Рабочая программа по физической культуре разработана на основе:
1) Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.М.:Просвещение,2014.
2)Авторской программы "Физическая культура" В.И.Лях М.Просвещение,2011г
3) Примерных программ по учебным предметам. М.Просвещение 2011г.
4) Письма Депортамента образования и науки Брянской области № 1905-04-0 от 60.03.2015 года
5) учебного плана МБОУ Сещинской СОШ Приказ № 28-1 от 01.09.2015 г.
Предмет " Физическая культура" является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения -физкультурно- оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня ( гимнастика до занятий, физкультурные минутки,физические упражнения и игры на переменах и в группах продленного дня), внеклассной работой по физической культуре ( группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями ( дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники,спартакиады, туристические слеты и походы)-достигается формирование физической культуры личности.Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
-формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
- овладение школой движений;
- развитие координационных ( точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реогирования на сигналы, соглосования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных ( скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
-формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня,влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие физических способностей;
- выроботка предстовлений об основных видахспорта, снарядах и инвентаре о саблюдении правил техники безопасности во время занятий;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
- воспитание дистиплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процесов( предстовления,памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа 3 класс ФГОС Сещинская СОШ»
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Рабочая программа 3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе:
1) Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.М.:Просвещение,2014.
2) Авторской программы «Физическая культура» В. И. Лях М.Просвещение,2014г
3) Примерных программ по учебным предметам. М Просвещение 2011
4) Письма Департамента образования и науки Брянской области № 1905-04-О от 06.03.2015года.
5) Учебного плана МБОУ Сещинской СОШ Приказ № 28-1от 01.09.2015г
Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) — достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
Цельюшкольного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
• овладение школой движений;
• развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
• выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся начальной школы в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей.
Принцип демократизациив педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.
Принципгуманизации педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.
Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества— идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.
Деятельностный подходзаключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Интенсификация и оптимизациясостоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные формы обучения, круговая тренировка и др.); в развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.
Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связейиз области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др.
Общая характеристика учебного предмета
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физическою развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати- двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью, но при этом физически слабо развиты. Причина состоит в том, что изменились экологические и социальные условия. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет имел возможность реализовать свою двигательную активность в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась.
ФГОС предусматривает проблемный характер изложения и изучения материала, требующий деятельностного подхода. В учебниках «Физическая культура» это поддерживается специальным методическим аппаратом, реализующим технологию проблемного диалога. Начиная с 2-3 класса, введены проблемные ситуации, стимулирующие учеников к постановке целей, даны вопросы для актуализации необходимых знаний, приведён вывод, к которому ученики должны прийти на уроке. Деление текста на рубрики позволяет научить учащихся составлению плана. Наконец, при подаче материала в соответствии с этой технологией само изложение учебного материала носит проблемный характер.
Учебники «Физическая культура» нацелены на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Место учебного предмета в учебном плане
В 3 классе количество уроков составляет 102 часа. В объем уроков по физической культуре в классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Учащиеся 3 класса должны уметь:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;
– использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
– организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
– выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
– выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
научится:
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
выполнять упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств;
выполнять организующие строевые команды и приемы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
плавать, в том числе спортивными способами;
выполнять передвижения на лыжах
Контрольные упражнения
Уровень
высокий
средний
низкий
высокий
средний
низкий
Мальчики
Девочки
Подтягивание в висе, кол-во раз
5
4
3
Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз
12
8
5
Прыжок в длину с места, см
150 – 160
131 – 149
120 – 130
143 – 152
126 – 142
115 – 125
Бег 30 м с высокого старта, с
5,8 – 5,6
6,3 – 5,9
6,6 – 6,4
6,3 – 6,0
6,5 – 5,9
6,8 – 6,6
Бег 1000 м, мин. с
5.00
5.30
6.00
6.00
6.30
7.00
Ходьба на лыжах 1 км, мин. с
8.00
8.30
9.00
8.30
9.00
9.30
Содержание учебного предмета
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности.
