kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования по борьбе "Хапсагай"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная программа для МБОУ ДОД Детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ) МР «Верхневилюйский улус (район)» по  борьбе хапсагай составлена на основе примерной учебной программы, Типового положения о детско-юношеской спортивной школе, нормативных документов Федерального органа управления физической культурой и спортом, обобщения передового опыта ра­боты тренеров с юными хапсагаистами.

«Хапсагай» в дословном переводе на русский язык означает «ловкий», «быстрый». Хапсагай как вид спорта – это единоборство, в котором, применяя различные приемы, борцу нужно вывести соперника из равновесия, принудить его коснуться земли или ковра любой частью тела. Даже случайное прикосновение считается поражением. Отличие хапсагая от других видов борьбы (вольной, классической) заключается в том, что поединок ведется только в положении стойки. Продолжительность схватки – от 2 до 4 минут, площадка или ковер должны быть круглой формы, диаметром 9 метров.

Борцам разрешается захват за любую часть тела (руки, поясницы, ноги). Запрещается захват за пальцы, за голову двумя руками. Наиболее распространенными приемами являются подсечки, броски с захватом за ноги (чаще всего за голень).

Исходом схватки является победа одного борца и поражение другого, а также поражение обоих борцов, получивших предупреждения за пассивное ведение схватки. Чистая победа присуждается, если борец принудил соперника коснуться ковра или земли любой частью тела. Если оба борца одновременно коснулись любой частью тела ковра, то по решению судей борьба возобновляется заново, но атакуемый борец получает предупреждение.

Если оба борца имеют предупреждения, то победа присуждается тому борцу, у кого меньше предупреждений (2:0, 2:1). За 3 предупреждения борец сни­мается со схватки. В том случае, когда на исходе схватки у обоих борцов рав­ное количество предупреждений, то проигрывает схватку получивший последнее предупреждение борец.

К соревнованиям за абсолютное первенство допускаются борцы без ограничения возраста и весовых категорий. Соревнования проводятся по олимпийской системе (по принципу выбывания после первого поражения).

Продолжительность схватки в финале – 10 минут. Если за это время не определился победитель, то дается дополнительно 2 мин. Распределение по возрасту и весовым категориям способствует широкому охвату и привлечению к занятиям борьбой с малых лет до ветеранского возраста. Так, в соревнованиях юных борцов «Игры Боотуров» участвуют до 2000 человек, а в крупных республиканских соревнованиях среди взрослых принимают участие до 300-400 участников.

Сходство борьбы хапсагай с вольной борьбой стало для наших борцов трамплином к достижению высоких результатов во всероссийских, международных соревнованиях и Олимпийских играх.

В программе отражены основные задачи на этапах годичного цик­ла тренировки и построение учебно-тренировочного процесса на эта­пах: начальной подготовки, учебно-тренировочного; распреде­ление объемов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок в недельных циклах; участие в соревнованиях по их значи­мости. Особенностью представленной программы является сведение основных параметров учебно-тренировочного процесса (нагрузок, средств, методов контроля) в одну принципиальную схему годично­го цикла тренировки.

Основная цель многолетней подготовки юных спортсменов в ДЮСШ -  воспитание спортсменов высокой ква­лификации.

  Деятельность спортивной школы направлена на развитие массового спорта и ставятся задачи специфические для каждого этапа подготовки.

            На этапе начальной подготовки ставится задача по привлечению максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленном на развитии их личности, утверждения здорового образа жизни, воспитание физических, морально-волевых качеств.

            На учебно-тренировочном этапе подготовки ставится задача улучшения состояния здоровья, включая физическое развитие, и повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по вольной борьбе.

            В качестве критериев оценки деятельности спортивных школ на этапах многолетней спортивной подготовки используются следующие показатели:

            На этапе начальной подготовки:

- стабильность состава занимающихся;

- динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся;

- уровень освоение основ техники вольной борьбы, навыков гигиены и самоконтроля;

На учебно – тренировочном этапе:

- состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся;

- динамики уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся;

- освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой по вольной борьбе;

- освоение теоретического раздела Программы;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования по борьбе "Хапсагай"»














ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«Борьба Хапсагай»ъ


Возраст обучающихся – от 9 до 17 лет






































Пояснительная записка


Учебная программа для МБОУ ДОД Детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ) МР «Верхневилюйский улус (район)» по борьбе хапсагай составлена на основе примерной учебной программы, Типового положения о детско-юношеской спортивной школе, нормативных документов Федерального органа управления физической культурой и спортом, обобщения передового опыта ра­боты тренеров с юными хапсагаистами.

