С давних пор игра составляет одну из основных сфер жизни человека. Она дает ребенку возможность познавать мир, воспитывает, делает процесс обучения более интересным. Педагоги всех времен уверены, что игра -самый увлекательный способ обучения, формирование детской души, развитие физических сил и возможностей. Футбол воспитывает такие физические качества, как быстроту, ловкость, выносливость, силу, гибкость. Вместе с тем известно, что футбол наряду с перечисленными способностями развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходится выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее по его усмотрению, целесообразную. Программа позволяет решать задачи физического воспитания школьников на протяжении всех лет обучения в школе, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре. Данная программа соответствует спортивно-техническому направлению.
Цели и задачи образовательной программы.
Основная цель обучения: укрепить здоровье занимающихся, совершенствовать основные двигательные навыки занимающихся (бег, ходьба, прыжки),добиться овладения занимающимися техники и тактики игры в футбол.
Программа последовательно решает основные задачи:
-развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
-воспитание у занимающихся высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
-приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре и спорту.
Воспитывающий характер процесса обучения двигательным действиям делает необходимым постановку и решение на занятиях задач не только по формированию двигательных навыков и развитию определенных физических качеств, но и по воспитанию интеллектуальных, моральноволевых, эстетических качеств личности занимающихся и организацию условий для их решения.
Образовательные задачи курса: -обучить ведению и остановки мяча;
-обучить различным видам ударов;
-обучить правилам игры.
Развивающие задачи курса: -развивать координацию движения;
-развивать ловкость, гибкость, быстроту, скорость реакции;
Воспитательные задачи курса: -воспитывать умение соблюдать нормы поведения, быть вежливым по отношению к соперникам, судьям и зрителям.
Условия реализации образовательной программы.
Данная программа предназначена для детей с шестого по седьмой класс и рассчитана на три года обучения.
Система набора : на данные занятия принимаются все желающие учащиеся школы 6-7 классов, имеющие медицинское разрешение заниматься футболом. Наиболее целесообразным представляется выбор еженедельного режима работы со следующей частотой и продолжительностью занятий: 2 раза в неделю по 1 часу (2ч/нед.)
Описание форм и методов проведения занятий.
- объяснение и личный пример;
- самостоятельная работа занимающихся;
- индивидуальная работа;
- соревнования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа куружка "мини футбол"»
Пояснительная записка.
С давних пор игра составляет одну из основных сфер жизни человека. Она дает ребенку возможность познавать мир, воспитывает, делает процесс обучения более интересным. Педагоги всех времен уверены, что игра -самый увлекательный способ обучения, формирование детской души, развитие физических сил и возможностей. Футбол воспитывает такие физические качества, как быстроту, ловкость, выносливость, силу, гибкость. Вместе с тем известно, что футбол наряду с перечисленными способностями развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходится выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее по его усмотрению, целесообразную. Программа позволяет решать задачи физического воспитания школьников на протяжении всех лет обучения в школе, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре. Данная программа соответствует спортивно-техническому направлению.
Цели и задачи образовательной программы.
Основная цель обучения: укрепить здоровье занимающихся, совершенствовать основные двигательные навыки занимающихся (бег, ходьба, прыжки),добиться овладения занимающимися техники и тактики игры в футбол.
Программа последовательно решает основные задачи:
-развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
-воспитание у занимающихся высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
-приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре и спорту.
Воспитывающий характер процесса обучения двигательным действиям делает необходимым постановку и решение на занятиях задач не только по формированию двигательных навыков и развитию определенных физических качеств, но и по воспитанию интеллектуальных, моральноволевых, эстетических качеств личности занимающихся и организацию условий для их решения.
Образовательные задачи курса: -обучить ведению и остановки мяча;
-обучить различным видам ударов;
-обучить правилам игры.
Развивающие задачи курса: -развивать координацию движения;
-развивать ловкость, гибкость, быстроту, скорость реакции;
Воспитательные задачи курса: -воспитывать умение соблюдать нормы поведения, быть вежливым по отношению к соперникам, судьям и зрителям.
Условия реализации образовательной программы.
Данная программа предназначена для детей с шестого по седьмой класс и рассчитана на три года обучения.
Система набора : на данные занятия принимаются все желающие учащиеся школы 6-7 классов, имеющие медицинское разрешение заниматься футболом. Наиболее целесообразным представляется выбор еженедельного режима работы со следующей частотой и продолжительностью занятий: 2 раза в неделю по 1 часу (2ч/нед.)
Описание форм и методов проведения занятий.
