Программа внеурочной деятельности (плавание 1-4 классы)
Программа внеурочной деятельности (плавание 1-4 классы)
Рабочая программа по основам физического развития на воде «Плавание" для начальной школы разработана на основе учебной программы по физической культуре, автором - составителем которой являются А.П.Матвеев и Т.В.Петрова; издательство «Дрофа» -2010.
Учебная программа рассчитана на:
34 часа в 1-4 классе
Особенностями учебной программы образовательной области «Физическая культура» в начальной школе являются:
Направленность на реализацию принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание учебного материала.
Учебное содержание программы излагается в логике от общего к частному и от частного к конкретному.
Содержание программы функционально соотносится с организационными формами физического воспитания в школе.
Систематические занятия плаванием содействуют развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Плавание тренирует координационные способности, равновесие, ориентирование в пространстве, чувство ритма, является прекрасным средством закаливания, формирует мотивацию на здоровый образ жизни, воспитывает силу воли, развивает двигательные качества – гибкость, ловкость. Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим нарушения осанки: сутулость, сколиоз, кифоз. Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности (плавание 1-4 классы)»
Муниципальное автономное образовательное учреждение города Рязани
«школа №69 «Центр развития образования»
«Принято» «Утверждаю»
на педагогическом совете директор школы
протокол № Т.Г .Детко
от_______________2015г.
Приказ от____________2015г. №_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности в начальной школе
спортивно-оздоровительного направления
«Плавание»
для 1-4 классов
Программу разработал:
учитель физической культуры
Шацков Г.В.
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
физической культуры
«____»_____________2015г.
2015-2016 уч.год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по основам физического развития на воде «Плавание" для начальной школы разработана на основе учебной программы по физической культуре, автором - составителем которой являются А.П.Матвеев и Т.В.Петрова; издательство «Дрофа» -2010.
Учебная программа рассчитана на:
34 часа в 1-4 классе
Особенностями учебной программы образовательной области «Физическая культура» в начальной школе являются:
Направленность на реализацию принципа вариативности, задающего возможность подбирать содержание учебного материала.
Учебное содержание программы излагается в логике от общего к частному и от частного к конкретному.
Содержание программы функционально соотносится с организационными формами физического воспитания в школе.
Систематические занятия плаванием содействуют развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Плавание тренирует координационные способности, равновесие, ориентирование в пространстве, чувство ритма, является прекрасным средством закаливания, формирует мотивацию на здоровый образ жизни, воспитывает силу воли, развивает двигательные качества – гибкость, ловкость. Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим нарушения осанки: сутулость, сколиоз, кифоз. Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы.
Программа по плаванию ориентирована на овладение навыком плавания каждого учащегося в рамках реализации внеурочной деятельности ФГОС. За время занятий учащиеся должны овладеть основами плавания в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой с закрытыми глазами, правильно дышать и плавать несколькими способами спортивного плавания.
Сроки реализации программы «Плавание» составляют 4 года по 2 часа в неделю.
Цели и задачи программы.
Цель программы: формирование у учащихся положительного отношения к плаванию, приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде.
Реализация этой цели обеспечивается решением следующих задач:
Выработать у учащихся мотивацию на качественное выполнение требований программы.
Укреплять здоровье учащихся, развивать и совершенствовать физические качества на протяжении всех лет обучения в школе.
Развивать у учащихся координационные и кондиционные (главным образом, выносливость) способности.
Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств.
Программа состоит из трех разделов: теоретического, практического и контрольного.
Начальная ступень обучения (I-IV классы) должна закладывать основы начальной грамотности в области физической культуры и плавания и формировать начальные умения и навыки.
Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- интерес к новым способам познания новому содержанию;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности;
- познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- морального сознания, способности решения моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении.
Регулятивные
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно принимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия, учитывая сделанные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- самостоятельно находить варианты решения задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач;
-высказываться в устной и письменной формах;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать и выделять главное;
- осуществлять синтез;
- проводить сравнения, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно- следственные связи;
- обобщать;
- подводить под понятия;
- устанавливать аналогии;
- видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу.
Ожидаемый результат.
Овладение учащимися навыков основных способов плавания, привлечение к систематическим занятиям плавания детей.
Повышение уровня общей и специальной физической подготовленности детей.
Овладения навыками здорового образа жизни детьми, активное участие в общественной жизни.
Теоретический материал тесно связан с практическим материалом, который школьники осваивают в динамике. Программа предлагает для изучения темы, связанные с историей плавания, личной гигиеной, организации самостоятельных занятий плаванием.
Программный материал, касающийся способов двигательной деятельности, предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельного контроля за своим физическим развитием и плавательной подготовленностью, оказания первой помощи. Эти умения соотносятся в программе с соответствующими темами практического раздела и раздела учебных знаний.
Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть проводится насуше и включает в себя объяснение задач, выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление на берегу с теми элементами техники движений, которые дети будут затем делать в воде. Всё это создает благоприятные условия для функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и подготавливает учеников к выполнению задач основной части урока.
В основной части дети привыкают к воде, овладевают элементами техники новых двигательных действий, изучают технику плавания спортивными способами, выполняют специальные упражнения для профилактики сколиоза, играют в воде.
В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце урока дети спокойно плавают, выполняют дыхательные упражнения.
Контроль
В течение года проведение соревнований:
«веселые старты» в спортивном зале;
скоростное плавание в конце каждой четверти;
«веселые старты» на воде;
соревнования по прикладному плаванию.
Содержание программного материала занятий по плаванию
Содержание программного материала предполагает разделение его на две: базовую и специализированную. Освоение базовых основ физической культуры проводится в соответствии с программным материалом по физической культуре и составляет 34 часа в год.
Теоретический раздел
Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Предупреждение травматизма, обеспечение жизни и здоровья учащихся. Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средства укрепления здоровья. Виды водного спорта. Вспомогательные средства для занятий плаванием (ласты, плавательные доски, надувные круги). Поведение в экстремальной ситуации на водоемах.
Практический раздел
Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Имитация «поплавка»; скольжение, стоя на полу. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди (стоя на месте в сочетании с ходьбой), стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой.
Плавание кролем на груди (движения ног сидя на краю бассейна, то же с выполнением выхода в воду; плавание с доской; скольжение с движениями ног; гребковые движения рук; согласование движения рук с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; плавание с дыханием в каждом цикле; плавание в полной координации).
Плавание кролем на спине (движения ногами с опорой на дно или бортик бассейна, скольжение с последующими движениями ног и рук, плавание только с помощью рук и ног).
Игры: «Кто быстрее?», «Волны на море», «Караси и щуки», «Насос», «Морской бой», «Пятнашки с поплавками».
Плавание брассом (движение ног у бортика, движения рук стоя на дне, в сочетании с ходьбой; согласование движений рук с дыханием, согласование движений рук и ног с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; стартовый прыжок с последующим скольжением).
Игры: «Волейбол в воде», «Кто дальше проскользит», «Салки», «Рыбаки и рыбки». Эстафеты.
Развитие выносливости: проплыть одним из способов без остановки 25 м в первом классе. Выполнить стартовый прыжок и повороты при плавании кролем на груди и кролем на спине.
Результативность реализации программы
Таблица №1 1год обучения
Контрольные упражнения
Уровень
высокий
средний
Низкий
проплывание дистанции на руках с досточкой между колен (м)
7,5
5
3
Проплывание дистанции на ногах, держась за пенопластовую доску (м)
7,5
5
3
Проплывание дистанции облегчённым способом (м)
7,5
5
3
Таблица №2 2 год обучения
Контрольные упражнения
Уровень
высокий
средний
Низкий
Спад в воду из положения сидя
Уверенно, без ошибок
Без фазы полёта
Прыжок ногами вниз
Проплывание дистанции на руках с досточкой между колен (м)
15
10
7,5
Проплывание дистанции на ногах, держась за пенопластовую доску (м)
15
10
7,5
Проплывание облегчённым способом (м)
15
10
7,5
Таблица №3 3 год обучения
Контрольные упражнения
Уровень
высокий
средний
Низкий
Стартовый прыжок
Уверенно, без ошибок
Спад из положения сидя
Ногами вниз
Проплывание дистанции избранным способом (м)
25
15
10
Владение стилями плавания (из 4)
4
2
1
Проплывание максимально возможного расстояния со сменой стилей (м)
50
25
15
Таблица №4 4 год обучения
Контрольные упражнения
Уровень
высокий
средний
Низкий
Стартовый прыжок
Уверенно, без ошибок
Спад из положения сидя
Ногами вниз
Проплывание дистанции избранным способом (м)
50
25
15
Владение стилями плавания (из 4)
4
2
1
Проплывание максимально возможного расстояния со сменой стилей (м)