«Хапсагай» в дословном переводе на русский язык означает «ловкий», «быстрый». Хапсагай как вид спорта – это единоборство, в котором, применяя различные приемы, борцу нужно вывести соперника из равновесия, принудить его коснуться земли или ковра любой частью тела. Даже случайное прикосновение считается поражением. Отличие хапсагая от других видов борьбы (вольной, классической) заключается в том, что поединок ведется только в положении стойки. Продолжительность схватки – от 2 до 4 минут, площадка или ковер должны быть круглой формы, диаметром 9 метров.

Борцам разрешается захват за любую часть тела (руки, поясницы, ноги). Запрещается захват за пальцы, за голову двумя руками. Наиболее распространенными приемами являются подсечки, броски с захватом за ноги (чаще всего за голень).

Исходом схватки является победа одного борца и поражение другого, а также поражение обоих борцов, получивших предупреждения за пассивное ведение схватки. Чистая победа присуждается, если борец принудил соперника коснуться ковра или земли любой частью тела. Если оба борца одновременно коснулись любой частью тела ковра, то по решению судей борьба возобновляется заново, но атакуемый борец получает предупреждение.

Если оба борца имеют предупреждения, то победа присуждается тому борцу, у кого меньше предупреждений (2:0, 2:1). За 3 предупреждения борец сни­мается со схватки. В том случае, когда на исходе схватки у обоих борцов рав­ное количество предупреждений, то проигрывает схватку получивший последнее предупреждение борец.

К соревнованиям за абсолютное первенство допускаются борцы без ограничения возраста и весовых категорий. Соревнования проводятся по олимпийской системе (по принципу выбывания после первого поражения).

Продолжительность схватки в финале – 10 минут. Если за это время не определился победитель, то дается дополнительно 2 мин. Распределение по возрасту и весовым категориям способствует широкому охвату и привлечению к занятиям борьбой с малых лет до ветеранского возраста. Так, в соревнованиях юных борцов «Игры Боотуров» участвуют до 2000 человек, а в крупных республиканских соревнованиях среди взрослых принимают участие до 300-400 участников.

Сходство борьбы хапсагай с вольной борьбой стало для наших борцов трамплином к достижению высоких результатов во всероссийских, международных соревнованиях и Олимпийских играх.

В программе отражены основные задачи на этапах годичного цик­ла тренировки и построение учебно-тренировочного процесса на эта­пах: начальной подготовки, учебно-тренировочного; распреде­ление объемов основных средств и интенсивности тренировочных нагрузок в недельных циклах; участие в соревнованиях по их значи­мости. Особенностью представленной программы является сведение основных параметров учебно-тренировочного процесса (нагрузок, средств, методов контроля) в одну принципиальную схему годично­го цикла тренировки.

Основная цель многолетней подготовки юных спортсменов в ДЮСШ - воспитание спортсменов высокой ква­лификации.

Деятельность спортивной школы направлена на развитие массового спорта и ставятся задачи специфические для каждого этапа подготовки.

На этапе начальной подготовки ставится задача по привлечению максимально возможного числа детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленном на развитии их личности, утверждения здорового образа жизни, воспитание физических, морально-волевых качеств.

На учебно-тренировочном этапе подготовки ставится задача улучшения состояния здоровья, включая физическое развитие, и повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов с учетом индивидуальных особенностей и требований программ по вольной борьбе.

В качестве критериев оценки деятельности спортивных школ на этапах многолетней спортивной подготовки используются следующие показатели:

На этапе начальной подготовки:

- стабильность состава занимающихся;

- динамика прироста индивидуальных показателей физической подготовленности занимающихся;

- уровень освоение основ техники вольной борьбы, навыков гигиены и самоконтроля;

На учебно – тренировочном этапе:

- состояние здоровья, уровень физического развития занимающихся;

- динамики уровня подготовленности в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся;

- освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой по вольной борьбе;

- освоение теоретического раздела Программы;


Цели и задачи


Учащийся ДЮСШ должен:

1. Знать:

- историю развития борьбы Хапсагай;

- навыки страховки во время занятий;

- техники безопасности во время занятий на спортивных снарядах;

- правила соревнований и судейства;

- программный материал, соответствующий году обучения;

- соблюдать режим дня;

- физиологические основы спортивной тренировки.