Самостоятельные занятия Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост. Акробатические комбинации. Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи. Гимнастическая комбинация. Гимнастические упражнения прикладного характера. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; прыжки со скакалкой.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами. Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки Передвижение на лыжах разными способами. Повороты; спуски; подъёмы; торможение. Комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке. Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
Подвижные и спортивные игры На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр: Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Русские народные игры. Обучение русским народным играм «Просо», «Двойные горелки», «Бабки», «Невод», «Заинька», «Черная палочка», «Каликало», « Калечина-малечина"
Общеразвивающие упражнения
Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперёд поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.
Подготовка и проведение соревновательных мероприятий
Развитие сообразительности, ловкости, быстроты реакции, чувства товарищества, ответственности, активности каждого ребёнка. Подвижные игры и мероприятия соревновательного характера носят, прежде всего, воспитательный характер и помогают учащимся закрепить знания и умения, полученные на уроках по физической культуре.
Тематический план:
№ уроков
Разделы
Количество часов
1-16
Легкая атлетика
16
17 - 27
Гимнастика
11
28 - 44
Подвижные игры
17
45 - 55
Лыжная подготовка
11
56 - 75
Подвижные игры на основе баскетбола
20
76-102
Легкая атлетика
27
тематическое планирование физическая культура 3-класс
№ урока
п/п
№ урока в теме
Дата проведения
Тема раздела, урока
Характеристика деятельности учащихся
Формы контроля
Примечание
План
Фактическая
ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА 16 час
1
Техника безопасности на уроках лёгкой атлетики. Бег с изменением длины и частоты шагов.
Сочетать различные виды ходьбы. Профилактика травматизма на уроках легкой атлетики. Название разучивае упражнений и основы правильной техники их выполнения.
Фронтальный
опрос
Учебник
Стр.91
2
Разновидности ходьбы и бега.
Темп, скорость и объем физических упражнений. Название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения.
Текущий
Учебник стр.92
3
Обучение беговых упражнений.
Бег с высоким подниманием бедра.
Выполнять основные движения в ходьбе и беге; бег с максимальной скоростью до 60 м.
Текущий
Учебник стр.93
4
Бег на скорость 30, 60 м.
Бег с захлестыванием голени.
Выполнение основных движений в ходьбе и беге, бег с максимальной скоростью 60 м. Темп, скорость и объем физических упражнений
Текущий
Учебник стр.94
5
Бег с максимальной скоростью до 30 м.
Правильно выполнение основных движений в ходьбе и беге, бег с максимальной скоростью 30 м.
Текущий
6
Освоение навыков прыжков и овладение навыками метания.
Метание из различных положений на дальность и в цель. Прыжок в длину
Текущий
Учебник стр.95
7
Метание теннисного мяча на дальность
Метание из различных положений на дальность и в цель
Текущий
8
Метание теннисного мяча на дальность .
Метание из различных положений на дальность .
Выполнение метания мяча на оценку.
Контроль
9
Равномерный бег
Бег в равномерном темпе до 5 минут, чередование ходьбы с бегом. Работа системы дыхания при длительном беге
Текущий
Учебник стр.96
10
Равномерный бег
Бег в равномерном темпе до6 минут, чередование ходьбы с бегом. Работа системы дыхания при длительном беге
Текущий
11
Равномерный бег
Бег в равномерном темпе до 7 минут, чередование ходьбы с бегом. Работа системы дыхания при длительном беге
Текущий
12
Равномерный бег
Бег в равномерном темпе до 8 минут, чередовать ходьбу с бегом. Способы простейшего контроля за деятельностью дыхательной системы
Текущий
Учебник стр.97
13
Равномерный бег
Бег в равномерном темпе до 9 минут, чередовать ходьбу с бегом. Способы простейшего контроля за деятельностью дыхательной системы
Текущий
Учебник стр.98-99
14
Равномерный бег
Бег в равномерном темпе до 10 минут, чередование ходьбы с бегом. Способы простейшего контроля за деятельностью дыхательной системы.
Текущий
Учебник стр.100-103
15
Совершенствование навыков бега и развитие выносливости.
Развитие выносливость.
Текущий
Учебник стр.104-105
16
Кросс 1 км по пересеченной местности.
Бег в равномерном темпе до 10 минут, чередовать ходьбу с бегом. Знание простейших способов контроля за деятельностью дыхательной системы.
Текущий
Учебник стр.106-107
Гимнастика 11 часов
1
Техника безопасности на занятиях гимнастикой с элементами акробатики. ОРУ с предметами.
Нагрузка во время занятий, работа с предметами. Техника безопасности на занятиях гимнастики.
фронтальный опрос
Учебник стр.107
2
Техника акробатических упражнений.
Строевые команды, акробатические элементы раздельно и в комбинации. Техника выполнения акробатических упражнений.
Текущий
Учебник стр.108
3
Техника акробатических упражнений.
Регулирование величины нагрузки на занятиях. Техника выполнения акробатических упражнений.
Текущий
Учебник стр.109
4
Оценка техники выполнения акробатических упражнений.
Регулирование величины нагрузки на занятиях. Техника выполнения акробатических упражнений.
Контрольный
Учебник стр.110
5
Ходьба по бревну на носках.
Выполнение строевых команд, акробатические элементы раздельно и в комбинации. Терминология разучиваемых упражнений
Текущий
Учебник стр.111
6
Висы и упоры.
Строевые упражнения.
Выполнение висов и упоров. Роль зрительного и слухового анализаторов при освоении и выполнении упражнений
Текущий
Учебник сто.112-113
7
Висы и упоры.
Строевые упражнения.
Выполнение висов и упоров. Техника выполнения висов и упоров.
Текущий
Учебник стр.114
8
Висы и упоры
(оценка техники).
Выполнение висов, подтягивание в висе. Техника выполнения висов и упоров.
Текущий
Учебник стр.115-116
9
Висы и упоры.
Подтягивание в висе (на результат).
Выполнение висов и упоров, подтягивание в висе. Техника выполнения висов и упоров.
Контрольный
Учебник стр.117-118
10
Прыжки через скакалку.
Выполнение прыжков через скакалку. Роль зрительного и слухового анализаторов при освоении и выполнении упражнений
Текущий
Учебник стр.119-123
11
Прыжки через скакалку.
Прыжки через скакалку.
Выполнение на оценку.
Контрольный
Учебник стр.124-127
Подвижные игры 17 часов
1
Техника безопасности при проведении подвижных игр.
Подвижная игра.
Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями. Техника безопасности при проведении подвижных игр. Правила игр.
Текущий
Учебник стр.128
2
Игры: «Белые медведи», «Космонавты».
Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями.
Текущий
3
Игры: «Пятнашки», «Кто дальше бросит»
Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями. Правила подвижных игр
Текущий
Учебник стр.129
4
Игры: «Пятнашки», «Точный расчет».
Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями. Правила подвижных игр
Текущий
Учебник стр.130
5
Игры: «Прыжки по полосам», «Волк во рву»
Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями. Правила подвижных игр.
Текущий
6
Игры: «Прыжки по полосам», «Удочка».
Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями. Правила подвижных игр.
Текущий
7
Игры: «Удочка», «Волк во рву». Эстафета «Веревочка под ногами».
Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями. Правила подвижных игр
Текущий
Учебник стр.131-132
8
Закрепление и совершенствование навыков метания на точность.
Физические упражнения на развитии координации, гибкости, выносливости.
1. «Попади в корзину»
2. «Точно в цель»
Текущий
Учебник стр.133
9
Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах, ведении мяча.
Физические упражнения на развитии координации, гибкости, выносливости.
1.Ловля и передача мяча на месте и в движении.
2.Ведение мяча с изменением направления.
Текущий
Учебник стр.134
10
Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей.
Физические упражнения на развитии координации, гибкости, выносливости.
1.«Пустое место», «Белые медведи».
2. «Космонавты»
Текущий
Учебник стр.135
11
Контроль - техники умения ловли, передачи мяча.
Физические упражнения на развитии координации, гибкости, выносливости. Правила подвижных игр
«Салки с мячом»
«Перестрелка»
Контрольный
Учебник стр.135
12
Игры: «Удочка»,
«Мышеловка», «Невод».
Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями. Правила подвижных игр.
«Удочка»
«Мышеловка»
Текущий
Учебник стр.136
13
Игры: «Охотники и утки», «Подсечка», «Четыре стихии».
Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями. Правила подвижных игр.
Текущий
Учебник стр.137
14
Игры: «Воробьи и вороны», «Что изменилось?», «К своим флажкам».
Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями. Правила подвижных игр.
Текущий
Учебник стр.138
15
Игры: «Овладей мячом», «Охотники и утки».
Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями. Правила подвижных игр.
Текущий
16
Игры: «Эстафеты с мячом», «Гонка мячей по кругу», «Веревочка».
Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями. Правила подвижных игр.
Текущий
17
Игры: «Бой петухов», «Вызов», «Караси и щука», «Дотронься до…»
Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями. Правила подвижных игр.
Текущий
Лыжная подготовка 11 часов
1
Техника безопасности на уроках лыжной подготовки.
1. Значение занятиями лыж для укрепления здоровья и закаливания, понятие об обморожении.
Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Первая помощь при обморожении.
Способы лыжных ходов. Ступающий шаг, приставной шаг. Попеременно двухшажный ход
Текущий
Учебник стр.145
4
Освоение техники лыжных ходов.
Передвижение ступающим и приставным шагом.
Управление лыжней. Попеременно двухшажный ход
Текущий
Учебник стр.146
5
Спуски и торможения
Передвижение ступающим шагом 200м.
Спуски с пологих склонов
Торможение плугом
Текущий
Учебник стр.147
6
Освоение техники спусков и торможения
Передвижение ступающим шагом 200 м.
Спуски с пологих склонов
Торможение в упор.
Текущий
Учебник стр.148
7
Освоение техники спусков и подъемов
Передвижение ступающим шагом 500 м.
Спуск в высокой ,низкой стойке. Подъем «лесенкой»
Текущий
Учебник стр.149
8
Освоение техники лыжных ходов.
.
Техника лыжных ходов.
1 торможение "плугом"
2.Прохождение дист.2км.
Текущий
9
Контроль - техники торможения «плугом», «упором».
Техника торможения «плугом!, «упором»»
Повороты переступанием
Прохождение дистанции
До 2.5км.
Контрольный
Учебник стр.150
10
Контроль - техники поворот переступанием.
Поворот переступанием.
Подъем «лесенкой», «елочкой
Контрольный
Учебник стр.151
11
Обучение лыжных ходов
1. Обучение одновременно бесшажному ходу.
Выполнение комбинации из освоенных элементов техники передвижений
Текущий
Подвижные игры на основе баскетбола 20 часов
1
Передача двумя руками от груди.
Владение мячом: держание, передачи , ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр. Способы ловли и передачи мяча
Текущий
Учебник стр.128
2
Передача двумя руками от груди.
Владение мяча, держание, передачи , ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр. Способы ловли и передачи мяча
Текущий
Учебник стр.129
3
Передача мяча сверху из-за головы.
Владение мячом: держание, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр. Способы ловли и передачи мяча
Текущий
Учебник стр.130
4
Передача мяча сверху из-за головы.
Владение мячом: держание, передачи , ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр. Способы ловли и передачи мяча
Текущий
5
Ловля и передача мяча
Владение мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр. Способы ловли и передачи мяча
Текущий
Учебник стр.131
6
Ловля и передача мяча
Владение мячом: держание, передачи , ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр. Правила подвижных игр
Текущий
7
Ведение мяча.
Владение мячом: держание, передачи , ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр. Правила подвижных игр
Текущий
Учебник стр.132
8
Ведение мяча.
Владение мячом: держание, передачи , ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр. Правила подвижных игр
Текущий
9
Ведение мяча.
Владение мячом: держание, передачи , ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр. Правила подвижных игр
Текущий
Учебник стр.133
10
Броски мяча в кольцо двумя руками от груди.
Владение мячом: держание, передачи , ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр
Текущий
11
Броски мяча в кольцо двумя руками от груди.
Владение мячом: держание, передачи , ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр
Текущий
12
Броски мяча в кольцо двумя руками от груди.
Владение мячом: держание, передачи , ловля, ведение, броски в процессе подвижных игр
Текущий
Учебник стр.134
13
Игры: «Перестрелка», «Мини - баскетбол».
Игра в мини – баскетбол.
Текущий
14
Игры: «Перестрелка», «Мини - баскетбол».
Игра в мини – баскетбол.
Текущий
15
Игры: «Охотники и утки», «Перестрелка».
Игра в мини – баскетбол.
Текущий
16
Игра «Перестрелка». Эстафета.
Подвижные игры. Правила подвижных игр
Текущий
17
Игра «Перестрелка». Эстафета.
Играть в подвижные игры.Правила подвижных игр.
Текущий
Учебник стр.135
18
Игры: «подвижная цель», «Мяч ловцу».
Подвижные игры. Знать правила подвижных игр.
Текущий
Учебник стр. 136
19
Мини-баскетбол.
Мини – баскетбол. Правила мини - баскетбола
Текущий
Учебник стр.137
20
Мини-баскетбол.
Мини – баскетбол. Правила мини - баскетбола
Текущий
Легкая атлетика 27 часов
1
Виды ходьбы и бега.
Выполнение основных движений в ходьбе и беге, бег с максимальной скоростью 60 м. Название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения.
Текущий
Учебник стр.92
2
Спринтерский бег.
Выполнение основных движений в ходьбе и беге, бег с максимальной скоростью 60 м. Название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения.
Текущий
Учебник стр.93
3
Спринтерский бег.
Выполнение основных движений в ходьбе и беге, бег с максимальной скоростью 60 м. Название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения.
Текущий
Учебник стр.94
4
Спринтерский бег.
Выполнение основных движений в ходьбе и беге, бегать с максимальной скоростью 60 м. Название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения.
Текущий
Учебник стр. 95
5
Бег на результат 30, 60 м
Выполнение основных движений в ходьбе и беге, бег 60 м. Название упражнений и основы правильной техники их выполнения.
Контрольный
6
Техника прыжков
Выполнение движения в прыжках, правильно приземляться. Название разучиваемых упражнений и основы техники выполнения.
Текущий
7
Техника прыжков
Выполнение движения в прыжках, правильно приземляться.
Текущий
Учебник стр.95
8
Техника прыжков
Выполнение движения в прыжках, правильно приземляться. Название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения.
Текущий
9
Прыжок в длину с места.
Выполнение движения в прыжках, правильно приземляться. Название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения.
Текущий
Учебник стр.96
10
Метание мяча на дальность
Метание из различных положений на дальность и в цель. Названия разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения.
Текущий
Учебник стр.97
11
Метание мяча на дальность
Метание из различных положений на дальность . Названия разучиваемых упражнений и основы техники их выполнения.
Текущий
12
Метание мяча на дальность
Метание из различных положений на дальность. Название разучиваемых упражнений и основы техники их выполнения.
Текущий
Учебник стр.98
13
Контроль - техники метания теннисного мяча на дальность.
Метание из различных положений на дальность и в цель. Многоскоки.
Контрольный
14
Совершенствование прыжков, развитие координационных и скоростных способностей
Правильное выполнение основные движения при ходьбе и беге.
Многоскоки (тройной, пятерной, десятерной)
Текущий
15
Совершенствование прыжков, развитие координационных и скоростных способностей.
Правильное выполнение основные движения при ходьбе и беге Многоскоки (тройной,пятерной,десятерной).
Текущий
16
Совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей.
Выполнение специальных
беговых упражнений
Круговая эстафета
Встречная эстафета.
Текущий
17
Совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей.
Специальные
беговые упражнения
Линейные эстафеты
Комбинированные эстафеты
Текущий
Учебник стр.99
18
Совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей.
Специальные
беговые упражнения
Круговая эстафета
Встречная эстафета.
Текущий
19
Совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей.
Координационные и скоростные способности. Круговая эстафета.
Встречная эстафета
Текущий
Учебник стр.100
20
Развитие координации и быстроты.
Специальные
беговые упражнения
«Волк во рву»
«Космонавты»
Текущий
21
Развитие скоростно-силовых качеств.
Специальные
беговые упражнения
«Мини-баскетбол»
«Овладей мячом»
Текущий
Учебник стр.101
22
Развитие скоростно-силовых качеств.
Силовые качества.
«Мини-баскетбол»
«Овладей мячом»
Текущий
Учебник стр.102
23
Развитие координации и быстроты.
Развитие быстроты.
«Мини-баскетбол»
Текущий
Учебник стр.103
24
Совершенствование к ориентированию в пространстве.
Ориентироваться в пространстве.
«Снайперы»
Подвижная цель»
Текущий
Учебник стр.104
25
Урок игра. Соревнование.
Прыжок в высоту
«Челночный бег»
Текущий
26
Подвижная игра «Охотники и утки»
Правила техники безопасности при занятиях лёгкой атлетики. Подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями.
Текущий
Учебник стр.105-106
27
Бросок мяча в горизонтальную
цель.
Выполнение движений в метании различными способами, метание на дальность и на заданное расстояние
Текущий
Учебник стр.107
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Комплект для занятий гимнастикой
Кол-во
1
Стенка гимнастическая
2
Козел гимнастический
3
Конь гимнастический
1 шт
4
Перекладина гимнастическая
1 шт
5
Брусья гимнастические, параллельные
1 шт
6
Мост гимнастический подкидной
1 шт
7
Скамейка гимнастическая жесткая
8шт
8
Стойка для штанги
1 шт
9
Штанги тренировочные
1 шт
10
Гантели наборные
11
Маты гимнастические
20
12
Скакалка гимнастическая
30
13
Палка гимнастическая
25
14
Обруч гимнастический
10
Комплект для занятий легкой атлетикой
1
Комплект школьный для прыжков в высоту
1шт.
2
Эстафетные палочки
3
Мячи малые теннисные
4
Флажки разные
5
Гранаты (250, 500,750 гр.)
Комплект для занятий спортивными и подвижными играми
1
Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой
6шт.
2
Мячи баскетбольные
3
Сетка для переноса и хранения мячей
4
Жилетки игровые
10шт.
5
Стойки волейбольные универсальные
1пара
6
Сетка волейбольная
2шт.
7
Мячи волейбольные
8
Мячи футбольные
9
Мячи набивные весом
10
Теннисные мячи
20шт.
11
Теннисные столы
1т.
12
Ракетки для игры в бадминтон
Оборудование для контроля и оценки действий
1.
Рулетка измерительная (10м; 25м)
2шт.
2.
Свистки судейские
2шт.
3.
Секундомеры
2шт.
Средства доврачебной помощи
1
Аптечка медицинская
1шт.
Спортивные залы
1
Спортивный зал игровой
1
С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек.
2
Кабинет учителя
1
Включает в себя: рабочий стол, стулья, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды
3
Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования
1
Включает в себя: стеллажи
4
Площадка игровая баскетбольная
1
5
Площадка игровая волейбольная
1
6
Гимнастический городок
1
Основная литература
Лях, В.И., Зданевич, А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. М.: Просвещение, 2011г.
Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2011 г.
Физическая культура. 1-4 классы: учебник для общеобразовательных организаций/ В.И. Лях. -14-е изд.-М.: Просвещение, 2013-190с.
Дополнительная литература Научно – методический журнал «Физическая культура. Все для учителя!» М.: ООО «Издательская Группа “Основа”» 2010 – 2012гг.
Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика для школьников/ А.И. Мальцев. - Ростов – на - Дону: Феникс, 2005. 283с.
Методические издания по физической культуре для учителей: Журнал «Физическая культура в школе»