kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука" для 7-8 класс. 2018 - 2019 учебный год. Направление: общеинтеллектуальное.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена для развития интеллектуальных способностей детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Шахматная азбука" для 7-8 класс. 2018 - 2019 учебный год. Направление: общеинтеллектуальное.»

МОУ «Шарапово-Охотская основная общеобразовательная школа»





«Утверждаю»

Директор школы

_________________ /Ф.И.О. директора/

«____» _______________ 2018г.







ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Шахматная азбука»

для 7 – 8 класса

Направление: общеинтеллектуальное











Составитель:

Жихарева А.С. учитель физической культуры





Серпуховский район, 2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа для 7 - 8 классов «Шахмат» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.

Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Шахматы в средней школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Цель программы: Создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

  1. Создание условий для формирования и развития ключевых компетенций

учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных).

  1. Формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

  2. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Объем программы: программа рассчитана на два года обучения. На реализацию курса отводится 2 часа в неделю (7 класс – 70 часа в год, 8 класс – 70 часов в год).

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций (видеоуроков).

Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

Учебно-тематический план 1-ый год обучения

Программой предусматривается 70 шахматных занятия (два занятия в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каж­дой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

К концу учебного года дети должны знать:

шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, верти­каль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.

Тематика курса

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шах­матной доски. «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шах­матные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети долж­ны догадаться, что это за фигура. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пы­таются угадать, какая фигура загадана. «Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР Начальное положе­ние (начальная позиция); расположение каждой из фигур в на­чальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстанов­кой фигур.

Дидактические игры и задания «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утвержде­ние верно, то мяч следует поймать.

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, пре­вращение пешки.

Дидактические игры и задания «Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышле­ния и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, располо­женные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их. «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шах­матной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирает­ся такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна до­стичь определенной клетки шахматной доски. «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру. «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры против­ника. Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей разного возраста в виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мыш­ления.

5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕ­НИЯ Самые общие представления о том, как начинать шахмат­ную партию.

Дидактические игры и задания «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угро­зы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.























Список литературы

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.

  3. Костров В.В. Шахматы. Первые шаги. – М.: Глоулус, Изд-во К72 НЦ ЭНАС, 2006. – 64 с. – (Играем сами).

  4. - Е.П.Быкова, Т.И.Локтева. – изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 120,(1) с. : ил. – (Мир вашего ребенка).

  5. ИКТ - VIDEOUROKI. Азы шахмат. ( 20 видеоуроков и презентаций), (10 тестов). 2015. ООО «Компэду».

  6. ИКТ - VIDEOUROKI. Основы Шахматной игры. ( 26 уроков и презентаций, 33 видеофрагмента, 9 тестов). 2015. ООО «Компэду».











Календарно-тематическое планирование

Кружок «Шахматная азбука» - 7 класс (70 часов в год из расчета 2 часа в неделю)

№ заня-тия

Внеурочное занятие (тема, название)

Содержание занятия


УДД

Дата

1 четверть: учебных недель - 8 Шахматная доска (7 часов)

1.

Первое знакомство с шахматным королевстом.

Знакомство с шахматной доской

Чтение и инсценирование дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля

Знакомство с учителем и учащимися. Умение вступать в диалог.



Формирование мотива реализующего потребность социально оцениваемой деятельности




Развитие готовности

к сотрудничеству и дружбе.


2.

Шахматная доска.

Знакомство с шахматной доской.


3.

Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали.

Расположение доски между партнерами.

Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».


4.

Линии на шахматной доске. Диагонали.

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали.


5.

Ценр шахматной доски

Центр. Форма центра. Количество полей в центре.


6.

Шахматная дистанционная доска.

Знакомство с шахматной доской.


7.

Шахматная дистанционная доска.

Знакомство с шахматной доской.


Шахматные фигуры (2 часа)

8.

Шахматные фигуры

Знакомство с шахматными

фигурами

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Чтение и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая

Формирование установки на здоровый образ жизни.




Формирование социальных мотивов.


9.

Сравнительная сила фигур

Сравнительная сила шахматных фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Дидактические задания и игры «Кто сильнее?», «Обе армии равны».


Начальная расстановка фигур (1 час)

10.

Начальная расстановка фигур

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».


Ориентация на понимание причин успеха в деятельности.


Ходы и взятие фигур (6 часов)

11.

Ходы и взятие фигур.

(Основная тема учебного курса). Место шахматной фигуры на поле.