2. Уметь:

- выполнять базовую технику борьбы Хапсагай;

- вести дневник самоконтроля;

- выполнять нормативные требования ДЮСШ по общей физической подготовке (ОФП) и специально-физической подготовке (СФП);

- управлять своим психическим состоянием.

3. Овладеть:

- навыками специальных упражнений на снарядах;

- навыки личной гигиены;

- технико-тактическими действиями в схватках (ТТД).

4. Приобретать опыт в соревнованиях.

Воспитательные задачи:

- воспитание нравственных и волевых качеств в процессе занятий и формирование устойчивой привычки в самовоспитании личностных качеств;

- приобщение занимающихся к общечеловеческим и общекультурным ценностям;

- профилактика асоциального поведения:

- формирование эмоционального благополучия ребенка, положительного эмоционального отклика на занятия спортом и позитивной оценки собственного «я»;

- формирование устойчивого интереса к занятиям дзюдо;

- воспитание навыков самостоятельной работы;

- осуществление воспитательного процесса посредством взаимодействия тренера с семьей занимающегося;

- формирование нравственных, эстетических и интеллектуальных качеств, а также основ знаний о гигиене.

Условия набора детей: принимаются все дети желающие заниматься борьбой Хапсагай, не имеющие медицинских противопоказаний.

Формы и режим занятий.
Формы занятий:

- учебно-тренировочные;

- рекреационные;

- соревнования;

- учебно-тренировочные сборы:

- спортивно-оздоровительные лагеря;

- медицинский контроль;

- работа по индивидуальным планам в летний период.







Учебно-тренировочный процесс рассчитан на 52 учебные недели: 46 недель в условиях ДЮСШ, 6 недель - в условиях оздоровительного лагеря или по индивидуальным планам.

Объем учебно-тренировочной нагрузки.

Наименование

группы

Период

обучения


Максимальный объем учебно-тренировочной

нагрузки (час/нед.)

Общее количество часов за 52 недели учебно-тренировочных занятий

ГНП

1 год

6

312

ГНП

2 год

8

416

ГНП

3 год

9

468

УТГ

1 год

12

624

УТГ

2 год

14

728

УТГ

3 год

16

832

УТГ

4 год

18

936



Расписание занятий составляется с учетом создания благоприятных условий и режима тренировок, отдыха занимающихся, графика обучения их в общеобразовательных учреждениях.

Условия реализации программы:

- выполнение в полном объеме учебно-тренировочных работ;

- выполнение в полном объеме воспитательной работы;

- систематическое посещение учебно-тренировочных занятий, участие в соревнованиях рекреационных мероприятиях обучающимися;

- обеспечение учебно-тренировочного процесса соответствующей материально-технической базой, соответствующими условиями для проведения занятий.



Учебно-тематический план.

Организация учебно-тренировочного процесса по вольной борьбе и его содержание на первых двух годах обучения принципиальных различий не имеет.

Первый год обучения – укрепления здоровья учащихся, развития специфических качеств, ознакомления с техникой вольной борьбы, привития любви к спорту и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям вольной борьбой.

При расчете времени на каждый из основных видов заданий на тренировках продолжительностью 45, 90, 135 мин рекомендуется придерживаться следующей схемы его распределения:


обязательный комплекс упражнений (в разминке)

5 – 7 мин

элементы акробатики

6 – 10 мин

подвижные игры

4 – 7 мин

освоение захватов

6 – 10 мин

упражнения на мосту

10 – 12 мин

Оставшиеся время урока может быть использовано на изучение и совершенствование элементов техники борьбы – оценочных приемов в стойке и партере в пропорции 3:1.

На занятиях различной продолжительности время на изучении приемов в минутах распределяется следующим образом:

- продолжительность урока 135 мин может встречаться преимущественно на занятиях в летних спортивно – оздоровительных лагерях при работе с юными борцами начиная с 3 – го года обучения.


Примерное распределение учебного времени на занятиях по борьбе


Урок

Стойка

Партер

45 мин.

14-15 мин.

5-6 мин.

90 мин.

38-50 мин.

12-16 мин.

135 мин.

70-83 мин.

24-27 мин.




Примерный учебный план по этапам подготовки


Этап начальной подготовки


п/п

Разделы подготовки

Этапы подготовки

Начальной подготовки

Годы обучения

1-й (6 ч.)

2-й (8 ч.)

3-й (9 ч.)

1

Теоретическая подготовка

12

12

14

2

Общая физическая подготовка

152

162

172

3

Специальная физическая подготовка

46

64

78

4

Технико-тактическая подготовка

72

120

132

5

Психологическая подготовка

10

12

12

6

Соревновательная подготовка

4

10

16

7

Инструкторская и судейская практика

-

4

4

8

Приемные и переводные испытания

12

12

12

9

Восстановительные мероприятия

-

14

18

10

Врачебный и медицинский контроль

4

6

10

Общее количество часов

312

416

468



п/п

Разделы подготовки

Этапы подготовки

Учебно-тренировочный

Годы обучения

1-й

(12 ч.)

2-й

(14 ч.)

3-й

(16 ч.)

4-й

(18 ч.)

1

Теоретическая подготовка

21

21

28

35

2

Общая физическая подготовка

212

218

224

230

3

Специальная физическая подготовка

112

150

170

192

4

Технико-тактическая подготовка

163

199

228

259

5

Психологическая подготовка

20

26

32

40

6

Соревновательная подготовка

24

30

42

54

7

Инструкторская и судейская практика

6

8

10

14

8

Приемные и переводные испытания

14

14

16

20

9

Восстановительные мероприятия

40

50

70

80

10

Врачебный и медицинский контроль

12

12

12

12

Общее количество часов

624

728

832

936

Учебно-тренировочный этап


Содержание изучаемого курса

На спортивной специализации рекомендуется постепенно осваивать и проводить предложенный выше цикл упражнений как обязательный и постоянный минимум с введением борьбы в партере и стойке.

Рекомендуемый минимум упражнений для обязательного включения в разминку:

- ходьба в упоре сзади (назад – перед, влево – право );

- упражнения в самостраховке;

- упражнения на мосту (забегание влево, вправо, перевороты с моста, перевороты со стойки на мост ;

- акробатические упражнения (кувырки вперёд, назад, перевороты разгибом, фляг, сальто и т.д.;

- упражнения на растягивания для укрепления суставов и связок;

- упражнения в освобождении от блокирующих захватов;

- осуществления атакующих захватов;

- защита от захвата ног (отбрасывание ног);

-маневрирование в различных стойках;

- упражнения в парах (проходы через ноги, чехарда, растягивающие упражнения и т.д.)

- упражнение для разработки коленного, тазобедренного сустава (эстафеты на коленях);

- имитация и выполнение ранее изученных приемов.

Подготовка и участие в соревнованиях

Занимающиеся могут участвовать в течение года в внутри школьных улусных, республиканских соревнованиях и первенствах Республики. Количество соревнований и матчевые встречи с командами других ДЮСШ не должно уменьшатся одного раза в месяц. Количество схваток в одном соревновании 2 – 4. Продолжительность схваток в год 14 – 20.

В учебных и контрольных соревнованиях совершенствуются знания правил соревнований, формируются качества и навыки, необходимые для планирования и реализации тактики ведения поединка с различными соперниками, вырабатываются индивидуальные подходы к разминке и настройке перед схваткой.


Инструкторская и судейская практика

Составление комплексов общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений и проведение разминки по заданию преподавателя.

Обучение пройденным общеподготовительным и специально-подготовительным упражнениям, простейшим технико-тактическим действиям и приемам борьбы.

Участие в судействе тренировочных и соревновательных схваток, в судействе соревнований в роли бокового судьи, арбитра, судьи секундометриста.

Организация и по подготовке и проведению соревнования.


Зачетные требования

По общей и специальной физической подготовке: в течении года в соответствии с планом годичного цикла сдавать контрольные нормативы соответствующие возрасту и году обучения.

Технике – тактической подготовке: знать и уметь выполнять на оценку основные элементы техники и тактики в соответствии с программным материалом каждого года обучения;

уметь проводить тренировочные и соревновательные схватки с учетом тактического плана предусматривающего особенности возможных соперников.

По психологической подготовке: уметь выполнять различные упражнения повышенной трудности, требующие проявления волевых качеств.

Теоретической подготовке: знать и уметь применять на практике программный материал, соответствующий году обучения.


Приемно-переводные нормативы по ОФП и СФП для групп начальной подготовки и учебно-тренировочной группы.

Контрольные упражнения и единицы измерения

Группа начальной подготовки

Учебно-тренировочная группа

I

II

III

I

II

III

IV

1

Бег на 30 м. (с)

5,4-5,2

5,3-5,1

5,3-5,0

5,2-5,0

4,9-4,8

4,9-4,8

4,8-4,7

2

Бег на 60 м. (с)

9,6-9,4

9,3-9,2

9,2-9,1

9,4-9,1

9,2-9,0

9,0-8,6

8,8-8,4

3

Подтягивание

4-7

7-9

9-11

11-13

13-14

14-15

15-17

4

Сгибание рук в упоре лежа.

30-40

41-44

45-47

48-50

50-52

52-55

55-65

5

Поднимание ног до хвата руками в висе на гимнастической стенке

-

-

-

4-5

5-6

6-7

7-8

6

Лазание по канату 5 м. с помощи ног (с).

18,4-14,6

14,5-13,7

13,6-13,0

-

-

-

-

7

Лазание по канату 4 м. без помощи ног (с).

-

-

-

9,4-9,2

9,2-9,3

9,2-9,0

9,0-8,5

8

Прыжок в длину с места (см.)

150-170

170-180

180-190

180-190

190-200

200-205

205-215

9

Тройной прыжок с места (см.)

4,8-5,0

5,0-5,2

5,2-5,5

5,6-5,8

5,8-6,0

6,0-6,2

6,2-6,4

10

Бег 400 м (мин, сек).

1,24-1,22

1,22-1,20

1,20-1,18

1,18-1,14

1,14-1,10

1,10-1,08

1,08-1,06

11

Бег 1500 м. (мин, сек).

7,30-7,20

7,20-7,10

7,10-7,00

7,00-6,50

6,50-6,40

6,40-6,30

6,30-6,20

12

Челночный бег10х3 (с.)

7,50-7,30

7,30-7,10

7,10-7,00

7,00-6,90

6,90-6,80

6,80-6,70

6,60-6,70

13

Забегание на мосту 30 сек. (кол. раз)

5-7

8-12

13-17

18-20

21-22

22-23

23-25

14

Перевороты на мосту 10 раз (с.)

-

-

-

25-23

23-21

20-18

18-17

15

Броски подворотом 10 раз (с.)

36-30

30-28

28-27

27-26

26-25

25-24

24-23


Технико-тактическая подготовка для ГНП 1,2,3 годов обучения.

Освоение элементов техники и тактики.

Стойка: фронтальная, левосторонняя, правосторонняя, низкая, средняя, высокая.

Партер: высокий, низкий, положение, лежа на животе, на спине, стойка на четвереньках, на одном колене, мост, полумост.

Дистанции: ближняя, средняя, дальняя, без контакта.

Элементы маневрирование, теснение.

Защита от захватов ног - отбрасывание ног.

Техника борьбы Хапсагай

Технические действия в основном выполняются из положений вне захвата и реже - с обоюдного захвата.

При бросках борец должен устоять на ногах. Броски, как правило, проводятся с отрывом от земли. Техника борьбы разнообразная и требует от борцов тонкого мастерства.

Подсечки - группа технических действий, выводящих борца из равновесия с помощью захвата за туловище и максимально быстрого подбивания ноги противника подошвенной частью.
Подсечки обычно проводятся из положений вне захвата, реже - в захвате и с мгновенного захвата.
Подсечки были любимыми приемами многих мастеров хапсагая - многократных чемпионов Якутии и Дальнего Востока Кирилла Григорьева, Василия Румянцева, неоднократного призера Петра Гаврильева, одного из сильнейших баатуров, ныне лауреата Государственной премии Кулунтария Ноговицына, первого мастера спорта СССР по вольной борьбе Дмитрия Данилова, мастера спорта СССР Алексеева и многих других. Все эти борцы славились отличной устойчивостью, прекрасным мышечным чувством.

Проходы в ноги -другая распространенная группа приемов. Сразу заметим, что в национальной якутской борьбе проходы в ноги выполняются с наклоном и нырками - нападающий остается все время на ногах.

Проходы в ноги полетом, падением не проводятся: их применение штрафуется проигрышем. При проходах ноги полностью не сгибаются (они полусогнуты), что спасает от контрприемов. Проходы выполняются мгновенно, с дальней, средней и близкой дистанции. Приемы - проходы в ноги, проводятся как завершающая часть комбинации, движения руками, выводов из равновесия, многих обманных движений. Те кто обладает в совершенстве этими приемами, имеют высокую скорость и отличатся прекрасной цепкостью. Одними кончиками пальцев эти атлеты вытаскивают своих противников из любых положений. Член сборной страны Николай Захаров многих побед достиг благодаря умению отлично выполнять приемы с захватом за ноги.

Третья группа приемов - броски через спину. Они проводятся своеобразно и по характеру близки к подножкам. 

Следующая группа приемов - броски:

  1. выведение из равновесия руками, подсечки, отхваты руками;

  2. броски халбарыйыы; они похожи на броски через грудь или подсечки с нападением, но выполняются не касаясь земли.

Развитие борьбы хапсагай шло стихийно. Нынешний ее арсенал богат, правила просты и строги. Хапсагаист начинал изучать борьбу практически со схватки в единоборстве. Поэтому шло слитное обучение техническим приемам и тактике, усвоение всего арсенала приемов проходит в условиях большого эмоционального подъема. Метод тренировки хапсагаиста детально не разработан и не изложен в литературе. Техника и тактика хапсагай совершенствуется, и вместе с этим растет класс борцов-хапсагаистов.

Отметим, что передовой метод тренировки по вольной борьбе вполне приемлем для борцов-хапсагаистов. Необходимо лишь учитывать специфику хапсагая.
Якутская национальная борьба по своим техническим и тактическим качествам похожа на вольную борьбу. Преобладающее число борцов вольного стиля в Якутии проходили школу хапсагая. Якутская борьба имеет ряд сходных с вольной борьбой положений. А именно:

1)Также как и в вольной борьбе разрешаются захваты за руки, за ноги. Поэтому круг применяемых приемов, особенно в стойке, также велик и разнообразен как и в вольной борьбе. Якутская национальная борьба не имеет партера. Техника хапсагая в стойке почти полностью напоминает вольную борьбу. При этом конечная, завершающая часть приема изменяется, чтобы класть противника на лопатки. Некоторые тренеры начинают обучение вольной борьбе с совершенствования приемов и навыков по хапсагаю, видоизменяя, дополняя концовки применительно к правилам спортивной борьбы. По такой методике тренеры добиваются заметных результатов. Есть у нас в республике небольшие коллективы где занимаются по объединенной программе - хапсагая и вольной борьбы.

2) Борьба хапсагай воспитывает ценные качества такие как: мышечное чувство, чувство ковра, умение удерживать дистанцию, чтобы не проиграть, борцу необходимо не только знать и умело применять технику, но и быть ловким, быстрым, сообразительным. Хапсагай, как вид борьбы, дает хорошую специальную подготовку атлетам. Хапсагаисты - большие мастера в стойке, мастера проходов в ноги, подсечек.

Наряду с технической подготовкой, хапсагай развивает силу, ловкость, быстроту, выносливость. Обычно, высокие мастера хапсагая проводят комбинации приемов с определенными тактическими подготовками, выводами из равновесия и тому подобное. Мышечное чувство в развитии видов борьбы в дальнейшем будет иметь исключительное место. Назревает необходимость поиска эффективных путей, средств, методов развития и совершенствования мышечного чувства. Хапсагай, на наш взгляд, является одним из лучших средств развития этого качества.

3) Занятия хапсагаем начинают обычно, хотя и неорганизованно, с раннего детства. Опрос многих борцов вольного стиля свидетельствует что хапсагаем они увлекались еще в дошкольные годы. В детском хапсагае характерна борьба вне захвата, мгновенная, кратковременная. Хапсагай дает небольшую нагрузку, что тоже делает этот вид борьбы доступным младшим школьникам. О влиянии хапсагая на мастерство якутских борцов вольного стиля говорят следующие факты. Чемпион СССР Роман Дмитриев в основу своего атакующего стиля брал чисто национальные приемы борьбы. Своей первой победе над иранским борцом Джавади на тбилисском международном турнире он был обязан приемам национальной борьбы хапсагай. В основе техники не особо одаренного силой, но успешно выступающего мастера по вольной борьбе А. Ермолаева, несомненно, также лежали навыки из якутской национальной борьбы хапсагай. Особое место занимает прекрасный хапсагаист, чемпион СССР Н. Захаров. У него, замечательного мастера, была отличная техника в основе которой лежали технические приемы, контрприемы, подсечки, захваты за ноги, за пояс, и руки якутской национальной борьбы хапсагай. Он был своеобразным ярким, неотразимым, эффектным, неповторимым борцом. Многим маститым мастерам ковра особая техника совсем еще юного Коли Захарова казалась неотразимой. Он побеждал многих своими излюбленными приемами из национальной якутской борьбы хапсагая.

Технико-тактическая подготовка для годов обучения.

Освоение элементов техники и тактики борьбы


ГНП 1,2,3

УТГ 1,2

УТГ 3,4

Освоение элементов техники и тактики

Стойка: фронтальная, левосторонняя, правосторонняя, низкая, средняя, высокая.

Дистанции: ближняя, средняя, дальняя, без контакта.

Элементы маневрирование, теснение.

Защита от захватов ног - отбрасывание ног.


Основные положения в борьбе:

-взаимоположения борцов при проведении приемов в стойке;

- взаимоположения борцов при проведении приемов в партере.

Элементы маневрирования:

- маневрирования в определенном захвате со сменой взаимоположений в стойке и в партере.

- маневрирования с задачей не дать сопернику осуществить определенный захват.

-маневрирования с задачей освободиться от захвата, навязываемого соперником.

- маневрирования с задачей осуществить свой захват.

- маневрирования с задачей перейти с одного захвата на другой.

- маневрирования с задачей занять выгодное положение для последующего выполнения определенного приема.

Атакующие и блокирующие захваты.

-при захвате запястья;

-при захвате одноименного запястья и плеча;

-при захвате обеих рук за запястья;

-при захвате рук сверху;

-при захвате рук снизу;

-при захвате разноименной руки и шеи;

-при захвате шеи с плечом;

-при захвате шеи с плечом сверху;

-при захвате туловища двумя руками спереди;

-при захвате туловища с рукой;

-при захвате одноименной руки и туловища сбоку;


Освоение основных положений, способов маневрирования, захватов на материале специализированных игровых комплексов, предусматривающих:

а) Быстро и надежно осуществлять захват;

б) быстро перемещаться.

в) предотвращать достижение захвата соперником или своевременно освобождать от него;

г) выводить из равновесия соперника;

д) сковывать его действия;

е) быстрым маневрированием завоевывать предпочтительную позицию;

ж) вынуждать отступать соперника;

з) готовиться к необычному началу поединка.


Техника борьбы хапсагай

  1. Защита от прохода в ноги

  2. Защита от прохода в ноги с подсечкой Николая Захарова- Сахаачча

  3. Защита подсечкой от прохода в ноги

  4. Нырок с подсечкой

  5. Обхват ногой

  6. Подсечка внешней стороны стопы с раскручиванием

  7. Подсечка ногой из захвата из-под руки

  8. Подсечка с внутренней стороны стопы

  9. Подсечка Юрия Андреева

  10. Прием «Тургэн» с захватом внутренней стороны ноги

  11. Прием «Тургэн» с захватом ноги снаружи

  12. Прием «Тургэн» с зацепом ногой

  13. Продергивание за руку с ложной атакой в ноги

  14. Продергивание под себя с ложной атакой в ноги

  15. Проход в ноги с раскручиванием

Борьба в стойке

-Сваливание сбиванием.

-Броски наклоном.

-Переводы рывком

-Переводы нырком.

-Броски наклоном.

-Броски поворотом «мельница».

-Броски подворотом.

-Переводы рывком.

-Переводы нырком.



Борьба в стойке.

-Сваливание сбиванием.

-Броски наклоном.

-Бросок поворотом («мельница»).

-Бросок подворотом.

-Бросок прогибом.

-Перевод нырком.



Борьба в стойке.

-Переводы рывком.

-Переводы нырком.

-Переводы вращением (вертушка

-Переводы выседом.

-Броски наклоном.

-Броски подворотом.

-Броски повортом («мельница»).

-Броски прогибом.

-Броски вращением («вертушка»).

-Броски сбиванием.

-Броски скручиванием. Броски седом.

Борьба в стойке.

-Сваливания сбиванием.

-Сваливания скручиванием.

-Удержания, дожимы, уходы и контрприемы с уходом с моста.




Возрастные и весовые категории для соревнований:

• Юноши младшего возраста 10-11лет (30 кг, 35 кг, 40 кг, 45 кг, +45 кг);

• Юноши младшего возраста 12-13лет (40 кг, 45 кг, 50 кг, 55 кг, +55 кг);

• Юноши среднего возраста 14-15лет (45 кг, 50 кг, 55 кг, 62 кг, +62 кг);

• Кадеты 16-17лет (50 кг, 55 кг, 62 кг, 70 кг, +70 кг);

• Мужчины 18лет и старше (55 кг, 62 кг, 70 кг, 80 кг, 90 кг, +90 кг);

• Ветераны старше 40лет (60 кг, 70 кг, 80 кг, +80 кг).

Возрастные категории для международных соревнований:

• Кадеты 16-17 лет;

• Юниоры 18-20 лет;

• Взрослые от 21 года и старше.

Борцы 17 лет допускаются к соревнованиям среди мужчин, если имеется справка, подтверждающая согласие родителей или лиц их замещающих, на участие данного спортсмена в соревнованиях.

Продолжительность схватки

На всех соревнованиях среди взрослых отсчет времени производится на табло от 0 до 4 минут, кроме абсолютного первенства, где полуфинальные схватки длятся 8 минут, а финал - 12 минут без перерыва. Время на табло останавливают во время пауз.

Продолжительность времени схваток:

• для младших и средних юношей 12-15 лет - 2 минуты;

• для кадетов 16-17лет - 3 минуты;

• взрослые 18 лет и старше - 4 минуты;

• ветераны от 40 лет и старше - 3 минуты.

На международных соревнованиях:

• для кадетов16-17 лет - 3 минуты;

• для молодежи 18-20 лет - 3 минуты;

• для взрослых от 21 года и старше - 4 минуты.

Чистая победа автоматически прекращает схватку вне зависимости от количества полученных предупреждений. В случаях, когда схватка заканчивается по истечении отведенного времени, победитель определяется по количеству полученных замечаний и предупреждений.


 Ковер и площадка

Используется стандартный борцовский ковер диаметром 9 метров.

Для обозначения различных частей ковра используются следующие термины:

• центральный круг называется центром ковра (диаметр - 1 м);

• внутренняя часть ковра, окруженная красной полосой, называется центральной поверхностью борьбы (диаметр - 7 м);

• красная полоса называется красной зоной - зоной пассивности (ширина - 1 м).

Чтобы не допустить загрязнения ковра, его необходимо мыть и дезинфицировать перед каждым этапом соревнований. Такие же гигиенические мероприятия необходимо производить, если ковры имеют гладкую, ровную и однородную поверхность (включая брезент).

Ковер должен располагаться таким образом, чтобы оставалось широкое открытое пространство для обеспечения нормального хода соревнований.

Летом во время национальных праздников или спартакиад республиканского значения соревнования могут проводиться на земляном покрове без круга или можно очертить круг диаметром 9 метров.











ЛИТЕРАТУРА



  1. Андросов Г.Г. Хапса5айдаhан тустуу. – Я., 1963.

  2. Волков Н.Н., Кочнев В.П., Тарский Н.Н. Национальные виды спорта Якутской АССР. (Правила соревнований). Якутск: Якутское книжное издательство, 1960.

  3. Кочнев В.П. Правила соревнований по национальным видам спорта ЯАССР. Якутск, 1988.

  4. Кочнев В.П. Якутия спортивная. Якутск: Национальное книжное издательство Республики Саха (Якутия), 1992. - 208 с.

  5. Кочнев В., Ноговицын В. Национальные традиции для физического развития // Социалистическая Якутия. 1990. - 10 мая.

  6. Кочнев В., Шамаев Н. На повестке дня возрождение. (Научн.-практ. конф. по вопросам развития нац. видов спорта, игр и развлечений в г. Якутске) // Социалистическая Якутия. - 1990. - 1 ноября.

  7. Преображенский С.А. Вольная борьба. – М.: ФиС,1979.-127с.

  8. Спортивная борьба: Учебное пособие для техн. и инст. физ. культ, (пед. фак.) / под ред. Г.С. Туманяна, . - М.: ФИС,1985.-144с.

  9. Савенков Г.И. Психолого-педагогическое воздействие на человека в системе спортивной тренировки (Психологическая подготовка спортсмена): Учеб. пособие для преп. ИФК.-М., 2001.-114 с.

  10. Спортивная борьба: Учебное пособие для тренеров/ Под общ. ред. А.Н. Ленца. - М.: ФиС,1964.-495с.

  11. Журнал "Спортивная борьба", 1972



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа дополнительного образования по борьбе "Хапсагай"

Автор: Уйгуров Павел Васильевич

Дата: 23.11.2015

Номер свидетельства: 257043


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства