Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов легкая атлетика и офп
Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов легкая атлетика и офп
Программа секции легкой атлетики общеобразовательной школы рассчитана на школьников в возрасте от семи до десяти лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных соревнованиях. (Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов легкая атлетика и офп»
Краснодарский край
Муниципальное образование г-к Анапа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________________
«____»______________ 20___ г.
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА И ОФП
Автор: учитель физической культуры Лигоцкий Олег Эдуардович
Срок реализации: 1 год
г.Анапа
2019 год
Пояснительная записка
Программа секции легкой атлетики общеобразовательной школы рассчитана на школьников в возрасте от семи до десяти лет. Она предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, обязательное выполнение контрольных упражнений и участие в спортивных соревнованиях. (Теоретические сведения сообщаются в процессе практических занятий).
Содержание учебно-тренировочной работы в секции отвечает требованиям данной программы с учетом местных условий и индивидуальных особенностей школьников.
Все занимающиеся в секции распределяются по группам с учетом возраста и уровня физической подготовки.
Основой легкоатлетических упражнений являются естественные и жизненно важные движения человека: ходьба, бег, прыжки, метания.
Занятия легкой атлетикой общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.
На первом этапе целью обучения является – формирование физической культуры личности школьника посредствам освоения основ содержания физкультурно-спортивной деятельности с общеразвивающей направленностью.
В соответствии с целью формируются следующие задачи:
формирование знаний в физкультурной деятельности, отражающих ее культурно-исторические, психолого-педагогические и методико-биологические основы;
совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, их вариативное использование в игровой деятельности и самостоятельных учебных занятиях;
расширение двигательного опыта посредствам усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми движениями, с повышенной координационной сложностью;
формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой здоровья, коррекции телосложения и правильной осанки, культурой движения;
расширение функциональных возможностей систем организма, повышения его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;
формирование практических умений, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, групповому взаимодействию, посредством подвижных игр и элементов соревнования
В программе учебный материал дается в виде основных упражнений, поэтому в соответствии с конкретными условиями и индивидуальными особенностями занимающихся, в программу могут вноситься необходимые измерения, но при этом основные ее принципы и установки должны быть сохранены.
В течение учебного года проводятся соревнования на первенство школы или городского округа.
Образовательный процесс рассчитан на четыре года, где могут заниматься дети с 7 до 10 лет. В группе занимаются и мальчики и девочки. Количественный состав от 15 до 20 учащихся. Это позволяет уделить внимание каждому ребенку и дать им полный объем знаний и умений, предусмотренных программой.
В группы отбираются дети с разным уровнем развития физических качеств. Занятия проходят два раза в неделю, общая загруженность - I года обучения - 2 часа, II года – 3 - 4 часа года обучения. III и IV года – 6 часов в неделю.
Набор в группы осуществляется не на конкурсной основе, главное – желание ребенка заниматься в секции. Кроме того, предусматриваются индивидуальные занятия, которые направлены на развитие детей, подготовленных слабее..
В процессе занятий легкой атлетикой совершенствуют умение управлять своими движениями, развивают навыки в быстром и экономном передвижении, преодолении препятствий, гармоническому развитию детей.
Легкая атлетика имеет большое оздоровительное значение. Занятия, как правило, проводятся на свежем воздухе. Легкоатлетические упражнения требуют динамической работы многих мышц, что позволяет легко регулировать нагрузку, улучшает деятельность двигательного аппарата, внутренних органов, центральной нервной системы и организма в целом.
Программа ориентируется на развитие природных качеств личности, помогает учесть ее возможности в семье и школе, предоставляет ребенку право усвоить тот уровень программного материала, который ему доступен.
Программа четырех лет обучения направлена на ознакомление с видами легкой атлетики, укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся. Воспитание интереса к занятиям легкой атлетикой, создание базы разносторонней физической и функциональной подготовленности.
Важным условием выполнения поставленных задач является систематическое проведение практических и теоретических занятий, контрольных упражнений, восстановительных мероприятий, регулярное участие в соревнованиях.
В основе подготовки спортивных резервов следует выделить ряд специфических принципов и методических установок, определяющих тренировочный процесс юных легкоатлетов. К ним необходимо отнести следующие принципы:
Доминирующее значение общей физической подготовки,многоаспектный характер начальной специализации.
Главной целью начальных занятий в легкой атлетике становится задача полноценного создания фундамента будущих достижений, расширения функциональных возможностей организма, всестороннего развития двигательных умений и навыков.
Дидактическая направленность.
В спортивной подготовке детей вес обучения больше, чем в подготовке квалифицированных легкоатлетов. Это обусловлено задачей современного овладения техникой и тактикой изучаемых легкоатлетических дисциплин, и особенно благоприятными в детском возрасте возможностями для формирования двигательных умений и навыков.
Ограничение нагрузок в соответствии с функциональными возможностями растущего организма.
В занятиях с детьми необходимо придерживаться строгой последовательности в увеличении нагрузок, особенно тщательно соблюдать требования оптимальности нагрузок в связи с возрастом, уровнем подготовленности детей. Чем младше дети и ниже уровень их физической подготовленности, тем чаще надо предусматривать фазы отдыха, чередование упражнений, различных по характеру воздействия и целевым установкам.
Недопустимость установки на достижение спортивных максимальных результатов в кратчайшие сроки.
Форсированная спортивная подготовка ведет к перегрузке организма юных легкоатлетов и не способствует дальнейшему их росту. Первым спортивным соревнованиям должна предшествовать тщательная заблаговременная подготовка.
Необходимость учета построения школьного учебного процесса в планировании спортивной тренировки.
В занятиях с легкоатлетами школьного возраста периодизация спортивной тренировки, принятая для работы с взрослыми спортсменами, соблюдается в измененной форме.
При планировании тренировочного процесса надо иметь в виду, что у школьников-спортсменов повышенные спортивные нагрузки целесообразно совмещать со временем зимних, весенних и особенно летних каникул.
Общими обязательными условиями успешных занятий детей в легкой атлетике являются: рациональный режим, обеспечение гигиены быта, материально-технические условия подготовки. Хорошая организация врачебно-педагогического контроля состояния здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью легкоатлетов.
Методика подготовки юных спортсменов
Практический опыт и научные исследования показывают, что структура и содержание многолетнего процесса подготовки должны систематически изменяться в соответствии с естественными закономерностями возрастного развития, влияния внешних условий среды и другими факторами.
Весь многолетний процесс подготовки принято делить на ряд этапов. Возрастные границы и задачи подготовки для различных групп легкоатлетических дисциплин имеют значительные различия. Эти этапы должны быть положены в основу построения многолетней подготовки. Возраст занимающихся соответствует четырем этапам квалификации (см. табл. 1), с которой также связана определенная структура учебных групп:
I - этап начальной подготовки (7 – 10 лет), 1 год.
II - этап начальной подготовки (11 – 13 лет), 1 год.
III - этап начальной специализации (14 – 15 лет), 1 год.
Наполняемость учебных групп и режим тренировочной работы
Таблица 1
Год обучения
Минимальный возраст для зачисления, лет
Минимальное число учащихся в группе
Максимальное количество учебных часов в неделю
Требования по общей и специальной физической подготовке на начало учебного года
Группы начальной подготовки
1-й
7 – 10
До 20
2
Выполнение нормативов по ОФП
2-й
11 - 13
15
4
Выполнение нормативов по ОФП
Учебно-тренировочные группы
1-й
11- 13
15
6
Выполнение нормативов по ОФП и СФП
2-й
14 - 15
15
6
Следует отметить, что на практике встречаются нарушения возрастного состава учебных групп. Это объясняется природной одаренностью спортсменов, динамикой спортивных результатов, уровнем физической подготовленности, биологическим возрастом. Чаще всего дети – акселераты, опережающие в своем развитии сверстников, попадают в старшие группы, а дети – ретарданты, отстающие в своем физическом развитии от сверстников, часто не соответствуют критериям отбора в группы подготовки спортивных школ. Являются как бы мало перспективными для легкой атлетики, что не всегда обосновано. Периодизация возрастных этапов подготовки, во многом связанная с биологическим развитием организма, диктует и темпы прироста отдельных физических качеств детей и подростков.
Установлено, что у школьников, не занимающихся и активно занимающихся отдельными видами спорта, возрастная динамика прироста физических качеств имеет определенное различие. Однако и внутри групп юных спортсменов существуют значительные отклонения от выделенных возрастных зон наиболее эффективного естественного развития выносливости, гибкости, быстроты, силы. По данным многочисленных исследований можно считать наиболее эффективными по темпам прироста двигательных качеств сенситивные (чувствительные) возрастные периоды (таблица 2).
Примерные сенситивные периоды развития росто - весовых показателей и физических качеств детей школьного возраста
(в основе лежат данные А. А. Гужаловского, 1979)
Таблица 2
Росто-весовые показатели и физические качества
Возраст, лет
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Рост
+
+
+
+
Вес
+
+
+
+
Сила максимальная
+
+
+
+
Скоростно-силовые способности
+
+
+
+
+
+
+
Быстрота
+
+
+
+
+
Анаэробные возможности
+
+
+
Аэробные возможности
+
+
+
+
+
Гибкость
+
+
+
+
+
+
Координационные способности
+
+
+
+
равновесие
+
+
+
+
+
+
+
+
Координационные способности развиваются наиболее успешно в возрасте 8 - 12 лет. Это следует учитывать в сложно – координационных видах легкой атлетики (прыжки в высоту, с шестом, метания), операционную основу действий в которых составляют именно такие движения, эффективность которых зависит от состояния систем управления движениями. Равновесие совершенствуется в возрастном диапазоне с 7 – 17 лет.
Развитие выносливости (аэробных возможностей, общей выносливости) наиболее эффективно происходит в возрасте 8 – 10,
Развитие быстроты движений и ее составляющих, именно темпа движений (частоты) наблюдается в 7 – 12 лет, скорости одиночного движения в 8 – 13 лет, двигательной реакции в 8 – 12 лет.
Подвижность в суставах (гибкость) активно увеличивается до 17 лет. Наиболее интенсивно в 7 – 10 и 12 – 13 лет.
Такая динамика осуществляет задачи отдельных этапов многолетней подготовки, а строгий учет ее является залогом создания специального фундамента физической подготовленности, обеспечивающего достижения высоких спортивных результатов в оптимальном возрасте и сохранение их на протяжении нескольких лет активной спортивной деятельности.
Программа включает учебный материал по основным видам подготовки, его распределение по годам обучения и в годичном цикле; рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок и планирование спортивных результатов по годам обучения (таблица 4); организацию и проведение педагогического и медико-биологического контроля (план – схемы в приложениях); содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочных занятий.
В процессе многолетней тренировки чрезвычайно важна рациональная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок. Она строится на основе следующих положений:
Ориентация уровней нагрузок юных спортсменов на соответствующие показатели, достигнутые сильнейшими взрослыми спортсменами.
Увеличение темпов роста нагрузок от этапа спортивной начальной подготовки на последующих специальных этапах;
Соответствие уровня тренировочных и соревновательных нагрузок возрастным особенностям и уровню подготовленности юных спортсменов;
Учет закономерностей развития и взаимосвязи различных систем растущего организма юного спортсмена.
На этапах начальной подготовки, спортивной специализации и углубленной тренировки в избранном виде спорта соотношение порциональных объемов тренировочных нагрузок и акцент на преимущественное использование тех или иных нагрузок находятся в прямой зависимости от факторов, определяющих общую и специальную подготовленность юных спортсменов (таблица 3).
Соотношение средств общей, специальной физической и технической
подготовки по годам обучения (%)
Таблица 3
Средства
подготовки
Группы начальной подготовки
Учебно-тренировочные группы
1-й
2-й
1-й
2-й
ОФП
60
50
45
40
СФП
25
30
30
30
ТП
15
20
25
30
Общая физическая подготовка на первых годах обучения занимает 60-70 % и направлена на развитие основных физических качеств и формирования разнообразных двигательных умений и навыков. В последующих годах обучения содержание ОФП в большей мере приближается по своему воздействию к избранному виду спорта и составляет 20-40 %, в это время происходит увеличение до 60-80 % доли специальной физической подготовки, которая направлена на развитие специальных физических качеств и совершенствование спортивной техники.
Наряду с ОФП план содержит разделы:
теоретическая подготовка,
контрольно-переводные испытания,
участие в соревнованиях,
восстановительные мероприятия,
медицинское обследование.
Учебный план по разделам подготовки рассчитан на 44 недели.
Учебно-тематический план
для группы начальной подготовки 1 года обучения
Таблица 4
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
Всего
Теоретические занятия
Практические занятия
Вводное занятие.
1
1
-
История развития легкоатлетического спорта.
1
1
-
Гигиена спортсмена и закаливание.
1
1
-
Места закаливания, их оборудование и подготовка.
2
1
1
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой.
1
1
-
Ознакомление с правилами соревнований.
2
1
1
Общая физическая и специальная подготовка.
33
-
33
Ознакомление с отдельными элементами техники бега и ходьбы.
27
-
27
Контрольные упражнения и спортивные соревнования.
Согласно плану спортивных мероприятий.
Итого:
68
6
62
I – этап начальной подготовки первого года обучения
На первом году обучения занятия проводятся с нагрузкой 2 часа в неделю (талица 4). На данном этапе предполагается ознакомление с видами легкой атлетики, укрепления здоровья и закаливания организма школьников. Воспитание интереса к занятиям, на создание базы разносторонней физической функциональной подготовленности, развитие быстроты, гибкости, подвижности в суставах, умения расслаблять мышцы, укрепление опорно-двигательного аппарата, воспитание общей выносливости, ловкости. Изучение элементов техники ходьбы, бега, прыжков, ознакомление с остальными разделами правил соревнований и некоторыми вопросами теории
Учебно-тематический план
для группы начальной подготовки 2 года обучения
Таблица 5
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
Всего
Теоретические занятия
Практические занятия
Вводное занятие.
2
1
1
История развития легкоатлетического спорта.
1
1
-
Гигиена спортсмена и закаливание.
1
1
-
Места закаливания, их оборудование и подготовка.
2
1
1
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой.
2
2
-
Ознакомление с правилами соревнований.
1
1
-
Общая физическая и специальная подготовка.
67
-
67
Тренировка в отдельных видах легкой атлетики
60
-
60
Контрольные упражнения и спортивные соревнования.
Согласно плану спортивных мероприятий.
Итого:
136
7
129
I – этап начальной подготовки второго года обучения.
На втором году обучения занятия проводятся с нагрузкой до 4 часов в неделю (таблица 5). Укрепление здоровья и дальнейшие закаливание организма занимающихся. Повышение уровня разносторонней физической подготовленности, укрепление сердечно-сосудистой системы, развитие общей выносливости, ловкости, быстроты, силы, дальнейшие укрепление гибкости, подвижности в суставах и эластичности мышц, умения их расслаблять. Укрепление опорно-связочного аппарата. Воспитание, волевых качеств, выявление интереса к занятиям тем или иным видам легкой атлетики. Обучение основам техники бега, прыжков. Выполнение нормативов III юношеского разряда по избранным видам спорта.
Учебно-тематический план
для группы начальной подготовки 3 года обучения
Таблица 6
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
Всего
Теоретические занятия
Практические занятия
Вводное занятие.
2
1
1
История развития легкоатлетического спорта.
1
1
-
Гигиена спортсмена и закаливание.
1
1
-
Основы техники видов легкой атлетики.
2
1
1
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой.
2
2
-
Инструкторская и судейская практика.
1
1
-
Общая физическая и специальная подготовка.
67
-
67
Тренировка в отдельных видах легкой атлетики.
60
-
60
Контрольные упражнения и спортивные соревнования.
Согласно плану спортивных мероприятий.
Итого:
136
7
129
На третьем году обучения занятия проводятся с нагрузкой 4 часа в неделю.
Дальнейшие укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся. Повышение уровня разносторонней физической подготовленности; развитие скоростно-силовых и волевых качеств, воспитание общей выносливости; совершенствование быстроты, гибкости, ловкости, умения расслаблять мышцы; изучение элементов техники ходьбы, бега, прыжков; ведение дневника тренировок и анализирование своего выступления и выступление товарищей в спортивных соревнованиях; определение вида для специализации в легкой атлетике.
Учебно-тематический план
для группы начальной подготовки 4 года обучения
Таблица 7
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
Всего
Теоретические занятия
Практические занятия
Вводное занятие.
1
1
-
История развития легкоатлетического спорта.
1
1
-
Гигиена спортсмена и закаливание.
1
1
-
Основы техники видов легкой атлетики.
3
3
-
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой.
3
3
-
Инструкторская и судейская практика.
5
-
5
Общая физическая и специальная подготовка.
136
-
136
Тренировка в отдельных видах легкой атлетики.
122
-
122
Контрольные упражнения и спортивные соревнования.
Согласно плану спортивных мероприятий.
Итого:
272
9
263
II – этап учебно-тренировочный первого года обучения
На третьем году обучения занятия проводятся с нагрузкой 6 часов в неделю (таблица 7). Дальнейшие укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся; повышение уровня разносторонней физической подготовленности; развитие силовых, скоростно-силовых и волевых качеств, воспитание общей выносливости; совершенствование быстроты, гибкости, ловкости, умения расслаблять мышцы; изучение элементов техники ходьбы, бега, прыжков; обучение ведению дневника тренировок и умению анализировать свое выступление и выступление товарищей в спортивных соревнованиях; определение вида для специализации в легкой атлетике.
Содержание теоретической подготовки
для учащихся этапа начальной подготовки
Вводное занятие. План работы кружка. Правила поведения в кружке и режим работы. Значение легкоатлетических упражнений для подготовки к трудовой деятельности, к защите Родины.
История развития легкоатлетического спорта.Возникновение легкоатлетических упражнений. Легкая атлетика как наиболее доступный для любого возраста вид спорта, имеющий прикладное значение.
Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, волосами, ногтями и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, гигиена одежды, обуви и мест занятий
Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам легкой атлетики. Оборудование и инвентарь, одежда и обувь для занятий и соревнований.
Техника безопасности во время занятий легкой атлетикой. Правила пользования спортивным инвентарем, одеждой и обувью. Дисциплина – основа безопасности во время занятий легкой атлетикой. Возможные травмы и их предупреждения.
Ознакомление с правилами соревнований.Судейство соревнований в отдельных видах бега, ходьбы, в метании меча, прыжках в высоту, длину.
Общая физическая и специальная подготовка. Практические занятия. Строевые упражнения. Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах. Акробатика. Подвижные игры. Спортивные игры. Лыжи. Упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами.
Ознакомление с отдельными элементами техники бега и ходьбы. Ходьба. Обычно в равномерном темпе, быстром до 800 м.. Бег. Свободный по прямой и повороту. Выполнение команд «На старт!», «Внимание!», «Марш!»; работа рук во время бега, вынос бедра, постановка стопы; техника бега на короткие дистанции (подготовка стартовых колодок, принятие положения «На старт!», «Внимание!»).
Контрольные упражнения и спортивные соревнования. Согласно плану спортивных мероприятий.
По итогам трех лет обучения учащиеся должны знать и уметь:
-историю развития легкой атлетики.
-легкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта.
-освоить технику бега на короткие и средние дистанции.
-иметь представление о технике бега на длинные дистанции
Содержание программного материала
по этапам спортивной подготовки
В разделе раскрываются:
содержание и последовательность изучения программного материала по недельным циклам;
объемы основных параметров подготовки;
виды контроля общей и специальной физической, спортивно-технической и тактической подготовки по этапам годичного цикла.
Содержание программного материала представлено в виде планов-схем годичных циклов.
Планирование годичного цикла тренировки учащихся спортивных школ определяется:
задачами годичного цикла;
закономерностями развития и становления спортивной формы;
периодизацией, принятой в легкой атлетике;
календарем и системой спортивных соревнований.
Группа начальной подготовки
1 года обучения
Ходьба с различным положением рук, ног, туловища с изменением направления и темпа.
Бег на короткие дистанции от 10 м до 60 м.
Бег из высокого старта и различных исходных положений.
Бег на развитие выносливости до 6 минут.
Челночный бег: 2 – 4 х 9 м и др.
Бег через различные препятствия, бег с барьерами до 40 см высотой.
Прыжки в длину «согнув ноги» с 3-7 беговых шагов, с полного разбега. Элементы техники приземления и отталкивания – общие понятия.
Прыжки в высоту с 3-7 беговых шагов способом «перешагиванием», «на взлет». Общие понятия о технике отталкивание.
Прыжковые комплексы на гимнастических скамейках, однократные и многократные прыжки с ноги на ногу, на одной ноге и на двух ногах.
Метание малого мяча с места, с одного, с двух и трех шагов разбега. Метание мяча в цель и на дальность.
Техника метания мяча с отведением руки «прямо - назад».
Группа начальной подготовки
2 года обучения
Бег на короткие дистанции от 20 м до 100 м. Бег на 300 м, 1000 м. Кроссовый бег до 8 минут. Бег в гору и с горы. Бег с сопротивлением. Бег с высокого старта и из различных исходных положений. Бег через различные препятствия, барьерный бег. Челночный бег, эстафетный бег. Специальные беговые упражнения.
Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Элементы техники отталкивания и приземления, серийные отталкивания через 1-3 шага.
Прыжки в высоту с разбега способами: «на взлет», «волной», «перешагиванием». Элементы техники отталкивания и перехода через планку. Прыжковые комплексы.
Метание малого мяча «из-за спины через плечо» с места, с шага и трех шагов разбега способами отведения руки: «Прямо-назад», «Через сторону назад». Метания в цель и на дальность. Броски набивных мячей до 1 кг.
Группа начальной подготовки
3 года обучения
Ходьба в различном темпе. Специальные беговые упражнения.
Бег с высокого и низкого старта по команде. Бег с ускорением. Бег на короткие дистанции от 20 до 150 м. Бег на 300 м, 1000 м. Кроссовый бег до 10 минут. Бег в гору и с горы. Бег с сопротивлением. Бег через различные препятствия, бег с барьерами до 50 см высотой. Челночный бег. Эстафетный бег, техника приема и передачи эстафетной палочки.
Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Элементы техники отталкивания и приземления. Комплексы прыжковых упражнений.Прыжки с места, тройной и многократные прыжки на одной и двух ногах.
Прыжки в высоту с разбега способами: «На взлет», «Волной», «Перешагиванием». Элементы техники отталкивания и перехода через планку.
Метание малого мяча «из-за спины через плечо» с места, двух, трех шагов и полного разбега. Техника отведения мяча: «вперед, вниз и назад». Метание мяча в цель и на дальность. Броски набивного мяча до 2 кг различными способами.
Группа начальной подготовки
4 года обучения
Ходьба в умеренном и быстром темпе с различными исходными положениями.
Специальные беговые упражнения. Бег с высокого и низкого старта под команду. Бег от 20 до 200 м. Бег на 300 м, 1000 м на время, кроссовый бег до 12 минут. Бег в гору и с горы. Бег с сопротивлением. Бег с барьерами до 50 см высотой. Челночный бег. Эстафетный бег, прием и передача эстафетной палочки.
Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» и «ножницы». Элементы техники отталкивания и приземления. Прыжковые управления и прыжковые комплексы. Прыжки в высоту с разбега способом «На взлет», «Волной», «Перешагиванием». Разбег в сочетании с отталкиванием. Серийные отталкивания в беге.
Метания малого мяча «из-за спины через плечо» с места, двух, трех шагови полного разбега. Отведения мяча способом «от плеча назад», «впередвнизназад», «через верх-назад». Метания мяча в цель и на дальность. Броскинабивного мяча двумя руками различными способами (вес 2 кг).
Контрольно-нормативные требования
Во всех годах обучения осуществляется постоянный контроль уровня физической, спортивно-технической, тактической и теоретической подготовленности спортсмена. В управлении подготовкой юных спортсменов эффективной является система контрольных нормативов, которых должен достичь учащийся на соответствующем году обучения. Установление количественных и качественных показателей позволяет определить уровень разносторонней и специальной подготовленности юных спортсменов в той мере, которая необходима для конкретного этапа подготовки. Согласно положения для контроля общей физической подготовленности учащихся школы рекомендуется комплекс упражнений: бег на 30 метров, непрерывный бег 5 минут, бег на месте 10 секунд, челночный бег 3 х 10 метров, прыжок в длину с места, подтягивание в висе, бросок мяча весом 2 кг сидя, прыжок вверх с места (по Абалакову).
В группах начальной подготовки учащиеся переводятся на следующий год обучения при выполнении нормативов по ОФП.
Воспитательная работа
Воспитательная работа проводится на учебно-тренировочных занятиях и тактически связана с общеобразовательной школой и с семьями юных спортсменов. Тренер постоянно следит, чтобы учебно-тренировочный процесс способствовал формированию сознательного, творческого отношения к труду, высокой организованности и требовательности к себе, чувства ответственности за порученное дело, бережного отношения к месту проживания и отдыха, спортивным сооружениям, спортивной форме, инвентарю.
Главными воспитательными факторами в этой работе будут:
Личный пример, педагогическое мастерство;
Творческая организация тренировочной работы;
Формирование и укрепление коллектива;
Правильное моральное стимулирование;
Пример и товарищеская помощь более опытных спортсменов;
Творческое участие спортсмена в составлении планов подготовки и обсуждении итогов их выполнения;
Товарищеская взаимопомощь и взаимотребовательность;
Эстетическое оформление спортивных залов и сооружений.
Эффективной формой воспитательной работы могут быть торжественное празднование дня открытия школы и выпуска учащихся. Подготовка и проведение вечеров отдыха, концертов самодеятельности и дискотек.
Важное место в воспитательной работе с юными спортсменами отводится соревнованиям. После наблюдения за спортсменами, тренером делается вывод, насколько прочно сформировались морально-волевые качества.
При разработке воспитательной работы должно предусматриваться особенности бытового поведения учащихся, их факторы влияния на их поведение и убеждения, чтобы уметь максимально использовать, координировать, а в некоторых случаях и нейтрализовать это влияние.
Медико-биологический контроль
Медико-биологический контроль направлен на оценку состояния здоровья, определение физического развития и биологического возраста юного спортсмена, уровня его функциональной подготовки. Основным в комплексном врачебно-биологическом контроле является углубленное медицинское обследование. А также тестирование физической работоспособности в лабораторных и естественных условиях, определение специальной тренированности и оценка воздействия тренировочных нагрузок на юного спортсмена.
Учебно-методическое обеспечение занятий
Спортивные сооружения
Стадион: 3 дорожки на 200 м, сектор для прыжков в длину, сектор для прыжков в высоту.
Спортивный зал 25 х 25 м с разметкой по кругу – 70 м и диагонали 3 дорожки по 20 м.
Набивные мячи – 1 кг –3 шт, 2 кг – 10 шт, 3 кг – 10 шт, 4 кг – 4 шт.
Секундомеры – 2 шт.
Эстафетные палочки – 10 шт.
Мячи для метания – 15 шт.
Резиновые амортизаторы – 15 шт.
Литература
Ашмарин Б.Т. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М., 1978
Лазарев И.В., Кузнецов В.С., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике. - М., 1999.
Легкая атлетика. Барьерный бег: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. – М.: Советский спорт, 2004. – 152 с.ил.
Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции. Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР. – советский спорт, 2004. – 88 с.
Легкая атлетика: Учеб. Для ин-тов физ. Культ. – Л38 Изд. 3-е, доп. И перераб./Под ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина. М.: Физкультура и спорт, 1979. – 597 с., с ил.
Малков Е.А. Подружись с «королевой спорта». - М., 1987.
Метание малого мяча и гранаты: Метод. рекомендации / Урал. Гос. пед. ун-т; Сост. В.Н. Никитин, Н.В. Трубникова и др. - Екатеринбург, 1999.
Методика физического воспитания учащихся 5-11 классов / Под ред. В.И. Ляха. - М., 1997.
Методика обучения легкоатлетическим прыжкам в длину и высоту с разбега в 4-11 классах образовательной школы / Свердл. пед. ун-т / Сост. Н.В. Трубникова, В.И. Никитин, Т.В. Попова. – Свердловск, 1998.
Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин.-М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002-864стр.; ил.-(Профессия-тренер).
Настольная книга учителя физической культуры / АВТ.- сост. Г.И. Погадаев; Предисл. В.В. Кузина, Н.Д. Никадрова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.; Физкультура и спорт, 2000.-496с., ил.ISBN-5-278-00686-2.
Озолин Э. С. спринтерский бег. – М.; Физкультура и спорт, 1986. – 159 с., ил.
Попов В.Б. 1001 упражнение для легкоатлетов. – М.: ФОН, 1995.
Попов В.Б., Суслов Ф.П., Германов Г.Н. Легкая атлетика для юношества: Учебное- методическое пособие для тренеров ДЮСШ, С ДЮШОР, УОР.- Москва – Воронеж, 1999.-220стр. Табл. 47; рис 35.
А.Ф. Уроки по легкой атлетике в школе. - Минск, 1989.
Программа «Физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений"» - М., 1996.
Прокопенко В.И., Ковалевский А.К. Подвижные игры для учащихся начальной школы: Учебное пособие. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга»., 2003.
Спортивные игры: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физическое воспитание» / В.Д. Ковалев и др. – М. Просвещение, 1988.
Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина.- М.: Советский спорт, 2003г. -464с. ISBN -5-85009-747-3.
Физическое воспитание в 1-4 классах общеобразовательной школы / Под ред. Е.Н. Ворсина, - Минск, 1995.
Шаулин Г.В. «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального, основного общего и среднего образования в образовательной области» «Физическая культура». «Спорт в школе» / Приложение к газете «Первое октября» № 45, 1996.