Развитие учебно - познавательного интереса к новому материалу и способам решения новой задачи.




Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.





Умение договариваться, находить общее решение.







12.

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи.

Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».


13.

Ладья в игре.

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».


14.

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольнын слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».


15.

Слон в игре.

Вопросы для проверки знаний.

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».


16.

Ладья против слона.

Вопросы для проверки полученных знаний.

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».


2 четверть: учебных недель - 7 Ходы и взятие фигур (14 часов)

17.

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.












Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос.







Умение договариваться, находить общее решение.







Умение аргументировать своё предложение,

убеждать и доказывать.









Развитие готовности к сотрудничеству с учителем.






18.

Ферзь в игре.

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».


19.

Ферзь против ладьи и слона.

Вопросы.

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».


20.

Практическое занятие на дистанционной доске. Игровое занятие.

Вопросы для проверки усвоения материала.

Вопросы для закрепления материала.


21.

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».


22.

Конь в игре.

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».


23

Конь против ферзя, ладьи слона. Вопросы для проверки усвоения нового материала.

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения).


24.



Знакомство с пешкой.



Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие.

Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические

задания и игры «Лабиринт», «Один в поле воин».


25.

Пешка в игре.

Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».



26.

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

Вопросы для повторения.

Дидактические задания и игры» Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».


27.

Превращение пешки в другие фигуры. Вопросы.



28.

Знакомство с шахматной фигурой. Король.

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (король против короля).


29.

Король против других фигур.

Вопросы.

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности».


Цель шахматной партии ((1 час)

30.

Цель шахматной партии.

Шах.

Шах - угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха (3 способа). Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов».



3 четверть: учебных недель - 11 Цель шахматной партии - 14 часов

31.

Шах.

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах». Игра фигурами из начального положения до первого шага.

Формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности уступать.




Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации деятельности.



Умение контролировать свои действия и действия партнёра.






Умение самостоятельно работать.



Умение самостоятельно работать.


32.

Мат.

Мат - цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».


33.

Мат. Вопросы.

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».


34.

Ставим мат.

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». Задания.


35.

Ничья, пат.

Вопросы.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».


36.

Рокировка.

Вопросы.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».


37.

Взятие на проходе.

Вопросы.

Рассмотрение позиций на рисунках (карточках).


38.

Сравнительная сила фигур. Вопросы.

Легкие и тяжелые фигуры.


39.

Нотация (шахматная доска). Обозначение фигур. Обозначение действий в шахматной партии. Вопросы.

Расположение фигур в начальной позиции.


40.

Защита. Задания.

Вопросы.

Рассмотрение позиций на рисунках (карточках).


41.

Связка.

Задания.

Рассмотрение позиций на рисунках (карточках).


42.

Избавление от связки

Задания. Вопросы.

Самостоятельное выполнение заданий.


43.

Вилка. Задания. Вопросы.

Рассмотрение позиций на рисунках (карточках).


44.

Открытое нападение.

Задания.

Рассмотрение позиций на рисунках (карточках).


Практические задания. (8 часов)

45.

Практические задания.

№ 1- 3

Практические занятия.

Умение самостоятельно работать.






Умение самостоятельно работать.







46.

Практические задания.

№ 4- 6

Практические занятия.


47.

Практические задания.

№ 7 - 9

Практические занятия.


48.

Практические задания.

№ 10-12

Практические занятия.


49.

Практические задания.

№ 13-15

Практические занятия.


50.

Практические задания.

№ 16-18

Практические занятия.


51.

Практические задания.

№ 19-21

Практические занятия.


52.

Практические задания.

№ 22-24

Практические занятия.


4 четверть: учебных недель - 9 Практические задания. (4 часа)

53.

Практические задания.

№ 25-27

Практические занятия.

Умение самостоятельно работать.



54.

Практические задания.

№ 28-30

Практические занятия.


55.

Практические задания.

№ 31-33

Практические занятия.


56.

Практические задания.

№ 34-36

Практические занятия.


Игра всеми фигурами из начального положения (9 часов)

57.

Игра всеми фигурами из начального положения.

Шахматная партия.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Практические занятия.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


58.

Шахматная партия.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».


59.

Шахматная партия.

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий.


60.

Шахматная партия.

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий.


61.

Практические занятия.

Закрепление в игре программного материала. Игра всеми фигурами из начального положения.

Умение самостоятельно работать.









62.

Практические занятия.

Закрепление в игре программного материала. Игра всеми фигурами из начального положения.


63.

Практические занятия.

Закрепление в игре программного материала. Игра всеми фигурами из начального положения.


64.

Практические занятия.

Закрепление в игре программного материала. Игра всеми фигурами из начального положения.


65.

Практические занятия.

Закрепление в игре программного материала. Игра всеми фигурами из начального положения.


Обобщение (5 часов)

66.

Повторение пройденного материала.

Повторение программного материала – викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


67.

Повторение пройденного материала.

Вопросы для повторения.


68.

Повторение пройденного материала.

Повторение всех вопросов курса.


69.

Повторение пройденного материала.

Вопросы для проверки полученных знаний.


70.

Повторение пройденного материала.

Вопросы для проверки полученных знаний.


























Календарно-тематическое планирование

Кружок «Шахматная азбука» - 8 класс (70 часов в год из расчета 2 часа в неделю)

заня-тия

Внеурочное занятие (тема, название)

Содержание занятия


Дата

1 четверть: учебных недель - 8 Краткая история шахмат (5 часов)

1.

Повторение пройденного материала.

Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).


2.

Повторение пройденного материала.

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания: «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика.


3.

Краткая история шахмат.

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Анатолий Карпов-чемпион мира». Игровая практика.


4.

Выдающиеся шахматисты нашего времени.

Биографии выдающихся шахматистов нашего времени. Фрагменты из партий.


5.

Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы.

Шахматные правила FIDE. Этика шахматной борьбы. Правила поведения за шахматной доской.




Шахматная нотация (11 часов)


6.

Шахматная нотация.

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей

Обозначение горизонталей вертикалей, полей. Дидактические задания: «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая практика. На этом занятии дети делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля, на какое поле идёт. Например, «Король сg 7 – на f8@/


7.

Шахматная нотация.

Обозначение шахматных фигур и терминов.

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).


8.

Шахматная нотация.


Игровая практика (фрагмента шахматной партии).


9.

Шахматная нотация.

Игровая практика (фрагмента шахматной партии).


10.

Шахматная нотация.

Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).


11.

Шахматная нотация.

Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).


12.

Шахматная нотация.

Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).


13.

Шахматная нотация.

Игровая практика (с записью шахматной партии).


14.

Шахматная нотация.

Игровая практика (с записью шахматной партии).


15.

Шахматная нотация.

Игровая практика (с записью шахматной партии).


16.

Шахматная нотация.

Игровая практика (с записью шахматной партии).


2 четверть: учебных недель - 7 Ценность шахматных фигур (14 часов)

17.

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания: «Кто сильнее?», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактическое задание: «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика.


18.

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания: «Кто сильнее?», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактическое задание: «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика.


19.

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания: «Кто сильнее?», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактическое задание: «Выигрыш материала» (выигрыш коня). Игровая практика.


20.

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания: «Кто сильнее?», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактическое задание: «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика.


21.

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания: «Кто сильнее?», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактическое задание: «Выигрыш материала» (выигрыш слона). Игровая практика.


22.

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания: «Кто сильнее?», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактическое задание: «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи). Игровая практика.


23.

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

Достижение материального перевеса. Дидактическое задание: «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактическое задание: «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры). Игровая практика.


24.

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

Достижение материального перевеса. Дидактическое задание: «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактическое задание: «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры). Игровая практика.


25.

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

Достижение материального перевеса. Дидактическое задание: «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактическое задание: «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры). Игровая практика.


26.

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

Достижение материального перевеса. Дидактическое задание: «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактическое задание: «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры). Игровая практика.


27.

Способы защиты. Игровая практика.

Защита. Дидактическое задание «Защита» (перекрытие контратака). Игровая практика.


28.

Способы защиты. Игровая практика.

Защита. Дидактическое задание «Защита» (перекрытие контратака). Игровая практика.


29.

Способы защиты. Игровая практика.

Решение заданий. Дидактическое задание: «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры). Практическая игра.


30.

Способы защиты. Игровая практика.

Решение заданий. Дидактическое задание: «Защита» (защита атакованной фигуры своей фигурой, уход из-под боя, уничтожение атакующей фигуры). Практическая игра.


3 четверть: учебных недель - 11 Техника матования одинокого короля - 14 часов

31.

Техника матования одинокого короля.

Две ладьи против короля, «линейный» мат. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию». Игровая практика.


32

Техника матования одинокого короля.

Две ладьи против короля, «линейный» мат. Дидактические задания «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.


33.

Техника матования одинокого короля.

Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат». Игровая практика.


34.

Техника матования одинокого короля.

Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания «Мат в один ход», «На крайнюю линию». Игровая практика.


35.

Техника матования одинокого короля.

Ферзь и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат». Игровая практика.


36.

Техника матования одинокого короля.

Ферзь и король против короля. Дидактические задания «Мат в один ход», «На крайнюю линию». Игровая практика.


37.

Техника матования одинокого короля.

Ладья и король против короля. Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат». Игровая практика.


38.

Техника матования одинокого короля.

Ладья и король против короля. Дидактические задания «Мат в один ход», «На крайнюю линию». Игровая практика.


39.

Техника матования одинокого короля.

Решение заданий.


40.

Техника матования одинокого короля.

Решение заданий.


Шахматные дебюты (11 часов)

41.

Дебют. План в дебюте.

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путём логических задач и проведения дидактических игр.


42.

Дебютные принципы

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путём логических задач и проведения дидактических игр.


43.

Гамбиты.

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путём логических задач и проведения дидактических игр.


44.

Выбор дебютного репертуара.

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путём логических задач и проведения дидактических игр.


45.

Основные виды дебютов.

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путём логических задач и проведения дидактических игр.


46.

Разыгрывание фигур.

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путём логических задач и проведения дидактических игр.


Классификация дебютов (6 часов).

47.

Принципы развития дебютов. Основные цели дебюта.

Перерабатывать полученную информацию: сравнить и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур.


48.

Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.


49

Классификация дебютов.

Называть предметы по описанию.


50.

Дебют с которого нередко мат.делается

Знать название шахматных фигур: ладья, слон, пешка, ферзь, конь, король.


51.

Преждевременный выход ферзем.

Правила хода и взятие каждой фигуры.


52.

Тренировочные партии.

Ориентироваться на шахматной доске.


4 четверть: учебных недель - 9 Достижение мата без жертвы материала. (7 часов)

53.

Достижение мата без жертвы. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.


54.

Достижение мата без жертвы. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг.

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.


55.

Достижение мата без жертвы. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.


56.

Достижение мата без жертвы. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.


57.

Достижение мата без жертвы материала. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле.

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Решение заданий.

Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.


58.

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.


59.

Достижение мата без жертвы материала.

Решение заданий на мат в два хода. Защита от мата. Дидактическое задание «Защитись от мата». Игровая практика.


Практические задания (4 часа)

60.

Практические задания по карточкам.

Самостоятельно решение ответа. Игровая практика.


61.

Практические задания по карточкам.

Самостоятельно решение ответа. Игровая практика.


62.

Практические задания по карточкам.

Самостоятельно решение ответа. Игровая практика.


63.

Практические задания по карточкам.

Самостоятельно решение ответа. Игровая практика.


Обобщение (7 часов)

64.

Повторение материала.

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.


65.

Повторение материала.

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.


66.

Повторение материала.

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.


67.

Повторение материала.

Игра в турнире. Турнирные партии.


68.

Повторение материала.

Игра в турнире. Турнирные партии.


69.

Повторение материала.

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.


70.

Повторение материала.

Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
















Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения программы курса.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Ресурсное обеспечение

№ п/п

Наименование учебного оборудования

1

Учебно-методическое обеспечение:


- Программа

- Книги о шахматах

- Костров В.В. Шахматы. Первые шаги. – М.: Глоулус, Изд-во К72 НЦ ЭНАС, 2006. – 64 с. – (Играем сами).

- Е.П.Быкова, Т.И.Локтева. – изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 120,(1) с. : ил. – (Мир вашего ребенка).

- ИКТ

- VIDEOUROKI. Азы шахмат. ( 20 видеоуроков и презентаций), (10 тестов). 2015. ООО «Компэду».

- VIDEOUROKI. Основы Шахматной игры. ( 26 уроков и презентаций, 33 видеофрагмента, 9 тестов). 2015. ООО «Компэду».

- Методическое пособие для учителя

2

Наглядные пособия


Коробки с деревянными шахматами

Коробки с магнитными шахматами

Дополнительный материал - различные позиции в шахматах

3

Игры и игрушки


Игры настольно-печатные «Чудесный мешочек»

4

Учебное оборудование


Классная парта с набором шахмат. Магнитная доска.

5

Технические средства


Планшет. Магнитофон




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Жихарева Алла Степановна

Дата: 15.12.2019

Номер свидетельства: 532089


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства