комплекту одежды для занятий физкультурой;
Взаимодействовать в парах
и группах при выполнении технических действий в подвижных играх.
Осваивать универсальные
умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр.
Развивать способности к дифференцированию параметров движений.
Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.
Моделировать физические нагрузки для развития физического качеств во время игровой деятельности.
Использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств.
Характеризовать показатели физического развития, физической подготовки.
Уметь демонстрировать физические кондиции
Проявлять качества
быстроты, выносливости при выполнении беговых упражнений.
Сравнивать разные способы выполнения упражнений, выбирать удобный способ.
Баскетбол
15
15
Футбол
4
4
Итого:
102
102
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности по физической культуре
1.Музыкальный центр
2.Рулетка
3.Секундомер
4.Мячи (баскетбольные, волейбольные, футбольные)
5.Малые ручные мячи
6.Набивные мячи
7.Баскетбольные щиты
8.Сетка волейбольная
9.Гимнастические маты
10.Гимнастический канат
11.Гимнастическая стенка
12.Гимнастические скамейки
13.Гимнастические палки
14. Обручи гимнастические
15. Навесные перекладины
16.Лыжное снаряжение
17. Стойки и перекладина для прыжков в высоту
18.Скакалки
19.Стойки переносные
20.Эстафетные палочки
21.Кегли
Учебно – методический комплект
Программа отдельных предметов (курсов) для начальной школы [Текст] / Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, испр.–М.: Баласс, 2011. В 2-х частях.–416с.
Б.Б.Егоров, Ю.Е.Пересадина, Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга1 (1-2классы). - М.: Баласс, 2013.-80 с., ил. Книга 2 (3-4 классы).- М.: Баласс, 2013.-80 с., ил.
Список литературы
Для учителя:
Баршай, В. М. Активные игры для детей [Текст]: пособие для общеобразоват. учреждений/ В. М. Баршай.- М.: Феникс, 2010.- 320с.
Кузин, В. В. Баскетбол [Текст]: пособие для общеобразовательных учреждений/ В. В. Кузин, С. А. Полиевский.- М.: Физкультура и спорт, 2002.- 136с.
Кузнецов, В. С. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами [Текст]: методическое пособие/ В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий.- М.: ЭМАС, 2009.- 136с.
Егоров, Б.Б Физическая культура 1-4 кл. [Текст]: поурочные разработки/ Б.Б Егоров.- М.: Вако, 2011.- 170с.
Мишин, Б. И. Настольная книга учителя физкультуры [Текст]: методическое пособие для учителя/ Б. И. Мишин.- М.: Астрель, 2009.- 526с.
Петров, П. К. Методика преподавания гимнастики в школе [Текст]: пособие для общеобразоват. учреждений/ П. К. Петров.- М.: Владос, 2009.- 448с.
Смирнова, Л. А. Общеразвивающие упражнения с предметами для младших школьников [Текст]/ Л. А. Смирнов.- М.: Владос, 2009.- 320с.
Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Ж. К. Холодов.- М.: Академия, 2012.- 480с.
Для учащихся:
Ковалько, В. И. Школа физкультминуток [Текст]: учебное пособие/ В. И. Ковалько.- М.: ВАКО, 2010.- 208с.
Колодницкий, Г. А. Физическая культура [Текст]: учебное пособие для учащихся начальной школы/ Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов.- М.: Просвещение, 2009.- 222с.
Литвинов, Е. Н. Ура физкультура! [Текст]: учебник для учащихся/ Е. Н. Литвинов.- М.: Просвещение, 2010.- 95с.
Шаулин, В. Н. Физическая культура [Текст]: учебник для учащихся/ В. Н. Шаулин.- М.: Федоров, 2013.- 176с.
Шишкина, А. В. Физическая культура 1-2 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. В. Шишкина, О. П. Алимпиева, Л. В. Брехов.- М.: Академкнига, 2013.- 144с.
Электронно-образовательные ресурсы:
Российский образовательный портал [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.school.edu.ru – свободный.