- объяснение и личный пример;
- самостоятельная работа занимающихся;
- индивидуальная работа;
- соревнования.
Учебно-тематический план. ( 2ч/нед. )
№ п/п
Тема
Всего часов
Теоретические занятия (ч)
Практические занятия (ч)
I.Удары по мячу.
1
Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов.
5
1
4
2
Удар по катящемуся мячу навстречу
4
1
3
3
Удар после ведения мяча.
4
1
3
4
Удар ногой с разбега по неподвижному мячу.
4
1
3
5
Удар ногой с разбега по катящемуся мячу.
4
1
3
II.Остановка мяча.
6
Остановка катящегося мяча подошвой.
5
1
4
7
Остановка катящегося мяча внутренней частью стопы.
4
1
3
III.Ведение и обводка.
8
Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой.
5
1
4
9
Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по дуге.
3
1
2
10
Ведение мяча с остановками по сигналу.
3
1
2
11
Ведение мяча между стойками
4
1
3
12
Ведение мяча с обводкой стоек.
4
1
3
IV.Отбор мяча.
13
Выбивание и отбор мяча.
3
1
2
14
Ведение,пас,прием мяча, остановка,удар по воротам.
3
1
2
VI.Подвижные игры.
15
«Точная передача»,«Гонки с мячом»,«Метко в цель»,«Слалом с мячом» и др.
4
1
3
VII.Правила игры.
16
Правила игры «мини-футбол»
1
1
-
VIII.Игра в футбол по упрощенным правилам («Мини-футбол» )
17
Тренировочные игры.
6
-
6
18
Соревнования.
2
-
2
Всего
68
16
52
Содержание программы.
Раздел I. Удары по мячу (21ч (2ч/нед.)).
Тема №1. Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места,с одного-двух шагов (5ч).
Содержание темы:
-Теоретический материал: объяснение техники выполнения удара и в каких случаях применяется во время игры.
-Практический материал: демонстрация учителем излагаемого материала, разучивание и закрепление техники выполнения данного упражнения учащимися.
Тема №2. Удар по катящемуся мячу навстречу (4ч).
Содержание темы:
-Теоретический материал: объяснение техники выполнения удара и в каких случаях применяется во время игры, работа в парах.
-Практический материал: демонстрация учителем излагаемого материала, разучивание и закрепление техники выполнения данного упражнения учащимися.
Тема №3. Удар после ведения мяча (4ч).
Содержание темы:
-Теоретический материал: объяснение техники выполнения удара и в каких случаях применяется во время игры.
-Практический материал: демонстрация учителем излагаемого материала, разучивание и закрепление техники выполнения данного упражнения учащимися.
Тема №4. Удар ногой с разбега по неподвижному мячу (4ч).
Содержание темы:
-Теоретический материал: объяснение техники выполнения удара и в каких случаях применяется во время игры.
-Практический материал: демонстрация учителем излагаемого материала, разучивание и закрепление техники выполнения данного упражнения учащимися.
Тема №5. Удар ногой с разбега по катящемуся мячу (4ч).
Содержание темы:
-Теоретический материал: объяснение техники выполнения удара и в каких случаях применяется во время игры, работа в парах.
-Практический материал: демонстрация учителем излагаемого материала, разучивание и закрепление техники выполнения данного упражнения учащимися.
Раздел II. Остановка мяча (9ч (2ч/нед.)).
Тема №6. Остановка катящегося мяча подошвой (5ч).
Содержание темы:
-Теоретический материал: объяснение техники выполнения остановки и в каких случаях применяется во время игры, работа в парах.
-Практический материал: демонстрация учителем излагаемого материала, разучивание и закрепление техники выполнения данного упражнения учащимися.
Тема №7. Остановка катящегося мяча внутренней частью стопы (4ч).
Содержание темы:
-Теоретический материал: объяснение техники выполнения остановки и в каких случаях применяется во время игры, работа в парах.
-Практический материал: демонстрация учителем излагаемого материала, разучивание и закрепление техники выполнения данного упражнения учащимися.
Раздел III. Ведение и обводка (19ч (2ч/нед.))
Тема №8. Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой (5ч).
Содержание темы:
-Теоретический материал: объяснение техники выполнения ведения и в каких случаях применяется во время игры.
-Практический материал: демонстрация учителем излагаемого материала, разучивание и закрепление техники выполнения данного упражнения учащимися.
Тема №9. Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по дуге (3ч).
Содержание темы:
-Теоретический материал: объяснение техники выполнения ведения и в каких случаях применяется во время игры.
-Практический материал: демонстрация учителем излагаемого материала, разучивание и закрепление техники выполнения данного упражнения учащимися.
Тема №10. Ведение мяча с остановками по сигналу (3ч).
Содержание темы:
-Теоретический материал: объяснение техники выполнения ведения и в каких случаях применяется во время игры.
-Практический материал: демонстрация учителем излагаемого материала, разучивание и закрепление техники выполнения данного упражнения учащимися.
Тема №11. Ведение мяча между стойками (4ч).
Содержание темы:
-Теоретический материал: объяснение техники выполнения ведения и в каких случаях применяется во время игры.
-Практический материал: демонстрация учителем излагаемого материала, разучивание и закрепление техники выполнения данного упражнения учащимися.
Тема №12. Ведение мяча с обводкой стоек (4ч).
Содержание темы:
-Теоретический материал: объяснение техники выполнения ведения и в каких случаях применяется во время игры.
-Практический материал: демонстрация учителем излагаемого материала, разучивание и закрепление техники выполнения данного упражнения учащимися.
Раздел IY. Отбор мяча (3ч (2ч/нед.)).
Тема №13. Выбивание и отбор мяча (3ч).
Содержание темы:
-Теоретический материал: объяснение техники выполнения выбивания, отбора и в каких случаях применяется во время игры, работа в парах.
-Практический материал: демонстрация учителем излагаемого материала, разучивание и закрепление техники выполнения данного упражнения учащимися.
Раздел Y. Выполнение комбинации из освоенных элементов (3ч (2ч/нед.)).
Тема №14. Ведение, пас, прием мяча, остановка, удар по воротам (3ч).
Содержание темы:
-Теоретический материал: объяснение техники выполнения комбинации и в каких случаях применяется во время игры.
-Практический материал: демонстрация учителем излагаемого материала, разучивание и закрепление техники выполнения данного упражнения учащимися.
Раздел YI. Подвижные игры (4ч (2ч/нед.)).
Тема №15. Игры с элементами футбола (4ч).
Содержание темы:
-Теоретический материал: объяснение правил игр.
-Практический материал: разучивание и проведение игр с элементами футбола.
Раздел YII. Правила игры (1ч (2ч/нед.)).
Тема №16. Правила игры "Мини-футбол" (1ч).
Содержание темы:
-Теоретический материал: объяснение правил игры, демонстрация видео- материала матчей по мини-футболу.
-Практический материал: игра в мини-футбол.
Раздел YIII. Игра в футбол по упрощенным правилам (12ч (2ч/нед.)).
Тема №17. Тренировочные игры (8ч).
Содержание темы:
-Теоретический материал: -
-Практический материал: разучивание и закрепление техники и тактики в тренировочных играх.
Тема №18. Соревнования (4ч).
Содержание темы:
-Теоретический материал: -
-Практический материал: участие в школьных и городских соревнованиях по "Мини-футболу".
Ожидаемые результаты.
Обучение игре в футбол по данной программе предусматривает овладение учащимися достаточно компетентного, хотя и любительского уровня владения данным умением. Как уже было отмечено выше, основной задачей курса является не подготовка профессиональных спортсменов по данному виду спорта, а предоставление учащимся дополнительной возможности для самореализации, всестороннего развития и полноценной организации своего досуга, посредством обучения игре в футбол. Таким образом, по окончании данного курса ожидается получить следующие результаты обучения:
Знания:
-Овладение учащимися техникой и тактикой игры в футбол, достаточными для использования их, как средства полноценной организации личного досуга.
Умения:
-Приобретение новичками первоначального опыта игры в футбол, позволяющего самостоятельно осуществлять данный процесс вне рамок учебного курса в повседневной жизни.
Навыки:
-Формирование у ребят увлеченности, устойчивого интереса и, вполне вероятно, любви к футболу, способных выступать в роли базиса их дальнейшего развития и самосовершенствования. Кроме того, посредством реализации данной программы возможно выявление интереса и особых способностей к игре в футбол у отдельной группы обучающихся, с дальнейшей попыткой приобщения их к профессиональному футболу. Причем методы осуществления диагностики успешности овладения обучающимися содержания программы будут вытекать непосредственно из критериев оценки качества знаний.
Критерии и формы оценки качества знаний.
Внеурочная форма организации и проведение данного курса позволяет использовать довольно «мягкие» критерии и разнообразные формы оценки качества знаний.
Исходя из целей и задач данного курса, а также комплекса ожидаемых результатов, в качестве основного критерия оценки качества знаний и умений обучающихся по данному курсу, наиболее целесообразным представляется считать показатель сформированности у ребят умения самостоятельно применять изученные технические приемы во время игры.
Так, достигшими высокого уровня успешности, можно считать ребят, способных по окончанию данного курса свободно владеть техникой и тактикой игры в рамках разработанной программы. Средний уровень подготовки обучающихся будет характеризоваться способностью ребенка владеть техническими приемами и отсутствием, при этом, сколь угодно осознанной тактической составляющей.
И, наконец, не освоившими программу данного курса будут считаться ребята, не способные по окончанию обучения выступить в роли полноценного участника игры.
Методика обучения результативности в данном случае будет заключаться в непосредственном наблюдении руководителя объединения за качественными изменениями в способности обучающихся осознанно воспринимать учебный материал, выполнять задания контрольных упражнений, проводить учебные игры.
Таким образом, для проверки качества знаний учащихся в процессе обучения предполагается использование следующих методов контроля:
Раздел I. Удары по мячу:
- контрольные упражнения по темам (техника выполнения);
- опрос обучающихся по данным темам;
- учебно-тренировочные игры.
Раздел II. Остановка мяча:
- контрольные упражнения по темам (техника выполнения);
- опрос обучающихся по данным темам;
- учебно-тренировочные игры.
Раздел III. Ведение и обводка:
- контрольные упражнения по темам (техника выполнения);
- опрос обучающихся по данным темам;
- учебно-тренировочные игры.
Раздел IY. Отбор мяча:
- контрольные упражнения по теме (техника выполнения);
- опрос обучающихся по данной теме;
- учебно-тренировочные игры.
Раздел Y. Выполнение комбинаций из освоенных элементов:
- контрольные упражнения по теме (техника выполнения);
- опрос обучающихся по данной теме;
- учебно-тренировочные игры.
Раздел YI. Подвижные игры:
- опрос обучающихся по правилам подвижных игр;
- подвижные игры.
Раздел YII. Правила игры:
- опрос обучающихся по правилам игры «мини-футбол».
Раздел YIII. Игра в футбол по упрощенным правилам:
- опрос обучающихся по технике и тактике игры;
- учебно-тренировочные игры;
- соревнования.
Наиболее целесообразной формой организации итоговой проверки качества знаний и умений обучающихся по данной программе представляется проведение футбольного турнира внутри как самого объединения, так и с возможным выходом на школьный, городской и другие уровни.
Форма оценки полученных результатов качества знаний обучающихся может быть произвольной. Так, например, контрольные упражнения могут оцениваться по вариативной бальной системе. А последующее суммирование набранных каждым из обучающихся очков, придаст процессу обучения соревновательный характер. Кроме того, по окончанию курса наряду с награждением победителей соревнований, всем участникам могут быть вручены памятные знаки, грамоты.
Материальное обеспечение образовательной программы.
Процесс обучения игре в футбол подразумевает тесную связь теоретических и практических занятий. Уже само изложение материала данного курса требует непосредственного использования специализированной материальной и методической базы.
Для полноценной реализации программы необходимо:
1.Теоретические занятия:
- доска и комплект фигур – 1 комплект;
-телевизор или проектор для просмотра видеоматериала-1шт.
2.Практические занятия:
-футбольные мячи – 1 мяч на каждого обучающегося.
Кроме того, для проведения занятий понадобится спортивный зал с последующим обеспечением:
-футбольные ворота – 2 шт.
-стойки - 15 шт.
Методическое обеспечение образовательной программы.
Организация занятий по данной программе предполагает:
-составление комплекса упражнений направленных как на отработку нового, так и на повторение рассмотренного ранее материала.
В помощь учителю при данной подготовке могут быть использованы различные учебники, пособия, соответствующие уровню и тематике проводимого занятия.
Основную часть учебного процесса составляют занятия практического содержания, позволяющие осуществить комплексное использование всех полученных ранее знаний.
Другая часть-это занятия направленные на ознакомление и отработку нового материала. Обеспечение методическими видами продукции предполагает:
-разработка содержания и методики изложения учебного материала для проведения теоретических занятий;
-составление комплекса упражнений для иллюстрации излагаемого теоретического материала, коллективной и индивидуальной работы на практических занятиях;
-разработка положения о проведении мини-турнира по футболу среди обучающихся.
Список использованной литературы.
Андреев С.Н.,Алиев Э.Г. Мини-футбол в школе. Советский спорт;2006г.
Железняк Ю.Д.,Портнов Ю.М. Спортивные игры. Академия;2004г.
Перепекин В.А. Восстановление работоспособности футболистов.Олимп:Олимпия Пресс;2005г.