Прыжок в высоту. Совершенствование технического мастерства
Прыжок в высоту. Совершенствование технического мастерства
Роль технического мастерства в прыжках в высоту для достижения высоких спортивных результатов трудно переоценить. Вместе с тем совершенствование техники сопряжено с большими трудностями. Чтобы овладеть рациональной техникой и довести до совершенства технические навыки, требуется последовательность и систематичность в работе, проявление большого упорства и настойчивости в течение многих лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Прыжок в высоту. Совершенствование технического мастерства»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Железногорская средняя общеобразовательная школа №5 им. А.Н. Радищева»
Методическая разработка
Учитель физической культуры
Солодкова И.В.
Прыжок в высоту
Совершенствование технического мастерства
Роль технического мастерства в прыжках в высоту для достижения высоких спортивных результатов трудно переоценить. Вместе с тем совершенствование техники сопряжено с большими трудностями. Чтобы овладеть рациональной техникой и довести до совершенства технические навыки, требуется последовательность и систематичность в работе, проявление большого упорства и настойчивости в течение многих лет.
Поэтому процесс совершенствования техники прыжка должен лечь в основу всего тренировочного процесса и оказывать специфическое влияние на все стороны подготовки прыгуна.
По своему характеру и по содержанию процесс совершенствования во многом определяется индивидуальными особенностями учащегося, уровнем и особенностями технической подготовки.
Следует подчеркнуть, что процесс совершенствования техники связан в первую очередь с психологическими трудностями. У каждого спортсмена в результате его спортивной деятельности формируется свой индивидуальный двигательный образ прыжка, свое представление о технике движений. Поэтому в процессе совершенствования техники у спортсмена возникает необходимость переосмысливать собственный опыт, пересматривать свои взгляды на технику и изменять в какой-то мере имеющиеся у него двигательные представления.
Этот процесс переосмысливания весьма труден и проходит далеко не гладко, как правило, он сопряжен с внутренней борьбой в сознании спортсмена.
Процесс же непосредственного совершенствования техники также весьма трудоемкий и связан с ломкой старого динамического стереотипа, с преодолением косности хорошо заученного ритма движений. Учащемуся долго не удается усвоить и закрепить новую структуру и ритм движений на повышенном скоростном уровне, и он часто сбивается с них, возвращается неожиданно к старым, менее эффективным, техническим действиям.
Особенно резко это проявляется в неблагоприятных условиях (в состоянии утомления, повышенного возбуждения, в отвлекающей обстановке и т.д.)
Чтобы не вызвать срывов и задержки в росте технического мастерства, а с этим и потери у учащегося уверенности в своих силах, необходимо на первом этапе становления совершенствуемого двигательного навыка создать спокойную обстановку. Для этого из тренировочного процесса следует исключить соревнования до тех пор, пока учащиеся после исправления техники прыжка не усвоят новый ритм движения.
Особое значение в этом процессе приобретают методы технического совершенствования учащихся. Обычно используются четыре метода: расчлененный, метод подводящих упражнений, целостный и комплексный методы.
Два первых метода облегчают процесс осмысливания и овладения элементами целостного движения. Полезны они и при исправлении частных недостатков структуры движений.
По мере освоения техники движения и налаживания самоконтроля за движениями большое значение приобретает целостный метод с различной степенью облегчения. В тренировке учащихся этот метод является основным, но при условии возможно более полного соответствия тренировочных прыжков режиму мышечной деятельности прыгуна в условиях соревнований. Лишь при этом создается возможность формирования навыков максимальной мобилизации психических и физических сил ребенка и эффективного их использования для достижения высоких и устойчивых результатов.
Схема поэтапного совершенствования технического мастерства
Этапы совершенствования техники
Задачи этапа
Средства и методы
Режим тренировки
Соревнования
Первый (первая половина подготовительного периода)
Совершенствование двигательной структуры; частичная перестройка техники и ритма движений
а) имитационные упражнения;
б) специальные упражнения;
в) целенаправленное облегчение условий при выполнении приемов и упражнений в целом;
г) многократные повторения упражнений в стандартных условиях с применением звуколидеров;
д) метод сопряженных воздействий с применением средств физической подготовки.
Пониженная интенсивность в технических упражнениях с постепенными доведением до высокой.
Соревнования, как резко сбивающий фактор, противопоказаны
Второй (вторая половина подготовительного и начало соревновательного периода)
Освоение повышенных скоростей. Совершенствование и закрепление ритма целостного двигательного акта и на этой основе автоматизация движений
а) специальные упражнения;
б) целостное выполнение основного упражнения при относительно постоянных условиях;
в) специальные усложнения условий выполнения технических приемов и упражнений в целом;
г) метод сопряженного воздействия
Средняя и высокая интенсивность выполнения технических упражнений
Соревнования играют вспомогательную роль и носят преимущественно учебно-тренировочный характер
Третий (соревновательный период)
Адаптация двигательных навыков к конкретным условиям соревновательной деятельности и повышение устойчивости навыков против сбивающих факторов
а) целостное выполнение основного упражнения в стандартных условиях;
б) целостное выполнение основного упражнения в усложняющейся обстановке, приближенной к соревновательной
Высокая интенсивность выполнения технических упражнений, переходящая в максимальную с полной мобилизацией психических и физических усилий.
Широкое использование соревнований разного масштаба
На третьем, адаптационном, этапе необходимо учесть три группы факторов, к которым требуется специальное приспособление двигательных навыков:
а) факторы, обусловленные спецификой прыжка в высоту (постепенное повышение планки и продолжительность соревнований);
б) факторы, вытекающие из условий и режима проведения каждого конкретного соревнования (матчевые, кратковременные, длительные, двухдневные, соревнования др.)
в) факторы, связанные с возможными изменениями внешних условий (метеорологические условия, состояние грунта и т.д.)
Эффективность процесса совершенствования технического мастерства в большой мере зависит от правильной последовательности решения его задач и связи с этим от распределения средств, методов и режимов их применения по периодам и этапам годовой тренировки. В целом можно выделить три последовательных этапа технического совершенствования, где вначале решаются частные задачи структурного совершенствования техники движений, а в конце формируется сложный комплекс навыков, определяемый установкой на результат.